СЕТИ
РОССИИ
64
э
н
е
р
г
о
с
н
а
б
ж
е
н
и
е
энергоснабжение
У
же
в
прошлом
веке
с
разви
-
тием
цивилизации
электро
-
энергетика
все
больше
ста
-
новилась
инфраструктурной
отраслью
,
определяя
многие
сторо
-
ны
существования
развитого
соци
-
ума
человеческого
общества
(1).
С
особой
наглядностью
это
проявля
-
ется
в
жизни
современных
городов
.
Энергопотребление
и
особенно
элек
-
тропотребление
становятся
в
один
ряд
с
водопотреблением
,
потребле
-
нием
воздуха
и
солнечного
света
.
Города
классифицируются
в
соот
-
ветствии
с
численностью
населения
(
тыс
.
чел
.)
следующим
образом
:
•
крупнейшие
—
свыше
500,
вплоть
до
мегаполисов
(
миллионников
);
•
крупные
—
от
250
до
500.
За
последние
годы
темпы
роста
городского
населения
России
суще
-
ственно
возросли
.
Крупнейшие
и
крупные
города
характеризуются
вы
-
сокой
плотностью
электрических
на
-
грузок
—
до
20—30
МВА
/
км
2
в
цен
-
тральных
районах
города
(3)
и
боль
-
шим
количеством
разнотипных
по
-
требителей
,
расположенных
на
огра
-
ниченной
территории
.
Многие
элек
-
троприемники
относятся
к
первой
категории
,
причем
число
таких
при
-
емников
постоянно
растет
.
К
тради
-
ционным
потребителям
первой
кате
-
гории
теперь
добавились
также
вы
-
числительные
комплексы
крупных
банков
,
федеральные
организации
,
крупнейшие
магазины
и
др
.
Крупные
города
и
мегаполисы
,
как
места
массового
пребывания
лю
-
дей
,
концентрации
промышленности
,
центров
управления
всеми
видами
жизнедеятельности
и
коммуникация
-
ми
,
имеют
развитую
и
энергоемкую
систему
жизнеобеспечения
,
которая
включает
централизованное
электро
-
и
теплоснабжение
,
котельные
,
инже
-
нерные
газовые
сети
,
сети
водопро
-
вода
и
канализации
,
городского
авто
-
дорожного
и
рельсового
транспорта
,
вокзалы
и
железные
дороги
,
аэропор
-
Проблемы
электроснабжения
крупных городов
и мегаполисов
Начиная с 1965 года весь многолетний международ-
ный опыт ликвидации последствий крупных систем-
ных аварий показывает, что самые большие ущербы
были от нарушения энергоснабжения крупных горо-
дов и особенно мегаполисов — Нью-Йорка (1965 г.),
Лондона (2004 г.), а недавно Москвы (2005 г.) и
Санкт-Петербурга (2010 г.).
Геннадий КОВАЛЕВ, ведущий научный сотрудник
Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева
Сибирского отделения РАН (ИСЭМ СО РАН),
д.т.н., профессор
65
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
ты
,
связь
,
телевидение
и
радио
,
боль
-
ницы
,
детские
учреждения
,
школы
и
другие
учебные
заведения
,
магази
-
ны
,
учреждения
культуры
и
общепита
,
а
в
мегаполисах
—
метро
,
высотные
здания
с
лифтами
и
другими
система
-
ми
жизнеобеспечения
(2).
Нарушение
электроснабжения
го
-
родов
и
промышленных
центров
со
-
провождается
опасными
для
жизни
и
здоровья
людей
последствиями
.
Так
,
авария
в
Москве
23—26
мая
2005
года
,
несмотря
на
конец
отопитель
-
ного
сезона
,
принесла
колоссальные
убытки
—
официально
до
2
млрд
руб
.
Остановились
многие
предприятия
в
Московской
,
Рязанской
,
Калужской
и
Тульской
областях
.
Был
парализован
весь
транспорт
столичного
мегаполи
-
са
.
Не
работало
не
только
метро
,
пе
-
ревозящее
основную
массу
пассажи
-
ров
,
но
и
нарушилось
движение
ав
-
томобильного
транспорта
,
так
как
не
работали
светофоры
,
бензоколонки
.
«
Замерли
»
водопровод
,
горячее
во
-
доснабжение
,
канализация
,
посколь
-
ку
насосы
этих
устройств
имеют
элек
-
трический
привод
.
Остановились
лиф
-
ты
.
Городская
жизнь
фактически
была
парализована
.
Хорошо
еще
,
что
в
Мо
-
скве
не
вошли
в
массовый
обиход
электронные
замки
и
запоры
квар
-
тир
.
Иначе
москвичи
не
смогли
бы
попасть
в
свои
квартиры
.
Так
было
в
Нью
-
Йорке
8—9
ноября
1965
года
.
Жильцы
спали
на
половичках
у
две
-
рей
своих
квартир
.
В
2005
г
.
в
Москве
испытывали
колоссальные
трудности
больницы
,
культурно
-
массовые
учреждения
.
Не
работали
предприятия
торговли
.
Про
-
изводства
не
выполнили
план
по
выпу
-
ску
продукции
.
Анализ
аварий
в
Нью
-
Йорке
и
Москве
позволил
сделать
вы
-
вод
о
том
,
что
ущерб
от
нарушения
их
электроснабжения
намного
превыша
-
ет
затраты
на
их
предотвращение
.
На
современном
этапе
требует
-
ся
существенное
повышение
надеж
-
ности
электроснабжения
крупных
городов
в
связи
с
массовой
много
-
этажной
застройкой
как
администра
-
тивных
,
так
и
жилых
районов
города
,
возрастающей
электрификацией
бы
-
товой
и
коммунальной
сфер
,
ростом
категорийности
электроприемников
.
Анализируя
современные
тенденции
развития
коммунально
-
бытовых
и
производственных
процессов
в
горо
-
дах
,
следует
обратить
внимание
на
то
,
что
надежность
их
электроснабжения
(4)
должна
рассматриваться
как
ком
-
плексное
свойство
,
состоящее
из
та
-
ких
актуальных
для
городов
свойств
,
как
безопасность
,
живучесть
и
безот
-
казность
.
Очевидно
,
что
безотказность
на
уровне
абсолютно
бесперебойно
-
го
электроснабжения
всех
районов
мегаполисов
обеспечить
невозмож
-
но
.
Поэтому
отдельные
кратко
-
временные
погашения
части
электро
-
приемников
неизбежны
из
-
за
корот
-
ких
замыканий
и
других
случайных
отказов
энергооборудования
.
От
та
-
ких
отказов
электроприемники
высо
-
кой
категории
должны
иметь
индиви
-
дуальную
защиту
и
резервирование
.
ПРОБЛЕМЫ
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
Основные
проблемы
энергоснаб
-
жения
городов
связаны
с
живучестью
и
безопасностью
.
Под
живучестью
(4)
понимается
способность
системы
энергоснабжения
противостоять
мас
-
совым
отключениям
потребителей
на
большой
территории
и
на
длитель
-
ное
время
.
Актуальным
является
так
-
же
и
безопасность
,
характеризующа
-
яся
экологической
,
социальной
и
тех
-
ногенной
защищенностью
населения
и
окружающей
среды
.
Для
России
проблема
электро
-
снабжения
больших
городов
имеет
особую
значимость
,
поскольку
часть
ее
территории
находится
в
суровых
климатических
зонах
.
Пиковые
на
-
грузки
приходятся
на
зимний
пери
-
од
,
когда
выживание
людей
и
функ
-
ционирование
промышленных
пред
-
приятий
определяется
электро
-
и
те
-
плоснабжением
.
Следует
особо
отме
-
тить
,
что
и
теплоснабжение
населен
-
ных
пунктов
также
зависит
от
элек
-
троснабжения
,
поскольку
осущест
-
вляется
от
большого
количества
элек
-
трокотельных
.
Причем
котельные
на
твердом
топливе
также
зависят
от
снабжения
их
электричеством
.
По
мнению
некоторых
специали
-
стов
(5),
рассматриваемая
пробле
-
ма
до
2030
года
может
трансформи
-
роваться
в
связи
с
тем
,
что
в
России
«…
рост
душевой
обеспеченности
жи
-
льем
и
автомобилями
,
дальнейший
прогресс
информационных
техноло
-
гий
,
расширяющих
возможность
ра
-
боты
на
дому
,
и
наличие
свободных
земель
изменит
тип
расселения
лю
-
дей
.
Их
концентрация
в
крупных
го
-
родах
сменится
коттеджным
рассе
-
лением
на
больших
окрестных
тер
-
риториях
с
размещением
в
преж
-
них
городах
способами
точечной
за
-
66
СЕТИ РОССИИ
стройки
преимущественно
госучреж
-
дений
,
офисов
,
компаний
,
гостиниц
,
культурных
и
финансовых
организа
-
ций
.
В
РФ
на
основе
современных
городов
-
миллионников
сложится
до
десятка
таких
агломераций
(
Москов
-
ская
агломерация
может
достигнуть
численности
25—30
млн
чел
.).
Наря
-
ду
с
этим
появятся
города
с
населе
-
нием
100—200
тыс
.
чел
.
в
районах
размещения
новой
индустрии
,
но
ис
-
чезнут
многие
старые
мелкие
горо
-
да
и
поселки
городского
типа
(
ПГТ
)».
Следует
заметить
,
что
концепция
рас
-
средоточенной
застройки
городов
была
принята
еще
в
советское
вре
-
мя
и
интенсивно
реализуется
в
но
-
вых
условиях
.
Поэтому
проблема
надежно
-
го
энергоснабжения
современных
крупных
городов
,
а
также
мегаполи
-
сов
в
перспективе
требует
повышен
-
ного
внимания
.
Должны
быть
разра
-
ботаны
и
реализованы
специальные
меры
в
области
надежности
систем
их
энергоснабжения
,
которые
будут
адекватны
возможной
тяжести
по
-
следствий
от
нарушения
энергоснаб
-
жения
систем
жизнеобеспечения
.
Учитывая
природно
-
климатические
условия
России
,
достаточное
разно
-
образие
регионов
в
экономическом
,
социальном
и
энергетическом
плане
,
такие
требования
должны
быть
зна
-
чительно
более
жесткими
в
сравне
-
нии
с
зарубежными
,
которые
к
тому
же
,
как
показывает
практика
,
име
-
ют
существенные
изъяны
.
На
стадии
планирования
допустимых
режимов
следует
принимать
во
внимание
бо
-
лее
тяжелые
расчетные
возмущения
(
потеря
подстанции
,
электростанции
,
кабельного
коллектора
и
т
.
п
.).
Высокая
плотность
застройки
,
стесненные
условия
для
проклад
-
ки
ЛЭП
и
выбора
площадок
под
под
-
станции
,
повышенные
архитектурно
-
эстетические
требования
диктуют
необходимость
применения
особых
схем
и
оборудования
систем
элек
-
троснабжения
(
закрытых
подстан
-
ций
,
многоцепных
воздушных
линий
,
кабельных
линий
высокого
и
сверх
-
высокого
напряжения
и
т
.
п
.).
Надежность
и
эффективность
энергоснабжения
крупных
населен
-
ных
и
промышленных
агломератов
должны
обеспечиваться
по
следую
-
щим
направлениям
и
в
соответству
-
ющих
объемах
.
ВНЕШНЕЕ
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ
Энергопотребление
современ
-
ных
мегаполисов
настолько
велико
,
что
только
за
редкими
исключения
-
ми
может
быть
обеспечено
источни
-
ками
производства
электро
-
и
тепло
-
энергии
,
расположенными
на
их
тер
-
ритории
.
Электроснабжение
крупных
промышленных
центров
и
городов
в
значительной
степени
осуществля
-
ется
от
внешних
источников
через
опорные
питающие
подстанции
.
Схема
внешнего
электроснаб
-
жения
крупного
агломерата
должна
включать
в
себя
не
менее
3—4
пита
-
ющих
подстанций
высокого
напряже
-
ния
(220
кВ
и
выше
)
большой
транс
-
форматорной
мощности
(20—25%
от
максимума
нагрузки
агломерата
для
каждой
подстанции
).
Питающие
под
-
станции
целесообразно
размещать
равномерно
по
периметру
в
приго
-
родной
зоне
города
,
объединяя
их
с
помощью
ЛЭП
в
единое
кольцо
.
Ре
-
комендуется
также
от
этих
подстан
-
ций
делать
по
направлению
к
центру
города
или
отдельным
предприяти
-
ям
так
называемые
глубокие
вводы
на
высоком
напряжении
(220
кВ
и
выше
).
Сегодня
за
рубежом
принято
глубокие
вводы
выполнять
в
подзем
-
ных
обслуживаемых
кабельных
тун
-
нелях
.
Выполненная
таким
образом
схема
внешнего
электроснабжения
характеризуется
высоким
уровнем
резервирования
и
режимной
гибко
-
сти
в
эксплуатационных
условиях
.
Для
сверхмегаполисов
типа
Мо
-
сквы
,
Санкт
-
Петербурга
и
других
можно
создавать
два
и
более
колец
электропитающей
системы
.
Важное
требование
электроснаб
-
жения
крупных
городов
—
избегать
пропуска
больших
транзитных
пото
-
ков
мощности
по
внутренним
город
-
ским
сетям
.
Должны
решаться
также
67
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
задачи
ограничения
токов
короткого
замыкания
.
Для
развития
энергетической
ин
-
фраструктуры
в
городском
хозяйстве
должны
предусматриваться
отвод
и
резервирование
необходимых
тер
-
риторий
,
что
является
в
современ
-
ных
условиях
одной
из
самых
острых
проблем
крупных
городов
.
В
результате
создаваемая
систе
-
ма
внешнего
электроснабжения
го
-
рода
должна
иметь
высокую
степень
гарантии
ее
надежности
.
ВНУТРЕННИЕ
ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕРАТОРНОЙ
МОЩНОСТИ
И
СЕТИ
ВНУТРЕННЕГО
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
Сооружение
электростанций
на
территории
города
—
необходимая
мера
на
случай
нарушения
внеш
-
него
электроснабжения
.
Рекомен
-
дуется
таких
источников
достаточ
-
ной
мощности
(10—15%
каждый
от
максимума
электрической
нагруз
-
ки
агломерата
)
иметь
не
менее
трех
.
Определяющим
при
выборе
источ
-
ников
энергоснабжения
для
отдель
-
ных
микрорайонов
крупных
городов
и
районов
новой
застройки
жилищ
-
ных
комплексов
уже
сегодня
стано
-
вятся
низкие
удельные
выбросы
за
-
грязняющих
веществ
,
компактность
установки
,
увеличенный
КПД
.
В
связи
с
тем
,
что
территории
мно
-
гих
областей
России
находятся
в
зоне
низких
температур
в
холодное
время
года
,
в
качестве
электростанций
наи
-
более
эффективны
ТЭЦ
,
обеспечива
-
ющие
комбинированную
выработку
электроэнергии
и
тепла
.
Использование
ТЭЦ
в
качестве
источников
электроэнергии
связа
-
но
с
проблемами
согласования
объ
-
емов
выработки
тепла
и
электриче
-
ства
.
Концентрация
производства
тепла
на
ТЭЦ
приводит
к
централи
-
зованной
системе
теплоснабжения
,
а
комбинированная
выработка
—
к
сильной
взаимозависимости
режи
-
мов
теплоснабжения
и
электроснаб
-
жения
.
ТЭЦ
должна
иметь
гарантиро
-
ванный
сбыт
(
потребление
)
электро
-
энергии
,
без
производства
которой
ТЭЦ
не
сможет
эффективно
выраба
-
тывать
тепловую
энергию
.
С
другой
стороны
,
при
потере
источников
теп
-
ла
его
возмещение
производится
на
-
селением
стихийно
за
счет
электри
-
ческой
энергии
,
что
может
привести
к
перегрузке
и
повреждениям
элек
-
трической
сети
.
Сброс
электриче
-
ской
нагрузки
,
в
свою
очередь
,
мо
-
жет
привести
к
дальнейшему
сниже
-
нию
тепловой
мощности
.
Поэтому
не
-
обходимо
предусматривать
резерви
-
рование
выработки
тепла
от
децен
-
трализованных
(
автономных
)
источ
-
ников
,
получение
тепла
в
аварийных
ситуациях
от
тепловых
сетей
сосед
-
них
районов
.
Сети
внутреннего
электроснаб
-
жения
(
питающие
и
распределитель
-
ные
)
выполняются
,
как
правило
,
ли
-
ниями
напряжением
110
кВ
и
ниже
.
И
только
в
отдельных
случаях
,
как
уже
отмечалось
,
применяются
глубокие
вводы
220
кВ
и
выше
в
центр
горо
-
да
,
которые
также
относятся
к
сетям
внутреннего
электроснабжения
.
Распределительные
городские
сети
выполняются
на
напряжении
10
или
20
кВ
.
Напряжения
6
и
35
кВ
к
применению
в
городских
се
-
тях
не
рекомендуются
по
технико
-
экономическим
соображениям
.
Выбор
схемы
электроснабжаю
-
щей
сети
зависит
от
конкретных
усло
-
вий
:
географического
положения
и
размещения
селитебной
территории
города
;
плотности
нагрузок
и
темпов
их
роста
;
количества
и
характеристик
источников
питания
;
исторически
сложившейся
существующей
схемы
сети
и
др
.
Пропускная
способность
сети
долж
-
на
обеспечивать
перетоки
мощно
-
сти
в
нормальных
и
послеаварийных
режимах
при
отключении
отдельных
элементов
сети
,
то
есть
должен
обе
-
спечиваться
как
минимум
критерий
(n — 1).
Конфигурация
и
параметры
68
СЕТИ РОССИИ
г о
-
родских
се
-
тей
должны
выби
-
раться
с
учетом
требований
нормативно
-
технической
докумен
-
тации
(6, 7).
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕ
-
НИЯ
ОСНОВНЫХ
ЖИЗНЕОБЕСПЕ
-
ЧИВАЮЩИХ
СТРУКТУР
ГОРОДСКОГО
ХОЗЯЙСТВА
Данные
требования
направлены
на
предотвращение
и
оперативную
ликвидацию
опасных
последствий
внезапного
нарушения
электроснаб
-
жения
основных
объектов
городской
и
промышленной
инфраструктуры
(3, 4):
•
систем
теплоснабжения
,
как
цен
-
трализованного
,
так
и
децентра
-
лизованного
,
в
отопительный
пе
-
риод
;
•
систем
водоснабжения
и
канали
-
зации
,
иных
гидротехнических
со
-
оружений
;
•
систем
наземного
,
подземного
и
воздушного
транспорта
и
систем
управления
их
движением
;
•
больниц
,
родильных
домов
и
учреждений
дошкольного
воспи
-
тания
и
школьного
образования
;
•
систем
связи
,
телевидения
и
ра
-
дио
;
•
зданий
высотой
более
75
м
.
К
таким
требованиям
следует
от
-
нести
:
•
устойчивость
объектов
электро
-
снабжения
от
кратковременных
(
от
долей
до
нескольких
секунд
)
погашений
,
вызванных
рабо
-
той
автоматических
и
защитных
устройств
энергосистем
;
•
обеспечение
объектов
источни
-
ками
аварийного
электро
-
и
те
-
плоснабжения
по
нормам
техно
-
логической
и
аварийной
брони
;
гарантированное
их
включение
в
работу
при
первой
необходимо
-
сти
;
оснащение
указанных
источ
-
ников
топливом
в
необходимом
объеме
и
квалифицированном
обслуживании
;
ликвидации
последствий
нарушения
обеспечивают
(4):
•
проектирование
схем
электро
-
снабжения
города
,
которое
долж
-
но
выполняться
с
выявлением
очередности
развития
на
срок
не
менее
10
лет
с
учетом
генераль
-
ных
планов
развития
городов
,
ко
-
торые
выполняются
на
перспек
-
тиву
25—30
лет
;
•
проектирование
систем
электро
-
снабжения
городов
с
резервиро
-
ванием
(
с
учетом
внешнего
и
вну
-
треннего
электроснабжения
)
в
размере
не
менее
10%
от
макси
-
мальной
нагрузки
,
предусмотрен
-
ной
имеющимися
планами
пер
-
спективного
развития
городского
хозяйства
.
При
этом
следует
пред
-
усматривать
достаточную
пропуск
-
ную
способность
электрических
сетей
всех
уровней
с
учетом
необ
-
ходимого
резервирования
;
•
разработку
и
реализацию
в
пре
-
делах
своей
компетенции
планов
по
предотвращению
и
ликвида
-
ции
нарушений
электроснабже
-
ния
города
;
•
прогнозирование
рисков
,
срав
-
нение
их
с
приемлемым
риском
и
обоснование
мер
для
их
(
ри
-
сков
)
снижения
(
предупрежде
-
ния
и
/
или
смягчения
негативных
последствий
аварий
) —
основа
управления
надежностью
любо
-
го
объекта
на
всех
этапах
его
жиз
-
ненного
цикла
;
•
обучение
оперативного
и
ремонт
-
ного
персонала
коммунальных
служб
городского
хозяйства
и
спе
-
циализированных
организаций
,
выполняющих
на
договорных
условиях
обслуживание
различ
-
ных
видов
энергетического
обо
-
рудования
;
•
подготовку
схем
и
средств
опове
-
щения
и
информирования
насе
-
ления
и
организаций
.
Субъекты
электроэнергетики
долж
-
ны
иметь
планы
и
инструкции
по
реа
-
лизации
противоаварийных
меропри
-
ятий
,
направленных
на
предотвраще
-
ние
развития
и
ликвидацию
наруше
-
ний
электроснабжения
крупных
объ
-
ектов
городской
инфраструктуры
,
а
также
на
восстановление
их
нормаль
-
ного
функционирования
.
Указанные
планы
и
инструкции
должны
пересма
-
триваться
по
мере
необходимости
,
но
не
реже
одного
раза
в
год
.
В
целом
,
должна
быть
разработа
-
на
совокупность
мер
,
исключающих
•
наличие
готовых
к
работе
передвижных
элек
-
тростанций
,
подстанций
и
ре
-
зервных
трансформаторов
для
использования
их
при
крупных
нарушениях
электроснабжения
и
в
иных
чрезвычайных
ситуациях
.
Количество
,
мощность
источни
-
ков
и
запасы
топлива
к
ним
долж
-
ны
быть
в
достаточных
объемах
;
•
относительно
высотных
зданий
(
небоскребов
свыше
20—30
эта
-
жей
),
возможно
размещение
в
цокольных
этажах
собственных
мини
-
электростанций
с
соответ
-
ствующим
запасом
топлива
.
Такая
практика
имеется
за
рубежом
,
на
-
пример
,
в
Токио
.
Возможно
даже
рассмотрение
атомных
источни
-
ков
энергии
высокой
степени
ра
-
диационной
безопасности
;
•
оснащенность
населения
как
на
рабочих
местах
,
так
и
в
быту
ин
-
дивидуальными
источниками
освещения
,
обогрева
,
приготов
-
ления
пищи
,
транспорта
,
связи
,
гигиены
,
защиты
.
В
коттеджах
—
генерирующие
агрегаты
мощно
-
стью
от
10
до
50
кВт
с
запасами
соответствующего
топлива
.
ОРГАНИЗАЦИОННО
-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
Субъекты
электроэнергетики
вправе
создавать
собственные
ор
-
ганы
,
координирующие
взаимодей
-
ствие
при
возникновении
или
угрозе
возникновения
нарушения
электро
-
снабжения
населенных
пунктов
.
С
момента
принятия
Системным
оператором
решения
об
объявле
-
нии
режима
высоких
рисков
на
со
-
ответствующей
территории
эти
орга
-
ны
субъектов
электроэнергетики
и
муниципалитета
мобилизуются
мак
-
симально
быстро
(
не
позднее
0,5—1
часа
).
При
принятии
решений
во
время
режима
высоких
рисков
ор
-
ганы
руководствуются
исключитель
-
ным
приоритетом
безопасности
,
жи
-
вучести
и
восстанавливаемости
объ
-
ектов
электроэнергетики
и
потре
-
бителей
перед
договорными
обяза
-
тельствами
и
экономическими
пре
-
ференциями
.
Требования
по
надеж
-
ности
должны
носить
не
рекоменда
-
тельный
,
а
обязательный
,
предписы
-
вающий
характер
.
Органы
местного
управления
го
-
родов
,
субъекты
электроэнергетики
,
потребители
с
целью
предотвраще
-
ния
нарушения
электроснабжения
и
69
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
полное
прекращение
электро
-
и
те
-
плоснабжения
не
только
города
,
но
и
какого
-
либо
его
района
,
особенно
крупного
,
на
время
,
превышающее
допустимую
величину
,
заранее
опре
-
деленную
в
зависимости
от
темпера
-
туры
наружного
воздуха
.
Надежность
электроснабжения
систем
жизнеобеспечения
населен
-
ных
пунктов
должна
быть
предме
-
том
специальных
исследований
и
разработок
на
основе
комплексных
проектно
-
технических
решений
под
руководством
региональной
админи
-
страции
.
Для
этого
в
составе
муници
-
пальных
органов
власти
необходима
структура
,
организующая
разработ
-
ку
комплексных
региональных
про
-
грамм
энергоснабжения
и
несущая
ответственность
за
обеспечение
на
-
дежности
энергоснабжения
,
адекват
-
ное
развитие
системы
электроснаб
-
жения
на
перспективу
.
Главной
задачей
указанной
струк
-
туры
на
современном
этапе
должно
стать
решение
проблемы
катастро
-
фического
износа
электро
-
и
тепло
-
оборудования
,
а
в
дальнейшем
—
не
-
допущение
такого
износа
.
Для
этого
следует
предусмотреть
постоянное
проведение
работ
по
обновлению
изношенного
оборудования
,
его
мо
-
дернизации
,
реконструкции
,
техпе
-
ревооружению
и
замене
.
Одновре
-
менно
субъекты
энергоснабжаю
-
щей
системы
призваны
обеспечи
-
вать
высокий
уровень
технического
обслуживания
оборудования
,
его
ре
-
монт
,
диагностирование
состояния
,
внедрение
автоматики
,
достаточ
-
ность
и
высокую
квалификацию
об
-
служивающего
персонала
,
оснащен
-
ность
его
необходимыми
приспосо
-
блениями
,
инструментами
,
транс
-
портными
средствами
и
т
.
п
.
Техниче
-
ский
персонал
должен
своевремен
-
но
производить
обходы
,
осмотры
,
испытания
оборудования
,
следить
за
режимами
работы
системы
,
не
допу
-
ская
перегрузки
отдельных
элемен
-
тов
,
повышать
свою
квалификацию
и
производительность
труда
.
Насе
-
ление
городов
должно
постоянно
ин
-
формироваться
о
состоянии
город
-
ского
электроснабжения
через
СМИ
,
своевременно
предупреждаться
о
грозящих
нарушениях
.
Соответству
-
ющие
структуры
обязаны
оператив
-
но
доводить
до
людей
способы
раци
-
онального
поведения
при
наступле
-
нии
чрезвычайных
ситуаций
,
свя
-
занных
с
глубокими
и
длительными
нарушениями
электроснабжения
.
Необходимо
принять
нормативы
,
стандарты
и
регламенты
всех
уров
-
ней
—
от
федерального
до
органи
-
зации
,
учитывающие
изложенные
выше
требования
к
надежности
элек
-
троснабжения
городов
.
Нормативно
-
правовая
база
всех
уровней
долж
-
на
предотвращать
стремление
неко
-
торых
субъектов
рынка
электроэнер
-
гетики
(
так
называемых
спекулятив
-
ных
собственников
)
экономить
на
мероприятиях
по
снижению
аварий
-
ности
и
обеспечению
надежности
.
Она
призвана
стимулировать
необхо
-
димость
соблюдения
норм
по
резер
-
вам
генераторных
мощностей
,
про
-
пускной
способности
электрических
сетей
,
их
устойчивости
и
живучести
.
При
этом
надо
иметь
в
виду
,
что
воз
-
можности
по
обеспечению
эффек
-
тивности
и
надежности
электроснаб
-
жения
закладываются
на
этапах
пла
-
нирования
,
проектирования
и
соо
-
ружения
объектов
электроэнергети
-
ки
.
Задача
же
эксплуатации
заклю
-
чается
в
реализации
и
поддержании
уровней
эффективности
и
надежно
-
сти
,
потенциально
-
заложенных
при
управлении
развитием
региональ
-
ных
энергосистем
.
Определяющей
составляющей
системы
управления
надежностью
является
ресурсное
обеспечение
.
Оно
включает
в
себя
материально
-
техническое
,
финансовое
,
кадровое
и
научно
-
методическое
.
70
СЕТИ РОССИИ
В
современных
российских
усло
-
виях
настоятельно
требуется
сохра
-
нить
,
а
возможно
,
и
усилить
коорди
-
нацию
оперативно
-
диспетчерского
управления
режимами
электро
-
и
те
-
плоснабжения
городов
,
промышлен
-
ных
агломератов
,
административных
и
технологических
субъектов
управ
-
ления
энергопредприятиями
.
ИННОВАЦИОННЫЕ
АСПЕКТЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭНЕРГОСНАБ
-
ЖЕНИЯ
БОЛЬШИХ
ГОРОДОВ
Изложенные
выше
принципы
и
средства
обеспечения
надежного
и
эффективного
энергоснабжения
го
-
родов
являются
традиционными
.
Од
-
нако
в
настоящее
время
в
услови
-
ях
развития
информационных
техно
-
логий
и
инновационной
экономики
перспективной
базой
в
энергетике
становится
интеллектуализация
тех
-
нологического
оборудования
,
объек
-
тов
,
систем
энергетики
и
управления
ими
.
Сегодня
,
и
в
частности
в
России
,
исследуются
и
формируются
новые
концептуальные
положения
разви
-
тия
электроэнергетики
,
соответству
-
ющие
новым
целям
и
тенденциям
функционирования
с
использовани
-
ем
современных
методов
и
средств
управления
,
оборудования
и
техно
-
логий
.
Новая
концепция
управления
,
получившая
название
за
рубежом
«
умной
» (Smart Grids),
а
в
России
—
интеллектуальной
системы
,
являет
-
ся
логическим
следствием
эволюци
-
онного
развития
энергетической
тех
-
ники
и
технологий
в
формирующем
-
ся
информационном
и
предполагае
-
мом
в
будущем
универсальном
типе
общественного
производства
.
Стратегическая
цель
создания
ин
-
теллектуальных
систем
энергоснаб
-
жения
крупных
городов
и
мегаполи
-
сов
состоит
в
возможности
ведения
наиболее
надежного
,
безопасного
и
экономически
эффективного
режи
-
ма
работы
системы
в
любой
реаль
-
ный
момент
времени
и
при
любых
меняющихся
внешних
и
внутренних
условиях
ее
функционирования
.
Основные
положения
программы
инновационного
интеллектуально
-
технологического
развития
отече
-
ственной
электроэнергетики
заклю
-
чаются
в
следующем
:
•
переоценка
традиционных
совре
-
менных
энергетических
техноло
-
гий
с
позиций
прогрессивных
ин
-
формационных
инноваций
,
гло
-
бальной
автоматизации
и
роботи
-
зации
процессов
управления
;
•
широкое
и
глубокое
диагности
-
рование
оборудования
,
монито
-
ринг
состояния
оборудования
и
систем
;
•
постепенное
превращение
управ
-
ляемых
объектов
и
окружающей
их
среды
в
«
цифровую
реаль
-
ность
»,
регулируемую
интеллекту
-
альными
ресурсами
,
в
том
числе
и
искусственным
интеллектом
.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬ
-
НОСТИ
ПЕРСОНАЛА
СИСТЕМЫ
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ
ГОРОДОВ
В
области
обеспечения
высокой
эффективности
профессиональной
деятельности
необходимы
разработ
-
ка
и
внедрение
эффективной
мето
-
дики
подбора
и
подготовки
кадров
,
создание
субъектами
энергоснабже
-
ния
собственных
систем
професси
-
ональной
подготовки
,
переподготов
-
ки
,
поддержания
и
повышения
ква
-
лификации
персонала
,
разработка
методического
и
правового
обеспе
-
чения
системы
подготовки
и
аттеста
-
ции
персонала
,
совершенствование
и
внедрение
программных
средств
обучения
и
тестирования
знаний
.
Важным
аспектом
подготовки
опе
-
ративного
персонала
является
психо
-
физическая
тренировка
,
а
современ
-
ным
инструментом
—
полномасштаб
-
ные
тренажеры
,
воспроизводящие
характеристики
объекта
управления
и
штатный
оперативный
человеко
-
машинный
интерфейс
.
В
новых
усло
-
виях
необходимо
предусмотреть
про
-
ведение
совместных
противоаварий
-
ных
тренировок
оперативного
пер
-
сонала
разных
субъектов
.
Предстоит
пересмотр
действующих
правил
,
ин
-
струкций
,
методических
указаний
по
надежной
и
безопасной
организации
управления
,
эксплуатации
,
обслужи
-
вания
,
ремонта
,
строительства
,
мон
-
тажа
и
наладки
энергооборудования
и
энергообъектов
.
Актуально
также
разработать
и
реализовать
действия
по
обеспече
-
нию
привлекательности
электроэнер
-
гетических
профессий
.
Судя
по
зару
-
бежному
опыту
,
большое
значение
имеет
«
энергетическое
»
воспитание
населения
,
особенно
в
части
энерго
-
сбережения
и
поведения
в
аварий
-
ных
состояниях
.
Должна
быть
проду
-
мана
система
мотивирования
граж
-
дан
,
организаций
и
предприятий
по
экономии
электроэнергии
и
обеспе
-
ченности
автономными
источника
-
ми
света
и
тепла
(
фонарики
,
газовые
плитки
,
керосинки
и
пр
.)
при
форс
-
мажорных
событиях
.
Разработаны
соответствующие
образовательные
программы
для
дошкольных
и
школь
-
ных
учреждений
,
средних
и
высших
учебных
заведений
.
Управление
интеллектуальными
энергосистемами
требует
высочай
-
шей
квалификации
персонала
и
строжайшего
соблюдения
техноло
-
гической
дисциплины
.
Повышение
квалификации
и
деловых
качеств
оперативного
персонала
должно
осу
-
ществляться
на
основе
новых
совре
-
менных
знаний
физической
и
техни
-
ческой
природы
электроэнергетики
,
производственно
-
экономических
от
-
ношений
между
субъектами
энерго
-
рынка
,
оценки
профессиональной
пригодности
и
психофизической
тре
-
нированности
.
Это
позволит
персо
-
налу
повысить
устойчивую
работу
и
обеспечить
высокую
надежность
и
эффективность
текущих
режимов
си
-
стемы
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Ковалев
Г
.
Ф
.
О
некоторых
аспек
-
тах
живучести
современных
ЭЭС
(
на
основе
анализа
двух
амери
-
канских
аварий
). //
В
кн
.:
Методи
-
ческие
вопросы
исследования
на
-
дежности
больших
систем
энерге
-
тики
.
Вып
. 20. —
Иркутск
:
СЭИ
СО
АН
СССР
, 1980. —
с
. 110—117.
2.
Концепция
надежности
в
электро
-
энергетике
. —
М
.:
РАО
«
ЕЭС
Рос
-
сии
», 2004. — 48
с
.
3.
Электроэнергетика
России
2030:
целевое
видение
. /
Под
общ
.
ред
.
Б
.
Ф
.
Вайнзихера
. —
М
.:
Альпина
Бизнес
Букс
, 2008. — 360
с
.
4.
Надежность
систем
энергетики
(
сборник
рекомендуемых
терми
-
нов
). /
Отв
.
ред
.
Н
.
И
.
Воропай
. —
М
.:
ИАЦ
«
Энергия
», 2007. — 191
с
.
5.
Концепция
и
основные
параме
-
тры
целевого
видения
развития
электроэнергетики
России
на
пе
-
риод
до
2030
г
.
М
.:
ИНЭИ
, 2006.
— 19
с
.
6.
Правила
устройства
электроуста
-
новок
. 7-
е
изд
. —
Утв
.
приказом
Минэнерго
РФ
от
20.05.03.
№
187.
7.
Инструкция
по
проектированию
городских
и
поселковых
электри
-
ческих
сетей
.
ВСН
9783 /
Мин
-
энерго
СССР
, 1984. — 56
с
.
Оригинал статьи: Проблемы электроснабжения крупных городов и мегаполисов
Начиная с 1965 года весь многолетний международный опыт ликвидации последствий крупных системных аварий показывает, что самые большие ущербы были от нарушения энергоснабжения крупных городов и особенно мегаполисов — Нью-Йорка (1965 г.), Лондона (2004 г.), а недавно Москвы (2005 г.) и Санкт-Петербурга (2010 г.).