Проблемы государственного инвестирования в сфере тарифной политики

Page 1
background image

Page 2
background image

34

СЕТИ

РОССИИ

т

а

р

и

ф

ы

т

арифы

УБЫТОЧНОСТЬ

 «

ПЕРЕХОДНОГО

» 

ПЕРИОДА

Как

 

показывает

 

практика

до

 

оформления

 

правоустанавливаю

-

щих

 

документов

 

на

 

объекты

 

но

-

вого

 

строительства

 

акционерное

 

общество

которое

 

реализует

 

ин

-

вестпроекты

несёт

 

убытки

 

ввиду

 

отсутствия

 

источников

 

покрытия

 

расходов

связанных

 

с

 

эксплуата

-

цией

.

1. 

Продолжительность

 

«

переход

-

ного

» 

периода

  (

с

 

момента

 

фак

-

тической

 

готовности

 

объекта

 

к

 

эксплуатации

 

до

 

момента

 

полу

-

чения

 

тарифов

составляет

 

при

-

мерно

 3,5—6 

мес

.:

• 

с

 

момента

 

готовности

 

объекта

 

до

 

получения

 

разрешительных

 

документов

  (

до

 

начала

 

работы

 

приёмочной

 

комиссии

) — 2—

недели

;

• 

период

 

работы

 

приёмочной

 

комиссии

  (

результат

 — 

подписа

-

ние

 

формы

 

КС

-14) — 1—1,5 

мес

.;

• 

оформление

 

правоустанавли

-

вающих

 

документов

  (

с

 

учётом

 

времени

 

на

 

подготовку

 

пакета

 

документов

) — 1—1,5 

мес

.;

• 

подготовка

 

и

 

направление

 

рас

-

чётных

 

материалов

 

по

 

тарифам

 

в

 

регулирующий

 

орган

утверж

-

дение

 

тарифов

 — 1—1,5 

мес

.

2. 

Как

 

правило

технически

 

гото

-

вые

 

к

 

эксплуатации

 

объекты

 

начинают

 

использоваться

 

по

 

своему

 

прямому

 

назначению

 

ещё

 

до

 

ввода

 

их

 

в

 

эксплуата

-

цию

на

 

основании

 

временных

 

разрешений

При

 

этом

 

расходы

связанные

 

с

 

эксплуатацией

 

объектов

  «

под

 

нагрузкой

», 

не

 

участвуют

 

в

 

формировании

 

сто

-

имости

 

строящегося

 

объекта

Проблемы 

государственного 

инвестирования 

в сфере тарифной 

политики

Опыт нетарифного финансирования проектов в об-
ласти строительства электроэнергетической инфра-
структуры Дальнего Востока вскрывает несовер-
шенство законодательной базы и острые проблемы 
тарифообразования. Что же препятствует эффектив-
ной реализации государственной политики, направ-
ленной на снятие инфраструктурных ограничений 
социально-экономического развития регионов ДФО?

Светлана КОВГАНОВА, советник генерального 

директора Дальневосточной энергетической управ-

ляющей компании (ОАО «ДВЭУК») 


Page 3
background image

35

№ 1 (16), январь–февраль, 2013

А

 

отсутствие

 

тарифа

 

в

 

свою

 

оче

-

редь

 

не

 

позволяет

 

осуществлять

 

коммерческую

 

деятельность

 

по

 

производству

 

или

 

передаче

 

энергии

.

3. 

В

 

части

 

оказания

 

услуг

 

по

 

тех

-

присоединению

 

энергоприни

-

мающих

 

установок

 

заявителя

 

к

 

новым

 

электросетевым

 

объ

-

ектам

 

высока

 

вероятность

 

того

что

 

заявитель

 

завершит

 

строи

-

тельство

 

своих

 

объектов

 

и

 

за

-

кроет

 

финансирование

 

титула

 

до

 

установления

 

регулирующим

 

ор

-

ганом

 

платы

 

за

 

технологическое

 

присоединение

Как

 

следствие

возникает

 

риск

 

невозмещения

 

затрат

 

на

 

технологическое

 

при

-

соединение

 

объектов

 

заявителя

 

(

данная

 

проблема

 

особенно

 

ак

-

туальна

когда

 

заявитель

 — 

бюд

-

жетная

 

организация

).

4. 

Объём

 

потерь

возникающих

 

в

 

процессе

 

передачи

 

электро

-

энергии

 

присоединенным

 

к

 

построенным

 

электросетевым

 

объектам

 

потребителям

также

 

формирует

 

у

 

Общества

 

непокры

-

ваемый

 

убыток

так

 

как

 

строи

-

тельная

 

компания

 

де

-

юре

 

для

 

ГП

 

является

 

потребителем

 

в

 

точке

 

присоединения

 

к

 

действу

-

ющей

 

СО

а

 

не

 

сетевой

 

ор

-

ганизацией

.

При

 

этом

 

действую

-

щее

 

законодательство

 

РФ

 

(

Постановление

 

Прави

-

тельства

 

РФ

 

от

 27.12.2004 

 861) 

не

 

позволяет

 

при

-

менить

 

при

 

новом

 

строи

-

тельстве

 

схему

  «

опосредо

-

ванного

» 

присоединения

 

и

 

тем

 

самым

 

использовать

 

право

 

распределить

 

воз

-

никающие

 

при

 

передаче

 

потери

 

на

 

потребителя

 

(

расчётным

 

путём

).

Кроме

 

того

отсутствие

 

правоустанавливающих

 

документов

 

на

 

вновь

 

по

-

строенные

 

объекты

 

не

 

позволяет

 

участвовать

 

в

 

формировании

 

предель

-

ных

 

индексов

 

роста

 

та

-

рифов

 

по

 

субъекту

 

РФ

 

на

 

следующий

 

регулируемый

 

период

Это

 

приводит

 

к

 

«

выпадению

» 

из

 

процесса

 

регулирования

 

тарифов

 

примерно

 

на

 1,5 

года

что

 

критично

 

при

 

новом

 

строи

-

тельстве

 

ввиду

 

существен

-

ной

 

амортизационной

 

нагрузки

 

в

 

структуре

 

тарифа

  (

по

 

сравнению

 

с

 

действующими

 

на

 

территории

). 

Для

 

впервые

 

регулируемой

 

организации

 

сроки

 

направления

 

расчётных

 

материалов

 

не

 

имеют

 

критического

 

значения

Однако

 

при

 

уже

 

утверждённых

 

ФСТ

 

России

 

предельных

 

индексах

 

цен

 

и

 

в

 

слу

-

чае

 

отсутствия

 

обращения

 

админи

-

страции

 

субъекта

 

РФ

 

с

 

обоснова

-

нием

 

их

 

увеличения

 

регулирующий

 

орган

 

вынужден

 

принять

 

решение

 

об

 

установлении

 

тарифов

 

на

 

уров

-

не

 

действующих

 

на

 

данной

 

терри

-

тории

Принимая

 

во

 

внимание

что

 

строительная

 

организация

 

возво

-

дит

 

энергообъекты

которые

 

после

 

завершения

 

всех

 

корпоративных

 

процедур

 (

период

 

их

 

реализации

 

со

-

ставляет

 

до

 

года

должны

 

быть

 

пере

-

даны

 

в

 

эксплуатацию

 

соответствую

-

щему

 

оператору

 

рынка

включение

 

выпадающих

 

доходов

 

в

 

последую

-

щий

 

период

 

регулирования

 

стано

-

вится

 

невозможным

так

 

как

 

после

 

передачи

 

объектов

 

происходит

 

сме

-

на

 

тарифополучателя

.

Здесь

 

весьма

 

актуальна

 

про

-

блема

 

«

правопреемственности

» 

тарифов

 — 

закон

 

предусматривает

 

такую

 

возможность

 

лишь

 

при

 

ре

-

организации

 

или

 

банкротстве

 

пер

-

вичного

 

тарифополучателя

Однако

 

ситуация

 

с

 

тарифами

 

на

 

о

Русский

 

показала

 

необходимость

 

наличия

 

возможности

  «

передачи

» 

тарифа

 

от

 

заказчика

-

застройщика

 

непо

-

средственно

 

эксплуатирующей

 

ор

-

ганизации

  (

на

 

праве

 

аренды

 

или

 

собственности

). 

Без

 

решения

 

этой

 

проблемы

  (

одной

 

из

 

её

 

составляю

-

щих

логична

 

ситуация

когда

 

опе

-

ратор

 

рынка

  (

генерирующая

 

или

 

сетевая

 

организация

отказывается

 

от

 

эксплуатации

 

вновь

 

построенных

 

объектов

 

без

 

подтверждения

 

рас

-

ходов

связанных

 

с

 

их

 

эксплуатаци

-

ей

 

и

 

амортизацией

 (

или

 

арендой

), 

в

 

тарифе

.

ОАО

  «

ДВЭУК

», 

созданное

 

в

 2001 

г

в

 

це

-

лях

 

повышения

 

эффективности

 

управления

 

дочерними

 

компаниями

 

РАО

  «

ЕЭС

 

России

» 

и

 

антикризисного

 

управления

 

рядом

 

АО

-

энерго

в

 

настоящее

 

время

 

выступает

 

основным

 

по

-

лучателем

 

госинвестиций

выделяемых

 

на

 

развитие

 

энергокомплекса

 

ДФО

Компания

 

реализует

 12 

инвестиционных

 

проектов

 

на

 

территории

 5 

регионов

 

Дальнего

 

Востока

 

и

 

Восточной

 

Сибири

Объём

 

инвестиционной

 

программы

 

компании

 

в

 2008—2012 

гг

соста

-

вил

 43,192 

млрд

 

руб

.

В

 2012 

г

ОАО

 «

ДВЭУК

» 

обеспечило

 

электро

и

 

теплоснабжение

 

объектов

 

саммита

 

АТЭС

-

2012 

на

 

о

Русский

 

по

 

постоянной

 

схеме

 

путём

 

ввода

 

в

 

эксплуатацию

 

мини

-

ТЭЦ

 «

Северная

» 

и

 

«

Центральная

» (I 

и

 II 

пусковые

 

комплексы

), 

те

-

плотрассы

 

и

 

распределительной

 

электросети

 

35/10 

кВ

.

В

 

период

 2010—2012 

гг

ОАО

 «

ДВЭУК

» 

обе

-

спечило

 

энергоснабжение

 

трёх

 

нефтепере

-

качивающих

 

станций

 

ТС

 

ВСТО

 

на

 

юго

-

западе

 

Якутии

 

в

 

рамках

 

проекта

 

по

 

расширению

 

про

-

пускной

 

способности

 

нефтепровода

 

с

 30 

до

 

50 

млн

 

тонн

 

в

 

год

В

 

общей

 

сложности

 

построе

-

но

 1250 

км

 

ВЛ

 220 

кВ

включая

 

три

 

подстан

-

ции

 

трансформаторной

 

мощностью

 150 

МВА

.

Уставный

 

капитал

 

равен

 38,342 

млрд

 

руб

., 

государству

 

принадлежит

 99,9% 

акций

.

Котельный

 

зал

 

мини

-

ТЭЦ

 «

Северная

»

Котельный

 

зал

 

мини

-

ТЭЦ

 «

Северная

»


Page 4
background image

36

СЕТИ РОССИИ

НЕОБХОДИМОСТЬ

 

И

 

ДОСТАТОЧНОСТЬ

 

УРОВНЯ

 

ТАРИФОВ

Социальный

 

аспект

Основная

 

дилемма

 

при

 

государ

-

ственном

 

регулировании

 

тарифов

 — 

достижение

 

и

 

соблюдение

 

баланса

 

интересов

 

всех

 

участников

 

рынка

производитель

 — 

транспортирую

-

щая

 

организация

 — 

гарантирующий

 

поставщик

 

или

 

энергосбытовая

 

ор

-

ганизация

 — 

потребитель

.

Данную

 

цепочку

 

следует

 

про

-

должить

 

или

 

расширить

 

ещё

 

одной

 

категорией

которая

по

 

сути

и

 

явля

-

ется

 

конечной

 — «

население

». 

Ведь

 

любое

 

изменение

 

цен

 

на

 

энерго

-

ресурсы

 

неотъемлемо

 

влечёт

 

в

 

той

 

либо

 

иной

 

степени

 

соответствую

-

щее

 

изменение

 

цен

 

на

 

потребитель

-

ском

 

рынке

.

Таким

 

образом

задача

 

государ

-

ства

 

состоит

 

в

 

том

чтобы

 

уравно

-

весить

 

чаши

 

весов

 

интересов

 

по

-

ставщика

 

энергии

  (

имеется

 

в

 

виду

 

совокупность

 

видов

 

деятельности

 — 

от

 

производства

 

до

 

сбыта

и

 

населе

-

ния

.

бежных

 

инвесторов

 

ничтожно

 

мала

 

(

срок

 

окупаемости

 

проектов

как

 

правило

превышает

 

срок

 

полез

-

ного

 

использования

 

построенных

 

объектов

), 

при

 

этом

 

модернизация

 

действующего

 

оборудования

 

и

 

стро

-

ительство

 

новых

 

энергообъектов

 

в

 

отдельно

 

взятых

 

территориях

 

приве

-

дёт

 

к

 

существенному

 

росту

 

аморти

-

зационной

 

составляющей

 

себестои

-

мости

 

энергии

что

 

должно

 

привести

 

и

 

к

 

соответствующему

 

росту

 

тарифа

 

для

 

конечного

 

потребителя

а

 

это

опять

 

же

недопустимо

 

с

 

учётом

 

со

-

циального

 

аспекта

То

 

обстоятельство

что

 

государ

-

ство

 

берёт

 

на

 

себя

 

обязанности

 

по

 

строительству

 

и

 

реновации

 

объек

-

тов

 

энергетики

является

 

недоста

-

точной

 

мерой

Необходимо

 

измене

-

ние

 

подхода

 

к

 

тарифообразованию

 

с

 

учётом

 

ввода

 

новых

 

мощностей

необходимости

 

обеспечения

 

каче

-

ственного

 

текущего

 

и

 

ремонтного

 

обслуживания

возврата

 

вложенных

 

средств

 

для

 

последующего

 

реинве

-

стирования

.

Сказанное

 

выше

 — 

лишь

 

часть

 

проблем

решение

 

которых

 

не

 

учтено

 

в

 

действующем

 

законода

-

тельстве

Поэтому

с

 

учётом

 

нарас

-

тающих

 

оборотов

 

государственного

 

целевого

 

финансирования

весьма

 

остро

 

возникает

 

потребность

 

в

 

кор

-

ректировке

 

подходов

правил

нор

-

мативных

 

документов

 

в

 

части

:

• 

определения

 

особых

 

условий

 

отпуска

 

энергии

 

и

 

ценообразо

-

вания

 

по

 

строящимся

 

объектам

работающим

 

на

 

основании

 

вре

-

менных

 

разрешений

и

 

техноло

-

гического

 

присоединения

 

к

 

ним

;

• 

возможности

 

включения

 

в

 

стоимость

 

строящихся

 

энерго

-

объектов

 

расходов

связанных

 

с

 

их

 

эксплуатацией

 

по

 

временной

 

схеме

Здесь

 

стоит

 

отметить

что

 

этот

 

момент

 

может

 

серьёзно

 

облегчить

 

тарифную

 

нагрузку

так

 

как

 

расходы

 

не

 

одномомент

-

но

 «

ложатся

» 

в

 

тариф

а

 

аморти

-

зируются

 

в

 

течение

 

нескольких

 

лет

;

• 

определения

 

особого

 

порядка

 

бухгалтерского

 

учёта

 

по

 

новому

 

строительству

 

энергообъектов

 

с

 

целью

 

снижения

 

тарифной

 

нагрузки

;

• 

упрощения

 

и

 

ускорения

 

порядка

 

регистрации

 

точек

 

ГТП

 

и

 

включе

-

ния

 

в

 

сводный

 

баланс

 

энергии

 

и

 

мощности

 

по

 

субъекту

расчёт

 

Мини

-

ТЭЦ

 «

Центральная

» 

на

 

о

Русский

Мини

-

ТЭЦ

 «

Центральная

» 

на

 

о

Русский

Но

 

зачастую

 

равновесие

 

не

 

до

-

стигается

 — 

для

 

поставщика

 

тариф

 

директивно

 

занижен

 

с

 

целью

 

сни

-

жения

 

социальной

 

нагрузки

Тем

 

не

 

менее

 

данный

 

подход

 

весьма

 

условно

 

защищает

 

интересы

 

потре

-

бителя

 — 

физического

 

лица

так

 

как

 

снижение

 

тарифа

 

для

 

населения

как

 

правило

сопровождается

 

увели

-

чением

 

нагрузки

 

для

 

потребителя

 — 

юридического

 

лица

Это

 

в

 

свою

 

оче

-

редь

 

сказывается

 

на

 

ценах

 

потреби

-

тельского

 

рынка

а

 

значит

, «

возвра

-

щается

» 

к

 

населению

.

 

Технический

 

аспект

  (

надёж

-

ность

)

Каковы

 

последствия

 

заниже

-

ния

 

тарифов

 

для

 

производителей

 

энергоресурсов

По

 

сути

это

 

мина

 

замедленного

 

действия

так

 

как

 

с

 

целью

 

достижения

 

безубыточности

 

своей

 

деятельности

 

производители

 

и

 

транспортировщики

 

вынуждены

 

сокращать

 

расходы

 

на

 

эксплуата

-

цию

 

и

 

техническое

 

обслуживание

 

энергообъектов

В

 

ущерб

 

надёжно

-

сти

 

работы

 

оборудования

 

зачастую

 

ремонты

 

выполняются

 

по

 

принципу

 

«

латания

 

дыр

» 

и

 

ориенти

-

рованы

 

на

 

краткосроч

-

ное

 

продление

 

ресурса

 

оборудования

  (

вспомни

-

те

 

важность

 

своевремен

-

ного

 

прохождения

 

ТО

 

для

 

своего

 

автомобиля

 

с

 

це

-

лью

 

продления

 

срока

 

его

 

безаварийной

 

работы

). 

Именно

 

такой

 

подход

 

к

 

тарифообразованию

 

приводит

 

к

 

снижению

 

надёжности

 

энергосисте

-

мы

 

ввиду

 

крайней

 

изно

-

шенности

 

существующих

 

энергоактивов

Данная

 

проблема

 

регулярно

 

про

-

является

 

то

 

в

 

одной

 

энер

-

госистеме

то

 

в

 

другой

 — 

аварии

отказ

 

работы

 

оборудования

Без

 

при

-

нятия

 

конструктивных

 

мер

 

развитие

 

проблемы

 

примет

 

системный

 

лави

-

нообразный

 

характер

.

КАК

 

ПОВЫСИТЬ

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 

ГОСУДАРСТВЕННОГО

 

ИНВЕСТИРОВАНИЯ

?

Сегодня

 

инвестицион

-

ная

 

привлекательность

 

энергоотрасли

 

для

 

зару

-


Page 5
background image

37

№ 1 (16), январь–февраль, 2013

предельных

 

уровней

 

роста

 

тари

-

фов

индикативной

 

цены

 

и

 

про

-

чих

 

составляющих

 

при

 

вводе

 

в

 

эксплуатацию

 

энергообъектов

построенных

 

за

 

счёт

 

средств

 

федерального

 

бюджета

;

• 

определения

 

особого

 

поряд

-

ка

 

предоставления

 

дотации

 

поставщикам

 

энергоресурсов

 

на

 

разницу

 

в

 

экономически

 

обоснованных

 

и

 

действующих

 

на

 

территории

 

тарифов

 — 

при

 

Воздушный

 

переход

 

через

 

р

Олёкма

условии

 

госинвестирования

 

в

 

энергомощности

 

опережающи

-

ми

 

темпами

  (

по

 

сравнению

 

с

 

ростом

 

потребления

);

• 

возможности

 

перекрёстного

 

субсидирования

 

тарифов

 

между

 

территориями

 

в

 

зоне

 

действия

 

одной

 

межрегиональной

 

ком

-

пании

В

 

этом

 

случае

 

влияние

 

амортизационной

 

составляю

-

щей

 

по

 

энергообъектам

постро

-

енным

 

за

 

счёт

 

средств

 

феде

-

рального

 

бюджета

на

 

конечные

 

тарифы

 

будет

 

минимальным

.

Принимая

 

во

 

внимание

что

 

указанные

 

проблемы

 

взаимос

-

вязаны

необходим

 

комплекс

-

ный

 

подход

 

к

 

их

 

решению

без

-

условно

на

 

правительственном

 

уровне

Вполне

 

возможно

что

 

способом

 

консолидации

 

и

 

ко

-

ординации

 

межведомственных

 

интересов

 

с

 

правом

 

законода

-

тельных

 

функций

 

может

 

явиться

 

и

 

деятельность

 

государственной

 

кор

-

порации

  (

госкомпании

развития

 

Дальнего

 

Востока

 

и

 

Байкальского

 

региона

вопрос

 

создания

 

которой

 

сейчас

 

активно

 

обсуждается

.  


Оригинал статьи: Проблемы государственного инвестирования в сфере тарифной политики

Читать онлайн

Опыт нетарифного финансирования проектов в области строительства электроэнергетической инфраструктуры Дальнего Востока вскрывает несовершенство законодательной базы и острые проблемы тарифообразования. Что же препятствует эффективной реализации государственной политики, направленной на снятие инфраструктурных ограничений социально-экономического развития регионов ДФО?

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Исследование влияния объектов микрогенерации на уровень напряжения в электрических сетях низкого напряжения

Возобновляемая энергетика / Накопители Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Харитонов М.С. Кугучева Д.К.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

Критерий потерь мощности от несимметричных токов в трехфазных трансформаторах и четырехпроводных линиях

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Косоухов Ф.Д. Епифанов А.П. Васильев Н.В. Криштопа Н.Ю. Горбунов А.О. Борошнин А.Л.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

Методика определения мест установки средств компенсации перемежающейся несимметрии напряжений в электрической сети с тяговой нагрузкой

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Тульский В.Н. Силаев М.А. Шиш К.В. Бордадын П.А. Шиш М.Р. Семешко Д.А.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

О влиянии провалов и прерываний напряжения на режимы функционирования промышленных систем электроснабжения

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии Диагностика и мониторинг
Севостьянов А.А.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»