34
стра
тегии и
перспективы
Проблемы электросетевого
комплекса России и некоторые
предложения по их решению
УДК
006.72
Стенников
В
.
А
.,
д
.
т
.
н
.,
чл
.-
корр
.
РАН
,
профессор
,
заслуженный
деятель
науки
,
врио
директора
института
систем
энергетики
им
.
Л
.
А
.
Мелентьева
Сибирского
отделения
Российской
академии
наук
(
ИСЭМ
СО
РАН
)
Головщиков
В
.
О
.,
к
.
т
.
н
.,
ст
.
н
.
с
.
института
систем
энергетики
им
.
Л
.
А
.
Мелентьева
Сибирского
отделения
Российской
академии
наук
(
ИСЭМ
СО
РАН
)
Ключевые
слова
:
электросетевой
ком
-
плекс
,
системообразую
-
щие
электрические
сети
,
распределительные
электрические
сети
,
эффективность
функцио
-
нирования
и
развития
Keywords:
electric grids, backbone
electrical networks,
distribution electrical
networks, ef
fi
ciency of
operation and development
Рассматриваются
некоторые
проблемы
электросетевого
комплекса
России
как
системообразующего
,
так
и
распределительного
.
На
конкретных
примерах
показаны
«
узкие
места
»
и
даны
предложения
по
их
устранению
.
Указывается
,
что
основные
проблемы
связаны
с
распределительными
электрическими
сетя
-
ми
,
которые
являются
технологической
основой
формирующегося
розничного
рынка
электроэнергии
.
С
остояние
российской
электроэнергетики
в
це
-
лом
и
в
электросетевом
комплексе
в
частности
в
течение
последних
нескольких
лет
с
разной
степенью
интен
-
сивности
обсуждается
на
самых
различных
уровнях
—
от
струк
-
тур
Федерального
собрания
до
всевозможных
конференций
и
совещаний
.
Например
,
на
сек
-
циях
форума
«
ТЭК
21
века
в
Рос
-
сии
» (2013, 2014
годы
),
на
выезд
-
ных
заседаниях
Комитета
ГД
по
энергетике
в
Иркутске
(
сентябрь
2013
года
и
март
2015
года
),
на
расширенном
заседании
Коми
-
тета
по
экономической
поли
-
тике
СФ
РФ
(
в
Москве
весной
2014
года
),
на
заседаниях
Ассо
-
циации
электроснабжения
горо
-
дов
России
(
в
Нижнем
Новгоро
-
де
летом
2014
и
в
Москве
весной
2015
года
).
Только
за
первое
по
-
лугодие
2017
года
таких
важных
мероприятий
было
несколько
,
например
:
парламентские
слу
-
шания
ГД
РФ
,
организованные
Комитетом
по
энергетике
3
апре
-
ля
2017
года
«
Об
итогах
рефор
-
мирования
электроэнергетики
»;
Международная
стратегическая
сессия
«
Энергетика
будущего
.
Реальная
динамика
изменений
»
(
в
городе
Севастополе
);
заседа
-
ние
Проектного
комитета
Наци
-
ональной
технологической
ини
-
циативы
(
НТИ
)
по
реализации
концепции
EnergyNet,
установоч
-
ного
заседания
секции
Эксперт
-
ного
совета
под
руководством
Комитета
по
энергетике
на
тему
о
законодательном
регулирова
-
нии
распределенной
генерации
,
включая
терминологическую
базу
и
т
.
д
.
Большинство
инфор
-
мации
,
представленной
на
этих
крупных
мероприятиях
и
в
СМИ
и
касающейся
электросетевого
комплекса
страны
,
носит
пози
-
тивный
характер
,
отражающий
определенные
успехи
в
функ
-
ционировании
и
развитии
этой
важнейшей
части
электроэнер
-
гетики
(
например
,
периодиче
-
ские
выступления
руководи
-
телей
ПАО
«
Россети
»).
Более
того
,
принятая
ПАО
«
Россети
»
в
2014
году
«
Политика
иннова
-
ционного
развития
и
повышения
энергетической
эффективно
-
сти
»,
а
затем
и
«
Положение
об
единой
технической
политике
в
электросетевом
комплексе
»,
в
которых
определены
техноло
-
гические
приоритеты
,
такие
как
построение
интеллектуальной
энергетической
системы
с
актив
-
но
-
адаптивной
сетью
(
идеоло
-
гия
Smart Grid),
внедрение
циф
-
ровых
элементов
электрической
сети
,
развитие
мультиагентных
технологий
управления
объекта
-
ми
и
др
.,
показывают
,
что
в
стра
-
не
есть
понимание
перспектив
-
ного
развития
электросетевого
комплекса
.
Однако
,
все
ли
так
хорошо
в
электросетевом
комплексе
?
Конечно
нет
,
и
тому
подтверж
-
дение
некоторые
выступления
на
упомянутых
всероссийских
35
и
международных
мероприятиях
и
немногочисленные
публика
-
ции
,
которые
высвечивают
также
и
острые
проблемы
в
электросе
-
тевом
комплексе
.
Актуальность
(
острота
)
про
-
блемы
подтверждается
и
под
-
готовкой
круглого
стола
на
тему
«
Текущее
состояние
и
перспек
-
тивы
развития
электросетевого
комплекса
России
.
Основные
проблемы
и
пути
их
решения
»,
который
будет
организован
Ко
-
митетом
по
энергетике
Госдумы
РФ
в
рамках
осенней
сессии
Гос
-
думы
РФ
2017
года
.
Многие
во
-
просы
по
данной
проблеме
уже
неоднократно
озвучивались
,
в
том
числе
на
выездных
засе
-
даниях
Комитета
по
энергетике
ГД
,
на
парламентских
слушани
-
ях
3
апреля
2017
года
.
Краткий
анализ
некоторых
проблемных
ситуаций
и
предложения
по
их
поэтапному
преодолению
были
направлены
в
Комитет
по
энер
-
гетике
для
включения
в
проект
рекомендаций
(
решений
)
упомя
-
нутого
выше
круглого
стола
.
Вот
некоторые
,
наиболее
важ
-
ные
,
по
нашему
мнению
,
предло
-
жения
.
Они
не
касаются
вопросов
физического
и
морального
изно
-
са
электросетевого
комплекса
страны
(
при
всей
их
очевидности
и
важности
!),
которые
в
большей
мере
являлись
и
являются
след
-
ствием
проблем
организационно
-
го
характера
.
ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ
И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕГО
ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО
КОМПЛЕКСА
Совершенно
очевидно
,
что
раз
-
витие
системообразующих
элек
-
трических
сетей
необходимо
строго
увязывать
с
объективной
оценкой
их
необходимости
,
за
-
висящей
от
реальных
планов
потребления
электроэнергии
(
мощности
),
напрямую
связано
с
функционированием
и
разви
-
тием
социально
-
экономическо
-
го
комплекса
страны
.
Стратегия
развития
энергетики
и
,
соответ
-
ственно
,
одной
из
его
состав
-
ляющих
—
электросетевого
комплекса
,
должны
опираться
только
на
стратегию
развития
экономики
страны
,
а
не
на
необо
-
снованные
желания
отдельных
крупных
компаний
.
При
этом
она
обязательно
должна
включать
как
минимум
два
сценария
—
ре
-
алистичный
и
оптимистический
,
каждый
из
которых
представ
-
ляет
развитие
на
среднесроч
-
ную
(2–5
лет
)
и
долгосрочную
(10–15
лет
и
не
более
!)
перспек
-
тиву
.
Действующая
Энергетическая
стратегия
России
на
период
до
2030
года
рассматривает
,
к
со
-
жалению
,
в
основном
вариант
развития
,
который
недостаточно
учитывает
реальную
ситуацию
в
электроэнергетике
и
обосно
-
ванность
ее
будущего
.
Неадек
-
ватное
реальным
условиям
раз
-
витие
,
принятые
неправильные
посылы
и
механизмы
их
реали
-
зации
привели
к
тому
,
что
были
построены
избыточные
систе
-
мообразующие
электросети
,
не
-
которые
из
которых
загружены
не
более
,
чем
на
30%.
Они
до
-
полнительным
финансовым
гру
-
зом
ложатся
на
потребителей
и
прежде
всего
на
население
,
бюджетные
организации
и
ма
-
лый
бизнес
.
Это
не
должно
стать
общепринятой
практикой
пла
-
нирования
развития
энергетики
страны
и
регионов
.
На
упомяну
-
тых
выше
Парламентских
слуша
-
ниях
в
ГД
РФ
3
апреля
2017
года
представитель
Минэкономразви
-
тия
подтвердил
крупные
ошибки
в
прогнозах
,
которые
привели
к
незагруженным
электрическим
сетям
и
новым
электростанциям
.
Исходя
из
анализа
реально
скла
-
дывающейся
ситуации
в
соци
-
ально
-
экономическом
комплексе
страны
,
необходимо
разработать
в
кратчайшие
сроки
реалистич
-
ный
вариант
развития
электросе
-
тевого
комплекса
России
.
Представляется
необходи
-
мым
под
руководством
Комитета
по
энергетике
(
рабочая
группа
,
совет
)
с
участием
технических
специалистов
АО
«
СО
ЕЭС
»,
ПАО
«
Россети
»
и
представите
-
лей
профильных
федеральных
Министерств
провести
в
бли
-
жайшее
время
инвентаризацию
построенных
электросетевых
объектов
,
их
загруженности
,
вы
-
явить
необоснованно
постро
-
енные
объекты
,
дать
правовую
оценку
и
определить
ответ
-
ственность
за
допущенные
про
-
счеты
.
Необходимо
выработать
рекомендации
по
механизмам
возврата
неэффективно
потра
-
ченных
средств
.
Любые
пожелания
и
планы
по
строительству
электросетей
со
стороны
компаний
(
особен
-
но
крупных
)
должны
быть
под
-
креплены
их
собственными
фи
-
нансовыми
обязательствами
.
Необходимо
также
,
что
уже
не
раз
отмечалось
,
для
стимули
-
рования
заказчиков
в
участии
в
финансирования
(
софинанси
-
рования
)
нового
строительства
определять
право
собственно
-
сти
на
вновь
создаваемые
про
-
изводственные
фонды
элек
-
тросетевого
комплекса
только
в
соответствии
с
их
финансо
-
вым
вкладом
.
Ситуация
,
когда
строительство
электросетево
-
го
комплекса
осуществляется
«
на
всякий
случай
», «
возможно
,
пригодится
в
будущем
»
эконо
-
мически
вредна
,
приводит
к
за
-
мораживанию
инвестиционных
ресурсов
и
должна
быть
исклю
-
чена
из
практики
.
Вместе
с
тем
,
в
электросе
-
тевом
комплексе
накопилось
много
вопросов
с
расшивкой
узких
мест
,
которые
не
реша
-
ются
на
протяжении
многих
лет
и
требуют
активных
действий
.
Например
,
по
условиям
протя
-
женности
ЛЭП
220
кВ
на
БАМе
,
конечно
,
должна
была
строить
-
ся
не
на
220
кВ
,
а
на
500
кВ
,
но
в
тот
период
«
сроки
поджима
-
ли
».
Сейчас
планируется
строи
-
тельство
ЛЭП
500
кВ
,
исходя
«
из
бурного
освоения
зоны
БАМа
и
многократного
возрастания
железнодорожных
грузовых
пе
-
ревозок
в
ближайшее
время
».
К
сожалению
,
эти
«
планы
»
опять
не
подтверждаются
качест
-
венным
технико
-
экономическим
обоснованием
,
за
исключением
энергоснабжения
золоторудных
месторождений
,
которые
уже
решаются
другими
проектами
,
и
сооружения
насосных
станций
для
магистральных
трубопрово
-
дов
в
этом
регионе
.
Целесообразно
в
кратчай
-
шие
сроки
решить
проблему
за
-
№
5 (44) 2017
36
грузки
построенной
ЛЭП
500
кВ
Иркутск
—
Гусино
-
Озерская
ГРЭС
—
Чита
-500.
Эта
ЛЭП
по
-
строена
в
габаритах
500
кВ
,
но
работает
под
напряжением
220
кВ
.
При
этом
основная
ЛЭП
220
кВ
,
идущая
параллельно
в
нескольких
километрах
и
обе
-
спечивающая
также
тяговое
электроснабжение
Транссиба
,
перегружена
.
В
Иркутской
области
необ
-
ходимо
в
сжатые
сроки
ресур
-
сами
ПАО
«
Россети
» (
ФСК
),
со
-
вместно
с
АО
«
ЕвроСибэнерго
»
(
ПАО
«
Иркутскэнерго
»,
ОАО
«
Иркутская
электросетевая
компания
»)
решить
проблему
«
запертой
»
мощности
в
объеме
не
менее
600
тыс
.
кВт
в
районе
Усть
-
Илимского
энергоузла
.
Это
важно
,
так
как
дешевле
постро
-
ить
ЛЭП
500
кВ
,
чем
строить
оче
-
редную
электростанцию
,
плани
-
руемую
к
сооружению
в
районе
города
Усть
-
Кут
.
Острой
является
проблема
роста
составляющей
за
услуги
по
передаче
электроэнергии
по
сетям
в
конечной
цене
(
тарифе
)
за
электроэнергию
для
потре
-
бителей
.
В
рамках
упомянутой
выше
рабочей
группы
(
совета
),
с
привлечением
ФАС
России
и
научно
-
технических
специали
-
стов
,
необходимо
дать
развер
-
нутый
анализ
по
формированию
цены
на
электроэнергию
для
конечных
потребителей
,
в
кото
-
рой
составляющая
за
услуги
по
передаче
электроэнергии
уже
превысила
60–70%
по
стране
.
С
вопросами
сетевого
тари
-
фа
связана
хорошо
известная
проблема
«
последней
мили
»,
представляющая
экономически
необоснованный
и
дискримина
-
ционный
механизм
ценообра
-
зования
в
электроэнергетике
.
При
многократных
заявлениях
на
самом
высоком
уровне
об
экономической
обоснованности
принимаемых
в
электроэнер
-
гетике
решений
,
сдерживании
тарифов
для
конечных
потреби
-
телей
и
т
.
д
.,
этот
механизм
в
зна
-
чительной
мере
делает
данные
утверж
дения
декларативными
,
поэтому
его
действие
должно
быть
устранено
во
всех
регионах
РФ
без
исключения
.
ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ
И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО
ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО
КОМПЛЕКСА
Очень
много
говорится
и
пи
-
шется
о
том
,
что
основные
пробле
-
мы
в
электросетевом
комплексе
России
сосредоточены
в
распре
-
делительных
сетях
(
в
основном
напряжением
35
кВ
и
ниже
),
ко
-
торые
требуют
не
меньшего
вни
-
мания
,
чем
системообразующие
электрические
сети
[1].
Эти
сети
являются
технологической
осно
-
вой
так
и
не
созданного
(
даже
на
концептуальном
уровне
!)
рознич
-
ного
рынка
электроэнергии
(
мощ
-
ности
) —
РРЭМ
.
Представленная
Минэнерго
РФ
в
ноябре
2016
года
«
Модель
либерализации
роз
-
ничного
рынка
электроэнергии
»
не
может
рассматриваться
как
общепринятая
концепция
РРЭМ
.
Большинство
генерирующих
ком
-
паний
и
гарантирующих
постав
-
щиков
высказались
отрицательно
в
отношении
представленной
мо
-
дели
.
При
этом
уже
не
в
первый
раз
заявлено
о
доработке
модели
в
2017
году
.
В
целом
в
распределитель
-
ном
электросетевом
комплексе
скопилось
множество
взаимо
-
связанных
проблем
,
включающих
технические
,
экономические
,
фи
-
нансовые
,
организационно
-
право
-
вые
и
другие
вопросы
.
Некото
-
рые
предложения
по
их
решению
предлагаются
ниже
.
На
региональном
уровне
(
в
субъектах
РФ
),
исходя
из
эко
-
номической
целесообразности
,
необходимо
разрешить
совмеще
-
ние
деятельности
по
передаче
электроэнергии
по
сетям
и
энерго
-
сбытовой
деятельности
,
поставив
ее
под
контроль
территориаль
-
ных
органов
ФАС
и
региональных
служб
по
тарифам
.
Это
обеспечит
снижение
транзакционных
затрат
в
полтора
-
два
раза
в
результате
исключения
посредников
в
лице
сбытовых
организаций
,
что
снизит
тарифы
для
конечных
потреби
-
телей
.
Сбытовые
организации
не
выполнили
возлагаемую
на
них
функцию
обеспечения
конкурен
-
ции
на
розничном
рынке
.
Конку
-
ренция
на
потребительском
рын
-
ке
не
заработала
.
Для
улучшения
финансо
-
вой
ситуации
территориальных
электросетевых
компаний
необ
-
ходимо
:
1.
Создать
жесткие
условия
для
всех
потребителей
,
чтобы
выполнить
требования
ФЗ
№
261-
фз
«
Об
энергосбере
-
жении
и
повышении
энер
-
гоэффективности
»
в
части
организации
приборного
уче
-
та
энергоресурсов
,
включая
введение
повышенных
нор
-
мативов
потребления
для
на
-
селения
без
приборов
учета
энергии
.
Без
этого
распредели
-
тельный
электросетевой
ком
-
плекс
(
и
как
следствие
РРЭМ
)
не
может
эффективно
функци
-
онировать
.
Возможно
следует
привлечь
для
этих
целей
ме
-
ханизм
субсидирования
мало
-
обеспеченных
семей
.
2.
Поэтапно
(
в
2018–2019
годах
)
увеличивать
плату
за
техноло
-
гическое
присоединение
фи
-
зических
лиц
к
электрическим
сетям
при
мощности
не
более
15
кВт
,
доведя
платежи
до
экономически
обоснованных
затрат
по
технологическому
присоединению
(
при
необхо
-
димости
также
привлечь
меха
-
низм
субсидирования
).
Серьезная
проблема
,
заслу
-
живающая
внимания
,
связана
с
переходом
электросетей
на
напряжение
20
кВ
.
По
итогам
со
-
стоявшейся
в
Москве
11
июля
2017
года
очередной
III
Всерос
-
сийской
конференции
(
с
между
-
народным
участием
) «
Технико
-
экономические
аспекты
развития
электрических
сетей
20
кВ
»,
ор
-
ганизатором
которой
выступил
журнал
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»,
была
отмечена
необходимость
законодательной
и
нормативной
поддержки
процессам
развития
и
эксплуатации
электрических
сетей
20
кВ
при
наличии
техни
-
ко
-
экономических
обоснований
с
учетом
современных
требова
-
ний
к
построению
интеллекту
-
альных
электрических
сетей
.
Участниками
конференции
также
были
сформулированы
рекомендации
по
экономически
обоснованному
применению
20-
киловольтных
сетей
.
Отчет
СТРАТЕГИИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ
37
об
итогах
конференции
был
на
-
правлен
в
Министерство
энер
-
гетики
РФ
.
Следует
отметить
,
что
разностороннее
обсуждение
данных
вопросов
проводилось
специалистами
отрасли
и
в
пре
-
дыдущие
годы
[2],
в
результате
чего
на
данный
момент
сфор
-
мирована
практически
полная
картина
,
отражающая
достоин
-
ства
,
недостатки
и
пределы
при
-
менения
электрических
сетей
20
кВ
.
В
связи
с
вышесказанным
и
накопленным
определенным
положительным
опытом
в
стра
-
не
представляется
актуальным
:
в
кратчайшие
сроки
законода
-
тельно
закрепить
требование
,
в
соответствии
с
которым
при
новом
строительстве
электриче
-
ских
сетей
,
как
правило
,
приме
-
нять
напряжение
20
кВ
вместо
10
кВ
,
что
кроме
вышеуказан
-
ных
преимуществ
электросетей
20
кВ
снимет
часть
острейших
проблем
с
подключением
новых
потребителей
.
Следует
принять
норматив
-
но
-
правовой
акт
,
упрощающий
процедуру
выделения
земель
под
электросетевое
строитель
-
ство
.
Без
этого
невозможно
лик
-
видировать
огромные
проблемы
с
присоединениями
новых
по
-
требителей
к
электрическим
се
-
тям
низких
классов
напряжения
.
В
некоторых
регионах
страны
существуют
примеры
приори
-
тетного
выделения
земель
под
строительство
электрических
сетей
.
Это
делается
несмотря
на
многочисленные
отвлекающие
разговоры
о
«
землях
лесного
фонда
», «
землях
сельхозназна
-
чения
»,
многие
из
которых
уже
давно
не
обрабатываются
,
и
от
-
сутствуют
планы
по
их
освое
-
нию
.
В
качестве
положительного
опыта
упрощенного
выделения
земельных
участков
под
элек
-
тросетевое
строительство
без
их
изъятия
у
собственника
мог
-
ла
бы
стать
реализация
пред
-
ложения
АО
«
Тюменьэнерго
»,
опирающегося
на
статью
23
Зе
-
мельного
кодекса
России
,
кото
-
рая
предусматривает
порядок
ограниченного
пользования
чу
-
жим
земельным
участком
(
сер
-
витут
) [3].
В
соответствии
с
требовани
-
ем
ФЗ
№
261-
фз
по
снижению
потерь
при
транспорте
энергии
необходимо
установить
для
тер
-
риториальных
распределитель
-
ных
электросетевых
компаний
жесткое
условие
,
предусматри
-
вающее
,
например
,
в
течение
трех
лет
,
начиная
с
1
января
2018
года
снижение
потерь
элек
-
троэнергии
при
ее
передаче
по
сетям
35
кВ
и
ниже
(
технологи
-
ческие
потери
)
до
нормативного
значения
—
не
выше
12%.
Эта
величина
реально
достижима
,
что
подтверждается
опытом
успешных
распределительных
сетевых
компаний
.
Острейшая
проблема
связа
-
на
с
повышением
технического
уровня
и
эффективности
распре
-
делительного
электросетевого
комплекса
,
который
должен
со
-
ставить
технологическую
осно
-
ву
формирования
полноценного
розничного
рынка
электроэнер
-
гии
.
Для
выполнения
этой
задачи
необходима
консолидация
сете
-
вых
активов
,
решение
тарифных
вопросов
и
упорядочивание
про
-
цесса
планирования
развития
.
Далее
рассматриваются
некото
-
рые
из
этих
вопросов
.
1.
Как
правило
,
эксплуатацией
распределительного
электро
-
сетевого
комплекса
занимаются
«
Территориальные
сетевые
ор
-
ганизации
» (
ТСО
).
Это
определе
-
ние
представляется
неудачным
,
более
правильным
было
бы
эти
организации
называть
«
Распре
-
делительные
электросетевые
компании
» (
РЭСК
).
Таких
ТСО
(
РЭСК
)
в
регионах
России
функ
-
ционирует
более
полутора
тысяч
,
они
имеют
разные
масштабы
,
различные
формы
собственно
-
сти
и
существенно
отличаются
по
своей
эффективности
—
от
достаточно
успешных
(
которых
небольшое
количество
),
до
фак
-
тически
терпящих
банкротство
.
Эта
ситуация
существует
уже
не
один
год
,
однако
улучшений
не
предвидится
.
Обсуждения
нако
-
пившихся
проблем
ТСО
(
РЭСК
)
проводились
за
последние
четы
-
ре
года
на
самых
различных
уров
-
нях
,
в
том
числе
и
на
упомянутых
выше
парламентских
слушаниях
ГД
РФ
,
организованных
Комите
-
том
по
энергетике
3
апреля
2017
г
. «
Об
итогах
реформирования
электроэнергетики
».
Научно
-
тех
-
ническое
сообщество
и
пред
-
ставители
власти
понимают
,
что
Распоряжение
Правительства
РФ
№
511-
р
от
03.04.2013
г
. «
Страте
-
гия
развития
электросетевого
ком
-
плекса
Российской
Федерации
»
обеспечило
юридические
осно
-
вания
для
по
этап
ной
ликвидации
множества
неэффективных
ТСО
(
РЭСК
).
В
разделах
VI («
Целевые
ориентиры
»)
и
VII («
Механизмы
реализации
и
контроля
»)
пропи
-
сан
общий
алгоритм
реализации
данного
распоряжения
.
Основная
идея
распоряжения
,
касающаяся
повышения
эффективности
ТСО
(
РЭСК
),
направлена
на
консолида
-
цию
электросетевых
активов
ТСО
(
РЭСК
)
на
базе
наиболее
успеш
-
ных
компаний
,
после
тщатель
-
ной
процедуры
сопоставления
основных
технических
и
финан
-
сово
-
экономических
показателей
различных
ТСО
(
РЭСК
).
Вместе
с
тем
,
по
имеющейся
информа
-
ции
,
продолжается
вялотекущий
процесс
по
выполнению
Распо
-
ряжения
№
511-
р
,
хотя
прошло
уже
четыре
года
с
момента
его
принятия
.
Ситуацию
кардинально
не
изменил
и
выход
Постановле
-
ния
ПР
РФ
№
184
от
28.02.2015
г
.
«
Об
отнесении
владельцев
объ
-
ектов
электросетевого
хозяйства
к
ТСО
»,
которое
,
как
обычно
,
вышло
с
полуторогодовалым
от
-
ставанием
от
ранее
намеченного
срока
.
Происходит
относительно
медленное
снижение
количества
ТСО
(
РЭСК
)
в
регионах
,
но
при
этом
никакого
детального
анализа
и
сравнения
показателей
эффек
-
тивности
процесса
реструктури
-
зации
компаний
,
как
того
требует
Распоряжение
№
511-
р
,
фактиче
-
ски
не
проводится
.
Продуманное
,
взвешенное
выполнение
Распоряжения
№
511-
р
по
объединению
сете
-
вых
активов
успешных
регио
-
нальных
ТСО
(
РЭСК
)
с
активами
«
слабых
»
ТСО
(
РЭСК
),
тем
бо
-
лее
,
когда
зоны
их
ответствен
-
ности
стыкуются
или
пересека
-
ются
,
приведет
к
значительному
синергетическому
эффекту
не
только
для
энергетических
ком
-
паний
,
но
и
для
региона
в
целом
.
№
5 (44) 2017
38
Представляется
целесообраз
-
ным
в
качестве
формы
такого
объединения
рекомендовать
аренду
электросетей
или
их
кон
-
цессию
(
что
существенно
лучше
).
Это
будет
гарантией
для
орга
-
нов
власти
субъекта
Федерации
и
муниципальных
образований
сохранить
свою
собственность
,
если
передаваемые
электросе
-
тевые
активы
принадлежат
им
.
Обоснованное
объединение
распределительных
электросе
-
тевых
компаний
даст
очевидные
преимущества
,
связанные
с
эф
-
фектом
масштаба
(
как
на
уровне
функционирования
,
так
и
разви
-
тия
РРЭМ
),
к
их
числу
могут
быть
отнесены
:
–
снижение
тарифов
для
конеч
-
ных
потребителей
(
составля
-
ющей
за
услуги
по
передаче
электроэнергии
по
сетям
)
за
счет
снижения
операционных
издержек
в
результате
устра
-
нения
дублирующих
много
-
численных
административных
функций
в
компаниях
(
плано
-
во
-
экономические
и
юриди
-
ческие
отделы
,
бухгалтерии
,
отделы
кадров
и
т
.
д
.);
–
повышение
надежности
и
ка
-
чества
электроснабжения
по
-
требителей
(
имеется
немало
примеров
,
когда
региональные
власти
вынуждены
фактически
управлять
неэффективными
ТСО
(
РЭСК
)
с
областной
фор
-
мой
собственности
,
так
как
именно
эти
компании
обес
-
печивают
электроэнергией
на
-
селение
и
социальную
сферу
региона
);
–
сведение
к
минимуму
вме
-
шательства
в
текущую
дея
-
тельность
эффективных
объ
-
единенных
территориальных
ТСО
(
РЭСК
)
со
стороны
про
-
фильных
региональных
Мини
-
стерств
и
ведомств
;
–
существенное
уменьшение
финансовых
и
организацион
-
ных
разногласий
между
гаран
-
тирующими
поставщиками
(
не
-
зависимыми
энергосбытовы
-
ми
компаниями
),
крупными
электросетевыми
компаниями
(
которые
,
как
правило
,
явля
-
ются
операторами
«
котлового
»
метода
по
оплате
услуг
за
передачу
электроэнергии
по
сетям
)
и
ТСО
(
РЭСК
).
Эти
разногласия
,
например
,
в
Ир
-
кутской
области
достигают
сотен
миллионов
рублей
;
–
формирование
в
условиях
ограниченных
финансовых
ре
-
сурсов
условий
для
проведе
-
ния
единой
технической
поли
-
тики
,
в
основу
которой
,
веро
-
ятно
,
целесообразно
положить
упомянутое
выше
Положение
ПАО
«
Россети
»
о
единой
тех
-
нической
политике
в
электро
-
сетевом
комплексе
;
–
существенное
повышение
опе
-
ративности
в
ликвидации
ава
-
рийных
ситуаций
в
электро
-
сетях
в
связи
с
устранением
множества
согласований
и
разрешительных
процедур
;
–
более
эффективное
использо
-
вание
специальных
техниче
-
ских
средств
и
оборудования
в
объединенных
компаниях
;
–
значительное
ускорение
всех
этапов
процесса
технологи
-
ческого
присоединения
новых
и
согласования
по
увеличению
потребляемой
мощности
для
существующих
потребителей
.
В
настоящее
время
,
при
функ
-
ционировании
нескольких
ТСО
(
РЭСК
)
в
регионе
(
напри
-
мер
,
цепочка
ТСО
(
РЭСК
)
до
конечного
потребителя
),
даже
организация
работы
по
принципу
«
одного
окна
»
не
дает
существенного
ускоре
-
ния
процесса
присоединения
потребителей
из
-
за
процедур
-
ных
согласований
множества
организаций
.
Сохраниться
должны
только
наиболее
эффективные
электро
-
сетевые
компании
с
единой
тех
-
нической
и
тарифной
политикой
.
При
этом
они
могут
иметь
раз
-
личную
форму
собственности
:
в
каких
-
то
субъектах
РФ
это
могут
быть
компании
с
государствен
-
ной
,
где
-
то
со
смешанной
,
а
где
-
то
с
частной
формой
собственности
,
критерий
один
—
технологическая
и
финансово
-
экономическая
эф
-
фективность
.
В
публикации
[1]
на
примере
Иркутской
области
пока
-
зано
,
какой
эффект
мог
бы
дать
процесс
реализации
Распоря
-
жения
№
511-
р
в
2014
году
.
К
со
-
жалению
,
процесс
консолидации
электросетевых
активов
не
был
осуществлен
и
не
планируется
в
будущем
.
2.
Уже
давно
требует
решения
проблема
,
связанная
с
моделью
(
методами
)
оплаты
за
услуги
по
пе
-
редаче
электроэнергии
по
сетям
.
В
настоящее
время
(
в
различных
регионах
)
составляющая
за
услу
-
ги
по
передаче
электроэнергии
в
конечной
цене
для
потребителя
колеблется
от
40
до
80
процен
-
тов
.
Наиболее
распространенный
«
котловой
»
метод
,
когда
опера
-
торам
«
котла
»
выступает
выше
-
стоящая
крупная
электросетевая
компания
(«
котел
сверху
»),
имеет
ряд
сущест
венных
недостатков
,
а
именно
:
непрозрачность
форми
-
рования
оплаты
услуг
для
сетевых
компаний
и
зависимость
оплаты
от
поступления
денежных
средств
от
сбытовой
организации
,
собираю
-
щей
оплату
с
конечных
потреби
-
телей
.
Такой
метод
,
применяемый
в
Иркутской
области
и
поддержи
-
ваемый
Региональной
службой
по
тарифам
,
а
также
определен
-
ные
перекосы
в
ценообразовании
и
снижении
объемов
передачи
электроэнергии
по
сетям
,
с
одно
-
временным
ростом
потерь
,
при
-
вел
к
тому
,
что
ранее
постоянно
эффективно
функционирующая
крупная
электросетевая
компания
получила
за
2016
год
убыток
око
-
ло
1
млрд
рублей
,
а
региональ
-
ная
ТСО
(
РЭСК
)
резко
измени
-
ла
свою
финансовую
ситуацию
:
в
2015
убыток
более
700
млн
ру
-
блей
,
а
в
2016
году
уже
чистая
при
-
быль
300
млн
рублей
.
При
этом
какое
-
либо
видимое
улучшение
в
работе
(
снижение
аварийности
,
выполнение
программы
рекон
-
струкции
и
т
.
д
.)
этой
ТСО
(
РЭСК
)
не
произошло
.
Более
правильным
было
бы
использовать
метод
рас
-
четов
между
каждыми
ТСО
(
РЭСК
)
за
реально
оказанные
услуги
по
передаче
электроэнергии
по
се
-
тям
,
с
учетом
объемов
этих
сетей
.
Такой
метод
расчетов
широко
рас
-
пространен
за
рубежом
.
3.
Как
известно
,
Постановление
Правительства
РФ
№
823
от
17.10.2009
г
. «
О
схемах
и
про
-
граммах
перспективного
развития
электроэнергетики
»
в
разделах
,
касающихся
развития
электриче
-
ских
сетей
,
распространяется
на
электросетевой
комплекс
напря
-
СТРАТЕГИИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ
39
жением
110
кВ
и
выше
.
При
этом
предполагается
,
что
данный
доку
-
мент
должен
ежегодно
корректи
-
роваться
.
В
то
же
время
во
многих
регионах
,
как
мы
уже
подчеркива
-
ли
выше
,
самые
острые
пробле
-
мы
связаны
с
необходимостью
планирования
и
реализации
про
-
грамм
развития
распределитель
-
ного
электросетевого
комплекса
.
Именно
здесь
сосредоточены
«
уз
-
кие
места
»
по
электроснабжению
существующих
потребителей
и
не
-
обходимости
присоединения
но
-
вых
потребителей
.
В
связи
с
этим
целесообразно
подготовить
зако
-
нодательный
акт
(
или
отдельное
дополнение
к
ППРФ
№
823)
по
обязательной
разработке
и
еже
-
годной
корректировке
схем
и
про
-
грамм
развития
электрических
се
-
тей
напряжением
0,4–35
кВ
.
Решение
вышеизложенных
проблем
распределительного
электросетевого
комплекса
ста
-
новится
все
более
актуальным
и
особенно
важным
в
последнее
время
,
так
как
активно
начина
-
ют
обсуждаться
и
даже
уже
со
-
оружаются
малые
источники
рас
-
пределенной
генерации
энергии
(
термин
,
требующий
уточнения
и
конкретизации
).
В
этих
услови
-
ях
значительно
повышается
роль
РЭСК
и
его
значимость
в
оптими
-
зации
режимов
функционирова
-
ния
системы
.
Распределительный
электросетевой
комплекс
и
рас
-
пределенная
генерация
формиру
-
ют
основу
РРЭМ
.
В
этом
отноше
-
нии
положительным
результатом
обсуждений
являются
рекомен
-
дации
круглого
стола
на
тему
:
«
Распределенная
энергетика
как
важное
направление
развития
современной
энергетики
»,
про
-
веденного
под
эгидой
Комитета
по
энергетике
ГД
РФ
20
февраля
2017
года
,
в
которых
в
том
числе
предлагается
внести
изменения
в
Постановление
№
823.
ВЫВОДЫ
1.
Развитие
электросетевого
ком
-
плекса
России
и
регионов
в
целом
отражает
основные
тенденции
,
формирующиеся
в
стране
и
мире
.
2.
Принятые
в
последние
годы
механизмы
по
развитию
энер
-
гетического
комплекса
не
учи
-
тывали
реальной
ситуации
,
складывающейся
в
энергетике
и
экономике
России
,
не
пред
-
усматривали
оценки
послед
-
ствий
их
реализации
,
поэтому
привели
к
ряду
негативных
по
-
следствий
,
росту
финансовой
нагрузки
на
население
,
бюд
-
жетные
организации
и
малый
бизнес
.
3.
Имеющиеся
примеры
сооруже
-
ния
незагруженных
(
а
иногда
и
фактически
не
нужных
)
элек
-
трических
сетей
должны
быть
тщательно
проанализированы
и
приняты
соответствующие
меры
по
предотвращению
та
-
ких
ситуаций
в
будущем
.
В
то
же
время
необходимо
устра
-
нить
«
узкие
места
»,
которые
снижают
эффективность
энер
-
гетического
комплекса
и
тор
-
мозят
развитие
экономики
ре
-
гионов
.
4.
Мониторинг
должен
стать
не
-
отъемлемой
частью
вводимых
в
действие
нормативных
до
-
кументов
и
последствий
их
ре
-
ализации
с
целью
выявления
допущенных
ошибок
,
их
устра
-
нения
и
проведения
соответ
-
ствующей
корректировки
при
-
нимаемых
решений
.
5.
Особое
внимание
необходимо
уделить
вопросам
функциони
-
рования
и
развития
распреде
-
лительных
электрических
сетей
напряжением
0,4–35
кВ
,
внести
необходимые
дополнения
и
из
-
менения
в
существующую
нор
-
мативно
-
правовую
базу
.
Это
позволит
снять
острейшие
про
-
блемы
по
электроснабжению
мелких
и
средних
потребителей
и
подключению
новых
потреби
-
телей
к
этим
сетям
.
6. «
Схема
и
программа
развития
распределительного
электро
-
сетевого
комплекса
»
должна
стать
неотъемлемой
частью
программных
документов
стра
-
ны
и
регионов
.
7.
Необходимо
с
участием
всех
заинтересованных
сторон
раз
-
работать
общепринятую
«
Кон
-
цепцию
РРЭМ
и
соответству
-
ющие
изменения
в
Концепции
ОРЭМ
»,
и
только
после
этого
доработать
«
Модель
либе
-
рализации
розничного
рынка
электроэнергии
»,
представ
-
ленную
Минэнерго
РФ
.
С
уче
-
том
этого
должны
быть
подго
-
товлены
и
внесены
изменения
в
ФЗ
№
35-
фз
«
Об
электроэ
-
нергетике
»
и
другие
норматив
-
ные
документы
.
8. «
Концепция
розничного
рынка
электроэнергии
и
мощности
»
и
«
Модель
либерализации
розничного
рынка
электро
-
энергии
»
должны
содержать
принципиальные
положения
,
учитывающие
новейшие
тен
-
денции
в
электроэнергетике
и
,
прежде
всего
,
идеологию
Smart Grid (
мини
-
и
микро
-
сети
и
т
.
д
.), Smart Metering,
разви
-
тие
распределенной
генерации
энергии
и
др
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Головщиков
В
.
О
.
Проблемы
территориальных
распределительных
электросетевых
компаний
//
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределе
-
ние
, 2014,
№
3(24).
С
. 114–119.
2.
Лабузова
А
.
В
.,
Жагрова
Ю
.
С
.
Развитие
элек
-
трических
сетей
напряжением
20
кВ
в
городе
Москве
//
Электрические
станции
, 2017,
№
5.
С
. 14–15.
3.
Технологическое
присоединение
:
проще
,
бы
-
стрее
,
доступнее
//
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Пере
-
дача
и
распределение
, 2017,
№
3(42).
С
. 30–39.
REFERENCES
1. Golovshchikov V.O. Problems of local distribution utilities. ELE-
KTROENERGIYa: peredacha i raspredelenie [ELECTRIC POW-
ER: Transmission and Distribution], 2014, no. 3(24), pp. 114-119.
(in Russian)
2. Labuzova A.V., Zhagrova Yu.S. Development of 20 kV electri-
cal networks in Moscow. Elektricheskie stantsii [Power Plants],
2017, no.5. pp. 14-15. (in Russian)
3. Technological connection becomes simpler, faster and more
accessible. ELEKTROENERGIYa: peredacha i raspredelenie
[ELECTRIC POWER: Transmission and Distribution], 2017, no.
3(42), pp. 30-39. (in Russian)
№
5 (44) 2017
Оригинал статьи: Проблемы электросетевого комплекса России и некоторые предложения по их решению
Рассматриваются некоторые проблемы электросетевого комплекса России как системообразующего, так и распределительного. На конкретных примерах показаны «узкие места» и даны предложения по их устранению. Указывается, что основные проблемы связаны с распределительными электрическими сетями, которые являются технологической основой формирующегося розничного рынка электроэнергии.