Проблемы электросетевого комплекса России и некоторые предложения по их решению

Page 1
background image

Page 2
background image

34

стра

тегии и

 перспективы

Проблемы электросетевого 
комплекса России и некоторые 
предложения по их решению

УДК

 006.72

Стенников

 

В

.

А

.,

 

д

.

т

.

н

., 

чл

.-

корр

РАН

профессор

заслуженный

 

деятель

 

науки

врио

 

директора

 

института

 

систем

 

энергетики

 

им

Л

.

А

Мелентьева

 

Сибирского

 

отделения

 

Российской

 

академии

 

наук

 (

ИСЭМ

 

СО

 

РАН

)

Головщиков

 

В

.

О

.,

 

к

.

т

.

н

., 

ст

.

н

.

с

института

 

систем

 

энергетики

 

им

Л

.

А

Мелентьева

 

Сибирского

 

отделения

 

Российской

 

академии

 

наук

 (

ИСЭМ

 

СО

 

РАН

)

Ключевые

 

слова

:

электросетевой

 

ком

-

плекс

системообразую

-

щие

 

электрические

 

сети

распределительные

 

электрические

 

сети

эффективность

 

функцио

-

нирования

 

и

 

развития

Keywords:

electric grids, backbone 
electrical networks, 
distribution electrical 
networks, ef

 ciency of 

operation and development

Рассматриваются

 

некоторые

 

проблемы

 

электросетевого

 

комплекса

 

России

 

как

 

системообразующего

так

 

и

 

распределительного

На

 

конкретных

 

примерах

 

показаны

 «

узкие

 

места

» 

и

 

даны

 

предложения

 

по

 

их

 

устранению

Указывается

что

 

основные

 

проблемы

 

связаны

 

с

 

распределительными

 

электрическими

 

сетя

-

ми

которые

 

являются

 

технологической

 

основой

 

формирующегося

 

розничного

 

рынка

 

электроэнергии

.

С

остояние

 

российской

 

электроэнергетики

 

в

 

це

-

лом

 

и

 

в

 

электросетевом

 

комплексе

 

в

 

частности

 

в

 

течение

 

последних

 

нескольких

 

лет

 

с

 

разной

 

степенью

 

интен

-

сивности

 

обсуждается

 

на

 

самых

 

различных

 

уровнях

 — 

от

 

струк

-

тур

 

Федерального

 

собрания

 

до

 

всевозможных

 

конференций

 

и

 

совещаний

Например

на

 

сек

-

циях

 

форума

 «

ТЭК

 21 

века

 

в

 

Рос

-

сии

» (2013, 2014 

годы

), 

на

 

выезд

-

ных

 

заседаниях

 

Комитета

 

ГД

 

по

 

энергетике

 

в

 

Иркутске

 (

сентябрь

 

2013 

года

 

и

 

март

 2015 

года

), 

на

 

расширенном

 

заседании

 

Коми

-

тета

 

по

 

экономической

 

поли

-

тике

 

СФ

 

РФ

  (

в

 

Москве

 

весной

 

2014 

года

), 

на

 

заседаниях

 

Ассо

-

циации

 

электроснабжения

 

горо

-

дов

 

России

  (

в

 

Нижнем

 

Новгоро

-

де

 

летом

 2014 

и

 

в

 

Москве

 

весной

 

2015 

года

). 

Только

 

за

 

первое

 

по

-

лугодие

 2017 

года

 

таких

 

важных

 

мероприятий

 

было

 

несколько

например

парламентские

 

слу

-

шания

 

ГД

 

РФ

организованные

 

Комитетом

 

по

 

энергетике

 3 

апре

-

ля

 2017 

года

 «

Об

 

итогах

 

рефор

-

мирования

 

электроэнергетики

»; 

Международная

 

стратегическая

 

сессия

  «

Энергетика

 

будущего

Реальная

 

динамика

 

изменений

» 

(

в

 

городе

 

Севастополе

); 

заседа

-

ние

 

Проектного

 

комитета

 

Наци

-

ональной

 

технологической

 

ини

-

циативы

  (

НТИ

по

 

реализации

 

концепции

EnergyNet, 

установоч

-

ного

 

заседания

 

секции

 

Эксперт

-

ного

 

совета

 

под

 

руководством

 

Комитета

 

по

 

энергетике

 

на

 

тему

 

о

 

законодательном

 

регулирова

-

нии

 

распределенной

 

генерации

включая

 

терминологическую

 

базу

 

и

 

т

.

д

Большинство

 

инфор

-

мации

представленной

 

на

 

этих

 

крупных

 

мероприятиях

 

и

 

в

 

СМИ

 

и

 

касающейся

 

электросетевого

 

комплекса

 

страны

носит

 

пози

-

тивный

 

характер

отражающий

 

определенные

 

успехи

 

в

 

функ

-

ционировании

 

и

 

развитии

 

этой

 

важнейшей

 

части

 

электроэнер

-

гетики

  (

например

периодиче

-

ские

 

выступления

 

руководи

-

телей

 

ПАО

  «

Россети

»). 

Более

 

того

принятая

 

ПАО

  «

Россети

» 

в

 2014 

году

  «

Политика

 

иннова

-

ционного

 

развития

 

и

 

повышения

 

энергетической

 

эффективно

-

сти

», 

а

 

затем

 

и

  «

Положение

 

об

 

единой

 

технической

 

политике

 

в

 

электросетевом

 

комплексе

», 

в

 

которых

 

определены

 

техноло

-

гические

 

приоритеты

такие

 

как

 

построение

 

интеллектуальной

 

энергетической

 

системы

 

с

 

актив

-

но

-

адаптивной

 

сетью

  (

идеоло

-

гия

 Smart Grid), 

внедрение

 

циф

-

ровых

 

элементов

 

электрической

 

сети

развитие

 

мультиагентных

 

технологий

 

управления

 

объекта

-

ми

 

и

 

др

., 

показывают

что

 

в

 

стра

-

не

 

есть

 

понимание

 

перспектив

-

ного

 

развития

 

электросетевого

 

комплекса

Однако

все

 

ли

 

так

 

хорошо

 

в

 

электросетевом

 

комплексе

Конечно

 

нет

и

 

тому

 

подтверж

-

дение

 

некоторые

 

выступления

 

на

 

упомянутых

 

всероссийских

 


Page 3
background image

35

и

 

международных

 

мероприятиях

 

и

 

немногочисленные

 

публика

-

ции

которые

 

высвечивают

 

также

 

и

 

острые

 

проблемы

 

в

 

электросе

-

тевом

 

комплексе

.

Актуальность

  (

острота

про

-

блемы

 

подтверждается

 

и

 

под

-

готовкой

 

круглого

 

стола

 

на

 

тему

 

«

Текущее

 

состояние

 

и

 

перспек

-

тивы

 

развития

 

электросетевого

 

комплекса

 

России

Основные

 

проблемы

 

и

 

пути

 

их

 

решения

», 

который

 

будет

 

организован

 

Ко

-

митетом

 

по

 

энергетике

 

Госдумы

 

РФ

 

в

 

рамках

 

осенней

 

сессии

 

Гос

-

думы

 

РФ

 2017 

года

Многие

 

во

-

просы

 

по

 

данной

 

проблеме

 

уже

 

неоднократно

 

озвучивались

в

 

том

 

числе

 

на

 

выездных

 

засе

-

даниях

 

Комитета

 

по

 

энергетике

 

ГД

на

 

парламентских

 

слушани

-

ях

 3 

апреля

 2017 

года

Краткий

 

анализ

 

некоторых

 

проблемных

 

ситуаций

 

и

 

предложения

 

по

 

их

 

поэтапному

 

преодолению

 

были

 

направлены

 

в

 

Комитет

 

по

 

энер

-

гетике

 

для

 

включения

 

в

 

проект

 

рекомендаций

 (

решений

упомя

-

нутого

 

выше

 

круглого

 

стола

Вот

 

некоторые

наиболее

 

важ

-

ные

по

 

нашему

 

мнению

предло

-

жения

Они

 

не

 

касаются

 

вопросов

 

физического

 

и

 

морального

 

изно

-

са

 

электросетевого

 

комплекса

 

страны

 (

при

 

всей

 

их

 

очевидности

 

и

 

важности

!), 

которые

 

в

 

большей

 

мере

 

являлись

 

и

 

являются

 

след

-

ствием

 

проблем

 

организационно

-

го

 

характера

.

ПРОБЛЕМЫ

 

РАЗВИТИЯ

 

И

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕГО

 

ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО

 

КОМПЛЕКСА

Совершенно

 

очевидно

что

 

раз

-

витие

 

системообразующих

 

элек

-

трических

 

сетей

 

необходимо

 

строго

 

увязывать

 

с

 

объективной

 

оценкой

 

их

 

необходимости

за

-

висящей

 

от

 

реальных

 

планов

 

потребления

 

электроэнергии

 

(

мощности

), 

напрямую

 

связано

 

с

 

функционированием

 

и

 

разви

-

тием

 

социально

-

экономическо

-

го

 

комплекса

 

страны

Стратегия

 

развития

 

энергетики

 

и

соответ

-

ственно

одной

 

из

 

его

 

состав

-

ляющих

 — 

электросетевого

 

комплекса

должны

 

опираться

 

только

 

на

 

стратегию

 

развития

 

экономики

 

страны

а

 

не

 

на

 

необо

-

снованные

 

желания

 

отдельных

 

крупных

 

компаний

При

 

этом

 

она

 

обязательно

 

должна

 

включать

 

как

 

минимум

 

два

 

сценария

 — 

ре

-

алистичный

 

и

 

оптимистический

каждый

 

из

 

которых

 

представ

-

ляет

 

развитие

 

на

 

среднесроч

-

ную

 (2–5 

лет

и

 

долгосрочную

(10–15 

лет

 

и

 

не

 

более

!) 

перспек

-

тиву

Действующая

 

Энергетическая

 

стратегия

 

России

 

на

 

период

 

до

 

2030 

года

 

рассматривает

к

 

со

-

жалению

в

 

основном

 

вариант

 

развития

который

 

недостаточно

 

учитывает

 

реальную

 

ситуацию

 

в

 

электроэнергетике

 

и

 

обосно

-

ванность

 

ее

 

будущего

Неадек

-

ватное

 

реальным

 

условиям

 

раз

-

витие

принятые

 

неправильные

 

посылы

 

и

 

механизмы

 

их

 

реали

-

зации

 

привели

 

к

 

тому

что

 

были

 

построены

 

избыточные

 

систе

-

мообразующие

 

электросети

не

-

которые

 

из

 

которых

 

загружены

 

не

 

более

чем

 

на

 30%. 

Они

 

до

-

полнительным

 

финансовым

 

гру

-

зом

 

ложатся

 

на

 

потребителей

 

и

 

прежде

 

всего

 

на

 

население

бюджетные

 

организации

 

и

 

ма

-

лый

 

бизнес

Это

 

не

 

должно

 

стать

 

общепринятой

 

практикой

 

пла

-

нирования

 

развития

 

энергетики

 

страны

 

и

 

регионов

На

 

упомяну

-

тых

 

выше

 

Парламентских

 

слуша

-

ниях

 

в

 

ГД

 

РФ

 3 

апреля

 2017 

года

 

представитель

 

Минэкономразви

-

тия

 

подтвердил

 

крупные

 

ошибки

 

в

 

прогнозах

которые

 

привели

 

к

 

незагруженным

 

электрическим

 

сетям

 

и

 

новым

 

электростанциям

Исходя

 

из

 

анализа

 

реально

 

скла

-

дывающейся

 

ситуации

 

в

 

соци

-

ально

-

экономическом

 

комплексе

 

страны

необходимо

 

разработать

 

в

 

кратчайшие

 

сроки

 

реалистич

-

ный

 

вариант

 

развития

 

электросе

-

тевого

 

комплекса

 

России

Представляется

 

необходи

-

мым

 

под

 

руководством

 

Комитета

 

по

 

энергетике

  (

рабочая

 

группа

совет

с

 

участием

 

технических

 

специалистов

 

АО

  «

СО

 

ЕЭС

», 

ПАО

  «

Россети

» 

и

 

представите

-

лей

 

профильных

 

федеральных

 

Министерств

 

провести

 

в

 

бли

-

жайшее

 

время

инвентаризацию

 

построенных

 

электросетевых

 

объектов

их

 

загруженности

вы

-

явить

 

необоснованно

 

постро

-

енные

 

объекты

дать

 

правовую

 

оценку

 

и

 

определить

 

ответ

-

ственность

 

за

 

допущенные

 

про

-

счеты

Необходимо

 

выработать

 

рекомендации

 

по

 

механизмам

 

возврата

 

неэффективно

 

потра

-

ченных

 

средств

.

Любые

 

пожелания

 

и

 

планы

 

по

 

строительству

 

электросетей

 

со

 

стороны

 

компаний

  (

особен

-

но

 

крупных

должны

 

быть

 

под

-

креплены

 

их

 

собственными

 

фи

-

нансовыми

 

обязательствами

Необходимо

 

также

что

 

уже

 

не

 

раз

 

отмечалось

для

 

стимули

-

рования

 

заказчиков

 

в

 

участии

 

в

 

финансирования

  (

софинанси

-

рования

нового

 

строительства

 

определять

 

право

 

собственно

-

сти

 

на

 

вновь

 

создаваемые

 

про

-

изводственные

 

фонды

 

элек

-

тросетевого

 

комплекса

 

только

 

в

 

соответствии

 

с

 

их

 

финансо

-

вым

 

вкладом

Ситуация

когда

 

строительство

 

электросетево

-

го

 

комплекса

 

осуществляется

 

«

на

 

всякий

 

случай

», «

возможно

пригодится

 

в

 

будущем

» 

эконо

-

мически

 

вредна

приводит

 

к

 

за

-

мораживанию

 

инвестиционных

 

ресурсов

 

и

 

должна

 

быть

 

исклю

-

чена

 

из

 

практики

Вместе

 

с

 

тем

в

 

электросе

-

тевом

 

комплексе

 

накопилось

 

много

 

вопросов

 

с

 

расшивкой

 

узких

 

мест

которые

 

не

 

реша

-

ются

 

на

 

протяжении

 

многих

 

лет

 

и

 

требуют

 

активных

 

действий

Например

по

 

условиям

 

протя

-

женности

 

ЛЭП

 220 

кВ

 

на

 

БАМе

конечно

должна

 

была

 

строить

-

ся

 

не

 

на

 220 

кВ

а

 

на

 500 

кВ

но

 

в

 

тот

 

период

  «

сроки

 

поджима

-

ли

». 

Сейчас

 

планируется

 

строи

-

тельство

 

ЛЭП

 500 

кВ

исходя

 «

из

 

бурного

 

освоения

 

зоны

 

БАМа

 

и

 

многократного

 

возрастания

 

железнодорожных

 

грузовых

 

пе

-

ревозок

 

в

 

ближайшее

 

время

». 

К

 

сожалению

эти

 «

планы

» 

опять

 

не

 

подтверждаются

 

качест

-

венным

 

технико

-

экономическим

 

обоснованием

за

 

исключением

 

энергоснабжения

 

золоторудных

 

месторождений

которые

 

уже

 

решаются

 

другими

 

проектами

и

 

сооружения

 

насосных

 

станций

 

для

 

магистральных

 

трубопрово

-

дов

 

в

 

этом

 

регионе

.

Целесообразно

 

в

 

кратчай

-

шие

 

сроки

 

решить

 

проблему

 

за

-

 5 (44) 2017


Page 4
background image

36

грузки

 

построенной

 

ЛЭП

 500 

кВ

 

Иркутск

 — 

Гусино

-

Озерская

 

ГРЭС

 — 

Чита

-500. 

Эта

 

ЛЭП

 

по

-

строена

 

в

 

габаритах

 500 

кВ

но

 

работает

 

под

 

напряжением

 

220 

кВ

При

 

этом

 

основная

 

ЛЭП

 

220 

кВ

идущая

 

параллельно

 

в

 

нескольких

 

километрах

 

и

 

обе

-

спечивающая

 

также

 

тяговое

 

электроснабжение

 

Транссиба

перегружена

.

В

 

Иркутской

 

области

 

необ

-

ходимо

 

в

 

сжатые

 

сроки

 

ресур

-

сами

 

ПАО

  «

Россети

» (

ФСК

), 

со

-

вместно

 

с

 

АО

  «

ЕвроСибэнерго

» 

(

ПАО

 

«

Иркутскэнерго

», 

ОАО

 

«

Иркутская

 

электросетевая

 

компания

») 

решить

 

проблему

 

«

запертой

» 

мощности

 

в

 

объеме

 

не

 

менее

 600 

тыс

кВт

 

в

 

районе

 

Усть

-

Илимского

 

энергоузла

Это

 

важно

так

 

как

 

дешевле

 

постро

-

ить

 

ЛЭП

 500 

кВ

чем

 

строить

 

оче

-

редную

 

электростанцию

плани

-

руемую

 

к

 

сооружению

 

в

 

районе

 

города

 

Усть

-

Кут

.

Острой

 

является

 

проблема

 

роста

 

составляющей

 

за

 

услуги

 

по

 

передаче

 

электроэнергии

 

по

 

сетям

 

в

 

конечной

 

цене

  (

тарифе

за

 

электроэнергию

 

для

 

потре

-

бителей

В

 

рамках

 

упомянутой

 

выше

 

рабочей

 

группы

  (

совета

), 

с

 

привлечением

 

ФАС

 

России

 

и

 

научно

-

технических

 

специали

-

стов

необходимо

 

дать

 

развер

-

нутый

 

анализ

 

по

 

формированию

 

цены

 

на

 

электроэнергию

 

для

 

конечных

 

потребителей

в

 

кото

-

рой

 

составляющая

 

за

 

услуги

 

по

 

передаче

 

электроэнергии

 

уже

 

превысила

 60–70% 

по

 

стране

С

 

вопросами

 

сетевого

 

тари

-

фа

 

связана

 

хорошо

 

известная

 

проблема

  «

последней

 

мили

», 

представляющая

 

экономически

 

необоснованный

 

и

 

дискримина

-

ционный

 

механизм

 

ценообра

-

зования

 

в

 

электроэнергетике

При

 

многократных

 

заявлениях

 

на

 

самом

 

высоком

 

уровне

 

об

 

экономической

 

обоснованности

 

принимаемых

 

в

 

электроэнер

-

гетике

 

решений

сдерживании

 

тарифов

 

для

 

конечных

 

потреби

-

телей

 

и

 

т

.

д

., 

этот

 

механизм

 

в

 

зна

-

чительной

 

мере

 

делает

 

данные

 

утверж

 

дения

 

декларативными

поэтому

 

его

 

действие

 

должно

 

быть

 

устранено

 

во

 

всех

 

регионах

 

РФ

 

без

 

исключения

.

ПРОБЛЕМЫ

 

РАЗВИТИЯ

 

И

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО

 

ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО

 

КОМПЛЕКСА

Очень

 

много

 

говорится

 

и

 

пи

-

шется

 

о

 

том

что

 

основные

 

пробле

-

мы

 

в

 

электросетевом

 

комплексе

 

России

 

сосредоточены

 

в

 

распре

-

делительных

 

сетях

  (

в

 

основном

 

напряжением

 35 

кВ

 

и

 

ниже

), 

ко

-

торые

 

требуют

 

не

 

меньшего

 

вни

-

мания

чем

 

системообразующие

 

электрические

 

сети

 [1]. 

Эти

 

сети

 

являются

 

технологической

 

осно

-

вой

 

так

 

и

 

не

 

созданного

 (

даже

 

на

 

концептуальном

 

уровне

!) 

рознич

-

ного

 

рынка

 

электроэнергии

 (

мощ

-

ности

) — 

РРЭМ

Представленная

 

Минэнерго

 

РФ

 

в

 

ноябре

 2016 

года

 

«

Модель

 

либерализации

 

роз

-

ничного

 

рынка

 

электроэнергии

» 

не

 

может

 

рассматриваться

 

как

 

общепринятая

 

концепция

 

РРЭМ

.

Большинство

 

генерирующих

 

ком

-

паний

 

и

 

гарантирующих

 

постав

-

щиков

 

высказались

 

отрицательно

 

в

 

отношении

 

представленной

 

мо

-

дели

При

 

этом

 

уже

 

не

 

в

 

первый

 

раз

 

заявлено

 

о

 

доработке

 

модели

 

в

 2017 

году

.

В

 

целом

 

в

 

распределитель

-

ном

 

электросетевом

 

комплексе

 

скопилось

 

множество

 

взаимо

-

связанных

 

проблем

включающих

 

технические

экономические

фи

-

нансовые

организационно

-

право

-

вые

 

и

 

другие

 

вопросы

Некото

-

рые

 

предложения

 

по

 

их

 

решению

 

предлагаются

 

ниже

.

На

 

региональном

 

уровне

 

(

в

 

субъектах

 

РФ

), 

исходя

 

из

 

эко

-

номической

 

целесообразности

необходимо

 

разрешить

 

совмеще

-

ние

 

деятельности

 

по

 

передаче

 

электроэнергии

 

по

 

сетям

 

и

 

энерго

-

сбытовой

 

деятельности

поставив

 

ее

 

под

 

контроль

 

территориаль

-

ных

 

органов

 

ФАС

 

и

 

региональных

 

служб

 

по

 

тарифам

Это

 

обеспечит

 

снижение

 

транзакционных

 

затрат

 

в

 

полтора

-

два

 

раза

 

в

 

результате

 

исключения

 

посредников

 

в

 

лице

 

сбытовых

 

организаций

что

 

снизит

 

тарифы

 

для

 

конечных

 

потреби

-

телей

Сбытовые

 

организации

 

не

 

выполнили

 

возлагаемую

 

на

 

них

 

функцию

 

обеспечения

 

конкурен

-

ции

 

на

 

розничном

 

рынке

Конку

-

ренция

 

на

 

потребительском

 

рын

-

ке

 

не

 

заработала

.

Для

 

улучшения

 

финансо

-

вой

 

ситуации

 

территориальных

 

электросетевых

 

компаний

 

необ

-

ходимо

:

1. 

Создать

 

жесткие

 

условия

 

для

 

всех

 

потребителей

чтобы

 

выполнить

 

требования

 

ФЗ

 

 261-

фз

  «

Об

 

энергосбере

-

жении

 

и

 

повышении

 

энер

-

гоэффективности

» 

в

 

части

 

организации

 

приборного

 

уче

-

та

 

энергоресурсов

включая

 

введение

 

повышенных

 

нор

-

мативов

 

потребления

 

для

 

на

-

селения

 

без

 

приборов

 

учета

 

энергии

Без

 

этого

 

распредели

-

тельный

 

электросетевой

 

ком

-

плекс

  (

и

 

как

 

следствие

 

РРЭМ

не

 

может

 

эффективно

 

функци

-

онировать

Возможно

 

следует

 

привлечь

 

для

 

этих

 

целей

 

ме

-

ханизм

 

субсидирования

 

мало

-

обеспеченных

 

семей

2. 

Поэтапно

  (

в

 2018–2019 

годах

увеличивать

 

плату

 

за

 

техноло

-

гическое

 

присоединение

 

фи

-

зических

 

лиц

 

к

 

электрическим

 

сетям

 

при

 

мощности

 

не

 

более

 

15 

кВт

доведя

 

платежи

 

до

 

экономически

 

обоснованных

 

затрат

 

по

 

технологическому

 

присоединению

  (

при

 

необхо

-

димости

 

также

 

привлечь

 

меха

-

низм

 

субсидирования

). 

Серьезная

 

проблема

заслу

-

живающая

 

внимания

связана

 

с

 

переходом

 

электросетей

 

на

 

напряжение

 20 

кВ

По

 

итогам

 

со

-

стоявшейся

 

в

 

Москве

 11 

июля

 

2017 

года

 

очередной

 III 

Всерос

-

сийской

 

конференции

  (

с

 

между

-

народным

 

участием

) «

Технико

-

экономические

 

аспекты

 

развития

 

электрических

 

сетей

 20 

кВ

», 

ор

-

ганизатором

 

которой

 

выступил

 

журнал

 

«

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

», 

была

 

отмечена

 

необходимость

 

законодательной

 

и

 

нормативной

 

поддержки

 

процессам

 

развития

 

и

 

эксплуатации

 

электрических

 

сетей

 20 

кВ

 

при

 

наличии

 

техни

-

ко

-

экономических

 

обоснований

 

с

 

учетом

 

современных

 

требова

-

ний

 

к

 

построению

 

интеллекту

-

альных

 

электрических

 

сетей

Участниками

 

конференции

 

также

 

были

 

сформулированы

 

рекомендации

 

по

 

экономически

 

обоснованному

 

применению

 

20-

киловольтных

 

сетей

Отчет

 

СТРАТЕГИИ 

И ПЕРСПЕКТИВЫ


Page 5
background image

37

об

 

итогах

 

конференции

 

был

 

на

-

правлен

 

в

 

Министерство

 

энер

-

гетики

 

РФ

Следует

 

отметить

что

 

разностороннее

 

обсуждение

 

данных

 

вопросов

 

проводилось

 

специалистами

 

отрасли

 

и

 

в

 

пре

-

дыдущие

 

годы

 [2], 

в

 

результате

 

чего

 

на

 

данный

 

момент

 

сфор

-

мирована

 

практически

 

полная

 

картина

отражающая

 

достоин

-

ства

недостатки

 

и

 

пределы

 

при

-

менения

 

электрических

 

сетей

20 

кВ

.

В

 

связи

 

с

 

вышесказанным

 

и

 

накопленным

 

определенным

 

положительным

 

опытом

 

в

 

стра

-

не

 

представляется

 

актуальным

в

 

кратчайшие

 

сроки

 

законода

-

тельно

 

закрепить

 

требование

в

 

соответствии

 

с

 

которым

 

при

 

новом

 

строительстве

 

электриче

-

ских

 

сетей

как

 

правило

приме

-

нять

 

напряжение

 20 

кВ

 

вместо

 

10 

кВ

что

 

кроме

 

вышеуказан

-

ных

 

преимуществ

 

электросетей

 

20 

кВ

 

снимет

 

часть

 

острейших

 

проблем

 

с

 

подключением

 

новых

 

потребителей

.

Следует

 

принять

 

норматив

-

но

-

правовой

 

акт

упрощающий

 

процедуру

 

выделения

 

земель

 

под

 

электросетевое

 

строитель

-

ство

Без

 

этого

 

невозможно

 

лик

-

видировать

 

огромные

 

проблемы

 

с

 

присоединениями

 

новых

 

по

-

требителей

 

к

 

электрическим

 

се

-

тям

 

низких

 

классов

 

напряжения

В

 

некоторых

 

регионах

 

страны

 

существуют

 

примеры

 

приори

-

тетного

 

выделения

 

земель

 

под

 

строительство

 

электрических

 

сетей

Это

 

делается

 

несмотря

 

на

 

многочисленные

 

отвлекающие

 

разговоры

 

о

  «

землях

 

лесного

 

фонда

», «

землях

 

сельхозназна

-

чения

», 

многие

 

из

 

которых

 

уже

 

давно

 

не

 

обрабатываются

и

 

от

-

сутствуют

 

планы

 

по

 

их

 

освое

-

нию

В

 

качестве

 

положительного

 

опыта

 

упрощенного

 

выделения

 

земельных

 

участков

 

под

 

элек

-

тросетевое

 

строительство

 

без

 

их

 

изъятия

 

у

 

собственника

 

мог

-

ла

 

бы

стать

 

реализация

 

пред

-

ложения

 

АО

  «

Тюменьэнерго

», 

опирающегося

 

на

 

статью

 23 

Зе

-

мельного

 

кодекса

 

России

кото

-

рая

 

предусматривает

 

порядок

 

ограниченного

 

пользования

 

чу

-

жим

 

земельным

 

участком

  (

сер

-

витут

) [3]. 

В

 

соответствии

 

с

 

требовани

-

ем

 

ФЗ

 

 261-

фз

 

по

 

снижению

 

потерь

 

при

 

транспорте

 

энергии

 

необходимо

 

установить

 

для

 

тер

-

риториальных

 

распределитель

-

ных

 

электросетевых

 

компаний

 

жесткое

 

условие

предусматри

-

вающее

например

в

 

течение

 

трех

 

лет

начиная

 

с

 1 

января

 

2018 

года

 

снижение

 

потерь

 

элек

-

троэнергии

 

при

 

ее

 

передаче

 

по

 

сетям

 35 

кВ

 

и

 

ниже

  (

технологи

-

ческие

 

потери

до

 

нормативного

 

значения

 — 

не

 

выше

 12%. 

Эта

 

величина

 

реально

 

достижима

что

 

подтверждается

 

опытом

 

успешных

 

распределительных

 

сетевых

 

компаний

Острейшая

 

проблема

 

связа

-

на

 

с

 

повышением

 

технического

 

уровня

 

и

 

эффективности

 

распре

-

делительного

 

электросетевого

 

комплекса

который

 

должен

 

со

-

ставить

 

технологическую

 

осно

-

ву

 

формирования

 

полноценного

 

розничного

 

рынка

 

электроэнер

-

гии

Для

 

выполнения

 

этой

 

задачи

 

необходима

 

консолидация

 

сете

-

вых

 

активов

решение

 

тарифных

 

вопросов

 

и

 

упорядочивание

 

про

-

цесса

 

планирования

 

развития

Далее

 

рассматриваются

 

некото

-

рые

 

из

 

этих

 

вопросов

1. 

Как

 

правило

эксплуатацией

 

распределительного

 

электро

-

сетевого

 

комплекса

 

занимаются

 

«

Территориальные

 

сетевые

 

ор

-

ганизации

» (

ТСО

). 

Это

 

определе

-

ние

 

представляется

 

неудачным

более

 

правильным

 

было

 

бы

 

эти

 

организации

 

называть

  «

Распре

-

делительные

 

электросетевые

 

компании

» (

РЭСК

).

Таких

 

ТСО

 

(

РЭСК

в

 

регионах

 

России

 

функ

-

ционирует

 

более

 

полутора

 

тысяч

они

 

имеют

 

разные

 

масштабы

различные

 

формы

 

собственно

-

сти

 

и

 

существенно

 

отличаются

 

по

 

своей

 

эффективности

 — 

от

 

достаточно

 

успешных

  (

которых

 

небольшое

 

количество

), 

до

 

фак

-

тически

 

терпящих

 

банкротство

Эта

 

ситуация

 

существует

 

уже

 

не

 

один

 

год

однако

 

улучшений

 

не

 

предвидится

Обсуждения

 

нако

-

пившихся

 

проблем

 

ТСО

  (

РЭСК

проводились

 

за

 

последние

 

четы

-

ре

 

года

 

на

 

самых

 

различных

 

уров

-

нях

в

 

том

 

числе

 

и

 

на

 

упомянутых

 

выше

 

парламентских

 

слушаниях

 

ГД

 

РФ

организованных

 

Комите

-

том

 

по

 

энергетике

 3 

апреля

 2017 

г

. «

Об

 

итогах

 

реформирования

 

электроэнергетики

». 

Научно

-

тех

-

ническое

 

сообщество

 

и

 

пред

-

ставители

 

власти

 

понимают

что

 

Распоряжение

 

Правительства

 

РФ

 511-

р

 

от

 03.04.2013 

г

. «

Страте

-

гия

 

развития

 

электросетевого

 

ком

-

плекса

 

Российской

 

Федерации

» 

обеспечило

 

юридические

 

осно

-

вания

 

для

 

по

 

этап

 

ной

 

ликвидации

 

множества

 

неэффективных

 

ТСО

 

(

РЭСК

). 

В

 

разделах

 VI («

Целевые

 

ориентиры

») 

и

 VII («

Механизмы

 

реализации

 

и

 

контроля

») 

пропи

-

сан

 

общий

 

алгоритм

 

реализации

 

данного

 

распоряжения

Основная

 

идея

 

распоряжения

касающаяся

 

повышения

 

эффективности

 

ТСО

 

(

РЭСК

), 

направлена

 

на

 

консолида

-

цию

 

электросетевых

 

активов

 

ТСО

 

(

РЭСК

на

 

базе

 

наиболее

 

успеш

-

ных

 

компаний

после

 

тщатель

-

ной

 

процедуры

 

сопоставления

 

основных

 

технических

 

и

 

финан

-

сово

-

экономических

 

показателей

 

различных

 

ТСО

  (

РЭСК

). 

Вместе

 

с

 

тем

по

 

имеющейся

 

информа

-

ции

продолжается

 

вялотекущий

 

процесс

 

по

 

выполнению

 

Распо

-

ряжения

 

 511-

р

хотя

 

прошло

 

уже

 

четыре

 

года

 

с

 

момента

 

его

 

принятия

Ситуацию

 

кардинально

 

не

 

изменил

 

и

 

выход

 

Постановле

-

ния

 

ПР

 

РФ

 

 184 

от

 28.02.2015 

г

«

Об

 

отнесении

 

владельцев

 

объ

-

ектов

 

электросетевого

 

хозяйства

 

к

 

ТСО

», 

которое

как

 

обычно

вышло

 

с

 

полуторогодовалым

 

от

-

ставанием

 

от

 

ранее

 

намеченного

 

срока

Происходит

 

относительно

 

медленное

 

снижение

 

количества

 

ТСО

  (

РЭСК

в

 

регионах

но

 

при

 

этом

 

никакого

 

детального

 

анализа

 

и

 

сравнения

 

показателей

 

эффек

-

тивности

 

процесса

 

реструктури

-

зации

 

компаний

как

 

того

 

требует

 

Распоряжение

 

 511-

р

фактиче

-

ски

 

не

 

проводится

Продуманное

взвешенное

 

выполнение

 

Распоряжения

 

 511-

р

 

по

 

объединению

 

сете

-

вых

 

активов

 

успешных

 

регио

-

нальных

 

ТСО

 (

РЭСК

с

 

активами

 

«

слабых

» 

ТСО

  (

РЭСК

), 

тем

 

бо

-

лее

когда

 

зоны

 

их

 

ответствен

-

ности

 

стыкуются

 

или

 

пересека

-

ются

приведет

 

к

 

значительному

 

синергетическому

 

эффекту

 

не

 

только

 

для

 

энергетических

 

ком

-

паний

но

 

и

 

для

 

региона

 

в

 

целом

 5 (44) 2017


Page 6
background image

38

Представляется

 

целесообраз

-

ным

 

в

 

качестве

 

формы

 

такого

 

объединения

 

рекомендовать

 

аренду

 

электросетей

 

или

 

их

 

кон

-

цессию

 (

что

 

существенно

 

лучше

). 

Это

 

будет

 

гарантией

 

для

 

орга

-

нов

 

власти

 

субъекта

 

Федерации

 

и

 

муниципальных

 

образований

 

сохранить

 

свою

 

собственность

если

 

передаваемые

 

электросе

-

тевые

 

активы

 

принадлежат

 

им

Обоснованное

 

объединение

 

распределительных

 

электросе

-

тевых

 

компаний

 

даст

 

очевидные

 

преимущества

связанные

 

с

 

эф

-

фектом

 

масштаба

 (

как

 

на

 

уровне

 

функционирования

так

 

и

 

разви

-

тия

 

РРЭМ

), 

к

 

их

 

числу

 

могут

 

быть

 

отнесены

:

 

снижение

 

тарифов

 

для

 

конеч

-

ных

 

потребителей

  (

составля

-

ющей

 

за

 

услуги

 

по

 

передаче

 

электроэнергии

 

по

 

сетям

за

 

счет

 

снижения

 

операционных

 

издержек

 

в

 

результате

 

устра

-

нения

 

дублирующих

 

много

-

численных

 

административных

 

функций

 

в

 

компаниях

  (

плано

-

во

-

экономические

 

и

 

юриди

-

ческие

 

отделы

бухгалтерии

отделы

 

кадров

 

и

 

т

.

д

.);

 

повышение

 

надежности

 

и

 

ка

-

чества

 

электроснабжения

 

по

-

требителей

  (

имеется

 

немало

 

примеров

когда

 

региональные

 

власти

 

вынуждены

 

фактически

 

управлять

 

неэффективными

ТСО

  (

РЭСК

с

 

областной

 

фор

-

мой

 

собственности

так

 

как

 

именно

 

эти

 

компании

 

обес

-

печивают

 

электроэнергией

 

на

-

селение

 

и

 

социальную

 

сферу

 

региона

);

 

сведение

 

к

 

минимуму

 

вме

-

шательства

 

в

 

текущую

 

дея

-

тельность

 

эффективных

 

объ

-

единенных

 

территориальных

 

ТСО

  (

РЭСК

со

 

стороны

 

про

-

фильных

 

региональных

 

Мини

-

стерств

 

и

 

ведомств

 

существенное

 

уменьшение

 

финансовых

 

и

 

организацион

-

ных

 

разногласий

 

между

 

гаран

-

тирующими

 

поставщиками

 (

не

-

зависимыми

 

энергосбытовы

-

ми

 

компаниями

), 

крупными

 

электросетевыми

 

компаниями

 

(

которые

как

 

правило

явля

-

ются

 

операторами

 «

котлового

» 

метода

 

по

 

оплате

 

услуг

 

за

 

передачу

 

электроэнергии

 

по

сетям

и

 

ТСО

  (

РЭСК

). 

Эти

 

разногласия

например

в

 

Ир

-

кутской

 

области

 

достигают

 

сотен

 

миллионов

 

рублей

;

 

формирование

 

в

 

условиях

 

ограниченных

 

финансовых

 

ре

-

сурсов

 

условий

 

для

 

проведе

-

ния

 

единой

 

технической

 

поли

-

тики

в

 

основу

 

которой

веро

-

ятно

целесообразно

 

положить

 

упомянутое

 

выше

 

Положение

 

ПАО

  «

Россети

» 

о

 

единой

 

тех

-

нической

 

политике

 

в

 

электро

-

сетевом

 

комплексе

;

 

существенное

 

повышение

 

опе

-

ративности

 

в

 

ликвидации

 

ава

-

рийных

 

ситуаций

 

в

 

электро

-

сетях

 

в

 

связи

 

с

 

устранением

 

множества

 

согласований

 

и

  

разрешительных

 

процедур

;

 

более

 

эффективное

 

использо

-

вание

 

специальных

 

техниче

-

ских

 

средств

 

и

 

оборудования

 

в

 

объединенных

 

компаниях

;

 

значительное

 

ускорение

 

всех

 

этапов

 

процесса

 

технологи

-

ческого

 

присоединения

 

новых

 

и

 

согласования

 

по

 

увеличению

 

потребляемой

 

мощности

 

для

 

существующих

 

потребителей

В

 

настоящее

 

время

при

 

функ

-

ционировании

 

нескольких

 

ТСО

 (

РЭСК

в

 

регионе

 (

напри

-

мер

цепочка

 

ТСО

  (

РЭСК

до

 

конечного

 

потребителя

), 

даже

 

организация

 

работы

 

по

 

принципу

  «

одного

 

окна

» 

не

 

дает

 

существенного

 

ускоре

-

ния

 

процесса

 

присоединения

 

потребителей

 

из

-

за

 

процедур

-

ных

 

согласований

 

множества

 

организаций

.

Сохраниться

 

должны

 

только

 

наиболее

 

эффективные

 

электро

-

сетевые

 

компании

 

с

 

единой

 

тех

-

нической

 

и

 

тарифной

 

политикой

При

 

этом

 

они

 

могут

 

иметь

 

раз

-

личную

 

форму

 

собственности

в

 

каких

-

то

 

субъектах

 

РФ

 

это

 

могут

 

быть

 

компании

 

с

 

государствен

-

ной

где

-

то

 

со

 

смешанной

а

 

где

-

то

 

с

 

частной

 

формой

 

собственности

критерий

 

один

 — 

технологическая

 

и

 

финансово

-

экономическая

 

эф

-

фективность

В

 

публикации

 [1] 

на

 

примере

 

Иркутской

 

области

 

пока

-

зано

какой

 

эффект

 

мог

 

бы

 

дать

 

процесс

 

реализации

 

Распоря

-

жения

 

 511-

р

 

в

 2014 

году

К

 

со

-

жалению

процесс

 

консолидации

 

электросетевых

 

активов

 

не

 

был

 

осуществлен

 

и

 

не

 

планируется

 

в

 

будущем

.

2. 

Уже

 

давно

 

требует

 

решения

 

проблема

связанная

 

с

 

моделью

 

(

методами

оплаты

 

за

 

услуги

 

по

 

пе

-

редаче

 

электроэнергии

 

по

 

сетям

В

 

настоящее

 

время

  (

в

 

различных

 

регионах

составляющая

 

за

 

услу

-

ги

 

по

 

передаче

 

электроэнергии

 

в

 

конечной

 

цене

 

для

 

потребителя

 

колеблется

 

от

 40 

до

 80 

процен

-

тов

Наиболее

 

распространенный

 

«

котловой

» 

метод

когда

 

опера

-

торам

  «

котла

» 

выступает

 

выше

-

стоящая

 

крупная

 

электросетевая

 

компания

 («

котел

 

сверху

»), 

имеет

 

ряд

 

сущест

 

венных

 

недостатков

а

 

именно

непрозрачность

 

форми

-

рования

 

оплаты

 

услуг

 

для

 

сетевых

 

компаний

 

и

 

зависимость

 

оплаты

 

от

 

поступления

 

денежных

 

средств

 

от

 

сбытовой

 

организации

собираю

-

щей

 

оплату

 

с

 

конечных

 

потреби

-

телей

Такой

 

метод

применяемый

 

в

 

Иркутской

 

области

 

и

 

поддержи

-

ваемый

 

Региональной

 

службой

 

по

 

тарифам

а

 

также

 

определен

-

ные

 

перекосы

 

в

 

ценообразовании

 

и

 

снижении

 

объемов

 

передачи

 

электроэнергии

 

по

 

сетям

с

 

одно

-

временным

 

ростом

 

потерь

при

-

вел

 

к

 

тому

что

 

ранее

 

постоянно

 

эффективно

 

функционирующая

 

крупная

 

электросетевая

 

компания

 

получила

 

за

 2016 

год

 

убыток

 

око

-

ло

 1 

млрд

 

рублей

а

 

региональ

-

ная

 

ТСО

  (

РЭСК

резко

 

измени

-

ла

 

свою

 

финансовую

 

ситуацию

в

 2015 

убыток

 

более

 700 

млн

 

ру

-

блей

а

 

в

 2016 

году

 

уже

 

чистая

 

при

-

быль

 300 

млн

 

рублей

При

 

этом

 

какое

-

либо

 

видимое

 

улучшение

 

в

 

работе

  (

снижение

 

аварийности

выполнение

 

программы

 

рекон

-

струкции

 

и

 

т

.

д

.) 

этой

 

ТСО

  (

РЭСК

не

 

произошло

Более

 

правильным

 

было

 

бы

 

использовать

 

метод

 

рас

-

четов

 

между

 

каждыми

 

ТСО

 (

РЭСК

за

 

реально

 

оказанные

 

услуги

 

по

 

передаче

 

электроэнергии

 

по

 

се

-

тям

с

 

учетом

 

объемов

 

этих

 

сетей

Такой

 

метод

 

расчетов

 

широко

 

рас

-

пространен

 

за

 

рубежом

.

3. 

Как

 

известно

Постановление

Правительства

 

РФ

 

 823 

от

 

17.10.2009 

г

. «

О

 

схемах

 

и

 

про

-

граммах

 

перспективного

 

развития

 

электроэнергетики

» 

в

 

разделах

касающихся

 

развития

 

электриче

-

ских

 

сетей

распространяется

 

на

 

электросетевой

 

комплекс

 

напря

-

СТРАТЕГИИ 

И ПЕРСПЕКТИВЫ


Page 7
background image

39

жением

 110 

кВ

 

и

 

выше

При

 

этом

 

предполагается

что

 

данный

 

доку

-

мент

 

должен

 

ежегодно

 

корректи

-

роваться

В

 

то

 

же

 

время

 

во

 

многих

 

регионах

как

 

мы

 

уже

 

подчеркива

-

ли

 

выше

самые

 

острые

 

пробле

-

мы

 

связаны

 

с

 

необходимостью

 

планирования

 

и

 

реализации

 

про

-

грамм

 

развития

 

распределитель

-

ного

 

электросетевого

 

комплекса

Именно

 

здесь

 

сосредоточены

 «

уз

-

кие

 

места

» 

по

 

электроснабжению

 

существующих

 

потребителей

 

и

 

не

-

обходимости

 

присоединения

 

но

-

вых

 

потребителей

В

 

связи

 

с

 

этим

 

целесообразно

 

подготовить

 

зако

-

нодательный

 

акт

  (

или

 

отдельное

 

дополнение

 

к

 

ППРФ

 

 823) 

по

 

обязательной

 

разработке

 

и

 

еже

-

годной

 

корректировке

 

схем

 

и

 

про

-

грамм

 

развития

 

электрических

 

се

-

тей

 

напряжением

 0,4–35 

кВ

.

Решение

 

вышеизложенных

 

проблем

 

распределительного

 

электросетевого

 

комплекса

 

ста

-

новится

 

все

 

более

 

актуальным

 

и

 

особенно

 

важным

 

в

 

последнее

 

время

так

 

как

 

активно

 

начина

-

ют

 

обсуждаться

 

и

 

даже

 

уже

 

со

-

оружаются

 

малые

 

источники

 

рас

-

пределенной

 

генерации

 

энергии

 

(

термин

требующий

 

уточнения

 

и

 

конкретизации

). 

В

 

этих

 

услови

-

ях

 

значительно

 

повышается

 

роль

 

РЭСК

 

и

 

его

 

значимость

 

в

 

оптими

-

зации

 

режимов

 

функционирова

-

ния

 

системы

Распределительный

 

электросетевой

 

комплекс

 

и

 

рас

-

пределенная

 

генерация

 

формиру

-

ют

 

основу

 

РРЭМ

В

 

этом

 

отноше

-

нии

 

положительным

 

результатом

 

обсуждений

 

являются

 

рекомен

-

дации

 

круглого

 

стола

 

на

 

тему

«

Распределенная

 

энергетика

 

как

 

важное

 

направление

 

развития

 

современной

 

энергетики

», 

про

-

веденного

 

под

 

эгидой

 

Комитета

 

по

 

энергетике

 

ГД

 

РФ

 20 

февраля

 

2017 

года

в

 

которых

 

в

 

том

 

числе

 

предлагается

 

внести

 

изменения

 

в

 

Постановление

 

 823.

ВЫВОДЫ

1. 

Развитие

 

электросетевого

 

ком

-

плекса

 

России

 

и

 

регионов

 

в

 

целом

 

отражает

 

основные

 

тенденции

формирующиеся

 

в

 

стране

 

и

 

мире

.

2. 

Принятые

 

в

 

последние

 

годы

 

механизмы

 

по

 

развитию

 

энер

-

гетического

 

комплекса

 

не

 

учи

-

тывали

 

реальной

 

ситуации

складывающейся

 

в

 

энергетике

 

и

 

экономике

 

России

не

 

пред

-

усматривали

 

оценки

 

послед

-

ствий

 

их

 

реализации

поэтому

 

привели

 

к

 

ряду

 

негативных

 

по

-

следствий

росту

 

финансовой

 

нагрузки

 

на

 

население

бюд

-

жетные

 

организации

 

и

 

малый

 

бизнес

.

3. 

Имеющиеся

 

примеры

 

сооруже

-

ния

 

незагруженных

  (

а

 

иногда

 

и

 

фактически

 

не

 

нужных

элек

-

трических

 

сетей

 

должны

 

быть

 

тщательно

 

проанализированы

 

и

 

приняты

 

соответствующие

 

меры

 

по

 

предотвращению

 

та

-

ких

 

ситуаций

 

в

 

будущем

В

 

то

 

же

 

время

 

необходимо

 

устра

-

нить

  «

узкие

 

места

», 

которые

 

снижают

 

эффективность

 

энер

-

гетического

 

комплекса

 

и

   

тор

-

мозят

 

развитие

 

экономики

 

ре

-

гионов

.

4. 

Мониторинг

 

должен

 

стать

 

не

-

отъемлемой

 

частью

 

вводимых

 

в

 

действие

 

нормативных

 

до

-

кументов

 

и

 

последствий

 

их

 

ре

-

ализации

 

с

 

целью

 

выявления

 

допущенных

 

ошибок

их

 

устра

-

нения

 

и

 

проведения

 

соответ

-

ствующей

 

корректировки

 

при

-

нимаемых

 

решений

.

5. 

Особое

 

внимание

 

необходимо

 

уделить

 

вопросам

 

функциони

-

рования

 

и

 

развития

 

распреде

-

лительных

 

электрических

 

сетей

 

напряжением

 0,4–35 

кВ

внести

 

необходимые

 

дополнения

 

и

 

из

-

менения

 

в

 

существующую

 

нор

-

мативно

-

правовую

 

базу

Это

 

позволит

 

снять

 

острейшие

 

про

-

блемы

 

по

 

электроснабжению

 

мелких

 

и

 

средних

 

потребителей

 

и

 

подключению

 

новых

 

потреби

-

телей

 

к

 

этим

 

сетям

.

6. «

Схема

 

и

 

программа

 

развития

 

распределительного

 

электро

-

сетевого

 

комплекса

» 

должна

 

стать

 

неотъемлемой

 

частью

 

программных

 

документов

 

стра

-

ны

 

и

 

регионов

7. 

Необходимо

 

с

 

участием

 

всех

 

заинтересованных

 

сторон

 

раз

-

работать

 

общепринятую

  «

Кон

-

цепцию

 

РРЭМ

 

и

 

соответству

-

ющие

 

изменения

 

в

 

Концепции

 

ОРЭМ

», 

и

 

только

 

после

 

этого

 

доработать

 

«

Модель

 

либе

-

рализации

 

розничного

 

рынка

 

электроэнергии

», 

представ

-

ленную

 

Минэнерго

 

РФ

С

 

уче

-

том

 

этого

 

должны

 

быть

 

подго

-

товлены

 

и

 

внесены

 

изменения

 

в

 

ФЗ

 

 35-

фз

  «

Об

 

электроэ

-

нергетике

» 

и

 

другие

 

норматив

-

ные

 

документы

8. «

Концепция

 

розничного

 

рынка

 

электроэнергии

 

и

 

мощности

» 

и

 

«

Модель

 

либерализации

 

розничного

 

рынка

 

электро

-

энергии

» 

должны

 

содержать

 

принципиальные

 

положения

учитывающие

 

новейшие

 

тен

-

денции

 

в

 

электроэнергетике

 

и

прежде

 

всего

идеологию

 

Smart Grid (

мини

и

 

микро

-

сети

 

и

 

т

.

д

.), Smart Metering, 

разви

-

тие

 

распределенной

 

генерации

 

энергии

 

и

 

др

.  

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Головщиков

 

В

.

О

Проблемы

 

территориальных

 

распределительных

 

электросетевых

 

компаний

 

// 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределе

-

ние

, 2014, 

 3(24). 

С

. 114–119.

2. 

Лабузова

 

А

.

В

., 

Жагрова

 

Ю

.

С

Развитие

 

элек

-

трических

 

сетей

 

напряжением

 20 

кВ

 

в

 

городе

 

Москве

 // 

Электрические

 

станции

, 2017, 

 5.

С

. 14–15.

3. 

Технологическое

 

присоединение

проще

бы

-

стрее

доступнее

 // 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Пере

-

дача

 

и

 

распределение

, 2017, 

 3(42). 

С

. 30–39.

REFERENCES

1.  Golovshchikov V.O. Problems of local distribution utilities. ELE-

KTROENERGIYa: peredacha i raspredelenie [ELECTRIC POW-
ER: Transmission and Distribution], 2014, no. 3(24), pp. 114-119. 
(in Russian)

2.  Labuzova A.V., Zhagrova Yu.S. Development of 20 kV electri-

cal networks in Moscow. Elektricheskie stantsii [Power Plants], 
2017, no.5. pp. 14-15. (in Russian)

3.  Technological connection becomes simpler, faster and more 

accessible. ELEKTROENERGIYa: peredacha i raspredelenie 
[ELECTRIC POWER: Transmission and Distribution], 2017, no. 
3(42), pp. 30-39. (in Russian)

 5 (44) 2017


Оригинал статьи: Проблемы электросетевого комплекса России и некоторые предложения по их решению

Ключевые слова: электросетевой комплекс, системообразующие электрические сети, распределительные электрические сети, эффективность функционирования и развития

Читать онлайн

Рассматриваются некоторые проблемы электросетевого комплекса России как системообразующего, так и распределительного. На конкретных примерах показаны «узкие места» и даны предложения по их устранению. Указывается, что основные проблемы связаны с распределительными электрическими сетями, которые являются технологической основой формирующегося розничного рынка электроэнергии.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Система диагностики АКБ «Репей»

Энергоснабжение / Энергоэффективность Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Возобновляемая энергетика / Накопители Диагностика и мониторинг
ООО НПП «Микропроцессорные технологии»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

Внедрение резонансной системы передачи электрической энергии в филиале ПАО «Россети Центр и Приволжье» — «Рязаньэнерго»

Энергоснабжение / Энергоэффективность Кабельные линии
ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ», ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»