120
Проблемы эксплуатации
и обслуживания
электросетевого комплекса
Великобритании
Р
аспределительные
сети
Великобритании
не
явля
-
ются
мировым
лидером
в
плане
среднего
возраста
основного
оборудования
,
исполь
-
зуемого
в
сетях
.
Значительный
процент
оборудования
,
эксплуати
-
руемого
в
сети
,
может
иметь
воз
-
раст
50
лет
и
более
.
Тем
не
менее
,
техническое
состояние
РС
Велико
-
британии
позволяет
обеспечивать
потребителей
электроэнергией
должного
качества
,
с
определен
-
ным
уровнем
надежности
.
Техническое
состояние
участ
-
ков
сети
и
их
элементов
оценива
-
ется
по
следующим
основным
па
-
раметрам
:
•
индекс
технического
состояния
элементов
(HI);
•
индекс
наличия
резервной
мощности
(LI);
•
качество
электроэнергии
;
• c
оответствие
требованиям
ми
-
нимальной
на
дежности
сети
.
Индексы
рассчитываются
с
уче
-
том
возраста
и
типа
оборудова
-
ния
,
учетной
записи
отказов
обо
-
рудования
данного
типа
(
если
она
известна
),
технического
со
-
стояния
оборудования
на
основе
регулярных
и
контрольных
про
-
верок
,
частоты
отказов
данного
оборудования
.
Здесь
во
внимание
принимаются
показатели
критич
-
ности
выхода
из
строя
конкрет
-
ного
элемента
,
которые
влияют
на
количество
перебоев
питания
длительностью
более
3
минут
на
100
потребителей
(
перебои
в
электроснабжении
—
ПЭ
)
в
те
-
чение
года
,
длительность
пере
-
боев
питания
потребителей
в
ми
-
нутах
на
количество
потребителей
(
количество
потерянных
минут
на
потребителя
—
ПМП
)
и
влияние
их
на
надежность
электроснаб
-
жения
.
Для
расчета
индекса
так
-
же
важна
безопасность
элемента
для
окружающих
и
окружающей
среды
,
в
том
числе
и
в
экологиче
-
ском
плане
.
В
плане
надежности
к
распре
-
делительным
сетям
предъявля
-
ются
требования
,
основанные
на
сетевом
стандарте
«
Минимальные
требования
к
надежности
электро
-
снабжения
потребителей
Р
2/6»,
выполнение
которого
является
требованием
лицензионного
со
-
глашения
.
Деление
потребителей
на
категории
не
происходит
,
и
не
-
обходимость
повышенной
надеж
-
ности
электропитания
,
выше
чем
прописано
в
Р
2/6,
определяется
и
финансируется
потребителем
самостоятельно
.
Все
данные
о
состоянии
обо
-
рудования
,
проведенных
обслужи
-
ваниях
,
тестах
хранятся
в
единой
базе
данных
РС
на
базе
SAP.
Аккуратное
и
своевременное
занесение
информации
в
базу
данных
необходимо
для
успешно
-
го
функционирования
распреде
-
лительных
сетей
,
не
только
в
тех
-
ническом
,
но
и
в
коммерческом
плане
.
Основываясь
на
информации
из
единой
базы
данных
,
госу
-
дарственный
регулятор
(Ofgem)
имеет
возможность
отслеживать
м
и
р
о
в
о
й
о
п
ы
т
мировой опыт
В
предыдущих
статьях
были
рассмотрены
основные
прин
-
ципы
,
согласно
которым
функционирует
электросетевой
комплекс
Великобритании
.
В
данной
статье
хотелось
бы
более
подробно
остано
виться
на
проблемах
,
связанных
с
эксплуатацией
и
обслуживанием
сетей
.
Елпидифоров
В
.
Ю
.,
руководитель
Электро
-
сетевого
отдела
/ Head of
T&D FCM Consulting ltd.
121
деятельность
РС
согласно
плану
на
лицензионный
период
.
В
част
-
ности
,
в
Лондонских
распредели
-
тельных
сетях
возникли
проблемы
при
аудите
,
так
как
несвоевремен
-
но
заполненная
база
данных
не
смогла
продемонстрировать
вы
-
полнение
программы
инвестиций
и
обслуживания
в
заявленном
объеме
.
С
технической
точки
зрения
также
могут
возникать
проблемы
,
когда
некоторые
работы
приходит
-
ся
выполнять
дважды
или
в
непра
-
вильной
последовательности
,
что
ведет
к
удорожанию
.
Из
примеров
можно
привести
те
же
Лондонские
сети
,
когда
при
строительстве
новой
подстанции
мощностью
180
МВА
была
непра
-
вильно
учтена
пропускная
способ
-
ность
трансформаторов
тока
на
питающей
подстанции
2-
го
уровня
в
связи
с
ошибкой
в
базе
данных
,
что
повлекло
за
собой
срыв
сро
-
ков
подключения
потребителей
.
Силовые
трансформаторы
на
подстанции
33/11
кВ
(
рисунок
1)
были
заменены
в
связи
с
новым
присоединением
потребителя
без
установки
маслосборной
ванны
,
которую
пришлось
устанавливать
вокруг
нового
рабочего
трансфор
-
матора
буквально
через
несколько
недель
после
сдачи
в
эксплуата
-
цию
,
так
как
изменения
экологиче
-
ского
элемента
индекса
HI
н
e
были
вовремя
внесены
в
базу
данных
,
что
не
позволило
выделить
фонды
на
этот
элемент
работ
на
первом
этапе
строительства
.
Основным
моментом
,
который
хотелось
бы
выделить
,
являет
-
ся
необходимость
с
достаточной
степенью
точности
систематиче
-
ски
определять
и
оценивать
тех
-
ническое
состояние
сети
в
свете
требований
,
предъявляемых
к
РС
.
Также
при
разработке
подходов
и
процедур
нужно
учитывать
нали
-
чие
ресурсов
на
более
или
менее
длительный
период
(
сети
Велико
-
британии
оперируют
семилетними
периодами
).
Чтобы
иметь
наиболее
актуаль
-
ную
и
точную
информацию
по
со
-
стоянию
сети
,
необходимо
не
толь
-
ко
провести
начальную
работу
по
сбору
информации
по
отдельным
элементам
в
единую
базу
данных
,
но
и
постоянно
обновлять
базу
данными
по
мере
внесения
изме
-
нений
в
сеть
.
Диспетчерское
управление
се
-
тями
осуществляется
на
уровне
операторов
сетей
.
Магистральные
сети
(NG)
имеют
свою
собствен
-
ную
оперативную
службу
,
одной
из
основных
задач
которой
является
поддержка
балансов
в
сети
.
Распределительные
сети
име
-
ют
свою
собственную
диспетчер
-
скую
службу
,
которая
взаимодей
-
ствует
как
с
диспетчером
маги
-
стральных
сетей
,
так
и
с
диспет
-
черскими
службами
независимых
сетей
.
Основной
задачей
РС
и
дис
-
петчерской
службы
является
бес
-
перебойное
распределение
элек
-
троэнергии
среди
потреби
телей
.
Для
примера
,
диспетчерское
управление
лондонскими
сетя
-
ми
(UKPN)
находится
в
150
км
от
самого
Лондона
и
обслуживает
три
региона
,
на
которые
распро
-
страняется
лицензия
(LPN, SPN,
EPN) —
в
общей
сложности
8
мил
-
лионов
потребителей
.
Для
удобства
управления
сети
СН
(33–11
кВ
)
поделены
на
не
-
сколько
географических
районов
,
но
все
они
управляются
из
одного
диспетчерского
центра
,
что
помо
-
гает
диспетчерам
оказывать
,
при
необходимости
,
поддержку
друг
другу
.
Централизованной
диспет
-
черской
службы
НН
не
существует
,
сети
0,4
кВ
обслуживаются
и
регу
-
лируются
из
местных
оперативно
-
ремонтных
центров
оперативно
-
ремонтным
персоналом
.
В
сетях
UKPN (
общая
длина
кабельных
линий
— 138 000
км
,
воздушных
линий
— 46 000
км
),
все
питающие
подстанции
33/11,
Рис
. 1.
Силовые
трансформаторы
на
подстанции
33/11
кВ
Ответственность
за
внесение
каждодневных
обновлений
в
базу
данных
лежит
на
инженерно
-
тех
-
ническом
персонале
первого
уров
-
ня
(
мастера
,
инженеры
участков
,
управляющие
проектами
и
т
.
д
.),
но
при
этом
сама
база
данных
ад
-
министрируется
специальным
от
-
делом
,
в
задачу
которого
входит
и
контроль
своевременной
подачи
необходимых
обновлений
персо
-
налом
.
Опыт
английских
распреде
-
лительных
сетей
показывает
,
что
при
отсутствии
должного
контроля
обновление
базы
данных
персо
-
налом
должным
образом
не
про
-
исходит
.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ДИСПЕТЧЕРСКОЙ
СЛУЖБЫ
И
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
РЕЖИМОВ
Основная
задача
оперативно
-
диспетчерской
службы
—
это
опе
-
ративное
управление
сетями
и
их
режимами
.
Современнные
техно
-
логии
позволяют
управлять
сетями
в
автоматическом
режиме
в
реаль
-
ном
времени
.
К
сожалению
,
техно
-
логии
автоматизации
развиваются
гораздо
быстрее
,
чем
происходит
обновление
основной
инфраструк
-
туры
сетей
,
поэтому
автоматиза
-
ция
сетей
происходит
постепенно
,
что
отражается
на
организации
работы
оперативно
-
диспетчерской
службы
.
Тем
не
менее
,
чем
выше
автоматизация
сети
,
тем
проще
,
эффективней
и
дешевле
опера
-
тивно
-
диспетчерское
управление
при
выполнении
задач
,
поставлен
-
ных
перед
РС
.
№
2 (41) 2017
122
132/33, 132/11
кВ
(1340
ед
.)
полно
-
стью
автоматизированы
и
управля
-
ются
дистанционно
,
что
позволяет
быстро
координировать
режимы
,
предотвращать
и
локализовывать
крупные
аварии
.
ТП
подстанции
на
напряжение
в
11
и
20
кВ
,
как
правило
,
соедине
-
ны
между
собой
преимущественно
по
кольцевому
принципу
,
дополни
-
тельно
обеспечивая
связь
между
питающими
центрами
по
низшему
напряжению
.
Здесь
уровень
авто
-
матизации
несколько
ниже
и
за
-
висит
от
географии
.
Если
в
центре
Лондона
(LPN)
из
15 000
ТП
око
-
ло
60%
автоматизированы
,
то
на
окраинах
: SPN — 18%
из
34 000
и
EPN — 15%
из
68 000
ТП
.
Высокая
автоматизация
сетей
особенно
по
ВН
позволяет
РС
из
-
бавится
от
централизованного
оперативного
персонала
в
пользу
использования
оперативно
-
ре
-
монтного
персонала
локальных
обслуживающих
центров
.
Уровень
автоматизации
ТП
позволяет
ис
-
пользовать
алгоритм
автомати
-
ческой
изоляции
поврежденного
участка
,
с
восстановлением
пита
-
ния
на
неповрежденных
участках
,
что
существенно
уменьшает
коли
-
чество
и
длительность
перебоев
питания
.
По
статистике
за
2015
год
в
се
-
тях
UKPN (SPN, LPN
и
EPN)
произо
-
шло
6597
аварий
на
высоковольт
-
ном
оборудовании
, 16 721 —
на
низковольтном
и
9954
аварии
со
вторичным
оборудованием
.
Как
правило
,
оперативно
-
дис
-
петчерское
управление
сетями
технически
строится
на
платфор
-
ме
какой
-
нибудь
Системы
Управ
-
ления
Распределительными
Се
-
боте
сети
с
частичной
или
полной
потерей
электронного
управления
.
Распределительные
сети
Вели
-
кобритании
пользуются
основны
-
ми
преимуществами
,
которые
пре
-
доставляет
грамотно
выстроенная
система
управления
сетью
:
1.
Существенно
снижается
вре
-
мя
оперативных
переключений
(
при
достаточно
установленной
телемеханике
на
местах
).
По
условиям
лицензионного
соглашения
это
важно
,
поскольку
в
статистику
перебоев
входит
лю
-
бое
отключение
более
3-
х
минут
и
считается
поминутно
на
каж
-
дого
потребителя
.
При
аварий
-
ном
или
ошибочном
отключении
высоковольтного
присоединения
количество
клиентов
без
питания
может
достигнуть
несколько
со
-
тен
и
даже
тысяч
,
и
в
этом
случае
даже
1
минута
,
помноженная
на
количество
потребителей
без
пита
-
ния
,
оказывает
существенное
вли
-
яние
на
показатели
бесперебойно
-
сти
питания
.
Система
управления
сетью
может
быть
использована
исключительно
для
индексации
сети
и
сбора
информации
от
эле
-
ментов
,
но
основное
ее
преиму
-
щество
в
том
,
что
элементы
сети
могут
управляться
посредством
интегрированных
элементов
теле
-
механики
.
Как
говорилось
выше
,
в
рас
-
пределительных
сетях
UKPN
все
питающие
подстанции
ВН
и
СН
автоматизированы
с
частичной
автоматизацией
ТП
кольцевых
и
радиальных
схем
напряжения
11
кВ
,
что
позволяет
обходиться
без
оперативного
персонала
на
питающих
подстанциях
и
осущест
-
влять
управление
режимами
сети
с
помощью
дистанционных
пере
-
ключений
.
Безусловно
,
бывают
случаи
в
РС
Великобритании
,
ког
-
да
дежурный
оперативный
персо
-
нал
на
питающей
подстанции
смог
бы
более
оперативно
решить
про
-
блему
с
оборудованием
,
но
в
боль
-
шинстве
случаев
держать
смену
на
подстанциях
(
причем
высоко
-
квалифицированный
персонал
)
не
представляется
экономически
це
-
лесообразным
.
При
необходимости
вмешатель
-
ства
в
работу
сети
в
ручном
режи
-
ме
этим
занимается
дежурный
оперативно
-
ремонтный
персонал
локальных
сервисных
центров
.
В
подобных
случаях
у
диспетче
-
Рис
. 2.
Система
управления
сетью
в
Лондонских
РС
(UKPN)
построена
на
платформе
GE PowerOn Fusion
МИРОВОЙ
ОПЫТ
тями
(Distribution Management
System — DMS).
На
рынке
имеются
несколько
платформ
от
основных
производителей
электросетево
-
го
оборудования
(ABB, Schneider,
GE
и
т
.
д
.),
на
базе
которых
можно
построить
оперативное
управле
-
ние
сетью
в
реальном
времени
.
По
функциональности
передо
-
вые
платформы
,
как
правило
,
не
слишком
сильно
отличаются
друг
от
друга
,
вопрос
скорее
в
возмож
-
ности
интеграции
с
другими
при
-
ложениями
от
различных
произво
-
дителей
,
причем
как
с
новыми
,
так
и
существующими
.
Основная
особенность
в
том
,
что
переход
на
какую
-
то
опреде
-
ленную
платформу
сам
по
себе
недостаточен
,
систему
нужно
по
-
стоянно
развивать
для
получе
-
ния
максимальной
отдачи
от
нее
.
Важна
стратегия
внедрения
и
раз
-
вития
платформы
с
интеграцией
как
можно
большего
количества
элементов
сети
,
рассчитанная
на
многолетний
период
.
Большинство
современных
платформ
являются
новым
поко
-
лением
систем
управления
сетью
(ADSM),
на
базе
концепции
SMART
GRID.
Для
распределительных
си
-
стем
очень
важно
,
чтобы
переход
на
новые
версии
платформ
,
а
так
-
же
их
обновление
,
происходили
максимально
безболезненно
,
так
как
любой
сбой
в
системе
управ
-
ления
ведет
к
потере
контроля
за
оперативной
работой
сети
.
К
сожалению
,
в
РС
Велико
-
британии
иногда
случаются
сбои
в
системе
оперативного
управле
-
ния
сетью
.
Даже
когда
основные
системы
дублируются
,
всегда
су
-
ществуют
аварийные
планы
по
ра
-
123
ра
есть
всегда
список
дежурных
инженеров
по
районам
,
которые
могут
реагировать
незамедлитель
-
но
на
запросы
от
диспетчерской
службы
.
При
наличии
нескольких
дежурных
инженеров
диспетчер
может
определить
ближайше
-
го
к
месту
аварии
инженера
по
GPS.
Система
управления
сетью
в
Лондонских
РС
(UKPN)
постро
-
ена
на
платформе
GE PowerOn
Fusion (
рисунок
2).
Интрерфейс
оперативного
управления
схемой
сети
—
универсальный
для
всех
пользователей
,
но
с
разным
уров
-
нем
допуска
.
Дежурный
диспетчер
имеет
возможность
производить
переключения
и
изменения
схемы
,
имеет
,
помимо
визуальной
,
звуко
-
вую
сигнализацию
в
случае
ава
-
рийного
срабатывания
элементов
РЗ
или
опасных
режимов
.
Опера
-
тивно
-
ремонтный
и
инженерный
состав
может
наблюдать
за
пара
-
метрами
сети
как
в
реальном
вре
-
мени
,
так
и
в
записи
,
планировать
отключения
и
т
.
д
.
2.
Помимо
снижения
времени
опе
-
ративных
переключений
,
систе
-
ма
управления
сетью
позволяет
существенно
уменьшить
время
ликвидации
аварий
,
локализи
-
руя
и
изолируя
поврежденные
участки
сети
,
часто
в
автомати
-
ческом
режиме
.
Например
,
в
РС
UKPN
на
на
-
пряжение
11
кВ
конфигурация
сети
скорее
кольцевая
со
связями
между
питающими
подстанциями
,
и
ТП
помимо
телеконтроля
за
вы
-
ключателями
нагрузки
оборудова
-
ны
датчиками
прохождения
тока
КЗ
по
участку
,
которые
при
фикса
-
ции
тока
КЗ
сигнализируют
через
местный
терминал
(RTU)
в
диспет
-
черский
центр
,
отображая
необ
-
ходимую
информацию
в
систему
управления
сетью
,
что
дает
воз
-
можность
диспетчеру
максималь
-
но
быстро
локализовать
повреж
-
дение
.
Недавно
была
внедрена
новая
функция
в
системе
управле
-
ния
,
позволяющая
локализовать
повреждение
автоматически
,
без
прямого
участия
диспетчера
,
ко
-
торый
только
проверяет
правиль
-
ность
произошедших
переключе
-
ний
на
участке
сети
и
передает
необходимую
информацию
опера
-
тивно
-
ремонтному
персоналу
.
В
программе
управления
се
-
тями
(ADMS)
заложены
все
огра
-
ничения
по
нагрузкам
элементов
для
планирования
и
проведения
плановых
работ
в
сети
,
требую
-
щих
снятия
напряжения
с
элемен
-
тов
сети
.
Система
подсказывает
оперативно
-
ремонтному
и
дис
-
петчерскому
персоналу
список
необходимых
операций
и
их
по
-
следовательность
,
при
необходи
-
мости
фиксирует
необходимые
изменения
схемы
,
координирует
переключения
и
режимы
.
3.
Системы
управления
сетью
позволяют
РС
Великобрита
-
нии
существенно
повысить
на
-
блюдаемость
сети
особенно
по
основным
параметрам
,
что
помогает
предотвращать
не
-
благоприятные
режимы
сетей
,
перегрузки
,
вследствие
чего
уменьшаются
и
потери
электро
-
энергии
.
Современные
терминалы
спо
-
собны
собирать
информацию
как
в
классической
SCADA —
со
вспомогательных
контактов
обо
-
рудования
и
датчиков
,
так
и
непо
-
средственно
—
с
цифровых
реле
по
протоколу
61850.
Терминал
со
-
бирает
всю
необходимую
инфор
-
мацию
как
цифровую
,
так
и
ана
-
логовую
,
и
передает
в
систему
управления
сетью
.
Единая
систе
-
ма
управления
сетью
позволяет
анализировать
любой
параметр
сети
(
рисунок
3),
который
интегри
-
рован
в
систему
,
на
протяжениии
выбранного
периода
.
Сравнивать
тренды
,
определять
зависимости
.
4.
Высокий
уровень
автоматиза
-
ции
и
телемеханики
распреде
-
лительных
сетей
предъявляет
дополнительные
требования
к
бесперебойности
источников
оперативного
тока
для
элемен
-
тов
РЗ
,
автоматики
,
телеме
-
Рис
. 3.
Единая
система
управления
сетью
позволяет
анализировать
любой
параметр
сети
сети
,
и
при
превышении
гранич
-
ных
показателей
программа
на
-
чинает
сигнализировать
диспет
-
черу
о
необходимости
принятия
мер
по
реконфигурации
сети
,
при
этом
может
подсказывать
какие
-
то
действия
.
Для
более
сложных
дей
-
ствий
,
для
расчета
режимов
,
пере
-
токов
и
уровней
токов
КЗ
могут
быть
использованы
дополнитель
-
ные
программы
расчетов
режимов
и
токов
КЗ
.
По
возможности
распредели
-
тельные
сети
Великобритании
(132, 33, 22, 20
и
11
кВ
)
работают
в
параллельном
режиме
с
межсек
-
ционным
выключателем
,
включен
-
ным
по
низкой
стороне
.
Исключе
-
нием
являются
ситуации
,
когда
токи
короткого
замыкания
превы
-
шают
предел
устойчивости
обо
-
рудования
или
при
наличии
дру
-
гих
ограничений
.
Основной
целью
данного
подхода
является
умень
-
шение
длительности
перебоев
питания
потребителей
.
Так
как
по
ВН
на
подстанциях
132/33, 132/11
и
33/11
кВ
сборных
шин
не
устанав
-
ливают
(
преобладают
радиальные
схемы
),
то
при
отключении
пита
-
ющей
линии
или
трансформатора
обесточенной
остается
целая
сек
-
ция
с
большим
количеством
при
-
соедененных
потребителей
.
Все
возможные
режимы
работ
участка
сети
просчитываются
заранее
и
на
основании
расчетов
определя
-
ется
возможность
параллельной
работы
сети
.
При
невозможности
параллельной
работы
сети
,
как
правило
устанавливают
автомати
-
ческий
переключатель
нагрузки
не
на
аварийную
секцию
.
Помимо
аварийных
переклю
-
чений
система
предназначена
№
2 (41) 2017
124
ханики
и
оборудования
связи
.
Как
правило
ТСН
не
являются
таким
бесперебойным
источ
-
ником
,
и
установка
беспере
-
бойных
источников
питания
на
базе
аккумуляторных
батарей
является
пока
единственным
вариантом
.
Помимо
установки
элементов
телеконтроля
и
автоматики
важ
-
ную
роль
играют
вопросы
обе
-
спечения
бесперебойности
связи
между
элементами
сети
и
диспет
-
черским
центром
.
Все
каналы
свя
-
зи
с
питающими
подстанциями
ду
-
блированы
каналами
разного
типа
.
В
зависимости
от
местности
это
могут
быть
:
–
кабели
связи
(
оптические
и
медные
);
–
спутниковая
связь
с
резерви
-
рованием
по
GPRS;
–
радиосвязь
М
2
М
;
–
мобильная
сеть
GPRS.
5.
Системы
управления
сетями
позволяют
управлять
комби
-
нированными
сетями
разного
напряжения
.
Для
распредели
-
тельных
сетей
Великобрита
-
нии
это
очень
важно
,
так
как
сети
очень
часто
резервиру
-
ются
по
низшим
напряжениям
и
подобная
опция
позволяет
гораздо
легче
отслеживать
ре
-
жимы
сетей
и
производить
не
-
обходимые
перекрестные
пе
-
реключения
по
сетям
разного
напряжения
.
6.
Еще
одной
из
важных
особен
-
ностей
системы
управления
сетями
является
возможность
интеграции
с
системами
,
ис
-
пользующими
географические
координаты
(GIS),
а
также
коммуникаций
с
использованием
GIS-
технологий
.
Практика
пока
-
зала
,
что
новая
система
,
осно
-
ванная
на
GIS
в
чистом
виде
,
не
всегда
справляется
со
всеми
за
-
дачами
по
аккуратной
фиксации
месторасположения
кабельных
линий
в
городах
,
особенно
это
касается
существующих
линий
,
проложенных
десятки
лет
назад
.
По
возможности
старые
данные
,
исполненные
на
чертежах
,
оциф
-
ровываются
и
переносятся
в
GIS-
систему
,
но
при
таком
переносе
возможны
ошибки
и
неточности
.
РС
Великобритании
пошли
по
пути
интеграции
старой
информации
в
новую
систему
путем
наложе
-
ния
слоев
и
включения
отсканиро
-
ванных
чертежей
в
GIS-
систему
в
виде
приложений
.
На
рисунке
5
представлена
часть
участка
рас
-
пределительных
сетей
Лондона
,
показывающая
места
расположе
-
ния
кабельных
линий
с
использо
-
ванием
наложения
слоев
,
в
систе
-
ме
GIS.
ПОДХОДЫ
К
ОБСЛУЖИВАНИЮ
И
ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОБОРУДОВАНИЯ
СЕТЕЙ
Подходы
к
обслуживанию
и
экс
-
плуатации
оборудования
сетей
зависят
от
типа
работ
,
которые
не
-
обходимо
выполнить
на
том
или
ином
этапе
.
Работы
по
обслужива
-
нию
,
как
правило
,
делятся
на
:
1)
плановые
работы
по
сервису
,
инспекции
,
тесты
и
т
.
д
.;
2)
внеплановые
работы
по
состо
-
янию
оборудования
(
необходи
-
мость
подобных
работ
опреде
-
ляется
по
данным
телеметрии
или
в
ходе
регулярных
инспек
-
ций
);
Рис
. 4.
Схема
участка
низковольтной
сети
EPN
в
географической
плоско
-
сти
с
поступающей
информацией
из
Службы
поддержки
потребителей
и
с
возмож
ностью
мониторинга
хода
выполнения
ремонтных
работ
Рис
. 5.
Часть
участка
РС
Лондона
,
показывающая
места
расположения
КЛ
,
с
использованием
наложения
слоев
в
системе
GIS
с
сис
темами
интерактивной
ра
-
боты
с
потребителями
(CIS),
что
позволяет
связать
электриче
-
скую
схему
сети
с
топографией
и
с
информацией
,
полученной
от
потребителей
(
например
,
отключения
электроэнергии
низковольтных
потребителей
технически
для
системы
управ
-
ления
сетями
происходит
неза
-
метно
).
На
рисунке
4
представлена
схема
участка
низковольтной
сети
EPN
в
географической
пло
-
скости
,
с
поступающей
инфор
-
мацией
из
службы
поддержки
потребителей
и
с
возможностью
мониторинга
хода
выполнения
ремонтных
работ
.
Помимо
электрических
схем
для
грамотной
эксплуатации
се
-
тей
необходимы
и
более
точные
планы
,
показывающие
точное
местоположение
элементов
сети
,
особенно
это
касается
кабельных
линий
.
В
последнее
время
широко
применяются
системы
фиксации
МИРОВОЙ
ОПЫТ
125
3)
аварийные
работы
:
–
связанные
с
перебоями
электропитания
;
–
масштабные
отключения
(
например
,
связанные
с
погод
-
ными
условиями
);
–
не
связанные
с
отключе
ниями
;
–
существенные
повреждения
основного
оборудования
,
требующие
масштабных
работ
по
замене
.
Большая
часть
оперативно
-
ре
-
монтной
деятельности
осущест
-
вляется
,
кроме
отдельного
перечня
узкоспециальных
работ
,
самими
се
-
тями
,
что
упрощает
деятельность
РС
в
организационном
плане
,
яв
-
ляясь
более
экономически
оправ
-
данным
.
Также
это
позволяет
из
-
бегать
многих
проблем
,
связан
ных
с
качеством
выполняемых
работ
и
возможными
рекламациями
.
Периодичность
и
объем
пла
-
новых
работ
определяются
на
основе
рекомендаций
,
заданных
сетевыми
стандартами
таких
ор
-
ганизаций
,
как
ENA,
которая
ос
-
новывает
свои
рекомендации
на
национальных
и
европейских
стандартах
,
опыте
эксплуатации
,
информации
от
производителей
оборудования
и
т
.
д
.
Если
взять
для
примера
стан
-
дарт
периодичности
обслужива
-
ния
трансформаторов
в
РС
UKPN,
то
документ
определяет
перио
-
дичность
инспекций
,
тестов
,
их
со
-
став
.
Обслуживание
даже
гаран
-
тийного
оборудования
выполня
-
ется
сетями
.
Это
оправдано
эко
-
номически
и
позволяет
получить
независимые
от
производителя
оборудования
результаты
.
Новые
трансформаторы
име
-
ют
гарантию
в
5
лет
и
инспекти
-
руются
при
сдаче
в
эксплуатацию
(
проходят
приемо
-
сдаточные
испытания
),
через
месяц
,
через
четыре
месяца
и
далее
каждые
шесть
месяцев
с
чередованием
детальной
и
базовой
инспекций
.
Сервисные
работы
произво
-
дятся
каждые
8
лет
.
Один
из
ос
-
новных
показателей
состояния
трансформаторов
определяется
периодическим
тестированием
изоляционного
масла
,
в
которое
входят
тесты
на
наличие
влаги
,
диэлектрическую
проницаемость
масла
,
уровень
окисления
и
уро
-
вень
примесей
,
а
также
анализ
растворенных
газов
и
анализ
на
фурфуральдегид
.
однотипного
оборудования
.
На
-
пример
,
после
катастрофическо
-
го
разрушения
силового
транс
-
форматора
132/33
кВ
с
РПН
в
сетях
UKPN
персоналу
было
запрещено
находиться
вблизи
всех
трансформаторов
подобно
-
го
типа
при
РПН
,
установленном
в
автоматический
режим
.
Все
по
-
добные
ограничения
отобража
-
ются
в
системе
управления
сетью
в
режиме
реального
времени
.
Оперативно
-
ремонтный
персо
-
нал
получает
данные
как
непо
-
средственно
от
диспетчерской
службы
,
так
и
прямо
от
системы
управления
сетью
—
в
реальном
времени
(
как
через
приложение
,
так
и
через
веб
-
версию
).
Как
правило
,
большинство
аварий
определяется
по
срабаты
-
ванию
элементов
РЗ
и
контроля
с
выводом
на
систему
управления
сетью
или
по
жалобам
потребите
-
лей
на
перебои
или
качество
элек
-
тропитания
(
в
основном
на
НН
).
По
условиям
лицензионного
соглашения
РС
должны
при
ава
-
рии
отреагировать
в
течение
по
-
лучаса
,
мобилизовать
команду
в
течение
трех
часов
и
восстано
-
вить
питание
в
течение
18
часов
с
момента
фиксации
аварии
.
При
том
что
на
ликвидацию
аварии
выделено
18
часов
,
опе
-
ративно
-
ремонтному
персоналу
нужно
принимать
во
внимание
необходимость
уменьшения
пока
-
зателя
минут
без
электропитания
на
одного
потребителя
.
И
если
при
определенных
авариях
время
восстановления
электропитания
приблизительно
известно
(
напри
-
мер
,
обрыв
ВЛ
),
то
в
некоторых
ситуациях
время
восстановления
может
сильно
варьироваться
(
на
-
пример
,
аварии
оборудования
или
КЛ
).
Состояние
оборудования
опре
-
деляется
как
в
ходе
инспекций
,
периодических
тестов
,
обслужи
-
вания
,
так
и
через
дистанционную
телеметрию
оборудования
.
На
-
пример
,
если
в
ходе
обслужива
-
ния
высоковольтного
масляного
выключателя
(
раз
в
шесть
лет
)
выяснится
,
что
время
срабатыва
-
ния
выключателя
превышает
мак
-
симально
допустимое
,
то
скорее
всего
придется
произвести
вне
-
плановый
ремонт
привода
.
То
же
самое
и
по
телеметрии
,
если
согласно
показателям
(
на
-
пример
,
в
трансформаторе
)
тем
-
пература
обмоток
становится
выше
нормального
уровня
или
появляется
повышенный
уровень
частичных
разрядов
в
КЛ
,
то
необ
-
ходимо
будет
произвести
внепла
-
новые
работы
на
элементе
.
При
появлении
абнормальных
параметров
согласно
телеметрии
диспетчерская
служба
реагирует
достаточно
оперативно
,
так
как
телеметрией
оснащены
,
в
первую
очередь
,
питающие
подстанции
и
линии
,
ремонт
которых
при
ава
-
риях
очень
затратен
как
по
време
-
ни
,
так
и
по
ресурсам
.
Обычно
на
место
аварии
в
те
-
чение
часа
посылается
дежурный
инженер
.
При
необходимости
эле
-
мент
изолируется
от
сети
дистан
-
ционно
,
до
полного
прояснения
ситуации
.
Если
дефект
не
крити
-
чен
,
то
допускается
наложение
дополнительных
ограничений
на
эксплуатацию
.
Например
,
запрет
на
проведение
переключений
при
наличии
персонала
в
РУ
,
обяза
-
тельное
наличие
персонального
датчика
частичных
разрядов
при
нахождении
в
РУ
и
т
.
д
.
Иногда
принимаются
пре
-
вентивные
меры
,
основанные
на
данных
серийных
дефектов
Рис
. 6.
Резервный
генератор
подключен
для
восстановления
питания
по
-
требителей
параллельно
с
выполнением
ремонтных
работ
№
2 (41) 2017
126
Если
существует
вероятность
,
что
ремонт
затянется
или
без
пита
-
ния
находятся
уязвимые
потреби
-
тели
,
в
условиях
зимнего
времени
и
т
.
д
.,
то
параллельно
с
началом
ремонтных
работ
потребителей
подключают
к
питанию
через
пере
-
движные
генераторы
(
рисунок
6).
В
каждом
локальном
оперативно
-
ремонтном
центре
хранится
в
ра
-
бочем
состоянии
полный
набор
необходимых
генераторных
уста
-
новок
.
Все
локальные
оперативно
-
ре
-
монтные
центры
имеют
запас
ма
-
териалов
для
ликвидации
аварий
с
возможностью
оперативного
до
-
заказа
из
центрального
логистиче
-
ского
центра
.
Также
в
этих
местах
находятся
вся
необходимая
спец
-
техника
,
вышки
,
буры
,
мини
-
экска
-
ваторы
и
т
.
д
.
Информация
об
аварии
по
-
ступает
в
местный
оператив
-
но
-
ремонтный
центр
,
дежурный
инженер
определяет
перечень
действий
и
ресурсов
,
необходи
-
мых
для
ликвидации
аварий
.
По
-
мимо
инженера
в
режиме
24/7,
на
дежурстве
или
на
плановых
рабо
-
тах
находится
и
рядовой
ремонт
-
ный
персонал
,
готовый
выехать
на
место
аварии
.
Дежурный
инженер
или
координатор
участка
при
необ
-
ходимости
определяет
с
помощью
GPS-
текеров
местонахождение
персонала
и
направляет
к
месту
повреждения
ближайшую
команду
.
Все
работы
по
определению
мероприятий
и
саму
подготовку
рабочего
места
проводит
дежур
-
ный
инженер
согласно
правилам
работ
в
электроустановках
и
в
кон
-
такте
с
диспетчерской
службой
.
При
проведении
работ
на
ули
-
цах
или
дорогах
дежурный
инже
-
нер
или
координатор
из
местного
оперативно
-
ремонтного
центра
заполняет
специальную
электрон
-
ную
форму
по
работе
около
/
на
дорогах
.
Все
дорожные
знаки
,
ба
-
рьеры
,
временные
светофоры
устанавливаются
самими
сетями
(
с
использованием
подрядчиков
при
сложных
схемах
,
при
необхо
-
димости
согласования
с
местными
исполнительными
властями
)
со
-
гласно
правилам
проведения
ра
-
бот
на
улицах
и
дорогах
.
По
возможности
при
проведе
-
нии
работ
консультируются
с
дру
-
гими
владельцами
и
операторами
городской
коммунальной
инфра
-
жением
в
момент
повреждения
(
рисунок
7).
Позже
при
испытаниях
удалось
установить
место
повреж
-
дения
и
виновных
.
Стоимость
ре
-
монта
компенсировала
страховая
компания
производителя
работ
.
На
случай
стихийных
бедствий
и
масштабных
аварий
существу
-
ют
заранее
разработанные
планы
действий
.
Как
правило
,
в
подоб
-
ных
случаях
регулятор
не
учиты
-
вает
перебои
электропитания
по
-
минутно
,
тем
не
менее
требуется
наличие
эффективного
плана
дей
-
ствий
в
подобных
ситуациях
.
В
ок
-
тябре
2014
года
РС
UKPN
была
оштрафована
на
1,5
миллиона
фунтов
за
неэффективную
работу
по
ликвидации
аварий
,
вызванных
штормовой
погодой
на
юго
-
востоке
Англии
.
При
необходимости
задейству
-
ют
персонал
с
соседних
участков
,
из
соседних
распределительных
сетей
и
субподрядчиков
.
Также
существует
план
по
привлечению
к
ликвидации
аварий
не
только
оперативно
-
ремонтного
персона
-
ла
,
но
и
административно
-
техни
-
ческого
.
Для
этого
весь
персонал
проходит
специальное
обучение
на
случай
аварий
в
сетях
и
,
полу
-
чив
соответствующие
инструкции
,
может
оказать
помощь
в
ликвида
-
ции
последствий
.
В
большинстве
случаев
—
это
довольно
простые
действия
,
не
требующие
специ
-
альной
квалификации
,
но
затрат
-
ные
по
времени
.
Например
,
при
ликвидации
последствия
штор
-
мов
—
это
патрулированиие
ВЛ
,
визуальное
определение
повреж
-
Рис
. 7.
Повреждение
высоковольтного
кабеля
напряжением
132
кВ
структуры
.
Тем
не
менее
при
про
-
изводстве
срочных
аварийных
работ
своевременное
получение
необходимой
информации
от
сто
-
ронних
организаций
бывает
за
-
труднительно
,
и
в
таком
случае
ра
-
боты
по
ликвидации
аварии
будут
проводиться
все
равно
,
но
с
при
-
менением
специальных
подходов
и
инструкций
.
При
плановых
работах
и
рабо
-
тах
по
капитальному
строитель
-
ству
существует
гораздо
больше
времени
для
получения
инфор
-
мации
или
рекомендаций
по
про
-
ведению
работ
от
владельцев
сто
-
ронней
инфраструктуры
.
В
любом
случае
вся
ответственность
и
раз
-
работка
методов
ведения
работ
по
отношению
к
сторонней
инфра
-
структуре
лежит
на
компании
,
про
-
водящей
эти
работы
.
К
сожалению
,
повреждения
сто
-
ронней
инфраструктуры
случаются
в
ходе
ремонтных
и
строительных
работ
.
Иногда
при
незначительном
повреждении
коммуникаций
,
не
приведшем
к
моментальной
ава
-
рии
,
некоторые
строительные
орга
-
низации
стараются
скрыть
пробле
-
му
.
Одним
из
способов
,
который
уменьшает
количество
подобных
инцидентов
,
является
страхование
собственной
ответственности
на
случай
повреждения
чужих
ком
-
муникаций
.
К
примеру
,
поврежде
-
ние
высоковольтного
кабеля
на
-
пряжением
132
кВ
при
установке
вертикального
электрода
контура
заземления
здания
осталось
не
замеченным
строителями
,
так
как
кабель
не
находился
под
напря
-
МИРОВОЙ
ОПЫТ
127
денного
участка
и
фотофикса
-
ция
,
определение
марки
/
длинны
поврежденных
проводов
и
опор
,
ограждение
опасного
участка
,
от
-
вет
на
звонки
потребителей
и
т
.
д
.
При
аварийном
выходе
из
строя
крупных
элементов
сетей
,
таких
как
,
например
,
силовые
трансформаторы
или
РУ
,
для
за
-
мены
используют
ресурс
отдела
капитального
строительства
,
так
как
подобные
аварии
случаются
относительно
редко
и
оператив
-
но
-
ремонтному
отделу
не
имеет
смысла
держать
в
своем
штате
специальный
персонал
,
спецтех
-
нику
и
инструменты
.
Попробуем
для
примера
рас
-
смотреть
одну
из
аварий
,
про
-
изошедшую
на
окраине
Лондона
в
распределительных
сетях
33
кВ
.
3
мая
2015
года
на
питающей
подстанции
СН
33/11
кВ
произо
-
шло
КЗ
на
низковольтном
кабель
-
ном
вводе
питающего
трансфор
-
матора
(
Т
2)
как
результат
пробоя
изоляции
в
залитой
компаундом
концевом
присоединении
к
транс
-
форматору
.
По
данным
регистра
состояния
оборудования
,
транс
-
форматор
1967
года
выпуска
с
прогнозом
состояния
на
конец
лицензионного
соглашения
на
уровне
HI-2
проходил
все
необ
-
ходимые
периодические
инспек
-
ции
и
обслуживания
(
рисунок
8).
Вводное
присоединение
к
транс
-
форматору
представляет
собой
контейнер
с
концевыми
муфтами
,
залитый
специальным
компаун
-
дом
,
с
глухими
вводами
непосред
-
ственно
в
сам
трансформатор
для
присоединения
к
обмоткам
.
Так
как
в
ходе
регулярных
инспекций
не
обнаружилось
никаких
откло
-
нений
в
состоянии
масла
самого
трансформатора
,
то
диагностика
на
наличие
частичных
разрядов
,
которая
могла
идентифицировать
будущую
проблему
с
вводами
,
не
проводилась
.
23
мая
2015
года
в
01:56:54
на
подстанции
сработала
дифферен
-
циальная
защита
трансформато
-
ра
от
земли
на
обмотке
НН
(REF),
вследствие
чего
через
90
мс
был
автоматически
отключен
выклю
-
чатель
по
стороне
11
кВ
.
В
связи
с
дефектом
вторичных
цепей
ко
-
роткозамыкатель
на
стороне
33
кВ
не
сработал
в
штатном
режиме
,
что
не
позволило
РЗ
на
питающей
подстанции
132/33
кВ
по
стороне
33
кВ
оперативно
изолировать
ли
-
нию
с
трансформатором
на
конце
.
На
рисунке
9
представлена
схема
присоединения
подстанции
и
ука
-
зано
место
короткого
замыкания
.
Второй
уровень
защиты
,
рас
-
считанный
на
срабатывание
в
слу
-
чае
потери
связи
с
удаленной
ПС
,
вследствие
некорректно
рассчи
-
танных
уставок
не
отреагировал
на
ОЗЗ
на
НН
удаленного
транс
-
форматора
(
кроме
телеметриче
-
ских
показаний
на
нехарактерное
для
данного
время
суток
повыше
-
ние
тока
в
линии
33
кВ
).
Как
часто
бывает
в
подобных
случаях
,
ОЗЗ
перешло
в
двухфазное
,
и
тогда
токовая
защита
отключила
питаю
-
щую
линию
по
ВН
(
случилось
это
через
1
минуту
и
36
секунд
).
Дли
-
тельное
воздействие
тока
КЗ
на
оборудование
повлекло
за
собой
повреждение
трансформаторных
вводов
напряжения
11
кВ
,
транс
-
форматорных
кабелей
,
вводов
РУ
и
индуктивного
заземления
ней
-
трали
трансформатора
.
Согласно
инструкциям
,
при
не
-
ясной
причине
аварии
(
а
в
данном
случае
по
показаниям
телемехани
-
ки
было
трудно
установить
точно
поврежденный
участок
)
дежурный
диспетчер
изолировал
первую
сек
-
Рис
. 8.
Повреждение
кабельных
вводов
трансформато
-
ра
33/11
кВ
Рис
. 9.
Схема
присоединения
подстанции
с
указанием
места
короткого
замыкания
цию
ПС
полностью
до
выяснения
причин
аварии
для
избежания
дополнительных
повреждений
оборудования
при
повторной
по
-
пытке
включения
поврежденных
участков
.
На
место
был
вызван
оперативно
-
ремонтный
дежур
-
ный
персонал
,
который
приступил
в
первую
очередь
к
определению
поврежденного
участка
,
тестиро
-
ванию
и
включению
в
сеть
непо
-
врежденного
оборудования
.
Ра
-
боты
по
проверке
и
включению
неповрежденных
элементов
в
сеть
продолжались
5
ч
32
мин
,
после
чего
было
восстановлено
питание
всех
потребителей
,
а
поврежден
-
ный
трансформатор
был
выведен
в
ремонт
.
Так
как
в
результате
аварии
на
-
дежность
питания
около
10 500
по
-
требителей
уменьшилась
на
уро
-
вень
N-1,
оперативно
-
ремонтному
персоналу
необходимо
было
на
-
чать
восстановление
трансформа
-
тора
параллельно
с
выяснением
причин
аварии
и
степени
повреж
-
дения
оборудования
.
Были
проло
-
жены
новые
кабели
между
транс
-
форматором
и
оборудованием
,
разобраны
вводы
на
РУ
и
транс
-
форматоре
.
По
результатам
тестов
вводы
РУ
признали
годными
для
дальнейшей
эксплуатации
,
в
то
же
самое
время
трансформаторным
вводам
требовалась
замена
.
При
более
детальном
исследовании
самого
трансформатора
обнару
-
жилось
,
что
в
ходе
КЗ
образова
-
лись
повреждения
в
обмотках
са
-
мого
трансформатора
,
и
он
был
признан
не
поддающимся
восста
-
новлению
.
Так
как
,
в
отличие
от
маги
-
стральных
сетей
,
РС
не
держат
в
активном
запасе
трансформа
-
торы
напряжением
33
кВ
и
выше
,
а
очередь
на
заводах
по
произ
-
№
2 (41) 2017
128
водству
подобных
трансформато
-
ров
—
около
18
месяцев
,
то
нужный
трансформатор
пришлось
позаим
-
ствовать
из
фондов
капитального
строительства
,
продлив
службу
другого
трансформатора
,
предна
-
значенного
для
замены
.
Обычно
оперативно
-
ремонтный
персонал
не
имеет
достаточного
опыта
по
замене
трансформаторов
,
и
весь
проект
был
передан
в
отдел
ка
-
питального
строительства
после
двух
месяцев
работы
оперативно
-
ремонтного
персонала
.
Тут
мы
ви
-
дим
достаточно
большой
времен
-
ной
промежуток
,
потребовавшийся
для
принятия
решения
о
полной
замене
трансформатора
,
что
уве
-
личило
вероятность
длительных
перебоев
питания
при
дальней
-
ших
авариях
в
сети
.
И
если
мобилизация
проектной
команды
капитального
строитель
-
ства
,
работающей
непосредствен
-
но
над
проектной
документациией
,
произошла
достаточно
быстро
,
так
как
непосредственно
в
проектиро
-
вании
участвовал
только
персонал
распределительных
сетей
,
то
ор
-
ганизовать
строителей
оказалось
несколько
труднее
,
даже
несмотря
на
заключенные
рамочные
кон
-
тракты
с
подрядчиками
-
исполни
-
телями
.
В
итоге
работы
по
замене
трансформатора
начались
только
в
конце
октября
2015
года
.
При
таких
масштабных
рабо
-
тах
,
как
замена
питающего
транс
-
форматора
,
согласно
местному
законодательству
по
охране
труда
на
первом
месте
стоит
подготов
-
ка
рабочей
площадки
.
Обычно
основные
требования
включают
в
себя
наличие
туалетов
,
горя
-
чей
воды
,
мест
для
переодева
-
ния
и
принятия
пищи
.
Современ
-
ные
питающие
подстанции
,
как
правило
,
строятся
с
учетом
этих
требований
,
чего
нельзя
сказать
о
более
старых
ПС
.
В
данной
си
-
туации
был
как
раз
случай
старой
ПС
,
и
поэтому
пришлось
устанав
-
ливать
передвижные
контейнеры
.
Далеко
не
везде
рядом
с
подстан
-
циями
есть
места
для
установки
контейнеров
,
и
приходится
дого
-
вариваться
с
соседями
об
исполь
-
зовании
их
участков
земли
.
Есте
-
ственно
,
за
использование
чужой
земли
,
даже
временно
,
приходит
-
ся
платить
,
и
если
большинство
владельцев
земли
запрашивают
вполне
вменяемую
компенсацию
,
в
строительстве
.
К
сожалению
все
инициативы
«
снизу
»
по
измене
-
нию
стандартных
подходов
и
ре
-
шений
продвигаются
с
большим
скрипом
,
и
на
относительную
опе
-
ративность
решения
можно
рас
-
считывать
только
в
случае
ава
-
рий
,
как
в
нашем
примере
.
По
окончании
монтажа
строите
-
ли
приступили
к
тестовым
испыта
-
ниям
,
что
,
как
правило
,
происходит
в
присутствии
инженера
заказчика
и
РС
.
Все
испытания
проходят
по
заранее
утвержденному
заказчи
-
ком
плану
испытаний
,
где
деталь
-
но
описаны
необходимые
тесты
,
способы
проведения
и
допусти
-
мые
значения
.
В
ходе
испытаний
,
которые
продолжались
3
дня
,
было
обнаружено
дополнитель
-
ное
повреждение
реле
диффе
-
ренциальной
защиты
обмоток
НН
трансформатора
.
Повреждение
электромеханического
реле
оказа
-
лось
возможным
отремонтировать
на
месте
с
последующим
испыта
-
нием
РЗ
.
Как
мы
видим
,
сами
работы
по
замене
трансформатора
не
заня
-
ли
более
2–3
недель
,
тем
не
менее
с
момента
подачи
заявки
на
заме
-
ну
в
октябре
трансформатор
был
включен
в
сеть
только
к
середине
декабря
.
Большую
часть
времени
занял
именно
подготовительный
этап
,
причем
как
коммерческих
аспектов
,
так
и
чисто
технических
.
Можно
также
заметить
,
что
поч
-
ти
все
питающие
трансформаторы
в
РС
Великобритании
оснащены
РПН
с
несколькими
уровнями
за
-
щит
как
электрических
,
так
и
не
-
электрических
самого
трансфор
-
матора
,
что
требует
существенных
затрат
,
связанных
с
проектирова
-
нием
и
установкой
вторичного
обо
-
рудования
.
Как
видно
из
вышесказанного
,
в
РС
Великобритании
сложилась
система
по
обслуживанию
и
экс
-
плуатации
сетей
с
учетом
местной
специфики
—
технологической
и
коммерческой
.
К
сожалению
,
как
и
любая
система
,
она
не
идеаль
-
на
,
поэтому
постоянно
совершен
-
ствуется
.
Не
всегда
кардинальные
изменения
бывают
на
пользу
,
тем
не
менее
практика
показывает
,
что
большинство
РС
Великобри
-
тании
справляются
с
задачами
,
поставленными
перед
ними
как
бизнесом
,
так
и
надзорными
орга
-
нами
.
то
есть
и
такие
,
которые
задира
-
ют
цену
,
пользуясь
ситуацией
,
особенно
эта
проблема
актуаль
-
на
для
Лондона
и
других
больших
городов
.
Так
же
часто
приходится
,
особенно
в
сельской
местности
,
строить
или
реновировать
подъ
-
ездные
пути
к
месту
строитель
-
ства
,
что
сказывается
на
общей
стоимости
работ
.
В
нашем
приме
-
ре
пришлось
обновить
гравийное
покрытие
подъездной
дороги
про
-
тяжением
200
м
.
При
демонтаже
трансформа
-
торы
обычно
разбираются
или
ре
-
жутся
на
месте
для
последующей
сдачи
в
металло
-
и
маслоперера
-
ботку
.
В
нашем
примере
дополни
-
тельную
сложность
представляло
наличие
со
еди
нений
полихлори
-
рованного
дифенила
в
масле
,
что
потребовало
специальных
мер
по
утилизации
масла
в
связи
с
его
по
-
вышенной
токсичностью
.
Как
пра
-
вило
,
уровень
полихлорирован
-
ного
дифенила
определяется
по
записям
состояния
оборудования
или
предшествующим
основным
работам
тестам
.
В
подавляющем
количестве
случаев
трансформаторы
уста
-
навливаются
(
демонтируются
)
на
фундамент
с
трайлера
с
помо
-
щью
лебедок
и
домкратов
,
краны
используются
гораздо
реже
,
это
в
первую
очередь
связанно
со
сложностью
и
дороговизной
ис
-
пользования
мобильных
кранов
большой
грузоподъемности
.
В
на
-
шем
примере
демонтаж
трансфор
-
матора
занял
3
дня
и
еще
4
дня
по
-
требовалось
на
установку
нового
с
монтажом
всего
дополнительно
-
го
оборудования
(
маслорасшири
-
тельный
бак
,
маслоохлаждающие
радиаторы
и
т
.
д
.).
Еще
несколько
дней
потребо
-
валось
на
присоединение
сило
-
вых
и
вторичных
кабелей
.
При
присоединении
кабелей
11
кВ
к
РУ
возникли
проблемы
по
вы
-
держке
предельно
допустимых
расстояний
между
фазными
кабе
-
лями
в
кабельных
вводах
.
Встал
вопрос
о
замене
вводов
,
альтер
-
нативой
было
использование
бо
-
лее
современного
компаунда
для
заливки
вводов
с
улучшенными
диэлектрическими
показаниями
.
Использование
нестандартного
материала
потребовало
обраще
-
ния
в
отдел
стандартизации
РС
,
что
повлекло
за
собой
задержку
МИРОВОЙ
ОПЫТ
Оригинал статьи: Проблемы эксплуатации и обслуживания электросетевого комплекса Великобритании
В предыдущих статьях были рассмотрены основные принципы, согласно которым функционирует электросетевой комплекс Великобритании. В данной статье хотелось бы более подробно остано виться на проблемах, связанных с эксплуатацией и обслуживанием сетей.