46
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
4(7),
декабрь
2017
Проблемные
вопросы
в
области
технологического
присоединения
Сергей
МОРОЗОВ
,
начальник
управления
технологического
присоединения
филиала
«
МРСК
Волги
» —
«
Чувашэнерго
»
Правительством
РФ
27
декабря
2004
года
Постановлением
№
861
были
утверждены
«
Правила
технологического
при
-
соединения
энергопринимающих
устройств
(
энергетиче
-
ских
установок
)
юридических
и
физических
лиц
к
электри
-
ческим
сетям
».
Целью
данного
постановления
было
дать
основные
термины
,
определения
и
порядок
технологиче
-
ского
присоединения
,
задать
основные
«
правила
игры
»
во
взаимоотношениях
организаций
,
имеющих
на
своем
ба
-
лансе
объекты
электросетевого
хозяйства
и
потенциаль
-
ных
потребителей
электрической
энергии
,
имеющих
наме
-
рение
осуществить
подключение
вновь
построенных
,
либо
реконструируемых
с
увеличением
мощности
энергоприни
-
мающих
устройств
(
энергетических
установок
).
На
момент
выхода
данного
постановления
эта
мера
была
крайне
не
-
обходима
.
З
а
истекший
период
в
«
Правила
технологического
присоединения
энергопринимающих
устройств
по
-
требителей
электрической
энергии
,
объектов
по
производству
электрической
энергии
,
а
также
объ
-
ектов
электросетевого
хозяйства
,
принадлежащих
сетевым
организациям
и
иным
лицам
,
к
электрическим
сетям
»
вне
-
сено
множество
дополнений
и
изменений
.
Основной
целью
дополнений
и
изменений
на
данный
момент
Правительство
определило
минимизацию
стоимости
технологического
присоединения
,
упрощение
процедуры
технологического
присоединения
,
сокращение
этапов
,
входящих
в
процеду
-
ру
технологического
присоединения
,
и
как
следствие
,
по
-
вышение
доступности
технологического
присоединения
,
в
первую
очередь
,
для
так
называемой
льготной
категории
заявителей
—
заявителей
юридических
и
физических
лиц
с
заявленной
мощностью
до
15
кВт
(
с
учетом
ранее
при
-
соединенной
мощности
)
и
заявителей
юридических
и
фи
-
зических
лиц
малого
и
среднего
бизнеса
с
заявленной
мощностью
до
150
кВт
(
с
учетом
ранее
присоединенной
мощности
).
Указанным
постановлением
размер
платы
за
технологическое
присоединение
для
заявителей
мощно
-
стью
до
15
кВт
(
с
учетом
ранее
присоединенной
мощно
-
сти
)
снижен
до
550
рублей
за
одно
присоединение
.
В
от
-
ношении
заявителей
юридических
лиц
и
индивидуальных
предпринимателей
,
обратившихся
в
сетевую
организацию
за
технологическим
присоединением
по
одному
источнику
питания
мощностью
до
150
кВт
(
с
учетом
ранее
присоеди
-
ненной
мощности
),
Правилами
предусмотрена
рассрочка
платежа
в
размере
95%
ежеквартально
равными
долями
в
течение
трех
лет
.
Сроки
исполнения
обязательств
,
возни
-
кающих
у
сетевой
организации
перед
заявителями
,
в
слу
-
чае
нахождения
энергопринимающих
устройств
заявителя
на
расстоянии
менее
чем
300
м
в
городах
и
поселках
город
-
ского
типа
,
а
также
менее
чем
500
м
в
сельской
местности
сокращены
вдвое
(
до
90
дней
—
для
предпринимателей
малого
и
среднего
бизнеса
).
На
сетевую
организацию
Пра
-
вилами
возложены
обязательства
по
урегулированию
во
-
просов
технологического
присоединения
с
третьими
лица
-
ми
—
собственниками
электросетевых
объектов
(
в
случае
опосредованного
технологического
присоединения
).
Техприсоединение
47
Правила
технологического
присоединения
являются
основным
нормативно
-
правовым
актом
,
регламентирую
-
щим
процедуру
технологического
присоединения
к
элек
-
трическим
сетям
энергопринимающих
устройств
заяви
-
телей
,
определяют
условия
договора
об
осуществлении
технологического
присоединения
к
электрическим
сетям
,
содержат
требования
к
выдаваемым
сетевой
организаци
-
ей
техническим
условиям
,
определяют
критерии
наличия
или
отсутствия
технической
возможности
по
присоеди
-
нению
энергопринимающих
устройств
заявителей
.
Пра
-
вила
технологического
присоединения
предусматривают
взаимные
права
и
обязанности
заявителя
и
сетевой
ор
-
ганизации
в
отношении
друг
друга
.
При
этом
нарушение
сетевой
организацией
обязанностей
,
предусмотренных
правилами
,
влечет
негативные
последствия
,
связанные
с
привлечением
сетевой
организации
к
административ
-
ной
ответственности
и
введением
санкций
,
предусмо
-
тренных
антимонопольным
законодательством
.
В
соответствии
с
пунктом
3
абзаца
1
Правил
,
сетевая
организация
обязана
провести
в
отношении
любого
обра
-
тившегося
к
ней
лица
мероприятия
по
технологическому
присоединению
при
условии
соблюдения
им
Правил
и
при
наличии
технической
возможности
для
технологического
присоединения
потребителя
.
Критерии
наличия
либо
отсутствия
технической
возможности
четко
регламен
-
тированы
пунктами
28
и
29
Правил
.
Следуя
логике
,
воз
-
можность
технологического
присоединения
поставлена
в
прямую
зависимость
от
наличия
у
сетевой
организации
технической
возможности
технологического
присоедине
-
ния
либо
ее
отсутствия
.
Однако
абзац
2
пункта
3
Правил
исключает
применение
сетевой
организацией
критерия
об
отсутствии
технической
возможности
технологическо
-
го
присоединения
к
категории
льготной
группы
заявите
-
лей
—
юридическим
лицам
и
индивидуальным
предпри
-
нимателям
с
заявленной
мощностью
до
150
кВт
(
с
учетом
ранее
присоединенной
мощности
)
по
второй
либо
тре
-
тьей
категории
надежности
(
пункт
12.1
Правил
),
а
также
к
физическим
лицам
с
заявленной
мощностью
до
15
кВт
,
с
учетом
ранее
присоединенной
мощности
(
пункт
14
Пра
-
вил
).
Кроме
того
,
пункт
33.1
Правил
прямо
запрещает
при
-
менение
раздела
об
индивидуальном
тарифе
в
случае
отсутствия
технической
возможности
к
лицам
,
указанным
в
пунктах
12.1
и
14,
в
случае
осуществления
технологи
-
ческого
присоединения
энергопринимающих
устройств
указанных
заявителей
к
электрическим
сетям
классом
напряжения
до
20
кВ
включительно
.
И
это
при
том
,
что
основная
масса
по
данным
группам
заявок
составляет
до
95%
в
количественном
отображении
,
и
до
40%
от
обще
-
го
числа
заявок
по
мощностям
.
Учитывая
минимальную
стоимость
технологического
присоединения
(550
рублей
),
48
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
4(7),
декабрь
2017
заявители
—
физические
лица
в
целях
бытовых
нужд
,
в
основной
массе
,
подают
заявки
на
15
кВт
.
Существую
-
щие
в
сельской
местности
в
малых
населенных
пунктах
трансформаторные
мощности
быстро
исчерпывают
свой
допустимый
лимит
,
и
фактически
переходят
в
разряд
цен
-
тров
питания
,
по
которым
отсутствует
техническая
воз
-
можность
технологического
присоединения
.
Возможным
решением
данной
проблемы
может
быть
снижение
максимальной
мощности
для
заявителей
до
5–7
кВт
,
в
случае
обращения
на
технологическое
присо
-
единение
по
уровню
напряжения
0,22
кВ
,
и
до
10
кВт
по
уровню
напряжения
0,38
кВ
.
Фактически
в
данной
ситуации
на
сетевую
органи
-
зацию
возлагаются
обязательства
,
которые
в
принципе
технически
осуществить
нельзя
.
В
этом
случае
законо
-
датель
скорее
всего
исходит
из
того
,
что
мощность
энер
-
гопринимающих
устройств
указанной
группы
заявителей
незначительна
и
сетевая
организация
в
любом
случае
способна
в
результате
каких
-
либо
технических
меропри
-
ятий
создать
техническую
возможность
технологического
присоединения
.
Можно
предположить
,
что
существующие
положения
абзаца
2
пункта
3
и
пункта
33.1
Правил
на
-
рушают
баланс
интересов
между
сетевой
организацией
и
потенциальными
потребителями
электрической
энер
-
гии
,
а
практическое
решение
указанных
проблем
являет
-
ся
для
сетевой
организации
проблематичным
.
Не
менее
важной
проблемой
в
области
технологиче
-
ского
присоединения
для
сетевых
организаций
является
исполнение
мероприятий
в
установленные
Правилами
сроки
.
Как
показывает
анализ
применения
мер
антимоно
-
польного
регулирования
,
наиболее
частыми
нарушени
-
ями
со
стороны
сетевой
организации
являются
,
среди
прочего
,
нарушение
сроков
рассмотрения
заявок
на
тех
-
нологическое
присоединение
и
выполнение
условий
по
технологическому
присоединению
.
В
стандартных
ситуациях
при
подаче
заявок
на
тех
-
нологическое
присоединение
заявителями
,
указанными
в
пунктах
12.1
и
14
Правил
,
даже
при
наличии
обяза
-
тельств
со
стороны
сетевой
организации
проблем
не
воз
-
никает
ни
по
срокам
рассмотрения
заявок
,
ни
по
срокам
исполнения
мероприятий
,
возложенных
на
сетевую
орга
-
низацию
.
Но
это
в
стандартных
ситуациях
.
Нестандартные
ситуации
возникают
в
случае
необхо
-
димости
технологического
присоединения
энергопринима
-
ющих
устройств
заявителя
либо
путем
опосредованного
технологического
присоединения
,
либо
когда
при
выдаче
технических
условий
у
сетевой
организации
возникают
обязательства
строительства
линейных
электросетевых
объектов
,
предполагаемая
трасса
которых
пересекает
зе
-
мельные
участки
,
находящиеся
на
праве
собственности
как
у
частных
,
так
и
у
иных
лиц
,
либо
возникает
необходимость
получения
специальных
технических
условий
на
сближе
-
ние
-
пересечение
с
существующими
объектами
(
железные
дороги
,
автомобильные
магистрали
как
федерального
,
так
и
местного
значения
,
газопроводы
).
Процедура
согласова
-
ния
технических
условий
,
предполагаемых
к
выдаче
заяви
-
телю
в
соответствии
с
договором
технологического
присо
-
единения
,
занимает
очень
большой
промежуток
времени
,
значительно
превышающий
регламентированные
Прави
-
лами
сроки
не
только
рассмотрения
заявок
,
но
даже
в
от
-
дельных
случаях
и
сроки
исполнения
обязательств
.
Если
правительство
обязало
органы
местного
самоуправления
упростить
порядок
таких
согласований
путем
оформле
-
ния
«
дорожной
карты
» (
Распоряжение
Правительства
РФ
№
147-
р
от
31.01.2017
г
.),
то
собственники
объектов
,
такие
как
ПАО
«
РЖД
»,
ФГУ
«
Упрдор
»,
ПАО
«
Газпром
»,
выпали
из
-
под
действия
данных
мер
,
что
оставляет
проблему
трудно
-
разрешимой
и
по
сей
день
.
Правилами
установлены
требования
,
в
соответствии
с
которыми
сетевая
организация
обязана
урегулировать
вопросы
технологического
присоединения
с
собственни
-
ком
объектов
электросетевого
хозяйства
,
через
объекты
которого
предполагается
осуществить
опосредованное
присоединение
.
Предпринимаемые
попытки
«
мер
воздей
-
ствия
»
на
собственника
объекта
электросетевого
хозяй
-
ства
(
в
том
числе
и
на
частных
лиц
)
с
позиции
трактовки
пункта
6
Правил
недискриминационного
доступа
,
который
предусматривает
запрет
собственникам
и
иным
законным
владельцам
объектов
электросетевого
хозяйства
,
через
которые
опосредовано
предполагается
присоединить
энергопринимающие
устройства
заявителя
,
препятство
-
вать
перетоку
,
не
всегда
имеют
ожидаемый
результат
лишь
в
силу
того
,
что
речь
идет
об
уже
фактически
при
-
соединенных
объектах
и
аналогии
не
всегда
принимают
-
ся
собственниками
сетей
.
В
данном
случае
потребитель
ставится
в
условия
,
когда
в
непосредственной
близости
от
предполагаемого
к
присоединению
объекта
сети
се
-
тевой
организации
отсутствуют
,
и
строительство
таких
сетей
инвестиционной
программой
не
предусмотрено
.
При
этом
объектом
электросетевого
хозяйства
владеет
физическое
лицо
,
не
являющееся
в
силу
Закона
о
защите
конкуренции
субъектом
реагирования
антимонопольного
законодательства
.
Изложенные
выше
проблемы
необходимо
решить
возложением
обязанностей
по
урегулированию
данных
вопросов
на
законодательном
уровне
,
не
только
на
сете
-
вую
организацию
,
но
и
на
собственников
объектов
(
в
том
числе
и
на
физических
лиц
).
И
последнее
—
особый
вопрос
во
взаимоотношениях
в
области
технологического
присоединения
между
сете
-
вой
организацией
и
садоводческими
некоммерческими
товариществами
(
далее
—
СНТ
).
Предполагая
такую
проблему
,
правительство
на
законодательном
уровне
пунктом
8.5
Правил
подробно
изложило
процесс
взаимо
-
действия
с
СНТ
.
По
смыслу
изложения
взаимных
требо
-
ваний
и
обязанностей
во
взаимодействии
с
действующи
-
Техприсоединение
49
ми
СНТ
и
сетевой
организацией
все
подробно
и
понятно
.
Однако
,
на
территории
Чувашской
Республики
сетевая
организация
столкнулась
с
проблемой
.
С
момента
вне
-
сения
изменений
и
дополнений
в
Правила
технологиче
-
ского
присоединения
в
виде
возникновения
обязательств
сетевой
организации
(
строительство
питающей
сети
до
границы
земельного
участка
заявителя
за
счет
средств
последней
),
в
случае
расположения
энергопринимающих
устройств
заявителя
в
пределах
300
м
в
городах
и
посел
-
ках
городского
типа
,
а
также
в
пределах
500
м
в
сельской
местности
,
в
сетевую
организацию
стали
поступать
за
-
явки
на
технологическое
присоединение
от
членов
СНТ
.
Необходимо
отметить
,
что
данные
СНТ
не
были
элек
-
трифицированы
,
т
.
е
.
не
имели
объектов
инфраструкту
-
ры
общего
пользования
в
виде
электрических
сетей
,
но
имели
статус
юридического
лица
,
были
зарегистрирова
-
ны
в
едином
государственном
реестре
и
стояли
на
учете
в
налоговых
органах
.
На
данном
этапе
сетевая
организа
-
ция
,
руководствуясь
Правилами
технологического
присо
-
единения
,
а
также
требованиями
,
предъявляемыми
к
са
-
доводческим
товариществам
ФЗ
№
66-
ФЗ
от
15.04.1998
г
.
«
О
садоводческих
,
огороднических
и
дачных
некоммер
-
ческих
объединениях
граждан
»,
разъяснила
заявителям
необходимость
подачи
заявки
на
технологическое
при
-
соединение
от
имени
СНТ
.
Проанализировав
ситуацию
,
СНТ
принимает
решение
о
ликвидации
,
снимается
с
уче
-
та
в
налоговых
органах
и
в
едином
государственном
рее
-
стре
.
По
окончании
данных
процедур
бывшие
члены
СНТ
выходят
с
заявками
на
технологическое
присоединение
в
индивидуальном
порядке
,
причем
в
строго
определенной
очередности
—
первыми
заявки
подают
граждане
,
земель
-
ные
участки
которых
находятся
в
пределах
500-
метровой
зоны
доступности
относительно
сетей
,
находящихся
на
балансе
сетевой
организации
.
Формально
,
по
мнению
се
-
тевой
организации
,
здесь
имеет
место
злоупотребление
правом
,
но
данный
факт
должен
быть
доказан
юридически
.
В
данной
ситуации
сетевая
организация
попадет
в
«
кап
-
кан
»
исполнения
обязательств
.
Объем
денежных
средств
на
выполнение
обязательств
по
технологическому
присо
-
единению
вносится
в
инвестиционную
программу
путем
корректировки
по
мере
возникновения
таких
мероприятий
.
Сетевая
организация
вынуждена
привлекать
немалые
де
-
нежные
средства
на
выполнение
указанных
мероприятий
во
избежание
нарушения
антимонопольного
законода
-
тельства
.
Средства
,
вкладываемые
в
«
обвязку
»
электри
-
ческими
сетями
таких
объектов
,
не
оправдывают
себя
,
результат
малоэффективен
,
и
ни
о
какой
рентабельности
не
может
быть
и
речи
.
Таким
образом
,
изложенные
выше
проблемные
во
-
просы
в
сфере
технологического
присоединения
в
целом
и
в
сфере
строящихся
электросетевых
объектов
в
рамках
технологического
присоединения
в
частности
требуют
либо
дополнительных
разъяснений
,
либо
принятия
соответству
-
ющих
решений
на
законодательном
уровне
.
Оригинал статьи: Проблемные вопросы в области технологического присоединения
Правительством РФ 27 декабря 2004 года Постановлением № 861 были утверждены «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям». Целью данного постановления было дать основные термины, определения и порядок технологического присоединения, задать основные «правила игры» во взаимоотношениях организаций, имеющих на своем балансе объекты электросетевого хозяйства и потенциальных потребителей электрической энергии, имеющих намерение осуществить подключение вновь построенных, либо реконструируемых с увеличением мощности энергопринимающих устройств (энергетических установок). На момент выхода данного постановления эта мера была крайне необходима.