ОХРАНА
ТРУДА
110
п
о
д
г
о
т
о
в
к
а
п
е
р
с
о
н
а
л
а
подготовка персона
ла
В
опросы
охраны
труда
посто
-
янно
находятся
в
поле
зре
-
ния
Президента
Российской
Федерации
,
Правительства
РФ
и
иных
федеральных
органов
ис
-
полнительной
власти
.
В
.
В
.
Путин
,
выступая
в
Совете
Фе
-
дерации
РФ
в
июне
2012
г
.,
заявил
:
«…
я
только
хотел
бы
всех
коллег
пред
-
упредить
о
том
,
чтобы
мы
не
создава
-
ли
из
России
большой
СОБЕС
.
Наша
главная
цель
—
повышение
произво
-
дительности
труда
.
И
в
связи
с
этим
мы
должны
и
социальную
,
и
трудо
-
вую
сферу
настраивать
таким
обра
-
зом
,
чтобы
каждый
на
своём
месте
и
страна
в
целом
были
конкурентоспо
-
собными
».
По
данным
McKinsey Global Insti-
tute («
Эффективная
Россия
.
Произ
-
водительность
в
электроэнергетике
»,
2009
г
.),
соотношение
производи
-
тельности
труда
в
энергетике
России
и
развитых
стран
может
быть
пред
-
ставлено
следующими
диаграммами
(
рис
. 1).
Численный
состав
отраслей
ТЭК
,
по
данным
Министерства
энергетики
РФ
,
представлен
в
табл
. 1.
Система
профессионального
обу
-
чения
в
электроэнергетике
распола
-
гает
мощностями
,
достаточными
для
качественного
обучения
специали
-
стов
в
области
охраны
труда
(
табл
. 2).
По
данным
на
конец
2009
года
,
затраты
энергетических
компаний
на
обучение
персонала
,
в
том
числе
и
на
обучение
по
охране
труда
,
со
-
ставили
1447680
тыс
.
руб
.
Этого
до
-
статочно
для
подготовки
персонала
из
расчёта
по
11
тыс
.
руб
.
на
одного
человека
.
Необходимо
отметить
,
что
про
-
блемные
вопросы
по
профессио
-
нальному
обучению
в
области
охра
-
ны
труда
существуют
.
По
данным
,
представленным
Минтруда
в
докла
-
де
«
О
мерах
,
направленных
на
улуч
-
Проблемные
подготовки персонала
Рис
. 1.
Производительность
труда
в
энергетике
России
и
развитых
стран
Совокупная
производительность
факторов
производства
в
электроэнергетике
России
составляет
80%
от
уровня
США
Процент
от
уровня
США
2006
г
.
Совокупная
производительность
факто
-
ров
производства
в
электроэнергетике
Совокупная
производительность
факторов
производства
в
генерации
Производительность
капитала
Производительность
труда
Топливная
эффективность
Производительность
капитала
Производительность
труда
Источник
:
анализ
McKinsey
Совокупная
производительность
факторов
производства
в
передаче
и
распределении
111
№
4 (19),
июль
–
август
, 2013
вопросы организации
по охране труда в энергетике
Сергей МИЩЕРЯКОВ, генеральный директор НП «КОНЦ ЕЭС», д.э.н.
Наименование
Отрасль
ТЭК
Всего
по
ТЭК
Угольная Нефтяная Газовая
Электроэнергетика
Количество
предприятий
158
360
278
900
1696
Численность
работающих
,
чел
.
203 052
446 277
280 897
799 101
1 729 327
Численность
персонала
для
подготовки
по
охране
труда
ежегодно
(
нормативные
требования
)
67684
148759
93632
266367
576442
Табл
. 1.
Численный
состав
отраслей
ТЭК
Численный
объём
Уровни
профессионального
образования
Дополнительное
профессиональ
-
ное
образование
ВПО
(
Вузы
,
факульте
-
ты
,
отделения
)
СПО
(
техникумы
,
колледжи
)
НПО
(
ПТУ
,
лицеи
)
Всего
ИПК
УЦ
Всего
Количество
учеб
-
ных
заведений
215
22
70
368
6
62
67
Численность
вы
-
пусков
37 560
4 800
3 400
52 460
45 000
198 400
243 400
Табл
. 2.
Характеристика
системы
профессионального
образования
энергетиков
шение
условий
труда
,
сохранение
жизни
и
здоровья
работников
на
производстве
»
на
заседании
Пра
-
вительства
Российской
Федерации
27
октября
2011
г
.:
•
потери
ВВП
вследствие
неудо
-
влетворительной
ситуации
в
сфере
охраны
труда
оценочно
составляют
более
97
млрд
руб
.,
или
0,21%
ВВП
;
•
потери
ВВП
за
счёт
временной
нетрудоспособности
в
связи
с
выявленными
несчастными
случаями
на
производстве
и
про
-
фессиональными
заболеваниями
в
2010
году
составили
около
18
млрд
руб
.,
или
0,04 %
ВВП
;
•
в
целом
потери
в
связи
с
несчаст
-
ными
случаями
на
производстве
и
профессиональными
заболе
-
ваниями
в
2010
году
оценочно
составили
свыше
159
млрд
рублей
,
или
0,35%
ВВП
;
•
всего
потери
из
-
за
неудовлетво
-
рительного
состояния
условий
и
охраны
труда
работников
состав
-
ляют
1,94
трлн
руб
.,
или
4,3%
ВВП
.
«
Анализ
ситуации
в
сфере
усло
-
вий
и
охраны
труда
свидетельствует
,
что
существующая
система
управле
-
ния
охраной
труда
носит
затратный
характер
и
ориентирована
на
ком
-
пенсацию
и
устранение
последствий
травматизма
и
заболеваемости
ра
-
ботников
,
а
не
на
предупреждение
неблагоприятных
воздействий
на
здоровье
работника
.
Таким
образом
,
основной
целью
модернизации
системы
управления
охраной
труда
работников
,
постоян
-
ного
улучшения
условий
труда
явля
-
ется
переход
от
компенсационной
,
затратной
модели
управления
охра
-
ной
труда
к
современной
системе
управления
профессиональными
рисками
,
позволяющей
реализовать
превентивные
подходы
к
сохране
-
нию
здоровья
работников
на
произ
-
водстве
и
сократить
все
виды
издер
-
1
О
мерах
,
направленных
на
улучше
-
ние
условий
труда
,
сохранение
жизни
и
здоровья
работников
на
производ
-
стве
.
Материалы
к
заседанию
Пра
-
вительства
Российской
Федерации
27
октября
2011
года
.
жек
,
связанных
с
неблагоприятными
условиями
труда
»
1
.
В
целях
формирования
совре
-
менной
системы
управления
про
-
фессиональными
рисками
внесены
изменения
в
Трудовой
кодекс
Рос
-
сийской
Федерации
:
•
введены
понятия
«
профес
-
сиональный
риск
»
и
«
управление
профессиональными
рисками
»,
закреплён
порядок
финансирова
-
ния
мероприятий
по
улучшению
условий
и
охраны
труда
;
•
стандартам
безопасности
труда
придан
статус
обязательных
для
исполнения
всеми
работодате
-
лями
нормативных
требований
охраны
труда
;
112
ОХРАНА ТРУДА
•
определён
порядок
разработки
во
взаимодействии
со
сторонами
социального
партнёрства
утверж
-
дения
и
изменения
нормативных
правовых
актов
,
содержащих
государственные
нормативные
требования
охраны
труда
.
В
целях
повышения
достовер
-
ности
оценки
условий
труда
и
про
-
фессиональных
рисков
приказами
Минздравсоцразвития
России
сфор
-
мирована
независимая
система
ока
-
зания
услуг
в
области
охраны
труда
путём
введения
процедуры
обяза
-
тельной
аккредитации
организаций
,
оказывающих
услуги
в
области
охра
-
ны
труда
,
принят
новый
порядок
про
-
ведения
аттестации
рабочих
мест
по
условиям
труда
,
устанавливающий
прозрачные
для
работодателя
и
ра
-
ботника
процедуры
,
а
также
утверж
-
дён
перечень
измерений
,
произ
-
водимых
при
выполнении
работ
по
обеспечению
безопасных
условий
и
охраны
труда
,
в
том
числе
на
опасных
производственных
объектах
.
В
целях
усиления
защиты
работни
-
ков
путём
применения
современных
высокоэффективных
средств
инди
-
видуальной
защиты
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от
24
декабря
2009
г
.
№
1213
утверж
-
дён
технический
регламент
о
безопас
-
ности
средств
индивидуальной
защи
-
ты
.
На
его
основе
в
настоящее
время
разработан
аналогичный
технический
регламент
Таможенного
союза
.
В
соответствии
с
приказами
Мин
-
здравсоцразвития
России
,
начиная
с
2010
года
осуществляется
ежегодный
общероссийский
мониторинг
условий
и
охраны
труда
.
В
рамках
реализации
поручений
Президента
РФ
и
Председателя
Пра
-
вительства
РФ
,
в
целях
повышения
безопасности
труда
занятых
в
наи
-
более
травмоопасных
отраслях
эко
-
номики
разработана
и
реализуется
«
Программа
по
обеспечению
даль
-
нейшего
улучшения
условий
труда
,
по
-
вышения
безопасности
ведения
гор
-
ных
работ
,
снижения
аварийности
и
травматизма
в
угольной
промышлен
-
ности
,
поддержания
боеготовности
военизированных
горноспасатель
-
ных
,
аварийно
-
спасательных
частей
на
2011—2012
годы
».
Минздравсоцразвития
России
со
-
вместно
с
Минпромторгом
России
,
Минэнерго
России
и
Минобрнауки
России
предлагаются
следующие
меры
,
направленные
на
совершен
-
ствование
системы
управления
охра
-
ной
труда
и
улучшение
условий
труда
работников
:
•
развитие
информационной
систе
-
мы
состояния
условий
труда
и
про
-
фессиональных
рисков
;
•
модернизация
системы
норма
-
тивов
в
области
охраны
труда
и
их
гармонизация
с
законодатель
-
ством
развитых
стран
на
основе
научных
исследований
;
•
совершенствование
трудового
законодательства
и
развитие
механизмов
экономического
стимулирования
работодателей
к
улучшению
условий
труда
;
•
совершенствование
системы
медико
-
профилактического
обе
-
спечения
работников
;
•
повышение
качества
обучения
работников
в
области
охраны
труда
;
•
совершенствование
деятельности
органов
исполнительной
власти
субъектов
Российской
Федерации
в
сфере
охраны
труда
.
В
области
профессионального
об
-
разования
Минздравсоцразвития
,
Минобрнауки
с
участием
заинтере
-
сованных
федеральных
органов
ис
-
полнительной
власти
,
объединений
профсоюзов
и
объединений
работо
-
дателей
поручено
проработать
сле
-
дующие
вопросы
:
•
введения
направления
подго
-
товки
(
специальности
)
высшего
профессионального
образования
«
Охрана
труда
и
управление
про
-
фессиональными
рисками
»;
•
введения
компетенций
в
обла
-
сти
охраны
труда
и
управления
профессиональными
рисками
и
определения
соответствующих
знаний
,
умений
и
навыков
в
феде
-
ральные
государственные
обра
-
зовательные
стандарты
высшего
профессионального
образования
для
инженерных
и
управленче
-
ских
направлений
подготовки
(
специальностей
),
а
также
в
феде
-
ральные
государственные
образо
-
вательные
стандарты
начального
профессионального
образования
;
•
разработки
федеральных
государ
-
ственных
требований
к
програм
-
мам
повышения
квалификации
и
переподготовки
специалистов
по
охране
труда
.
На
апрель
2013
года
ситуация
мо
-
жет
быть
охарактеризована
следую
-
щим
образом
:
•
Трудовым
Кодексом
Российской
Федерации
(
Глава
35.
Органи
-
зация
охраны
труда
)
и
другими
законодательными
и
нормативны
-
ми
актами
в
целом
определены
основные
требования
к
профес
-
сиональному
обучению
персонала
в
области
охраны
труда
;
•
Минтруда
проводятся
процедуры
по
согласованию
в
федеральных
органах
исполнительной
власти
Межотраслевых
правил
по
охране
труда
(
правила
безопасности
)
при
эксплуатации
электроустановок
(
ПОТ
Р
М
-016-2001
РД
153-34.0-
03.150-00);
•
в
проекте
Правил
определено
:
«1.2.2.
Профессиональная
подго
-
товка
персонала
,
повышение
его
квалификации
,
проверка
знаний
и
инструктажи
проводятся
в
соот
-
ветствии
с
государственными
нормативными
требованиями
охраны
труда
и
требованиями
обеспечения
безопасной
работы
персонала
»;
•
в
соответствии
с
Приказом
Мини
-
стерства
энергетики
Российской
Федерации
от
19.08.2011
г
.
№
359
подготовлен
текст
Правил
работы
с
персоналом
в
орга
-
низациях
электроэнергетики
Российской
Федерации
.
В
них
представлены
ответственность
,
порядок
,
периодичность
,
методи
-
ческие
требования
к
проведению
обучения
по
охране
труда
в
рам
-
ках
профессиональной
подготовки
(
профессионального
обучения
)
всех
категорий
персонала
энер
-
гетических
объектов
.
В
частности
,
установлена
норма
«6.9.1.
В
соот
-
ветствии
с
законодательством
Российской
Федерации
об
охране
труда
,
все
работники
организации
подлежат
обучению
по
охране
труда
,
обучению
безопасным
методам
и
приёмам
выполнения
работ
и
оказанию
первой
помощи
пострадавшим
на
производстве
,
проведению
инструктажа
по
охра
-
не
труда
,
стажировке
на
рабочем
месте
и
проверке
знания
требова
-
ний
охраны
труда
».
Непринятие
названных
двух
доку
-
ментов
уже
сейчас
сказывается
или
в
ближайшее
время
может
сказать
-
ся
на
организации
всей
работы
по
охране
труда
в
энергетике
.
Их
при
-
нятие
и
внедрение
в
ближайшее
вре
-
мя
являются
основной
проблемой
и
насущной
необходимостью
обеспе
-
чения
профессионального
обучения
персонала
энергообъектов
в
области
охраны
труда
,
вывода
её
на
уровень
современных
требований
.
Оригинал статьи: Проблемные вопросы организации подготовки персонала по охране труда в энергетике
Вопросы охраны труда постоянно находятся в поле зрения Президента Российской Федерации, Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти. В.В. Путин, выступая в Совете Федерации РФ в июне 2012 г., заявил: «…я только хотел бы всех коллег предупредить о том, чтобы мы не создавали из России большой СОБЕС. Наша главная цель — повышение производительности труда. И в связи с этим мы должны и социальную, и трудовую сферу настраивать таким образом, чтобы каждый на своём месте и страна в целом были конкурентоспособными».