26
СЕТИ
РОССИИ
П
режде
всего
,
хочу
отметить
,
что
отключения
—
вынуж
-
денная
,
крайняя
мера
.
От
проведения
таких
меропри
-
ятий
никто
не
получает
выгоды
,
сети
и
энергосбытовые
компании
получа
-
ют
меньше
доходов
,
так
как
в
резуль
-
тате
отключений
снижаются
объемы
полезного
отпуска
электроэнергии
,
а
потребители
несут
убытки
от
со
-
кращения
производства
продукции
(
услуг
).
Однако
они
необходимы
для
приведения
спроса
электроэнергии
к
платежеспособному
уровню
.
Ряд
последних
изменений
в
за
-
конодательстве
,
включая
фингаран
-
тии
,
увеличение
пени
за
просрочку
платежей
,
штрафные
санкции
за
не
-
соблюдение
порядка
полного
и
(
или
)
частичного
ограничения
режима
по
-
требления
электрической
энергии
,
составления
и
согласования
аварий
-
ной
и
(
или
)
технологической
брони
,
направлены
в
первую
очередь
на
повышение
платежной
дисциплины
потребителей
.
Неплатежи
на
энер
-
горынках
крайне
негативно
и
сильно
влияют
на
деятельность
электро
-
сетевого
комплекса
.
Поэтому
«
Рос
-
сети
»
поддерживает
принимаемые
государством
меры
по
усилению
пла
-
тёжной
дисциплины
.
Введение
административной
от
-
ветственности
,
в
первую
очередь
,
к
самим
потребителям
-
неплатель
-
щикам
,
не
исполняющим
уведомле
-
ния
о
необходимости
на
ввод
само
-
ограничений
,
а
также
в
отношении
суб
исполнителей
(
нижестоящих
ТСО
или
иных
владельцев
сетей
),
безус
-
Проблема неплатежей
в электроэнергетике:
от отключений
к «умным» сетям
э
л
е
к
т
р
о
с
н
а
б
ж
е
н
и
е
электроснабжение
С 1 января 2016 года вступила в силу статья 9.22 Кодекса об ад-
министративных правонарушениях РФ «Нарушение поряд-
ка полного и (или) частичного ограничения режима потребле-
ния электрической энергии…» (введена Федеральным законом
от 03.11.2015 № 307-ФЗ). За разъяснениями и комментария-
ми о влиянии нововведения
в нормативно-правовой до-
кументации на работу элек-
тросетевых компаний, а так-
же о необходимых действиях
по борьбе с недобросовест-
ными потребителями и энер-
говорами мы обратились
к заместителю генерального
директора по развитию и реа-
лизации услуг ПАО «Россети»
Сергею СЕМЕРИКОВУ.
27
№
1 (34) 2016
ловно
,
будет
дополнительным
стимулом
к
исключе
-
нию
неоплачиваемого
отпуска
электроэнергии
.
При
этом
неплательщикам
необходимо
уяснить
,
что
все
мероприятия
по
вводу
ограничений
будут
в
итоге
производиться
за
их
счет
,
в
том
числе
доста
-
точно
затратные
мероприятия
,
связанные
с
выездом
бригад
для
ввода
и
контроля
ограничений
.
Т
.
е
.
по
-
мимо
обязанности
оплатить
основной
долг
с
пеней
,
необходимо
будет
компенсировать
и
фактические
расходы
на
указанные
мероприятия
,
иначе
повтор
-
ное
включение
не
состоится
.
Кроме
того
,
ввиду
низкого
уровня
автоматизации
электросетей
,
позволяющего
осуществлять
дистан
-
ционное
отключение
и
включение
каждого
потреби
-
теля
электроэнергии
,
затраты
на
работу
выездных
бригад
достаточно
высоки
и
требуют
распределения
ресурсов
как
на
задачи
по
обеспечению
надёжности
энергоснабжения
,
так
и
на
задачу
по
введению
огра
-
ничений
режима
энергоснабжения
,
поскольку
этим
процессом
занимается
один
и
тот
же
производствен
-
ный
персонал
,
который
отвечает
за
эксплуатацию
электросетевого
оборудования
.
К
сожалению
,
вместе
с
усилением
ответственно
-
сти
за
ввод
отключений
не
были
оптимизированы
про
-
цедуры
ввода
ограничений
.
Одно
только
их
описание
занимает
35
листов
печатного
текста
(
см
. «
Правила
полного
и
(
или
)
частичного
ограничения
режима
по
-
требления
электрической
энергии
»,
утверждённые
Постановлением
Правительства
РФ
от
04.05.2012
№
442 «
О
функционировании
розничных
рынков
элек
-
трической
энергии
,
полном
и
(
или
)
частичном
ограни
-
чении
режима
потребления
электрической
энергии
»).
Процесс
отключений
остаётся
сложным
и
«
гро
-
моздким
» —
по
-
прежнему
потребителя
электро
-
энергии
нельзя
отключить
без
предварительного
уведомления
за
10
суток
,
в
ряде
случаев
необходим
поэтапный
ввод
ограничений
,
а
также
необходимо
проконтролировать
режим
введения
самоограниче
-
ния
.
Практически
все
эти
работы
выполняются
с
выез
-
дом
бригад
к
месту
расположения
каждого
энергопри
-
нимающего
устройства
неплательщика
.
А
с
учетом
географических
особенностей
того
или
иного
региона
присутствия
дочерних
предприятий
ПАО
«
Россети
»,
это
отнимает
значительное
количество
временных
и
трудовых
ресурсов
.
Вместе
с
тем
хочу
отметить
,
что
к
процедуре
отключений
нельзя
от
-
носиться
как
к
единственной
панацее
и
решению
всей
проблематики
с
не
-
платежами
на
энергорынках
.
Так
,
до
сих
пор
не
решены
проблемы
с
так
называемыми
«
неотключаемыми
»
потребителями
,
не
существует
пря
-
мой
взаимосвязи
между
количеством
исполненных
заявок
от
гарантирую
-
щего
поставщика
(
ГП
)
на
отключения
неплательщиков
с
полнотой
оплаты
со
стороны
ГП
за
услуги
по
передаче
электроэнергии
.
К
примеру
,
в
2015
году
вслед
-
ствие
неплатежей
потребителей
электроэнергии
значительно
воз
-
росло
количество
заявок
на
введение
ограничений
в
отношении
потребителей
-
должников
со
стороны
гарантирующих
поставщиков
,
и
сетевые
компа
-
нии
исполнили
на
12%
больше
заявок
на
ограни
-
чение
режима
электроснабжения
,
чем
в
2014
году
.
При
этом
уровень
расчётов
за
услуги
по
передаче
электроэнергии
со
стороны
подающих
эти
заявки
ГП
в
2015
году
совершенно
не
изменился
по
сравнению
с
2014
годом
и
составил
97%.
В
связи
с
тем
,
что
в
текущих
условиях
на
рабо
-
ту
с
потребителями
-
неплательщиками
приходится
тратить
значительные
ресурсы
в
условиях
государ
-
ственных
программ
снижения
издержек
, «
Россети
»
активно
участвует
в
разработке
предложений
как
по
внесению
изменений
в
нормативно
-
правовые
акты
Российской
Федерации
,
так
и
во
внедрение
совре
-
менных
технических
решений
,
направленных
на
:
•
сокращение
сроков
и
этапов
порядка
полного
и
(
или
)
частичного
ограничения
режима
потре
-
бления
электрической
энергии
,
совершаемых
потребителями
или
сетевой
организацией
;
•
совершенствование
механизма
компенсации
затрат
на
отключение
за
счет
потребителей
-
неплательщиков
;
•
актуализацию
актов
согласования
аварийной
и
(
или
)
технологической
брони
;
•
обеспечение
возможности
раздельного
ограниче
-
ния
режима
потребления
электрической
энергии
на
этапе
технологического
присоединения
потре
-
бителей
,
а
для
ранее
присоединенных
потребите
-
лей
—
проведение
мероприятий
по
обеспечению
технической
возможности
раздельного
отключе
-
ния
электроустановок
;
•
установку
у
потребителей
«
умных
»
приборов
учёта
,
которые
позволяют
ввести
режим
огра
-
ничения
потребителя
дистанционно
по
команде
диспетчера
.
Хочется
в
заключение
подчеркнуть
,
что
имен
-
но
повсеместное
внедрение
системы
«SmartGrid»
с
«
интеллектуальными
»
приборами
учёта
является
на
сегодняшний
день
самым
оптимальным
реше
-
нием
проблемы
неплатежей
и
энерговоровства
.
Но
это
должна
быть
именно
система
,
комплекс
,
который
охватывает
всех
участников
—
от
генерации
до
по
-
требителя
.
Оригинал статьи: Проблема неплатежей в электроэнергетике: от отключений к «умным» сетям
С 1 января 2016 года вступила в силу статья 9.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии…» (введена Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ). За разъяснениями и комментариями о влиянии нововведения в нормативно-правовой документации на работу электросетевых компаний, а также о необходимых действиях по борьбе с недобросовестными потребителями и энерговорами мы обратились к заместителю генерального директора по развитию и реализации услуг ПАО «Россети» Сергею СЕМЕРИКОВУ.