Применение современных конструкций и материалов ВЛ

Page 1
background image

Page 2
background image

52

СЕТИ

РОССИИ

в

о

з

д

у

ш

н

ы

е

 Л

Э

П

воздушные ЛЭП

Применение современных 

конструкций и материалов 

ВЛ в свете повышения 

эффективности и 

качества строительного 

производства

1

 

Александр КУЗЬМИН,

 

руководитель УЭО ПС и ЛЭП

 

ОАО «ЦИУС ЕЭС» 

1

 

Доклад

 

был

 

представлен

 

на

 

конференции

 

«

Умные

 

воздушные

 

линии

Проектирование

 

и

 

реконструкция

», 

которая

 

состоялась

 16—

20 

июня

 2014 

года

 

в

 

Санкт

-

Петербурге

.


Page 3
background image

53

 4 (25), 

июль

август

, 2014

В

 

 

соответствии

 

с

 

Положением

 

ОАО

  «

Россети

» 

о

 

единой

 

технической

 

политике

 

в

 

электросете

-

вом

 

комплексе

 

основными

 

направлениями

 

технической

 

политики

 

при

 

проектировании

строительстве

 

и

 

реконструкции

 

ВЛ

 

являются

обеспече

-

ние

 

надёжности

 

и

 

эффективности

снижение

 

стоимости

 

строительства

 

и

 

эксплуатации

сокращение

 

влияния

 

ВЛ

 

на

 

экологию

,  

а

 

также

 

использование

 

передовых

без

-

опасных

 

методов

 

строительства

эксплуатации

 

и

 

ремон

-

та

При

 

этом

 

более

 

половины

 

ВЛ

 110—750 

кВ

 

находятся

 

в

 

эксплуатации

 

более

 25 

лет

,  

а

 

более

 

трети

 — 

свыше

 

40 

лет

Поэтому

 

упомянутым

 «

Положением

...» 

как

 

одна

 

из

 

основных

 

ставится

 

задача

 

преодоления

 

тенденции

 

старения

 

электрических

 

сетей

Для

 

решения

 

этой

 

зада

-

чи

 

необходимо

 

применение

 

современных

 

конструкций

 

и

 

материалов

 

ВЛ

разработка

 

новых

 

технологий

повы

-

шение

 

эффективности

 

и

 

качества

 

строительного

 

произ

-

водства

Надёжность

 

и

 

эффективность

 

электрической

 

сети

   

определяется

 

совокупностью

 

процессов

в

 

кото

-

рых

 

строительство

 

новых

 

ВЛ

 

и

 

реконструкция

 

существу

-

ющих

 

являются

 

одними

 

из

 

важнейших

 

подпроцессов

Надёжность

 

и

 

эффективность

 

ВЛ

 

во

 

многом

 

опреде

-

ляется

 

качеством

 

проектной

 

разработки

 — 

правильным

 

выбором

 

технических

 

решений

проработкой

 

техноло

-

гических

 

вопросов

что

 

обеспечивает

 

минимизацию

 

за

-

трат

 

на

 

сооружение

 

и

 

эксплуатацию

 

при

 

заданном

 

уров

-

не

 

надёжности

 

ВЛ

сокращение

 

сроков

 

строительства

Прежде

 

чем

 

перейти

 

к

 

обзору

 

технологий

необходимо

 

перечислить

 

основные

 

факторы

влияющие

 

на

 

эффек

-

тивность

 

и

 

качество

 

строительства

 

и

 

реконструкции

:

• 

правильность

 

выбора

 

трассы

 

ВЛ

сопоставление

 

альтернативных

 

вариантов

где

 

основными

 

кри

-

териями

 

выбора

 

являются

 

минимальная

 

длина

сведение

 

к

 

минимуму

 

пересечений

 

с

 

природными

 

преградами

 

и

 

инженерными

 

коммуникациями

вопросы

 

землеотвода

;

• 

проработка

 

вопросов

 

землеотвода

 

и

 

землепользо

-

вания

 

с

 

собственниками

 

земельных

 

участков

техно

-

логические

 

и

 

организационные

 

решения

 

вопросов

 

проблемных

 

собственников

использование

 

име

-

ющихся

 

в

 

собственности

 

энергосетевых

 

компаний

 

земельных

 

участков

решение

 

вопросов

 

доставки

 

конструкций

 

и

 

материалов

 

на

 

пикеты

;

• 

проектная

 

проработка

 

технологических

 

вопросов

 

строительства

;

• 

правильный

 

выбор

 

типа

 

опор

 

и

 

фундаментов

соот

-

ветствующий

 

геологическим

топографическим

климатическим

 

и

 

другим

 

существенным

 

условиям

 

местности

технологическим

 

возможностям

 

подряд

-

ных

 

организаций

.

Основные

 

требования

 

к

 

конструкциям

материалам

 

и

 

технологиям

 

применительно

 

к

 

вопросам

 

повышения

 

эффективности

 

строительства

 

и

 

реконструкции

 

ВЛ

 

сле

-

дующие

:

• 

сокращение

 

сроков

 

строительства

применение

 

новых

 

материалов

 

и

 

конструкций

обеспечивающих

 

минимизацию

 

объёма

 

земляных

 

работ

затрат

 

вре

-

мени

 

на

 

сборку

 

и

 

установку

 

опор

 

и

 

фундаментов

;

• 

применение

 

технологий

обеспечивающих

 

безопас

-

ность

 

выполнения

 

работ

сокращение

 

затрат

 

време

-

ни

 

на

 

отключения

 

для

 

переустройства

 

и

 

пересечения

 

инженерных

 

сооружений

природных

 

препятствий

;

Рис

. 1. 

Двухстоечная

 

промежуточная

 

опора

 

с

 

ветровыми

 

связями

 2

МП

500-1

В

• 

сведение

 

к

 

минимуму

 

экологического

 

ущерба

землеотвода

техническая

 

эстетика

 

и

 

культура

 

стро

-

ительного

 

производства

Ниже

 

предлагается

 

обзор

 

современных

 

конструк

-

ций

технологий

 

и

 

материалов

применяемых

 

при

 

стро

-

ительстве

 

и

 

реконструкции

 

ВЛ

в

 

свете

 

их

 

влияния

 

на

 

повышение

 

эффективности

 

и

 

качества

 

строительного

 

производства

 

и

как

 

следствие

повышение

 

надёжности

 

и

 

эффективности

 

ВЛ

 

электропередачи

.

Рассмотрим

 

современные

 

конструкции

 

и

 

матери

-

алы

их

 

подтвердившиеся

 

и

 

декларируемые

 

преиму

-

щества

 

с

 

точки

 

зрения

 

эффективности

 

строительства

 

и

 

реконструкции

 

ВЛ

Прежде

 

всего

 — 

стальные

 

многогран

-

ные

 

опоры

 (

далее

 — 

СМО

), 

объём

 

применения

 

которых

 

в

 

последние

 5 

лет

 

вырос

 

на

 

порядок

 

и

 

достиг

 30—40% 

общего

 

объёма

 

металлоконструкций

 

ВЛ

Прежде

 

всего

 

следует

 

отметить

что

 

не

 

все

 

многогранные

 

опоры

 

оди

-

наково

 

эффективны

 — 

отмечены

 

удачные

 

и

 

неудачные

 

конструкции

Примером

 

наиболее

 

эффективных

 

могут

 

быть

 

одностоечные

 

промежуточные

 

СМО

 110—220 

кВ

а

 

также

 

двухстоечные

 

промежуточные

 

опоры

 

с

 

ветро

-

выми

 

связями

 2

МП

500-1

В

 (3

В

, 5

В

, 7

В

рис

. 1). 

Конструкция

 

последних

 

достаточно

 

хорошо

 

и

 

все

-

сторонне

 

проработана

 — 

имеются

 

приспособления

 

для

 

безопасного

 

перемещения

 

по

 

траверсе

 

и

 

встроенный

 

шарнир

 

нижней

 

секции

Это

а

 

также

 

конструктивные

 

особенности

 

позволяют

 

собирать

 

и

 

устанавливать

 

до

 

четырёх

 

опор

 

в

 

день

Получить

 

такой

 

результат

 

приме

-

няя

 

решётчатые

 

конструкции

 

невозможно

Примером

 

неудачных

 

конструкций

от

 

применения

 

которых

 

реко

-

мендуется

 

отказаться

являются

 

анкерные

 

СМО

 

всех

 


Page 4
background image

54

СЕТИ РОССИИ

классов

 

напряжений

а

 

также

 

отдельные

 

конструкции

 

двухстоечых

 

СМО

 330—500 

кВ

 

со

 

стойками

 

постоян

-

ного

 

сечения

 

и

 

решётчатой

 

траверсой

Категорически

 

не

 

рекомендуется

 

применение

 

многогранных

 

опор

 

в

 

условиях

 

скальных

 

грунтов

 

и

 

заболоченной

 

местности

Следует

 

избегать

 

применения

 

многогранных

 

опор

ког

-

да

 

в

 

конкретных

 

геологических

 

условиях

 

следствием

 

их

 

применения

 

является

 

необходимость

 

сооружения

 

слож

-

ных

 

в

 

изготовлении

 

фундаментов

 — 

из

 

многочисленных

 

элементов

с

 

большим

 

объёмом

 

земляных

 

работ

мон

-

тажной

 

сварки

Применяя

 

буронабивные

 

и

 

монолитные

 

фундаменты

следует

 

помнить

 

о

 

сложностях

 

доставки

 

бетона

 

на

 

объект

 

и

 

бетонирования

 

в

 

условиях

 

трассы

Также

 

необходимо

 

учитывать

что

 

применение

 

много

-

гранных

 

опор

 330 

кВ

 

и

 

выше

как

 

правило

приводит

 

к

 

увеличению

 

стоимости

 

строи

-

тельства

При

 

этом

 

эффективность

 

строительного

 

производства

 

воз

-

растает

 — 

многогранные

 

опоры

 

дают

 

минимум

 

времени

 

на

 

сборку

 

относительно

 

стальных

 

опор

 

аль

-

тернативных

 

конструкций

Один

 

из

 

«

проблемных

» 

моментов

 

примене

-

ния

 

СМО

 — 

перевозка

Не

 

только

 

очевидный

 

экономический

 

аспект

но

 

и

 «

культурный

» (

рис

. 2 

и

 3).  

На

 

рис

. 2 — 

многогранная

 

опора

ко

-

торую

 

доставили

 

на

 

трассу

 

ВЛ

 220 

кВ

 

СВМ

 

Джубгинской

 

ТЭС

 

через

 

полмира

Отсутствуют

 

царапины

 

и

 

механические

 

повреждения

На

 

рис

. 3 — 

вот

 

так

 

до

 

недавнего

 

времени

 

загружали

 

секции

 

СМО

 

для

 

перевозки

 

на

 

одном

 

из

 

отече

-

ственных

 

заводов

Учитывая

 

возрастание

 

об

-

щих

 

затрат

многогранные

 

опоры

 

ВЛ

 330 

кВ

 

и

 

выше

 

не

 

следует

 

рас

-

сматривать

 

как

 

массовые

а

 

сле

-

Рис

. 3. 

Так

 

до

 

недавнего

 

времени

 

загружали

 

секции

 

СМО

 

для

 

перевозки

 

на

 

одном

 

из

 

отечественных

 

заводов

Рис

. 2. 

Многогранная

 

опора

которую

 

доставили

 

на

 

трассу

 

ВЛ

 220 

кВ

 

СВМ

 

Джубгинской

 

ТЭС

дует

 

рассматривать

 

как

 

инструмент

 

для

 

решения

 

специальных

 

задач

  (

необхо

-

димость

  «

вписаться

» 

в

 

существующий

 

землеотвод

сокращение

 

времени

 

на

 

устройство

 

пересечений

 

с

 

инженерны

-

ми

 

сооружениями

повышение

 

устой

-

чивости

 

к

 

расхищению

стеснённые

 

условия

вопросы

 

технической

 

эстетики

 

и

 

пр

.).

Несмотря

 

на

 

рост

 

объёмов

 

примене

-

ния

 

СМО

более

 

половины

 

общего

 

коли

-

чества

 

применяемых

 

стальных

 

опор

 

со

-

ставляют

 

и

 

будут

 

составлять

 

в

 

будущем

 

опоры

 

решётчатой

 

конструкции

Хочу

 

ещё

 

раз

 

подчеркнуть

 

необходимость

 

разработки

 

новейшей

 

унификации

 

стальных

 

решётчатых

 

опор

 110—500 

кВ

Как

 

правило

применяются

 

конструк

-

ции

разработанные

 

в

 

прошлом

 

веке

адаптированные

 

под

 

возросшие

 

тре

-

бования

 

НТД

 

уменьшением

 

тяжений

сокращением

 

пролётов

 

и

 

отдельными

 

стихийными

 

случаями

 

проектной

 

адап

-

тации

 (

замена

 

отдельных

 

элементов

 

на

 

более

 

прочные

). 

Новые

 

конструкции

 

стальных

 

опор

 

должны

 

отличаться

 

от

 

старых

 

унификаций

 

не

 

только

 

соответствием

 

требо

-

ваниям

 

действующих

 

нормативных

 

документов

но

 

и

 

не

 

в

 

последнюю

 

очередь

 

учитывать

 

технологические

 

вопросы

 

сборки

установки

 

и

 

транспортировки

 — 

т

.

е

эти

 

опоры

 

должны

 

стать

 

не

 

только

 

более

 

надёжными

 

и

 

экономичными

но

 

и

 

более

 

эффективными

 

при

 

строи

-

тельстве

 

и

 

реконструкции

При

 

разработке

 

новой

 

серии

 

в

 

приоритетном

 

порядке

 

должны

 

быть

 

продуманы

 

тех

-

нологические

 

вопросы

Надеюсь

что

 

это

 

всё

-

таки

 

будут

 

не

 

просто

 

несколько

 

видоизменённые

фрагментарно

 

усиленные

 

разработки

 

прошлых

 

лет

Современные

 

ус

-

ловия

 

строительства

 

и

 

землепользования

 

не

 

остав

-

ляют

 

места

 

для

 

применения

 

массовых

 

опор

сложных

 


Page 5
background image

55

 4 (25), 

июль

август

, 2014

при

 

транспортировке

требующих

 

более

 

трёх

 

дней

 

на

 

сборку

 

и

 

установку

  (

кроме

разумеется

переходных

 

и

 

специальных

 

опор

). 

Необходимо

 

учесть

 

и

 

вопросы

 

за

-

щиты

 

от

 

расхищений

 

металлоконструкций

Сейчас

 

это

 

в

 

основном

 

приварка

 

гаек

 

к

 

стержню

 

болтов

что

 

хотя

 

и

 

эффективно

но

 

не

 

технологично

 

и

 

не

 

приветствуется

 

надзорными

 

органами

Считаю

что

 

в

 

рамках

 

разработ

-

ки

 

новой

 

унификации

 

должен

 

быть

 

также

 

разработан

 

эффективный

 

антивандальный

 

крепёж

Отдельно

 

необходимо

 

сказать

 

о

 

центрифугирован

-

ных

 

железобетонных

 

стойках

Положение

 

ОАО

 «

Россе

-

ти

» 

о

 

единой

 

технической

 

политике

 

в

 

электросетевом

 

комплексе

 

до

 

настоящего

 

времени

 

накладывает

 

огра

-

ничения

 

на

 

применение

 

центрифугированного

 

желе

-

зобетона

Согласно

 

п

. 2.4.3 

опоры

 

ВЛ

 220—750 

кВ

 

должны

 

быть

 

стальными

Это

 

ограничение

 

действует

 

с

 

2006 

года

 

и

 

было

 

обосновано

 

сравнительно

 

низким

как

 

утверждалось

 

в

 

отдельных

 

обзорах

 

и

 

аналитиче

-

ских

 

записках

сроком

 

службы

 

железобетонных

 

опор

 — 

порядка

 30 

лет

Между

 

тем

 

как

 

срок

 

службы

 

стальных

 

решётчатых

 

опор

 

принято

 

оценивать

 

в

 50 

лет

а

 

СМО

 — 

в

 70. 

Однако

 

такие

 

оценки

 

срока

 

службы

 

центрифуги

-

рованного

 

железобетона

 

не

 

имеют

 

под

 

собой

 

никакой

 

серьёзной

 

основы

 — 

ни

 

научной

ни

 

практической

На

 

рис

. 4 

можно

 

увидеть

 

в

 

одном

 

коридоре

 

эволюцию

 

опор

 

ВЛ

 500 

кВ

 

за

 

последние

 

полвека

справа

 

налево

железобетонные

стальные

 

на

 

оттяжках

многогран

-

ные

При

 

этом

 

промежуточные

 

опоры

 

ВЛ

 110—500 

кВ

 

на

 

основе

 

центрифугированных

 

стоек

 

и

 

по

 

сей

 

день

 

не

 

имеют

 

аналогов

 

по

 

эффективности

Разумеется

любые

 

конструкции

 

имеют

 

свои

 

слабые

 

стороны

Про

-

блемы

 

применения

 

линейного

 

центрифугированного

 

железобетона

 

известны

Это

 

прежде

 

всего

 

трудности

 

транспортировки

 

стоек

 

длиной

 

более

 20 

метров

про

-

блемы

 

заделки

 

в

 

пробуренный

 

котлован

что

 

приводит

 

к

 

наклонам

 

относительно

 

вертикальной

 

оси

Все

 

эти

 

и

 

другие

 

проблемы

 

возможно

 

преодолеть

  

применением

 

секционированных

 

центрифугированных

 

стоек

 

ново

-

го

 

поколения

Разработка

 

этих

 

стоек

 

в

 

рамках

 

соответствующей

 

целевой

 

про

-

граммы

 — 

одна

 

из

 

приоритетных

 

задач

Следует

 

отметить

что

 

производство

 

и

 

применение

 

центрифугированных

 

сто

-

ек

 

на

 

железобетонных

 

заводах

 

не

 

пре

-

кращалось

Заводы

 

готовы

 

наладить

 

вы

-

пуск

 

современных

 

секционированных

 

стоек

Автоматизация

 

производства

налаженная

 

система

 

контроля

 

качества

 

на

 

всех

 

стадиях

 

изготовления

 — 

основ

-

ные

 

факторы

 

обеспечения

 

надёжности

 

и

 

долговечности

 

новых

 

опор

.

Применение

 

новых

 

конструкций

 

опор

 

не

 

даст

 

полноценного

 

эффекта

 

без

 

применения

 

современных

 

фунда

-

ментов

И

 

если

 

применительно

 

к

 

сек

-

ционированным

 

центрифугированным

 

железобетонным

 

стойкам

 

вопрос

 

ре

-

шается

 

достаточно

 

просто

 

и

 

эффектив

-

но

то

 

применение

 

многогранных

 

опор

 

приводит

 

к

 

необходимости

 

сложных

 

фундаментных

 

решений

Разумеется

здесь

 

прежде

 

всего

 

необходимо

 

учитывать

 

результаты

 

геологических

 

изысканий

Наиболее

 

распространён

-

ные

 

фундаменты

 

СМО

 — 

сваи

-

оболочки

Наиболее

 

эф

-

фективный

 

и

 

технологичный

 

метод

 — 

вибропогружение

Как

 

для

 

свай

-

оболочек

так

 

и

 

для

 

винтовых

 

свай

 

скаль

-

ные

 

грунты

а

 

равно

 

и

 

включения

 

валунов

являются

 

существенным

 

ограничением

 

для

 

применения

Винто

-

вые

 

сваи

 — 

эффективный

 

способ

 

сокращения

 

объёма

 

земляных

 

работ

 

и

 

сроков

 

сооружения

 

фундаментов

При

 

этом

 

не

 

следует

  

применять

 

винтовые

 

сваи

 (

и

 

сваи

-

оболочки

в

 

скальных

 

грунтах

Результатом

 

неизбежно

 

будет

  

существенное

 

удорожание

 

и

 

увеличение

 

сроков

 

строительства

Винтовые

 

сваи

 

должны

 

иметь

 

полную

 

заводскую

 

готовность

внутреннее

 

заполнение

  (

лучше

если

 

заводское

 — 

пенополиуретаном

 

специального

 

со

-

става

), 

заводскую

 

маркировку

маркеры

 

длины

 

и

 

эф

-

фективное

прочное

 

к

 

истиранию

 

и

 

соответствующее

 

грунтовым

 

условиям

 

антикоррозийное

 

покрытие

.

В

 

последнее

 

время

 

ведутся

 

интенсивные

 

иссле

-

дования

 

возможностей

 

применения

 

композитных

 

материалов

 

в

 

электроэнергетике

Разработаны

 

про

-

межуточные

 

композитные

 

опоры

 110, 220 

и

 330 

кВ

Достигнут

 

определённый

 

технологический

 

уровень

по

-

зволяющий

 

получить

 

композитные

 

модульные

 

стойки

устойчивые

 

в

 

известной

 

мере

 

к

 

механическим

 

нагруз

-

кам

низовому

 

пожару

 

и

 

ультрафиолету

И

 

всё

 

же

 

здесь

 

сложно

 

пока

 

говорить

 

о

 

продукте

совершенно

 

готовом

 

к

 

массовому

 

применению

 — 

необходимо

 

разработать

 

специальные

 

ТУ

общие

 

технические

 

требования

требования

 

к

 

допускам

 

и

 

отклонениям

 

при

 

приёмке

Необходимо

 

продолжить

 

исследования

 

и

 

разработки

Возможно

именно

 

на

 

основе

 

композитных

 

материа

-

лов

 

удастся

 

получить

 

эффективные

 

опоры

 

для

 

рекон

-

струкции

 

и

 

временного

 

выноса

 

ВЛ

На

 

сегодняшний

 

день

 

применение

 

импортных

 

композитных

 

стоек

 

сдер

-

живают

кроме

 

перечисленных

 

проблем

неудовлетво

-

рительные

 

стоимостные

 

показатели

Применительно

 

к

 

отечественным

  

необходимо

 

завершить

 

исследования

 

и

 

определить

 

нишу

 

для

 

применения

Вряд

 

ли

 

это

 

будет

 

Рис

. 4. 

Эволюция

 

опор

 

ВЛ

 500 

кВ

 

за

 40 

лет

Справа

 

налево

:  

железобетонная

решетчатая

 

на

 

оттяжках

многогранная


Page 6
background image

56

СЕТИ РОССИИ

массовая

 

опора

 

ВЛ

 220 

кВ

 

и

 

выше

По

-

видимому

это

 

6—35, 

возможно

, 110 

кВ

если

 

удастся

 

получить

 

удов

-

летворительные

 

технико

-

экономические

 

показатели

.

Вопросы

 

применения

 

новых

 

проводов

 

и

 

грозоза

-

щитных

 

тросов

 

неразрывно

 

связаны

 

с

 

вопросами

 

кон

-

структивного

 

исполнения

 

опор

В

 

настоящее

 

время

 

на

 

внутреннем

 

рынке

 

представлены

 

многочисленные

 

кон

-

струкции

 

новых

 

проводов

 — 

компактных

 (

с

 Z-

образными

 

и

 

трапецеидальными

 

внешними

 

повивами

), 

высоко

-

температурных

с

 

композитным

 

сердечником

специ

-

альной

 

конструкции

Такие

 

провода

 

позволяют

 

увели

-

чить

 

пропускную

 

способность

 

без

 

увеличения

 

нагрузки

 

на

 

опору

повысить

 

механическую

 

прочность

 

и

 

увели

-

чить

 

пролёты

 

между

 

опорами

снизить

 

нагрузки

 

на

 

опо

-

ры

потери

 

электроэнергии

Иногда

  (

при

 

правильном

 

подборе

 

характеристик

удаётся

 

получить

 

несколько

 

эффектов

 

одновременно

 (

удачный

 

пример

 — 

ВЛ

 220 

кВ

 

Афипская

 — 

Крымская

где

 

удалось

 

увеличить

 

пропуск

-

ную

 

способность

 

на

 25% 

и

 

одновременно

 

снизить

 

на

-

грузку

 

на

 

опоры

). 

Обобщая

 

десятилетний

 

опыт

можно

 

сказать

что

 

задача

 

повышения

 

пропускной

 

способно

-

сти

 

ВЛ

 220 

кВ

 

в

 

России

 

стоит

 

крайне

 

редко

По

 

крайней

 

мере

 

до

 

настоящего

 

времени

Получить

 

существенное

 

снижение

 

потерь

позволяющее

 

компенсировать

 

затра

-

ты

 

на

 

увеличение

 

стоимости

 

материалов

тоже

 

пока

 

не

 

получается

Пожалуй

единственная

 

ниша

 

применения

 

новых

 

проводов

заслуживающая

 

пристального

 

внима

-

ния

, — 

экономия

 

затрат

 

на

 

конструкциях

 

опор

 

и

 

фун

-

даментов

 

вследствие

 

уменьшения

 

нагрузки

 

на

 

опоры

Прежде

 

всего

 — 

на

 

больших

 

переходах

Здесь

 

не

 

все

 

возможности

 

использованы

До

 

настоящего

 

времени

 

никак

 

не

 

учитывается

 

уменьшение

 

гололёдообразова

-

ния

 

и

 

сопротивления

 

ветру

Очевидно

что

 

новые

 

прово

-

да

 

дают

 

этот

 

эффект

но

 

для

 

его

 

учёта

 

в

 

проектной

 

прак

-

тике

 

необходимо

 

экспериментальное

 

обоснование

 

(

задача

 

заводов

-

изготовителей

и

 

внесение

 

изменений

 

в

 

НТД

Прежде

 

всего

 — 

в

 

ПУЭ

Вопросы

 

устройства

 

просеки

 

несмотря

 

на

 

кажущу

-

юся

 

простоту

 

также

 

заслуживают

 

пристального

 

внима

-

ния

Несмотря

 

на

 

достаточно

 

широкое

 

распростране

-

ние

 

современных

 

валочных

 

комплексов

 

и

 

мульчеров

основными

 

средствами

 

производства

 

по

-

прежнему

 

продолжают

 

оставаться

 

топор

 

и

 

пила

Неэффективная

нетехнологичная

 

работа

 

по

 

устройству

 

просеки

 

явля

-

лась

 

одним

 

из

 

факторов

существенно

 

препятствующих

 

темпам

 

и

 

качеству

 

строительства

Применение

 

совре

-

менных

 

технологий

современной

 

техники

 

при

 

устрой

-

стве

 

просеки

 

станет

 

обязательным

 

требованием

 

за

-

купочной

 

документации

 

и

 

важным

 

критерием

 

выбора

 

подрядной

 

организации

 (

рис

. 5). 

Всё

 

же

 

необходимо

 

отметить

что

 

в

 

проектной

 

прак

-

тике

 

последних

 

лет

 

достаточно

 

подробно

 

и

 

глубоко

 

прорабатываются

 

вопросы

 

выбора

 

и

 

обоснования

 

со

-

временных

 

конструкций

 

и

 

материалов

 

ВЛ

Но

 

при

 

этом

 

незаслуженно

 

мало

 

уделяется

 

внимания

 

технологиче

-

ским

 

вопросам

Как

 

правило

соответствующие

 

разде

-

лы

 

проектной

 

документации

 

содержат

 

ссылки

 

на

 

типо

-

вые

 

технологические

 

карты

 

и

 

требования

 

разработать

 

и

 

Рис

. 5. 

Просека

Так

 

она

 

должна

 

выглядеть


Page 7
background image

57

 4 (25), 

июль

август

, 2014

утвердить

 

ППР

 

перед

 

началом

 

работ

Между

 

тем

 

совер

-

шенно

 

необходимо

 

на

 

стадии

 

проектирования

 

деталь

-

но

 

прорабатывать

 

не

 

только

 

вопросы

 

конструктивного

 

исполнения

но

 

и

 

технологические

 

вопросы

Возможно

разработки

 

эффективных

новых

 

технологий

 

работы

 

без

 

снятия

 

напряжения

пересечения

 

без

 

отключения

 

и

 

вы

-

вода

 

из

 

работы

 

пересекаемых

 

объектов

работы

 

в

 

стес

-

нённых

 

условиях

в

 

условиях

 

наведённого

 

напряжения

 

должны

 

стать

 

предметом

 

НИОКР

Очевидно

что

 

мы

 

сто

-

им

 

на

 

пороге

 

массовой

 

реконструкции

 

ВЛ

 110—750 

кВ

построенных

 

в

 50—70-

е

 

годы

 

прошлого

 

века

Учитывая

 

нарастающие

 

сложности

 

землеотвода

всё

 

труднее

 

бу

-

дет

 

применить

 

самую

 

простую

 

технологию

 

реконструк

-

ции

 — 

строительство

 

новой

 

ВЛ

 

по

 

параллельной

 

трассе

 

с

 

последующим

 

демонтажом

 

старой

Совершенно

 

не

-

обходимо

 

уже

 

сейчас

 

начать

 

разработку

 

технологий

 

ре

-

конструкции

 

строительством

 

новой

 

ВЛ

 

по

 

трассе

 

старой

 

в

 

рамках

 

существующего

 

землеотвода

 

с

 

минимальным

 

временем

 

на

 

отключение

 

действующей

 

линии

.    

В

 

заключение

 

необходимо

 

сказать

 

несколько

 

слов

 

о

 

порядке

 

допуска

 

новых

 

конструкций

 

и

 

материалов

 

ВЛ

 

к

 

применению

Действующий

 

Порядок

 

проведения

 

атте

-

стации

 

оборудования

материалов

 

и

 

систем

 

в

 

электро

-

сетевом

 

комплексе

 

предусматривает

 

необходимость

 

аттестации

 

конструкций

 

и

 

материалов

 

ВЛ

В

 

том

 

числе

 

опор

 

и

 

фундаментов

Применительно

 

к

 

опорам

 

и

 

фун

-

даментам

 

новых

 

конструкций

 

на

 

этот

 

процесс

 

наклады

-

вается

 

разработка

 

конструкторской

технологической

сметной

 

документации

Механические

 

испытания

 

про

-

водятся

 

в

 

процессе

 

аттестации

Действительность

 

дикту

-

ет

 

необходимость

 

перехода

 

к

 

системе

при

 

которой

 

про

-

цесс

 

разработки

 

и

 

допуска

 

конструкций

 

к

 

применению

 

и

 

процесс

 

аттестации

 

будут

 

разделены

 (

рис

. 6). 

В

 

проектной

 

документации

 

следует

как

 

правило

применять

 

конструкции

прошедшие

 

регламентирован

-

ную

 

процедуру

 

допуска

 

к

 

применению

 

в

 

полном

 

объ

-

ёме

 (

завершена

 

разработка

 

конструкторской

 

докумен

-

тации

технологических

 

карт

программы

 

испытаний

механические

 

испытания

утверждение

 

документации

 

КМ

). 

Неприемлема

 

ситуация

когда

 

проектом

 

предус

-

мотрено

 

применение

 

конструкций

которые

 

проработа

-

ны

 

только

 

в

 

виде

 

эскизов

 

и

 

которые

 

на

 

стадии

 

рабочей

 

документации

 

ещё

 

только

 

предстоит

 

разработать

 

и

 

ис

-

пытать

В

 

современных

 

условиях

 

на

 

это

 

нет

 

времени

Как

 

правило

новые

 

конструкции

 

должны

 

разрабаты

-

ваться

 

и

 

допускаться

 

к

 

применению

 

в

 

рамках

 

соответ

-

ствующих

 

целевых

 

программ

В

 

виде

 

исключения

 — 

в

 

процессе

 

разработки

 

ПСД

Но

 

и

 

в

 

том

и

 

в

 

другом

 

случаях

 

к

 

моменту

 

начала

 

конкурсных

 

процедур

 

по

 

выбору

 

подрядной

 

организации

 

конструкторские

 

раз

-

работки

 

должны

 

быть

 

завершены

конструкторская

 

и

 

технологическая

 

документация

 

разработана

 

в

 

полном

 

объёме

соответствующие

 

конструкции

 

допущены

 

к

 

применению

Конструкторская

 

документация

 

с

 

момен

-

та

 

утверждения

 

переходит

 

в

 

собственность

 

заказчика

который

 

передаёт

 

её

 

заводу

выбранному

 

в

 

качестве

 

поставщика

 

в

 

рамках

 

регламентированных

 

конкурсных

 

процедур

.   

 

Рис

. 6. 

Рекомендуемый

 

порядок