

106
ДИАГНОСТИКА
И МОНИТОРИНГ
Применение нейронных сетей
для интеллектуального анализа состояния
воздушных линий электропередачи
с использованием беспилотных
воздушных судов
Традиционные
методы
контроля
состояния
линий
электропередачи
,
основанные
на
ви
-
зуальных
обследованиях
,
требуют
значительных
временных
и
человеческих
ресурсов
.
В
связи
с
этим
применение
беспилотных
воздушных
судов
(
БВС
)
становится
все
более
актуальным
для
проведения
осмотров
ЛЭП
,
обеспечивая
более
эффективный
способ
получения
информации
.
БВС
,
оборудованные
высококачественными
камерами
и
датчи
-
ками
,
способны
осуществлять
детальный
мониторинг
состояния
линий
электропереда
-
чи
,
выявляя
дефекты
и
отклонения
.
При
этом
с
увеличением
объема
собранных
данных
возникает
необходимость
в
автоматизации
их
анализа
.
В
данной
статье
рассматрива
-
ется
вопрос
интеграции
БВС
и
сверточных
нейронных
сетей
для
создания
комплексной
системы
автоматического
мониторинга
состояния
ЛЭП
.
Микрюков
В
.
В
.,
руководитель
Дирекции
по
инновационной
деятельности
и
импортозамещению
ПАО
«
Россети
Центр
»
Пацев
А
.
А
.,
главный
специалист
Дирекции
по
инновационной
деятельности
и
импортозамещению
ПАО
«
Россети
Центр
»
Середкин
О
.
А
.,
начальник
управления
технологического
развития
и
цифровизации
филиала
ПАО
«
Россети
Центр
» — «
Липецкэнерго
»
Кузнецов
В
.
С
.,
заместитель
директора
по
инновациям
ГК
«
Беспилотные
системы
»
Стерликов
С
.
А
.,
руководитель
Департамента
беспилотных
систем
ООО
«
ВизорЛабс
»
С
истема
создана
в
ком
-
пании
«
Россети
Центр
»
в
рамках
проекта
НИОКР
«
Разработка
программно
-
аппаратного
комплекса
для
ин
-
теллектуального
обнаружения
объектов
исследования
и
автома
-
тического
построения
полетных
заданий
беспилотных
воздуш
-
ных
средств
различного
типа
».
Для
реализации
проекта
создана
рабочая
группа
,
в
которую
во
-
шли
ГК
«
Беспилотные
системы
»
и
ООО
«
ВизорЛабс
».
РАЗРАБОТКА
КОМПЛЕКСНОЙ
СИСТЕМЫ
Совокупная
протяженность
линий
электропередачи
классом
напря
-
жения
35–110
кВ
группы
компаний
«
Россети
Центр
»
составляет
бо
-
лее
63
тыс
.
км
,
для
которых
необ
-
ходимо
осуществлять
ежегодный
осмотр
.
При
этом
порядка
43%
всех
линий
проходят
по
труднодо
-
ступной
местности
—
это
переходы
через
реки
,
болотистая
и
лесис
-
тая
местность
.
В
целях
повышения
операцион
-
ной
эффективности
функционирова
-
ния
«
Россети
Центр
»
начало
активно
развивать
альтернативные
способы
осмотров
линий
,
в
частности
с
при
-
менением
БВС
,
и
в
2023
году
был
дан
старт
НИОКР
«
Разработка
про
-
граммно
-
аппаратного
комплекса
Рис
. 1.
Внешний
и
внутренний
вид
мобильной
лаборатории
БВС

107
для
интеллектуального
обнаруже
-
ния
объектов
исследования
и
авто
-
матического
построения
полетных
заданий
беспилотных
воздушных
средств
различного
типа
».
Реализуемый
НИОКР
направлен
на
усовершенствование
существу
-
ющих
в
компании
решений
,
авто
-
матизацию
планирования
полетов
и
управления
полевыми
работами
,
получение
максимально
качествен
-
ных
и
релевантных
аэрофотоснимков
,
внедрение
системы
автоматической
корректировки
полетных
заданий
и
использования
нейросетевых
алго
-
ритмов
для
интеллектуального
ана
-
лиза
получаемых
материалов
.
В
рамках
НИОКР
в
2024
году
создана
принципиально
новая
ла
-
боратория
беспилотной
диагности
-
ки
воздушных
линий
(
рисунок
1).
Разработанное
решение
поз
-
волило
выстроить
комплексную
систему
для
мониторинга
ВЛ
,
включающую
:
планирование
по
-
летов
,
облет
с
применением
БВС
,
анализ
фотоматериала
и
автома
-
тическую
фиксацию
дефектов
.
ДИАГНОСТИКА
ЛИНИЙ
35–110
кВ
С
ПРИМЕНЕНИЕМ
БВС
В
рамках
проекта
сформирован
оптимальный
бизнес
-
процесс
(
рисунок
2)
эффективного
осу
-
ществления
диагностики
линий
35–110
кВ
с
применением
БВС
.
Для
этапа
планирования
по
-
летов
в
рамках
реализации
про
-
екта
НИОКР
создано
программ
-
ное
обеспечение
«
Организация
полетов
БВС
» (
рисунок
3) (
Сви
-
детельство
о
государственной
регистрации
программы
для
ЭВМ
№
2024665922
от
08.07.2024),
которое
позволяет
автоматизи
-
ровать
процесс
взаимодействия
специалистов
линейных
служб
с
бригадами
БВС
в
части
фор
-
мирования
заявок
на
мониторинг
и
диагностику
ВЛ
,
а
также
опти
-
мизировать
процесс
подготовки
к
полету
в
части
формирования
полетного
задания
и
получения
необходимых
разрешений
.
Функ
-
ционал
комплекса
обеспечивает
:
–
создание
и
ведение
заявок
в
при
-
вязке
к
координатам
и
охран
-
ным
зонам
ВЛ
;
–
проведение
,
контроль
,
а
также
формирование
необходимых
разрешительных
документов
в
автоматическом
режиме
для
всех
стадий
согласования
по
-
лета
с
внешними
организа
-
циями
;
–
управление
действиями
полет
-
ных
бригад
БВС
во
время
про
-
ведения
полетов
(
мобильное
приложение
).
При
рассмотрении
решения
задач
мониторинга
объектов
ВЛ
важными
критериями
эффектив
-
ности
БВС
являются
:
продолжи
-
тельность
полета
,
возможность
фиксации
опоры
в
кадре
,
высо
-
та
полета
,
возможность
запуска
и
посадки
с
небольшой
площадки
,
точная
съемка
(
подразумевается
исключение
пропусков
опор
ВЛ
).
Таким
образом
,
оптимальная
эффективность
может
быть
до
-
стигнута
при
использовании
БВС
типа
конвертопланов
(
рисунок
4),
которые
способны
обеспечить
вы
-
соту
полета
от
100
метров
,
воз
-
можность
запуска
и
посадки
БВС
с
небольшой
площадки
.
Для
мониторинга
одной
ВЛ
облет
осуществляется
один
раз
с
двухпроходной
съемкой
на
сред
-
ней
высоте
~120
м
.
Использует
-
ся
камера
высокого
разрешения
(40–60
Мп
),
закрепленная
на
под
-
весе
под
углом
45
градусов
по
ходу
движения
.
Такой
порядок
съемки
позволяет
увидеть
все
типы
нару
-
шений
—
от
деревьев
в
охранной
зоне
до
выпавших
изоляторов
.
Во
время
полета
фиксируют
-
ся
точные
координаты
в
момент
съемки
и
параметры
внешнего
ориентирования
борта
(
в
даль
-
нейшем
это
позволяет
точно
при
-
вязать
снимки
и
построить
на
них
точные
проекции
охранных
зон
).
На
этапах
обработки
фотома
-
териалов
и
распознавания
дефек
-
Рис
. 2.
Бизнес
-
процесс
диагностики
ВЛ
с
использованием
БВС
Рис
. 3.
Интерфейс
ПО
«
Организация
полетов
БВС
»
Однократное
формирование
полетного
задания
Выезд
на
точку
старта
,
запуск
БВС
Приземление
БВС
передача
фото
на
сервер
Приоритизация
дефектов
Облет
трасс
ВЛ
с
диагностикой
элементов
ВЛ
Обработка
данных
нейрон
-
ной
сетью
Передача
данных
в
СУПА
,
перерасчет
И
.
С
.,
формиро
-
вание
дефектной
ведомости
Рис
. 4.
Внешний
вид
БВС
типа
кон
-
вертоплан
№
6 (87) 2024

108
ДИАГНОСТИКА
И МОНИТОРИНГ
тов
в
рамках
НИОКР
разработано
специализированное
ПО
«
Ана
-
лиз
состояния
ВЛ
» (
Свидетель
-
ство
о
государственной
реги
-
страции
программы
для
ЭВМ
№
2024665921
от
08.07.2024),
ко
-
торое
обеспечивает
:
–
ведение
паспортных
данных
по
обследуемым
объектам
;
–
выполнение
загрузки
аэрофо
-
тоснимков
и
полетных
журна
-
лов
,
их
геопривязку
к
опорам
и
пролетам
воздушных
линий
электропередачи
;
–
расчет
координат
охранных
зон
,
наложение
их
полигонов
на
снимки
;
–
нейросетевую
обработку
сним
-
ков
с
выявлением
на
них
де
-
фектов
и
отклонений
от
норма
-
тивного
состояния
;
–
формирование
журнала
де
-
фектов
и
листка
осмотра
,
вы
-
грузка
для
передачи
в
ТОиР
.
Основным
ключом
к
автомати
-
зации
анализа
данных
,
получен
-
ных
при
использовании
БВС
для
диагностики
ВЛ
,
являются
нейро
-
сетевые
модели
,
которые
позво
-
ляют
видеть
на
снимках
объекты
интереса
,
которые
могут
являться
признаками
дефекта
.
Пример
ра
-
боты
нейросетевых
алгоритмов
представлен
на
рисунке
5.
Для
решения
задач
автома
-
тического
анализа
получаемых
фотоматериалов
оптимальным
является
применение
сверточ
-
ных
нейросетей
(
СНС
).
Основные
компоненты
СНС
:
сверточные
слои
выполняют
операцию
сверт
-
ки
,
применяя
фильтры
к
входным
данным
,
чтобы
выделить
при
-
знаки
(
такие
как
края
,
тексту
-
ры
и
формы
);
слои
подвыборки
уменьшают
размерность
данных
,
сохраняя
важные
признаки
,
что
позволяет
снизить
вычислитель
-
ные
затраты
и
повысить
устой
-
чивость
к
искажениям
;
полно
-
связные
слои
после
преобразуют
данные
в
одномерный
вектор
для
классификации
и
обработки
.
В
отличие
от
традиционных
методов
обработки
изображений
,
СНС
способны
автоматически
вы
-
являть
иерархические
признаки
,
начиная
от
простых
линий
и
конту
-
ров
и
заканчивая
более
сложными
объектами
,
такими
как
здания
,
до
-
роги
или
транспортные
средства
.
Одним
из
ключевых
преимуществ
сверточных
нейросетей
является
их
устойчивость
к
изменениям
ра
-
курса
,
масштаба
и
освещенности
,
что
особенно
важно
при
обработ
-
ке
снимков
,
сделанных
с
разных
высот
и
под
разными
углами
.
СНС
отлично
справляются
с
шумом
,
ко
-
торый
часто
присутствует
на
изо
-
бражениях
,
сделанных
в
сложных
погодных
условиях
.
Рис
. 5.
Распознавание
объектов
с
использованием
нейросетевых
моделей
,
построение
охранной
зоны
,
вывод
о
наличии
строений
и
ДКР
в
охранной
зоне
ВЛ
Рис
. 6.
Классическая
детекция
слева
,
семантическая
детекция
справа

109
Для
multiscale-
моделей
нейрон
-
ных
сетей
,
обрабатывающих
фото
-
графии
с
БПЛА
с
объектами
различ
-
ных
размеров
,
можно
использовать
следующую
обобщенную
формулу
:
F
=
φ
(
(
w_i
·
f_i
(
I_i
)) +
b
), (1)
где
F
—
итоговый
выход
multi-scale
модели
;
φ
—
функция
активации
(
например
, ReLU);
w
_
i
—
весовые
коэффициенты
для
каждого
мас
-
штаба
;
f
_
i
—
функция
обработки
изображения
на
i
-
м
масштабе
;
I
_
i
—
входное
изображение
,
мас
-
штабированное
до
i
-
го
размера
;
b
—
смещение
.
Раскроем
подробнее
компо
-
ненты
формулы
:
Масштабирование
входного
изображения
:
I
_
i
= resize(
I
,
s
_
i
), (2)
где
I
–
исходное
изображение
;
s
_
i
—
коэффициент
масштабирования
.
Функция
обработки
на
каждом
масштабе
(
сверточная
нейронная
сеть
):
f
_
i
(
I
_
i
) = CNN_
i
(
I
_
i
). (3)
Взвешенная
сумма
выходов
раз
-
ных
масштабов
:
(
w
_
i
·
f
_
i
(
I
_
i
)). (4)
Применение
функции
активации
:
φ
(
x
) =
max
(0,
x
)
для
ReLU. (5)
Итоговая
расширенная
формула
:
F
=
φ
(
(
w
_
i
· CNN_
i
(resize(
I
,
s
_
i
))) +
b
). (6)
Эта
формула
отражает
основ
-
ную
идею
multiscale-
подхода
—
обработку
изображения
на
раз
-
ных
масштабах
с
последующим
объединением
результатов
.
Такой
подход
позволяет
эффективно
об
-
рабатывать
изображения
с
БПЛА
,
содержащие
объекты
различных
размеров
.
На
текущий
момент
в
датасе
-
те
,
разработанном
ПАО
«
Россети
Центр
»,
содержится
более
237
ты
-
сяч
аннотаций
.
Классическая
детекция
(117
тысяч
):
техника
,
порубочные
остатки
,
строения
,
отдельно
стоящие
и
поваленные
деревья
,
траверсы
,
виброгасите
-
ли
.
Наклонная
детекция
(34
тыся
-
чи
):
опоры
,
гирлянды
изоляторов
.
Семантическая
сегментация
(86
тысяч
):
лес
,
кусты
,
дороги
,
во
-
дные
объекты
.
Представление
де
-
текций
приведено
на
рисунке
6.
Модель
постоянно
совершен
-
ствуется
и
дорабатывается
путем
обучения
новым
видам
эксплуата
-
ционных
дефектов
.
Определение
корректных
гра
-
ниц
охранной
зоны
ВЛ
даже
при
наличии
аэрофотоснимков
явля
-
ется
трудоемкой
и
сложной
за
-
дачей
.
Поэтому
отдельного
вни
-
мания
заслуживает
алгоритм
расчета
охранных
зон
ВЛ
.
Зоны
рассчитываются
автоматически
от
крайнего
провода
с
использова
-
нием
информации
по
типам
опор
и
уровню
напряжения
ВЛ
.
Для
на
-
ложения
охранной
зоны
на
снимок
выполняется
3D-
реконструкция
положения
БВС
относительно
ВЛ
в
момент
съемки
(
рисунок
7).
После
обработки
полученных
с
БВС
фотоматериалов
система
в
автоматическом
режиме
фор
-
мирует
журнал
дефектов
,
в
ко
-
тором
обнаруженные
дефекты
приоритизируются
по
важности
и
срокам
устранения
и
представ
-
ляются
в
удобном
для
сотрудника
линейных
служб
виде
(
с
привяз
-
кой
к
координатам
фотоматериа
-
лами
и
возможностью
детального
ознакомления
с
подробностями
обнаруженных
дефектов
).
Комплексная
система
в
теку
-
щей
версии
обеспечивает
выяв
-
ление
и
идентификацию
41
типа
дефектов
,
таких
как
:
отклонение
опоры
в
поперечной
плоскости
оси
ВЛ
;
обрыв
провода
;
наброс
на
провода
;
недостаточная
шири
-
на
просеки
;
наличие
на
трассе
ВЛ
(
под
проводами
)
ДКР
выше
4
ме
-
тров
,
повреждение
анкерного
за
-
жима
;
изменение
стрелы
провеса
провода
;
наличие
антропогенных
объектов
в
охранной
зоне
;
нару
-
шение
конструкции
изоляторов
и
многих
других
.
Дефекты
,
диа
-
гностируемые
системой
,
являют
-
ся
причиной
более
92%
отключе
-
ний
на
ВЛ
35–110
кВ
.
ВЫВОДЫ
За
период
эксплуатации
ком
-
плексной
системы
по
анализу
ВЛ
с
применением
БВС
было
диа
-
гностировано
порядка
3700
км
ВЛ
35–110
кВ
,
выявлено
более
3600
дефектов
,
из
которых
90% —
это
нарушение
охранных
зон
ВЛ
и
оставшиеся
10% –
это
дефекты
опор
,
арматуры
и
проводов
.
Удалось
достичь
снижения
расходов
на
осмотр
ВЛ
35–110
кВ
относительно
классического
мето
-
да
на
64%
и
повышения
произво
-
дительности
труда
на
84%.
В
рамках
реализации
проекта
НИОКР
ведутся
работы
по
уста
-
новке
на
борт
БВС
системы
ав
-
томатической
корректировки
кур
-
са
и
управления
углом
подвеса
полезной
нагрузки
,
что
позволит
повысить
качество
получаемых
фотоматериалов
,
снизить
время
облета
ВЛ
,
что
приведет
к
допол
-
нительному
повышению
показа
-
телей
производительности
труда
и
снижению
затрат
.
Ключевой
эффект
от
при
-
менения
комплексных
систем
БВС
—
высвобожденный
времен
-
ной
ресурс
сотрудников
компа
-
нии
—
направляется
не
на
поиск
дефектов
,
а
на
их
предупрежде
-
ние
и
устранение
.
Р
Рис
. 7.
Расчет
охранных
зон
ВЛ
(3D-
визуализация
)
№
6 (87) 2024
Оригинал статьи: Применение нейронных сетей для интеллектуального анализа состояния воздушных линий электропередачи с использованием беспилотных воздушных судов
Традиционные методы контроля состояния линий электропередачи, основанные на визуальных обследованиях, требуют значительных временных и человеческих ресурсов. В связи с этим применение беспилотных воздушных судов (БВС) становится все более актуальным для проведения осмотров ЛЭП, обеспечивая более эффективный способ получения информации. БВС, оборудованные высококачественными камерами и датчиками, способны осуществлять детальный мониторинг состояния линий электропередачи, выявляя дефекты и отклонения. При этом с увеличением объема собранных данных возникает необходимость в автоматизации их анализа. В данной статье рассматривается вопрос интеграции БВС и сверточных нейронных сетей для создания комплексной системы автоматического мониторинга состояния ЛЭП.
Микрюков В.В., руководитель Дирекции по инновационной деятельности и импортозамещению ПАО «Россети Центр»
Пацев А.А., главный специалист Дирекции по инновационной деятельности и импортозамещению ПАО «Россети Центр»
Середкин О.А., начальник управления технологического развития и цифровизации филиала ПАО «Россети Центр» — «Липецкэнерго»
Кузнецов В.С., заместитель директора по инновациям ГК «Беспилотные системы»
Стерликов С.А., руководитель Департамента беспилотных систем ООО «ВизорЛабс»
Система создана в компании «Россети Центр» в рамках проекта НИОКР «Разработка программно-аппаратного комплекса для интеллектуального обнаружения объектов исследования и автоматического построения полетных заданий беспилотных воздушных средств различного типа». Для реализации проекта создана рабочая группа, в которую вошли ГК «Беспилотные системы» и ООО «ВизорЛабс».
РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ
Совокупная протяженность линий электропередачи классом напряжения 35–110 кВ группы компаний «Россети Центр» составляет более 63 тыс. км, для которых необходимо осуществлять ежегодный осмотр. При этом порядка 43% всех линий проходят по труднодоступной местности — это переходы через реки, болотистая и лесистая местность.
В целях повышения операционной эффективности функционирования «Россети Центр» начало активно развивать альтернативные способы осмотров линий, в частности с применением БВС, и в 2023 году был дан старт НИОКР «Разработка программно-аппаратного комплекса для интеллектуального обнаружения объектов исследования и автоматического построения полетных заданий беспилотных воздушных средств различного типа».
Реализуемый НИОКР направлен на усовершенствование существующих в компании решений, автоматизацию планирования полетов и управления полевыми работами, получение максимально качественных и релевантных аэрофотоснимков, внедрение системы автоматической корректировки полетных заданий и использования нейросетевых алгоритмов для интеллектуального анализа получаемых материалов.
В рамках НИОКР в 2024 году создана принципиально новая лаборатория беспилотной диагностики воздушных линий (рисунок 1).

Разработанное решение позволило выстроить комплексную систему для мониторинга ВЛ, включающую: планирование полетов, облет с применением БВС, анализ фотоматериала и автоматическую фиксацию дефектов.
ДИАГНОСТИКА ЛИНИЙ 35–110 кВ С ПРИМЕНЕНИЕМ БВС
В рамках проекта сформирован оптимальный бизнес-процесс (рисунок 2) эффективного осуществления диагностики линий 35–110 кВ с применением БВС.

Для этапа планирования полетов в рамках реализации проекта НИОКР создано программное обеспечение «Организация полетов БВС» (рисунок 3) (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024665922 от 08.07.2024), которое позволяет автоматизировать процесс взаимодействия специалистов линейных служб с бригадами БВС в части формирования заявок на мониторинг и диагностику ВЛ, а также оптимизировать процесс подготовки к полету в части формирования полетного задания и получения необходимых разрешений. Функционал комплекса обеспечивает:
- создание и ведение заявок в привязке к координатам и охранным зонам ВЛ;
- проведение, контроль, а также формирование необходимых разрешительных документов в автоматическом режиме для всех стадий согласования полета с внешними организациями;
- управление действиями полетных бригад БВС во время проведения полетов (мобильное приложение).

При рассмотрении решения задач мониторинга объектов ВЛ важными критериями эффективности БВС являются: продолжительность полета, возможность фиксации опоры в кадре, высота полета, возможность запуска и посадки с небольшой площадки, точная съемка (подразумевается исключение пропусков опор ВЛ).
Таким образом, оптимальная эффективность может быть достигнута при использовании БВС типа конвертопланов (рисунок 4), которые способны обеспечить высоту полета от 100 метров, возможность запуска и посадки БВС с небольшой площадки.

Для мониторинга одной ВЛ облет осуществляется один раз с двухпроходной съемкой на средней высоте ~120 м. Используется камера высокого разрешения (40–60 Мп), закрепленная на подвесе под углом 45 градусов по ходу движения. Такой порядок съемки позволяет увидеть все типы нарушений — от деревьев в охранной зоне до выпавших изоляторов.
Во время полета фиксируются точные координаты в момент съемки и параметры внешнего ориентирования борта (в дальнейшем это позволяет точно привязать снимки и построить на них точные проекции охранных зон).
На этапах обработки фотоматериалов и распознавания дефектов в рамках НИОКР разработано специализированное ПО «Анализ состояния ВЛ» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024665921 от 08.07.2024), которое обеспечивает:
- ведение паспортных данных по обследуемым объектам;
- выполнение загрузки аэрофотоснимков и полетных журналов, их геопривязку к опорам и пролетам воздушных линий электропередачи;
- расчет координат охранных зон, наложение их полигонов на снимки;
- нейросетевую обработку снимков с выявлением на них дефектов и отклонений от нормативного состояния;
- формирование журнала дефектов и листка осмотра, выгрузка для передачи в ТОиР.
Основным ключом к автоматизации анализа данных, полученных при использовании БВС для диагностики ВЛ, являются нейросетевые модели, которые позволяют видеть на снимках объекты интереса, которые могут являться признаками дефекта. Пример работы нейросетевых алгоритмов представлен на рисунке 5.

Для решения задач автоматического анализа получаемых фотоматериалов оптимальным является применение сверточных нейросетей (СНС). Основные компоненты СНС: сверточные слои выполняют операцию свертки, применяя фильтры к входным данным, чтобы выделить признаки (такие как края, текстуры и формы); слои подвыборки уменьшают размерность данных, сохраняя важные признаки, что позволяет снизить вычислительные затраты и повысить устойчивость к искажениям; полносвязные слои после преобразуют данные в одномерный вектор для классификации и обработки.
В отличие от традиционных методов обработки изображений, СНС способны автоматически выявлять иерархические признаки, начиная от простых линий и контуров и заканчивая более сложными объектами, такими как здания, дороги или транспортные средства. Одним из ключевых преимуществ сверточных нейросетей является их устойчивость к изменениям ракурса, масштаба и освещенности, что особенно важно при обработке снимков, сделанных с разных высот и под разными углами. СНС отлично справляются с шумом, который часто присутствует на изображениях, сделанных в сложных погодных условиях.
Для multiscale-моделей нейронных сетей, обрабатывающих фотографии с БПЛА с объектами различных размеров, можно использовать следующую обобщенную формулу:
F = φ(∑(w_i · f_i(I_i)) + b), (1)
где F — итоговый выход multi-scale модели; φ — функция активации (например, ReLU); w_i — весовые коэффициенты для каждого масштаба; f_i — функция обработки изображения на i-м масштабе; I_i — входное изображение, масштабированное до i-го размера; b — смещение.
Раскроем подробнее компоненты формулы:
Масштабирование входного изображения:
I_i = resize(I, s_i), (2)
где I — исходное изображение; s_i — коэффициент масштабирования.
Функция обработки на каждом масштабе (сверточная нейронная сеть):
f_i(I_i) = CNN_i(I_i). (3)
Взвешенная сумма выходов разных масштабов:
∑(w_i · f_i(I_i)). (4)
Применение функции активации:
φ(x) = max(0, x) для ReLU. (5)
Итоговая расширенная формула:
F = φ(∑(w_i · CNN_i(resize(I, s_i))) + b). (6)
Эта формула отражает основную идею multiscale-подхода — обработку изображения на разных масштабах с последующим объединением результатов. Такой подход позволяет эффективно обрабатывать изображения с БПЛА, содержащие объекты различных размеров.
На текущий момент в датасете, разработанном ПАО «Россети Центр», содержится более 237 тысяч аннотаций. Классическая детекция (117 тысяч): техника, порубочные остатки, строения, отдельно стоящие и поваленные деревья, траверсы, виброгасители. Наклонная детекция (34 тысячи): опоры, гирлянды изоляторов. Семантическая сегментация (86 тысяч): лес, кусты, дороги, водные объекты. Представление детекций приведено на рисунке 6.

Модель постоянно совершенствуется и дорабатывается путем обучения новым видам эксплуатационных дефектов.
Определение корректных границ охранной зоны ВЛ даже при наличии аэрофотоснимков является трудоемкой и сложной задачей. Поэтому отдельного внимания заслуживает алгоритм расчета охранных зон ВЛ. Зоны рассчитываются автоматически от крайнего провода с использованием информации по типам опор и уровню напряжения ВЛ. Для наложения охранной зоны на снимок выполняется 3D-реконструкция положения БВС относительно ВЛ в момент съемки (рисунок 7).

После обработки полученных с БВС фотоматериалов система в автоматическом режиме формирует журнал дефектов, в котором обнаруженные дефекты приоритизируются по важности и срокам устранения и представляются в удобном для сотрудника линейных служб виде (с привязкой к координатам фотоматериалами и возможностью детального ознакомления с подробностями обнаруженных дефектов).
Комплексная система в текущей версии обеспечивает выявление и идентификацию 41 типа дефектов, таких как: отклонение опоры в поперечной плоскости оси ВЛ; обрыв провода; наброс на провода; недостаточная ширина просеки; наличие на трассе ВЛ (под проводами) ДКР выше 4 метров, повреждение анкерного зажима; изменение стрелы провеса провода; наличие антропогенных объектов в охранной зоне; нарушение конструкции изоляторов и многих других. Дефекты, диагностируемые системой, являются причиной более 92% отключений на ВЛ 35–110 кВ.
ВЫВОДЫ
За период эксплуатации комплексной системы по анализу ВЛ с применением БВС было диагностировано порядка 3700 км ВЛ 35–110 кВ, выявлено более 3600 дефектов, из которых 90% — это нарушение охранных зон ВЛ и оставшиеся 10% — это дефекты опор, арматуры и проводов.
Удалось достичь снижения расходов на осмотр ВЛ 35–110 кВ относительно классического метода на 64% и повышения производительности труда на 84%.
В рамках реализации проекта НИОКР ведутся работы по установке на борт БВС системы автоматической корректировки курса и управления углом подвеса полезной нагрузки, что позволит повысить качество получаемых фотоматериалов, снизить время облета ВЛ, что приведет к дополнительному повышению показателей производительности труда и снижению затрат.
Ключевой эффект от применения комплексных систем БВС — высвобожденный временной ресурс сотрудников компании — направляется не на поиск дефектов, а на их предупреждение и устранение.
