Применение на практике компактных унифицированных переходных пунктов 110 кВ на опоре для соединения ВЛ и КЛ

background image

background image

40

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 2(33), 

июнь

 2024

И

нтенсивное

 

развитие

 

городов

 

и

 

инфраструктуры

 

повлекло

 

за

 

собой

 

как

 

строитель

-

ство

 

новых

 

кабельных

 

линий

так

 

и

 

устройство

 

кабельных

 

вставок

 

в

 

существующие

 

воздушные

 

линии

Увеличилась

 

потребность

 

в

 

переходных

 

пунктах

разработан

-

ных

 

специально

 

для

 

ограниченных

 

условий

 

городской

 

среды

отвечающих

 

требо

-

ваниям

 

безопасности

надежности

 

и

 

рассчитанных

 

на

 

установку

 

современного

 

контроль

-

но

-

измерительного

 

оборудования

.

Бесспорно

с

 

точки

 

зрения

 

удобства

 

и

 

безопасности

 

обслуживания

 

лучшим

 

решением

 

для

 

городской

 

среды

 

являются

 

закрытые

 

переходные

 

пункты

Однако

 

данное

 

решение

 

не

 

всегда

 

возможно

 

реализовать

 

из

-

за

 

плотной

 

застройки

 

или

 

пересекаемых

 

инженерных

 

ком

-

муникаций

Мировые

 

тенденции

 

показывают

 

отказ

 

от

 

применения

 

закрытых

 

переходных

 

пунктов

 

и

 

реализацию

 

соединения

 

воздушных

 

и

 

кабельных

 

линий

а

 

также

 

секционирующих

 

пунктов

 

открытого

 

типа

 

на

 

опорах

 

ВЛ

в

 

том

 

числе

 

с

 

применением

 

компактных

 

элегазовых

 

устройств

 [1].

Полноценной

 

заменой

 

закрытых

 

переходных

 

пунктов

 

является

 

унифицированный

 

пере

-

ходной

 

пункт

 

ППМ

-110, 

разработанный

 

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

» 

в

 

рамках

 

выпол

-

нения

 

НИОКР

 (

рисунок

 1). 

При

 

разработке

 

переходного

 

пункта

 

необходимо

 

было

 

решить

 

следующие

 

задачи

:

 

снизить

 

капитальные

 

затраты

 

при

 

сооружении

 

переходных

 

пунктов

 

не

 

менее

 

чем

 

на

 10%;

 

снизить

 

размер

 

отвода

 

земли

 

для

 

строительства

 

и

 

эксплуатации

 

более

 

чем

 

на

 50%;

 

сократить

 

сроки

 

разработки

 

проектной

 

документации

изготовления

поставки

строи

-

тельно

-

монтажных

 

работ

;

 

создать

 

переходной

 

пункт

являющийся

 

управляемым

 

элементом

 

сети

;

 

реализовать

 

селективное

 

автоматическое

 

повторное

 

включение

 (

АПВ

на

 

кабельно

-

воз

-

душной

 

линии

;

 

обеспечить

 

высокий

 

уровень

 

защищенности

 

объекта

;

 

применить

 

оборудование

 

отечественного

 

производства

.

На

 

многогранной

 

опоре

 

с

 

двумя

 

площадками

 

обслуживания

 

реализован

 

функционал

 

за

-

крытого

 

переходного

 

пункта

при

 

этом

 

ППМ

-110 

занимает

 

площадь

 

землеотвода

сопостави

-

Применение

 

на

 

практике

компактных

 

унифицирован

-

ных

 

переходных

 

пунктов

110 

кВ

 

на

 

опоре

 

для

 

соединения

 

ВЛ

 

и

 

КЛ

Унифицированный

 

компактный

 

переходной

 

пункт

 

на

 

опо

-

ре

 110 

кВ

 

ППМ

-110 

был

 

разработан

 

в

 2018 

году

 

для

 

заме

-

ны

 

закрытых

 

переходных

 

пунктов

 

с

 

полным

 

сохранением

 

функционала

За

 5 

лет

 

реализовано

 

уже

 

несколько

 

проектов

 

с

 

применением

 

ППМ

-110, 

которые

 

показали

 

эффективность

 

и

 

технологичность

 

разработанного

 

решения

.

Дмитрий

 

ГВОЗДЕВ

к

.

т

.

н

., 

доцент

первый

заместитель

 

генераль

-

ного

 

директора

 — 

главный

 

инженер

 

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

»

Артем

 

КОРОЛЕВ

заместитель

 

главного

инженера

 

по

 

иннова

-

циям

 

и

 

проектной

 

деятельности

 

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

»

Яков

 

ТКАЧУК

начальник

 

управления

 

эксплуатации

 

высоковольтных

 

ЛЭП

 

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

» 

Повышение

 

надежности

 

ЛЭП


background image

41

Марина

 

ЕРМОШИНА

к

.

ф

.-

м

.

н

., 

представитель

 

РНК

 

СИГРЭ

 

в

 

иссле

-

довательском

 

комитете

 

CIGRE B2 

Воздушные

 

линии

руководитель

 

направления

 

альтернативного

 

проектирования

 

АО

 «

НПО

 «

Стример

»

Станислав

 

ГЛИНСКИЙ

главный

 

инженер

 

направления

 

альтернативного

 

проектирования

 

АО

 «

НПО

 «

Стример

» 

мую

 

со

 

стандартной

 

опорой

 

У

110-1+5. 

Переходной

 

пункт

 

ППМ

-110 — 

это

 

комплексное

 

инже

-

нерное

 

решение

разработанное

 «

с

 

нуля

» 

с

 

учетом

 

индивидуальных

 

требований

 

конкретной

 

эксплуатирующей

 

организации

 

и

 

учитывающее

 

как

 

особенности

 

эксплуатации

так

 

и

 

общие

 

отраслевые

 

стандарты

применяемые

 

к

 

элементам

 

КВЛ

 110 

кВ

.

Разработанный

 

унифицированный

 

переходной

 

пункт

 

ППМ

-110 

для

 

соединения

 

воздуш

-

ной

 

и

 

кабельной

 

линий

 

напряжением

 110 

кВ

 

является

 

сложным

 

инженерным

 

сооружением

включает

 

силовое

контрольно

-

измерительное

 

и

 

прочее

 

оборудование

 

и

 

является

 

оптималь

-

ным

 

для

 

установки

 

в

 

условиях

 

плотной

 

городской

 

застройки

С

 

учетом

 

высокой

 

стоимости

 

земли

 

оборудование

 

ППМ

-110 

размещено

 

непосредствен

-

но

 

на

 

многогранной

 

опоре

 

ВЛ

 (

рисунок

 2), 

а

 

не

 

на

 

поверхности

 

земли

что

 

обеспечивает

 

ком

-

пактность

 

конструкции

Организация

 

селективного

 

АПВ

 

путем

 

применения

 

оптических

 

транс

-

форматоров

 

тока

 

с

 

передачей

 

данных

 

на

 

терминал

 

РЗА

 

прилегающей

 

ПС

 

позволяет

 

снизить

 

тяжесть

 

повреждений

 

и

 

сократить

 

время

 

устранения

 

аварийной

 

ситуации

 

при

 

ее

 

возникнове

-

нии

 

не

 

только

 

на

 

воздушных

но

 

и

 

на

 

кабельных

 

участках

Безопасности

 

персонала

 

уделено

 

особое

 

внимание

Применение

 

разъединителей

 

вертикальной

 

установки

 

создает

 

видимый

 

разрыв

 

фаз

 

линии

 

при

 

выполнении

 

работ

заземляющие

 

ножи

 

направлены

 

в

 

сторону

 

КЛ

Главные

 

контакты

 

разъединителей

 

и

 

ножей

 

заземления

 

оборудованы

 

электромоторными

 

приводами

 

с

 

электромагнитной

 

блокировкой

Информация

 

о

 

состоянии

 

коммутационных

 

аппаратов

 

передается

 

через

 

оптический

 

контроллер

 

в

 

АСУ

 

ТП

 (

систему

 

ТМ

переходного

 

пункта

 

или

 

прилегающей

 

ПС

что

 

позволяет

 

дистанционно

 

управлять

 

приводами

 

разъедини

-

Рис

. 1. 

Унифицированный

 

переходной

 

пункт

 

ППМ

-110


background image

42

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 2(33), 

июнь

 2024

телей

 

и

 

ножей

 

заземления

 

с

 

удаленного

 

АРМ

 

диспетчера

 

или

 

с

 

панельного

 

компьютера

 

шкафа

 

АСУ

 

ТП

 (

ТМ

). 

Защита

 

от

 

про

-

никновения

 

на

 

переходной

 

пункт

 

третьих

 

лиц

 

гарантируется

 

подъемом

 

на

 

эксплуатационные

 

площадки

 

внутри

 

тела

 

опоры

 

(

рисунок

 3) 

и

 

сетчатым

 

ограждением

 

площадок

Применение

 

концевых

 

кабельных

 

муфт

 

взрывобезопасной

 

конструкции

 

также

 

обеспечивает

 

защиту

 

третьих

 

лиц

 

и

 

их

 

имущества

 

от

 

возможных

 

повреждений

Кроме

 

того

конструкция

 

переходно

-

го

 

пункта

 

обладает

 

повышенными

 

эстетическими

 

свойствами

.

Заявленные

 

параметры

 

механической

 

прочности

 

под

-

тверждены

 

натурными

 

испытаниями

целью

 

которых

 

явля

-

лись

 

определение

 

качества

 

изготовления

 

унифицированного

 

переходного

 

пункта

 

на

 

опоре

 

ВЛ

 

и

 

возможности

 

его

 

монта

-

жа

а

 

также

 

подтверждение

 

прочности

общей

 

устойчивости

деформативности

фактического

 

запаса

 

прочности

В

 

соот

-

ветствии

 

с

 

требованиями

 

ПУЭ

-7, 

конструкция

 

переходного

 

пункта

  (

опора

была

 

рассчитана

 

во

 

всех

 

режимах

 

работы

Для

 

проведения

 

механических

 

испытаний

 

были

 

выбраны

 

режимы

при

 

которых

 

опора

 

воспринимает

 

максимальные

 

на

-

грузки

нормальный

 

режим

 

работы

 

концевой

 

опоры

 

при

 

ветре

 

и

 

гололеде

 

и

 

аварийный

 

режим

 

концевой

 

опоры

 

при

 

обрыве

 

нижней

 

фазы

 

провода

 

при

 

максимальном

 

гололеде

При

 

про

-

ведении

 

испытаний

 

в

 

данных

 

режимах

 

было

 

установлено

что

 

прочность

 

и

 

деформативность

 

при

 

предельных

 

нагрузках

 

105% (24,9 

кН

 

в

 

аварийном

 

и

 22,3 

кН

 

в

 

нормальном

 

режи

-

мах

соответствуют

 

нормативам

 

качества

МТ

 701.000.071-86 

«

Методика

 

механических

 

испытаний

 

элементов

 

линий

 

элек

-

тропередачи

», 

СП

 16.13330.2011 «

Стальные

 

конструкции

Актуализированная

 

редакция

 

СНиП

 II-23-81*», 

ПУЭ

-7. 

Для

 

определения

 

предельных

 

нагрузок

 

на

 

опору

 

были

 

проведены

 

испытания

 

на

 

механическую

 

прочность

 

до

 

разрушения

 

кон

-

струкции

При

 

предельной

 

нагрузке

 47,4 

кН

в

 

два

 

раза

 

превы

-

шающей

 

расчетную

не

 

произошло

 

разрушения

 

конструкции

 

опоры

была

 

выявлена

 

только

 

деформация

 

узла

 

крепления

 

траверсы

 

к

 

опоре

что

 

подтверждает

 

запас

 

конструктивной

 

прочности

 

опоры

Таким

 

образом

опытный

 

образец

 

конструк

-

ции

 

переходного

 

пункта

 

ППМ

-110 

успешно

 

выдержал

 

испыта

-

ния

 

в

 

соответствии

 

с

 

заложенными

 

в

 

программе

 

механических

 

испытаний

 

критериями

.

Технические

 

решения

 

унифицированного

 

переходного

 

пункта

 

ППМ

-110 

защищены

 

патентами

полезная

 

модель

 

«

Переходной

 

пункт

 

кабельно

-

воздушной

 

линии

 

с

 

двумя

 

пло

-

щадками

 

обслуживания

», 

патент

 

РФ

 

 191299; 

изобретение

 

«

Цифровой

 

переходной

 

пункт

 

с

 

контрольным

 

оборудовани

-

ем

», 

патент

 

РФ

 

 2739911.

Необходимо

 

отметить

что

 

все

 

применяемое

 

оборудова

-

ние

 

производится

 

в

 

России

что

 

позволяет

 

исключить

 

риск

 

зависимости

 

от

 

санкций

 

и

 

логистических

 

сложностей

.

Опытный

 

образец

 

переходного

 

пункта

 

ППМ

-110 

уста

-

новлен

 

на

 

собственном

 

учебно

-

тренировочном

 

полигоне

 

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

» 

и

 

введен

 

в

 

опытно

-

про

-

мышленную

 

эксплуатацию

 

в

 2018 

году

При

 

проведении

 

соревнований

 

профессионального

 

мастерства

 

сотрудники

 

электросетевых

 

компаний

 

имеют

 

возможность

 

ознакомиться

 

с

 

переходным

 

пунктом

 

ППМ

-110 

и

 

оценить

 

его

 

функционал

 

и

 

конструктивные

 

особенности

 (

рисунок

 4).

Применение

 

унифицированных

 

переходных

 

пунктов

 

ППМ

-110 

позволяет

 

снизить

 

объем

 

капитальных

 

затрат

 

при

 

сооружении

 

переходного

 

пункта

 

на

 45,2% 

по

 

сравнению

 

с

 

за

-

крытым

 

переходным

 

пунктом

При

 

экономическом

 

сравнении

 

учитывались

 

следующие

 

параметры

стоимость

 

первично

-

го

 

и

 

вторичного

 

оборудования

металлоконструкции

 

опоры

стоимость

 

строительно

-

монтажных

 

и

 

пусконаладочных

 

ра

-

бот

стоимость

 

эксплуатации

 

и

 

аренды

 

земельного

 

участка

 

в

 

течение

 50 

лет

Данное

 

уменьшение

 

достигается

 

за

 

счет

 

расположения

 

электрооборудования

 

на

 

двух

 

специальных

 

эксплуатационных

 

площадках

 

на

 

теле

 

опоры

что

 

позволяет

 

отказаться

 

от

 

строительства

 

здания

 

закрытого

 

переходного

 

пункта

ограждения

 

периметра

порталов

концевых

 

анкер

-

ных

 

опор

систем

 

вентиляции

 

и

 

отопления

Размер

 

отвода

 

Рис

. 2. 

Основное

 

электротехническое

 

оборудование

 

ППМ

-110: 

вертикальный

 

однофазный

 

разъединитель

оптический

 

транс

-

форматор

 

тока

ОПН

концевая

 

кабельная

 

муфта

Рис

. 3. 

Подъем

 

на

 

эксплуатационные

 

площадки

 

осуществляется

 

внутри

 

тела

 

опоры

 

ППМ

-110

Повышение

 

надежности

 

ЛЭП


background image

43

земли

 

для

 

строительства

 

и

 

эксплуатации

 

снижается

 

на

 52,7% 

по

 

сравнению

 

с

 

закрытым

 

переходным

 

пунктом

 

за

 

счет

 

уста

-

новки

 

оборудования

 

в

 

разных

 

плоскостях

что

 

недостижимо

 

при

 

использовании

 

существующих

 

открытых

 

или

 

закрытых

 

переходных

 

пунктов

Технологический

 

эффект

 

достигается

 

за

 

счет

 

унифицированности

 

технических

 

решений

сокращаются

 

сроки

 

разработки

 

проектной

 

документации

изготовления

по

-

ставки

выполнения

 

строительно

-

монтажных

 

работ

.

Преимуществом

 

применения

 

унифицированных

 

конструк

-

ций

 

по

 

сравнению

 

с

 

адаптацией

 

серийных

 

типовых

 

изделий

 

является

 

то

что

 

большое

 

количество

 

возможных

 

модифи

-

каций

 

и

 

компоновочных

 

решений

 

закладывается

 

сразу

 

на

 

стадии

 

разработки

 

продукта

 

в

 

необходимом

 

объеме

 

и

 

с

 

уче

-

том

 

нормативных

 

требований

а

 

не

 

добавляется

 

постфактум

 

к

 

созданному

 

для

 

других

 

условий

 

применения

 

изделию

исхо

-

дя

 

из

 

ограничений

накладываемых

 

его

 

допустимой

 

областью

 

применения

 [2]. 

В

 

результате

 

заказчик

 

и

 

разработчик

 

получают

 

не

 

просто

 

удобную

 

в

 

эксплуатации

 

и

 

функциональную

 

электро

-

установку

в

 

которой

 

реализованы

 

наиболее

 

успешные

 

отрас

-

левые

 

наработки

а

 

универсальную

 

платформу

 

для

 

включения

 

в

 

качестве

 

активного

 

элемента

 

в

 

современные

 

интеллектуаль

-

ные

 

кабельно

-

воздушные

 

сети

 

с

 

возможностью

 

модификации

 

и

 

масштабирования

 

как

 

при

 

проектировании

 

новых

 

объектов

так

 

и

 

в

 

процессе

 

эксплуатации

 

существующих

 [3].

Индивидуальный

 

подход

 

к

 

созданию

 

переходного

 

пункта

 

ППМ

-110 

позволил

 

уже

 

на

 

стадии

 

составления

 

технического

 

задания

 

включить

 

в

 

проект

 

соответствующие

 

требования

Первым

 

реализованным

 

проектом

 

с

 

применением

 

унифици

-

рованных

 

переходных

 

пунктов

 

стало

 

переустройство

 

двух

-

цепной

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Тютчево

 — 

Пушкино

 

в

 

кабельную

 

линию

 

в

 

районе

 

города

 

Пушкино

 

Московской

 

области

Воздушная

 

линия

 

изначально

 

проходила

 

по

 

населенной

 

территории

Однако

 

в

 

связи

 

с

 

обращениями

 

жителей

 

было

 

принято

 

ре

-

шение

 

выполнить

 

заходы

 

на

 

ПС

 «

Тютчево

» 

и

 

ПС

 «

Пушкино

» 

подземным

 

кабелем

При

 

организации

 

перехода

 

особое

 

вни

-

мание

 

требовалось

 

уделить

 

безопасности

 

персонала

 

и

 

тре

-

тьих

 

лиц

установить

 

на

 

переходном

 

пункте

 

разъединитель

 

с

 

двигательными

 

приводами

 

для

 

организации

 

видимого

 

раз

-

рыва

 

ВЛ

 

и

 

обеспечения

 

безопасности

 

обслуживания

а

 

также

 

предотвратить

 

несанкционированный

 

доступ

 

на

 

переходной

 

пункт

Близость

 

коттеджной

 

застройки

 

и

 

стесненные

 

условия

 

определили

 

выбор

 

конструкции

 

переходного

 

пункта

 

для

 

орга

-

низации

 

кабельной

 

вставки

унифицированный

 

переходной

 

пункт

 

ППМ

-110 

стал

 

оптимальным

 

решением

 

и

 

с

 

технической

и

 

с

 

экономической

 

точек

 

зрения

максимально

 

учитывающим

 

функциональность

 

объекта

 

и

 

условия

 

окружающей

 

его

 

сре

-

ды

  (

рисунок

 5). 

На

 

всех

 

четырех

 

переходных

 

пунктах

 

были

 

установлены

 

сухие

 

концевые

 

кабельные

 

муфты

 110 

кВ

од

-

нополюсные

 

вертикальные

 

разъединители

 

с

 

электромотор

-

ным

 

приводом

 

главных

 

контактов

 

и

 

ножей

 

заземления

ОПН

 

110 

кВ

В

 

качестве

 

фундаментных

 

конструкций

 

для

 

всех

 

четы

-

рех

 

переходных

 

пунктов

 

были

 

применены

 

вибропогружаемые

 

стальные

 

сваи

-

оболочки

На

 

переходных

 

пунктах

 

предусмо

-

трена

 

возможность

 

для

 

организации

 

телемеханики

комплек

-

са

 

средств

 

технической

 

безопасности

систем

 

мониторинга

 

и

 

системы

 

питания

 

собственных

 

нужд

Переходные

 

пункты

 

введены

 

в

 

работу

 

в

 2023 

году

.

Другим

 

проектом

 

является

 

переустройство

 

воздушных

 

участков

 

КВЛ

 110 

кВ

 

Чагино

 — 

Болятино

 

с

 

отпайкой

 

на

 

ПС

 «

Ко

-

тельники

» 

и

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Юбилейная

 — 

Красково

 

с

 

отпайкой

 

на

 

ПС

 «

Котельники

» 

в

 

кабель

Проект

 

осуществляется

 

по

 

заказу

 

частного

 

инвестора

 

в

 

г

Котельники

 

Московской

 

области

Уча

-

сток

 

воздушной

 

линии

 

попадал

 

в

 

зону

 

застройки

 

микрорайона

в

 

связи

 

с

 

чем

 

было

 

принято

 

решение

 

об

 

организации

 

кабель

-

ной

 

вставки

 

в

 

двухцепную

 

ВЛ

 110 

кВ

Проектом

 

предусмотре

-

на

 

реализация

 

всех

 

цифровых

 

технологий

 

унифицированного

 

переходного

 

пункта

 

ППМ

-110, 

в

 

том

 

числе

 

селективного

 

АПВ

 

на

 

основе

 

оптических

 

трансформаторов

 

тока

дистанционное

 

управление

 

оборудованием

передача

 

данных

 

на

 

смежные

 

подстанции

электромагнитная

 

блокировка

 

дверей

По

 

состоя

-

нию

 

на

 

конец

 1 

квартала

 2024 

года

 

смонтированы

 

конструкции

 

двух

 

из

 

четырех

 

переходных

 

пунктов

.

Строительство

 

высокоскоростной

 

железнодорожной

 

магистрали

 

Москва

 — 

Санкт

-

Петербург

 

потребовало

 

суще

-

ственного

 

переустройства

 

насыщенной

 

сети

 

инфраструктуры

сопутствующей

 

населенным

 

пунктам

расположенным

 

вдоль

 

трассы

Для

 

переустройства

 

воздушных

 

участков

 

КВЛ

 110 

кВ

 

Сигма

 — 

Алабушево

КВЛ

 110 

кВ

 

Сигма

 — 

Сенеж

 

и

 

КВЛ

 110 

кВ

 

Бакеево

 — 

Сигма

 

в

 

кабельное

 

исполнение

 

были

 

применены

 

унифицированные

 

переходные

 

пункты

 

ППМ

-110. 

В

 

связи

 

со

 

сжатыми

 

сроками

 

реализации

 

проекта

 

было

 

принято

 

решение

 

о

 

выполнении

 

работ

 

так

 

же

 

в

 

два

 

этапа

монтаж

 

и

 

установка

 

металлоконструкций

 

переходных

 

пунктов

 

и

 

первичного

 

элек

-

тротехнического

 

оборудования

 

с

 

последующей

 

постановкой

 

Рис

. 4. 

Унифицированный

 

переходной

 

пункт

 

ППМ

-110

на

 

ПС

 «

Горенки

» 

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

»


background image

44

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 2(33), 

июнь

 2024

под

 

напряжение

 

на

 

первом

 

этапе

и

 

установка

 

систем

 

авто

-

матики

контроля

 

и

 

мониторинга

 

на

 

втором

 

этапе

Металло

-

конструкции

 

и

 

первичное

 

электротехническое

 

оборудование

 

ППМ

-110 

были

 

изготовлены

 

в

 

рекордные

 

сроки

в

 

ближайшее

 

время

 

планируется

 

начало

 

строительно

-

монтажных

 

работ

.

Еще

 

одним

 

ответственным

 

инфраструктурным

 

проектом

 

является

 

запуск

 

Лыткаринской

 

платной

 

дороги

являющейся

 

дублером

 

МКАД

 

и

 

призванной

 

способствовать

 

ее

 

разгрузке

В

 

связи

 

с

 

высокой

 

значимостью

 

проекта

 

в

 

приоритетном

 

по

-

рядке

 

запущено

 

производство

 

восьми

 

унифицированных

 

пе

-

реходных

 

пунктов

 

ППМ

-110 

для

 

применения

 

при

 

масштабной

 

реконструкции

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Красково

 — 

Болятино

ВЛ

 110 

кВ

 

Малаховка

 — 

Болятино

 

и

 

КВЛ

 110 

кВ

 

Чагино

 — 

Болятино

 

с

 

от

-

пайкой

 

на

 

ПС

 «

Котельники

». 

Реализация

 

проектов

 

с

 

применением

 

ППМ

-110 

имеет

 

важ

-

ное

 

значение

 

для

 

электроэнергетической

 

отрасли

 

и

 

России

 

в

 

целом

Применяемые

 

цифровые

 

технологии

 

для

 

автома

-

тизации

 

управления

 

и

 

повышения

 

безопасности

 

электриче

-

ских

 

сетей

 

служат

 

цели

 

реализации

 

стратегии

 

цифровизации

 

электросетевого

 

комплекса

Отсутствие

 

в

 

мире

 

конкуренто

-

способных

 

решений

 

способствует

 

формированию

 

имиджа

 

отечественной

 

науки

 

и

 

техники

 

как

 

передовых

 

в

 

области

 

элек

-

троэнергетики

 [4]. 

ПАО

 «

Россети

» 

развивается

 

как

 

компания

разрабатывающая

 

инновационные

высокотехнологические

 

решения

 

для

 

снижения

 

затрат

 

и

 

повышения

 

эффективности

 

работы

 

оборудования

 

в

 

электросетевом

 

комплексе

Кроме

 

того

применение

 

цифрового

 

переходного

 

пункта

 

в

 

практике

 

электросетевого

 

строительства

 

окажет

 

положительный

 

эф

-

фект

 

для

 

общества

 

формирование

 

положительного

 

общественного

 

мнения

 

за

 

счет

 

технологической

 

эстетики

 

объекта

 

электроэнергети

-

ки

;

 

повышение

 

безопасности

 

электросетевых

 

объектов

 

за

 

счет

 

применения

 

взрывобезопасных

 

технических

 

реше

-

ний

 

и

 

обеспечения

 

безопасности

 

персонала

 

и

 

третьих

 

лиц

;

 

развитие

 

городской

 

среды

 

за

 

счет

 

высвобождения

 

терри

-

торий

занимаемых

 

электросетевыми

 

объектами

.

ВЫВОДЫ

При

 

разработке

 

унифицированного

 

компактного

 

переходного

 

пункта

 

ППМ

-110 

успешно

 

решены

 

поставленные

 

задачи

1. 

Впервые

 

разработан

 

переходный

 

пункт

 

с

 

цифровым

 

из

 -

мерительным

 

оборудованием

обеспечивающим

 

возмож

-

ность

 

применения

 

селективного

 

автоматического

 

повтор

-

ного

 

включения

 (

АПВ

кабельно

-

воздушной

 

линии

2. 

Две

 

специальные

 

площадки

 

обслуживания

 

обеспечивают

 

удобный

 

и

 

безопасный

 

доступ

 

служб

 

эксплуатации

 

к

 

элек

-

трооборудованию

размещенному

 

на

 

переходном

 

пункте

а

 

также

 

обеспечивают

 

защиту

 

населения

 

от

 

падения

 

элементов

 

оборудования

 

в

 

случае

 

его

 

разрушения

3. 

Компактная

 

конструкция

 

позволяет

 

более

 

чем

 

на

 10% 

сни

-

зить

 

стоимость

 

капитальных

 

затрат

 

на

 

сооружение

 

пере

-

ходного

 

пункта

 

по

 

сравнению

 

с

 

закрытым

 

переходным

 

пунктом

Снижение

 

размера

 

требуемого

 

земельного

 

участка

 

более

 

чем

 

на

 50% 

также

 

достигается

 

за

 

счет

 

установки

 

оборудования

 

в

 

разных

 

плоскостях

что

 

недо

-

стижимо

 

при

 

использовании

 

существующих

 

открытых

 

или

 

закрытых

 

переходных

 

пунктов

4. 

Сокращены

 

сроки

 

разработки

 

проектной

 

документации

изготовления

поставки

строительно

-

монтажных

 

работ

5. 

Обеспечен

 

высокий

 

уровень

 

защищенности

 

объекта

 

за

 

счет

 

расположения

 

оборудования

 

вне

 

зоны

 

свободного

 

доступа

 

с

 

установкой

 

систем

 

безопасности

.

С

 

учетом

 

опыта

 

успешного

 

осуществления

 

проектов

 

с

 

при

-

менением

 

унифицированного

 

переходного

 

пункта

 

ППМ

-110 

в

 2024 

году

 

запущена

 

реализация

 

НИОКР

 

по

 

разработке

 

уни

-

фицированного

 

компактного

 

переходного

 

пункта

 

для

 

класса

 

напряжения

 220 

кВ

Переходные

 

пункты

 

для

 

линий

 

класса

 

на

-

пряжения

 220 

кВ

 

выполняются

 

в

 

виде

 

закрытых

 

переходных

 

пунктов

при

 

этом

 

развитие

 

городской

 

инфраструктуры

 

при

-

водит

 

к

 

росту

 

потребности

 

в

 

компактных

 

решениях

 

для

 

уста

-

новки

 

в

 

условиях

 

плотной

 

городской

 

застройки

 

при

 

сохранении

 

существующего

 

уровня

 

безопасности

 

и

 

надежности

а

 

также

 

возможностей

 

по

 

установке

 

контрольно

-

измерительного

 

обо

-

рудования

Масштабирование

 

существующего

 

технического

 

решения

 

не

 

представляется

 

возможным

 

в

 

силу

 

отсутствия

 

аналогичного

 

электротехнического

 

оборудования

 

для

 

класса

 

напряжения

 220 

кВ

а

 

также

 

существенного

 

увеличения

 

габа

-

ритов

 

конструкции

не

 

обеспечивающих

 

оптимальное

 

с

 

тех

-

нической

 

и

 

экономической

 

точек

 

зрения

 

решение

В

 

НИОКР

 

предстоит

 

решить

 

научно

-

технические

 

задачи

 

по

 

разработке

 

и

 

изготовлению

 

нового

 

конструктивного

 

решения

оснащению

 

его

 

производимым

 

в

 

РФ

 

электротехническим

 

оборудованием

 

и

 

обеспечением

 

цифрового

 

функционала

Новый

 

переходной

 

пункт

 

решит

 

задачу

 

замены

 

высоковольтных

 

закрытых

 

пере

-

ходных

 

пунктов

 220 

кВ

 

на

 

компактное

 

цифровое

 

решение

обе

-

спечив

 

сокращение

 

стоимости

 

капитальных

 

затрат

 

и

 

снижение

 

размера

 

отвода

 

земли

 

для

 

строительства

 

и

 

эксплуатации

.  

ЛИТЕРАТУРА

1.  Valant A., Polinelli D., Palone F., Buono L., Spezie R. Re-

furbishment of sectionalizing posts on 245 kV towers for 
a reduced visual impact and an increased line resilience. CIGRE 
Session 2022, ref. 

 B2-10776.

2. 

Ермошина

 

М

.

С

., 

Глинский

 

С

.

А

., 

Александрова

 

М

.

В

Индивиду

-

альные

 

конструкции

 

ЛЭП

опоры

 

ВЛ

 

и

 

переходные

 

пункты

 //

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

, 2023, 

 3(78). 

С

. 62–64.

3. 

Ермошина

 

М

.

С

., 

Александрова

 

М

.

В

., 

Глинский

 

С

.

А

Переход

-

ные

 

пункты

 

для

 

соединения

 

воздушных

 

и

 

кабельных

 

линий

эксплуатационные

 

элементы

 // 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Пере

-

дача

 

и

 

распределение

, 2022, 

 3(72). 

С

. 86–88.

4.  Vychegzhanin V., Tkachuk Y., Ermoshina M., Glinskiy S. 

Development and implementation of digital line-to-cable 
termination points for connecting 110 kV overhead and cable 
lines. CIGRE Session 2020, ref. 

 B2-213.

Повышение

 

надежности

 

ЛЭП


Оригинал статьи: Применение на практике компактных унифицированных переходных пунктов 110 кВ на опоре для соединения ВЛ и КЛ

Читать онлайн

Унифицированный компактный переходной пункт на опоре 110 кВ ППМ-110 был разработан в 2018 году для замены закрытых переходных пунктов с полным сохранением функционала. За 5 лет реализовано уже несколько проектов с применением ППМ-110, которые показали эффективность и технологичность разработанного решения.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(84), май-июнь 2024

Разработка отечественного изоляционного материала для силовых кабелей на напряжение 64/110 кВ

Кабельные линии Импортозамещение
ПАО «Россети Центр» ПАО «Россети Центр и Приволжье» ОАО «ВНИИКП» ОАО «КИРСКАБЕЛЬ» АО «Лидер-Компаунд»