40
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
2(33),
июнь
2024
И
нтенсивное
развитие
городов
и
инфраструктуры
повлекло
за
собой
как
строитель
-
ство
новых
кабельных
линий
,
так
и
устройство
кабельных
вставок
в
существующие
воздушные
линии
.
Увеличилась
потребность
в
переходных
пунктах
,
разработан
-
ных
специально
для
ограниченных
условий
городской
среды
,
отвечающих
требо
-
ваниям
безопасности
,
надежности
и
рассчитанных
на
установку
современного
контроль
-
но
-
измерительного
оборудования
.
Бесспорно
,
с
точки
зрения
удобства
и
безопасности
обслуживания
лучшим
решением
для
городской
среды
являются
закрытые
переходные
пункты
.
Однако
данное
решение
не
всегда
возможно
реализовать
из
-
за
плотной
застройки
или
пересекаемых
инженерных
ком
-
муникаций
.
Мировые
тенденции
показывают
отказ
от
применения
закрытых
переходных
пунктов
и
реализацию
соединения
воздушных
и
кабельных
линий
,
а
также
секционирующих
пунктов
открытого
типа
на
опорах
ВЛ
,
в
том
числе
с
применением
компактных
элегазовых
устройств
[1].
Полноценной
заменой
закрытых
переходных
пунктов
является
унифицированный
пере
-
ходной
пункт
ППМ
-110,
разработанный
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
в
рамках
выпол
-
нения
НИОКР
(
рисунок
1).
При
разработке
переходного
пункта
необходимо
было
решить
следующие
задачи
:
–
снизить
капитальные
затраты
при
сооружении
переходных
пунктов
не
менее
чем
на
10%;
–
снизить
размер
отвода
земли
для
строительства
и
эксплуатации
более
чем
на
50%;
–
сократить
сроки
разработки
проектной
документации
,
изготовления
,
поставки
,
строи
-
тельно
-
монтажных
работ
;
–
создать
переходной
пункт
,
являющийся
управляемым
элементом
сети
;
–
реализовать
селективное
автоматическое
повторное
включение
(
АПВ
)
на
кабельно
-
воз
-
душной
линии
;
–
обеспечить
высокий
уровень
защищенности
объекта
;
–
применить
оборудование
отечественного
производства
.
На
многогранной
опоре
с
двумя
площадками
обслуживания
реализован
функционал
за
-
крытого
переходного
пункта
,
при
этом
ППМ
-110
занимает
площадь
землеотвода
,
сопостави
-
Применение
на
практике
компактных
унифицирован
-
ных
переходных
пунктов
110
кВ
на
опоре
для
соединения
ВЛ
и
КЛ
Унифицированный
компактный
переходной
пункт
на
опо
-
ре
110
кВ
ППМ
-110
был
разработан
в
2018
году
для
заме
-
ны
закрытых
переходных
пунктов
с
полным
сохранением
функционала
.
За
5
лет
реализовано
уже
несколько
проектов
с
применением
ППМ
-110,
которые
показали
эффективность
и
технологичность
разработанного
решения
.
Дмитрий
ГВОЗДЕВ
,
к
.
т
.
н
.,
доцент
,
первый
заместитель
генераль
-
ного
директора
—
главный
инженер
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
Артем
КОРОЛЕВ
,
заместитель
главного
инженера
по
иннова
-
циям
и
проектной
деятельности
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
Яков
ТКАЧУК
,
начальник
управления
эксплуатации
высоковольтных
ЛЭП
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
Повышение
надежности
ЛЭП
41
Марина
ЕРМОШИНА
,
к
.
ф
.-
м
.
н
.,
представитель
РНК
СИГРЭ
в
иссле
-
довательском
комитете
CIGRE B2
Воздушные
линии
,
руководитель
направления
альтернативного
проектирования
АО
«
НПО
«
Стример
»
Станислав
ГЛИНСКИЙ
,
главный
инженер
направления
альтернативного
проектирования
АО
«
НПО
«
Стример
»
мую
со
стандартной
опорой
У
110-1+5.
Переходной
пункт
ППМ
-110 —
это
комплексное
инже
-
нерное
решение
,
разработанное
«
с
нуля
»
с
учетом
индивидуальных
требований
конкретной
эксплуатирующей
организации
и
учитывающее
как
особенности
эксплуатации
,
так
и
общие
отраслевые
стандарты
,
применяемые
к
элементам
КВЛ
110
кВ
.
Разработанный
унифицированный
переходной
пункт
ППМ
-110
для
соединения
воздуш
-
ной
и
кабельной
линий
напряжением
110
кВ
является
сложным
инженерным
сооружением
,
включает
силовое
,
контрольно
-
измерительное
и
прочее
оборудование
и
является
оптималь
-
ным
для
установки
в
условиях
плотной
городской
застройки
.
С
учетом
высокой
стоимости
земли
оборудование
ППМ
-110
размещено
непосредствен
-
но
на
многогранной
опоре
ВЛ
(
рисунок
2),
а
не
на
поверхности
земли
,
что
обеспечивает
ком
-
пактность
конструкции
.
Организация
селективного
АПВ
путем
применения
оптических
транс
-
форматоров
тока
с
передачей
данных
на
терминал
РЗА
прилегающей
ПС
позволяет
снизить
тяжесть
повреждений
и
сократить
время
устранения
аварийной
ситуации
при
ее
возникнове
-
нии
не
только
на
воздушных
,
но
и
на
кабельных
участках
.
Безопасности
персонала
уделено
особое
внимание
.
Применение
разъединителей
вертикальной
установки
создает
видимый
разрыв
фаз
линии
при
выполнении
работ
,
заземляющие
ножи
направлены
в
сторону
КЛ
.
Главные
контакты
разъединителей
и
ножей
заземления
оборудованы
электромоторными
приводами
с
электромагнитной
блокировкой
.
Информация
о
состоянии
коммутационных
аппаратов
передается
через
оптический
контроллер
в
АСУ
ТП
(
систему
ТМ
)
переходного
пункта
или
прилегающей
ПС
,
что
позволяет
дистанционно
управлять
приводами
разъедини
-
Рис
. 1.
Унифицированный
переходной
пункт
ППМ
-110
42
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
2(33),
июнь
2024
телей
и
ножей
заземления
с
удаленного
АРМ
диспетчера
или
с
панельного
компьютера
шкафа
АСУ
ТП
(
ТМ
).
Защита
от
про
-
никновения
на
переходной
пункт
третьих
лиц
гарантируется
подъемом
на
эксплуатационные
площадки
внутри
тела
опоры
(
рисунок
3)
и
сетчатым
ограждением
площадок
.
Применение
концевых
кабельных
муфт
взрывобезопасной
конструкции
также
обеспечивает
защиту
третьих
лиц
и
их
имущества
от
возможных
повреждений
.
Кроме
того
,
конструкция
переходно
-
го
пункта
обладает
повышенными
эстетическими
свойствами
.
Заявленные
параметры
механической
прочности
под
-
тверждены
натурными
испытаниями
,
целью
которых
явля
-
лись
определение
качества
изготовления
унифицированного
переходного
пункта
на
опоре
ВЛ
и
возможности
его
монта
-
жа
,
а
также
подтверждение
прочности
,
общей
устойчивости
,
деформативности
,
фактического
запаса
прочности
.
В
соот
-
ветствии
с
требованиями
ПУЭ
-7,
конструкция
переходного
пункта
(
опора
)
была
рассчитана
во
всех
режимах
работы
.
Для
проведения
механических
испытаний
были
выбраны
режимы
,
при
которых
опора
воспринимает
максимальные
на
-
грузки
:
нормальный
режим
работы
концевой
опоры
при
ветре
и
гололеде
и
аварийный
режим
концевой
опоры
при
обрыве
нижней
фазы
провода
при
максимальном
гололеде
.
При
про
-
ведении
испытаний
в
данных
режимах
было
установлено
,
что
прочность
и
деформативность
при
предельных
нагрузках
105% (24,9
кН
в
аварийном
и
22,3
кН
в
нормальном
режи
-
мах
)
соответствуют
нормативам
качества
:
МТ
701.000.071-86
«
Методика
механических
испытаний
элементов
линий
элек
-
тропередачи
»,
СП
16.13330.2011 «
Стальные
конструкции
.
Актуализированная
редакция
СНиП
II-23-81*»,
ПУЭ
-7.
Для
определения
предельных
нагрузок
на
опору
были
проведены
испытания
на
механическую
прочность
до
разрушения
кон
-
струкции
.
При
предельной
нагрузке
47,4
кН
,
в
два
раза
превы
-
шающей
расчетную
,
не
произошло
разрушения
конструкции
опоры
,
была
выявлена
только
деформация
узла
крепления
траверсы
к
опоре
,
что
подтверждает
запас
конструктивной
прочности
опоры
.
Таким
образом
,
опытный
образец
конструк
-
ции
переходного
пункта
ППМ
-110
успешно
выдержал
испыта
-
ния
в
соответствии
с
заложенными
в
программе
механических
испытаний
критериями
.
Технические
решения
унифицированного
переходного
пункта
ППМ
-110
защищены
патентами
:
полезная
модель
«
Переходной
пункт
кабельно
-
воздушной
линии
с
двумя
пло
-
щадками
обслуживания
»,
патент
РФ
№
191299;
изобретение
«
Цифровой
переходной
пункт
с
контрольным
оборудовани
-
ем
»,
патент
РФ
№
2739911.
Необходимо
отметить
,
что
все
применяемое
оборудова
-
ние
производится
в
России
,
что
позволяет
исключить
риск
зависимости
от
санкций
и
логистических
сложностей
.
Опытный
образец
переходного
пункта
ППМ
-110
уста
-
новлен
на
собственном
учебно
-
тренировочном
полигоне
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
и
введен
в
опытно
-
про
-
мышленную
эксплуатацию
в
2018
году
.
При
проведении
соревнований
профессионального
мастерства
сотрудники
электросетевых
компаний
имеют
возможность
ознакомиться
с
переходным
пунктом
ППМ
-110
и
оценить
его
функционал
и
конструктивные
особенности
(
рисунок
4).
Применение
унифицированных
переходных
пунктов
ППМ
-110
позволяет
снизить
объем
капитальных
затрат
при
сооружении
переходного
пункта
на
45,2%
по
сравнению
с
за
-
крытым
переходным
пунктом
.
При
экономическом
сравнении
учитывались
следующие
параметры
:
стоимость
первично
-
го
и
вторичного
оборудования
,
металлоконструкции
опоры
,
стоимость
строительно
-
монтажных
и
пусконаладочных
ра
-
бот
,
стоимость
эксплуатации
и
аренды
земельного
участка
в
течение
50
лет
.
Данное
уменьшение
достигается
за
счет
расположения
электрооборудования
на
двух
специальных
эксплуатационных
площадках
на
теле
опоры
,
что
позволяет
отказаться
от
строительства
здания
закрытого
переходного
пункта
,
ограждения
периметра
,
порталов
,
концевых
анкер
-
ных
опор
,
систем
вентиляции
и
отопления
.
Размер
отвода
Рис
. 2.
Основное
электротехническое
оборудование
ППМ
-110:
вертикальный
однофазный
разъединитель
,
оптический
транс
-
форматор
тока
,
ОПН
,
концевая
кабельная
муфта
Рис
. 3.
Подъем
на
эксплуатационные
площадки
осуществляется
внутри
тела
опоры
ППМ
-110
Повышение
надежности
ЛЭП
43
земли
для
строительства
и
эксплуатации
снижается
на
52,7%
по
сравнению
с
закрытым
переходным
пунктом
за
счет
уста
-
новки
оборудования
в
разных
плоскостях
,
что
недостижимо
при
использовании
существующих
открытых
или
закрытых
переходных
пунктов
.
Технологический
эффект
достигается
за
счет
унифицированности
технических
решений
:
сокращаются
сроки
разработки
проектной
документации
,
изготовления
,
по
-
ставки
,
выполнения
строительно
-
монтажных
работ
.
Преимуществом
применения
унифицированных
конструк
-
ций
по
сравнению
с
адаптацией
серийных
типовых
изделий
является
то
,
что
большое
количество
возможных
модифи
-
каций
и
компоновочных
решений
закладывается
сразу
на
стадии
разработки
продукта
в
необходимом
объеме
и
с
уче
-
том
нормативных
требований
,
а
не
добавляется
постфактум
к
созданному
для
других
условий
применения
изделию
,
исхо
-
дя
из
ограничений
,
накладываемых
его
допустимой
областью
применения
[2].
В
результате
заказчик
и
разработчик
получают
не
просто
удобную
в
эксплуатации
и
функциональную
электро
-
установку
,
в
которой
реализованы
наиболее
успешные
отрас
-
левые
наработки
,
а
универсальную
платформу
для
включения
в
качестве
активного
элемента
в
современные
интеллектуаль
-
ные
кабельно
-
воздушные
сети
с
возможностью
модификации
и
масштабирования
как
при
проектировании
новых
объектов
,
так
и
в
процессе
эксплуатации
существующих
[3].
Индивидуальный
подход
к
созданию
переходного
пункта
ППМ
-110
позволил
уже
на
стадии
составления
технического
задания
включить
в
проект
соответствующие
требования
.
Первым
реализованным
проектом
с
применением
унифици
-
рованных
переходных
пунктов
стало
переустройство
двух
-
цепной
ВЛ
110
кВ
Тютчево
—
Пушкино
в
кабельную
линию
в
районе
города
Пушкино
Московской
области
.
Воздушная
линия
изначально
проходила
по
населенной
территории
.
Однако
в
связи
с
обращениями
жителей
было
принято
ре
-
шение
выполнить
заходы
на
ПС
«
Тютчево
»
и
ПС
«
Пушкино
»
подземным
кабелем
.
При
организации
перехода
особое
вни
-
мание
требовалось
уделить
безопасности
персонала
и
тре
-
тьих
лиц
:
установить
на
переходном
пункте
разъединитель
с
двигательными
приводами
для
организации
видимого
раз
-
рыва
ВЛ
и
обеспечения
безопасности
обслуживания
,
а
также
предотвратить
несанкционированный
доступ
на
переходной
пункт
.
Близость
коттеджной
застройки
и
стесненные
условия
определили
выбор
конструкции
переходного
пункта
для
орга
-
низации
кабельной
вставки
:
унифицированный
переходной
пункт
ППМ
-110
стал
оптимальным
решением
и
с
технической
,
и
с
экономической
точек
зрения
,
максимально
учитывающим
функциональность
объекта
и
условия
окружающей
его
сре
-
ды
(
рисунок
5).
На
всех
четырех
переходных
пунктах
были
установлены
сухие
концевые
кабельные
муфты
110
кВ
,
од
-
нополюсные
вертикальные
разъединители
с
электромотор
-
ным
приводом
главных
контактов
и
ножей
заземления
,
ОПН
110
кВ
.
В
качестве
фундаментных
конструкций
для
всех
четы
-
рех
переходных
пунктов
были
применены
вибропогружаемые
стальные
сваи
-
оболочки
.
На
переходных
пунктах
предусмо
-
трена
возможность
для
организации
телемеханики
,
комплек
-
са
средств
технической
безопасности
,
систем
мониторинга
и
системы
питания
собственных
нужд
.
Переходные
пункты
введены
в
работу
в
2023
году
.
Другим
проектом
является
переустройство
воздушных
участков
КВЛ
110
кВ
Чагино
—
Болятино
с
отпайкой
на
ПС
«
Ко
-
тельники
»
и
ВЛ
110
кВ
Юбилейная
—
Красково
с
отпайкой
на
ПС
«
Котельники
»
в
кабель
.
Проект
осуществляется
по
заказу
частного
инвестора
в
г
.
Котельники
Московской
области
.
Уча
-
сток
воздушной
линии
попадал
в
зону
застройки
микрорайона
,
в
связи
с
чем
было
принято
решение
об
организации
кабель
-
ной
вставки
в
двухцепную
ВЛ
110
кВ
.
Проектом
предусмотре
-
на
реализация
всех
цифровых
технологий
унифицированного
переходного
пункта
ППМ
-110,
в
том
числе
селективного
АПВ
на
основе
оптических
трансформаторов
тока
,
дистанционное
управление
оборудованием
,
передача
данных
на
смежные
подстанции
,
электромагнитная
блокировка
дверей
.
По
состоя
-
нию
на
конец
1
квартала
2024
года
смонтированы
конструкции
двух
из
четырех
переходных
пунктов
.
Строительство
высокоскоростной
железнодорожной
магистрали
Москва
—
Санкт
-
Петербург
потребовало
суще
-
ственного
переустройства
насыщенной
сети
инфраструктуры
,
сопутствующей
населенным
пунктам
,
расположенным
вдоль
трассы
.
Для
переустройства
воздушных
участков
КВЛ
110
кВ
Сигма
—
Алабушево
,
КВЛ
110
кВ
Сигма
—
Сенеж
и
КВЛ
110
кВ
Бакеево
—
Сигма
в
кабельное
исполнение
были
применены
унифицированные
переходные
пункты
ППМ
-110.
В
связи
со
сжатыми
сроками
реализации
проекта
было
принято
решение
о
выполнении
работ
так
же
в
два
этапа
:
монтаж
и
установка
металлоконструкций
переходных
пунктов
и
первичного
элек
-
тротехнического
оборудования
с
последующей
постановкой
Рис
. 4.
Унифицированный
переходной
пункт
ППМ
-110
на
ПС
«
Горенки
»
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
44
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
2(33),
июнь
2024
под
напряжение
на
первом
этапе
,
и
установка
систем
авто
-
матики
,
контроля
и
мониторинга
на
втором
этапе
.
Металло
-
конструкции
и
первичное
электротехническое
оборудование
ППМ
-110
были
изготовлены
в
рекордные
сроки
,
в
ближайшее
время
планируется
начало
строительно
-
монтажных
работ
.
Еще
одним
ответственным
инфраструктурным
проектом
является
запуск
Лыткаринской
платной
дороги
,
являющейся
дублером
МКАД
и
призванной
способствовать
ее
разгрузке
.
В
связи
с
высокой
значимостью
проекта
в
приоритетном
по
-
рядке
запущено
производство
восьми
унифицированных
пе
-
реходных
пунктов
ППМ
-110
для
применения
при
масштабной
реконструкции
ВЛ
110
кВ
Красково
—
Болятино
,
ВЛ
110
кВ
Малаховка
—
Болятино
и
КВЛ
110
кВ
Чагино
—
Болятино
с
от
-
пайкой
на
ПС
«
Котельники
».
Реализация
проектов
с
применением
ППМ
-110
имеет
важ
-
ное
значение
для
электроэнергетической
отрасли
и
России
в
целом
.
Применяемые
цифровые
технологии
для
автома
-
тизации
управления
и
повышения
безопасности
электриче
-
ских
сетей
служат
цели
реализации
стратегии
цифровизации
электросетевого
комплекса
.
Отсутствие
в
мире
конкуренто
-
способных
решений
способствует
формированию
имиджа
отечественной
науки
и
техники
как
передовых
в
области
элек
-
троэнергетики
[4].
ПАО
«
Россети
»
развивается
как
компания
,
разрабатывающая
инновационные
,
высокотехнологические
решения
для
снижения
затрат
и
повышения
эффективности
работы
оборудования
в
электросетевом
комплексе
.
Кроме
того
,
применение
цифрового
переходного
пункта
в
практике
электросетевого
строительства
окажет
положительный
эф
-
фект
для
общества
:
–
формирование
положительного
общественного
мнения
за
счет
технологической
эстетики
объекта
электроэнергети
-
ки
;
–
повышение
безопасности
электросетевых
объектов
за
счет
применения
взрывобезопасных
технических
реше
-
ний
и
обеспечения
безопасности
персонала
и
третьих
лиц
;
–
развитие
городской
среды
за
счет
высвобождения
терри
-
торий
,
занимаемых
электросетевыми
объектами
.
ВЫВОДЫ
При
разработке
унифицированного
компактного
переходного
пункта
ППМ
-110
успешно
решены
поставленные
задачи
:
1.
Впервые
разработан
переходный
пункт
с
цифровым
из
-
мерительным
оборудованием
,
обеспечивающим
возмож
-
ность
применения
селективного
автоматического
повтор
-
ного
включения
(
АПВ
)
кабельно
-
воздушной
линии
.
2.
Две
специальные
площадки
обслуживания
обеспечивают
удобный
и
безопасный
доступ
служб
эксплуатации
к
элек
-
трооборудованию
,
размещенному
на
переходном
пункте
,
а
также
обеспечивают
защиту
населения
от
падения
элементов
оборудования
в
случае
его
разрушения
.
3.
Компактная
конструкция
позволяет
более
чем
на
10%
сни
-
зить
стоимость
капитальных
затрат
на
сооружение
пере
-
ходного
пункта
по
сравнению
с
закрытым
переходным
пунктом
.
Снижение
размера
требуемого
земельного
участка
более
чем
на
50%
также
достигается
за
счет
установки
оборудования
в
разных
плоскостях
,
что
недо
-
стижимо
при
использовании
существующих
открытых
или
закрытых
переходных
пунктов
.
4.
Сокращены
сроки
разработки
проектной
документации
,
изготовления
,
поставки
,
строительно
-
монтажных
работ
.
5.
Обеспечен
высокий
уровень
защищенности
объекта
за
счет
расположения
оборудования
вне
зоны
свободного
доступа
с
установкой
систем
безопасности
.
С
учетом
опыта
успешного
осуществления
проектов
с
при
-
менением
унифицированного
переходного
пункта
ППМ
-110
в
2024
году
запущена
реализация
НИОКР
по
разработке
уни
-
фицированного
компактного
переходного
пункта
для
класса
напряжения
220
кВ
.
Переходные
пункты
для
линий
класса
на
-
пряжения
220
кВ
выполняются
в
виде
закрытых
переходных
пунктов
,
при
этом
развитие
городской
инфраструктуры
при
-
водит
к
росту
потребности
в
компактных
решениях
для
уста
-
новки
в
условиях
плотной
городской
застройки
при
сохранении
существующего
уровня
безопасности
и
надежности
,
а
также
возможностей
по
установке
контрольно
-
измерительного
обо
-
рудования
.
Масштабирование
существующего
технического
решения
не
представляется
возможным
в
силу
отсутствия
аналогичного
электротехнического
оборудования
для
класса
напряжения
220
кВ
,
а
также
существенного
увеличения
габа
-
ритов
конструкции
,
не
обеспечивающих
оптимальное
с
тех
-
нической
и
экономической
точек
зрения
решение
.
В
НИОКР
предстоит
решить
научно
-
технические
задачи
по
разработке
и
изготовлению
нового
конструктивного
решения
,
оснащению
его
производимым
в
РФ
электротехническим
оборудованием
и
обеспечением
цифрового
функционала
.
Новый
переходной
пункт
решит
задачу
замены
высоковольтных
закрытых
пере
-
ходных
пунктов
220
кВ
на
компактное
цифровое
решение
,
обе
-
спечив
сокращение
стоимости
капитальных
затрат
и
снижение
размера
отвода
земли
для
строительства
и
эксплуатации
.
ЛИТЕРАТУРА
1. Valant A., Polinelli D., Palone F., Buono L., Spezie R. Re-
furbishment of sectionalizing posts on 245 kV towers for
a reduced visual impact and an increased line resilience. CIGRE
Session 2022, ref.
№
B2-10776.
2.
Ермошина
М
.
С
.,
Глинский
С
.
А
.,
Александрова
М
.
В
.
Индивиду
-
альные
конструкции
ЛЭП
:
опоры
ВЛ
и
переходные
пункты
//
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
, 2023,
№
3(78).
С
. 62–64.
3.
Ермошина
М
.
С
.,
Александрова
М
.
В
.,
Глинский
С
.
А
.
Переход
-
ные
пункты
для
соединения
воздушных
и
кабельных
линий
:
эксплуатационные
элементы
//
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Пере
-
дача
и
распределение
, 2022,
№
3(72).
С
. 86–88.
4. Vychegzhanin V., Tkachuk Y., Ermoshina M., Glinskiy S.
Development and implementation of digital line-to-cable
termination points for connecting 110 kV overhead and cable
lines. CIGRE Session 2020, ref.
№
B2-213.
Повышение
надежности
ЛЭП
Оригинал статьи: Применение на практике компактных унифицированных переходных пунктов 110 кВ на опоре для соединения ВЛ и КЛ
Унифицированный компактный переходной пункт на опоре 110 кВ ППМ-110 был разработан в 2018 году для замены закрытых переходных пунктов с полным сохранением функционала. За 5 лет реализовано уже несколько проектов с применением ППМ-110, которые показали эффективность и технологичность разработанного решения.