64
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
Применение кратковременного
двойного замыкания на землю для
реализации алгоритма определения
места повреждения ЛЭП 6–35 кВ при
однофазных замыканиях на землю
УДК 621.316.925.1:621.315.1
Линии
электропередачи
(
ЛЭП
)
среднего
напряжения
характеризуются
высоким
износом
.
Наиболее
распространенным
видом
повреждений
в
таких
сетях
являются
однофазные
замыкания
на
землю
(
ОЗЗ
).
Задача
определения
места
повреждения
(
ОМП
)
относится
к
сложным
и
наиболее
длительным
операциям
по
восстановлению
поврежденных
участков
сети
.
Задача
дистанционного
ОМП
при
ОЗЗ
не
имеет
однозначного
,
принятого
эксплуатацией
,
и
точного
решения
.
Разработан
способ
определения
расстояния
до
места
повреждения
при
ОЗЗ
за
счет
кратковременного
введения
двойного
замыкания
на
землю
.
В
последующем
по
зарегистрированным
осциллограммам
токов
и
напряжений
предполагается
точный
расчет
расстояния
до
места
повреждения
.
Исследование
выполнено
при
финансовой
поддержке
РФФИ
в
рамках
научного
проекта
№
19-38-90144.
Куликов
А
.
Л
.,
д.т.н., профессор
кафедры ЭССЭ
НГТУ им. Р.Е. Алексеева
Осокин
В
.
Ю
.,
аспирант кафедры ЭССЭ
НГТУ им. Р.Е. Алексеева
Бездушный
Д
.
И
.,
аспирант кафедры ЭССЭ
НГТУ им. Р.Е. Алексеева
Петров
А
.
А
.,
аспирант кафедры ЭССЭ
НГТУ им. Р.Е. Алексеева
Ключевые
слова
:
однофазное замыкание на
землю, двойное замыкание
на землю, определение
места повреждения,
сеть с изолированной
нейтралью, балластное
сопротивление,
имитационное
моделирование
О
днофазные замыкания на землю (ОЗЗ) являются преобла-
дающим видом повреждения в распределительных электри-
ческих сетях среднего напряжения [1–6]. В силу специфики
электромагнитных переходных процессов при однофазных
замыканиях на землю, обусловленных прежде всего режимом зазем-
ления нейтрали [1, 7], задача ОМП не имеет однозначного решения
[8–18]. Длительный режим работы сети при ОЗЗ ведет к повышенной
аварийности и вероятности перехода ОЗЗ в многофазные или много-
местные короткие замыкания, которые, в свою очередь, влекут за собой
значительный экономический ущерб. Быстрое и точное определение
места повреждения является главным условием ликвидации аварий-
ной ситуа ции и восстановления нормального режима работы электри-
ческой сети. Ранее предлагаемые способы искусственного введения
двухфазных замыканий на землю [19–22] для определения места ОЗЗ
перспективны в применении, но, к сожалению, не нашли пока практиче-
ской реализации в эксплуатирующих организациях, в том числе из-за
низкой точности.
АЛГОРИТМ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
МЕСТА
ОДНОФАЗНОГО
ЗАМЫКАНИЯ
НА
ЗЕМЛЮ
Для решения задачи определения места ОЗЗ предлагается кратковре-
менное подключение балластного сопротивления к резервной ячейке
секции шин распределительного устройства 6–35 кВ. В резервной ячей-
ке устанавливается выключатель с пофазным приводом, выводы не-
подвижной токоведущей части которого замыкаются накоротко между
собой и соединяются с землей через балластное сопротивление. При
возникновении ОЗЗ производится коммутация одной из неповрежден-
ных фаз выключателя, обеспечивая протекание через балластное со-
противление ограниченного по величине и времени тока короткого за-
мыкания, тем самым имитируется двойное замыкание на землю [16, 17].
После регистрации протекающего через балластное сопротивление
тока выключатель отключается, и режим работы сети ОЗЗ восстанав-
ливается.
65
На рисунке 1 изображена схема замещения, ха-
рактеризующая протекание тока при искусственном
введении двойного замыкания на землю, и приняты
следующие обозначения:
E
ф1
,
E
ф2
,
E
ф3
— эквивалент-
ные ЭДС системы;
z
с
— эквивалентное сопротивле-
ние системы;
z
л
— удельное сопротивление фазы ли-
нии (Ом/км);
z
m
— удельное сопротивление взаимной
индукции, (Ом/км);
z
н
— эквивалентное трехфазное
сопротивления нагрузки;
R
п
— переходное сопротив-
ление в месте ОЗЗ;
l
— фактическое расстояния до
точки повреждения;
R
б
— балластное сопротивле-
ние;
L
— длина линии (км).
Для удобства определения неизвестных параме-
тров преобразуем схему замещения, представлен-
ную на рисунке 1, к виду
на рисунке 2.
Запишем второй за-
кон Кирхгофа для первого
и второго контуров (рису-
нок 2), предварительно
задав направление их об-
хода.
Уравнение для перво-
го контура выглядит сле-
дующим образом:
I
ф1
·
z
л
·
l
+ (
I
ф2
+
I
ф3
) ·
z
m
·
l
–
I
б
· (
R
б
+
R
п
) =
U
ф1
–
U
ф2
. (1)
Уравнение для второго контура соответствует вы-
ражению:
I
ф4
· (
L
–
l
) ·
z
л
+
I
ф4
·
z
н
+ (
I
ф2
+
I
ф3
) · (
L
–
l
) ·
z
m
–
–
I
ф2
· (
z
н
+
z
л
) –
I
ф
3 ·
z
m
·
L
–
I
ф
1 ·
z
m
·
l
–
–
I
ф
4 ·
z
m
· (
L
–
l
) +
I
б
· (
R
б
+
R
п
) = 0.
(2)
Выразив из уравнения для первого контура (
R
б
+
R
п
)
и подставив в уравнение (2), получим выражение для
определения расстояния до точки повреждения:
(
I
ф1
+
I
б
–
I
ф2
) · (
z
л
·
L
–
z
m
·
L
+
z
н
) – (
U
ф1
+
U
ф2
)
l
= ———. (3)
I
б
· (
z
л
–
z
m
)
Рис
. 1.
Схема
замещения
сети
в
режиме
однофазного
замыкания
на
землю
с
искусственным
введением
двойного
замыкания
Рис
. 2.
Схема
замещения
сети
в
режиме
двойного
замыкания
на
землю
№
2 (59) 2020
66
В общем виде соотношение для расчета рассто-
яния до места ОЗЗ выглядит следующим образом:
(
I
п.ф.
+
I
б
–
I
ф.б.
) · (
z
л
L
–
z
m
L
+
z
н
) – (
U
п.ф.
+
U
ф.б.
)
l
= ———, (4)
I
б
· (
z
л
–
z
m
)
где
I
п.ф.
— ток поврежденной фазы, на которой про-
изошло ОЗЗ;
I
б
— ток, протекающий через балласт-
ное сопротивление;
I
ф.б.
— ток фазы, замкнутой на
балластное сопротивление;
U
п.ф.
— напряжение
поврежденной фазы, на которой произошло ОЗЗ;
U
ф.б.
— напряжение фазы, замкнутой на балластное
сопротивление.
Следует заметить, что в ходе формирования
итогового соотношения (4), реализовалась подста-
новка и компенсация суммы (
R
б
+
R
п
), в результате
чего расчет расстояния до места ОЗЗ не зависит от
R
п
. Это обстоятельство является крайне важным,
поскольку в сетях с изолированной и компенсиро-
ванной нейтралью практически все ОЗЗ сопрово-
ждаются изменяющимся во времени переходным
сопротивлением. С другой стороны, независимость
l
от
R
б
подчеркивает, что введение балластного со-
противления необходимо лишь для обеспечения
требуемого диапазона фиксации токов и напряже-
ний при кратковременном двойном замыкании на
землю.
В рассматриваемой схеме замещения (рису-
нок 2) и в полученном выражении (4) не учитыва-
ется влияние активной и емкостной проводимости
линии. Для исключения возможных искажений рас-
четов от емкостной проводимости ЛЭП предлага-
ется рассматривать только действительную часть
выражения (4), а ведение поправочного коэффици-
ента в дальнейших вычислениях позволит снизить
влияние активной проводимостей на точностные
характеристики формируемых результатов.
Для использования равенства (4) необходимо
знание информации о параметрах электрической
сети, которые могут быть получены эксплуатирую-
щими организациями:
– из проектных или справочных данных (
z
л
,
z
m
,
L
)
с учетом конструктивного исполнения линии
электропередачи;
– путем анализа данных оперативно-измеритель-
ных комплексов, автоматизированных систем
учета электрической энергии, SCADA-систем
или запроса диспетчерских служб потребителей
для получения информации о нагрузке линии
электропередачи (
z
н
).
РЕЗУЛЬТАТЫ
МОДЕЛИРОВАНИЯ
Оценка точности полученного расчетного алгорит-
ма (4) проводилась путем имитационного модели-
рования поврежденного участка электрической сети
в программном комплексе Matlab в соответствии со
схемой, представленной на рисунке 3.
В рассматриваемой имитационной модели приня-
ты следующие параметры:
– напряжение сети 35 кВ;
– длина линий
Line
1 = 20 км;
Line
2 = 15 км;
Line
3 = 10 км;
– удельные сопротивления фазы:
z
л
= 0,0826 +
j
· 0,6949 Ом/км;
– удельное сопротивление взаимной индукции:
z
m
= 0,0485 +
j
· 0,3517Ом/км;
– переходные сопротивления
R
п
в местах замыка-
ний задаются случайной величиной, распреде-
ленной по равномерному закону в диапазоне от
0 до 100 Ом;
– потребляемая мощность нагрузки:
S
н
= 45 +
j
· 18,6 МВА, что соответствует сопро-
тивлению
z
н
= 16,242 +
j
· 6,713 Ом;
Рис
. 3.
Схема
имитационной
модели
участка
электрической
сети
в
режиме
двойного
замыкания
на
землю
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
67
– балластное сопротивление:
R
б
= 100 Ом.
Моделирование сети проводилось в два этапа.
На первом этапе формировалась модель линии
электропередачи с индуктивной связью между фа-
зами, а переходное сопротивление при ОЗЗ задава-
лось произвольным образом из заданного диапазона
(
R
п
= 0…100 Ом). В результате проведения имитаци-
онных экспериментов была построена зависимость
(рисунок 4) расчетных расстояний от фактических
(то есть задаваемых при моделировании) и опреде-
лена максимальная погрешность оценки расстояния
до места ОЗЗ.
Анализ полученных результатов показал, что бла-
годаря созданию кратковременного искусственно-
го двойного замыкания на землю и использованию
расчетного алгоритма, соответствующего выраже-
нию (4), возможно определить расстояние до места
ОЗЗ с погрешностью, не превышающей 1% от длины
линии. При этом максимальное отклонение расчет-
ного расстояния от фактического (рисунок 4) соста-
вило около 20 метров.
Однако на практике нельзя пренебрегать нали-
чием проводимости линии, поэтому на втором этапе
моделирования имитировалась линия электропере-
дачи с распределенными параметрами, имеющая
емкостную проводимость 3,04 · 10
-9
См/м.
По результатам имитационных экспериментов
максимальная погрешность расчетов по выражению
(4) составила 12%, а максимальное отклонение рас-
считанных расстояний от фактических соответствен-
но — 1,5 км (рисунок 5а). С учетом емкостной про-
водимости и полученной зависимости (рисунок 5а)
введение поправочного коэффициента позволяет
снизить погрешность определения расстояния до
ОЗЗ до величины 1%, что по результатам моделиро-
вания составляет около 100 метров (рисунок 5б).
Таким образом, получен быстрый и точный алго-
ритм определения места ОЗЗ на воздушных линиях
электропередачи 6–35 кВ, который позволит не толь-
ко сократить затраты времени на ликвидацию по-
вреждения и восстановление нормального режима
работы сети, но и значительно снизить вероятность
перехода повреждения в КЗ, отключаемое штатным
действием релейной защиты, и, в конечном итоге,
уменьшить число кратковременных нарушений элек-
троснабжения потребителей. Точность предлагае-
мого алгоритма в кабельных и кабельно-воздушных
сетях может быть снижена в связи с наличием высо-
кочастотных разрядных составляющих переходного
тока ОЗЗ, а также существенным влиянием суммар-
ного емкостного тока сети [1].
Важно отметить, что решение задачи дистанцион-
ного определения места ОЗЗ в распределительных
сетях 6–35 кВ является одной из важных задач, свя-
занных с реализацией концепции цифровой транс-
формации, принятой в 2018 году. Предлагаемые алго-
ритмы могут найти широкое применение в цифровых
Рас
че
тные зна
чения расст
ояния до повре
ждения (м)
Рас
че
тные зна
чения расст
ояния до повре
ждения (м)
Рас
че
тные зна
чения расст
ояния до повре
ждения (м)
Фактические значения расстояния до повреждения (м)
Фактические значения расстояния до повреждения (м)
Фактические значения расстояния до повреждения (м)
2 × 10
4
1 × 10
4
0
2 × 10
4
1 × 10
4
0
–1 × 10
4
2 × 10
4
1 × 10
4
0
2 × 10
4
2 × 10
4
2 × 10
4
1 × 10
4
5 × 10
3
5 × 10
3
1 × 10
4
1 × 10
4
1,5 × 10
4
1,5 × 10
4
0
0
0
Рис
. 4.
Зависимость
расчетных
расстояний
до
точек
повреждения
от
фактических
при
отсутствии
прово
-
димости
линии
Рис
. 5.
Зависимость
расчетных
расстояний
до
точек
повреждения
от
фактических
при
учете
проводимости
линии
а)
б)
№
2 (59) 2020
68
комплексах РЗА и АСУТП в составе цифровых РЭС
и цифровых подстанций. Применение предлагаемых
методов позволит существенно сократить время на
проведение ремонтно-восстановительных работ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Предлагаемые в статье алгоритмы позволяют
с высокой точностью определять расстояния до ме-
ста ОЗЗ в электрических сетях 6–35 кВ с изолиро-
ванной или компенсированной нейтралью за счет
использования имитационного моделирования, на-
копления статистической информации и компенса-
ции погрешностей реальных расчетов по результа-
там моделирования.
2. Важным преимуществом разработанных алгорит-
мов является полное исключение влияния переход-
ного сопротивления на точность определения места
ОЗЗ, а введение корректирующего коэффициента
с учетом равномерного распределения проводимо-
сти по длине линии позволяет свести к минимуму со-
ответствующую погрешность расчета.
3. Разработанные алгоритмы определения места
повреждения при ОЗЗ за счет кратковременных
двойных замыканий могут быть реализованы в со-
временных микропроцессорных терминалах ре-
лейной защиты и соответствуют концепции созда-
ния интеллектуальных электрических сетей (Smart
Grid).
ЛИТЕРАТУРА
1. Шуин В.А., Гусенков А.В. Защиты
от замыканий на землю в элек-
трических сетях 6–10 кВ. М.: НТФ
«Энергопрогресс», «Энергетик»,
2001. 104 с.
2. Куликов А.Л., Мисриханов М.Ш.,
Петрухин А.А. Определение мест
повреждений ЛЭП 6–35 кВ мето-
дами активного зондирования.
Под ред. В.А. Шуина. М.: Энерго-
атомиздат, 2009. 162 с.
3. Воробьева Е.А., Ганджаев Д.И.,
Филатова Г.А., Шуин В.А. Ин-
формационные параметры элек-
трических величин переходного
процесса для определения мес-
та замыкания на землю в рас-
пределительных кабельных сетях
напряжением 6–10 кВ // Вестник
ИГЭУ, 2017, №. 2. С. 34–42.
4. Хакимзянов Э.Ф., Мустафин Р.Г.,
Федотов А.И. Определение рас-
стояний до мест двойных замыка-
ний на землю на линии электро-
передачи распределительной сети
среднего напряжения // Известия
вузов. Проблемы энергетики,
2015, № 3–4. С.132–137.
5. Висящев А.Н., Акишин Л.А., Тигун-
цев С.Г. Диагностика состояния
воздушных линий электропереда-
чи 10–110 кВ в нормальных и ава-
рийных режимах. Иркутск: Изд-во
ИрГТУ, 2012. 270 с.
6. Геоинформационная система ОМП
6–35 кВ. URL: www.relema tika.ru/pro-
dukty/6-35_kv/sistema_omp_6-35_kv.
7. Папков Б.В. Токи короткого замы-
кания в электрических системах:
учеб. пособие. Нижний Новгород:
Издание НГТУ, 2005. 275 с.
8. Беляков Ю.С. Актуальные вопро-
сы определения мест поврежде-
ния воздушных линий электро-
передачи. Приложение к журналу
«Энергетик», 2010, № 11. 80 с.
9. Куликов А.Л., Обалин М.Д., Коло-
банов П.А. Комплексные алгорит-
мы ОМП ЛЭП на базе статистиче-
ских методов // Энергетик, 2012,
№ 1. С. 7–9.
10. Куликов А.Л., Обалин М.Д., Коло-
банов П.А. Анализ и повышение
точности при определении места
повреждения линий электропере-
дачи // Известия вузов. Электро-
механика, 2013, № 5. С. 57–62.
11. Diaz H., López M. Fault location tech-
niques for electrical distribution net-
works. The Fifth IASTED Internation-
al Conference, 2005, pp. 311–318.
12. Lehtonen M. Novel techniques for
fault location in distribution networks.
Power Quality and Supply Reliability
Conference, 2008, pp. 1–6.
13. Куликов А.Л., Ананьев В.В. Адап-
тивное волновое определение ме-
ста повреждения линии электро-
передачи // Вестник ИГЭУ, 2014.
№ 4. С. 21–25.
14. Лачугин В.Ф., Панфилов Д.И.,
Смирнов А.Н. Реализация волно-
вого метода определения места
повреждения на линиях электро-
передачи с использованием ста-
тистических методов анализа дан-
ных // Известия РАН. Энергетика,
2013, № 6. С.137–146.
15. Куликов А.Л., Обалин М.Д., Осо-
кин В.Ю., Шарафеев Т.Р. Приме-
нение имитационного моделирова-
ния ЛЭП 6–35 кВ для повышения
точности определения расстояния
до двойных замыканий на землю //
Вестник ИГЭУ, 2018, № 1. С. 40–49.
16. Куликов А.Л., Осокин В.Ю., Оба-
лин М.Д. Повышение точности
алгоритмов определения места
повреждения ЛЭП 6–35 кв при
двойных замыканиях на землю
с помощью введения итерацион-
ных процедур // ЭЛЕКТРОЭНЕР-
ГИЯ. Передача и распределение,
2019, № 1(52). С. 78–83.
17. Kulikov A.L., Osokin V.J., Obalin M.D.
Recovery time reduction of a dam-
aged 6–35 kV transmission line after
double earth fault applying the itera-
tion fault location method. E3S Web
of Conferences, Rudenko Interna-
tional Conference «Methodological
problems in reliability study of large
energy systems».
18. Kulikov A.L., Osokin V.J., Obalin M.D.
Improving Accuracy the Fault Loca-
tion on Transmission Line 6–35 kV
for Double Earth Fault. International
Conference on Industrial Engineer-
ing, 2018.
19. Куликов А.Л., Осокин В.Ю., Ло-
скутов А.А. Способ определения
места и расстояния до места од-
нофазного замыкания на землю
в электрических сетях 6–35 кВ
с изолированной или компен-
сированной нейтралью. Патент
РФ № 2685746, МПК G01R31/08.
Опубл. 23.04.2019. Бюл. № 12.
20. Куликов А.Л., Осокин В.Ю., Лос-
кутов А.А. Способ определения
места и расстояния до места од-
нофазного замыкания на землю
в электрических сетях 6–35 кВ
с изолированной или компен-
сированной нейтралью. Патент
РФ № 2685747, МПК G01R31/08.
Опубл. 23.04.2019. Бюл. № 12.
21. Фастунов В.А. Способ определе-
ния места и расстояния до места
однофазного замыкания на зем-
лю в электрических сетях 6–35 кВ
с изолированной или компен-
сированной нейтралью. Патент
РФ № 2293342, МПК G01R31/08.
Опубл. 10.02.2007. Бюл. № 4.
22. Пупынин В.Н., Нгуен В.Х. Устрой-
ство для определения расстоя-
ния до места однофазного замы-
кания на землю в сетях 6–35 кВ
электрических систем с изо-
лированной или компенсиро-
ванной нейтралью. Патент РФ
№ 2096795, МПК G01R31/08.
Опубл. 20.11.1997.
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
69
REFERENCES
1. Shuin V.A., Gusenkov A.V. Earth
fault protections in 6-10 kV electrical
networks. Moscow, NTF "Energo-
progress",
Energetik
[Power engi-
neer], 2001. 104 p. (In Russian)
2. Kulikov A.L., Misrikhanov M.Sh., Pe-
trukhin A.A. Fault location in 6-35 kV
lines by means of standard penetra-
tion. Edited by Shuin V.A. Moscow,
Energoatomizdat Publ., 2009. 162 p.
(In Russian)
3. Vorob’yeva Ye.A., Gandzhayev D.I.,
Filatova G.A. Shuin V.A. Informa-
tion parameters of transient electri-
cal values for earth fault location in
6-10 kV distribution cable networks //
Vestnik IGEU
[News of ISPU], 2017,
no. 2, pp. 34–42. (In Russian)
4. Khakimzyanov E.F., Mustafi n R.G.,
Fedotov A.I. Determination of a dis-
tance to cross country faults in
a transmission line of a MV distri-
bution network //
Izvestiya vuzov.
Problemy energetiki
[News of higher
educational establishments. Power
industry issues], 2015, no.3–4,
pp.132–137. (In Russian)
5. Visyashchev A.N., Akishin L.A., Ni-
guntsev S.G. Diagnosis of 10-110 kV
overhead transmission line condition
in normal and fault operating modes.
Irkutsk, ISTU Publ., 2012. 270 p. (In
Russian)
6. Fault location detection GIS 6–35 kV.
URL: www.relema tika.ru/produkty/6-
35_kv/sistema_omp_6-35_kv.
7. Papkov B.V. Short-circuit currents
in electrical systems. Study guide.
Nizhniy Novgorod, NNSTU Publ.,
2005. 275 p. (In Russian)
8. Belyakov Yu.S. Key issues of fault
location in overhead transmission
lines.
Prilozheniye k zhurnalu “Ener-
getik”
[Appendix to “Power engineer”
journal], 2010, no.11. 80 p. (In Rus-
sian)
9. Kulikov A.L., Obalin M.D., Kolobanov
P.A. Complex algorithms of fault lo-
cation in overhead transmission
lines based on statistical approach
//
Energetik
[Power engineer], 2012,
no.1, pp. 7–9. (In Russian)
10. Kulikov A.L., Obalin M.D., Kolo-
banov P.A. Study and improvement
of overhead transmission line fault
location accuracy //
Izvestiya vuzov.
Elektromekhanika
[News of higher
educational establishments. Electro-
mechanics], 2013, no.5, pp. 57–62.
(In Russian)
11. Diaz H., López M. Fault location
techniques for electrical distribution
networks. The Fifth IASTED Inter-
national Conference, 2005, pp. 311–
318.
12. Lehtonen M. Novel techniques for
fault location in distribution networks.
Power Quality and Supply Reliability
Conference, 2008, pp. 1–6.
13. Kulikov A.L., Anan’yev V.V. Adaptive
traveling wave fault location in over-
head transmission lines //
Vestnik
IGEU
[News of ISPU], 2014, no. 4,
pp. 21–25. (In Russian)
14. Lachugin V.F., Panfi lov D.I., Smirnov
A.N. Implementation of traveling
wave fault location in overhead
transmission lines by means of sta-
tistical approach //
Izvestiya RAN
[News of RAS]. Energetika [Power
industry], 2013, no. 6, pp.137–146.
(In Russian)
15. Kulikov A.L., Obalin M.D., Osokin
V.Yu., Sharafeyev T.R. Application
of simulation modeling of 6–35 kV
transmission line to improve distance
accuracy to cross country faults //
Vestnik IGEU
[News of ISPU], 2018,
no. 1, pp. 40–49. (In Russian)
16. Kulikov A.L., Osokin V.Yu., Obalin
M.D. Improvement of fault loca-
tion algorithm accuracy for 6-35 kV
transmission lines at cross country
faults by using iteration procedures
//
ELEKTROENERGIYA. Peredacha
i raspredeleniye
[ELECTRIC POW-
ER. Transmission and Distribution],
2019, no. 1(52), pp. 78–83. (In Rus-
sian)
17. Kulikov A.L., Osokin V.J., Obalin M.D.
Recovery time reduction of a dam-
aged 6–35 kV transmission line after
double earth fault applying the itera-
tion fault location method. E3S Web
of Conferences, Rudenko Interna-
tional Conference «Methodological
problems in reliability study of large
energy systems».
18. Kulikov A.L., Osokin V.J., Obalin M.D.
Improving Accuracy the Fault Loca-
tion on Transmission Line 6–35 kV
for Double Earth Fault. International
Conference on Industrial Engineer-
ing, 2018.
19. Kulikov A.L., Osokin V.Yu., Losku-
tov A.A.
Sposob opredeleniya mes-
ta i rasstoyaniya do mesta odno-
faznogo zamykaniya na zemlyu
v elektricheskikh setyakh 6-35 kV
s izolirovannoy ili kompensirovannoy
neytral’yu
[Method of single-phase
earth fault location and distance to
fault determination in 6–35 kV net-
works with isolated or compensated
neutral. Patent RF no. № 2685746,
МPК
G01R31/08.
Published
23.04.2019, bull. no. 12.
20. Kulikov A.L., Osokin V.Yu., Los-
kutov A.A.
Sposob opredeleniya
mesta i rasstoyaniya do mesta odno-
faznogo zamykaniya na zemlyu
v elektricheskikh setyakh 6-35 kV
s izolirovannoy ili kompensirovannoy
neytral’yu
[Method of single-phase
earth fault location and distance to
fault determination in 6–35 kV net-
works with isolated or compensated
neutral. Patent RF no. 2685747, MPK
G01R31/08. Published 23.04.2019.,
bull. no. 12.
21.Fastunov V.A.
Sposob opredele-
niya mesta i rasstoyaniya do mesta
odnofaznogo zamykaniya na zemlyu
v elektricheskikh setyakh 6-35 kV
s izolirovannoy ili kompensirovannoy
neytral’yu
[Method of single-phase
earth fault location and distance to
fault determination in 6–35 kV net-
works with isolated or compensated
neutral. Patent RF no. № 2293342,
MPK
G01R31/08.
Published
10.02.2007, bull. no. 4.
22.Pupynin V.N., Nguyen V.Kh.
Ustroys-
tvo dlya opredeleniya rasstoyaniya
do mesta odnofaznogo zamykaniya
na zemlyu v elektricheskikh setyakh
6-35 kV s izolirovannoy ili kom-
pensirovannoy neytral’yu
[Device
for single-phase earth fault location
and distance to fault determination
in 6–35 kV networks with isolated
or compensated neutral]. Patent RF
no. 2096795, MPK G01R31/08. Pub-
lished 20.11.1997.
В
издательстве
Инфра
-
Инженерия
вышла
в
свет
новая
книга
к
.
т
.
н
.
В
.
И
.
Гуревича
объемом
свыше
500
страниц
под
интригующим
названием
«
Электромагнитный
импульс
высотного
ядерного
взрыва
и
защита
электрооборудования
от
него
»
Заказать книгу можно на сайте издательства www.infra-e.ru или по электронной почте [email protected] и телефону 8 (8172) 75-15-54
В этой необычной книге рассказывается об истории развития военных
ядерных программ в СССР и США, роли разведки в создании ядерного
оружия в СССР, обнаружении электромагнитного импульса при ядерном
взрыве (ЭМИ ЯВ), многочисленных испытаниях ядерных боеприпасов.
В доступной для неспециалистов в области ядерной физики форме
описан процесс образования ЭМИ ЯВ при подрыве ядерного боеприпа-
са на большой высоте, показано влияние многочисленных факторов на
интенсивность ЭМИ ЯВ и его параметры. Рас смот ре но влияние ЭМИ ЯВ
на электронные компоненты и устройства, а также и на силовое электро-
оборудование энергосистем.
Большую часть книги занимает описание практических (а не тео -
ретических, как в сотнях отчетов на эту тему) средств и методов защиты
электронного и электротехнического оборудования от ЭМИ ЯВ, испыта-
ния этого оборудования на устойчивость к ЭМИ ЯВ, оценки эффектив-
ности средств защиты.
В книге использованы многочисленные документы и фотографии
с грифами секретности, которые были рассекречены и стали общедо-
ступными лишь недавно. По широте охвата проб лемы, новизне, глуби-
не и практической значимости описанных технических решений книга
является фактически энциклопедией ЭМИ ЯВ и не имеет аналогов на
книжном рынке.
Книга рассчитана на инженеров-электриков и энергетиков разраба-
тывающих, проектирующих и эксплуатирующих электронное и электро-
техническое оборудование, а также будет полезна преподавателям вузов
и студентам. Много интересного найдут в ней также и любители истории
техники.
№
2 (59) 2020
Линии электропередачи (ЛЭП) среднего напряжения характеризуются высоким износом. Наиболее распространенным видом повреждений в таких сетях являются однофазные замыкания на землю (ОЗЗ). Задача определения места повреждения (ОМП) относится к сложным и наиболее длительным операциям по восстановлению поврежденных участков сети. Задача дистанционного ОМП при ОЗЗ не имеет однозначного, принятого эксплуатацией, и точного решения. Разработан способ определения расстояния до места повреждения при ОЗЗ за счет кратковременного введения двойного замыкания на землю. В последующем по зарегистрированным осциллограммам токов и напряжений, предполагается точный расчет расстояния до места повреждения. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-38-90144.