Применение частотно-зависимых моделей при расчетах электромеханических переходных процессов в изолированных энергосистемах

background image

background image

122

ОБОРУДОВАНИЕ

Применение частотно-зависимых
моделей при расчетах электромеханических 
переходных процессов 
в изолированных энергосистемах

УДК

 621.313.333:621.3.07

В

 

статье

 

рассмотрено

 

влияние

 

частотно

-

зависимых

 

моделей

 

электрических

 

машин

 

на

 

расчеты

 

электромеханических

 

переходных

 

процессов

 

в

 

изолированных

 

энергосисте

-

мах

Установлена

 

важность

 

учета

 

частотной

 

зависимости

 

при

 

расчете

 

в

 

среднеквадра

-

тичных

 

величинах

 

для

 

расчета

 

пусков

 

асинхронных

 

двигателей

 

с

 

прямым

 

пуском

 

в

 

тяже

-

лых

 

условиях

.

Монаков

 

Ю

.

В

., 

к

.

т

.

н

., 

доцент

заведующий

 

кафедрой

 

Электрические

 

станции

 

ФГБОУ

 

ВО

 

«

НИУ

 «

МЭИ

»

Мурзинцев

 

А

.

В

., 

ассистент

 

кафедры

 

Электрические

 

станции

 

ФГБОУ

 

ВО

 

«

НИУ

 «

МЭИ

»

Окнин

 

Е

.

П

., 

главный

 

эксперт

 

отдела

 

инноваций

 

и

 

проектной

 

деятельности

 

ПАО

 «

Россети

 

Московский

 

регион

»

Шутенко

 

Н

.

В

.,

студент

 

магистратуры

 

кафедры

 

Электрические

 

станции

 

ФГБОУ

 

ВО

 

«

НИУ

 «

МЭИ

»

Ключевые

 

слова

изолированная

 

энергосистема

пуск

 

асинхронных

 

двигателей

электромеханические

 

переходные

 

процессы

частотно

-

зависимые

 

модели

П

уск

 

асинхронных

 

двигателей

 

большой

 

мощности

 

вызывает

 

значительное

 

снижение

 

напря

-

жения

 

на

 

питающих

 

шинах

Для

 

изолированных

 

систем

в

 

которых

 

мощ

-

ность

 

нагрузки

 

сравнима

 

с

 

мощностью

 

источника

невозможно

 

пренебрегать

 

инерцией

 

генераторов

необходимо

 

учи

-

тывать

 

изменение

 

скорости

 

их

 

вращения

 

и

соответственно

частоты

 

в

 

системе

В

 

подобных

 

случаях

 

возможны

 

срабаты

-

вания

 

защит

 

от

 

снижения

 

частоты

 

и

 

на

-

пряжения

а

 

также

 

срыв

 

пуска

 

машины

ПОСТАНОВКА

 

ЗАДАЧИ

Зачастую

 

мощные

 

двигатели

 

по

 

техно

-

логическим

 

причинам

 

требуют

 

прямого

 

пуска

при

 

котором

 

значение

 

пусковых

 

токов

 

максимальное

Понижение

 

частоты

 

питающего

 

напряжения

 

оказывает

 

пози

-

тивное

 

влияние

 

на

 

пусковую

 

характери

-

стику

 

двигателя

 

ввиду

 

зависимости

 

со

-

противлений

момента

 

и

 

тока

 

от

 

частоты

 

питающей

 

сети

Эти

 

зависимости

 

описы

-

ваются

 

выражениями

M

(

s

) = 

I

P

(

s

 

I

C

(

s

) = 

X

P

 

= 2

π

 

L

P

,

X

C

 = 2

π

C

 

 

L

C

,

где

 

R

P

X

P

R

C

X

C

 — 

активные

 

и

 

индуктив

-

ные

 

сопротивления

 

ротора

 

и

 

статора

 

со

-

ответственно

 [1].

Для

 

мощных

 

двигателей

 

типовое

 

зна

-

чение

 

пускового

 

cos

φ

 

обычно

 

принимает

-

ся

 

равным

 0,15 [2]. 

Наибольшая

 

точность

 

моделирования

 

достигается

 

применением

 

программных

 

пакетов

использующих

 

мгновенные

 

зна

-

чения

 

тока

 

при

 

расчете

 [3]. 

Эти

 

програм

-

мы

  (

например

, EMTP, PSCad) 

требуют

 

большого

 

числа

 

исходных

 

данных

полу

-

чение

 

которых

 

затруднительно

 

на

 

стадии

 

проектирования

На

 

практике

 

чаще

 

при

-

меняются

 

программы

рассчитывающие

 

переходные

 

процессы

 

в

 

действующих

 

значениях

 (

например

, ETAP) [4]. 

По

 

умол

-

чанию

 

в

 

таких

 

комплексах

 

изменение

 

ча

-

стоты

 

не

 

принимается

 

во

 

внимание

то

 

есть

 

сопротивления

 

асинхронных

 

машин

 

зависят

 

только

 

от

 

процессов

происхо

-

дящих

 

при

 

разгоне

 

двигателя

 [5]. 

К

 

этим

 

явлениям

 

относится

 

изменение

 

сопротив

-

лений

 

ротора

 

во

 

время

 

пуска

 

благодаря

 

эффекту

 

глубокого

 

паза

X

P

(

s

) = 

X

P

пуск

 + 

 

 

(1 – 

s

),

R

P

(

s

) = 

R

P

пуск

 + 

 

 

(1 – 

s

).

На

 

рисунке

 1 

представлена

 

зависи

-

мость

 

обозначенных

 

сопротивлений

 

от

 

скольжения

Так

 

как

 

подавляющее

 

большинство

 

современных

 

используемых

 

асинхрон

-

ных

 

двигателей

 

относятся

 

к

 

типам

 

B

 

и

 

C

 

по

 

классификации

 NEMA (

рисунок

 2), 

то

 

эффектом

 

глубокого

 

паза

 

пренебрегать

 

нельзя

Расчеты

 

пусков

 

двигателей

 

в

 

изоли

-

рованных

 

энергосистемах

  (

например

прибрежных

 

буровых

 

платформах

тре

-

буют

 

учета

 

частоты

 

генератора

Для

 

этого

 

применяются

 

частно

-

зависимые

 

модели

 

машин

в

 

таких

 

моделях

 

ЭДС

 

машины

 

не

 

зависит

 

от

 

частоты

в

 

отличие

 

от

 

сопро

-

тивлений

При

 

этом

 

формируется

 

вектор

 

значений

 

частоты

 

на

 

шинах

:

ω

Ш

(

t

) – 1

n

,1

 = 

D

(

ω

Г

(

t

) – 1

m

,1

),

где

D

 = –(

B

BB

 + 

B

BS

)

–1

B

BG

;


background image

123

ω

Ш

 — 

n

×

вектор

 

частот

 

на

 

шинах

 

системы

B

BB

 — 

n

×

матрица

 

проводимостей

так

 

называемая

 

мни

-

мая

 

часть

 

матрицы

 

проводимостей

 

системы

B

BG

 — 

n

×

m

 

матрица

полученная

 

из

 

сопротивлений

 

синхрон

-

ных

 

машин

B

BS

 — 

диагональная

 

матрица

учитываю

-

щая

 

внутренние

 

проводимости

 

синхронных

 

машин

 

на

 

шине

 

генерации

 [6].

Фактически

процесс

 

по

 

своей

 

физике

 

аналогичен

 

частотному

 

пуску

 

с

 

использованием

 

ЧРП

что

 

оказы

-

вает

 

положительное

 

влияние

 

на

 

пуск

 

двигателя

.

При

 

снижении

 

частоты

 

ниже

 

номинальной

 

пуско

-

вой

 

ток

 

снижается

 

незначительно

 

из

-

за

 

изменения

 

сопротивлений

 

ротора

 

и

 

статора

но

 

пусковой

 

мо

-

мент

который

 

при

 

снижении

 

частоты

 

зависит

 

от

 

от

-

ношения

 

частот

 

в

 

первой

 

степени

значительно

 

уве

-

личивается

:

M

п

2

 = 

M

п

 

 

,

где

 

0

 — 

номинальная

 

частота

 

сети

а

 

2

 — 

изменен

-

ная

 

частота

 

при

 

пуске

.

Наибольшую

 

сложность

 

для

 

системы

 

представля

-

ют

 

двигатели

которые

 

запускаются

 

с

 

номинальной

 

нагрузкой

 

на

 

валу

Снижение

 

напряжения

 

на

 

питаю

-

щих

 

шинах

 

для

 

такой

 

системы

 

снижает

 

пусковой

 

мо

-

мент

 

двигателя

 

и

 

ухудшает

 

условия

 

пуска

 [7, 8]. 

При

 

этом

 

снижение

 

частоты

 

позволяет

 

сгладить

 

эффект

 

от

 

снижения

 

напряжения

исходя

 

из

 

соотношения

:

M

пуск

 = 

В

 

статье

 

рассматривается

 

эффект

 

от

 

примене

-

ния

 

частотно

-

зависимых

 

моделей

 

при

 

прямом

 

пуске

 

мощных

 

асинхронных

 

двигателей

 

с

 

короткозамкну

-

тым

 

ротором

.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 

ЧАСТОТНО

-

ЗАВИСИМОЙ

 

МОДЕЛИ

 

В

 

РАСЧЕТЕ

 

С

 

ДЕЙСТВУЮЩИМИ

 

ЗНАЧЕНИЯМИ

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ

 

ВЕЛИЧИН

Для

 

сравнения

 

параметров

 

пуска

 

двигателя

 

с

 

ис

-

пользованием

 

частотно

-

зависимой

 

и

 

частотно

-

неза

-

висимой

 

моделей

 

и

 

их

 

последующего

 

сопоставления

 

в

 

программном

 

комплексе

 ETAP 

была

 

разработана

 

модель

приведенная

 

на

 

рисунке

 3. 

В

 

данном

 

случае

 

синхронный

 

генератор

 — 

двух

-

полюсная

 

машина

 

с

 

номинальным

 

напряжением

 

0,4 

кВ

Более

 

подробно

 

его

 

характеристики

 

пред

-

ставлены

 

в

 

таблице

 1. 

Параметрами

 

кабельной

 

ли

-

нии

 

в

 

данном

 

расчете

 

можно

 

пренебречь

так

 

как

 

параметры

избранные

 

для

 

нее

не

 

влияют

 

на

 

итоги

 

расчетов

Наличие

 

кабельной

 

линии

 

обусловлено

 

спецификой

 

расчета

 

в

 

программном

 

комплексе

где

 

для

 

корректного

 

формирования

 

ветвей

 

требуется

 

ка

-

бельная

 

линия

.

В

 

модели

 

также

 

используются

 

два

 

асинхронных

 

двигателя

 

разной

 

мощности

Их

 

характеристики

 

представлены

 

в

 

таблице

 2. 

Схемы

 

замещения

 

были

 

Рис

. 1. 

Влияние

 

эффекта

 

глубокого

 

паза

 

на

 

сопротивле

-

ния

 

ротора

 

асинхронного

 

двигателя

s

0  0,2 0,4 0,6 0,8  1

Рис

. 2. 

Классификация

 

асинхронных

 

двигателей

 

по

 NEMA

NEMA DESIGN B

NEMA DESIGN C

NEMA DESIGN D

M

M

150 kW

G

1

AD

25 kW

0,4 kV

0,4 kV

AD

7,5 kW

Кабельная

 

линия

Шина

 

нагрузки

Шина

 

станции

Open

Open

Рис

. 3. 

Схема

 

экспериментальной

 

сети

Табл

. 1. 

Характеристики

 

синхронной

 

машины

P

ном

кВт

S

ном

кВА

cos

φ

ном

U

ном

кВ

x

d

"

, %

x

2

ном

, %

n

ном

об

/

мин

150

176,5

0,85

0,4

19

18

3000

Табл

. 2. 

Характеристики

 

асинхронных

 

двигателей

 

 1 

и

 

 2

 

дв

.

P

ном

кВт

U

ном

кВ

cos

φ

ном

η

ном

n

ном

об

/

мин

M

пуск

M

мах

I

пуск

s

ном

, %

1

25

0,4

0,89

0,91

2940

0,8

1,2

4,5

2

2

7,5

0,4

0,86

0,86

2940

0,8

1,2

5,5

2

X

2(

s

)

R

2(

s

)

 1 (76) 2023


background image

124

ОБОРУДОВАНИЕ

получены

 

с

 

использованием

 

внутренней

 

функции

 

ETAP 

по

 

оценке

 

характеристик

 

асинхронных

 

машин

В

 

качестве

 

механической

 

нагрузочной

 

характери

-

стики

 

для

 

обоих

 

двигателей

 

была

 

выбрана

 

модель

имитирующая

 

закрытую

 

задвижку

так

 

как

 

такой

 

случай

 

пуска

 

является

 

наиболее

 

простым

 

и

 

широко

 

распространенным

Для

 

исследования

 

возможности

 

запуска

 

двига

-

телей

 

было

 

проведено

 

два

 

опыта

Первый

 

опыт

 

про

-

водился

 

с

 

использованием

 

частотно

-

независимой

 

модели

 (

ЧНМ

), 

так

 

как

 

это

 

наиболее

 

частый

 

сцена

-

рий

 

для

 

расчетов

второй

 — 

с

 

использованием

 

ча

-

Рис

. 6. 

Частота

 

тока

 

на

 

шинах

 

асинхронных

 

двига

-

телей

стотно

-

зависимой

 

модели

  (

ЧЗМ

элементов

 

сети

Пуск

 

двигателей

 

организовывается

 

ступенчато

на

 

секунде

 

с

 

начала

 

расчета

 

запускается

 

наиболее

 

мощный

 

двигатель

во

 

время

 

его

 

пуска

 

подключает

-

ся

 

менее

 

мощный

 

двигатель

 

второй

 

ступени

В

 

обо

-

их

 

опытах

 

время

 

подключения

 

второго

 

двигателя

 

составляет

 16,23 

секунды

 

после

 

начала

 

расчета

Результаты

 

расчетов

 

приводятся

 

на

 

рисунках

 4–6. 

На

 

графиках

 

этих

 

рисунков

 

результаты

полученные

 

с

 

использованием

 

частотно

-

зависимых

 

моделей

 

для

 

электрических

 

машин

выполнены

 

сплошными

 

линиями

для

 

частотно

-

независимых

 — 

штриховы

-

ми

 

линиями

.

Стоит

 

отметить

что

 

в

 

данном

 

случае

 

расчеты

 

проводятся

 

без

 

учета

 

регулирующего

 

фактора

 

со

 

стороны

 

генератора

Наличие

 

регулирования

 

со

 

стороны

 

генератора

 

улучшает

 

условия

 

пуска

од

-

нако

 

в

 

данной

 

работе

 

рассматривается

 

исключи

-

тельно

 

влияние

 

типа

 

модели

 

на

 

результаты

 

экс

-

перимента

Для

 

соблюдения

 

постоянства

 

условий

 

проведения

 

экспериментов

 

регулирующий

 

фактор

 

со

 

стороны

 

генератора

 

учтен

 

не

 

будет

так

 

как

 

для

 

этого

 

требуются

 

дополнительные

 

расчеты

Здесь

 

имеется

 

в

 

виду

 

то

что

 

в

 

расчетах

 

не

 

будет

 

учиты

-

ваться

 

влияние

 

систем

 

АРВ

 

и

 

АРС

 

генератора

.

По

 

результатам

 

эксперимента

 c 

использовани

-

ем

 

частотно

-

независимой

 

модели

 

видно

что

 

за

-

пуск

 

двигателей

 

оказался

 

неуспешным

 — 

значение

 

скольжения

 

обоих

 

двигателей

 «

зависло

» 

на

 

отмет

-

ке

примерно

 

равной

 38%. 

Это

 

является

 

следствием

 

того

что

 

при

 

запуске

 

асинхронный

 

двигатель

 

ока

-

зывает

 

серьезную

 

нагрузку

 

на

 

сеть

требуя

 

кратно

 

больше

 

мощности

 

относительно

 

того

 

количества

которое

 

он

 

потребляет

 

в

 

нормальном

 

рабочем

 

ре

-

жиме

Ступенчатый

 

пуск

 

двигателей

 

также

 

пред

-

ставляет

 

серьезную

 

нагрузку

 

для

 

генератора

так

 

как

 

во

 

время

 

пуска

 

мощного

 

двигателя

 

происходит

 

наброс

 

нагрузки

 

вследствие

 

подключения

 

двигате

-

ля

 

второй

 

ступени

Об

 

этом

 

свидетельствуют

 

кача

-

ния

 

генератора

которые

 

можно

 

наблюдать

 

на

 

ос

-

циллограмме

 

частоты

 

тока

 

на

 

шинах

 

асинхронных

 

двигателей

данная

 

осциллограмма

 

также

 

в

 

полной

 

мере

 

отражает

 

изменение

 

частоты

 

вращения

 

ге

-

нератора

 

во

 

время

 

переходного

 

процесса

Стоит

 

отметить

что

 

возмущения

 

в

 

генераторе

 

носят

 

за

-

тухающий

 

характер

Видно

что

 

возмущение

 

от

 

пу

-

ска

 

двигателя

 

первой

 

ступени

 

значительно

 

больше

чем

 

возмущение

 

от

 

пуска

 

двигателя

 

второй

 

ступе

-

ни

однако

 

это

 

связано

 

с

 

тем

что

 

мощность

 

двига

-

теля

 

второй

 

ступени

 

меньше

.

Результаты

 

эксперимента

 

с

 

использованием

 

ча

-

стотно

-

зависимой

 

модели

 

отличаются

По

 

кривым

выполненным

 

сплошными

 

линиями

можно

 

видеть

что

 

произошел

 

успешный

 

запуск

 

обоих

 

двигате

-

лей

однако

 

он

 

оказался

 

очень

 

затянутым

так

 

как

 

обычно

 

запуск

 

асинхронного

 

двигателя

 

не

 

превы

-

шает

 4–5 

секунд

В

 

случае

когда

 

пуск

 

асинхрон

-

ного

 

двигателя

 

оказывается

 

затянутым

возникает

 

опасность

 

перегрева

 

обмоток

 

машины

так

 

как

 

по

 

ним

 

протекают

 

токи

превышающие

 

номинальные

более

 

того

в

 

таком

 

случае

 

возникает

 

вероятность

 

срабатывания

 

релейной

 

защиты

Эксперименталь

-

Напряжение

 

на

 

шине

 

(

ЧЗМ

)

Напряжение

 

на

 

шине

 

(

ЧНМ

)

Частота

 

на

 

шинах

 

(

ЧЗМ

)

Частота

 

на

 

шинах

 

(

ЧНМ

)

Рис

. 5. 

Напряжение

 

на

 

шинах

 

асинхронных

 

двигателей

120

100

80

60

40

20

120

100

80

60

40

20

0

0

Ск

ольжение

, %

Напр

яжение

, %

Время

с

Время

с

5  10 15 20  25 30 35 40 45

5  10 15 20  25 30 35 40 45

AD

1 (

ЧЗМ

)

AD

1 (

ЧНМ

)

AD

2 (

ЧНМ

)

AD

2 (

ЧЗМ

)

Рис

. 4. 

Скольжение

 

асинхронных

 

двигателей

 

при

 

сту

-

пенчатом

 

пуске

102

101

100

99

98

97

96

95

94

Част

от

а

, %

Время

с

0

5  10 15 20  25 30 35 40 45


background image

125

но

 

было

 

выявлено

что

 

наибольшие

 

различия

 

в

 

ис

-

ходах

 

опытов

 

с

 

использованием

 

разных

 

моделей

 

проявляются

 

в

 

длинных

 

переходных

 

процессах

со

-

провождающихся

 

глубокими

 

просадками

 

напряже

-

ния

Стоит

 

отметить

что

 

напряжение

приведенное

 

на

 

осциллограмме

 

асинхронных

 

двигателей

соот

-

ветствует

 

напряжению

 

на

 

выводах

 

синхронного

 

ге

-

нератора

так

 

как

 

параметры

 

кабельной

 

линии

 

пре

-

небрежимо

 

малы

Стоит

 

также

 

отметить

 

и

 

тот

 

факт

что

 

такие

 

режимы

 

могут

 

быть

 

возможны

 

именно

 

в

 

изолированной

 

сети

где

 

отсутствует

 

подключе

-

ние

 

к

 

шинам

 

условно

 

бесконечной

 

мощности

на

 

которых

 

частота

 

тока

 

практически

 

не

 

изменяется

 

во

 

время

 

пуска

.

По

 

осциллограммам

 

частоты

 

в

 

сети

 

и

 

напряже

-

ния

 

на

 

шинах

 

двигателей

 

видно

что

 

имеется

 

се

-

рьезная

 

просадка

 

как

 

по

 

частоте

 

вращения

так

 

и

 

по

 

напряжению

В

 

таком

 

случае

 

можно

 

сделать

 

вывод

что

 

самозапуск

 

оказался

 

возможен

 

по

 

той

 

причине

что

 

замедленный

 

генератор

 

и

 

пониженное

 

напря

-

жение

 

играют

 

роль

 

своеобразного

 

частотного

 

пре

-

образователя

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

И

 

ВЫВОДЫ

В

 

работе

 

были

 

проведены

 

эксперименты

 

над

 

мо

-

делью

 

изолированной

 

сети

 

с

 

использованием

 

ча

-

стотно

-

зависимой

 

и

 

частотно

-

независимой

 

моде

-

лей

Было

 

выявлено

что

 

существуют

 

расчетные

 

случаи

когда

 

результат

 

симуляции

 

напрямую

 

за

-

висит

 

от

 

используемой

 

модели

Использование

 

частотно

-

зависимой

 

модели

 

позволяет

 

более

 

точно

 

моделировать

 

процессы

происходящие

 

во

 

время

 

пуска

 

асинхронных

 

двигателей

так

 

как

 

в

 

та

-

ком

 

случае

 

в

 

расчете

 

учитывается

 

изменение

 

со

-

противлений

 

элементов

 

в

 

зависимости

 

от

 

частоты

 

тока

 

в

 

сети

При

 

таком

 

подходе

 

реализуется

 

дина

-

мическое

 

моделирование

 

переходных

 

процессов

 

в

 

электроэнергетических

 

системах

что

 

является

 

основным

 

преимуществом

 

частотно

-

зависимой

 

мо

-

дели

Следствием

 

этого

 

может

 

являться

 

экономия

 

средств

которые

 

затрачиваются

 

на

 

оборудование

так

 

как

 

появляется

 

возможность

 

отказаться

 

от

 

до

-

полнительных

 

трат

 

на

 

генерирующие

 

установки

 

и

 

устройства

 

плавного

 

пуска

Внедрение

 

частот

-

но

-

зависимых

 

моделей

 

в

 

процессы

 

проектирова

-

ния

 

и

 

расчета

 

изолированных

 

систем

 

может

 

по

-

высить

 

приемистость

 

и

 

гибкость

 

таких

 

систем

так

 

как

 

существует

 

возможность

 

обеспечения

 

более

 

благоприятных

 

режимов

 

пусков

 

и

 

самозапусков

 

асинхронных

 

двигателей

 

без

 

привлечения

 

допол

-

нительных

 

устройств

 

и

 

систем

Таким

 

образом

результатом

 

использования

 

частотно

-

зависимых

 

моделей

 

при

 

проведении

 

расчетов

 

становится

 

бо

-

лее

 

полное

 

и

 

точное

 

понимание

 

того

как

 

в

 

изолиро

-

ванных

 

системах

 

происходит

 

использование

 

мощ

-

ностей

 

существующего

 

оборудования

что

 

может

 

вести

 

к

 

оптимизации

 

эксплуатации

 

данного

 

обору

-

дования

Стоит

 

отметить

что

 

необходимость

 

при

-

менения

 

расчетов

 

с

 

учетом

 

частотно

-

зависимых

 

моделей

 

высока

 

в

 

изолированных

 

энергосистемах

где

 

существует

 

вероятность

 

появления

 

режимов

 

с

 

глубокими

 

просадками

 

напряжения

 

и

 

частоты

 

на

 

питающих

 

шинах

 

и

как

 

следствие

требуется

 

учет

 

зависимостей

 

параметров

 

машин

 

от

 

частоты

.

В

 

результате

 

экспериментов

 

было

 

установле

-

но

что

 

в

 

изолированных

 

системах

 

есть

 

теорети

-

ческая

 

возможность

 

обеспечения

 

прямого

 

пуска

 

асинхронных

 

двигателей

соизмеримых

 

по

 

мощ

-

ности

 

с

 

генератором

используемым

 

в

 

системе

Прямой

 

пуск

 

может

 

быть

 

обеспечен

 

посредством

 

снижения

 

частоты

 

вращения

 

генератора

 

и

 

неболь

-

шого

 

снижения

 

напряжения

 

на

 

его

 

выводах

В

 

та

-

ком

 

случае

 

частично

 

реализуется

 

частотный

 

пуск

 

двигателей

Однако

 

для

 

полного

 

подтверждения

 

такой

 

возможности

 

при

 

расчете

 

системы

 

следует

 

использовать

 

исключительно

 

частотно

-

зависимые

 

модели

Кроме

 

того

для

 

проверки

 

возможности

 

та

-

ких

 

пусков

 

на

 

практике

 

требуется

 

моделирование

 

реальной

 

сети

 

с

 

учетом

 

всех

 

используемых

 

в

 

ней

 

устройств

ЛИТЕРАТУРА

 / REFERENCES

1.  Ansuj S., Shokooh F., Schinzinger R. 

Parameter estimation for induction 
machines based on sensitivity analy-
sis. Record of Conference Papers., 
Industrial Applications Society 35th 
Annual Petroleum and Chemical In-
dustry Conference, 12-14 Septem-
ber 1988. URL: https://ieeexplore.
ieee.org/document/22415.

2.  Falahi M., Butler-Purry K.L., Ehsani 

M. Induction Motor Starting in Island-
ed Microgrids. IEEE Transactions on 
Smart Grid, Sept. 2013, vol. 4, no. 3, 
pp. 1323-1331. URL: https://ieeex-
plore.ieee.org/document/6576234.

3.  Wigington A.J. A Comparison of In-

duction Motor Starting Methods Be-
ing Powered by a DieselGenerator 

Set. URL: https://digitalcommons.
unl.edu/elecengtheses/8/.

4. ETAP. 

Руководство

 

пользователя

 

программного

 

комплекса

 / ETAP. 

Software package user manual. URL: 
https://www.se.com/ru/ru/product-
range/57434544-etap/#overview.

5.  Rajinder, Sreejeth M., Singh M. Sen-

sitivity analysis of induction motor 
performance variables. 2016 IEEE 
1st International Conference on 
Power Electronics, Intelligent Control 
and Energy Systems (ICPEICES), 
04-06 July 2016. URL: https://ieeex-
plore.ieee.org/document/7853609.

6. Milano F., Manjavacas Á.O. Fre-

quency-Dependent Model for Tran-
sient Stability Analysis. IEEE Trans-
actions on Power Systems, Jan. 

2019, vol. 34, no. 1, pp. 806-809. 
URL: https://ieeexplore.ieee.org/
document/8470155.

7. Kay J.A., Paes R.H., Seggewiss 

J.G., Ellis R.G. Methods for the con-
trol of large medium-voltage mo-
tors: Application considerations and 
guidelines. IEEE Trans. Ind. Appl., 
1999, vol. 36, no. 6, pp. 1688-1696. 
URL: https://ieeexplore.ieee.org/
document/887223. 

8.  Hasan S., Muttaqi K., Bhattarai R., 

Kamalasadan S. (2018). A Coordi-
nated Control Approach for Mitiga-
tion of Motor Starting Voltage Dip 
in Distribution Feeders. 2018 IEEE 
Industry Applications Society Annual 
Meeting (IAS). URL: https://ieeex-
plore.ieee.org/document/8544554.

 1 (76) 2023


Оригинал статьи: Применение частотно-зависимых моделей при расчетах электромеханических переходных процессов в изолированных энергосистемах

Ключевые слова: изолированная энергосистема, пуск асинхронных двигателей, электромеханические переходные процессы, частотно-зависимые модели

Читать онлайн

В статье рассмотрено влияние частотно-зависимых моделей электрических машин на расчеты электромеханических переходных процессов в изолированных энергосистемах. Установлена важность учета частотной зависимости при расчете в среднеквадратичных величинах для расчета пусков асинхронных двигателей с прямым пуском в тяжелых условиях.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»