Применение беспилотных летательных аппаратов для контроля состояния трасс воздушных линий электропередачи

background image

background image

Применение

 

беспилотных

 

летательных

 

аппаратов

 

для

 

контроля

 

состояния

 

трасс

 

воздушных

 

линий

 

электропередачи

32

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3 (18), 

сентябрь

 2020

Алена

 

ТАРАСЕНКО

генеральный

 

директор

 

ООО

 «

Авиационные

 

роботы

»

Наталья

 

ХАРИТОНОВА

начальник

 

отдела

 

НИОКР

 

и

 

инноваций

 

Управления

 

цифрового

 

развития

 

и

 

инноваций

 

Департамента

 

циф

-

ровой

 

трансформации

 

ПАО

 «

МРСК

 

Северо

-

Запада

»

Э

лектросетевой

 

комплекс

 

России

 

представлен

 

сложной

 

разветвленный

 

сетью

 

из

 

более

 

чем

 

полумиллиона

 

подстанций

 35 

кВ

 

и

 

выше

 

и

 

линий

 

электропередачи

 

об

-

щей

 

протяженностью

 

более

 2,3 

млн

 

км

При

 

этом

 

для

 

значительной

 

части

 

элек

-

тросетевой

 

инфраструктуры

 

в

 

силу

 

исторических

 

особенностей

 

промышленного

 

и

 

регионального

 

развития

 

страны

 

в

 XX 

веке

а

 

также

 

социальных

 

и

 

экономических

 

процес

-

сов

 XXI 

века

справедливо

 

утверждение

что

 

большая

 

часть

 

электрических

 

сетей

 

находит

-

ся

 

либо

 

на

 

труднодоступных

 

и

 

удаленных

 

территориях

либо

 

на

 

территориях

невыгодных

 

для

 

сельскохозяйственного

 

и

 

промышленного

 

развития

Наряду

 

со

 

строительством

 

но

-

вых

 

электрических

 

сетей

 

под

 

запросы

 

потребителей

значительная

 

часть

 

электросетевой

 

инфраструктуры

 

остается

 

незагруженной

но

 

требующей

 

регулярного

 

и

 

полноценного

 

обслуживания

 [1]. 

На

 

фоне

 

роста

 

социального

 

запроса

 

к

 

надежности

 

электроснабжения

 

и

 

с

 

учетом

 

регуляторных

 

требований

 

к

 

качеству

 

услуг

 

по

 

передаче

 

электроэнергии

 

сете

-

вые

 

компании

 

ищут

 

механизмы

 

повышения

 

эффективности

 

своей

 

деятельности

зачастую

 

испытывая

 

крайнюю

 

ограниченность

 

в

 

ресурсах

Анализ

 

данных

 

годовых

 

отчетов

 

сетевых

 

компаний

 [2] 

за

 2018 

и

 2019 

годы

 

показал

что

 

несмотря

 

на

 

регулярное

 

исполнение

 

сетевыми

 

компаниями

 

производственных

 

программ

 

по

 

расчистке

 

и

 

расширению

 

просек

 

воздушных

 

линий

 

электропередачи

 (

ВЛ

), 

причинами

 

значительной

 

доли

 

технологических

 

нарушений

 

продолжают

 

оставаться

 

падения

 

дере

-

вьев

 (

веток

из

-

за

 

воздействия

 

атмосферных

 

явлений

Необходимо

 

отметить

что

 

аварийность

связанная

 

с

 

залесенностью

 

просек

 

ВЛ

 

или

 

падениями

 

деревьев

 

из

-

за

 

пределов

 

охранных

 

зон

 

ВЛ

 

в

 

периоды

 

неблагоприятных

 

по

-

годных

 

явлений

актуальна

 

и

 

для

 

зарубежных

 

электросетевых

 

компаний

Имеется

 

стойкая

 

корреляция

 

между

 

средней

 

скоростью

 

ветра

определяемой

 

по

 

шкале

 

Бофорта

 

и

 

ростом

 

количества

 

отключений

 

в

 

электрических

 

сетях

 (

рисунок

 1) [1]. 

Рис

. 1. 

Влияние

 

ветра

 

на

 

аварийность

 

ВЛ

связанную

 

с

 

падением

 

деревьев

Количество

 

отключений

 

по

 

причине

 

падения

 

деревьев

 

или

 

перекрытия

 

проводов

 

ветками

 

деревьев

Скорость

 

ветра

 

по

 

шкале

 

Бофорта

м

/c

Аварийные

 

отключения

вызванные

 

воздействием

 

растительности

Прогноз

 

аварийных

отключений

6,7

11,1

15,6

20,1

24,5

29,0

33,5

Диагностика

 

и

 

мониторинг


background image

33

Ввиду

 

необходимости

 

минимизации

 

количества

 

отклю

-

чений

 

сетевые

 

компании

 

тратят

 

значительные

 

средства

 

на

 

приведение

 

просек

 

ВЛ

 

к

 

нормативному

 

состоянию

Данные

 

мероприятия

 

в

 

совокупности

 

с

 

необходимым

 

ремонтом

 

ВЛ

 

могут

 

повлиять

 

на

 

снижение

 

показателей

 

аварийности

 

по

 

некоторым

 

оценкам

 

на

 65% [4] 

от

 

текущего

 

уровня

при

 

этом

 

значительно

 

повысить

 

эффективность

 

планирования

 

работ

 

по

 

расчистке

 

и

 

расширению

 

просек

 

ВЛ

 

возможно

 

путем

 

при

-

менения

 

беспилотных

 

летательных

 

аппаратов

 (

БПЛА

).

Нормативные

 

документы

действующие

 

в

 

электро

-

энергетике

определяют

 

периодичность

с

 

которой

 

должны

 

проводиться

 

измерения

 

расстояний

 

от

 

проводов

 

до

 

близ

-

лежащих

 

деревьев

 

и

 

измерения

 

ширины

 

просеки

 — 1 

раз

 

в

 3 

года

 [5]. 

Данные

 

измерения

 

также

 

могут

 

выполняться

 

при

 

сопутствующих

 

плановых

 

и

 

внеплановых

 

осмотрах

 

ВЛ

На

 

основе

 

оценки

 

выявленных

 

на

 

просеках

 

ВЛ

 

нарушений

 

в

 

ча

-

сти

 

несоответствия

 

их

 

параметров

 

ПУЭ

 [6], 

РД

 34.20.504-

94 [7] 

и

 

проектной

 

документации

 

составляются

 

ежегодные

 

планы

 

работ

 

по

 

расширению

 

и

 

расчистке

При

 

наличии

 

объективных

 

данных

 

по

 

исходному

 

состоянию

 

древесно

-

кустарниковой

 

растительности

 

в

 

границах

 

просеки

данных

 

о

 

результатах

 

реализации

 

мероприятий

 

по

 

приведению

 

просеки

 

в

 

нормативное

 

состояние

а

 

также

 

на

 

основе

 

опыта

 

эксплуатации

 

ВЛ

 

и

 

данных

 

региональных

 

таксационных

 

нор

-

мативов

 (

скорости

 

прироста

 

древесно

-

кустарниковой

 

расти

-

тельности

), 

возможно

 

многолетнее

 

планирование

 

работ

 

по

 

расчистке

 

и

 

расширению

В

 

современных

 

реалиях

 

с

 

увеличением

 

загрузки

 

произ

-

водственного

 

персонала

обусловленной

 

как

 

ростом

 

коли

-

чества

 

условных

 

единиц

так

 

и

 

необходимостью

 

реализации

 

все

 

большего

 

объема

 

работы

 

по

 

обслуживанию

 

электросе

-

тевого

 

оборудования

уделять

 

должное

 

внимание

 

контролю

 

состояния

 

просек

 

ВЛ

 

становится

 

все

 

труднее

а

 

труднодо

-

ступность

 

и

 

удаленность

 

протяженных

 

линейных

 

объектов

 

требует

 

все

 

большего

 

времени

 

и

 

операционных

 

затрат

 

на

 

проведение

 

осмотров

Опыт

 

применения

 

сетевыми

 

компа

-

ниями

 

БПЛА

 

для

 

оценки

 

объемов

 

вырубки

 

древесно

-

кустар

-

никовой

 

растительности

 

в

 

границах

 

охранных

 

зон

 

ВЛ

 

под

-

твердил

 

возможность

 

полноценного

 

применения

 

данной

 

технологии

в

 

том

 

числе

 

при

 

подготовке

 

проектно

-

сметной

 

документации

 

на

 

работы

 

по

 

расширению

По

 

мере

 

постепенного

 

внедрения

 

БПЛА

 

для

 

реализа

-

ции

 

задач

 

мониторинга

 

состояния

 

ВЛ

 

сетевые

 

компании

 

часто

 

задаются

 

вопросом

 

определения

 

объема

 

работы

который

 

может

 

быть

 

выполнен

 

в

 

рамках

 

одного

 

облета

а

 

также

 

вопросом

 

выбора

 

технологии

 

получения

 

данных

 

(

применение

 

ортофотопланов

спутниковых

 

снимков

 

или

 

лазерного

 

сканирования

). 

На

 

начальном

 

этапе

 

развития

 

технологий

 

дистанцион

-

ного

 

зондирования

 

земли

 

ряд

 

задач

 

по

 

мониторингу

 

ВЛ

 

мог

 

быть

 

выполнен

 

только

 

с

 

помощью

 

лазерного

 

скани

-

рования

стоимость

 

таких

 

работ

 

была

 

значительна

 

ввиду

 

необходимости

 

применения

 

дорогостоящей

 

диагности

-

ческой

 

аппаратуры

 

и

 

вертолета

 

в

 

качестве

 

ее

 

носите

-

ля

Особенности

 

технологии

 

накладывали

 

ограничения

 

на

 

ее

 

масштабирование

 

и

 

делали

 

такую

 

работу

 

целе

-

сообразной

 

только

 

для

 

труднодоступных

 

линий

Развитие

 

специализированной

 

диагностической

 

техники

 

позволило

 

использовать

 

в

 

качестве

 

ее

 

носителя

 

БПЛА

 

и

 

выполнять

 

задачи

 

мониторинга

 

ВЛ

снизив

 

их

 

стоимость

при

 

прием

-

лемом

 

уровне

 

точности

а

 

текущий

 

уровень

 

развития

 

тех

-

нологий

 

дистанционного

 

зондирования

 

земли

 

позволяет

 

применять

 

для

 

мониторинга

 

ВЛ

 

фотографии

 

с

 

космиче

-

ских

 

спутников

При

 

сопоставлении

 

стоимости

объема

 

и

 

точности

 

данных

оперативности

 

их

 

получения

в

 

текущей

 

момент

 

времени

 

наиболее

 

оптимальной

 

технологией

 

для

 

монито

-

ринга

 

ВЛ

 

представляется

 

использование

 

ортофотопла

-

нов

 

и

 

данных

получаемых

 

с

 

полезной

 

нагрузки

 

БПЛА

(

рисунки

 2 

и

 3).

Кроме

 

того

применение

 

беспилотных

 

летательных

 

аппаратов

 

позволяет

 

решать

 

вопросы

 

контроля

 

состоя

-

ния

 

воздушных

 

линий

 

в

 

комплексе

включая

 

состояние

 

ее

 

отдельных

 

элементов

.

Данные

получаемые

 

по

 

результатам

 

обработки

 

мате

-

риалов

 

съемки

 

с

 

БПЛА

могут

 

предоставляться

 

в

 

форматах

Рис

. 2. 

Пример

 

ортофотоплана

Рис

. 3. 

Пример

 

представления

 

параметров

 

ВЛ

 

по

 

результатам

 

облета

 

БПЛА


background image

Табл

.  2. 

Перечень

 

дефектов

определяемых

 

с

 

помощью

 

технологии

 

дистанционного

 

зондирования

Элемент

 

Дефект

БПЛА

Лазерное

 

сканиро

-

вание

Спутниковый

 

мониторинг

НТД

Опора

Недопустимый

 

выход

 

из

 

створа

 (

поперек

 

оси

 

линии

)

да

да

визуально

РД

 34.20.504-94,

таблица

 4.4 

п

. 2

Отклонение

 

опоры

 

вдоль

 

оси

 

линии

 

от

 

проектного

 

пикета

да

да

нет

РД

 34.20.504-94,

таблица

 4.4 

п

. 3

Расположение

 

опоры

 

менее

 4 

м

 

от

 

кромки

 

проезжей

 

части

да

да

*

Наличие

 

под

 

опорой

 

деревьев

 

и

 

кустарников

 

ближе

 4 

м

да

да

*

Пролет

Нарушение

 

габарита

 

до

 

поверхности

 

земли

сооружений

дорог

рек

да

да

нет

РД

 34.20.504-94,

приложение

 9 

п

. 2

Нарушение

 

расстояния

 

между

 

проводом

 

и

 

тросом

 

да

да

нет

ПУЭ

-7,

таблица

 2.5.16

Наличие

 

сооружений

 

в

 

охранной

 

зоне

 

да

да

да

Наличие

 

под

 

проводами

 

деревьев

 

и

 

кустарников

 

меньше

 4 

м

да

да

только

 

наличие

растительности

Наличие

 

под

 

проводами

 

деревьев

 

и

 

кустарников

 

выше

 4 

м

да

да

только

 

наличие

растительности

Ширина

 

просеки

 

ВЛ

 

не

 

соответствует

 

нормативной

да

да

*

ПУЭ

-7,

таблица

 2.5.21

В

 

стадии

 

разработки

 

и

 

опытно

-

промышленной

 

эксплуатации

.

Табл

.  1. 

Перечень

 

параметров

 

ВЛ

доступных

 

для

 

определения

 

с

 

помощью

 

технологии

 

дистанционного

 

зондирования

Параметр

 

ВЛ

 

Точность

БПЛА

Лазерное

 

сканиро

 

вание

Спутниковый

мониторинг

Координаты

 

центров

 

опор

 0,05 

м

0,05 

м

м

Длина

 

пролета

0,05 

м

0,05 

м

Стрела

 

провеса

 

провода

 

каждой

 

фазы

0,25 

м

0,05 

м

не

 

определяется

Габариты

 

провода

 

каждой

 

фазы

0,25 

м

0,05 

м

не

 

определяются

Высота

 

подвеса

 

провода

 

каждой

 

фазы

0,25 

м

0,05 

м

не

 

определяется

Расстояние

 

между

 

фазами

 (

в

 

том

 

числе

 

для

 

линий

 

в

 

двухцепном

 

исполнении

) 0,25 

м

0,05 

м

не

 

определяется

Расстояние

 

между

 

проводом

 

и

 

пересекаемым

 

объектом

 (

сооружение

дорога

река

для

 

каждой

 

фазы

0,25 

м

0,05 

м

не

 

определяется

Наличие

 

грозотроса

да

не

 

опре

 

деляется

Площади

занятые

 

кустарниковой

 

и

 

дре

 

весной

 

растительностью

 

в

 

разбивке

 

по

 

высотам

 

от

 1 

м

 

до

 6 

м

 

и

 

более

с

 

дискретностью

 1 

м

Не

 

более

 10%

от

 

общей

 

фактической

 

площади

 

зон

Отдельно

 

стоящие

 

деревья

 

в

 

границах

 

охранной

 

зоны

да

нет

*

Средняя

 

стоимость

 

обследования

 

за

 

километр

 

ВЛ

4500 

руб

.

20 000 

руб

.

*

Стоимость

 

зависит

 

от

 

наличия

 

снимков

 

территории

по

 

которой

 

проходит

 

ВЛ

 

в

 

архиве

 

спутникового

 

оператора

 

и

 

их

 

формата

При

 

наличии

 

архивных

 

снимков

 

стоимость

 

услуги

 

по

 

предоставлению

 

обработанного

 

материала

 

сопоставима

 

и

 

может

 

быть

 

ниже

 

стоимости

 

материалов

 

обследования

полученных

 

с

 

применением

 

БПЛА

.

34

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3 (18), 

сентябрь

 2020

Диагностика

 

и

 

мониторинг


background image

Табл

.  3. 

Используемое

 

оборудование

параметры

 

и

 

задачи

Тип

 

нагрузки

Параметры

Применение

Видеокамера

гиростабилизированная

 

платформа

разрешение

 720×576 

пикс

.

либо

 HD (1920×1280) 

с

 60/20/10-

кратным

 

оптическим

 

увеличением

• 

плановый

 

мониторинг

 

ВЛ

• 

оперативная

 

локализация

 

дефектов

 

Фотоаппарат

гиростабилизированная

 

платформа

разрешение

 24

Мп

./42

Мп

., 

центральный

 

затвор

 

и

 

полноразмерная

 

матрица

• 

плановый

 

мониторинг

 

ВЛ

• 

оперативная

 

локализация

 

дефектов

• 

подготовка

 

ортофотопланов

 

для

 

анали

-

за

 

параметров

 

и

 

дефектов

 

ВЛ

Тепловизор

гиростабилизированная

 

платформа

разрешение

 640×512 

пикс

(60 

мм

), 

режим

 

изотермы

встроенные

 

цифровые

 

фильтры

 

и

 

плав

-

ное

 8-

кратное

 

цифровое

 

увеличение

• 

локализация

 

дефектов

 

соединительных

 

шлейфов

 

фаз

 

ВЛ

Ультрафиолетовая

 

камера

разрешение

 2048×2048 

пикс

., 

размер

 

пикселя

 11×11 

мкм

КМОП

 

матрица

 

обратной

 

засветки

фотоприемник

 RT-2400UV

• 

локализация

 

дефектов

 

изоляции

 

ВЛ

Лидар

класс

 

лазера

 1, 

расстояние

 

измерения

 3–920 

м

максимальная

 

скорость

 

сканирования

 500 000 

измерений

 

в

 

секунду

максималь

-

ная

 

линейная

 

скорость

 

сканирования

 200 

линий

 

в

 

секунду

сектор

 

сканирования

 330 

град

• 

плановый

 

мониторинг

 

ВЛ

• 

оперативная

 

локализация

 

дефектов

 

ВЛ

35

удобных

 

для

 

их

 

передачи

 

в

 

автоматизированные

 

системы

 

управления

 

производственными

 

активами

 

без

 

дополнитель

-

ных

 

преобразований

что

 

в

 

значительной

 

степени

 

влияет

 

на

 

их

 

качество

достоверность

 

и

 

скорость

 

внесения

 

в

 

корпора

-

тивные

 

информационные

 

системы

 

предприятия

Контроли

-

руемые

 

параметры

 

ВЛ

 

и

 

дефекты

анализ

 

которых

 

возможен

 

путем

 

применения

 

технологий

 

дистанционного

 

зондирова

-

ния

 

земли

представлены

 

в

 

таб

 

лицах

 1 

и

 2.

Для

 

работ

 

по

 

контролю

 

просек

 

ВЛ

 

применяются

 

БПЛА

 

самолетного

 

типа

оснащенные

 

фотофиксирующим

 

и

 

спе

-

циализированным

 

диагностическим

 

оборудованием

 (

таб

-

лица

 3).

Технология

 

выполнения

 

работ

 

по

 

созданию

 

ортофото

-

плана

 

и

 

анализу

 

параметров

 

и

 

дефектов

 

ВЛ

 

представляет

 

собой

 

следующую

 

последовательность

 

действий

Фото

-

снимки

 

обрабатываются

 

в

 

специализированном

 

программ

-

ном

 

обеспечении

Фотограмметрическая

 

обработка

 

вклю

-

чает

 

в

 

себя

 

выравнивание

 

снимков

построение

 

плотного

 

облака

 

точек

матрицы

 

высот

 

и

 

ортофотоплана

Ортофото

-

план

 

представляет

 

собой

 

фотоснимки

 

на

 

точной

 

геодезиче

-

ской

 

основе

объединенные

 

в

 

фотоплан

 

местности

Далее

 

проводится

 

векторизация

 

ортофотопланов

определение

 

точных

 

координат

 

центров

 

опор

проводов

площадей

за

-

нятых

 

кустарниковой

 

и

 

древесной

 

растительностью

анализ

 

параметров

 

и

 

дефектов

 

ВЛ

Часть

 

данной

 

работы

 

делается

 

при

 

помощи

 

программной

 

обработки

а

 

часть

 — 

вручную

.

При

 

планировании

 

работ

 

по

 

контролю

 

трасс

 

просек

 

ВЛ

 

следует

 

учитывать

 

погодные

 

ограничения

 

применения

 

лю

-

бой

 

летательной

 

техники

К

 

ним

 

относятся

 

снижение

 

грани

-

цы

 

облаков

 

ниже

 300 

метров

наличие

 

тумана

сильного

по

-

рывистого

непостоянного

 

по

 

направлению

 

ветра

 

скоростью

 

выше

 15 

м

/c, 

снежного

 

покрова

 

более

 10 

см

опасные

 

метео

-

явления

 (

град

гроза

снегопад

).

Также

 

немаловажен

 

факт

 

законодательных

 

особен

-

ностей

 

организации

 

работы

 

по

 

аэрофотосъемке

Для

 

легального

 

и

 

полноценного

 

использования

 

материалов

 

в

 

обязательном

 

порядке

 

проводятся

 

согласования

 

поле

-

тов

 

с

 

контролирующими

 

и

 

надзорными

 

органами

Глав

-

ным

 

оперативным

 

управлением

 

Генерального

 

штаба

 

вооруженных

 

сил

 

РФ

штабом

 

военного

 

округа

терри

-

ториальным

 

управлением

 

ФСБ

 

РФ

районным

 

подраз

-

делением

 

пограничной

 

службы

  (

при

 

необходимости

), 

местными

 

органами

 

исполнительной

 

власти

 

и

 

Госу

-

дарственной

 

корпорацией

 

по

 

организации

 

воздушного

 

движения

 

в

 

РФ

Экспертиза

 

материалов

  (

контрольный

 

просмотр

 

аэрофотоматериалов

должны

 

проводиться

 

в

 

штабе

 

военного

 

округа

 

с

 

целью

 

установления

 

грифа

 

ма

-

териалов

 

до

 

их

 

обработки

 

и

 

передачи

 

в

 

электросетевую

компанию

.

Эффекты

которые

 

могут

 

достигаться

 

применением

 

БПЛА

 

при

 

контроле

 

состояния

 

трасс

 

ВЛ

зависят

 

от

 

объемов

 

используемых

 

технологий

протяженности

 

трасс

 

линий

ко

-

личества

 

определяемых

 

параметров

периодичности

 

про

-

ведения

 

облетов

Экономические

 

эффекты

 

определяются

 

совокупными

 

затратами

 

на

 

расширение

расчистку

 

и

 

обходы

 

ВЛ

 

в

 

соотношении

 

с

 

затратами

 

на

 

облет

По

 

опыту

 

примене

-

ния

 

БПЛА

 

в

 

электросетевом

 

комплексе

 

можно

 

утверждать

что

 

данная

 

технология

 

позволяет

 

обеспечить

 

необходимый

 

уровень

 

качества

 

планирования

 

и

 

контроля

 

работ

 

по

 

под

-

держанию

 

ВЛ

 

и

 

просек

 

в

 

нормативном

 

состоянии

 

и

 

окупае

-

мость

 

применения

 

технологии

Эффект

 

применением

 

БПЛА

 

при

 

контроле

 

состоя

-

ния

 

трасс

 

ВЛ

 

может

 

быть

 

усилен

 

их

 

использованием

 

для

 

комплексного

 

обследования

 

ВЛ

 

в

 

рамках

 

периодических

 

осмотров

 

и

 

при

 

проектно

-

изыскательских

 

работах

Для

 

этого

 

используются

 

квадрокопетры

 

промышленного

 

ис

-


background image

36

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3 (18), 

сентябрь

 2020

Рис

. 4. 

Дефекты

обнаруженные

 

с

 

помощью

 

БПЛА

а

отклонение

 

поддерживающей

 

подвески

 

более

 100 

мм

б

расплетение

 

проволок

 

грозотроса

в

недопустимое

 

загнивание

г

не

 

затянут

 

поддерживающий

 

зажим

а

)

б

)

полнения

с

 

полезной

 

нагрузкой

 

в

 

виде

 

фотоаппарата

 

и

 

тепловизора

Комплексное

 

обследование

 

ВЛ

 

БПЛА

 

позволяет

 

получить

 

объективную

 

информацию

 

о

 

состо

-

янии

 

ее

 

элементов

опор

изоляции

арматуры

проводов

 

и

 

грозотроса

Возможность

 

получения

 

снимков

 

опоры

 

с

 

разных

 

ракурсов

  (

рисунок

 4), 

с

 

высоким

 

разрешением

а

 

также

 

снимков

 

элементов

 

опор

 

и

 

пролетов

 

в

 

инфракрас

-

ном

 

диапазоне

 

позволяют

 

с

 

высокой

 

степенью

 

вероятно

-

сти

 

идентифицировать

 

более

 90% 

возможных

 

дефектов

 

ВЛ

 

и

 

определить

 

техническое

 

состояние

 

линий

Процесс

 

обработки

 

снимков

 

в

 

настоящий

 

момент

 

выполняет

-

ся

 

преимущественно

 

в

 

ручном

 

режиме

а

 

программное

 

обеспечение

позволяющее

 

проводить

 

автоматическую

 

идентификацию

 

дефектов

еще

 

находится

 

в

 

разработке

 

в

 

различной

 

степени

 

готовности

Производительность

 

БПЛА

 

при

 

проведении

 

комплексного

 

обследования

 

с

 

под

-

готовкой

 

отчетных

 

материалов

в

 

том

 

числе

 

в

 

формате

пригодном

 

для

 

использования

 

в

 

СУПА

достаточно

 

вели

-

ка

 (

до

 50 

опор

 

в

 

день

). 

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Глава

  «

Россетей

»: 

привлечь

 

частные

 

средства

 

в

 

отрасль

 — 

это

 

одна

 

из

 

за

-

дач

. URL: https://www.rosseti.ru/press/

news/index.php?ELEMENT_ID=34077.

2. 

Годовые

 

отчеты

ПАО

 «

Россети

». URL: 

http://www.rosseti.ru/investors/info/year/.

3.  Effect of Wind in the Utility Forest. URL: 

https://www.tdworld.com/vegetation-
management/article/21120419/effect-of-
wind-in-the-utility-forest.

4.  DTE Energy's Critical Infrastructure Work 

to Improve Reliability. URL:  https: //www.
tdworld.com/vegetation-management/
article/21125656/dte-energys-critical-
infrastructure-work-to-improve-reliability.

5. 

Приказ

 

Минэнерго

 

РФ

 

от

 19 

июня

 2003 

г

 229 «

Об

 

утверждении

 

Правил

 

техни

-

ческой

 

эксплуатации

 

электрических

 

станций

 

и

 

сетей

 

Российской

 

Федера

-

ции

» (

с

 

изменениями

 

и

 

дополнения

-

ми

), 

п

. 5.7.16. URL: https://base.garant.

ru/186039/.

6. 

Правила

 

устройства

 

электроуста

-

новок

  (

ПУЭ

). 

Издание

 7. URL: http://

www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_98464.

7. 

РД

 34.20.504-94. 

Типовая

 

инструкция

 

по

 

эксплуатации

 

воздушных

 

линий

 

элек

-

тропередачи

 

напряжением

 35–800 

кВ

URL: https://www.ti-ees.ru/

 leadmin/f/acti-

vity/laws/rd_34_20_504-94.pdf.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение

 

БПЛА

 

для

 

контроля

 

состояния

 

трасс

 

ВЛ

 

явля

-

ется

 

перспективной

 

и

 

развивающейся

 

технологией

позволя

-

ющей

 

сетевой

 

компании

 

в

 

значительной

 

степени

 

повысить

 

качество

 

и

 

эффективность

 

планирования

 

работ

Данные

получаемые

 

по

 

результатам

 

облетов

могут

 

быть

 

представ

-

лены

 

в

 

форматах

пригодных

 

для

 

использования

 

в

 

автома

-

тизированных

 

системах

 

управления

 

производственными

 

активами

Использование

 

технологий

 

дистанционного

 

зон

-

дирования

 

земли

 

при

 

мониторинге

 

состояния

 

ВЛ

 

позволяет

 

пересмотреть

 

подходы

 

к

 

их

 

техническому

 

обслуживанию

а

 

при

 

адекватной

 

организации

 

бизнес

-

процесса

 

оказать

 

существенный

 

эффект

 

на

 

повышение

 

надежности

 

и

 

на

 

сни

-

жение

 

как

 

операционных

так

 

и

 

капитальных

 

затрат

 

сетевой

 

компании

Повышение

 

качества

 

планирования

 

и

 

качества

 

приемки

 

работ

 

дают

 

значительный

 

эффект

позволяющий

 

окупить

 

затраты

связанные

 

с

 

применением

 

БПЛА

 

для

 

мо

-

ниторинга

 

состояния

 

ВЛ

а

 

также

 

сделать

 

очередной

 

шаг

 

на

 

пути

 

цифровизации

 

электросетевого

 

комплекса

.  

в

)

г

)

Диагностика

 

и

 

мониторинг


Оригинал статьи: Применение беспилотных летательных аппаратов для контроля состояния трасс воздушных линий электропередачи

Читать онлайн

Электросетевой комплекс России представлен сложной разветвленный сетью из более чем полумиллиона подстанций 35 кВ и выше и линий электропередачи общей протяженностью более 2,3 млн км. При этом для значительной части электросетевой инфраструктуры в силу исторических особенностей промышленного и регионального развития страны в XX веке, а также социальных и экономических процессов XXI века, справедливо утверждение, что большая часть электрических сетей находится либо на труднодоступных и удаленных территориях, либо на территориях, невыгодных для сельскохозяйственного и промышленного развития. Наряду со строительством новых электрических сетей под запросы потребителей, значительная часть электросетевой инфраструктуры остается незагруженной, но требующей регулярного и полноценного обслуживания. На фоне роста социального запроса к надежности электроснабжения и с учетом регуляторных требований к качеству услуг по передаче электроэнергии сетевые компании ищут механизмы повышения эффективности своей деятельности, зачастую испытывая крайнюю ограниченность в ресурсах.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Анализ нагрузочных режимов и регулировочной способности по напряжению распредсети при оптимизации секционирования на ее участках

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Диагностика и мониторинг
Яхин Ш.Р. Пигалин А.А. Галиев И.Ф. Маклецов А.М.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»