30
акцент
Предложения по созданию
целостной системы управления
функционированием и развитием
электроэнергетики России
Есяков
С
.
Я
.,
первый заместитель
председателя Комитета
ГД по энергетике ФС РФ
Сигов
А
.
С
.,
д.ф.-м.н., академик РАН,
профессор, президент
ФГБОУ ВО РТУ МИРЭА
Воропай
Н
.
И
.,
д.т.н., профессор,
член-корреспондент РАН,
научный руководитель
ИСЭМ СО РАН
Варфоломеев
С
.
Д
.,
д.х.н., профессор,
член-корреспондент РАН,
научный руководитель
ИБФХ РАН
Стенников
В
.
А
.,
д.т.н., член-корреспондент
РАН, директор ИСЭМ
СО РАН
Редько
И
.
Я
.,
д.т.н., профессор
заместитель генерального
директора АО «ЭНИН»
Баринов
В
.
А
.,
д.т.н., старший научный
сотрудник, заведующий
отделением АО «ЭНИН»
Матюхин
В
.
Ф
.,
д.т.н., директор НИИЦ
ФГБОУ ВО РТУ МИРЭА
В
настоящее время в электроэнергетике многих стран
мира происходят значительные изменения, связанные
с трансформацией энергетических систем и имеющие
целью повысить доступность, надежность и эффектив-
ность электроснабжения потребителей.
Основными факторами, способствующими быстрой транс-
формации энергетических систем в мире, являются:
• стремление уменьшить экологические воздействия (включая
загрязнение воздуха, эмиссию СО
2
, использование воды),
в том числе достигнуть целей, установленных в Парижском
соглашении по климату (2015). При этом использование воз-
обновляемых источников энергии (ВИЭ) в сочетании с повы-
шением энергоэффективности рассматриваются основными
мерами достижения указанного решения по климату;
• расширение цифровизации и автоматизации энергетических
систем;
• значительное уменьшение стоимости технологий произ-
водства и потребления электроэнергии (включая ветровые
и солнечные электростанции, распределенную генерацию,
электротранспорт, системы управления спросом и накопле-
ния энергии);
• необходимость повысить надежность и эффективность ра-
боты энергетических систем в связи с возросшими требова-
ниями потребителей;
• расширение доступности энергии с использованием иннова-
ционных технологий;
• развитиие электрификации экономики.
Происходящие технологические изменения сопровождаются
созданием институциональной основы, определяющей регули-
рующие, технологические и экономические правила надежного
и эффективного развития и функционирования энергетических
систем в новых условиях. Иными словами, идет процесс созда-
ния целостной системы управления электроэнергетикой, соот-
ветствующей новому укладу энергетических систем.
СТАНОВЛЕНИЕ
,
РЕФОРМИРОВАНИЕ
И
НОВЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
В
СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКОЙ
К концу 80-х годов прошлого столетия был создан хорошо ор-
ганизованный и весьма эффективно работавший электроэнер-
гетический комплекс страны, высокая эффективность которого
была достигнута благодаря реализации ряда основополагаю-
щих стратегических направлений, к которым относились:
– формирование энергосистем, последующее объедине-
ние энергосистем на параллельную работу и создание
Настоящая
статья
имеет
целью
разработку
предложений
по
созданию
целост
-
ной
системы
управления
функционированием
и
развитием
электроэнергетики
в
условиях
идущих
в
стране
и
мире
процессов
трансформации
энергетических
систем
.
31
уникального энергообъединения — Единой
энергосистемы страны, которая в конце 80-х го-
дов стала крупнейшим централизовано управ-
ляемым энергообъединением в мире;
– создание и ввод большого количества мощных
и высокоэффективных агрегатов тепловых,
гидравлических и атомных электростанций;
– создание высокоэффективной иерархической
системы планирования развития и управления
функционированием Единой энергосистемы,
развивающейся совместно с объектом управ-
ления как две части единого целого и позволя-
ющей решать весь комплекс задач, связанных
с ее оптимальным развитием и функциониро-
ванием, с использованием принципа оптималь-
ности при обеспечении требуемого уровня
надежности.
Это позволило значительно повысить эффек-
тивность работы электроэнергетического комплек-
са страны:
– удельный расход условного топлива на отпу-
щенную электроэнергию снизился с 590 г/кВт∙ч
в 1950 году до 325,8 г/кВт∙ч в 1990 году;
– удельный расход электроэнергии на собствен-
ные нужды электростанций в % от выработки
электроэнергии снизился с 6,55% в 1950 году до
4,43% в 1990 году;
– потери электроэнергии на ее транспорт по элек-
трическим сетям снизились с 8,78 % в 1950 году
до 8,65% в 1990 году;
– удельная численность персонала на 1 МВт уста-
новленной мощности снизилась с 11 человек
в 1950 году до 2,85 в 1990 году.
Несмотря на то, что требования в отношении
резервов мощности были ниже аналогичных тре-
бований в энергообъединениях западных стран,
благодаря хорошо организованному управлению
и широкому внедрению и использованию противо-
аварийной автоматики обеспечивалась высокая
надежность работы энергосистем и электроснаб-
жения потребителей. Не было крупных системных
аварий с погашением большого числа потребите-
лей, какие имели место в США и в других странах.
В результате проведенных в начале XXI века
реформ в электроэнергетике России централи-
зованная иерархическая система оптимально-
го управления функционированием и развитием
электроэнергетического комплекса страны (струк-
тура которой соответствовала государственному
устройству страны и основу которой составляли
вертикально-интегрированные энергоснабжающие
региональные энергокомпании (АО-энерго), отве-
чавшие за надежное и экономичное энергоснабже-
ние регионов) была заменена рыночной системой
управления с образованием большого числа новых
субъектов хозяйствования. Однако к настоящему
времени для новой структуры управления отрас-
лью не созданы эффективные механизмы совмест-
ной работы новых собственников и государствен-
ного управления, обеспечивающие оптимальное
развитие и функционирование электроэнергетиче-
ского комплекса страны как единого целого в новых
условиях.
Результатом этого стало снижение эффективности
функционирования отрасли, что характеризуется:
– существенным ростом установленной мощно-
сти электростанций при оставшемся на уровне
1990 года электропотреблении и, как следствие,
существенным ухудшением эффективности
использования установленной мощности элек-
тростанций;
– ухудшением эффективности использования
топлива на ТЭС;
– ростом удельной стоимости строительства
энергетических объектов;
– ростом численности персонала отрасли на еди-
ницу установленной мощности электростанций;
– ростом уровня потерь электроэнергии в элек-
трических сетях;
– значительным ростом средних тарифов на
электроэнергию для потребителей, рост кото-
рых с 2000 года превысил рост уровня инфля-
ции в 1,26 раза, в то время как мировая практика
регулирования тарифов на электроэнергию
предусматривает рост уровня тарифов не выше
роста уровня инфляции;
– ростом электросетевой составляющей тарифов
до 60%, в то время как в передовых странах она
составляет 40%;
– наличием существенных диспропорций в уста-
новлении цен на электросетевое строительство
и строительство электростанций, при которых
становится невыгодным сетевое строительство,
в том числе развитие межсистемных связей
в ЕЭС России;
– сокращением наиболее эффективного произ-
водства электроэнергии на ТЭЦ;
– потерей конкурентных преимуществ на внешних
рынках электроэнергии.
К дополнительным «узким местам» и проблемам
в современном состоянии электроэнергетики Рос-
сии следует отнести:
– отсутствие целостной системы стратегическо-
го планирования развития электроэнергетики
страны с учетом долгосрочной перспективы;
– отсутствие целевого видения и проектов долго-
срочного развития электроэнергетики России,
в том числе развития ВЛ высокого и сверхвы-
сокого напряжения постоянного и переменного
тока (в создании которых в 80-х годах прошлого
столетия СССР был впереди многих зарубежных
стран, которые получили значительное развитие
за последние годы, в том числе в странах БРИКС);
– отсутствие целостной нормативно-правовой
базы, которая должна учитывать идущие в стра-
не процессы увеличения разнообразия источ-
ников генерации и компонентов энергосистем,
включая развитие распределенной генерации
на базе ГТУ, дизельных, газопоршневых, ветро-
вых и солнечных электростанций, потребите-
лей-производителей электроэнергии, систем
управления спросом, накопителей энергии;
– отсутствие целостной системы планирования
и проведения научных исследований;
– отсутствие регулярного финансирования НИОКР
и создания инновационных технологий;
№
1 (52) 2019
32
– наличие значительной доли морально
и физически устаревшего оборудова-
ния на электростанциях и в электриче-
ских сетях;
– отсутствие освоенных отечественных
современных инновационных техно-
логий и оборудования — мощных газо-
вых турбин, паросиловых технологий
на твердом топливе с суперсверхкри-
тическими параметрами пара, совре-
менной силовой электроники, систем
накопления энергии и др.;
– отставание в создании технологий
высокоинтегрированных гибких энер-
гетических систем, которые на совре-
менном этапе формируют основное
направление развития будущих энер-
гетических систем;
– при общем значительном избытке
генерирующих мощностей недостаточ-
ная мощность пиковых и полупиковых
генерирующих мощностей.
С учетом опыта реформирования
электроэнергетики в других странах мо-
жет быть предложен ряд мер по изменению суще-
ствующего положения. Прежде всего, необходимо
поставить задачу создания системы целостного
оптимального управления развитием и функцио-
нированием электроэнергетики страны как единого
целого.
Для ее решения необходимо:
• в качестве цели управления принять минимиза-
цию затрат на развитие и функционирование от-
расли при обеспечении требований надежности,
качества электроэнергии, экологии, энергетиче-
ской безопасности, других интересов государства
и потребителей;
• развить методы и информационно-программные
средства для получения оптимальных решений
по развитию и функционированию электроэнерге-
тического комплекса страны;
• создать единую систему технологических и ком-
мерческих правил и механизмов совместной
работы собственников электроэнергетических
объектов, обеспечивающих реализацию опти-
мальных решений при осуществлении соответ-
ствующего контроля со стороны государственных
органов власти;
• создать эффективную отраслевую систему стра-
тегического планирования с учетом долгосрочной
перспективы;
• создать государственную систему обеспечения
надежности работы электроэнергетического ком-
плекса страны и качества электрической энергии;
• создать систему планирования и проведения на-
учных исследований и разработки инновацион-
ных технологий, в том числе технологий гибких
высокоинтегрированных энергетических систем
с использованием автоматизации, роботизации,
информатизации, цифровизации отрасли.
Проблема повышения эффективности функцио-
нирования и развития российской электроэнергети-
ки обсуждалась на различных форумах и в печати,
в том числе на выездном заседании Секции Научно-
экспертного совета при рабочей группе Совета Феде-
рации 18 апреля 2018 года на площадке РСПП.
В работе заседания Секции приняли участие
представители законодательной и исполнительной
власти Российской Федерации, ведущие ученые Рос-
сийской академии наук, крупнейшие вузы, универси-
теты и академии, представители РСПП, отраслевых
НИИ, руководители промышленных предприятий
и энергетических компаний, союзов и ассоциаций.
По итогам выступлений и дискуссий на выезд-
ном заседании Секции в качестве первоочередных
практических мер по созданию целостной системы
управления функционированием и развитием элек-
троэнергетикой России был предложен ряд меропри-
ятий, в том числе:
1. Осуществить консолидацию электроэнергетиче-
ских активов и сформировать субъекты хозяй-
ствования, отвечающие за надежное и экономич-
ное энергоснабжение регионов и страны в целом.
Консолидация активов даст возможность со-
кратить затраты, связанные с неоправданным
ростом численности персонала в отрасли, вве-
сти внутриотраслевую оптимизацию между сек-
торами генерации, передачи и распределения
электроэнергии, устранить посредничество при
продаже электроэнергии и тепла, аккумулировать
российским энергокомпаниям средства, и создаст
основу для обеспечения технического перевоору-
жения отрасли на базе новых технологий и конку-
ренции с зарубежными энергокомпаниями.
2. Создать в электроэнергетике (в Минэнерго
России) независимую структуру (общий фонд
НИОКР) для планирования и проведения общеси-
стемных исследований по разработке стратегий
и программ развития и модернизации электро-
энергетики как единого целого, обеспечения опти-
Выездное
заседание
секции
«
Повышение
энергоэффективности
производства
,
передачи
и
распределения
электрической
энергии
»
НЭС
при
рабочей
группе
Совета
Федерации
в
Российском
союзе
про
-
мышленников
и
предпринимателей
АКЦЕНТ
33
мального функционирования отрасли, разработки
единой технической политики в отрасли, новых
прорывных технологий.
3. Возобновить разработку стратегий, программ,
проектов долгосрочного развития электроэнерге-
тики России на период 25–30 лет.
4. Снять законодательный запрет с электросетевых
компаний иметь на своем балансе электростан-
ции распределенной генерации и ВИЭ. Внести
соответствующие правки в ФЗ «Об электроэнер-
гетике».
5. Разработать и утвердить скорректированные
Концепцию, Положения, Правила и необходимую
нормативно-правовую базу единого розничного
рынка электрической и тепловой энергии (мощно-
сти) с участием всех типов когенеративных энер-
гоустановок и электростанций.
6. Внедрить систему нормирования затрат во всех
видах энергетической деятельности: на проект-
ные, строительные, ремонтные работы и услуги
по присоединению потребителей к электрическим
и тепловым сетям; на оплату труда от рядовых
сотрудников до топ-менеджеров энергокомпаний;
на премирование персонала за результаты труда.
7. Установить налоговые льготы, уменьшить кредит-
ные ставки для предприятий и организаций, вы-
пускающих и внедряющих новую и энергосбере-
гающую технику и технологии.
8. С целью повышения престижа инженерного тру-
да в электроэнергетике, качества подготовки
инженеров-энергетиков, соответствующих со-
временным требованиям инновационного раз-
вития отрасли, реализовать комплекс мероприя-
тий по обновлению учебных планов и программ,
учебных и методических пособий; переоснаще-
нию профильных кафедр вузов современными
учебно-лабораторными стендами; привлечению
ведущих специалистов из научных, проектных
и эксплуатационных организаций для проведе-
ния занятий, стажировок и повышения квалифи-
кации; обеспечению прохождения преддиплом-
ной практики на ведущих электроэнергетических
предприятиях. Добиться перестройки двухсту-
пенчатой «Болонской модели» высшего техни-
ческого образования для нужд электроэнергети-
ки с переходом от бакалавриата в магистратуру
не только для научной и преподавательской ра-
боты, но и к инженерному образованию, считая
при этом, что инженер — это квалификация, а не
должность.
9. Устранить имеющиеся диспропорции в затратах
на строительство генерирующих и электросете-
вых объектов, обеспечить сокращение числа не-
достаточно обоснованных вводимых объектов,
большого числа территориальных сетевых ор-
ганизаций (ТСО) и др. Максимально применять
типовые проекты в строительстве генерирующих
мощностей и электросетевых объектов по иннова-
ционным технологиям и использовать как эталон-
ные наилучшие с точки зрения затрат и качества
проекты строительства электроэнергетических
объектов, реализованные в мире.
10. В максимальной степени использовать принцип
когенерации (выработку электроэнергии на те-
пловом потреблении), что приведет к существен-
ному увеличению эффективности производства
электроэнергии и снижению тарифов на электро-
энергию.
11. Создать механизмы, стимулирующие развитие
ГТУ для покрытия пиковых и полупиковых нагру-
зок и систем управления спросом с целью увели-
чения числа часов использования высокоэффек-
тивного оборудования тепловых электростанций.
С этой целью ввести оплату мощности, связанной
с обеспечением требуемых пиковых нагрузок,
определяемых с использованием вероятностных
индексов надежности LOLP или LOLE, как это
сделано за рубежом.
12. Для ограничения роста тарифов на электроэнер-
гию обеспечить режим регулирования RPI–X в це-
лом для системы производства, передачи, рас-
пределения и потребления электроэнергии.
13. Создать механизмы для разработки и внедрения
новых технологий в электроэнергетике, в том
числе:
– на базе солнечных аэрокосмических энергети-
ческих комплексов с СВЧ и лазерными маги-
стралями передачи энергии, которые могут
обеспечить энергетическую безопасность
и надежное энергоснабжение на отдаленных
и труднодоступных территориях Сибири,
Севера и Дальнего Востока, не охваченных
централизованным энергоснабжением;
– на базе многофункциональных энерготехноло-
гических комплексов (МЭК), которые являются
основой автономных систем энергоснабжения,
и которые используют все многообразие мест-
ных энергетических ресурсов.
– на базе многофункционального энергобиотех-
нологического комплекса (биоМЭК), который
позволит принципиально новым способом
получить энергию и продукты питания на осно-
ве фитотронных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях происходящих в мире процессов транс-
формации энергетических систем актуальным для
нашей страны является решение следующих задач:
• определение ключевых направлений и целевого
видения развития электроэнергетического ком-
плекса страны с учетом долгосрочной перспек-
тивы (на период до 2050 года) подобно тому, как
это было сделано комиссиями, возглавлявши-
мися Г.М. Кржижановским при разработке плана
ГОЭЛРО и определении плана перспективных ис-
следований по проблеме создания ЕЭС страны
в 1957 году;
• создание институциональной основы, а в целом —
целостной системы управления, определяющей
регулирующие, технологические и экономические
правила оптимального развития и функциониро-
вания электроэнергетического комплекса страны
в условиях идущих в стране и мире процессов
трансформации энергетических систем.
№
1 (52) 2019
Оригинал статьи: Предложения по созданию целостной системы управления функционированием и развитием электроэнергетики России
Настоящая статья имеет целью разработку предложений по созданию целостной системы управления функционированием и развитием электроэнергетики в условиях идущих в стране и мире процессов трансформации энергетических систем.