Предложение по организации работ на воздушных линиях электропередачи в условиях наведённого напряжения

Page 1
background image

Page 2
background image

62

Сборник докладов XIX заседания Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

СМЕКАЛОВ В.В.,

руководитель Дирекции электрооборудования и ЛЭП ОАО «НТЦ ФСК ЕЭС»,

 к.т.н., лауреат премии Совета Министров СССР

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ 
НА ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЯХ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ 
В УСЛОВИЯХ НАВЕДЁННОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Р

абота на воздушных линиях электропере-
дачи всегда связана с повышенной опас-
ностью. Даже если персонал выполняет 

все требования Межотраслевых правил охраны 
труда, он не застрахован от несчастного случая. 
Причин для этого более чем достаточно.

Напомню, что при проведении работ на отклю-

чённых ВЛ, на которые наводится напряжение 
ниже 25 В от соседних работающих линий, зазем-
ление делается на рабочем месте и по концам. 
На такой линии размещается любое количество 
аварийных бригад. Если работы проводятся под 
наведённым напряжением выше 25 В, то зазем-
ление по концам не производится — оно присут-
ствует только на рабочем месте. Когда на линии 
необходимо разместить несколько рабочих мест, 
то ВЛ разделяется на участки путём разрезания 
шлейфов (рис. 1). 

Все измерения пересчитываются по отноше-

нию к максимальному рабочему току, который 
протекает по рабочей линии. Однако по рабочей 
линии могут протекать ещё и аварийные токи. 
Это не такая уж большая редкость. Причём 
аварийный ток может в 10—40 раз превышать 
рабочий. В этом случае мы можем получить 
напряжение уже не 20, а 200—800 В, которое 
смертельно опасно для человека, поскольку 
вызывает фибрилляцию сердца.

Поражение персонала током от наведённого 

напряжения также может произойти при совер-
шении бригадой ошибочных действий. К сожа-
лению, в большинстве случаев от поражений 
не спасают даже дополнительные защитные 
средства (диэлектрические перчатки, коврики и 
пр.). Жизненно опасные ситуации возникают при 
нарушении порядка наложения и снятия пере-

носного заземления, при нару-
шении деления воздушной 
линии на участки (разрезании 
шлейфов) и порядка работы 
с подъёмными механизмами, 
крупногабаритной техникой, 
инструментами. Случаются 
также поражения персонала 
искровыми разрядами от неза-
землённых машин и механиз-
мов, током от прикосновения 
к телу металлической опоры, 
током от шагового напряжения 
и т.д.

Все случаи гибели людей на 

ВЛ, а мне во время работы в 

Рис. 1. Упрощенная схема замещения двух ВЛ

1. U

нав

 < 25В 

ВЛ заземлена по концам и на рабочих местах.

   

Количество рабочих мест не ограничено.

2.  U

нав

 >= 25В  ВЛ заземлена на рабочем месте и не заземлена по  концам. 

   

Заземляющие ножи разъединителей включены со стороны ПС. 

   

Рабочее место на ВЛ — одно. 

   

Если необходимо большее количество рабочих мест — 

 

требуется делить ВЛ на участки путём разрезания шлейфов.


Page 3
background image

63

6–8 февраля 2013 г. Ханты-Мансийск

ФСК неоднократно приходилось выезжать для 
расследования подобных дел, связаны с ошибоч-
ными действиями персонала. 

Только в сетевых компаниях при работе под 

наведённым напряжением происходит в год 
несколько случаев гибели людей. Не меньше 
ремонтников гибнет на железной дороге, ведь 
прохождение грузового состава равноценно 
короткому замыканию. 

Межотраслевые правила по охране труда 

(правила безопасности) нацелены на защиту 
рабочего места и работника. Между тем в части 
эксплуатации электроустановок (ПОТ Р М) они 
нуждаются в серьёзной корректировке, посколь-
ку не учитывают многие факторы, связанные 
с работами под наведённым напряжением. 
Прежде всего МПОТ неточно определяют ВЛ, 
находящиеся под наведённым напряжением. 
Кроме того, они ухудшают условия безопасно-
сти, запрещая в определённых случаях зазем-
ление ВЛ по концам (в РУ, п.4.15.53). Помимо 
прочего, Межотраслевые правила ограничивают 
количество рабочих бригад до одной на ВЛ при 
отсутствии заземлений по концам и ухудшают 
условия безопасности данной бригады. Для 
работы на двух и более участках ВЛ Межотрас-
левыми правилами предусмотрено разделение 
ВЛ на электрически не связанные участки, что 
также ухудшает условия безопасности.

МПОТ также не в полной мере учитывают 

требования Правил устройства электроустано-
вок (ПЭУ) к составу защитных мер при прямом 
и косвенном прикосновении. Кроме того, они 

содержат требования включения заземляющих 
ножей со стороны подстанции при отключении 
заземляющих ножей линейных разъединителей 
со стороны ВЛ, что снижает системную надёж-
ность.

Что ещё важно: у нас есть понятие «наве-

дённое напряжение», которое считается отно-
сительно безопасным до 25 В, и есть понятие 
«напряжение прикосновения» (20 В), заложенное 
в ГОСТе 12.1.038-82. Этот научно выверенный 
ГОСТ регламентирует допустимые напряжения 
прикосновений в нормальном и аварийном режи-
мах. Когда готовились Межотраслевые правила 
по охране труда, ГОСТа 12.1.038-82 ещё не было. 
Но теперь он появился, и цифры по обоим напря-
жениям необходимо гармонизировать. Более 
того, на мой взгляд, следует вообще отказаться 
от понятия «наведённое напряжение» и пользо-
ваться понятием «напряжение прикосновения». 
И всё рассчитывать на напряжение прикоснове-
ния в соответствии с этим ГОСТом.

Защита персонала от поражений током остаёт-

ся одной из ключевых проблем для любой энер-
гетической компании. Более десяти лет назад 
для защиты персонала в России был разработан 
защитный комплект, позволяющий полностью 
снять проблему напряжения прикосновения. 
Сегодня такие комплекты выпускает ЗАО «Энер-
гоформ». 

Конструкция комплекта интересна и оптималь-

на (рис. 2).

Защитный костюм выполняется в двух вари-

антах — зимнем и летнем. Он создан таким 

Рис. 2. Конструкция и схема замещения защитного комплекта ЗАО «Энергоформ» 


Page 4
background image

64

Сборник докладов XIX заседания Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

образом, что даже в самых сложных, самых 
непредвиденных ситуациях при работе на ВЛ под 
наведённым напряжением человек полностью 
защищён от поражения током и даже не ощуща-
ет прохождения тока по костюму.

В комплект входят защитная электропрово-

дящая куртка и полукомбинезон, защитные 
электропроводящие перчатки, ботинки, съёмный 
лицевой экран и пр. Этот комплект используется 
не только для работ под наведённым напряже-
нием, но и просто при работе под напряжением. 
К защитному костюму предъявляются очень 
жёсткие требования, и всем им он соответствует.

При разработке данного костюма был прове-

дён большой объём всевозможных испытаний 
как в лабораторных, так и в полевых условиях. 
В ходе лабораторных испытаний по манекену 
пропускали ток до 100 А и не получили ни одного 
прорыва тока на манекен. А во время полевых 
испытаний действие защитного костюма прове-
рил на себе один из его разра-
ботчиков. Мы спросили его, что 
он почувствовал, когда по нему 
прошёл ток 50 А (в реальных 
условиях ток обычно бывает от 
1 до 10 А)? Он ответил: «Почув-
ствовал тепло. Неприятных 
ощущений не было». Именно 
этого мы и добивались. 

Кроме того, проводились 

испытания защитного комплек-
та и на железной дороге. Здесь 
были созданы предельно 

жёсткие условия. Однако 
костюм не только выдержал 
экзамен, но и впоследствии, 
по слухам, спас жизнь сотруд-
нику РЖД, попавшему под 
напряжение во время работы 
на контактной сети. 

Защитные комплекты для 

работы под напряжением 
входят в реестр бесплатной 
выдачи спецформы. Это 
достаточно дорогой костюм — 
один комплект стоит около 
50 тысяч рублей. Но жизнь 
человека стоит неизмеримо 
дороже, поэтому все линейные 
бригады должны обеспечи-
ваться такого рода комплекта-

ми. В ФСК ЕЭС этому правилу неукоснительно 
следуют уже несколько лет. Закупают такие 
комплекты и в Холдинге МРСК.

В заключение хочу отметить, что защитные 

комплекты, используемые при работе на ВЛ, не 
исключают необходимости заземлений и соблю-
дения правил техники безопасности и охраны 
труда. Они только дают человеку шанс остаться 
в живых в самых безнадёжных ситуациях. 


Оригинал статьи: Предложение по организации работ на воздушных линиях электропередачи в условиях наведённого напряжения

Читать онлайн

Работа на воздушных линиях электропередачи всегда связана с повышенной опасностью. Даже если персонал выполняет все требования Межотраслевых правил охраны труда, он не застрахован от несчастного случая. Причин для этого более чем достаточно.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Резкие перестройки и изменения СУОТ опасны

Интервью Охрана труда / Производственный травматизм
Интервью с заведующей кафедрой инженерной экологии и охраны труда НИУ «МЭИ», генеральным директором Ассоциации НАОТ Ольгой Кондратьевой
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Использование машинного обучения для определения максимально возможного значения наведенного напряжения на отключенной линии электропередачи

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Охрана труда / Производственный травматизм
Горшков А.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Особенности технологии защитного заземления при работах на ВЛ, находящихся под наведенным напряжением

Воздушные линии Работа под напряжением Охрана труда / Производственный травматизм
Платонова Е.Г. Мюльбаер А.А. Целебровский Ю.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»