![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/pravila-tehnologicheskogo-funkcionir/W7Hi3j001.jpg)
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/pravila-tehnologicheskogo-funkcionir/W7Hi3j002.jpg)
6
АКЦЕНТ
а
к
т
у
а
л
ь
н
о
е
и
н
т
е
р
в
ь
ю
актуа
льное интервью
—
Николай
Григорьевич
,
что
определяют
Правила
технологиче
-
ского
функционирования
электро
-
энергетических
систем
?
Правила
технологического
функ
-
ционирования
электроэнергети
-
ческих
систем
устанавливают
тех
-
нологические
основы
надёжного
функционирования
и
развития
Еди
-
ной
энергетической
системы
России
.
Они
определяют
минимально
необ
-
ходимые
технические
требования
,
правила
,
принципы
и
условия
со
-
вместной
работы
объектов
электро
-
энергетики
и
энергопринимающих
установок
потребителей
в
составе
энергосистемы
.
Правила
определя
-
ют
«
границы
допустимого
»
и
«
преде
-
Правила
технологического
функционирования
электроэнергетических
систем
В 2013 году завершена разработка Правил технологи-
ческого функционирования электроэнергетических си-
стем — базового отраслевого документа, формирующего
единые для всех субъектов отрасли технические правила
и устанавливающего обязательные требования, обеспе-
чивающие надёжное функционирование и развитие ЕЭС
России. Написание проекта правил и его согласование с
отраслевым энергетическим сообществом длилось четы-
ре года. Финальным этапом этой работы стало обществен-
ное обсуждение документа на портале regulation.gov.ru,
которое завершилось в декабре прошлого года. ОАО
«СО ЕЭС» принимало непосредственное участие в раз-
работке документа и не по-
наслышке знает, что та-
кое энергосистема и как
она работает. О том, что
представляют собой Пра-
вила, зачем они нужны
и насколько актуальны,
рассказывает первый за-
меститель председателя
Правления ОАО «СО ЕЭС»
Николай ШУЛЬГИНОВ.
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/pravila-tehnologicheskogo-funkcionir/W7Hi3j003.jpg)
7
№
1 (22),
январь
–
февраль
, 2014
КОММЕНТАРИЙ
Гурген
Ольховский
,
президент
ОАО
«
ВТИ
»,
член
-
корр
.
РАН
,
д
.
т
.
н
.,
профессор
:
Разработанные
Правила
представляют
со
-
бой
нормативный
документ
системного
ха
-
рактера
,
который
интегрирует
требования
к
процессам
технологического
управления
энер
-
госистемой
,
объектам
электроэнергетики
и
основному
оборудованию
с
учётом
развития
рыночных
отношений
и
принципиальных
изме
-
нений
в
структуре
отрасли
.
Данный
документ
является
необходимым
для
обеспечения
надёжного
функционирования
электроэнергетики
.
Безусловно
,
как
любой
нормативный
технический
документ
,
Правила
должны
актуализироваться
с
течением
времени
,
так
как
появляются
но
-
вые
технические
решения
и
требования
.
На
данный
момент
Правила
ох
-
ватывают
все
основные
направления
,
документ
подготовлен
качествен
-
но
.
В
своих
работах
ОАО
«
ВТИ
»
уже
ориентируется
на
выполнение
Правил
.
Любые
правила
представляют
собой
определённые
обязательные
для
выполнения
требования
,
накладывают
дополнительные
обязательства
и
иногда
ограничения
.
Наличие
правил
и
законов
в
обществе
,
их
соблюде
-
ние
—
один
из
признаков
его
цивилизованности
.
лы
возможного
»
для
линий
электро
-
передачи
,
оборудования
,
устройств
,
в
целом
электростанций
и
подстан
-
ций
в
части
тех
аспектов
их
работы
,
которые
значимы
для
нормального
функционирования
энергосистемы
.
—
То
есть
требования
Правил
на
-
правлены
на
обеспечение
надёж
-
ной
работы
всей
энергосистемы
?
—
Безусловно
.
Единая
энергоси
-
стема
—
это
сложнейший
техноло
-
гический
комплекс
,
связывающий
общим
электроэнергетическим
ре
-
жимом
тысячи
объектов
электро
-
энергетики
и
энергопринимающих
установок
потребителей
в
непре
-
рывном
едином
процессе
произ
-
водства
,
передачи
,
распределения
и
потребления
электрической
энергии
.
Энергосистема
и
режимы
её
работы
характеризуются
целым
набором
па
-
раметров
.
Постоянное
нахождение
их
в
области
допустимых
значений
является
одним
из
главных
условий
устойчивой
и
надёжной
работы
энер
-
госистемы
и
основной
задачей
,
ре
-
шаемой
Системным
оператором
.
Но
установления
требований
только
к
этим
параметрам
для
нор
-
мальной
работы
энергосистемы
не
-
достаточно
.
Энергосистему
нельзя
рассматривать
как
нечто
отдельное
,
не
связанное
с
составляющими
её
элементами
—
линиями
электро
-
передачи
,
электростанциями
,
под
-
станциями
,
энергопринимающими
установками
,
входящими
в
их
со
-
став
оборудованием
и
устройствами
.
Важно
и
необходимо
,
чтобы
все
эти
элементы
обладали
определёнными
характеристиками
,
позволяющими
им
работать
совместно
,
не
ухудшая
режимов
работы
других
объектов
и
энергосистемы
в
целом
.
Для
этого
соответствующие
характеристики
и
параметры
объектов
электроэнерге
-
тики
,
их
оборудования
и
устройств
,
обеспечивающие
возможность
ра
-
боты
в
составе
энергосистемы
,
долж
-
ны
быть
предусмотрены
ещё
на
ста
-
дии
проектирования
,
реализованы
в
процессе
строительства
(
реконструк
-
ции
)
и
поддерживаться
на
протяже
-
нии
всего
периода
их
эксплуатации
.
Это
касается
в
том
числе
и
пара
-
метров
,
требования
к
которым
исхо
-
дят
из
естественных
физических
про
-
цессов
:
в
энергосистеме
всегда
будут
возникать
короткие
замыкания
,
со
-
провождающиеся
большими
значе
-
ниями
токов
,
асинхронные
режимы
,
коммутационные
перенапряжения
,
электродинамические
нагрузки
на
оборудование
.
Никто
никогда
не
ис
-
ключит
возможность
отказа
в
работе
оборудования
и
устройств
,
появле
-
ние
в
энергосистеме
динамически
продолжительных
токовых
перегру
-
зок
на
оборудовании
.
В
любой
энер
-
госистеме
неизбежно
существуют
колебательные
процессы
,
наличие
которых
определяет
необходимость
их
демпфировать
.
Любой
объект
в
составе
энергосистемы
изначально
должен
быть
готов
к
работе
в
таких
условиях
и
,
соответственно
,
отвечать
обусловленным
ими
требованиям
.
Соблюдение
единых
,
обязатель
-
ных
для
всех
субъектов
электроэнер
-
гетики
правил
является
главным
условием
надёжной
и
безопасной
работы
как
энергосистемы
,
так
и
от
-
расли
в
целом
.
—
Расскажите
,
пожалуйста
,
под
-
робнее
,
какие
процессы
,
характе
-
ристики
,
области
взаимодействия
регламентируют
Правила
и
на
ка
-
кие
объекты
распространяются
?
—
Как
я
уже
сказал
,
предмет
регу
-
лирования
Правил
ограничен
вопро
-
сами
,
связанными
с
функционирова
-
нием
объектов
электроэнергетики
и
энергопринимающих
установок
в
со
-
ставе
энергосистемы
.
Именно
поэто
-
му
действие
Правил
распространяет
-
ся
только
на
объекты
,
оказывающие
Роман
Бердников
,
первый
заместитель
гене
-
рального
директора
по
технической
политике
ОАО
«
Россети
»:
Обновление
нормативно
-
технической
базы
электроэнергетики
является
актуальной
пробле
-
мой
в
течение
последних
лет
.
В
электросетевом
комплексе
не
хватает
современных
НТД
обще
-
обязательного
характера
,
которые
бы
учитыва
-
ли
постреформенную
структуру
отношений
в
от
-
расли
,
новые
подходы
к
технике
и
технологиям
.
Кроме
того
,
обновлённая
нормативно
-
техническая
база
станет
основой
для
проведения
единой
технической
политики
в
электросетевом
комплек
-
се
,
расстановки
приоритетов
для
инвестиций
,
обеспечения
надёжного
и
безопасного
электроснабжения
,
повышения
качества
услуг
сетевых
ор
-
ганизаций
,
т
.
е
.
решения
тех
задач
,
которые
поставлены
государством
в
Стратегии
развития
электросетевого
комплекса
Российской
Федерации
.
Правила
технологического
функционирования
электроэнергетических
си
-
стем
—
это
первый
и
необходимый
шаг
в
данном
направлении
.
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/pravila-tehnologicheskogo-funkcionir/W7Hi3j004.jpg)
8
АКЦЕНТ
значимое
влияние
на
работу
энер
-
госистемы
—
генерирующие
объек
-
ты
,
объекты
Единой
национальной
(
общероссийской
)
электрической
сети
и
другие
объекты
электросете
-
вого
хозяйства
классом
напряжения
110
кВ
и
выше
,
а
также
энергопри
-
нимающие
установки
потребителей
в
части
условий
их
работы
в
составе
энергосистемы
.
Правила
содержат
требования
к
планированию
развития
,
планиро
-
ванию
и
управлению
режимами
ра
-
боты
энергосистем
,
к
организации
и
осуществлению
оперативно
-
дис
-
петчерского
управления
и
оператив
-
но
-
технологического
управления
в
электроэнергетике
,
устанавливают
порядок
и
условия
взаимодействия
субъектов
электроэнергетики
и
по
-
требителей
электрической
энергии
в
целях
обеспечения
надёжного
и
устойчивого
функционирования
электроэнергетической
системы
,
качественного
и
надёжного
снаб
-
жения
потребителей
электрической
энергией
.
Кроме
того
,
Правила
устанавли
-
вают
системные
требования
к
ли
-
ниям
электропередачи
,
оборудова
-
нию
электрических
станций
и
сетей
,
электроустановкам
потребителей
,
обеспечивающие
возможность
их
работы
в
составе
энергосистемы
,
определяют
требования
к
релейной
защите
и
автоматике
,
информацион
-
но
-
технологической
инфраструктуре
,
организации
работы
с
персоналом
субъектов
электроэнергетики
и
т
.
д
.
Все
вышеперечисленные
требо
-
вания
составляют
основу
существо
-
вания
Единой
энергосистемы
.
—
Но
ведь
многие
из
этих
требо
-
ваний
хорошо
знакомы
субъектам
электроэнергетики
?
—
Я
бы
даже
сказал
,
что
пода
-
вляющее
большинство
требований
Правил
—
это
ранее
нормативно
закреплённые
в
отраслевых
доку
-
ментах
требования
,
которые
сейчас
выполняются
«
по
старой
памяти
».
Правилами
также
закрепляются
на
нормативном
уровне
требования
,
фактически
выполняемые
субъекта
-
ми
электроэнергетики
,
несмотря
на
их
отсутствие
в
существующей
нор
-
мативно
-
технической
документации
.
Часть
действующих
в
настоящее
время
требований
дополнена
меха
-
низмами
и
принципами
их
реализа
-
ции
.
Это
позволит
установить
чёткий
перечень
и
порядок
выполнения
обязательных
требований
,
повысить
прозрачность
функционирования
энергокомпаний
и
предотвратить
возможность
принятия
неэффектив
-
ных
решений
.
Ряд
требований
,
устанавливае
-
мых
Правилами
,
смягчены
относи
-
тельно
действующих
в
настоящее
время
.
Например
,
персоналу
ГЭС
предоставлено
право
самостоятель
-
но
определять
состав
включённых
в
работу
гидрогенераторов
в
целях
выполнения
заданного
диспетчер
-
ского
графика
.
Данное
требование
минимизирует
время
,
необходимое
оперативному
персоналу
для
изме
-
нения
режима
работы
ГЭС
,
увели
-
чивает
возможность
применения
внутристанционной
оптимизации
,
направленной
на
увеличение
общей
эффективности
ГЭС
.
Ещё
один
при
-
мер
—
введено
требование
,
которое
исключает
необходимость
субъекту
электроэнергетики
обеспечивать
каналы
связи
для
передачи
телеме
-
трической
информации
с
одного
объ
-
екта
электроэнергетики
в
несколько
диспетчерских
центров
субъекта
опе
-
ративно
-
диспетчерского
управления
.
После
ввода
Правил
собственникам
достаточно
будет
обеспечить
пере
-
дачу
телеметрической
информации
только
в
один
диспетчерский
центр
.
А
некоторые
из
существующих
требований
Правилами
вообще
ис
-
ключаются
.
Например
,
теперь
не
нужно
будет
в
обязательном
порядке
устанавливать
два
и
более
устройств
основных
защит
на
кабельных
лини
-
ях
электропередачи
.
Конечно
же
,
Правила
содержат
и
новые
нормы
,
в
основном
разрабо
-
танные
с
учётом
сложившейся
прак
-
тики
ликвидации
крупных
аварий
,
анализа
опыта
функционирования
ЕЭС
России
,
изменений
в
принципах
взаимоотношений
между
субъекта
-
ми
электроэнергетики
в
«
пострефор
-
менный
»
период
и
необходимости
решения
актуальных
задач
,
стоящих
перед
отраслью
.
—
В
конце
прошлого
года
в
прес
-
се
и
в
интернете
было
много
публи
-
каций
о
том
,
что
принятие
Правил
приведёт
к
гигантским
затратам
со
стороны
субъектов
отрасли
.
Называлась
фантастическая
сум
-
ма
в
300
млрд
рублей
.
Неужели
принятие
Правил
потребует
таких
расходов
и
замены
почти
всего
введённого
в
последние
годы
обо
-
рудования
?
—
Нет
,
не
потребует
.
Понятно
,
что
эти
выступления
в
большинстве
случаев
имели
заказной
характер
и
были
инициированы
незаинтересо
-
ванными
в
установлении
чётких
и
прозрачных
требований
субъектами
,
получающими
дополнительные
«
ди
-
виденды
»
от
работы
на
российском
электроэнергетическом
рынке
без
единых
технологических
«
правил
игры
».
Отсутствие
закреплённых
на
нормативном
уровне
обязательных
технических
требований
даёт
им
до
-
полнительные
возможности
эконо
-
мить
на
важных
для
всех
вопросах
обеспечения
устойчивой
работы
энергосистемы
.
Правила
не
предусматривают
мо
-
дернизации
электроэнергетического
и
электротехнического
оборудова
-
ния
,
работающего
в
составе
Единой
энергетической
системы
России
.
В
основной
своей
части
оборудова
-
ние
ЕЭС
России
соответствует
требо
-
ваниям
,
указанным
в
проекте
Пра
-
вил
,
поскольку
сходные
требования
применялись
при
проектировании
,
строительстве
и
эксплуатации
энер
-
госистемы
в
СССР
,
а
впоследствии
,
до
середины
2000-
х
годов
—
в
Рос
-
сийской
Федерации
.
Для
действующего
оборудования
,
характеристики
которого
не
соответ
-
ствуют
адаптированным
к
современ
-
ным
условиям
требованиям
,
а
также
для
начатых
реализацией
проектов
,
под
которые
уже
выполнено
проек
-
тирование
и
/
или
законтрактовано
оборудование
,
сделаны
отступления
в
виде
сроков
или
условий
вступле
-
ния
таких
требований
в
силу
либо
оговорки
о
возможности
неприме
-
нения
к
этим
объектам
соответству
-
ющих
требований
.
Такого
рода
отсту
-
пления
предусмотрены
,
например
,
для
требований
к
продолжительности
работы
генерирующего
оборудова
-
ния
в
определённых
диапазонах
ча
-
стот
электрического
тока
,
к
нижнему
пределу
регулировочного
диапазона
газомазутных
и
пылеугольных
энер
-
гоблоков
,
к
созданию
резервного
топливного
хозяйства
и
запасов
ре
-
зервного
или
аварийного
топлива
на
ТЭС
,
в
отношении
требования
к
возможности
работы
парогазовых
установок
с
отключённой
паровой
турбиной
или
неполным
составом
га
-
зотурбинных
установок
и
т
.
д
.
Причём
,
что
немаловажно
,
сроки
введения
в
действие
всех
вышеука
-
занных
требований
определялись
при
непосредственном
участии
ге
-
нерирующих
компаний
,
с
учётом
их
текущих
возможностей
.
Новые
правила
и
требования
,
для
реализации
которых
необходима
ре
-
конструкция
,
модернизация
оборудо
-
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/pravila-tehnologicheskogo-funkcionir/W7Hi3j005.jpg)
9
№
1 (22),
январь
–
февраль
, 2014
Валентин
Баринов
,
заведующий
отделением
ОАО
«
ЭНИН
им
.
Г
.
М
.
Кржижановского
»,
председатель
ТК
007,
д
.
т
.
н
.:
Для
обеспечения
надёжности
работы
электроэнер
-
гетического
комплекса
страны
необходимы
правила
,
регламентирующие
порядок
работы
всех
объектов
и
устройств
,
входящих
в
состав
электроэнергетических
систем
России
.
Такие
правила
существуют
во
всех
энергообъединениях
мира
.
Законом
«
О
техническом
регулировании
»
практически
все
ранее
выпущенные
отраслевые
документы
и
стандарты
были
переведены
в
ранг
документов
добровольного
применения
,
а
проведённое
в
последние
годы
реформирование
отрасли
существенно
осложнило
управление
электро
-
энергетическим
комплексом
страны
.
Разработанные
правила
технологического
функционирования
электроэнерге
-
тических
систем
(
Правила
)
регламентируют
работу
электроэнергетических
объ
-
ектов
в
составе
этих
систем
в
современных
условиях
.
Наличие
этих
правил
явля
-
ется
непременным
условием
надёжной
работы
электроэнергетических
систем
.
Проект
Правил
прошёл
ряд
обсуждений
с
участием
представителей
энер
-
гокомпаний
,
научных
и
проектных
организаций
и
был
рассмотрен
дважды
на
совместном
заседании
Научного
совета
РАН
по
проблемам
надёжности
и
без
-
опасности
больших
систем
энергетики
и
Научно
-
технической
коллегии
НП
«
НТС
ЕЭС
».
По
результатам
рассмотрения
были
внесены
дополнения
и
изменения
в
обсуждаемые
проекты
Правил
.
В
представленном
к
утверждению
Правитель
-
ством
проекте
Правил
достаточно
полно
и
квалифицированно
регламентирует
-
ся
порядок
функционирования
электроэнергетических
систем
.
Технический
комитет
по
стандартизации
«
Системная
надежность
в
электро
-
энергетике
» (
ТК
007)
в
развитие
Правил
принял
участие
в
разработке
и
осуще
-
ствил
экспертизу
ряда
национальных
стандартов
группы
«
Единая
энергетическая
система
и
изолированно
работающие
системы
.
Оперативно
-
диспетчерское
управление
»,
которые
к
настоящему
времени
уже
утверждены
Росстандартом
:
•
ГОСТ
Р
55105
−
2012 «…
Автоматическое
противоаварийное
управление
режимами
энергосистем
.
Противоаварийная
автоматика
энергосистем
.
Нормы
и
требования
».
Введён
в
действие
01.07.2013
г
.;
•
ГОСТ
Р
55438
−
2013 «…
Релейная
защита
и
автоматика
.
Взаимодействие
субъектов
электроэнергетики
и
потребителей
электрической
энергии
при
создании
(
модернизации
)
и
эксплуатации
.
Общие
требования
».
Ввод
в
действие
01.04.2014
г
.;
•
ГОСТ
Р
55608
−
2013 «…
Переключения
в
электроустановках
.
Общие
требо
-
вания
».
Ввод
в
действие
01.07.2014
г
.;
•
ГОСТ
Р
55890-2013 «…
Регулирование
частоты
и
перетоков
активной
мощ
-
ности
.
Нормы
и
требования
».
Ввод
в
действие
01.09.2014
г
.
В
настоящее
время
ведётся
совместная
с
Системным
оператором
разра
-
ботка
еще
6
проектов
национальных
стандартов
по
системной
надёжности
,
сто
-
ящих
в
плане
ТК
007
на
экспертизу
и
передачу
на
утверждение
в
Росстандарт
в
2014
году
.
Правила
,
естественно
,
налагают
определённые
требования
на
работу
элек
-
троэнергетических
субъектов
хозяйствования
в
электроэнергетике
,
что
связано
с
возможными
материальными
затратами
и
проведением
организационных
ме
-
роприятий
.
Однако
эти
Правила
не
внесли
каких
-
либо
избыточных
требований
по
организации
функционирования
энергосистем
.
Требования
Правил
преследуют
цель
создания
(
применения
)
оборудования
и
схем
сетей
,
удовлетворяющих
усло
-
виям
их
работы
в
составе
энергосистемы
,
что
отвечает
положению
Федерально
-
го
закона
«
Об
электроэнергетике
» (
ст
. 14),
где
указано
,
что
«
Системный
оператор
осуществляет
участие
в
формировании
и
выдаче
при
присоединении
субъектов
электроэнергетики
к
Единой
национальной
(
общероссийской
)
электрической
сети
и
территориальным
распределительным
сетям
технологических
требований
,
обеспечивающих
их
работу
в
составе
Единой
энергетической
системы
России
».
КОММЕНТАРИЙ
вания
,
распространяются
только
на
вновь
сооружаемые
и
комплексно
реконструируемые
объекты
электро
-
энергетики
.
При
этом
никакого
про
-
ведения
специальной
кампании
по
замене
существующего
оборудова
-
ния
в
целях
приведения
его
в
соот
-
ветствие
с
Правилами
не
предпола
-
гается
.
Таким
образом
,
принятие
Правил
не
способно
привести
к
дополнитель
-
ным
затратам
субъектов
отрасли
и
вызвать
рост
тарифов
на
электриче
-
скую
энергию
для
конечных
потре
-
бителей
.
К
слову
,
и
мы
и
Минэнерго
России
просили
авторов
«
алармист
-
ских
»
сценариев
предоставить
ме
-
тодику
проведения
ими
расчётов
,
подтверждающую
озвученные
фан
-
тастические
многомиллиардные
сум
-
мы
,
но
так
её
и
не
получили
.
—
Насколько
требования
Пра
-
вил
выполнимы
для
отечественно
-
го
машиностроения
и
не
приведут
ли
они
к
снижению
его
конкуренто
-
способности
?
—
Новых
требований
,
которые
не
может
выполнять
отечествен
-
ное
машиностроение
,
в
Правилах
нет
.
Поэтому
говорить
о
каком
-
либо
снижении
конкурентоспособности
отечественной
промышленности
не
приходится
.
Более
того
,
Правила
служат
заслоном
для
ввоза
в
страну
импортного
оборудования
,
не
соот
-
ветствующего
уровню
,
достигнутому
отечественной
электроэнергетикой
и
создающего
угрозу
для
нормальной
работы
энергосистемы
.
Один
из
та
-
ких
примеров
—
на
подстанциях
были
установлены
импортные
устройства
передачи
команд
противоаварийной
автоматики
,
которые
при
обычных
неисправностях
в
цепях
постоянного
тока
ложно
формировали
управляю
-
щие
воздействия
.
В
результате
могла
сложиться
ситуация
,
при
которой
без
необходимости
могло
быть
прекра
-
щено
электроснабжение
большого
количества
потребителей
.
Устране
-
ние
этих
недостатков
потребовало
значительных
усилий
и
дополнитель
-
ных
финансовых
затрат
со
стороны
собственников
,
значительно
превы
-
шающих
затраты
на
изначальное
приобретение
устройств
с
требуемы
-
ми
характеристиками
.
—
Николай
Григорьевич
,
по
-
чему
потребность
в
разработке
и
принятии
Правил
возникла
имен
-
но
сейчас
?
Разве
существующей
нормативной
базы
недостаточно
для
обеспечения
надёжной
работы
энергосистемы
?
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/pravila-tehnologicheskogo-funkcionir/W7Hi3j006.jpg)
10
АКЦЕНТ
—
ЕЭС
России
—
сложнейшая
рас
-
пределённая
техническая
система
,
которая
требует
самостоятельной
регламентации
.
В
России
норматив
-
ному
регулированию
работы
энер
-
госистемы
до
настоящего
времени
практически
не
уделялось
внимания
.
Тот
факт
,
что
действующее
законо
-
дательство
недостаточно
для
целей
установления
требований
к
функци
-
онированию
и
развитию
энергоси
-
стемы
,
признаётся
всем
энергетиче
-
ским
сообществом
.
В
советские
времена
вопросы
соответствия
энергетического
обо
-
рудования
требованиям
системной
надёжности
решались
при
помощи
ГОСТов
.
После
СССР
нормативно
-
тех
-
ническое
регулирование
в
энергети
-
ке
перешло
в
сферу
корпоративных
и
отраслевых
актов
,
основные
из
них
—
приказы
по
ОАО
РАО
«
ЕЭС
России
»
и
ведомственные
акты
.
После
вступле
-
ния
в
силу
Федерального
закона
«
О
техническом
регулировании
»
и
рас
-
формирования
РАО
«
ЕЭС
России
»
по
-
давляющее
большинство
норматив
-
но
-
технических
документов
(
НТД
)
в
области
электроэнергетики
остались
вне
правового
пространства
.
Развиваемая
сегодня
систе
-
ма
технических
регламентов
Та
-
моженного
союза
устанавливает
требования
только
к
продукции
в
материально
-
вещественной
фор
-
ме
и
процессам
её
производства
,
хранения
,
перевозки
,
реализации
и
утилизации
.
Она
не
учитывает
спе
-
цифических
,
характерных
только
для
электроэнергетики
процессов
и
не
позволяет
сформулировать
требова
-
ния
к
энергосистеме
и
работе
объек
-
тов
электроэнергетики
в
её
составе
.
Действующий
Федеральный
за
-
кон
«
О
техническом
регулировании
»
также
ориентирован
исключительно
на
обеспечение
безопасности
про
-
дукции
,
а
отношения
,
связанные
с
разработкой
,
принятием
,
примене
-
нием
и
исполнением
требований
к
обеспечению
надёжности
и
безопас
-
ности
электроэнергетических
систем
и
объектов
электроэнергетики
,
вы
-
ведены
из
сферы
его
применения
.
Кроме
того
,
закон
«
О
техническом
регулировании
»
переводит
все
иные
НТД
,
кроме
технических
регламен
-
тов
,
в
разряд
документов
доброволь
-
ного
применения
.
Иными
словами
,
ключевые
для
отрасли
нормативно
-
технические
документы
,
такие
как
Правила
технической
эксплуатации
электрических
станций
и
сетей
,
Пра
-
вила
устройства
электроустановок
и
ряд
других
,
получили
неопределён
-
ный
правовой
статус
.
К
тому
же
многие
из
существу
-
ющих
нормативно
-
технических
до
-
кументов
безнадёжно
устарели
и
не
учитывают
как
минимум
20-
летний
период
развития
энергосистемы
и
технологий
в
области
электроэнерге
-
тики
.
Например
,
ни
в
одном
норма
-
тивном
документе
не
определены
требования
к
работе
парогазовых
установок
(
ПГУ
),
внедрению
микро
-
процессорных
устройств
релейной
защиты
и
автоматики
,
строительству
цифровых
подстанций
нового
поко
-
ления
,
энергоснабжению
мегаполи
-
сов
.
Отсутствуют
такие
понятия
как
WAMS, PMU, PSS, FACTS,
фазопово
-
ротные
устройства
,
вставки
постоян
-
ного
тока
,
альтернативные
источни
-
ки
энергии
, SCADA, CIM,
без
которых
сложно
себе
представить
работу
со
-
временной
энергосистемы
.
Таким
образом
,
целый
комплекс
системообразующих
для
отрасли
от
-
ношений
,
связанных
с
обеспечени
-
ем
надёжной
и
безопасной
работы
энергосистемы
,
остался
нерегламен
-
тированным
и
выпал
как
из
сферы
регулирования
законодательства
об
электроэнергетике
,
так
и
из
сферы
законодательства
о
техническом
ре
-
гулировании
.
Отрицательный
эффект
от
отсутствия
в
отрасли
единых
техно
-
логических
правил
уже
заметен
.
Поэтому
и
потребовалось
при
-
нятие
на
уровне
постановления
Правительства
РФ
комплексного
нормативного
правового
акта
,
опре
-
деляющего
правила
работы
электро
-
энергетических
систем
в
Российской
Федерации
,
адаптированные
к
струк
-
туре
и
новым
отношениям
в
отрасли
,
актуализированные
с
учётом
новых
подходов
и
прогрессивных
техно
-
логий
в
энергомашиностроении
,
электротехнике
,
электроэнергетике
и
обязательные
для
всех
субъектов
электроэнергетики
и
потребителей
электрической
энергии
.
—
Вы
сказали
о
заметном
отри
-
цательном
эффекте
отсутствия
в
отрасли
единых
обязательных
пра
-
вил
.
В
чём
это
проявляется
?
—
В
последние
годы
в
динамично
развивающейся
ЕЭС
России
наблю
-
дается
тенденция
к
увеличению
коли
-
чества
системных
аварий
,
причины
которых
лежат
,
в
первую
очередь
,
в
отсутствии
в
электроэнергетике
обя
-
зательных
требований
.
В
частности
,
обязательных
требований
по
обе
-
спечению
согласованного
действия
технологических
защит
с
допустимы
-
ми
режимами
работы
оборудования
,
участию
генерирующего
оборудо
-
вания
в
первичном
регулировании
частоты
,
объёмам
и
срокам
прове
-
дения
технического
обслуживания
устройств
РЗА
,
обеспечивающего
их
надёжную
работу
в
течение
всего
срока
эксплуатации
,
допуску
персо
-
нала
к
самостоятельной
работе
толь
-
ко
после
обучения
и
проверки
зна
-
ний
и
многих
других
.
Увеличилось
количество
аварий
на
новом
,
недавно
введённом
в
экс
-
плуатацию
оборудовании
,
вызван
-
ных
в
том
числе
несоответствием
этого
оборудования
требованиям
,
обусловленным
работой
в
Единой
энергосистеме
России
.
К
примеру
,
отсутствие
в
Россий
-
ской
Федерации
требований
к
допу
-
стимому
диапазону
работы
газовых
турбин
в
аварийных
ситуациях
,
свя
-
занных
со
значительным
снижением
частоты
в
энергосистеме
,
привело
к
тому
,
что
в
последние
годы
участи
-
лись
случаи
закупки
и
установки
на
электростанциях
ЕЭС
России
ПГУ
и
ГТУ
с
газовыми
турбинами
,
допу
-
стимый
диапазон
работы
которых
по
частоте
электрического
тока
в
энергосистеме
меньше
допустимого
диапазона
работы
по
частоте
другого
генерирующего
оборудования
.
Со
-
ответственно
,
при
авариях
в
энер
-
госистеме
,
связанных
с
глубоким
дефицитом
активной
мощности
и
снижением
частоты
,
указанные
газо
-
вые
турбины
будут
отключаться
,
что
приведёт
к
усугублению
аварийной
ситуации
и
отключению
нагрузки
по
-
требителей
в
больших
объёмах
.
Другой
пример
—
попытки
гене
-
рирующих
компаний
установить
на
электростанциях
автоматические
ре
-
гуляторы
возбуждения
(
АРВ
)
сильно
-
го
действия
синхронных
генераторов
с
алгоритмами
,
разработанными
в
соответствии
только
с
западными
стандартами
и
не
адаптированными
к
условиям
ЕЭС
России
.
Уже
зафик
-
сирован
ряд
случаев
неправильной
работы
АРВ
,
приводившей
к
возник
-
новению
аварийных
ситуаций
.
Так
,
в
Тюменской
энергосистеме
по
причи
-
не
неправильного
действия
устрой
-
ства
АРВ
одного
из
генераторов
возникли
синхронные
качания
,
отго
-
лоски
которых
были
«
ощутимы
»
в
про
-
тивоположной
части
ЕЭС
России
—
в
энергосистеме
Северо
-
Запада
,
а
сама
Тюменская
энергосистема
была
на
грани
полного
погашения
.
Фактически
на
чашах
весов
с
одной
стороны
—
всего
лишь
одно
устрой
-
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/pravila-tehnologicheskogo-funkcionir/W7Hi3j007.jpg)
11
№
1 (22),
январь
–
февраль
, 2014
КОММЕНТАРИЙ
Фёдор
Веселов
,
заведующий
отделом
развития
и
ре
-
формирования
электроэнергетики
ИНЭИ
РАН
,
к
.
э
.
н
.:
Правила
технологического
функционирования
электроэнергетических
систем
являются
системным
и
целостным
документом
,
который
после
принятия
станет
своеобразным
«
центром
кристаллизации
»
для
новой
системы
нормативно
-
технических
документов
(
НТД
),
регламентирующих
основные
технологические
требо
-
вания
к
оборудованию
,
системам
управления
,
порядку
и
процедурам
взаимодействия
субъектов
электроэнер
-
гетики
в
различных
аспектах
функционирования
и
пла
-
нирования
развития
электроэнергетики
.
Необходимость
создания
такой
системы
в
жизненно
важной
инфраструктур
-
ной
отрасли
обусловлена
недостаточным
и
несистемным
вниманием
к
вопросам
технического
регулирования
в
действующем
законодательстве
,
неопределённым
правовым
статусом
и
легитимностью
значительной
части
отраслевых
документов
,
разработанных
в
СССР
и
в
период
существования
ОАО
РАО
«
ЕЭС
России
»,
требую
-
щих
пересмотра
с
учётом
современных
технологических
и
экономических
реалий
.
Принятие
Правил
позволит
перейти
к
очень
трудной
,
но
критически
необходи
-
мой
системной
работе
по
корректировке
и
гармонизации
положений
существу
-
ющего
массива
НТД
,
обеспечивающей
практическую
реализацию
заложенных
в
нём
требований
,
ускорению
работы
по
подготовке
национальных
стандартов
,
относящихся
к
сфере
электроэнергетики
,
с
приданием
статуса
обязательных
как
минимум
стандартам
«
общесистемного
значения
».
Важной
частью
этого
процесса
должно
стать
дальнейшее
совершенствование
методической
базы
планирования
развития
электроэнергетических
систем
и
техно
-
логического
присоединения
к
ЕЭС
,
включая
новую
редакцию
«
Методических
указа
-
ний
по
проектированию
энергосистем
…»
и
разработку
сопутствующих
методик
по
обоснованию
основных
составляющих
перспективных
балансовых
расчётов
с
учё
-
том
факторов
системной
надёжности
и
надёжности
энергоснабжения
потребителей
,
интеграции
в
энергосистему
источников
распределённой
генерации
и
др
.
Как
первый
шаг
в
начале
любого
пути
,
принятие
Правил
является
трудным
,
ответственным
решением
,
затрагивающим
часто
не
совпадающие
интересы
субъектов
отрасли
и
регуляторов
.
Однако
пройти
этот
путь
нужно
,
постоянно
со
-
блюдая
тонкий
баланс
между
требованиями
надёжности
и
эффективности
функ
-
ционирования
и
развития
электроэнергетики
.
ство
,
а
с
другой
— 8%
электропотре
-
бления
России
.
Аналогичный
пример
в
сетевом
комплексе
—
установка
нескольких
десятков
высоковольтных
выклю
-
чателей
110
кВ
и
выше
,
не
соответ
-
ствующих
климатическим
условиям
,
что
привело
к
одновременной
их
не
-
работоспособности
в
течение
одних
суток
.
Хорошо
,
что
в
тот
момент
не
было
условий
,
при
которых
требова
-
лось
отключение
указанных
выклю
-
чателей
,
иначе
…
Аналогично
приведённому
мною
примеру
про
способность
генериру
-
ющего
оборудования
работать
при
определённом
уровне
частоты
есть
примеры
в
сетевом
комплексе
.
Не
так
давно
в
Московской
энергоси
-
стеме
в
электрической
сети
220
кВ
были
использованы
кабели
,
макси
-
мальное
рабочее
напряжение
для
которых
равно
245
кВ
.
При
этом
всё
остальное
оборудование
соот
-
ветствовало
привычным
нам
«
совет
-
ским
»
требованиям
— 252
кВ
.
Появ
-
ление
всего
одного
такого
элемента
одномоментно
исключило
возмож
-
ность
использования
существую
-
щего
оборудования
во
всём
разре
-
шённом
для
него
диапазоне
,
как
следствие
—
существенно
большее
применение
средств
компенсации
реактивной
мощности
,
увеличение
потерь
электроэнергии
,
увеличение
случаев
применения
противоава
-
рийной
автоматики
Отсутствие
Правил
в
рыночных
условиях
функционирования
отрасли
также
приводит
к
несогласованным
,
разрозненным
действиям
со
сторо
-
ны
собственников
технологически
связанных
объектов
электроэнер
-
гетики
,
что
значительно
снижает
на
-
дёжность
энергосистемы
и
зачастую
сводит
к
нулю
эффективность
от
реа
-
лизуемых
мер
.
В
качестве
примера
приведу
созданный
ещё
два
года
на
-
зад
на
Калининской
АЭС
современ
-
ный
комплекс
противоаварийной
автоматики
,
позволяющий
реализо
-
вывать
необходимую
(
не
избыточ
-
ную
)
логику
формирования
управля
-
ющих
воздействий
.
Комплекс
до
сих
пор
не
введён
в
промышленную
экс
-
плуатацию
из
-
за
отсутствия
на
смеж
-
ных
,
связанных
со
станцией
объектах
(
так
называемых
«
обратных
концах
»)
устройств
,
обеспечивающих
его
пол
-
ноценное
функционирование
.
Перечень
таких
примеров
можно
продолжить
.
—
Как
обстоят
дела
с
норматив
-
ным
обеспечением
надёжности
энергосистем
в
других
странах
?
Они
сталкиваются
с
такими
же
проблемами
?
—
В
отличие
от
России
,
во
всех
крупных
энергосистемах
мира
требо
-
вания
к
функционированию
энерго
-
системы
,
техническим
характеристи
-
кам
,
параметрам
и
режимам
работы
объектов
электроэнергетики
в
её
со
-
ставе
установлены
в
отдельном
до
-
кументе
либо
своде
документов
,
составляющем
основу
нормативно
-
технологического
регулирования
в
области
электроэнергетики
.
К
сегодняшнему
дню
в
США
и
государствах
Западной
Европы
,
где
реформирование
отрасли
проводи
-
лось
в
1990—2000-
е
годы
,
создана
развитая
система
организационно
-
технических
норм
и
правил
,
уста
-
навливаемых
общенациональными
документами
обязательного
харак
-
тера
.
Полномочиями
по
разработке
нормативно
-
технических
докумен
-
тов
общесистемного
значения
и
контролю
соответствия
обязатель
-
ным
требованиям
наделены
специ
-
альные
регулирующие
органы
или
системные
операторы
.
Их
деятель
-
ность
,
в
свою
очередь
,
контролирует
государство
.
В
энергосистемах
США
и
Кана
-
ды
поддержанием
и
совершенство
-
ванием
надёжности
с
2006
года
занимается
некоммерческая
орга
-
низация
Североамериканская
кор
-
порация
электрической
надёжности
(North American Electric Reliability
Corporation, NERC).
Основной
инстру
-
мент
обеспечения
надёжности
—
до
-
кументы
,
называемые
Стандартами
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/pravila-tehnologicheskogo-funkcionir/W7Hi3j008.jpg)
12
АКЦЕНТ
надёжности
.
Это
правила
планиро
-
вания
и
эксплуатации
,
обязательные
для
электроэнергетических
компа
-
ний
.
В
общей
сложности
в
США
суще
-
ствует
более
130
таких
стандартов
.
Страны
Евросоюза
имеют
соб
-
ственные
национальные
системные
кодексы
.
В
Великобритании
действу
-
ет
Системный
кодекс
(The Grid Code),
в
Италии
—
Кодекс
по
передаче
,
дис
-
петчированию
,
развитию
и
обеспе
-
чению
надёжности
энергосистемы
(Code for transmission, dispatching,
development and security).
Во
Фран
-
ции
принят
Свод
технических
пра
-
вил
для
основной
электрической
сети
,
разработанный
системным
оператором
RTE.
В
Германии
дей
-
ствуют
Кодекс
магистральных
се
-
тей
(Transmission Code),
а
также
Кодекс
распределительных
сетей
(Distribution Code).
Страны
североев
-
ропейского
энергетического
объеди
-
нения
Nord Pool (
Дания
,
Норвегия
,
Финляндия
,
Швеция
)
имеют
единый
системный
кодекс
.
Эту
многоуровневую
норматив
-
ную
структуру
«
венчают
»
документы
Евросоюза
—
Директива
2005/89/
EC
по
мерам
обеспечения
надёж
-
ности
электроснабжения
и
инве
-
стирования
в
инфраструктуру
и
Третий
пакет
законов
о
рынках
электроэнергии
и
газа
,
принятый
постановлениями
EC 714/2009
и
ЕС
713/2009.
В
соответствии
с
этими
документами
в
Общеевропейском
объединении
операторов
электро
-
передачи
ENTSO-E
с
2006
года
действует
общеобязательный
,
регу
-
лярно
пересматриваемый
Эксплуа
-
тационный
кодекс
Континентальной
Европы
.
В
настоящее
время
в
объ
-
единении
ENTSO-E
идёт
разработка
девяти
кодексов
по
трём
направле
-
ниям
,
одним
из
которых
является
функционирование
энергосистемы
.
Указанные
кодексы
будут
утвержде
-
ны
Еврокомиссией
в
качестве
обя
-
зательных
документов
.
Таким
образом
,
всем
европей
-
ским
компаниям
,
работающим
в
электроэнергетике
России
,
хорошо
знакома
практика
поддержания
си
-
стемной
надёжности
с
помощью
единых
обязательных
правил
,
испол
-
нение
которых
контролируется
госу
-
дарственными
органами
.
—
Как
проходил
процесс
разра
-
ботки
и
общественного
обсужде
-
ния
Правил
?
—
Работа
над
документом
велась
под
эгидой
Министерства
энергетики
Российской
Федерации
.
Разработка
проекта
Правил
была
начата
ещё
в
2010
году
.
Затем
в
марте
2011
года
этот
вопрос
обсуждался
на
заседа
-
нии
Президиума
Госсовета
,
по
ре
-
зультатам
которого
президент
России
дал
поручение
внести
в
законода
-
тельство
изменения
,
предусматрива
-
ющие
установление
технологических
правил
работы
электроэнергетиче
-
ских
систем
и
входящих
в
них
объек
-
тов
в
целях
повышения
ответствен
-
ности
субъектов
электроэнергетики
за
обеспечение
надёжности
их
функ
-
ционирования
.
К
середине
2010
года
структура
и
основные
положения
Правил
были
разработаны
.
За
последующие
три
года
документ
прошёл
несколько
стадий
обсуждения
и
согласования
в
профессиональном
сообществе
—
с
ведущими
научно
-
исследователь
-
скими
,
проектными
организациями
,
заводами
-
изготовителями
оборудо
-
вания
,
электросетевыми
и
генери
-
рующими
компаниями
,
представи
-
телями
сообщества
потребителей
электроэнергии
.
Работа
проводилась
как
на
двусторонней
,
так
и
на
много
-
сторонней
основах
.
Завершающим
шагом
стало
раз
-
мещение
проекта
Правил
на
интер
-
нет
-
портале
www.regulation.gov.ru.
и
его
общественное
обсуждение
в
де
-
кабре
2013
г
.
—
Системный
оператор
прини
-
мал
активное
участие
в
подготов
-
ке
проекта
Правил
.
Как
скажется
принятие
Правил
на
деятельности
самого
Системного
оператора
?
По
-
сле
принятия
Правил
осуществлять
оперативно
-
диспетчерское
управ
-
ление
энергосистемой
станет
лег
-
че
или
сложнее
?
—
Сейчас
,
выполняя
задачи
пла
-
нирования
и
управления
электро
-
энергетическим
режимом
ЕЭС
Рос
-
сии
,
Системный
оператор
действует
,
опираясь
во
многом
на
внутренние
локальные
акты
.
Правила
поднима
-
ют
регламентацию
деловых
процес
-
сов
по
оперативно
-
диспетчерскому
управлению
на
нормативный
уро
-
вень
,
что
повысит
открытость
и
про
-
зрачность
действий
ОАО
«
СО
ЕЭС
».
Например
,
Правила
вводят
тре
-
бование
,
исключающее
возмож
-
ность
осуществлять
в
отношении
оборудования
одного
распредели
-
КОММЕНТАРИЙ
Владимир
Старшинов
,
главный
специалист
-
экс
-
перт
Технологического
филиала
ОАО
«
Концерн
Росэнергоатом
»,
заведующий
кафедрой
«
Электри
-
ческие
станции
»
НИУ
«
МЭИ
»,
к
.
т
.
н
.,
профессор
:
Электроэнергетика
является
основой
функцио
-
нирования
экономики
и
жизнеобеспечения
страны
,
включает
в
себя
комплекс
технологических
отноше
-
ний
,
возникающих
в
процессе
производства
и
пере
-
дачи
электрической
и
тепловой
энергии
субъекта
-
ми
электроэнергетики
.
Правила
технологического
функционирования
электроэнергетических
систем
(
ПТФЭЭС
)
направлены
на
решение
задачи
по
обеспечению
надёжной
и
без
-
опасной
работы
всего
энергетического
комплекса
.
Генерирующая
компания
ОАО
«
Концерн
Росэнергоатом
»
является
одной
из
крупнейших
составляющих
Единой
энергетической
системы
РФ
(
доля
по
мощностям
составляет
пример
-
но
16%,
в
ближайшей
перспективе
планируется
строительство
28
энергобло
-
ков
).
Надёжность
и
безопасность
—
основная
задача
,
решаемая
ОАО
«
Кон
-
церн
Росэнергоатом
»
в
процессе
производства
электроэнергии
.
В
части
функционирования
АЭС
Проект
ПТФЭЭС
согласован
специали
-
стами
ОАО
«
Концерн
Росэнергоатом
» (
протокол
от
20.12.12
утверждён
заме
-
стителем
генерального
директора
А
.
В
.
Шутиковым
).
Согласование
касалось
обеспечения
безопасной
работы
энергоблоков
АЭС
при
отклонениях
от
но
-
минальных
условий
функционирования
энергосистемы
.
Можно
предположить
,
что
отдельными
представителями
сообщества
ока
-
зывается
сопротивление
принятию
этого
документа
по
соображениям
узкой
корпоративной
выгоды
.
ОАО
«
Концерн
Росэнергоатом
»
берёт
на
себя
долю
ответственности
и
затрат
на
обеспечение
надежной
и
безопасной
работы
энергетического
комплекса
страны
.
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/pravila-tehnologicheskogo-funkcionir/W7Hi3j009.jpg)
13
№
1 (22),
январь
–
февраль
, 2014
тельного
устройства
диспетчерское
управление
из
разных
диспетчерских
центров
.
Введено
новое
требование
по
разработке
прогнозных
балансов
на
осенне
-
зимний
период
и
период
экстремально
высоких
температур
с
целью
анализа
ожидаемой
режим
-
но
-
балансовой
ситуации
,
обеспе
-
чения
безаварийного
прохождения
периодов
максимальных
нагрузок
в
энергосистеме
в
условиях
аномаль
-
но
низких
и
экстремально
высоких
температур
наружного
воздуха
.
В
Правилах
формализуются
под
-
ходы
и
принципы
,
в
соответствии
с
которыми
субъект
оперативно
-
дис
-
петчерского
управления
осуществля
-
ет
принятие
технических
решений
по
развитию
энергосистемы
—
разра
-
ботке
схемы
и
программы
развития
ЕЭС
России
,
определению
требова
-
ний
,
предъявляемых
к
схемам
вы
-
дачи
мощности
электростанций
,
схе
-
мам
внешнего
электроснабжения
и
включаемых
в
технические
условия
в
целях
создания
технической
воз
-
можности
технологического
присо
-
единения
.
Вводится
новое
требование
к
субъекту
оперативно
-
диспетчерского
управления
по
обязательной
пере
-
даче
субъектам
электроэнергетики
телеметрической
информации
для
оперативно
-
технологического
управ
-
ления
,
что
приводит
к
снижению
за
-
трат
субъектов
электроэнергетики
,
так
как
исключает
необходимость
организации
собственниками
допол
-
нительных
каналов
связи
с
принадле
-
жащих
им
объектов
.
В
Правилах
определены
требо
-
вания
к
порядку
расчёта
резервов
первичного
,
вторичного
и
третичного
регулирования
при
планировании
электроэнергетического
режима
энергосистемы
,
зафиксированы
требования
к
планированию
субъ
-
ектом
оперативно
-
диспетчерского
управления
ремонтов
и
техническо
-
го
обслуживания
линий
электропе
-
редачи
,
оборудования
и
устройств
,
являющихся
объектами
диспетчери
-
зации
и
многие
другие
требования
к
деятельности
Системного
оператора
,
делающие
его
действия
и
основания
принятия
им
решений
более
прогно
-
зируемыми
и
прозрачными
,
а
требо
-
вания
к
каждому
субъекту
электро
-
энергетики
—
более
предсказуемыми
.
Так
что
,
с
одной
стороны
,
Систем
-
ному
оператору
с
принятием
Правил
работать
будет
сложнее
.
Но
мы
гото
-
вы
к
таким
«
сложностям
».
—
В
прессе
высказывалось
мнение
,
что
Правила
перекладыва
-
ют
ответственность
за
надёжную
работу
энергосистемы
на
генера
-
цию
и
сетевые
компании
.
Это
так
?
—
Функции
по
планированию
и
управлению
электроэнергетическим
режимом
работы
энергосистемы
,
обеспечению
нахождения
параме
-
тров
работы
энергосистемы
в
до
-
пустимых
пределах
,
организации
режимного
и
противоаварийного
управления
,
формированию
свод
-
ных
годовых
и
месячных
графиков
ремонтов
,
рассмотрению
и
согла
-
сованию
диспетчерских
заявок
и
многие
-
многие
другие
по
-
прежнему
возложены
на
Системного
опера
-
тора
.
Для
статистики
:
примерно
200
пунктов
Правил
устанавливают
обязанности
Системного
оператора
,
требования
к
осуществляемой
им
деятельности
.
Ответственность
за
вы
-
полнение
указанных
обязанностей
и
последствия
осуществляемой
им
де
-
ятельности
с
Системного
оператора
никто
не
снимал
.
В
то
же
время
,
говоря
о
надёжной
работе
энергосистемы
,
нужно
посто
-
янно
помнить
,
что
её
нормальная
работа
не
гарантируется
только
дея
-
тельностью
Системного
оператора
.
Повторю
:
энергосистема
связывает
общим
электроэнергетическим
ре
-
жимом
множество
объектов
электро
-
энергетики
и
энергопринимающих
установок
,
каждый
из
которых
,
функ
-
ционируя
в
едином
процессе
произ
-
водства
,
передачи
,
распределения
и
потребления
электрической
энергии
,
оказывает
непосредственное
влия
-
ние
на
работу
энергоси
-
стемы
.
Поэтому
рассматри
-
вать
энергосистему
и
предъявлять
какие
-
ли
-
бо
требования
к
её
на
-
дёжности
можно
только
предъявляя
соответству
-
ющие
требования
ко
всем
элементам
энер
-
госистемы
и
происходя
-
щим
в
ней
процессам
—
как
к
оперативно
-
диспетчерскому
управлению
в
электроэнергетике
,
так
и
к
производству
,
передаче
,
рас
-
пределению
электрической
энергии
(
мощности
)
и
её
потреблению
в
той
части
,
в
которой
режимы
работы
и
технические
характеристики
энерго
-
принимающих
установок
влияют
на
режим
работы
энергосистемы
.
—
Предполагается
ли
после
вступления
в
силу
Правил
прини
-
мать
новые
или
актуализировать
действующие
нормативно
-
техни
-
ческие
документы
в
электроэнер
-
гетике
,
например
такие
,
как
ПТЭ
,
ПУЭ
?
—
Безусловно
.
Ещё
раз
напомню
,
что
Правила
—
это
основополагаю
-
щий
документ
,
устанавливающий
базовые
,
минимально
необходимые
требования
,
и
регламентировать
в
нём
все
вопросы
невозможно
.
При
-
нятие
Правил
—
важнейший
,
но
не
финальный
шаг
к
формированию
системы
нормативно
-
технического
регулирования
в
электроэнергетике
.
Правила
принимаются
не
вместо
существующих
НТД
,
а
вместе
с
ними
,
с
учётом
их
пересмотра
и
актуали
-
зации
.
Таким
образом
,
следующим
шагом
на
пути
к
формированию
стройной
и
,
главное
,
работоспособ
-
ной
нормативно
-
технической
базы
в
отечественной
электроэнергетике
должен
стать
пересмотр
ряда
дей
-
ствующих
документов
,
таких
как
Правила
технической
эксплуата
-
ции
электрических
станций
и
сетей
Российской
Федерации
,
Правила
устройства
электроустановок
,
Мето
-
дические
рекомендации
по
проек
-
тированию
развития
энергосистем
,
Правила
работы
с
персоналом
в
ор
-
ганизациях
электроэнергетики
и
др
.
Кроме
того
,
изменений
требует
и
сама
регуляторная
практика
.
Сейчас
принятие
фактически
любого
НТД
в
электроэнергетике
требует
внесения
изменений
в
федеральное
законо
-
дательство
.
На
наш
взгляд
,
для
об
-
легчения
процесса
создания
и
при
-
нятия
НТД
более
эффективным
было
бы
наделение
Минэнерго
России
полномочиями
по
утверждению
нор
-
мативных
правовых
актов
,
устанав
-
ливающих
обязательные
требова
-
ния
к
объектам
электроэнергетики
и
энергопринимающим
устройствам
,
к
входящим
в
их
состав
оборудованию
и
устройствам
,
к
процессам
их
про
-
ектирования
,
создания
,
реконструк
-
ции
,
модернизации
и
эксплуатации
.
Беседовала
Екатерина
ГУСЕВА
Оригинал статьи: Правила технологического функционирования электроэнергетических систем
В 2013 году завершена разработка Правил технологического функционирования электроэнергетических систем — базового отраслевого документа, формирующего единые для всех субъектов отрасли технические правила и устанавливающего обязательные требования, обеспечивающие надёжное функционирование и развитие ЕЭС России. Написание проекта правил и его согласование с отраслевым энергетическим сообществом длилось четыре года. Финальным этапом этой работы стало общественное обсуждение документа на портале regulation.gov.ru, которое завершилось в декабре прошлого года. ОАО «СО ЕЭС» принимало непосредственное участие в разработке документа и не понаслышке знает, что такое энергосистема и как она работает. О том, что представляют собой Правила, зачем они нужны и насколько актуальны, рассказывает первый заместитель председателя Правления ОАО «СО ЕЭС» Николай ШУЛЬГИНОВ.