«КАБЕЛЬ-news», № 6, 2013, www.kabel-news.ru
34
Производство
ÏÎÆÀÐÎÁÅÇÎÏÀÑÍÎÑÒÜ
Д
ля изготовления бортовой сети маги-
стрального пассажирского самолёта
применяется более 100 км проводов и
кабелей общим весом до 300 кг. Доля по-
лимерных электроизоляционных материалов от
общего веса проводов и кабелей составляет бо-
лее 50%.
Начиная с 70-х годов XX века в зарубежной
практике авиастроения, а затем и в современной
России всё более широкое применение стали на-
ходить электроизоляционные материалы на основе
соединений фтора: политетрафторэтилен (PTFE,
фторопласт-4Д), сополимер тетрафторэтилена с
этиленом (ETFE, XL-ETFE, фторопласт-40) и поли-
имид (PI).
Существенным фактором, определяющим при-
менение полимерных материалов, является их по-
жарная опасность, обусловленная горючестью и со-
путствующими процессами, которая определяется
в технике следующими характеристиками:
• горючестью, то есть способностью материала
загораться, поддерживать и распространять
процесс горения;
• дымовыделением при горении и воздействии
пламени;
• токсичностью продуктов горения и пиролиза —
разложения вещества под действием высоких
температур.
Рассмотрим более детально характеристики для
каждого изоляционного материала.
Систематические исследования по определению
степени деструкции и состава продуктов терми-
ческого разложения политетрафторэтилена были
проведены в период 1953—1960 гг. Национальным
бюро стандартов США установлено, что скорость
разложения политетрафторэтилена зависит только
от температуры, а количество летучих продуктов
пиролиза — от температуры и времени пиролиза.
Средняя скорость разложения политетрафторэти-
лена при температуре 400°С составляет 0,0012%
массы в минуту. Изучение состава летучих ком-
понентов показало, что основными компонентами
газа являются тетрафторэтилен — 97% и гекса-
фторпропилен — 3%.
Тетрафторэтилен CF2=CF2 — бесцветный
газ, без запаха, является малоопасным веще-
ством ГОСТ 12.1.007-76, ПДК 30 мг/м
3
. Эмиссия
при температуре 400°С на 1 кг политетрафтор-
этилена составляет 15 мг/мин.
Гексафторпропилен CF3CF=CF2 — бесцвет-
ный газ, является умеренно опасным веще-
ством ГОСТ 12.1.007-76, ПДК 5 мг/м
3
, летальная
концентрация — 0,3% по объёму. Эмиссия при
температуре 400°С на 1 кг политетрафторэтиле-
на составляет 0,5 мг/мин.
Исследованиями по определению степени де-
струкции и состава продуктов термического разло-
жения сополимера тетрафторэтилена с этиленом
установлено, что средняя скорость разложения при
температуре 320°С составляет 0,135% массы в ми-
нуту. При более низкой температуре, в сравнении
с политетрафторэтиленом, скорость разложения
и эмиссия газов происходит в 112 раз быстрее.
Основную часть летучих продуктов деструкции
составляет винилиденфторид 88% и фтористый
водород 12%. При полном выгорании полимера
образуется коксовый остаток — около 18% от из-
начальной массы.
Пожарная безопасность
изоляционных материалов
бортовой электрической
сети
Александр АЗАНОВ, заместитель главного технолога,
Владимир ЗАКАМСКИХ, начальник группы «Авиастроение»,
ООО «Камский кабель»
«КАБЕЛЬ-news», № 6, 2013, www.kabel-news.ru
35
Производство
ÏÎÆÀÐÎÁÅÇÎÏÀÑÍÎÑÒÜ
Винилиденфторид CH2=CF2 — бесцвет-
ный газ, является малоопасным веществом
ГОСТ 12.1.007-76, ПДК 500 мг/м
3
, летальная кон-
центрация — 12,8% по объёму. Эмиссия при
температуре 320°С на 1 кг сополимера тетра-
фторэтилена с этиленом составляет 123 мг/мин.
Фтористый водород HF — бесцветный газ,
является чрезвычайно опасным веществом
ГОСТ 12.1.007-76, ПДК 0,05 мг/м
3
, летальная кон-
центрация — 0,16% по объёму. Эмиссия при тем-
пературе 320°С на 1 кг сополимера тетрафтор-
этилена с этиленом составляет 12,2 мг/мин.
Исследованиями по определению степени де-
струкции и состава продуктов термического раз-
ложения полиимида установлено, что средняя
скорость разложения при температуре 400°С со-
ставляет 0,0017% массы в минуту. При деструкции
образуется углекислый газ. При полном выгорании
полимера появляется коксовый остаток около 65%
от изначальной массы, разрушение которого про-
исходит при температурах свыше 3000°С.
Итак, наиболее быстрое и сильное токсическое
воздействие на человека оказывают продукты го-
рения сополимера тетрафторэтилена с этиленом
(ETFE, XL-ETFE фторопласт-40), летальный исход
может наступить в течение 1 минуты нагревания
или горения 1 кг материала, в то время как для
политетрафторэтилена и полиимида — более чем
10 минут. Данный показатель определяет возмож-
ную длительность проведения эвакуации пассажи-
ров и экипажа в критической ситуации. Согласно
авиационным правилам АП-25.803(с) время для
эвакуации составляет 90 секунд.
Для определения возможности человеку ориен-
тироваться в пространстве при наступлении чрез-
вычайной ситуации нам потребуются результаты
испытаний на дымообразование при горении или
тлении. В 1989 году Техническим центром FAA
(США) были проведены испытания проводов с изо-
ляцией из сополимера тетрафторэтилена с эти-
леном. Испытаниям подвергались провода типов
MIL-W-22759/16, MIL-W-22759/41 и опытный обра-
зец с изоляцией модифицированного радиацией
сополимера тетрафторэтилена с этиленом (XL-ET-
FE). Значение светопроницаемости составляло от
10,5 до 77,5% при продолжительности испытания
20 минут. В 2013 году Испытательным центром ка-
бельной продукции ПНИПУ (г. Пермь) был испы-
тан провод марки МК 26-11 2,5 ТУ 16.705.375-85
с комбинированной изоляцией из политетрафтор-
этилена и полиимида производства ООО «Кам-
ский кабель» на соответствие требованиям ГОСТ Р
53315-2009 п. 5.5 (ПД1), измерения плотности дыма
при горении проводов проводились в соответствии
с ГОСТ IEC 61034-2-2011. При продолжительности
испытания в 37 минут минимальное зарегистриро-
ванное значение светопроницаемости составило
98,1%. При светопроницаемости 0—60% человек
теряет способность ориентироваться в простран-
стве. Таким образом, продукты горения политетра-
фторэтилена и полиимида не могут препятствовать
эвакуации пассажиров и экипажа в критической
ситуации, в то время как при горении сополимера
тетрафторэтилена с этиленом эвакуация будет за-
труднительной.
При разработке конструкции проводов для
обеспечения пожарной безопасности принято
руководствоваться значением кислородного ин-
декса электроизоляционного полимера. Соглас-
но проведённым исследованиям по стандарту
ASTM D 2863 политетрафторэтилен обладает кис-
лородным индексом более 95%, полиимид — более
50%, в то время как для сополимера тетрафторэти-
лена с этиленом показатель составляет лишь 31%
и может быть увеличен до 40% за счёт модифика-
ции и специальных добавок — антипиренов.
Существует несколько методик для проверки
проводов на нераспространение горения, одна из
которых изложена в Приложении F АП-25 п. I(а)
(3). Испытания были проведены на проводе марки
МК 26-11 2,5 ТУ 16-705.375-85 с комбинированной
изоляцией из политетрафторэтилена и полиимида
производства ООО «Камский кабель». Время воз-
действия горелки составило 30 с, время прекраще-
ния горения образцов — 0 с (требование не более
10 с), длина обгоревшего участка с учётом зоны,
находящейся в пламени, составила от 33 до 55 мм
(требование не более 75 мм). Согласно данным
фирмы Raychem для проводов SPEC 55PC с изоля-
цией из сополимера тетрафторэтилена с этиленом
(XL-ETFE) показатель времени прекращения горе-
ния образца составляет 0 с, показатель по длине
обгоревшего участка — 57 мм.
Вышеупомянутый метод испытаний не в полной
мере может воспроизвести чрезвычайную ситуа-
цию, поэтому было предложено провести испыта-
ния проводов на соответствие требованиям ГОСТ
Р 53315-2009 п. 5.3 (ПРГП 1б) и определить придел
распространения горения пучком проводов (кате-
гория А). Испытания проводились в соответствии
с ГОСР IEC 60332-3-22-2011. Испытаниям подверг-
ся провод марки МК 26-11 2,5 ТУ 16-705.375-85 с
комбинированной изоляцией из политетрафтор-
этилена и полиимида производства ООО «Камский
кабель», отрезки длиной 3,5 м в количестве 3501
шт. были уложены на вертикальной лестнице в 30
слоёв. Продолжительность испытания составила
40 минут, период времени до прекращения горе-
ния или тления составил 0 с, длина обугленной или
повреждённой пламенем части образцов — 0,6 м.
К примеру, для проводов с изоляцией из полиме-
ра с кислородным индексом 30% значение периода
«КАБЕЛЬ-news», № 6, 2013, www.kabel-news.ru
36
времени до прекращения горения или тления со-
ставляет 12 мин, длина обугленной или повреждён-
ной пламенем части образцов — 1,4 м.
На основании вышеизложенного можно конста-
тировать, что по совокупности характеристик наибо-
лее безопасными материалами являются полиимид
и политетрафторэтилен.
Так почему в зарубежной практике авиастроения,
а затем и в современной России стали применять
провода с изоляцией из сополимера тетрафтор-
этилена с этиленом?
Ответ предлагаем искать в технологиях наложе-
ния изоляции.
Во-первых
, сополимер тетрафторэтилена с эти-
леном перерабатывается способом экструзии в
одну стадию и скорость изолирования провода со-
ставляет 200—600 м/мин, в то время как изготовле-
ние провода с изоляцией из политетрафторэтилена
происходит в две стадии при скорости 6—10 м/мин.
Очевидно, что при низкой производительности из-
готовители проводов не в состоянии в полной мере
обеспечивать растущий спрос со стороны авиацион-
ных концернов.
Во-вторых
, для защиты меди от окисления в токо-
проводящих жилах и в экранах у проводов с изоля-
цией из сополимера тетрафторэтилена с этиленом
применяют олово. В проводах с изоляцией из поли-
тетрафторэтилена для защиты меди от окисления
в токопроводящих жилах и в экранах применяют
никель или серебро, так как температура и продол-
жительность технологического цикла не позволяют
применить олово и оловянно-свинцовые припои, что
и приводит к значительному удорожанию продукции.
В итоге единственным способом обеспечить со-
ответствие требованиям авиационных правил и
снизить неблагоприятное воздействие на челове-
ка при чрезвычайной ситуации продуктов горения
является ограничение массы и объёма сополимера
тетрафторэтилена с этиленом.
Для обеспечения надёжности бортовой электри-
ческой сети провода принято изготавливать с двух-
слойной экструдированной изоляцией. При такой
технологии изготовления радиальная толщина двух-
слойной изоляции бортовых проводов составляет
0,20 или 0,25 мм. В зарубежных стандартах имеются
допущения, по которым бортовыми проводами мо-
гут считаться провода с однослойной изоляцией из
сополимера тетрафторэтилена с этиленом радиаль-
ной толщиной не менее 0,13 мм, если провода име-
ют поверх изоляции металлический экран и защит-
ную оболочку. Данные допущения снижают массу и
объём полимера в конструкции провода в 2 раза, а
заодно надёжность и ресурс. В итоге на провода с
однослойной изоляцией из сополимера тетрафтор-
этилена с этиленом не распространяется требование
на устойчивость к воздействию электрической дуги.
1 — токопроводящие жилы из медных проволок,
покрытых
серебром;
2 — изоляция из плёнки СКЛФ-4Д;
3 — изоляция из плёнки ПМФ-С-352;
4 — экран из медных проволок, покрытых
серебром;
5 — защитная оболочка из плёнок Ф-4ЭН;
6 — СКЛФ-4Д. Диаметр — 2,38 мм, вес —
11,17
кг/км.
Электрическая прочность изоляции при толщине
0,13 мм составляет 3,02 кВ. Свои плюсы получает и
изготовитель проводов с однослойной изоляцией —
отсутствуют дополнительные затраты времени на
изготовление второго слоя, и тем самым выпуск уве-
личивается в двое.
Для сравнения: бортовой провод марки МКЭО 26-
14 (рис.) с экраном и с защитной оболочкой произ-
водства ООО «Камский кабель» имеет изоляцию из
шести слоёв общей радиальной толщиной 0,20 мм,
материал изоляции способен выдерживать воздей-
ствие электрической дуги в течение 250 с (ГОСТ
14906-77), электрическая прочность изоляции при
толщине 0,20 мм составляет не менее 20,1 кВ.
Существует также ещё одна особенность у со-
полимера тетрафторэтилена с этиленом, обуслов-
ленная способом его переработки. Формирование
изоляционного слоя происходит методом экструзии
из расплава полимера, после чего изоляция охлаж-
дается и в ней остаётся механическое напряжение.
При повторном нагреве срабатывает «эффект па-
мяти» полимера и изоляция даёт продольную усад-
ку — при неизменной длине токопроводящей жилы
длина изоляции становится меньше. Если продоль-
ная усадка изоляции происходит у провода в жгуте,
то в итоге образуется кольцевой разрыв изоляции
с появлением участка оголённой токопроводящей
жилы размером до 3 мм либо токопроводящая
жила под изоляцией образует петлю.
Практика проектирования бортовой электри-
ческой сети самолётов SSJ-100, Ан-140, Ан-148 и
МС-21 определила однополярность подхода к вы-
бору провода, где основными параметрами являют-
ся вес и размер. Такие параметры, как пожарная
безопасность, надёжность, а в итоге стоимость экс-
плуатации и снижение рисков остались в прошлом.
Рис. Конструкция
МКЭО 26-14 2х0,20 ТУ 16-705.375-85
Производство
ÏÎÆÀÐÎÁÅÇÎÏÀÑÍÎÑÒÜ
Оригинал статьи: Пожарная безопасность изоляционных материалов бортовой электрической сети
ООО «Камский кабель» производит изоляцию из шести слоёв общей радиальной толщиной 0,20 мм, материал изоляции способен выдерживать воздействие электрической дуги в течение 250 с (ГОСТ 14906-77), электрическая прочность изоляции при толщине 0,20 мм составляет не менее 20,1 кВ.