Поймать ветер в сеть

Page 1
background image

Page 2
background image

38

в

о

з

о

б

н

о

в

л

я

е

м

а

я

 э

н

е

р

г

е

т

и

к

а

возобновляемая энергетика

Поймать ветер в сеть

К

 2020 

году

 

отрасль

 

возоб

-

новляемой

 

энергетики

 

стала

 

одной

 

из

 

самых

 

динамично

 

развивающихся

 

в

 

стране

Масштабное

 

стро

-

ительство

 

генерирующих

 

мощностей

 

на

 

базе

 

ВИЭ

 

ведется

 

в

 19 

российских

 

регионах

По

 

программе

 

поддержки

 

ВИЭ

 

к

 2024 

году

 

должны

 

построить

 

около

 

5,4 

ГВт

 

мощностей

из

 

ко

-

торых

 1,5 

ГВт

 

уже

 

введены

 

в

 

эксплуатацию

.

Абдушукуров

 

П

.

Ф

.,

заместитель генерального директора по операционной деятельности,

главный инженер, вице-президент по тепловому бизнесу ПАО «Фортум»

УСТОЙЧИВОЕ

 

РАЗВИТИЕ

В январе 2018 года «Фортум» по-

строил первый в стране промыш-

ленный ветропарк — Ульяновскую 

ВЭС-1,  установленной  мощно-

стью 35 МВт. Сейчас в сотрудни-

честве  с  «РОСНАНО»  компания 

реализует  самую  масштабную 

в  России  инвестиционную  про-

грамму в сфере ветроэнергетики. 

Созданный на паритетной основе 

Фонд  развития  ветроэнергетики 

получил  право  на  строительство 

почти  2  ГВт  ветрогенерации  до 

2024  года.  В  портфеле  реали-

зованных  проектов  Фонда  четы-

ре  ВЭС  суммарной  мощностью 

350 МВт.

Строительство  всех  этих  ВЭС 

позволило накопить не только по-

ложительный опыт, но и заметить 

недостатки  в  нормативной  базе 

и техническом регулировании.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

 

ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Технологическое  присоединение 

(ТП)  к  электрическим  сетям  яв-

ляется  сферой  государственного 

регулирования.  Основной  норма-

тивно-правовой  акт,  определяю-

щий  процедуру  ТП  —  Постанов-

ление Правительства Российской 

Федерации  (ППРФ  от  27.12.2004 

№ 861).

В  соответствии  с  ППРФ  про-

цедура ТП от момента подачи за-

явки до момента подписания Акта 

об осуществлении ТП может рас-

тянуться на срок до 5 лет. Исходя 

из опыта строительства объектов 

электросетевого  хозяйства,  про-

изводство  оборудования,  строи-

тельно-монтажные  и  пусконала-

дочные  работы  занимают  всего 

8–9 месяцев. Все остальное вре-

мя процедуры ТП — это оформле-

ние бумаг.

Назрела  необходимость  упро-

щения  самой  процедуры  ТП  за 

счет  выполнения  многих  процес-

сов параллельно, снижения коли-

чества  согласований  и  обеспече-

ния  для  заявителя  возможности 

самостоятельно  реализовывать 

мероприятия  сетевой  организа-

ции  в  более  сжатые  сроки  и  за 

меньшую стоимость.

К  примеру,  определение  ме-

роприятий  для  присоединения 

к электрической сети (разработку 

схемы выдачи мощности — СВМ), 

по  аналогии  с  присоединениями 

к иным ресурсным организациям, 

целесообразно  включить  в  обя-

занности  Сетевой  организации, 

имеющей  все  вводные  данные 

по  характеристикам  сети.  Если 

результаты  СВМ  не  устроят  за-

явителя, у него должна быть воз-

можность  разработать  СВМ  са-

мостоятельно  с  использованием 

безвозмездно  передаваемых  Се-

тевой организацией и Системным 


Page 3
background image

39

оператором  (СО)  исходных  дан-

ных.

При осуществлении ТП к сетям 

ПАО  «ФСК  ЕЭС»  заявитель  вы-

нужден ожидать оферту договора 

ТП вплоть до 2 лет, так как плата 

по договору устанавливается ФАС 

только при наличии проектной до-

кументации, получившей положи-

тельное  заключение  экспертизы, 

и включения нового объекта в схе-

му  территориального  планирова-

ния.  Этап  разработки  ПД  и  экс-

пертизы для установления платы 

за  ТП  является  избыточным,  так 

как  все  технические  решения  ти-

пизированы,  определены  и  со-

гласованы  сторонами  на  стадии 

разработки  СВМ,  а  их  стоимость 

зафиксирована  государственным 

органом  в  стандартизированных 

тарифных ставках. Если, по мне-

нию  заявителя,  стоимость  ТП 

будет  являться  завышенной  или 

срок реализации мероприятия по 

ТП  окажется  неприемлемым,  то 

сетевая организация должна быть 

вправе  передать  выполнение  та-

ких  мероприятий  заявителю  по 

желанию последнего. Таким обра-

зом, за счет вынесения разработки 

ПД и экспертизы в параллельный 

процесс, процедуру ТП можно со-

кратить более чем на 6 месяцев, 

а за счет самостоятельной реали-

зации  заявителем  мероприятий 

сетевой  организации  —  еще  на 

год. Также порядка 9 месяцев ухо-

дит на процедуру внесения изме-

нения  в  схему  территориального 

планирования  РФ,  которую  необ-

ходимо упростить путем принятия 

решений на региональном уровне 

с  вынесением  на  федеральный 

только разногласий, а также пред-

усмотреть  возможность  осущест-

вления  процедуры  параллельно 

остальному  процессу  ТП  (заяви-

тельный характер с последующей 

формализацией).

Еще  одним  сдерживающим 

фактором  является  срок  форми-

рования технических условий (ТУ) 

на  ТП,  который  не  ограничен  за-

конодательно  и,  как  правило,  за-

нимает более 3 месяцев. Необхо-

димо на уровне ППРФ ограничить 

период  разработки  и  согласова-

ния ТУ четырьмя неделями.

Дополнительно  восемнадцать 

месяцев  будут  потеряны  заяви-

телем  в  случае  необходимости 

заключения  договора  ТП  сетевой 

организацией  с  вышестоящей 

сетевой  организацией  для  опре-

деления  платы  ТП.  Необходимо 

устанавливать  плату  для  заяви-

теля  одновременно  для  всех  ме-

роприятий,  необходимых  для  ТП 

заявителя, с разбиением по всем 

сетевым организациям, у которых 

требуется  выполнить  мероприя-

тия,  не  дожидаясь  урегулирова-

ния  отношений  между  сетевыми 

организациями.

Аналогичный  подход  необхо-

димо применить также для проце-

дуры  урегулирования  отношений 

сетевой  организации  с  третьими 

лицами,  который  увеличивает 

сроки  ТП  еще  на  год.  Заявитель 

по  закону  не  может  решать  воз-

никшие  проблемы  напрямую 

с  представителями  третьих  лиц, 

это входит в обязанности сетевой 

организации.  Но  срок  урегулиро-

вания  объективно  можно  сокра-

тить,  наделив  заявителя  правом 

и  механизмом  самостоятельно 

урегулировать  отношения  с  тре-

тьими лицами.

АВТОМАТИКА

 

И

 

ЦЕНТРЫ

 

УПРАВЛЕНИЯ

В  ходе  строительства  ВЭС  мы 

столкнулись  с  несовершенством 

законодательства  в  области  ком-

мерческого  учета  электрической 

энергии  и  мощности,  поставляе-

мой на ОРЭМ. В отличие от упро-

щенной  модели  учета  на  солнеч-

ных  электростанциях  (СЭС),  где 

измерения  производятся  в  отно-

шении  группы  солнечных  пане-

лей, для ВЭС применяется тради-

ционный подход с измерением как 

на  каждой  ветроэнергетической 

установке  (ВЭУ),  так  и  для  ГТП 

и ВЭС в целом.

Вследствие  чего  происходит 

удорожание ВЭУ, так как требуется 

изменять  ее  конструкцию  и  уста-

навливать  указанные  счетчики. 

Число ВЭУ на крупных ВЭС исчис-

ляется  десятками  единиц,  значит 

избыточные  расходы  становятся 

существенными.  Установленные 

счетчики  требуют  периодическо-

го обслуживания и поверки, и это 

вновь  приводит  к  появлению  до-

полнительных расходов.

Учитывая,  что  для  конечного 

потребителя  реальное  коммер-

ческое значение имеют лишь вы-

ходные  параметры  ВЭС  на  гра-

нице  ТП  и  электрической  сети, 

необходимо  применять  для  ВЭС 

системы  коммерческого  учета, 

аналогичные  применяемым  на 

СЭС,  —  устанавливать  счетчики 

только на ГТП (группах ВЭУ) и на 

отходящих  от  ВЭС  линиях  элек-

тропередачи.

Перспектива 

масштабного 

строительства  ВИЭ  также  тре-

бует  создания  дистанционных 

центров управления. Для Запада 

это нормальная практика, в Рос-

сии — нет. Объектом таких разме-

ров по определению невозможно 

управлять «по месту»! Это в лю-

бом  случае  удаленное  управле-

ние, и расстояние уже не играет 

роли. Цифровизация и существу-

ющие  технологии  позволяют  ве-

сти  оперативно-технологическое 

управление  вне  зависимости  от 

удаленности  центра  управления 

от  ВЭС,  в  том  числе  управлять 

распределенными 

объектами 

одновременно.

ПЕРВЫЕ

 

УСПЕХИ

Процесс  адаптации  нормативно-

правовой  базы  к  потребностям 

возобновляемой  энергетики  был 

запущен в начале 2017 года аппа-

ратом Правительства Российской 

Федерации,  и  благодаря  личной 

вовлеченности  министра  энерге-

тики  Александра  Новака  за  про-

шедшие  годы  был  достигнут  су-

щественный прогресс: к примеру, 

участники  ветроэнергетической 

отрасли добились отмены стопро-

центного  резервирования  обору-

дования  СВМ  ВЭС,  смогли  изме-

нить  критерии  уникальности  для 

ВЭУ.  Однако  на  этом  не  следует 

останавливаться.  Одним  из  са-

мых  обсуждаемых  вопросов  сле-

дующего  этапа  поддержки  ВИЭ 

в  России  остается  планомерное 

снижение  стоимости  технологий 

и капитальных затрат на реализа-

цию проектов. 

На  наш  взгляд,  при  решении 

этой  задачи  регулятору  стоит 

пристальное  внимание  уделить 

именно  расшивке  «бутылочных 

горлышек»  в  НПА.  Устранение 

организационных  барьеров  и  из-

быточных  требований  поможет 

значительно  повысить  конкурен-

тоспособность  возобновляемой 

энергетики в России.  

 4 (61) 2020


Читать онлайн

К 2020 году отрасль возобновляемой энергетики стала одной из самых динамично развивающихся в стране. Масштабное строительство генерирующих мощностей на базе ВИЭ ведется в 19 российских регионах. По программе поддержки ВИЭ к 2024 году должны построить около 5,4 ГВт мощностей, из которых 1,5 ГВт уже введены в эксплуатацию.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(75), ноябрь-декабрь 2022

Повышение надежности функционирования распределительных электрических сетей за счет эффективного применения систем накопления электроэнергии

Энергоснабжение / Энергоэффективность Возобновляемая энергетика / Накопители
Илюшин П.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(75), ноябрь-декабрь 2022

Исследование эффективности применения системы накопления электрической энергии в составе автономной гибридной энергоустановки для регулирования частоты

Энергоснабжение / Энергоэффективность Возобновляемая энергетика / Накопители
Нестеренко Г.Б. Армеев Д.В. Гладков Д.С. Зырянов В.М. Мячина А.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Способы обеспечения устойчивой работы ветроэнергетических установок ветровых электростанций в составе отечественных распределительных электрических сетей

Возобновляемая энергетика / Накопители
Симонов А.В. Илюшин П.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»