38
в
о
з
о
б
н
о
в
л
я
е
м
а
я
э
н
е
р
г
е
т
и
к
а
возобновляемая энергетика
Поймать ветер в сеть
К
2020
году
отрасль
возоб
-
новляемой
энергетики
стала
одной
из
самых
динамично
развивающихся
в
стране
.
Масштабное
стро
-
ительство
генерирующих
мощностей
на
базе
ВИЭ
ведется
в
19
российских
регионах
.
По
программе
поддержки
ВИЭ
к
2024
году
должны
построить
около
5,4
ГВт
мощностей
,
из
ко
-
торых
1,5
ГВт
уже
введены
в
эксплуатацию
.
Абдушукуров
П
.
Ф
.,
заместитель генерального директора по операционной деятельности,
главный инженер, вице-президент по тепловому бизнесу ПАО «Фортум»
УСТОЙЧИВОЕ
РАЗВИТИЕ
В январе 2018 года «Фортум» по-
строил первый в стране промыш-
ленный ветропарк — Ульяновскую
ВЭС-1, установленной мощно-
стью 35 МВт. Сейчас в сотрудни-
честве с «РОСНАНО» компания
реализует самую масштабную
в России инвестиционную про-
грамму в сфере ветроэнергетики.
Созданный на паритетной основе
Фонд развития ветроэнергетики
получил право на строительство
почти 2 ГВт ветрогенерации до
2024 года. В портфеле реали-
зованных проектов Фонда четы-
ре ВЭС суммарной мощностью
350 МВт.
Строительство всех этих ВЭС
позволило накопить не только по-
ложительный опыт, но и заметить
недостатки в нормативной базе
и техническом регулировании.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ
ПРИСОЕДИНЕНИЕ
Технологическое присоединение
(ТП) к электрическим сетям яв-
ляется сферой государственного
регулирования. Основной норма-
тивно-правовой акт, определяю-
щий процедуру ТП — Постанов-
ление Правительства Российской
Федерации (ППРФ от 27.12.2004
№ 861).
В соответствии с ППРФ про-
цедура ТП от момента подачи за-
явки до момента подписания Акта
об осуществлении ТП может рас-
тянуться на срок до 5 лет. Исходя
из опыта строительства объектов
электросетевого хозяйства, про-
изводство оборудования, строи-
тельно-монтажные и пусконала-
дочные работы занимают всего
8–9 месяцев. Все остальное вре-
мя процедуры ТП — это оформле-
ние бумаг.
Назрела необходимость упро-
щения самой процедуры ТП за
счет выполнения многих процес-
сов параллельно, снижения коли-
чества согласований и обеспече-
ния для заявителя возможности
самостоятельно реализовывать
мероприятия сетевой организа-
ции в более сжатые сроки и за
меньшую стоимость.
К примеру, определение ме-
роприятий для присоединения
к электрической сети (разработку
схемы выдачи мощности — СВМ),
по аналогии с присоединениями
к иным ресурсным организациям,
целесообразно включить в обя-
занности Сетевой организации,
имеющей все вводные данные
по характеристикам сети. Если
результаты СВМ не устроят за-
явителя, у него должна быть воз-
можность разработать СВМ са-
мостоятельно с использованием
безвозмездно передаваемых Се-
тевой организацией и Системным
39
оператором (СО) исходных дан-
ных.
При осуществлении ТП к сетям
ПАО «ФСК ЕЭС» заявитель вы-
нужден ожидать оферту договора
ТП вплоть до 2 лет, так как плата
по договору устанавливается ФАС
только при наличии проектной до-
кументации, получившей положи-
тельное заключение экспертизы,
и включения нового объекта в схе-
му территориального планирова-
ния. Этап разработки ПД и экс-
пертизы для установления платы
за ТП является избыточным, так
как все технические решения ти-
пизированы, определены и со-
гласованы сторонами на стадии
разработки СВМ, а их стоимость
зафиксирована государственным
органом в стандартизированных
тарифных ставках. Если, по мне-
нию заявителя, стоимость ТП
будет являться завышенной или
срок реализации мероприятия по
ТП окажется неприемлемым, то
сетевая организация должна быть
вправе передать выполнение та-
ких мероприятий заявителю по
желанию последнего. Таким обра-
зом, за счет вынесения разработки
ПД и экспертизы в параллельный
процесс, процедуру ТП можно со-
кратить более чем на 6 месяцев,
а за счет самостоятельной реали-
зации заявителем мероприятий
сетевой организации — еще на
год. Также порядка 9 месяцев ухо-
дит на процедуру внесения изме-
нения в схему территориального
планирования РФ, которую необ-
ходимо упростить путем принятия
решений на региональном уровне
с вынесением на федеральный
только разногласий, а также пред-
усмотреть возможность осущест-
вления процедуры параллельно
остальному процессу ТП (заяви-
тельный характер с последующей
формализацией).
Еще одним сдерживающим
фактором является срок форми-
рования технических условий (ТУ)
на ТП, который не ограничен за-
конодательно и, как правило, за-
нимает более 3 месяцев. Необхо-
димо на уровне ППРФ ограничить
период разработки и согласова-
ния ТУ четырьмя неделями.
Дополнительно восемнадцать
месяцев будут потеряны заяви-
телем в случае необходимости
заключения договора ТП сетевой
организацией с вышестоящей
сетевой организацией для опре-
деления платы ТП. Необходимо
устанавливать плату для заяви-
теля одновременно для всех ме-
роприятий, необходимых для ТП
заявителя, с разбиением по всем
сетевым организациям, у которых
требуется выполнить мероприя-
тия, не дожидаясь урегулирова-
ния отношений между сетевыми
организациями.
Аналогичный подход необхо-
димо применить также для проце-
дуры урегулирования отношений
сетевой организации с третьими
лицами, который увеличивает
сроки ТП еще на год. Заявитель
по закону не может решать воз-
никшие проблемы напрямую
с представителями третьих лиц,
это входит в обязанности сетевой
организации. Но срок урегулиро-
вания объективно можно сокра-
тить, наделив заявителя правом
и механизмом самостоятельно
урегулировать отношения с тре-
тьими лицами.
АВТОМАТИКА
И
ЦЕНТРЫ
УПРАВЛЕНИЯ
В ходе строительства ВЭС мы
столкнулись с несовершенством
законодательства в области ком-
мерческого учета электрической
энергии и мощности, поставляе-
мой на ОРЭМ. В отличие от упро-
щенной модели учета на солнеч-
ных электростанциях (СЭС), где
измерения производятся в отно-
шении группы солнечных пане-
лей, для ВЭС применяется тради-
ционный подход с измерением как
на каждой ветроэнергетической
установке (ВЭУ), так и для ГТП
и ВЭС в целом.
Вследствие чего происходит
удорожание ВЭУ, так как требуется
изменять ее конструкцию и уста-
навливать указанные счетчики.
Число ВЭУ на крупных ВЭС исчис-
ляется десятками единиц, значит
избыточные расходы становятся
существенными. Установленные
счетчики требуют периодическо-
го обслуживания и поверки, и это
вновь приводит к появлению до-
полнительных расходов.
Учитывая, что для конечного
потребителя реальное коммер-
ческое значение имеют лишь вы-
ходные параметры ВЭС на гра-
нице ТП и электрической сети,
необходимо применять для ВЭС
системы коммерческого учета,
аналогичные применяемым на
СЭС, — устанавливать счетчики
только на ГТП (группах ВЭУ) и на
отходящих от ВЭС линиях элек-
тропередачи.
Перспектива
масштабного
строительства ВИЭ также тре-
бует создания дистанционных
центров управления. Для Запада
это нормальная практика, в Рос-
сии — нет. Объектом таких разме-
ров по определению невозможно
управлять «по месту»! Это в лю-
бом случае удаленное управле-
ние, и расстояние уже не играет
роли. Цифровизация и существу-
ющие технологии позволяют ве-
сти оперативно-технологическое
управление вне зависимости от
удаленности центра управления
от ВЭС, в том числе управлять
распределенными
объектами
одновременно.
ПЕРВЫЕ
УСПЕХИ
Процесс адаптации нормативно-
правовой базы к потребностям
возобновляемой энергетики был
запущен в начале 2017 года аппа-
ратом Правительства Российской
Федерации, и благодаря личной
вовлеченности министра энерге-
тики Александра Новака за про-
шедшие годы был достигнут су-
щественный прогресс: к примеру,
участники ветроэнергетической
отрасли добились отмены стопро-
центного резервирования обору-
дования СВМ ВЭС, смогли изме-
нить критерии уникальности для
ВЭУ. Однако на этом не следует
останавливаться. Одним из са-
мых обсуждаемых вопросов сле-
дующего этапа поддержки ВИЭ
в России остается планомерное
снижение стоимости технологий
и капитальных затрат на реализа-
цию проектов.
На наш взгляд, при решении
этой задачи регулятору стоит
пристальное внимание уделить
именно расшивке «бутылочных
горлышек» в НПА. Устранение
организационных барьеров и из-
быточных требований поможет
значительно повысить конкурен-
тоспособность возобновляемой
энергетики в России.
№
4 (61) 2020
Оригинал статьи: Поймать ветер в сеть
К 2020 году отрасль возобновляемой энергетики стала одной из самых динамично развивающихся в стране. Масштабное строительство генерирующих мощностей на базе ВИЭ ведется в 19 российских регионах. По программе поддержки ВИЭ к 2024 году должны построить около 5,4 ГВт мощностей, из которых 1,5 ГВт уже введены в эксплуатацию.