104
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
104
в
о
з
д
у
ш
н
ы
е
Л
Э
П
воздушные ЛЭП
Д
ля
значительной
части
(
до
65%)
существую
-
щих
воздушных
линий
электропередачи
(
ВЛ
)
35, 110, 150
и
220
кВ
,
т
.
е
.
линий
высокого
напряжения
(
ВН
),
в
силу
их
физического
и
морального
старения
не
отвечающих
в
полной
мере
требованиям
действующих
норм
и
регламентов
тех
-
нического
состояния
,
серьёзной
проблемой
является
снижение
реальной
пропускной
способности
.
Вслед
-
ствие
этого
возникает
необходимость
ограничения
токовых
нагрузок
,
уменьшения
перетоков
энергии
и
мощности
,
которые
могут
надёжно
и
безопасно
осу
-
ществляться
в
нормальных
и
послеаварийных
ре
-
жимах
работы
сетей
.
В
организационном
плане
это
приводит
к
тому
,
что
ранее
согласованные
между
сетевыми
компаниями
и
региональными
диспетчер
-
скими
управлениями
(
РДУ
),
являющимися
филиала
-
ми
ОАО
«
СО
ЕЭС
»,
режимные
параметры
работы
ВЛ
(
в
частности
,
величины
максимально
допустимых
то
-
ковых
нагрузок
)
требуют
пересмотра
и
приведения
в
соответствие
с
актуальным
техническим
состоянием
существующих
линий
ВН
.
До
того
момента
,
когда
техническое
состояние
ВЛ
будет
приведено
в
соответствие
с
тре
-
бованиями
норм
и
регламентов
,
ответ
-
ственность
за
нега
-
тивные
последствия
недопустимых
пере
-
грузок
объектов
су
-
ществующей
сете
-
вой
инфраструктуры
должна
в
равной
мере
возлагаться
как
на
предприятия
электрических
се
-
лей
,
так
и
на
дис
-
петчерские
служ
-
бы
,
обязанностью
которых
является
осуществление
сво
-
евременной
коррек
-
тировки
режимных
параметров
элемен
-
тов
сетевой
инфра
-
структуры
с
учётом
их
физического
,
мо
-
рального
старения
и
происходящей
со
временем
деграда
-
ции
.
Технология
верификации
пропускной
способности
ВЛ
хорошо
известна
[1,2],
достаточно
отработана
и
выполняется
с
применением
таких
последователь
-
ных
операций
,
как
сканирование
ВЛ
с
применением
воздушных
носителей
[3]
или
наземных
устройств
при
условии
обязательной
регистрации
метеороло
-
гических
и
режимных
параметров
,
характеризующих
состояние
ВЛ
,
глубокой
и
высокоточной
обработки
данных
съёмки
,
импорта
всех
имеющихся
данных
в
систему
(
рис
. 1)
автоматизированного
проектирова
-
ния
(
САПР
),
построения
объективно
отражающих
ак
-
Повышение пропускной
способности линий
электропередачи
высокого напряжения
Константин МЕХАНОШИН,
председатель Совета директоров
Группы Компаний ОПТЭН
Рис
. 1.
Состав
и
выходные
материалы
САПР
PLS-CADD
К
.
Механошин
К
.
Механошин
105
№ 1 (10), январь-февраль, 2012
105
№ 1 (10), январь-февраль, 2012
туальное
состояние
линий
2D
или
3D
моделей
как
самих
ВЛ
,
так
и
ре
-
льефа
прилегающей
местности
.
Сформированные
в
результате
применения
САПР
математические
модели
ВЛ
могут
быть
использованы
для
разработки
различных
инженер
-
ных
решений
,
всестороннего
ана
-
лиза
и
прогнозирования
поведения
объекта
в
любых
метеорологических
условиях
и
эксплуатационных
режи
-
мах
,
отличающихся
от
условий
в
мо
-
мент
выполнения
съёмки
.
Одной
из
наиболее
распростра
-
нённых
причин
снижения
пропуск
-
ной
способности
линий
ВН
являет
-
ся
фиксируемое
при
проведении
аэросканирования
несоответствие
действующим
нормативам
[4]
вер
-
тикальных
габаритов
проводов
до
земли
,
пересекаемых
ВЛ
низше
-
го
напряжения
,
до
находящихся
в
охранной
зоне
ВЛ
наземных
объек
-
тов
.
Выполненные
специалистами
группы
компаний
(
ГК
)
ОПТЭН
в
раз
-
личных
странах
мира
обследования
более
чем
100
тыс
.
км
ВЛ
позволи
-
ли
выявить
существенное
сниже
-
ние
габаритов
проводов
и
,
соответ
-
ственно
,
пропускной
способности
как
минимум
30%
обследованных
линий
ВН
,
срок
службы
которых
со
-
ставляет
30—40
лет
и
более
.
В
ре
-
зультате
верификации
установлено
,
что
зафиксированные
в
исполни
-
тельной
документации
значения
габаритов
не
учитывают
влияния
таких
факторов
,
как
происходящие
со
временем
изменения
рельефа
,
строительство
новых
и
реконструк
-
цию
существующих
коммуникаций
,
рост
культурного
слоя
(
особенно
заметный
на
территории
городов
).
К
важным
факторам
влияния
следу
-
ет
отнести
происходящую
с
течени
-
ем
времени
вытяжку
алюминиевых
и
АС
проводов
,
темп
которой
резко
возрастает
при
воздействии
на
про
-
вода
экстремальных
ветровых
,
го
-
лолёдных
нагрузок
и
их
сочетаний
.
На
линиях
электропередачи
,
техническое
состояния
которых
удовлетворяет
действующим
тре
-
бованиям
[4],
габарит
до
земли
не
должен
быть
нарушен
при
по
-
вышении
температуры
провода
до
максимально
допустимого
зна
-
чения
+70
о
С
.
На
рис
. 2
приведена
характерная
диаграмма
,
показы
-
вающая
,
что
в
большинстве
про
-
летов
одной
из
обследованных
ВЛ
110
кВ
,
расположенной
в
г
.
Казани
,
необходимый
габарит
сохраняется
при
температурах
провода
+70
о
С
и
даже
+90
о
С
.
Однако
в
ряде
про
-
лётов
,
которые
следует
отнести
к
числу
критических
,
безопасный
га
-
барит
нарушается
при
достижении
температуры
провода
+40
о
С
и
даже
+30
о
С
,
что
создаёт
значительные
угрозы
для
самой
ВЛ
,
населения
и
работы
техники
вблизи
трассы
ВЛ
.
Выполнение
расчётов
с
ис
-
пользованием
применяемой
в
ГК
ОПТЭН
САПР
PLS-CADD
показало
(
табл
. 1),
что
на
данной
линии
по
условиям
безопасности
(
из
-
за
на
-
личия
критических
пролётов
)
долж
-
ны
быть
введены
значительные
ограничения
токовых
нагрузок
по
сравнению
с
теми
,
которые
до
про
-
ведения
верификации
технического
состояния
ВЛ
были
согласованы
се
-
тевой
компанией
с
РДУ
(
табл
. 2).
Очевидно
,
что
завышение
в
2—
3
раза
токовых
нагрузок
,
допускае
-
мых
РДУ
,
по
сравнению
с
теми
(
см
.
табл
. 2),
которые
могут
быть
призна
-
ны
безопасными
,
создавало
значи
-
тельные
риски
для
работы
рассма
-
триваемого
сетевого
объекта
.
Выявленные
нарушения
были
оперативно
устранены
ОАО
«
Сете
-
вая
компания
» (
г
.
Казань
)
путём
выполнения
регулировки
тяжения
проводов
,
нивелировки
грунта
под
проводами
и
установки
двух
допол
-
нительных
промежуточных
опор
.
Об
-
Рис
. 2.
Допустимые
температуры
провода
для
габаритов
h=7
м
и
менее
,
зафиксированных
в
момент
выполнения
лазерного
сканирования
Скорость
ветра
,
м
/
с
Температура
воздуха
Т
,
о
С
-5
0
+5
+10
+15
+20
+25
+30
+35
0
658
632
612
587
566
636
510
470
449
Скорость
ветра
,
м
/
с
Температура
воздуха
Т
,
о
С
-5
0
+5
+10
+15
+20
+25
+30
+35
0
312
281
248
212
172
127
127
127
127
Таблица
1.
Максимально
допустимые
токи
(
А
),
не
приводящие
к
нарушениям
габаритов
проводов
в
пролётах
ВЛ
,
включая
критические
Таблица
2.
Максимально
допустимые
токи
(
А
),
согласованные
ОАО
«
Сетевая
компания
»
с
РДУ
до
проведения
верификации
состояния
ВЛ
Рис
. 3.
Максимально
допустимые
температуры
провода
после
выполнения
регулировки
тяжения
в
критических
пролётах
до
предельного
безопасного
уровня
106
СЕТИ РОССИИ
Скорость
ветра
, V (
м
/
с
)
Температура
окружающей
среды
,
Т
(°C)
-5
0
5
10
15
20
25
30
35
40
0
468,9
447,6
425,9
403,6
380,7
357,2
332,8
307,4
280,9
253
1
737
711,1
684,4
656,5
627,5
597
565
531,1
494,8
455,7
2
890
858,2
825,4
791,3
755,8
718,7
679,7
638,5
594,6
547,3
4
1095,7
1056,6
1016,2
974,2
930,5
884,9
836,9
786,1
732
673,8
6
1237,4
1193,3
1147,6
1100,2
1050,9
999,3
945,1
887,8
826,7
760,9
8
1349
1300,9
1251,1
1199,4
1145,6
1089,4
1030,3
967,8
901,2
829,5
10
1442,4
1390,9
1337,7
1282,5
1224,9
1164,8
1101,6
1034,8
963,6
886,9
следование
линии
с
применением
технологии
лазерного
сканирования
,
выполненное
после
завершения
ре
-
конструктивных
работ
,
показало
,
что
на
ВЛ
не
осталось
ни
одного
критиче
-
ского
пролёта
,
где
существует
опас
-
ность
нарушения
габарита
проводов
до
земли
при
их
нагреве
до
темпера
-
туры
+70
о
С
(
рис
. 3).
Для
уточнённых
габаритов
про
-
водов
до
земли
с
помощью
САПР
PLS-CADD
был
проведён
ряд
рас
-
чётов
максимально
допустимых
токовых
нагрузок
рассматривае
-
мой
ВЛ
после
выполненных
рекон
-
структивных
мероприятий
.
В
табл
.
3
приведены
значения
уточнён
-
ных
допустимых
токовых
нагрузок
для
различных
метеорологических
условий
.
Величины
максимально
допустимых
токовых
нагрузок
,
как
следует
из
этих
данных
,
могут
нахо
-
диться
в
пределах
от
253
до
1442
А
,
что
даже
превышает
ранее
согласо
-
ванные
сетевой
компанией
с
РДУ
значения
.
Можно
привести
многочислен
-
ные
примеры
[2,3]
несоответствия
реальной
пропускной
способности
ВЛ
различных
классов
напряжения
тем
значениям
,
которые
продолжают
считаться
допустимыми
,
хотя
должны
быть
скорректированы
с
учётом
зна
-
чительных
сроков
службы
линий
и
су
-
щественного
изменения
техническо
-
го
состояния
как
самих
линий
,
так
и
их
охранных
зон
.
Так
,
в
табл
. 4
даны
уточнённые
по
результатам
контроля
технического
состояния
одной
из
ВЛ
330
кВ
реальные
значения
предель
-
но
допустимых
токовых
нагрузок
в
сравнении
с
теми
данными
,
кото
-
рые
ранее
были
согласованы
между
предприятием
электрических
сетей
и
РДУ
и
не
учитывают
изменения
со
-
стояния
объекта
.
На
основании
анализа
резуль
-
татов
верификации
состояния
объ
-
ектов
сетевой
инфраструктуры
и
выявления
критических
участков
ВЛ
,
ограничивающих
пропускную
способность
обследуемых
линий
,
модели
которых
могут
быть
построе
-
ны
по
данным
аэросканирования
и
применения
соответствующей
САПР
,
формируются
необходимые
условия
для
выполнения
комплекса
работ
по
реинжинирингу
,
т
.
е
.
для
разработки
таких
новых
инженерных
решений
,
которые
позволяют
спланировать
и
выполнить
оптимальный
объём
ре
-
конструктивных
мероприятий
для
наиболее
значимых
элементов
суще
-
ствующей
сетевой
инфраструктуры
с
учётом
их
реального
технического
состояния
.
Выбор
сроков
,
очерёд
-
Таблица
3.
Максимально
допустимые
токи
ВЛ
110
кВ
после
реконструкции
Таблица
4.
Предельно
допустимые
токовые
нагрузки
ВЛ
330
кВ
с
проводами
марки
2
хАС
600/72
для
различных
метеорологических
условий
ности
обследования
и
выполнения
работ
по
приведению
элементов
существующей
инфраструктуры
в
нормативное
состояние
рекоменду
-
ется
производить
с
использованием
ранее
разработанных
[5]
критериев
определения
приоритетности
про
-
ведения
комплекса
работ
по
повы
-
шению
пропускной
способности
ВЛ
с
учётом
реальной
ответственности
линий
.
Известны
различные
способы
практического
решения
проблем
устранения
тех
ограничений
про
-
пускной
способности
ВЛ
,
которые
обусловлены
недостаточными
габа
-
ритами
проводов
до
земли
и
пере
-
секаемых
объектов
,
в
том
числе
упомянутые
выше
и
успешно
при
-
менённые
в
ходе
реконструкции
ВЛ
110
кВ
в
г
.
Казани
[1]:
•
регулировка
тяжения
проводов
в
ряде
анкерных
пролётов
ВЛ
;
•
локальная
регулировка
тяжения
проводов
(
рис
. 4)
в
отдельных
промежуточных
пролётах
,
в
том
числе
с
применением
само
-
регулируемых
,
адаптивных
к
температурным
воздействиям
промзвеньев
[6];
•
нивелировка
рельефа
;
•
замена
проводов
на
новые
с
малыми
стрелами
провеса
,
сре
-
ди
которых
перспективны
про
-
вода
с
сердечником
из
сплава
Инвар
(
сплав
стали
и
никеля
),
провода
с
композитным
сердеч
-
ником
или
сердечником
из
окси
-
да
алюминия
(
предлагаемые
американской
компанией
3
М
);
•
установка
дополнительных
опор
;
•
увеличение
высоты
существую
-
щих
опор
(
рис
. 5),
особенно
эффективное
в
стеснённых
усло
-
виях
городской
застройки
[7];
•
реконструкция
изолирующей
подвески
проводов
—
замена
поддерживающей
гирлянды
на
-20
о
С
0
о
С
+20
о
С
0
м
/
с
4
м
/
с
0
м
/
с
4
м
/
с
0
м
/
с
4
м
/
с
Предельно
допустимые
нагрузки
по
данным
РДУ
,
А
2400
2950
1800
2300
940
1340
Предельно
допустимые
нагрузки
,
уточненные
по
результатам
верификации
технического
состояния
ВЛ
,
А
1240
1844
600
600
600
600
107
№ 1 (10), январь-февраль, 2012
Л
-
образную
,
применение
под
-
вески
с
меньшей
строительной
высотой
;
•
создание
КВЛ
—
замена
про
-
блемных
участков
ВЛ
кабельны
-
ми
вставками
;
•
применение
устройств
монито
-
ринга
состояния
и
положения
проводов
.
Применение
устройств
монито
-
ринга
состояния
и
положения
про
-
водов
ВЛ
создаёт
необходимые
условия
для
дальнейшего
совер
-
шенствования
систем
автоматизи
-
рованного
управления
режимами
работы
ВЛ
в
наиболее
сложной
оперативной
обстановке
и
экстре
-
мальных
метеорологических
усло
-
виях
—
при
работе
на
пределе
мак
-
симально
допустимой
пропускной
способности
и
в
послеаварийных
режимах
.
Наиболее
эффективна
совместная
работа
средств
мони
-
торинга
с
устройствами
автомати
-
ческого
ограничения
перегрузки
линии
(
АОПЛ
),
которые
осуществля
-
ют
противоаварийное
управление
[8]
посредством
отключения
части
потребителей
,
изменения
конфигу
-
рации
сети
или
отключения
пере
-
груженной
линии
.
Разработанные
и
запатентован
-
ные
в
РФ
устройства
мониторинга
состояния
и
положения
проводов
ВЛ
(
рис
. 5)
начиная
с
2005
г
.
на
-
ходят
успешное
применение
как
в
отечественных
предприятиях
элек
-
трических
сетей
,
так
и
в
ряде
других
стран
(
Австралия
,
Словения
,
Хорва
-
тия
,
Эстония
).
Данные
измерений
,
поступающие
в
режиме
реального
времени
на
пульт
управления
ВЛ
,
в
сочетании
с
использованием
уже
имеющихся
(
комплекс
«
Макситок
»,
зарегистрированный
Роспатентом
)
и
вновь
разрабатываемых
про
-
граммных
продуктов
позволяют
в
режиме
реального
времени
полу
-
чить
информацию
о
максимально
допустимой
пропускной
способно
-
сти
контролируемого
объекта
с
учё
-
том
влияния
фактических
метеоро
-
логических
условий
на
трассе
ВЛ
.
Вводя
данные
метеорологического
прогноза
,
можно
также
планиро
-
вать
максимально
допустимые
то
-
ковые
нагрузки
на
сутки
вперёд
и
более
.
Последние
модификации
устрой
-
ства
мониторинга
состояния
про
-
водов
ВЛ
,
поступившие
в
эксплуа
-
тацию
,
обладают
способностью
раннего
предупреждения
о
нарас
-
тании
гололёдных
нагрузок
,
прибли
-
жающихся
к
опасным
пороговым
значениям
,
а
также
о
возникнове
-
нии
интенсивных
колебаний
и
рас
-
качиваний
проводов
,
которые
могут
быть
вызваны
пляской
или
действи
-
ем
опасных
для
ВЛ
сильных
порыви
-
стых
ветров
.
Верификация
технического
со
-
стояния
существующих
линий
элек
-
тропередачи
,
выполняемая
спе
-
циалистами
ГК
ОПТЭН
с
участием
привлекаемых
квалифицированных
подрядных
организаций
при
условии
применения
современных
техниче
-
ских
средств
,
включает
(
рис
. 6)
сле
-
дующие
основные
составляющие
.
Как
показывает
практика
вы
-
полнения
верификации
техниче
-
ского
состояния
ВЛ
,
выполняемая
специалистами
ГК
ОПТЭН
и
привле
-
каемых
специализированных
орга
-
низаций
,
недостаточно
тщательный
и
детальный
анализ
всей
совокуп
-
ности
названных
выше
работ
может
Рис
. 4.
Промежуточные
звенья
,
компенсирующие
изменение
длины
провода
в
пролёте
ВЛ
1—
опоры
, 2 —
провод
, 3 —
изоляторы
, 4,5,7 —
натяжные
зажимы
,
5 —
адаптивные
промзвенья
Рис
. 5.
Устройства
мониторинга
состояния
и
положения
проводов
ВЛ
,
широко
применяемые
ГК
ОПТЭН
на
ВЛ
110
и
220
кВ
а
—
устройство
OTLM
для
измерения
тока
,
температуры
провода
и
его
x,y,z
координат
;
b —
устройство
DIM
для
измерения
температуры
,
положения
и
величины
тяжения
провода
.
а
b
Рис
. 6.
Составляющие
работ
по
оценке
технического
состояния
ВЛ
с
применением
методов
и
технологий
инструментального
контроля
108
СЕТИ РОССИИ
привести
к
серьёзным
технологиче
-
ским
нарушениям
.
Так
,
например
,
проведённое
в
рамках
комплекс
-
ного
обследования
технического
состояния
предприятий
Москвы
и
Московской
области
тепловизион
-
ное
обследования
(
ИК
-
диагностика
)
позволило
выявить
ряд
элементов
ошиновки
подстанций
и
высоко
-
вольтных
аппаратов
,
состояние
которых
было
оценено
как
преда
-
варийное
или
аварийное
,
что
даст
возможность
устранить
выявлен
-
ные
недостатки
к
осеннее
-
зимнему
периоду
(
ОЗП
),
когда
технологиче
-
ские
нарушения
в
работе
сетей
осо
-
бенно
чувствительны
.
Существенным
фактором
,
ока
-
зывающим
заметное
воздействие
как
на
надёжность
работы
линий
ВН
,
так
и
на
их
пропускную
способ
-
ность
,
является
влияние
древесно
-
кустарниковой
растительности
(
ДКР
).
Факты
перекрытий
воздуш
-
ных
промежутков
между
токове
-
дущими
проводами
и
элементами
ДКР
с
успешными
и
неуспешны
-
ми
автоматическими
повторными
включениями
(
АПВ
),
падения
дере
-
вьев
и
их
ветвей
на
провода
,
грозо
-
защитные
тросы
и
опоры
ВЛ
,
приво
-
дящие
к
серьёзным
повреждениям
,
носят
в
ряде
регионов
РФ
система
-
тический
характер
.
В
зимнее
время
года
число
аварийных
отключений
из
-
за
перекрытий
на
ДКР
возраста
-
ет
в
результате
приближений
ветвей
деревьев
к
проводам
под
действи
-
ем
гололёда
и
снега
(
рис
. 7).
В
летнее
же
время
наблюдается
обратная
картина
—
под
влиянием
повышенных
температур
воздуха
,
солнечной
радиации
и
Джоулева
тепла
,
выделяющегося
при
про
-
текании
по
проводникам
электри
-
ческого
тока
,
происходит
нагрев
и
температурное
удлинение
послед
-
них
.
При
перемещении
проводов
вниз
происходит
уменьшение
изо
-
лирующих
воздушных
промежутков
до
расположенных
ниже
элементов
ДКР
или
непосредственный
контакт
с
кроной
дерева
,
приводящие
к
воз
-
никновению
устойчивых
коротких
замыканий
,
продолжающихся
до
момента
аварийного
отключения
ВЛ
или
до
момента
отгорания
кон
-
тактирующей
с
проводом
ветви
и
восстановления
изолирующего
воз
-
душного
промежутка
.
Воздушное
лазерное
сканиро
-
вание
является
практически
един
-
ственной
эффективной
технологией
выявления
всех
участков
трасс
ВЛ
,
для
которых
характерна
потенциаль
-
ная
опасность
перекрытий
на
ДКР
.
ВЫВОДЫ
1.
Периодическое
проведение
верификации
технического
со
-
стояния
ВЛ
ВН
с
применением
современных
высокотехноло
-
гичных
средств
инструменталь
-
ного
контроля
технического
со
-
стояния
обследуемых
объектов
является
основой
для
оценки
их
реальной
пропускной
способ
-
ности
,
уточнение
которой
имеет
особенное
значение
для
эле
-
ментов
сетевой
инфраструктуры
со
сроками
службы
30—40
лет
и
более
.
2.
Использование
результатов
ве
-
рификации
ВЛ
и
их
охранных
зон
в
сочетании
с
применением
наиболее
современной
САПР
позволяет
реализовать
проце
-
дуры
реинжиниринга
и
предло
-
жить
наиболее
рациональные
и
эффективные
способы
не
только
восстановления
,
но
и
повыше
-
ния
пропускной
способности
для
большинства
существующих
ли
-
ний
электропередачи
.
3
.
Одним
из
наиболее
эффек
-
тивных
способов
повышения
безопасности
и
надёжности
автоматизированных
систем
управления
режимами
работы
электрических
сетей
в
нормаль
-
ных
и
послеаварийных
условиях
является
широкое
и
планомер
-
ное
распространение
систем
мониторинга
состояния
и
по
-
ложения
проводов
ВЛ
,
а
также
иных
систем
мониторинга
состо
-
яния
элементов
ВЛ
,
их
охранных
зон
и
оборудования
ПС
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Б
.
И
.
Механошин
и
др
.
Повы
-
шение
эффективности
исполь
-
зования
существующих
ВЛ
на
основе
анализа
их
технического
состояния
и
данных
мониторин
-
га
температуры
проводов
,
Элек
-
тро
, 2007,
№
6.
2.
К
.
Конаков
,
В
.
Шкапцов
.
Восста
-
новление
пропускной
способно
-
сти
ВЛ
,
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Пе
-
редача
и
распределение
, 2011,
№
3(6),
с
. 102—103.
3.
Мисриханов
М
.
Ш
.
и
др
.
Обследо
-
вание
ВЛ
с
применением
лазер
-
ного
сканера
,
Электрические
станции
, 2007,
№
3,
с
. 53—60.
4.
Правила
устройства
электроу
-
становок
(
ПУЭ
7),
Изд
. «
ЭНАС
»,
2002
г
.
5.
Б
.
Механошин
и
др
.
Определе
-
ние
приоритетов
обследования
линий
электропередачи
,
ЭЛЕК
-
ТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
рас
-
пределение
, 2011,
№
1(4),
с
.
38—43.
6.
Патент
РФ
№
2428780.
Про
-
межуточное
звено
,
компенси
-
рующее
изменение
длины
то
-
коведущего
провода
в
пролёте
воздушной
линии
электропере
-
дачи
(
варианты
),
и
пролёт
воз
-
душной
линии
электропередачи
,
снабжённый
таким
промежуточ
-
ным
звеном
(
варианты
).
7.
А
.
В
.
Рощин
,
В
.
И
.
Костиков
.
Не
-
которые
аспекты
реконструкции
воздушных
линий
в
стеснённых
условиях
,
применение
опор
на
МГС
,
Воздушные
линии
, 2010,
№
1,
с
. 46—53.
8.
И
.
И
.
Левченко
,
Е
.
И
.
Сацук
.
На
-
грузочная
способность
и
мони
-
торинг
воздушных
линий
элек
-
тропередачи
в
экстремальных
погодных
условиях
,
Электриче
-
ство
, 2008
г
.,
№
4.
По
материалам
доклада
на
семинаре
в
рамках
выставки
«
Электрические
сети
России
-2011»
Рис
. 7.
Стволы
и
ветви
деревьев
на
проводах
ВЛ
.
Московская
область
,
январь
2011
г
.
Оригинал статьи: Повышение пропускной способности линий электропередачи высокого напряжения
Для значительной части (до 65%) существующих воздушных линий электропередачи (ВЛ) 35, 110, 150 и 220 кВ, т.е. линий высокого напряжения (ВН), в силу их физического и морального старения не отвечающих в полной мере требованиям действующих норм и регламентов технического состояния, серьёзной проблемой является снижение реальной пропускной способности. Вследствие этого возникает необходимость ограничения токовых нагрузок, уменьшения перетоков энергии и мощности, которые могут надёжно и безопасно осуществляться в нормальных и послеаварийных режимах работы сетей. В организационном плане это приводит к тому, что ранее согласованные между сетевыми компаниями и региональными диспетчерскими управлениями (РДУ), являющимися филиалами ОАО «СО ЕЭС», режимные параметры работы ВЛ (в частности, величины максимально допустимых токовых нагрузок) требуют пересмотра и приведения в соответствие с актуальным техническим состоянием существующих линий ВН.