Повышение эффективности использования приборов волнового определения мест повреждения на объектах МЭС Востока

background image

background image

30

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4(35), 

декабрь

 2024

Повышение

 

эффективности

 

использования

 

приборов

 

волнового

 

определения

 

мест

 

повреждения

 

на

 

объектах

 

МЭС

 

Востока

В

 

условиях

 

недостатка

 

генерации

 

в

 

энергосистеме

 

Дальне

-

го

 

Востока

 

отключение

 

оборудования

 

магистральных

 

элек

-

трических

 

сетей

 

из

-

за

 

повреждений

особенно

 

воздушных

 

линий

 

электропередачи

 220–500 

кВ

участвующих

 

в

 

схемах

 

выдачи

 

мощности

приводят

 

к

 

ограничениям

 

питания

 

про

-

мышленных

 

и

 

бытовых

 

потребителей

Поэтому

 

задача

 

ско

-

рейшего

 

обнаружения

 

места

 

повреждения

 

и

 

устранения

 

не

-

исправностей

 

на

 

воздушных

 

линиях

 

остается

 

актуальной

Волновые

 

методы

 

определения

 

места

 

повреждения

 

на

 

объектах

 

филиала

 

ПАО

 «

Россети

» — 

МЭС

 

Востока

 

доказали

 

свою

 

эффективность

но

 

в

 

связи

 

с

 

рядом

 

проблем

 

в

 

их

 

ис

-

пользовании

 

требуется

 

дополнительная

 

проработка

 

вопро

-

сов

 

оптимального

 

расположения

 

устройств

их

 

подготов

-

ки

 

к

 

работе

 

и

 

использования

 

результатов

 

срабатывания

В

 

данной

 

статье

 

приведены

 

результаты

 

натурных

 

испыта

-

ний

которые

 

проводятся

 

в

 

МЭС

 

Востока

 

в

 

целях

 

снижения

 

материальных

 

затрат

 

и

 

времени

 

на

 

проведение

 

послеава

-

рийных

 

осмотров

 

воздушных

 

линий

 

с

 

применением

 

волно

-

вых

 

методов

 

определения

 

мест

 

повреждения

 

и

 

беспилот

-

ных

 

летательных

 

аппаратов

.

Павел

 

ПИНЧУКОВ

к

.

т

.

н

., 

доцент

 

кафедры

 «

Системы

 

электроснабжения

» 

Дальневосточного

 

государственного

 

университета

 

путей

 

сообщения

В

 

2020–2024 

годах

 

в

 

объединенной

 

энергетической

 

системе

 

Дальнего

 

Востока

 

среднегодовой

 

прирост

 

спроса

 

на

 

электроэнергию

 

составил

 5,8%. 

Потребление

 

электроэнергии

 

на

 

Дальнем

 

Востоке

по

 

оценке

 

Министерства

 

по

 

развитию

 

Даль

-

него

 

Востока

 

и

 

Арктики

к

 2029 

году

 

вырастет

 

на

 40%, 

что

 

в

 2,5 

раза

 

выше

 

сред

-

нероссийского

 

показателя

При

 

этом

 

особенностью

 

энергосистемы

 

Дальнего

 

Востока

 

является

 

недостаток

 

гене

-

рации

 

и

 

технологическая

 

изолированность

 

работы

 

объектов

выраженная

 

в

 

энергоснабже

-

Артем

 

КИСЕЛЕВ

заместитель

 

дирек

-

тора

 — 

главный

 

инженер

 

филиала

ПАО

 «

Россети

» — 

Якутское

 

ПМЭС

Александр

 

ЛЬВОВ

заместитель

 

главного

инженера

 

по

 

эксплуа

-

тации

 

основного

 

обо

-

рудования

 

филиала

 

ПАО

 «

Россети

» — 

МЭС

 

Востока

Воздушные

 

линии


background image

31

нии

 

потребителей

 

с

 

небольшими

 

объемами

 

энергопотребле

-

ния

 

от

 

центров

 

питания

 

без

 

возможности

 

резервирования

 

по

 

сети

 

низкого

 

напряжения

Таким

 

образом

аварийные

 

отключения

 

воздушных

 

ли

-

ний

 

электропередачи

  (

ВЛ

) 220–500 

кВ

находящихся

 

в

 

зоне

 

обслуживания

 

филиала

 

ПАО

  «

Россети

» — 

Магистральные

 

электрические

 

сети

 

Востока

особенно

 

участвующих

 

в

 

схеме

 

выдачи

 

мощности

приводят

 

к

 

ограничениям

 

электроснаб

-

жения

 

промышленных

 

и

 

бытовых

 

потребителей

Проблема

 

остается

 

даже

 

при

 

неустойчивых

 

повреждениях

 

и

 

работе

 

ав

-

томатического

 

повторного

 

включения

 (

АПВ

), 

так

 

как

 

в

 

период

 

АПВ

 

происходит

 

работа

 

противоаварийной

 

автоматики

.

Следовательно

 

важно

 

не

 

только

 

с

 

максимальной

 

точно

-

стью

 

и

 

оперативностью

 

выявить

 

место

 

повреждения

 

на

 

ВЛ

но

 

и

 

оперативно

 

выехать

 

в

 

зону

 

повреждения

 

аварийно

-

восстано

-

вительной

 

бригаде

 [1]. 

При

 

этом

в

 

связи

 

с

 

неопределенностью

 

вида

 

повреждения

 

при

 

устойчивом

 

коротком

 

замыкании

 (

по

-

вреждение

 

провода

 

или

 

троса

обрыв

 

изоляции

повреждение

 

опоры

необходимо

 

иметь

 

при

 

выезде

 

значительный

 

набор

 

материалов

 

и

 

приспособлений

 

для

 

устранения

 

аварии

 — 

раз

-

личную

 

линейную

 

арматуру

провод

изоляцию

инструмент

Первичная

 

информация

 

о

 

виде

 

повреждения

переданная

 

аварийно

-

восстановительной

 

бригаде

помогла

 

бы

 

повысить

 

оперативность

 

выезда

 

для

 

устранения

 

неисправности

 

из

-

за

 

рационального

 

выбора

 

необходимых

 

материалов

инструмен

-

та

 

и

 

спецтехники

 [2]. 

Рационально

 

использовать

 

для

 

целей

 

первичной

 

оценки

 

характера

 

повреждения

 

беспилотные

 

ле

-

тательные

 

аппараты

 (

БПЛА

вертолетного

 

типа

 

в

 

сочетании

 

с

 

волновыми

 

устройствами

 

места

 

определения

 

повреждений

 

(

ВОМП

), 

для

 

задания

 

оптимальной

 

карты

 

полета

 

БПЛА

В

 

таблице

 1 

приведены

 

сравнения

 

в

 

погрешности

 

расче

-

тов

 

различных

 

средств

 

и

 

методик

 

ОМП

 

за

 2021–2023 

годы

 

в

 

МЭС

 

Востока

.

Опыт

 

применения

 

различных

 

устройств

 

ОМП

 

доказыва

-

ет

 

эффективность

 

волнового

 

метода

При

 

этом

 

необходимо

 

продолжать

 

работу

 

по

 

снижению

 

погрешности

 

приборов

 

ОМП

 

для

 

снижения

 

материальных

 

затрат

 

и

 

времени

 

на

 

проведение

 

послеаварийных

 

осмотров

 

воздушных

 

линий

.

Для

 

проверки

 

эффективности

 

функционирования

 

ВОМП

 

в

 

МЭС

 

Востока

 

при

 

коротких

 

замыканиях

 (

КЗ

на

 

ВЛ

 220 

кВ

 

Городская

 — 

Нюя

 

 1 

с

 

отпайкой

 

на

 

НПС

-11 24.05.2024 

г

были

 

проведены

 

натурные

 

испытания

Испытания

 

прово

-

дились

 

согласно

 

утвержденной

 

Программы

 

переключений

 

по

 

проведению

 

опыта

 

однофазного

 

искусственного

 

короткого

 

замыкания

Для

 

определения

 

порядка

 

действия

 

и

 

назначения

 

ответственных

 

было

 

выпущено

 

распоряжение

 

МЭС

 

Востока

 

 83

р

Испытывалось

 

следующее

 

оборудование

термина

-

лы

 

определения

 

места

 

повреждения

 

ТОР

 300 

ЛОК

 550 

про

-

изводства

 

ООО

 «

Релематика

», 

установленные

 

на

 

ВЛ

 220 

кВ

 

Городская

 — 

Нюя

 

 1 

с

 

отпайкой

 

на

 

ПС

 «

НПС

-11» 

со

 

стороны

 

ПС

 «

Городская

» 

и

 

ПП

 «

Нюя

» 

соответственно

.

Перед

 

опытом

 

были

 

обеспечены

 

необходимые

 

условия

 

для

 

работы

 

функции

 

волнового

 

определения

 

места

 

повреж

-

дения

 

в

 

терминалах

 

ТОР

 300 

ЛОК

 550: 

спутниковая

 

синхро

-

низация

технологическая

 

связь

 

между

 

терминалами

измери

-

тельные

 

цепи

 

к

 

терминалам

 

подключены

 

правильно

.

Искусственное

 

однофазное

 

КЗ

 

на

 

ВЛ

 220 

кВ

 

Городская

 — 

Нюя

 

 1 

с

 

отпайкой

 

на

 

ПС

 «

НПС

-11» 

выполнялось

 

на

 

опоре

 

 367 (

нижний

 

провод

при

 

питании

 

ВЛ

 220 

кВ

 

Городская

 — 

Нюя

 

 1 

с

 

отпайкой

 

на

 

ПС

 «

НПС

-11» 

по

 

нормальной

 

схеме

 

от

 

ПС

 220 

кВ

 «

Городская

». 

На

 

момент

 

выполнения

 

опыта

 

нагруз

-

ка

 

ПС

 220 

кВ

 «

НПС

-11» 

переведена

 

на

 

ВЛ

 220 

кВ

 

Городская

 — 

Нюя

 

 2 

с

 

отпайкой

 

на

 

ПС

 «

НПС

-11».

При

 

возникновении

 

КЗ

 (

рисунок

 1) 

в

 

терминалах

 

ТОР

 300 

ЛОК

 550 

штатно

 

отработали

 

токовые

 

пусковые

 

органы

пуще

-

ны

 

осциллографы

:

 

обычный

 

осциллограф

 

платформы

 

ТОР

 300, 

частота

 

дис

-

кретизации

 1 

кГц

;

Табл

. 1. 

Погрешность

 

расчетов

различных

 

видов

 

ОМП

 

в

 

МЭС

 

Востока

 (

в

 % 

от

 

длины

 

ВЛ

Расчет

 

по

 

формулам

,

%

WinBres 

двухсторонний

 

расчет

, %

Приборы

ОМП

 

и

 

РАС

, %

Волновые

 

ОМП

, %

2021 

год

2,023

1,853

3,643

0,800

2022 

год

2,285

1,687

4,737

0,773

2023 

год

2,275

1,959

3,769

0,733

Рис

. 1. 

Искусственное

 

КЗ

 

на

 

опоре

 

 367 

ВЛ

 220 

кВ

 

Городская

 — 

Нюя

 

 1 

с

 

отпайкой

 

на

 

ПС

 «

НПС

-11»


background image

32

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4(35), 

декабрь

 2024

 

высокочастотный

 

осциллограф

 

ВОМП

частота

 

дискрети

-

зации

 1 

МГц

 

и

 

точная

 

синхронизация

 

с

 

астрономическим

 

временем

На

 

ПП

 «

Нюя

» 

на

 

дискретный

 

вход

 

терминала

 

своевре

-

менно

 

пришел

 

подтверждающий

 

сигнал

 

от

 

срабатывания

 

релейной

 

защиты

Фрагменты

 

осциллограмм

 

с

 

моментом

 

начала

 

про

-

цесса

 

КЗ

 

приведены

 

на

 

рисунках

 2, 3. 

Положение

 

курсора

 

(

вертикальная

 

линия

соответствует

 

ручной

 

оценке

 

начала

 

фронта

 

волны

.

На

 

ПП

 «

Нюя

» 

терминал

 

автоматически

 

выявил

 

момент

 

прихода

 

фронта

 

волны

погрешность

 

относительно

 

ручной

 

оценки

 

по

 

осциллограмме

 

ВОМП

 

не

 

превысила

 1 

мкс

На

 

ПС

 «

Городская

» 

фронт

 

волны

 

не

 

был

 

найден

 

автоматически

 

по

 

причине

 

малой

 

амплитуды

Тем

 

не

 

менее

фронт

 

волны

 

был

 

определен

 

вручную

 

по

 

осциллограмме

.

Функция

 

ОМП

 

по

 

параметрам

 

аварийного

 

режима

 (

ПАР

запустилась

 

и

 

отработала

 

штатно

.

При

 

этом

 

показания

 

параметрического

 

ОМП

 

составили

 

121,3 

км

 

от

 

ПС

 220 

кВ

  «

Городская

», 

а

 

волнового

 

ОМП

 — 

135,67 

км

Фактическое

 

место

 

КЗ

 — 134,94 

км

Таким

 

обра

-

зом

погрешность

 

волнового

 

ОМП

 

в

 

процентах

 

от

 

протяжен

-

ности

 

ВЛ

 

составила

 0,54%, 

а

 

параметрического

 — 10,1%. 

По

 

результатам

 

анализа

 

осциллограмм

 

первого

 

опыта

 

вы

-

Рис

. 2. 

Пуск

 

ВОМП

 

ПП

 «

Нюя

» 

во

 

время

 

опыта

 

КЗ

Рис

. 3. 

Пуск

 

ВОМП

 

ПС

 «

Городская

» 

во

 

время

 

опыта

 

КЗ

Воздушные

 

линии


background image

33

полнена

 

корректировка

 

уставки

 

в

 

терминалах

 

ТОР

 300 

ЛОК

 

550 

для

 

повышения

 

чувствительности

 

к

 

фронту

 

волны

.

Для

 

проведения

 

автономного

 

первичного

 

облета

 

зоны

 

повреждения

определенного

 

с

 

помощью

 

волнового

 

ОМП

был

 

применен

 

квадрокоптер

 

роторного

 

типа

 DJI Mini 3 Pro 

(

ПП

 220 

кВ

  «

Нюя

»). 

Квадрокоптер

 

включает

 

в

 

себя

 

полет

-

ный

 

контроллер

систему

 

нисходящей

 

видеосвязи

систему

 

технического

 

зрения

силовую

 

установку

 

и

 

аккумуляторную

 

батарею

оснащен

 

как

 

системой

 

инфракрасных

 

датчиков

так

 

и

 

системами

 

обзора

 

вперед

назад

 

и

 

вниз

.

Система

 

инфракрасных

 

датчиков

 

состоит

 

из

 

двух

 

трех

-

мерных

 

инфракрасных

 

модулей

Система

 

нижнего

 

обзора

 

и

 

система

 

инфракрасных

 

датчиков

 

помогают

 

квадрокоптеру

 

сохранять

 

свое

 

текущее

 

положение

более

 

точно

 

зависать

 

и

 

летать

 

в

 

местности

где

 

связь

 

недоступна

Во

 

время

 

об

-

лета

 

автоматически

 

снимались

 

фотографии

 (

рисунок

 4) 

на

 

траектории

 

полета

 

через

 

путевые

 

точки

заданные

 

в

 

полет

-

ной

 

карте

С

 

помощью

 

данных

 

фотографий

 

была

 

получе

-

на

 

первичная

 

информация

 

о

 

характере

 

повреждения

что

 

позволило

 

до

 

выезда

 

бригады

 

на

 

послеаварийный

 

обход

 

понять

какие

 

инструменты

приспособления

 

и

 

материалы

 

необходимы

 

для

 

ликвидации

 

аварии

.

Автономная

 

работа

 

в

 

сложных

 

условиях

 

без

 

участия

 

человека

 

требует

чтобы

 

БПЛА

 

объединял

 

возможности

 

восприятия

обучения

управления

 

в

 

режиме

 

реального

 

вре

-

мени

рассуждения

принятия

 

решений

 

и

 

планирования

 [3]. 

ВЫВОДЫ

Проведенный

 

в

 

МЭС

 

Востока

 24.05.2024 

г

опыт

 

КЗ

 

доказы

-

вает

 

эффективность

 

волнового

 

ОМП

 

как

 

прибора

 

с

 

мень

-

шей

 

погрешностью

 

расчета

 

зоны

 

повреждения

 

на

 

ВЛ

Его

 

применение

 

позволяет

 

сократить

 

затраты

 

на

 

проведение

 

послеаварийных

 

обходов

 

и

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

При

 

этом

 

для

 

повышения

 

точности

 

расчетов

 

необхо

-

димо

 

своевременно

 

корректировать

 

уставки

 

волновых

 

ОМП

 

по

 

результатам

 

анализа

 

осциллограмм

Для

 

получения

 

пер

-

вичной

 

информации

 

о

 

характере

 

повреждения

 

целесообраз

-

но

 

использование

 

БПЛА

 

с

 

заданной

 

картой

 

полета

.  

Рис

. 4. 

Следы

 

короткого

 

замыкания

 

на

 

проводе

 

ВЛ

 220 

кВ

 

Городская

 — 

Нюя

 

 1 

с

 

отпайкой

 

на

 

ПС

 «

НПС

-11»

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Лачугин

 

В

.

Ф

Волновые

 

методы

 

определения

 

места

 

повреждения

 

на

 

воздушных

 

линиях

 

электропередачи

 // 

Релей

-

ная

 

защита

 

и

 

автоматизация

, 2023, 

 1(50). 

С

. 58–61.

2. 

Львов

 

А

.

П

., 

Пинчуков

 

П

.

С

., 

Оптимизация

 

поиска

 

мест

 

повреждения

 

воздушных

 

линий

 

электропередачи

 220 

кВ

рас

-

положенных

 

на

 

территории

 

Республики

 

Саха

 (

Якутия

с

 

применением

 

волновых

 

ОМП

 // 

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

«

Россети

» 

журнала

 «

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

», 2023, 

 1(28). 

С

. 44–48.

3.  Foudeh H.A., Chi-Kwong Luk P., Whidborne J.F. An Advanced Unmanned Aerial Vehicle (UAV) Approach via Learning-based 

Control for Overhead Power Line Monitoring: A Comprehensive Review. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/9528303.


Оригинал статьи: Повышение эффективности использования приборов волнового определения мест повреждения на объектах МЭС Востока

Читать онлайн

В условиях недостатка генерации в энергосистеме Дальнего Востока отключение оборудования магистральных электрических сетей из-за повреждений, особенно воздушных линий электропередачи 220–500 кВ, участвующих в схемах выдачи мощности, приводят к ограничениям питания промышленных и бытовых потребителей. Поэтому задача скорейшего обнаружения места повреждения и устранения неисправностей на воздушных линиях остается актуальной. Волновые методы определения места повреждения на объектах филиала ПАО «Россети» — МЭС Востока доказали свою эффективность, но в связи с рядом проблем в их использовании требуется дополнительная проработка вопросов оптимального расположения устройств, их подготовки к работе и использования результатов срабатывания. В данной статье приведены результаты натурных испытаний, которые проводятся в МЭС Востока в целях снижения материальных затрат и времени на проведение послеаварийных осмотров воздушных линий с применением волновых методов определения мест повреждения и беспилотных летательных аппаратов.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(90), май-июнь 2025

Исследования разрядных характеристик бывших в эксплуатации стеклянных изоляторов ВЛ 110 кВ для целей управления состоянием линейной изоляции

Воздушные линии
Гвоздев Д.Б. Вычегжанин В.В. Королев А.А. Коробков И.Н. Болонов В.О. Титов Д.Е. Волхов К.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»