Построение автоматизированных систем электросетевого предприятия с учетом современных требований

background image

background image

2

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4(35), 

декабрь

 2024

Надежность

 

сетей

Р

азвитие

 

автоматизированных

 

систем

 

электросетевого

 

комплекса

 

достигло

 

значительных

 

успехов

Разрабатываются

 

и

 

внедряются

 

системы

позволяю

-

щие

 

производить

 

не

 

только

 

автоматизированное

 

оперативно

-

диспетчерское

 

управление

но

 

и

 

автоматизированный

 

учет

 

электроэнергии

автоматизиро

-

ванное

 

управление

 

производственным

 

процессом

Внедрение

 

единых

 

оперативно

-

информационных

 

комплексов

 

позволило

 

снизить

 

влияние

 

человеческого

 

фактора

 

в

 

управлении

автоматизировать

 

управление

 

режи

-

мами

 

сети

реализовать

 

ранее

 

недоступные

 

функции

такие

 

как

 

автоматические

 

блан

-

ки

 

переключений

 

и

 

дистанционное

 

ограничение

 

мощности

.

Тем

 

не

 

менее

 

по

-

прежнему

 

остаются

 

значительными

 

издержки

 

от

 

аварий

 

в

 

сетях

 

среднего

 

напряжения

 

с

 

рабочим

 

напряжением

 6–20 

кВ

Александр

 

АНДРЕЕВ

начальник

 

производ

  -

ства

 

Производствен

-

ного

 

отделения

 

корпоративных

 

и

 

технологических

 

автоматизированных

 

систем

 

управления

 

филиала

 

ПАО

 «

Россети

 

Сибирь

» — «

Кузбасс

-

энерго

-

РЭС

»

Построение

 

автоматизированных

систем

 

электросетевого

 

предприятия

 

с

 

учетом

 

современных

 

требований

В

 

статье

 

произведены

 

исследование

 

и

 

оценка

 

автомати

-

зированной

 

системы

 

управления

 

энергосетевого

 

предпри

-

ятия

Рассмотрены

 

и

 

проработаны

 

пути

 

совершенство

-

вания

 

АСДУ

применение

 

генетических

 

алгоритмов

 

для

 

оптимального

 

размещения

 

средств

 

автоматизации

 

в

 

фи

-

дерах

 

среднего

 

напряжения

 

за

 

счет

 

новой

 

методики

 

пока

-

зателей

 

надежности

 

энергоснабжения

 

эксплуатационных

 

затрат

 

с

 

учетом

 

логистики

 

обслуживания

 

сетей

 

энергоснаб

-

жения

логико

-

вероятностный

 

анализ

 

сети

позволяющий

 

получить

 

информацию

 

о

 

состоянии

 

электрооборудования

 

по

 

косвенным

 

признакам

 

без

 

использования

 

средств

 

сбо

-

ра

 

и

 

передачи

 

информации

создание

 

систем

 

автоматиче

-

ского

 

восстановления

 

сети

позволяющих

 

снизить

 

время

 

на

 

устранение

 

аварии

 

и

 

восстановление

 

электроснабжения

 

по

-

требителей

 

за

 

счет

 

автоматического

 

управления

 

коммута

-

ционными

 

аппаратами

 

в

 

сетях

 

среднего

 

напряжения

.

Александр

 

СИБИРЯКОВ

заместитель

 

главного

инженера

 

по

 

оператив

-

но

-

технологическому

 

и

 

ситуационному

 

управлению

 — 

начальник

 

ЦУС

филиала

 

ПАО

 «

Россети

Сибирь

» — «

Кузбасс

-

энерго

-

РЭС

»


background image

3

Николай

 

КУРЧАТОВ

главный

 

специалист

 — 

ИТ

-

бизнес

-

партнер

 

по

 

автоматизированным

 

системам

 

технологи

-

ческого

 

управления

 

Производственного

 

отделения

 

корпоратив

-

ных

 

и

 

технологических

 

автоматизированных

 

систем

 

управления

 

филиала

 

ПАО

 «

Россети

 

Сибирь

» — «

Кузбас

 

с

-

энерго

-

РЭС

»

Сергей

 

ЗАХАРЕНКО

к

.

т

.

н

., 

доцент

ведущий

 

инженер

 

отдела

 

технической

 

эксплуатации

 

Управ

-

ления

 

технического

 

обслуживания

 

и

 

ремонта

 

объектов

 

электросетевого

 

хозяйства

 

филиала

 

ПАО

 «

Россети

 

Сибирь

» — «

Кузбасс

-

энерго

-

РЭС

»

До

 70% 

аварий

 

в

 

этих

 

сетях

 

приходится

 

на

 

однофазное

 

замыкание

 

на

 

землю

 (

ОЗЗ

), 

еще

 

около

 15% 

приходится

 

на

 

межфазное

 

замыкание

 (

МФЗ

) [1]. 

В

 

силу

 

низкой

 

наблю

-

даемости

 (

то

 

есть

 

без

 

оснащения

 

средствами

 

сбора

 

и

 

передачи

 

данных

в

 

сетях

 

сред

-

него

 

напряжения

а

 

также

 

большой

 

их

 

протяженности

длительность

 

ликвидации

 

тех

-

нологических

 

нарушений

 

велика

что

 

и

 

приводит

 

к

 

значимым

 

издержкам

.

В

 

то

 

же

 

время

 

нерациональная

 

погоня

 

за

 

наблюдаемостью

 

и

 

автоматизацией

 — 

тупиковый

 

путь

Применение

 

продвинутых

 

средств

 

автоматизации

таких

 

как

 

рекло

-

узеры

ведет

 

к

 

росту

 

капитальных

 

затрат

 

и

соответственно

к

 

росту

 

тарифа

 

для

 

ком

-

мерческого

 

потребителя

 

и

 

населения

 [2].

Исходя

 

из

 

проведенного

 

анализа

 

следует

что

несмотря

 

на

 

проделанную

 

работу

степень

 

автоматизации

 

в

 

сетях

 

среднего

 

напряжения

 

является

 

недостаточной

 

для

 

обеспечения

 

высокой

 

надежности

 

сетей

Для

 

большинства

 

воздушных

 

линий

 

сред

-

него

 

напряжения

 

основным

 

путем

 

управляющих

 

воздействий

 

при

 

эксплуатации

 

и

 

ре

-

монтно

-

восстановительных

 

работах

 

остается

 

ручное

 

управление

 

оперативно

-

выезд

-

ной

 

бригадой

 (

рисунок

 1).

В

 

силу

 

географических

 

особенностей

 

региона

 

значительная

 

часть

 

линий

 

средне

-

го

 

напряжения

 

расположена

 

в

 

труднодоступных

 

местах

 (

тайга

болотистая

 

местность

 

и

 

т

.

д

.), 

пересекает

 

железнодорожные

 

пути

 

и

 

водные

 

преграды

В

 

такой

 

ситуации

 

поиск

 

места

 

аварии

 

на

 

линиях

 

с

 

ручным

 

управлением

 

коммутационными

 

аппаратами

 

может

 

занимать

 

больше

 

времени

чем

 

собственно

 

устранение

 

ее

 

причин

Таким

 

образом

для

 

повышения

 

надежности

 

энергоснабжения

 

применение

 

средств

 

автоматизации

 

должно

 

ставить

 

задачу

в

 

первую

 

очередь

сократить

 

время

 

на

 

поиск

 

места

 

технологического

 

нарушения

 

и

 

сократить

 

время

 

подключения

 

потребителей

 

по

 

резервной

 

схеме

.

Поскольку

 

применение

 

продвинутых

 

средств

 

автоматизации

 (

несмотря

 

на

 

повы

-

шение

 

наблюдаемости

 

и

 

надежности

 

энергоснабжения

ведет

 

к

 

росту

 

капитальных

 

Рис

. 1. 

Текущая

 

схема

 

управляющих

 

воздействий

АРМ

 

ОИК

АРМ

 

ОИК

АРМ

 

ОИК

ОИК

ДС

 

ЦУС

ОДС

 

ПО

ОДГ

 

РЭС

Сеть

 110–220 

кВ

Сеть

 6–20 

кВ

  

Основной

 

путь

  

Вторичный

 

путь

ОВБ


background image

4

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4(35), 

декабрь

 2024

затрат

необходимо

 

разработать

 

алгоритм

 

оптимального

 

размещения

 

средств

 

автоматизации

применяя

  (

где

 

это

 

возможно

более

 

дешевые

 

решения

а

 

также

 

использо

-

вать

 

преимущества

 

единого

 

оперативного

 

информацион

-

но

-

управляющего

 

комплекса

 (

ОИК

). 

Наличие

 

единого

 

ОИК

 

уровня

 

ЦУС

-

РЭС

 

и

 

активное

 

применение

 

дистанционно

 

управляемых

 

коммутацион

-

ных

 

аппаратов

 

в

 

сетях

 

среднего

 

напряжения

 

позволяет

 

переходить

 

к

 

новым

 

путям

 

повышения

 

надежности

 

энер

-

госнабжения

 

и

 

снижения

 

затрат

таким

 

как

 

системы

 

авто

-

матического

 

восстановления

 

энергоснабжения

 

и

 

модули

 

логико

-

вероятностного

 

анализа

 

ненаблюдаемых

 

сегмен

-

тов

 

сети

 

в

 

составе

 

ОИК

Система

 

автоматического

 

восстановления

 

электро

-

снабжения

 (

САВС

сетей

 6–10 

кВ

 

представляет

 

собой

 

про

-

граммно

-

аппаратный

 

комплекс

 

для

 

автоматизации

 

управ

-

ления

 

распределительными

 

сетями

 

среднего

 

напряжения

 

в

 

нормальных

 

и

 

послеаварийных

 

режимах

а

 

также

 

в

 

ре

-

жиме

 

ОЗЗ

 

в

 

сетях

 

с

 

изолированной

 

и

 

компенсирован

-

ной

 

нейтралью

САВС

 

входит

 

в

 

состав

 

комплексной

 

системы

 Smart Grid (

Умные

 

сети

и

 

обеспечивает

 

опре

-

деление

 

аварийных

 

участков

анализ

 

топологии

 

и

 

вос

-

станавливает

 

электроснабжение

 

потребителей

 

в

 

течение

минуты

 [3, 4].

САВС

 

является

 

автоматизированной

 

системой

 

управ

-

ления

в

 

автоматическом

 

режиме

 

или

  (

при

 

необходимо

-

сти

с

 

участием

 

диспетчера

 

выполняющая

 

задачу

 

ло

-

кализации

 

и

 

изоляции

 

поврежденного

 

участка

 

с

 

целью

 

минимизации

 

потерь

 

электроэнергии

количества

 

отклю

-

чений

 

потребителя

 

и

 

операций

 

коммутации

.

Задачи

 

САВС

 

представлены

 

на

 

рисунке

 2.

Архитектурно

 

САВС

 

представляет

 

собой

 

многоуров

-

невую

 

систему

.

Нижним

 

уровнем

 

САВС

 

являются

 

интеллектуальные

 

коммутационные

 

аппараты

  (

реклоузеры

дистанционно

 

управляемые

 

выключатели

 

нагрузки

 

и

 

разъединители

), 

оборудование

 

сбора

 

данных

 (

ИКЗ

трансформаторы

 

тока

датчики

 

тока

и

 

оборудование

 

связи

 (

ВОЛС

, GSM). 

Без

 

этого

 

оборудования

 

реализация

 

САВС

 

в

 

принципе

 

невозможна

.

Средним

 

уровнем

 

САВС

 

являются

 

многофункцио

-

нальные

 

контроллеры

выполняющие

 

функции

 

сбор

 

и

 

передачу

 

телеинформации

 

от

 

нижнего

 

уровня

 

в

 

верхний

;

 

передачу

 

команд

 

телеуправления

 

от

 

верхнего

 

уровня

;

 

формирование

 

автоматических

 

команд

 

управления

 

для

 

изоляции

 

поврежденного

 

участка

 

и

 

восстановле

-

ния

 

электроснабжения

 

в

 

автоматическом

 

режиме

.

Поскольку

 

современные

 

интеллектуальные

 

комму

-

тационные

 

аппараты

  (

КА

сами

 

по

 

себе

 

оборудованы

 

устройствами

 

передачи

 

телеинформации

 

в

 

ОИК

наличие

 

среднего

 

уровня

 

не

 

является

 

обязательным

Однако

 

его

 

наличие

 

повышает

 

оперативность

 

и

 

надежность

 

системы

так

 

как

 

независимые

 

контроллеры

 

сохраняют

 

свою

 

рабо

-

тоспособность

 

без

 

наличия

 

связи

 

с

 

ОИК

.

Рис

. 2. 

Задачи

 

САВС

Задачи

 

САВС

Выявление

 

факта

 

и

 

местоположения

 

аварийной

 

ситуации

(

обрывов

межфазных

 

и

 

однофазных

 

замыканий

 

на

 

землю

)

Автоматическая

 

изоляция

 

аварийного

 

участка

 

сети

Автоматическая

 

реконфигурация

 

схемы

 

электроснабжения

 

потребителей

 

с

 

учетом

допустимых

 

токовых

 

ограничений

 

от

 

резервных

 

центров

 

питания

Измерение

 

параметров

 

электрической

 

сети

контроль

 

за

 

состоянием

 

КА

 

и

 

передача

 

телеинформации

в

 

ОИК

 

с

 

целью

 

определения

 

режимов

состояния

 

электрической

 

сети

 

и

 

повышения

 

наблюдаемости

Работа

 

в

 

режиме

 

помощника

 

диспетчера

Надежность

 

сетей


background image

5

Верхний

 

уровень

 

представлен

 

управляющим

 

САВС

 

сервером

 SCADA 

и

 

АРМ

 

диспетчера

Это

 

может

 

быть

 

как

 

отдельный

 

аппаратно

-

программный

 

комплекс

так

 

и

 

модуль

 

ОИК

Последнее

 

предпочтительнее

так

 

как

 

обеспечивает

 

для

 

диспетчерского

 

персонала

 

принцип

 «

единого

 

АРМ

».

ЛОГИКА

 

РАБОТЫ

 

САВС

Общая

 

логика

 

работы

 

САВС

 

на

 

примере

 

перестроения

 

сети

 

при

 

МФЗ

 

представлена

 

на

 

рисунке

 3. 

При

 

возникновении

 

МФЗ

 (

рисунок

 3

а

по

 

сигналам

 

с

 

устройств

 

нижнего

 

уровня

 

САВС

 

фиксирует

 

возникновение

 

аварийного

 

режима

опре

-

деляет

 

место

 

замыкания

 

и

 

отдает

 

команды

 (

или

 

подсказки

 

диспетчеру

на

 

отключение

 

коммутационных

 

аппаратов

 

для

 

его

 

локализации

 (

рисунок

 3

б

).

Далее

 

САВС

 

определяет

 

зоны

 

отключенной

 

нагрузки

 

и

 

вычисляет

 

возможные

 

варианты

 

восстановления

 

элек

-

троснабжения

 

потребителей

 (

рисунки

 3

в

 

и

 3

г

).

В

 

зависимости

 

от

 

режимных

 

ограничений

 

возможны

 

несколько

 

сценариев

 

восстановления

 

электроснабжения

 

потребителей

:

 

подключение

 

всей

 

отключенной

 

нагрузки

 

к

 

одному

 

цен

-

тру

 

питания

;

 

деление

 

нагрузки

 

и

 

подключение

 

к

 

нескольким

 

центрам

 

питания

;

 

подключение

 

только

 

наиболее

 

приоритетной

 

нагрузки

 

путем

 

отключения

 

неответственных

 

потребителей

.

В

 

качестве

 

критериев

 

выбора

 

оптимального

 

сценария

 

используют

:

 

пропускную

 

способность

 

линий

 

электропередачи

;

 

ограничения

 

мощности

 

генерации

 

питающих

 

узлов

;

 

количество

 

необходимых

 

переключений

;

 

объем

 

отключаемой

/

подключаемой

 

нагрузки

;

 

значимость

 

потребителей

.

Логико

-

вероятностный

 

анализ

.

 

Несмотря

 

на

 

активное

 

внедрение

 

средств

 

автоматизации

 

в

 

распределительных

 

сетях

 

среднего

 

и

  (

особенно

низкого

 

напряжения

лока

-

лизация

 

с

 

точностью

 

до

 

узла

 

невозможна

 

по

 

экономиче

-

ским

 

причинам

Почти

 

всегда

 

требуется

 

выезд

 

бригады

 

на

осмотр

 

участка

который

 

занимает

 

много

 

времени

.

Благодаря

 

широкому

 

внедрению

 

в

 

энергосетевых

 

компаниях

 

систем

 

управления

 

ремонтами

 

и

 

устранения

 

дефектов

 

собрана

 

статистика

 

надежности

 

различного

 

оборудования

 

и

 

условий

 

эксплуатации

которая

 

дает

 

нам

 

безусловную

  (

априорную

вероятность

 

отказа

 

того

 

или

 

иного

 

узла

 

сети

.

В

 

то

 

же

 

время

 

в

 

современных

 

ОИК

 

имеется

 

объектно

-

ориен

 

тированная

 

модель

 

энергосистемы

 (CIM), 

содержа

-

щая

 

в

 

себе

 

граф

 

связей

 (

рисунок

 4). 

Рис

. 3. 

Этапы

 

работы

 

САВС

а

возникновение

 

аварии

б

изоляция

 

аварийного

 

участка

в

вариант

 

восстановления

 

с

 

питанием

 

от

 

одного

 

ЦП

г

вариант

 

восстановления

 

с

 

питанием

 

от

 

двух

 

ЦП

Рис

. 4. 

Узел

 

графа

 

электрической

 

сети

X

a

n

b

m

a

i

b

k

a

2

b

2

a

1

b

1

...

...

...

...

а

)

б

)

в

)

г

)

2

1


background image

6

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4(35), 

декабрь

 2024

Условная

 

вероятность

 

в

 

каждом

 

узле

 

сети

имеющем

 

n

 

питающих

 

входов

 

и

 

m

 

выходов

 

в

 

зависимости

 

от

 

их

 

со

-

стояния

:

 

Q

(

t

m

= 1

 

Q

(

b

k

)

 

Q

(

X

|

AB

) = ——, (1)

 

Q

(

t

) + (1 – 

Q

(

t

))·

n

= 1

 

Q

(

a

i

)

где

 

Q

(

t

) — 

безусловная

  (

априорная

вероятность

 

отказа

 

за

 

период

 

времени

Q

(

a

i

) — 

вероятность

 

отказа

 

i

-

го

 

входа

Q

(

b

k

) — 

вероятность

 

отказа

 

k

-

го

 

выхода

.

Приняв

 

за

 1 

вероятность

 

отказа

 

заведомо

 

обесточен

-

ного

 

оборудования

 

и

 

за

 0 — 

заведомо

 

находящегося

 

под

 

напряжением

обходя

 

граф

 

сети

 

от

 

потребителей

 

к

 

цен

-

трам

 

питания

можно

 

составить

 

карту

 

условных

 

вероятно

-

стей

 

всех

 

узлов

 

в

 

ненаблюдаемом

 

участке

.

Полученная

 

карта

 

будет

 

соответствовать

 

истинному

 

состоянию

 

сети

 

в

 

целом

 

с

 

вероятностью

 

достоверности

 

p

d

как

 

если

 

бы

 

в

 

каждом

 

узле

 

находилось

 

бы

 

средство

 

измерения

Используя

 

данную

 

карту

можно

 

быстрее

 

осущест

-

влять

 

поиск

 

места

 

технологических

 

нарушений

а

 

значит

 

и

 

снизить

 

время

затрачиваемое

 

на

 

их

 

устранение

Осо

-

бенный

 

эффект

 

экономии

 

будет

 

достигнут

 

для

 

сетей

где

 

проведение

 

реконструкции

 

и

 

установки

 

реклоузеров

 

за

-

труднено

 

или

 

экономически

 

нецелесообразно

 [5].

Рассмотрим

 

модель

 

фидера

 

среднего

 

напряжения

 

и

 

средств

 

автоматизации

 6–20 

кВ

.

В

 

данной

 

работе

 

для

 

иллюстрации

 

разработанной

 

ме

-

тодики

 

будем

 

использовать

 

условные

 

модели

 

фидеров

 

среднего

 

напряжения

 

по

 

радиальной

 

 

и

 

кольцевой

 

’ 

схеме

Схемы

-

графы

 

фидеров

 

с

 

распределением

 

мощно

-

стей

 

потребителей

 

представлены

 

на

 

рисунке

 5. 

Данные

 

условные

 

модели

 

легко

 

обобщить

 

на

 

реальные

 

линии

 

электроснабжения

.

Для

 

наглядности

 

модели

 

будем

 

полагать

что

 

фи

-

деры

 

идентичны

 

по

 

структуре

 

потребителей

Разли

-

чие

 

заключается

 

лишь

 

в

 

количестве

 

центров

 

питания

1

 

подключен

 

к

 

одному

 

центру

 

питания

 (

ЦП

1) 

в

 

узле

 1, 

Рис

. 5. 

Условные

 

схемы

-

графы

 

фидеров

 

среднего

 

напряжения

а

радиального

б

кольцевого

Водная

 

преграда

Водная

 

преграда

Водная

 

преграда

Водная

 

преграда

ЦП

1

ЦП

1

ЦП

2

– 

узел

– 

номинальная

потребляемая

мощность

– 

выключатель

 

ЦП

– 

потребитель

а

)

б

)

Надежность

 

сетей


background image

7

Рис

. 6. 

Показатели

 

по

 

назначению

2

 

помимо

 

этого

 

имеет

 

возможность

 

резервного

 

питания

 

от

 

ЦП

в

 

узле

 14.

Каждый

 

узел

 

графа

 

представляет

 

участок

 

фидера

 

с

 

заданной

 

частотой

 

аварий

 (

количеством

 

аварий

 

узла

 

за

 

наблюдаемой

 

период

). 

Для

 

простоты

 

полагаем

что

 

часто

-

та

 

аварии

 

всех

 

узлов

 

одинакова

:

1

 = 

2

 = ... = 

J

 

0

 = 1, 

(2)

где

 

J

 — 

количество

 

узлов

 

в

 

графе

для

 

условной

 

модели

 

J

 = 32.

Количество

 

потребителей

 

N

t

 

равно

 23, 

их

 

суммарная

 

потребляемая

 

мощность

 

P

t

 = 3,49 

МВт

.

Для

 

того

 

чтобы

 

правильно

 

оценить

 

размещение

 

средств

 

автоматизации

необходимо

 

разработать

 

модель

 

линии

 

сети

 

и

 

выбрать

 

критерии

 

для

 

оценки

 

размещения

.

Существует

 

несколько

 

подходов

 

к

 

выбору

 

критериев

 

для

 

оценки

 

эффективности

 

работы

 

сетевого

 

хозяйства

Совокуп

-

ность

 

критериев

 

можно

 

разделить

 

на

 

технические

показы

-

вающие

 

надежность

 

электроснабжения

и

 

экономические

показывающие

 

издержки

 

в

 

процессе

 

эксплуатации

.

По

 

назначению

 

показатели

 

можно

 

представить

 

в

 

виде

 

рисунка

 6 [6].

Технические

 

показатели

.

 

К

 

техническим

 

интеграль

-

ным

 

показателям

 

относят

:

 

объем

 

недоотпущенной

 

электрической

 

энергии

 (ENS 

и

 EENS);

 

показатели

 

надежности

 

электроснабжения

 (SAIFI, 

SAIDI); 

 

индекс

 

средней

 

продолжительности

 

отключения

 

потребителей

 (CAIDI);

 

повреждаемость

 

оборудования

.

Интегральные

 

индикативные

 

показатели

 

уровня

 

на

-

дежности

 

оказанных

 

услуг

 

электросетевыми

 

компаниями

 

определены

 

в

 

соответствии

 

с

 

методическими

 

указаниями

 

по

 

расчету

 

уровня

 

надежности

 

и

 

качества

 

поставляемых

 

товаров

 

и

 

оказываемых

 

услуг

 

от

 

Министерства

 

энергети

-

ки

 

РФ

 [7].

Экономические

 

показатели

.

 

Индикаторными

 

эконо

-

мическими

 

показателями

 

являются

 [2]: 

 

капитальные

 

затраты

 (CAPEX);

 

эксплуатационные

 

затраты

 (OPEX);

 

риски

 

штрафных

 

санкций

 

вследствие

 

несоответствия

 

показателей

 

надежности

 

заданным

 

нормативам

.

Капитальные

 

затраты

 

включают

 

инвестирование

 

в

 

модернизацию

 

оборудования

в

 

том

 

числе

 

и

 

установку

 

средств

 

автоматизации

.

Эксплуатационные

 

затраты

 

включают

:

 

текущие

 

затраты

 

на

 

техническое

 

обслуживание

 

обо

-

рудования

;

 

затраты

 

на

 

ликвидацию

 

аварийных

 

ситуаций

;

 

упущенная

 

выгода

 

вследствие

 

недоотпуска

 

электро

-

энергии

;

 

повреждение

 

электрооборудования

Характеризуют

 

надежность

 

работы

 

конкретных

 

элементов

 

электрической

 

сети

 (

узлов

и

 

эффективность

 

работы

 

обслуживающего

 

персонала

 

и

 

считаются

 

известными

 

на

 

момент

 

начала

 

анализа

.

Численные

 

значения

 

базовых

 

показателей

 

вычисляются

 

по

 

ходу

 

решения

 

задачи

 

анализа

 

надёжности

 

и

 

зависят

 

от

 

исходных

 

данных

.

Численные

 

значения

 

интегральных

 

показателей

 

вычисляются

 

на

 

основе

 

значений

 

базовых

 

показателей

 

и

 

характеристик

 

узлов

Интегральные

 

показатели

 

являются

 

выходными

 

индикаторными

 

показателями

 

настоящего

 

анализа

.

    

Исходные

    

Базовые

 (

промежуточные

)

    

Интегральные

 (

индикативные

)

В

 

данной

 

работе

 

рассматривается

 

применение

 

средств

 

автоматизации

 

с

 

целью

 

снижения

 

эксплуатационных

 

затрат

 

при

 

устранении

 

аварийных

 

ситуаций

.

Логистический

 

граф

 

фидера

.

 

Как

 

уже

 

было

 

сказано

время

 

поиска

 

места

 

аварии

 

во

 

многом

 

определяется

 

логи

-

стической

 

связанностью

 

участков

 

сети

При

 

наличии

 

геоинформационной

 

модели

 

линий

 

элек

-

тропередачи

дорожной

 

сети

 

региона

 

и

 

размещения

 

опера

-

тивно

-

выездных

 

бригад

 (

ОВБ

), 

зная

 

параметры

 

транспорт

-

ных

 

средств

 

ОВБ

можно

 

составить

 

логистический

 

граф

 

фидера

 

G

Каждое

 

ребро

 

G

 

представляет

 

собой

 

время

 

дви

-

жения

 

между

 

узлами

 

графа

 

фидера

а

 

также

 

между

 

местом

 

базирования

 

ОВБ

Логистический

 

граф

 

для

 

условной

 

моде

-

ли

 

представлен

 

на

 

рисунке

 7

а

Поиск

 

аварии

 

на

 

фидере

 

без

 

секционирования

 

или

 

на

 

участке

 

между

 

средствами

 

автоматизации

 

можно

 

предста

-

вить

 

последовательным

 

обходом

 

всех

 

его

 

узлов

начиная

 

с

 

места

 

базирования

 

ОВБ

Время

 

от

 

начала

 

обхода

 

до

 

за

-

данного

 

узла

включая

 

время

 

на

 

дорогу

 

от

 

места

 

базирова

-

ния

 

до

 

первого

 

в

 

обходе

 

узла

и

 

будет

 

искомым

 

временем

 

T

f

  

для

 

данного

 

узла

.

Нахождение

 

маршрута

 

обхода

 

и

 

требуемого

 

для

 

него

 

вре

-

мени

 

является

 

вариантом

 

известной

 

задачи

 

коммивояжера

 

[8]. 

В

 

общем

 

случае

 

точное

 

решение

 

является

 NP-

полной

 

за

-

дачей

требующей

 

больших

 

вычислительных

 

ресурсов

Однако

 

в

 

силу

 

топологических

 

особенностей

 

сетей

 

элек

-

тропередачи

  (

древовидная

 

форма

малое

 

число

 

циклов

 

и

 

обходных

 

ветвей

), 

а

 

также

 

принимая

 

во

 

внимание

 

тот

 

факт

что

 

оптимальное

 

время

 

обхода

 

будет

 

ниже

 

практиче

-

ского

 

времени

 

поиска

 

аварии

для

 

решения

 

данной

 

задачи

 

можно

 

применить

 

алгоритмы

 

поиска

 

локального

 

оптимума


background image

8

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4(35), 

декабрь

 2024

Рис

. 7. 

Логистический

 

граф

а

для

 

условной

 

модели

 

фидера

б

его

 

свертка

в

маршрут

 

полного

 

обхода

 

Водная

 

преграда

Водная

 

преграда

ЦП

1

РЭС

– 

узел

– 

выключатель

 

ЦП

– 

время

 

движения

 

со

 

скоростью

 40 

км

/

ч

мин

а

)

б

)

в

)

В

 

настоящей

 

работе

 

применяется

 

метод

 

свертки

 

гра

-

фа

который

 

включает

 

в

 

себя

 

три

 

этапа

:

 

определение

 

тупиковых

 

узлов

 (

имеющих

 

одно

 

связанное

 

ребро

и

 

узлов

 

ветвления

 (

имеющих

 

более

 

двух

 

ребер

);

 

свертку

 

ветвей

 

между

 

этими

 

узлами

 

в

 

транзитные

 

и

 

тупи

-

ковые

 

ветви

;

 

последовательный

 

обход

 

узлов

 

ветвления

 

по

 

транзит

-

ным

 

ветвям

 

с

 

двойным

 

проходом

 

тупиковых

 

ветвей

.

Свертка

 

логистического

 

графа

 

предельного

 

случая

 

G

0

 

и

 

маршрут

 

его

 

обхода

 

показаны

 

на

 

рисунках

 7

б

 

и

 7

в

Вре

-

мя

 

полного

 

обхода

 

составит

 355 

минут

.

Поиск

 

кратчайшего

 

пути

 

от

 

места

 

базирования

 

ОВБ

 

до

 

каждого

 

из

 

узлов

 

явлется

 

также

 

тривиальной

 

задачей

 

по

 

обходу

 

графа

.

Время

 

кратчайшего

 

пути

 

к

 

каждому

 

узлу

 

показано

 

на

 

рисунке

 8.

– 

время

 

движения

 

со

 

скоростью

 5 

км

/

ч

мин

Надежность

 

сетей


background image

9

Для

 

упрощения

 

расчета

 

примем

 

время

 

T

r

 

для

 

каждого

 

узла

 

равным

:

 

t

r

1

t

r

2

= ... = 

t

r

J

 

T

r

 

= 0,5 

ч

. (3)

Тогда

 

суммарное

 

время

 

восстановления

 

энергоснаб

-

жения

 

всех

 

технологических

 

нарушений

:

 

J

= 1

 

t

f

 = 

J

·

T

r

 

= 32·0,5 = 16 

ч

. (4)

Обходя

 

G

0

 

по

 

выбранному

 

маршруту

находим

 

t

f

 

и

 

t

j

P

j

 

для

 

каждого

 

узла

 

графа

 

0

помня

что

 

для

 

несек

-

ционированного

 

фидера

 

P

j

 

P

t

В

 

рамках

 

принятой

 

нами

 

модели

 

каждое

 

из

 

средств

 

автоматизации

 

является

 

делением

 

графа

 

фидера

 

на

 

подграфы

когда

 

для

 

каждого

 

из

 

них

 

определены

 

признаки

 

отключения

 

потребителей

 

и

 

наличия

 

в

 

нем

аварии

.

АЛГОРИТМ

 

ОПТИМАЛЬНОЙ

 

УСТАНОВКИ

 

СРЕДСТВ

 

АВТОМАТИЗАЦИИ

Как

 

уже

 

было

 

показано

 

выше

определяющим

 

объемом

 

аварийных

 

издержек

 

помимо

 

количества

 

попадающих

 

под

 

отключение

 

потребителей

 

N

i

 

является

 

время

 

поиска

 

T

f

которое

 

прямо

 

связано

 

с

 

логистикой

Очевидно

что

 

для

 

снижения

 

издержек

 

наиболее

 

эф

-

фективно

:

 

снижение

 

T

f

 

за

 

счет

 

автоматического

 

поиска

 

местопо

-

ложения

 

повреждения

;

 

снижение

 

N

i

 

за

 

счет

 

изоляции

 

места

 

аварии

 

от

 

сети

 

секционированием

 

и

 

подключения

 

неизолированных

 

потребителей

 

к

 

резервным

 

центрам

 

питания

.

Данные

 

показатели

 

зависят

 

от

 

того

как

 

были

 

разме

-

щены

 

средства

 

автоматизации

В

 [6] 

представлен

 

метод

 

поиска

 

оптимального

 

разме

-

щения

 

реклоузера

 

с

 

помощью

 

генетических

 

алгоритмов

В

 

качестве

 

фитнес

-

функции

 

выбрана

 

минимизация

 SAIFI 

для

 

заданного

 

количества

 

размещаемых

 

реклоузеров

Иные

 

секционирующие

 

устройства

 

и

 

средства

 

автомати

-

зации

 

не

 

рассматриваются

.

В

 

настоящей

 

работе

 

при

 

сохранении

 

общей

 

концепции

 

поиска

 

генетическим

 

алгоритмом

 

предлагается

 

иной

 

подход

 

к

 

выбору

 

фитнес

-

функции

а

 

также

 

размещение

 

иного

 

обо

-

рудования

Алгоритм

 

поиска

 

можно

 

разбить

 

на

 

два

 

основных

 

эта

-

па

 (

рисунок

 9): 

подготовку

 

и

 

рабочий

 

цикл

.

Рис

. 8. 

Время

 

кратчайшего

 

пути

 

от

 

места

 

базирования

 

ОВБ

 (

РЭС

до

 

каждого

 

из

 

узлов

Водная

 

преграда

Водная

 

преграда

ЦП

1

РЭС

Рис

. 9. 

Алгоритм

 

поиска

• 

Построение

 

логистического

 

графа

.

• 

Определение

 

кратчайших

 

путей

 

и

 

оптимального

 

обхода

.

• 

Расчет

 

базовых

 

и

 

начальных

 

значений

 

индикаторных

показателей

 

и

 

аварийных

 

издержек

 

для

 

графа

 

без

 

секционирования

.

• 

Циклы

 

работы

 

генетического

 

алгоритма

 

для

 

оптималь

-

ного

 

размещения

 

текущего

 

типа

 

оборудования

.

• 

Переход

 

к

 

следующему

 

типу

 

оборудования

.

    

Подготовка

   

Рабочий

 

цикл


background image

10

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4(35), 

декабрь

 2024

Издержки

рассчитанные

 

на

 

этапе

 

подготовки

будут

 

максимальными

 

и

 

определят

 

максимально

 

возможный

 

размер

 

капитальных

 

затрат

 

на

 

установку

 

оборудования

Блок

-

схема

 

алгоритма

 

представлена

 

на

 

рисунке

 10.

Генетический

 

алгоритм

.

 

Для

 

работы

 

алгоритма

 

необ

-

ходимо

 

формализовать

 

объекты

с

 

которыми

 

он

 

работает

 

популяция

», «

особь

», «

ген

») 

и

 

его

 

методы

 («

функция

 

за

-

селения

», «

функция

 

отбора

», «

скрещивание

» 

и

 «

мутация

»).

В

 

теории

 

генетических

 

алгоритмов

 

каждая

 

входная

 

величина

  (

переменная

называется

  «

геном

». 

Совокуп

-

ность

 

значений

 

входных

 

величин

 

называется

  «

особью

». 

«

Функция

 

выживания

» (

фитнес

-

функция

определяет

на

-

сколько

 «

особь

» 

соответствует

 

условиям

 

задачи

.

Суть

 

алгоритма

 

по

 

определенному

 

принципу

 («

функция

 

заселения

») 

формируется

 

набор

  «

особей

», 

называемый

  «

популя

-

цией

» (

количество

 «

особей

» 

в

 «

популяции

» 

определя

-

ется

 

заранее

);

 

с

 

помощью

  «

функции

 

выживания

» 

из

  «

популяции

» 

отбираются

  «

выжившие

» (

некая

 

часть

 

особей

 

с

 

наи

-

лучшими

 

значениями

 

функции

 

выживания

), 

остальные

 

«

умерщвляются

»;

 

из

  «

выживших

» 

путем

 

комбинаторного

 

сочетания

 

скрещивания

») 

и

 

случайных

 

изменений

  «

генов

» 

мутаций

») 

формируется

  «

потомство

», 

которым

 

пополняется

 «

популяция

»;

 

цикл

 

возвращается

 

на

 

этап

 

отбора

пока

 

не

 

будет

 

получен

 

оптимальный

 

результат

 

или

 

не

 

закончится

 

заданное

 

число

 

циклов

.

В

 

данной

 

работе

: «

особь

» — 

набор

 

ребер

 

графа

 

фи

-

дера

в

 

которые

 

устанавливается

 

оборудование

; «

ген

» — 

ребро

 

графа

 

фидера

на

 

котором

 

расположено

 

обору

-

дование

Число

 

возможных

 

номеров

 

генов

 

равно

 

числу

 

свободных

 

для

 

установки

 

реклоузеров

 

ребер

 

графа

 

фи

-

дера

 

на

 

каждом

 

этапе

Функция

 

заселения

.

 

Количество

 

единиц

 

оборудования

 

на

 

каждом

 

этапе

 

берется

 

из

 

оставшихся

 

нераспределен

-

ными

 

инвестиционных

 

средств

:

 

n

k

 = [

C

S

k

], (5)

где

 

C

k

 — 

нераспределенные

 

инвестиционные

 

средства

S

k

 — 

стоимость

 

единицы

 

оборудования

.

Первая

 

популяция

 

особей

 

для

 

дистанционно

 

управля

-

емых

 

КА

 

формируется

 

исходя

 

из

 

гипотезы

 

сильного

 

влия

-

ния

 

логистики

 

на

 

размер

 

аварийных

 

издержек

Стартовыми

 

генами

 

будут

 

соседние

 

узлы

 

графа

 

фи

-

дера

 

Ф

не

 

имеющие

 

прямой

 

логистической

 

связности

В

 

отсутствии

 

таковых

 

используется

 

случайное

 

размеще

-

ние

Число

 

особей

 

в

 

популяции

 

принимаем

 

равным

 

одной

 

трети

 

свободных

 

ребер

 

графа

 

фидера

.

Функция

 

выживания

.

 

Исходный

 

граф

 

фидера

 

делится

 

на

 

подграфы

для

 

которых

 

определяются

 

признак

 

аварии

 

и

 

признак

 

отключения

 

потребителей

Рис

. 10. 

Алгоритм

 

оптимального

 

размещения

 

устройств

 

авто

-

матизации

Начало

Построение

логистического

 

графа

Определение

кратчайших

 

путей

Расчет

 

начальных

 

значений

 

индикаторных

 

показателей

Начальное

 

размещение

 

(

заселение

 

популяции

)

Отбор

 

удачных

 

особей

Мутация

 

и

 

скрещивание

Найдено

оптимальное

 

размещение

или

 

достигнуто

 

максимальное

число

 

циклов

Исчерпан

 

перечень

типов

 

оборудования

Нет

Нет

Да

Да

Генетический

 

алгоритм

Конец

Надежность

 

сетей


background image

11

Для

 

каждой

 

особи

 

в

 

популяции

 

по

 

методике

 

рассчиты

-

вается

 

время

 

поиска

 

места

 

аварии

время

 

восстановления

 

энергоснабжения

 

потребителей

отключаемая

 

мощность

 

и

 

аварийные

 

издержки

. «

Выживают

» 

особи

 

с

 

минимальным

 

объемом

 

издержек

.

Мутации

 

и

 

скрещивание

.

 

В

 

качестве

 «

скрещивания

» 

ис

-

пользуется

 

комбинаторное

 

сочетание

 «

генов

» 

для

 

выбран

-

ной

 

пары

 

особей

в

 

качестве

 «

мутации

» — 

сдвиг

 

на

 

соседнее

 

ребро

 

одного

 

из

 

мест

 

размещения

 

оборудования

Мутации

 

применяются

 

для

 

потомков

повторяющих

 

родителей

Гра

-

фическое

 

пояснение

 

к

 

мутации

 

и

 

скрещиванию

 

представле

-

но

 

на

 

рисунке

 11.

Результаты

 

работы

 

алгоритма

.

 

Описанный

 

алгоритм

 

был

 

применен

 

на

 

принятых

 

нами

 

условных

 

моделях

 

ради

-

ального

 

и

 

кольцевого

 

фидера

По

 

результатам

 

работы

 

полу

-

чено

 

размещение

 

реклоузеров

управляемых

 

разъедините

-

лей

 

и

 

ИКЗ

 (

рисунок

 12).

б

)

а

)

Рис

. 11. 

Операции

 

генетического

 

алгоритма

а

скрещивание

б

мутация

Рис

. 12. 

Результат

 

размещения

 

оборудования

 

на

 

фидерах

а

радиального

б

кольцевого

– 

узел

– 

номинальная

потребляемая

мощность

– 

выключатель

 

ЦП

– 

реклоузер

– 

РЦДУ

– 

ИКЗ

– 

потребитель

Водная

 

преграда

Водная

 

преграда

Водная

 

преграда

Водная

 

преграда

ЦП

1

ЦП

1

ЦП

2


background image

12

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4(35), 

декабрь

 2024

Также

 

данный

 

алгоритм

 

был

 

применен

 

на

 

условных

 

фи

-

дерах

 

отличной

 

топологии

 

от

 

исходной

 (

рисунок

 13).

В

 

ходе

 

реализации

 

данного

 

алгоритма

 

выявлены

 

сле

-

дующие

 

закономерности

 

количество

 

реклоузеров

 

превышает

 

три

 

только

 

на

 

фидерах

 

большой

 

протяженности

;

 

подтвердилась

 

гипотеза

 

об

 

эффективности

 

разме

-

щения

 

реклоузеров

 

в

 

сложных

 

местах

 

с

 

точки

 

зрения

 

логистики

 — 

в

 

непосредственной

 

близости

 

от

 

водных

 

преград

пересечений

 

с

 

железной

 

дорогой

на

 

участ

-

ках

проходящих

 

по

 

лесистой

 

и

 

болотистой

 

местности

 

(

при

 

отсутствии

 

потребителей

и

 

т

.

д

.;

 

РЦДУ

 

размещаются

 

на

 

отпайках

 

большой

 

протяжен

-

ности

 

либо

 

с

 

большой

 

потребляемой

 

мощностью

в

 

прочих

 

случаях

 

на

 

отпайках

 

эффективнее

 

разме

-

щать

 

ИКЗ

.

В

 

ходе

 

работы

 

проведено

 

исследование

 

существую

-

щей

 

системы

 

управления

 

распределительными

 

сетями

 

среднего

 

напряжения

 

с

 

рабочим

 

напряжением

 6–20 

кВ

Рис

. 13. 

Результат

 

размещения

 

оборудования

 

на

 

фидерах

а

большой

 

протяженности

б

малой

 

протяженности

 

с

 

большим

 

числом

 

отпаек

в

большой

 

протяженности

 

с

 

большим

 

числом

 

отпаек

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Медведева

 

М

.

Л

., 

Кузьмин

 

С

.

В

., 

Кузьмин

 

И

.

С

., 

Шма

-

нев

 

В

.

Д

Анализ

 

и

 

прогноз

 

аварийности

 

распредели

-

тельных

 

сетей

 

и

 

электроприемников

 6–10 

кВ

 

в

 

горной

 

отрасли

 // 

Надежность

 

и

 

безопасность

 

энергетики

, 2017, 

 2(10). 

С

. 120–125.

2. 

Орлов

 

Л

Модель

 

выбора

 

оптимального

 

варианта

 

реали

-

зации

 

цифрового

 

РЭС

 // 

Цифровая

 

подстанция

, 2015.

URL: http://digital substation.com/wp-content/uploads/2017/
12/0014_INBRES_-_TSRES_Model_vybora_i_tehn.
resheniya__29-11-17.pdf.

3. 

Система

 

автоматического

 

восстановления

 

электро

-

снабжения

 (

САВС

сетей

 6 

кВ

, 10 

кВ

, 20 

кВ

 (FLISR/FDIR). URL: 

https://prosoftsystems.ru/solution/show/sistema-avtoma -
ticheskogo-vosstanovlenija-jelektrosnabzhenija-savs-setej-
6kv-10kv-20kv-

fl

 isrfdir.

4.  Spalding R.A., Rosa L.H.L., Almeida C.F.M., et al. Fault 

Location, Isolation and service restoration (FLISR) 

дана

 

оценка

 

текущего

 

состояния

выявлены

 

недостатки

 

и

 

пути

 

дальнейшего

 

развития

.

Рассмотрены

 

и

 

проработаны

 

пути

 

совершенствова

-

ния

 

АСДУ

:

 

применение

 

генетических

 

алгоритмов

 

для

 

оптималь

-

ного

 

размещения

 

средств

 

автоматизации

 

в

 

фидерах

 

среднего

 

напряжения

 

за

 

счет

 

новой

 

методики

 

показа

-

телей

 

надежности

 

энергоснабжения

 

эксплуатацион

-

ных

 

затрат

 

с

 

учетом

 

логистики

 

обслуживания

 

сетей

 

энергоснабжения

;

 

логико

-

вероятностный

 

анализ

 

сети

позволяющий

 

получить

 

информацию

 

о

 

состоянии

 

электрооборудо

-

вания

 

по

 

косвенным

 

признакам

 

без

 

использования

 

средств

 

сбора

 

и

 

передачи

 

информации

;

 

создание

 

систем

 

автоматического

 

восстановления

 

сети

позволяющих

 

снизить

 

время

 

на

 

устранение

 

аварии

 

и

 

восстановление

 

электроснабжения

 

потреби

-

телей

 

за

 

счет

 

автоматического

 

управления

 

коммута

-

ционными

 

аппаратами

 

в

 

сетях

 

среднего

 

напряжения

.

Улучшения

 

показателей

 

надежности

сокращения

 

ко

-

личества

 

технологических

 

нарушений

их

 

длительности

 

и

 

объема

 

недоотпущенной

 

электроэнергии

 

с

 

одновремен

-

ным

 

экономическим

 

эффектом

 

можно

 

добиться

 

только

 

путем

 

обоснованного

 

применения

 

технических

 

средств

 

автоматизации

 

и

 

комплексным

 

подходом

Сочетание

 

оп

-

тимального

 

размещения

 

управляемых

 

коммутационных

 

аппаратов

средств

 

сбора

 

и

 

передачи

 

информации

ре

-

лейных

 

защит

 

с

 

логико

-

вероятностным

 

анализом

 

в

 

рам

-

ках

 

единой

 

системы

 

автоматического

 

восстановления

 

сети

 

как

 

компонента

 

единого

 

ОИК

 

сетевой

 

распредели

-

тельной

 

компании

 — 

наиболее

 

перспективный

 

путь

 

раз

-

вития

 

АСДУ

 

и

 

повышения

 

надежности

 

в

 

сетях

 

среднего

 

напряжения

.  

в

)

б

)

а

)

Надежность

 

сетей


background image

13

functionalities tests in a Smart Grids laboratory for evaluation 
of the quality of service. URL: https://ieeexplore.ieee.org/
document/7783370/.

5. 

Курчатова

 

Ю

.

Д

., 

Курчатов

 

Н

.

А

Снижение

 

ущерба

 

от

 

отказов

 

в

 

сетях

 

энергоснабжения

 

за

 

счет

 

логико

-

веро

-

ятностного

 

анализа

 / XIV 

Всероссийская

 

научно

-

прак

-

тическая

 

конференция

 

молодых

 

ученых

 «

РОССИЯ

 

МО

-

ЛОДАЯ

», 2022. URL: https://science.kuzstu.ru/wp-content/

Events/Con fe rence/RM/2022/RM22/pages/Articles/
021311.pdf.

6. 

Карпов

 

А

.

И

Оптимизация

 

количества

 

и

 

мест

 

установки

 

автоматических

 

пунктов

 

секционирования

 

для

 

повы

-

шения

 

надежности

 

электроснабжения

. URL: https://elib.

spbstu.ru/dl/2/v18-2479.pdf/view.

7. 

Об

 

утверждении

 

Методических

 

указаний

 

по

 

расчету

 

уровня

 

надежности

 

и

 

качества

 

поставляемых

 

товаров

 

и

 

оказываемых

 

услуг

 

для

 

организации

 

по

 

управлению

 

единой

 

национальной

  (

общероссийской

электрической

 

сетью

 

и

 

территориальных

 

сетевых

 

организаций

Приказ

 

Министерства

 

энергетики

 

РФ

 

от

 29 

ноября

 2016 

года

 

 1256. URL: https://docs.cntd.ru/document/420385844.

8. 

Борознов

 

В

.

О

Исследование

 

решения

 

задачи

 

коммивоя

-

жера

 // 

Вестник

 

АГТУ

Серия

Управление

вычислитель

-

ная

 

техника

 

и

 

информатика

, 2009, 

 2. 

С

. 147–151.

на

 

ПЕЧАТНУЮ

 

версию

номер

 —

 

2400 /

 

1125 

руб

.

номера

 — 

7020 /

 

3240 

руб

.

номеров

 — 

12 480 /

 

5760 

руб

.

В

 

стоимость

 

включена

 

доставка

журнала

 

Почтой

 

России

 

заказной

бандеролью

Подписаться

 

на

 

печатную

 

версию

можно

 

через

 

агентства

:

• «

Урал

-

Пресс

» —  36859 (

на

 

полугодие

),

  

36861 

(

на

 

год

)

• «

Почта

 

России

» — 

П

7579 (

на

 

полугодие

)

на

 

ЭЛЕКТРОННУЮ

 

версию

номера

 — 

3000 

 

/

 

1800 

руб

.

номеров

 — 

6000 

 

/

 

3600 

руб

.

Предоставляется

 

доступ

 

к

 

личному

кабинету

 

для

 

просмотра

 

журнала

на

 

сайте

 

издательства

 

в

 

течение

 

выбранного

 

периода

 

подписки

,

а также

 

изданий

 

за

 

предыдущий

год

находящихся

 

в закрытом

доступе

без

 

права

 

их распро

-

странения

в

 

том

 

числе

отдельных

 

частей

или

 

материалов

.

_________________________________________________________

НДС

 

не

 

облагается

Ïîäïèñêà-2025

на

 

журнал

 

«

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и распределение

»

можно

 

подписаться

 

через

 

редакцию

:

– 

на

 

сайте

 

eepir.ru

 

в

 

разделе

 «

Подписка

»

– 

запросом

 

на

 

почту

 

podpiska@eepir.ru

– 

по

 

телефону

 

+7 (495) 645-12-41

СТОИМОСТЬ

подписки

 

для

 

юридических

/

физических

 

лиц

С

 

ЛЮБОГО

 

НОМЕРА

НА

 

ЛЮБОЙ

 

ПЕРИОД

астей

лов

.

»

_________________________________________________________

НДС

 

не

 

облагается


Оригинал статьи: Построение автоматизированных систем электросетевого предприятия с учетом современных требований

Читать онлайн

В статье произведены исследование и оценка автоматизированной системы управления энергосетевого предприятия. Рассмотрены и проработаны пути совершенствования АСДУ: применение генетических алгоритмов для оптимального размещения средств автоматизации в фидерах среднего напряжения за счет новой методики показателей надежности энергоснабжения эксплуатационных затрат с учетом логистики обслуживания сетей энергоснабжения; логико-вероятностный анализ сети, позволяющий получить информацию о состоянии электрооборудования по косвенным признакам без использования средств сбора и передачи информации; создание систем автоматического восстановления сети, позволяющих снизить время на устранение аварии и восстановление электроснабжения потребителей за счет автоматического управления коммутационными аппаратами в сетях среднего напряжения.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(89), март-апрель 2025

Методика расчета показателей надежности цифровых систем РЗА различных архитектур с применением ПАК ЦДЭС

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Релейная защита и автоматика
Волошин А.А. Лебедева Н.С. Маринов Я.А. Лештаев И.И. Иволгин В.Б.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(89), март-апрель 2025

Внедрение технологии адаптивного определения уставок автоматики разгрузки при перегрузке контролируемого сечения электрической сети по активной мощности

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Релейная защита и автоматика Диагностика и мониторинг
Говорун М.Н. Сацук Е.И. Лужковский Ю.И. Худайкулов А.А. Козуб Т.В. Гришин А.Е.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»