Полимерные изолирующие траверсы — перспективные решения для современных воздушных линий электропередачи 110–220 кВ

background image

background image

64

в

о

з

д

у

ш

н

ы

е

 

л

и

н

и

и

воздушные линии

Полимерные изолирующие 
траверсы — перспективные 
решения для современных 
воздушных линий 
электропередачи 110–220 кВ

ООО

 «

ИНСТА

», 

входящее

 

в

 

ПО

 «

ФОРЭНЕРГО

», 

с

 2005 

года

 

спе

-

циализируется

 

на

 

разработке

 

и

 

производстве

 

современных

 

полимерных

 

изоляторов

 

третьего

 

и

 

четвертого

 

поколений

 (

по

-

вышенной

 

надежности

и

 

изолирующих

 

конструкций

 

для

 

воз

-

душных

 

линий

 

электропередачи

 

и

 

подстанций

Предприятием

 

произведено

 

и

 

отгружено

 

потребителям

 

более

 10 

млн

 

изолято

-

ров

 

на

 

различные

 

классы

 

напряжения

 

и

 

механических

 

нагру

-

зок

Многие

 

изделия

 

были

 

освоены

 

в

 

серийном

 

производстве

 

впервые

 

в

 

России

К

 

ним

 

относятся

 

и

 

полимерные

 

изолирую

-

щие

 

траверсы

создание

 

которых

 

руководители

 

и

 

технические

 

специалисты

 

ПО

 «

ФОРЭНЕРГО

» 

и

 

ООО

 «

ИНСТА

» 

всегда

 

счита

-

ли

 

перспективным

 

инновационным

 

направлением

С

егодня

 

применение

 

на

 

ВЛ

 

изо

-

лирующих

 

траверс

 

предусмот

-

рено

 

действующей

 

технической

 

политикой

 

ПАО

  «

Россети

», 

и

 

предприятием

 

серийно

 

выпускаются

 

различные

 

изолирующие

 

траверсы

 

на

 

классы

 

напряжений

 35–220 

кВ

 

для

 

со

-

здания

 

компактных

 

воздушных

 

линий

то

 

есть

 

линий

в

 

которых

 

провода

 

фаз

 

сближены

 

до

 

минимально

 

допустимых

 

расстояний

 

с

 

учетом

 

технических

 

огра

-

ничений

 (

рисунки

 1 

и

 2). 

В

 

каких

 

случаях

 

целесообразно

 

строительство

 

компактных

 

линий

В

 

первую

 

очередь

 

это

 

актуально

 

при

 

прохождении

 

трассы

 

ВЛ

 

по

 

особо

 

охраняемым

 

природным

 

территори

-

ям

в

 

условиях

 

городской

 

застройки

по

 

территории

 

лесов

 

первой

 

группы

в

 

зеленых

 

зонах

 

и

 

т

.

д

При

 

реконструкции

 

ВЛ

 

с

 

переводом

 

на

 

более

 

высокий

 

класс

 

напряжения

используя

 

полимерные

 

изолирующие

 

траверсы

становится

 

возможным

 

оставаться

 

в

 

прежних

 

габаритах

 

ли

-

нии

Также

 

возможно

 

осуществить

 

реконструкцию

 

ВЛ

 

с

 

восстановлени

-

ем

 

габарита

 

до

 

земли

 

или

 

сооруже

-

ний

 

без

 

замены

 

опор

 

при

 

вытяжке

 

проводов

 

вследствие

 

их

 

длительной

 

эксплуатации

а

 

также

 

из

-

за

 

возмож

-

ных

 

ошибок

 

при

 

проектировании

 

или

 

строительстве

Следует

 

отметить

что

 

в

 

классе

 

напряжений

 35–220 

кВ

 

строи

-

тельство

 

компактных

 

линий

 

дешевле

чем

 

строительство

 

ВЛ

 

в

 

традицион

-

Рис

. 1. 

Опора

 

ВЛ

 110 

кВ

Рис

. 2. 

Изолирующие

 

тра

-

версы

 

опоры

 

ВЛ

 110 

кВ

Рис

. 3. 

Эффективность

 

изолирующих

 

траверс


background image

65

ных

 

габаритах

Особенно

 

это

 

про

-

является

 

при

 

строительстве

 

ВЛ

 

на

 

земле

 

с

 

высокой

 

стоимостью

 

и

 

при

 

необходимости

 

вырубки

 

просеки

Также

 

конструкция

 

компактных

 

ВЛ

 

позволяет

 

повысить

 

пропускную

 

способность

 

ВЛ

При

 

уменьшении

 

межфазного

 

расстояния

 

снижа

-

ется

 

индуктивное

 

сопротивление

 

фаз

 

линии

увеличивается

 

емкост

-

ная

 

проводимость

то

 

есть

 

снижа

-

ется

 

волновое

 

сопротивление

что

 

приводит

 

к

 

увеличению

 

натураль

-

ной

 

мощности

Особенности

 

конструкции

 

ком

-

пактных

 

воздушных

 

линий

:

– 

изолирующие

 

траверсы

кото

-

рые

 

позволяют

 

сблизить

 

фазы

 

до

 

минимально

 

допустимых

 

расстояний

исключающих

 

не

-

обходимость

 

учета

 

возможных

 

боковых

 

отклонений

обуслов

-

ленных

 

воздействием

 

ветра

;

– 

компактные

 

стойки

  (

сталь

-

ные

 

многогранные

железо

-

бетонные

композитные

 

стой

-

ки

узкобазовые

 

опоры

 

из

 

гнутого

 

стального

 

профиля

для

 

уменьшения

 

зоны

 

отчуж

-

дения

 

земли

 

под

 

опоры

а

 

так

-

же

 

стойки

 

меньшей

 

высоты

 

за

 

счет

 

исключения

 

необходимо

-

сти

 

учета

 

строительной

 

вы

-

соты

 

изолирующих

 

подвесок

 

с

 

применением

 

традиционных

 

гирлянд

 

изоляторов

;

– 

применение

 

межфазных

 

изо

-

лирующих

 

распорок

 

для

 

до

-

полнительного

 

безопасного

 

сближения

 

проводов

 

ВЛ

Эффективность

 

применения

 

изолирующих

 

траверс

 

определя

-

Табл

. 1. 

Конструктивные

 

преимущества

 

применения

 

изолирующих

 

траверс

 

и

 

достигаемый

 

эффект

Конструктивные

 

преимущества

 

Достигаемый

 

эффект

Увеличение

 

высоты

 

подвеса

 

проводов

 

на

 

длину

 

гирлянды

 

(

рисунок

 4)

Увеличение

 

длины

 

габарит

-

ного

 

пролета

 

и

 

сокращение

 

количества

 

опор

 

ВЛ

 

и

как

 

следствие

снижение

 

матери

-

алоемкости

 

и

 

трудоемкости

 

строительства

 

ВЛ

Уменьшение

 

меж

-

фазных

 

расстояний

 

(

рисунок

 5)

Повышение

 

пропускной

 

способ

-

ности

 

ВЛ

 

и

 

уменьшение

 

полосы

 

отчуждения

 

земли

Применение

 

полимер

-

ных

 

изоляторов

Повышение

 

надежности

 

в

 

условиях

 

загрязнения

 

и

 

уменьшение

 

массы

 

опоры

ется

 

фиксированным

 

положением

 

проводов

 

ВЛ

 

относительно

 

стойки

 

опоры

ведь

 

при

 

установке

 

метал

-

лических

 

траверс

 

и

 

типовых

 

под

-

весных

 

гирлянд

 

под

 

воздействи

-

ем

 

ветра

 

подвеска

 

с

 

проводом

 

на

 

опоре

 

может

 

отклоняться

 

в

 

сторо

-

ну

 

в

 

среднем

 

до

 40 

градусов

что

 

не

 

позволяет

 

сблизить

 

провода

 

на

 

опоре

При

 

установке

 

полимерных

 

изолирующих

 

траверс

 (

рисунок

 3) 

можно

 

отметить

 

следующие

 

кон

-

структивные

 

преимущества

 

и

 

до

-

стигаемый

 

эффект

 (

таблица

 1). 

Специалистами

 

ПО

  «

ФОР

-

ЭНЕРГО

» 

выполнено

 

технико

-

эко

-

номическое

 

обоснование

 

приме

-

нения

 

полимерных

 

изолирующих

 

траверс

 — 

сравнение

 

стоимости

 

комплекта

 

традиционных

 

метал

-

лических

 

траверс

 (

металлическая

 

траверса

 

с

 

установленными

 

пти

-

цезащитными

 

устройствами

изо

-

лирующими

 

подвесками

и

 

ком

-

плекта

 

изолирующих

 

полимерных

 

траверс

  (

траверса

 

с

 

поддержива

-

ющими

 

зажимами

):

– 

комплект

 

для

 

опоры

 

ПБ

110-5 

(

три

 

стандартные

 

металличе

-

ские

 

траверсы

птицезащит

-

ные

 

устройства

 

и

 

гирлянды

 

подвесных

 

изоляторов

 

типа

 

ПС

 (10 

шт

.) 

с

 

поддерживаю

-

щими

 

зажимами

 

из

 

немагнит

-

ных

 

материалов

 

с

 

защитными

 

спиральными

 

протекторами

 150 

тыс

руб

с

 

НДС

;

– 

комплект

 

для

 

опоры

 

ПБИ

110-5 

(

три

 

изолирующих

 

траверсы

 

с

 

поддерживающими

 

зажима

-

ми

 

из

 

немагнитных

 

материа

-

лов

 

с

 

защитными

 

спиральными

 

L

1

L

1

L

2

L

2

И

H

1

H

1

H

1

И

Рис

. 4. 

Увеличение

 

высоты

 

подвеса

 

провода

 

без

 

увели

-

чения

 

высоты

 

стойки

 (

устранение

 

негабарита

)

Рис

. 5. 

Уменьшение

 

габаритов

 

опоры

L

1

L

1

L

2

L

2

И

H

1

L

2

L

2

L

прИ

L

прИ

L

пр

 3 (84) 2024


background image

66

ВОЗДУШНЫЕ

ЛИНИИ

протекторами

 140 

тыс

руб

с

 

НДС

.

При

 

прохождении

 

ВЛ

 

в

 

лесной

 

зоне

 

дополнительно

 

учитывалась

 

стоимость

 

сплошной

 

вырубки

 

просеки

 

в

 

смежном

 

пролете

  (

по

 

охранной

 

зоне

 

ВЛ

), 

которая

 

при

 

установке

 

изолирующих

 

траверс

 

уменьшается

 

на

 1,77 

м

 (

рисунок

 5): 

– 

комплект

 

для

 

опоры

 

ПБ

110-5 

и

 

вырубка

 

просеки

 

в

 

пролете

 

300 

м

 

 150+396=546 

тыс

руб

с

 

НДС

;

– 

комплект

 

для

 

опоры

 

ПБИ

110-5 

и

 

вырубка

 

просеки

 

в

 

пролете

 

300 

м

 

 140+377=517 

тыс

руб

с

 

НДС

.

Например

при

 

длине

 

ВЛ

 110 

кВ

 

в

 100 

км

проходящей

 

в

 

лесистой

 

местности

применение

 

полимер

-

ных

 

изолирующих

 

траверс

 

дает

 

пря

-

мую

 

экономию

 

около

 10 

млн

 

руб

.

Увы

сегодня

 

в

 

условиях

 

отсут

-

ствия

 

готовых

 

типовых

 

проектных

 

решений

 

для

 

компактных

 

ВЛ

 

ос

-

новной

 

запрос

 

от

 

заказчиков

 

по

 

изолирующим

 

траверсам

 — 

это

 

восстановление

 

габарита

 

до

 

зем

-

ли

 

или

 

до

 

пересекаемых

 

объектов

 

без

 

замены

 

существующих

 

опор

 

за

 

счет

 

исключения

 

поддержива

-

ющих

 

подвесок

 (

рисунок

 6). 

Такое

 

решение

 

оказывается

 

в

 2–3 

раза

 

дешевле

 

замены

 

опоры

 

ВЛ

.

По

 

данным

 

запросам

 

специали

-

сты

 

ООО

 «

ФОРЭНЕРГО

-

ИНЖИНИ

-

РИНГ

» 

разрабатывают

 

технические

 

решения

в

 

которых

 

определяется

 

расположение

 

изолирующих

 

тра

-

верс

 

после

 

проведения

 

следующих

 

расчетов

– 

проверка

 

нормируемого

 

угла

 

защиты

 

грозотроса

– 

расчет

 

минимального

 

расстоя

-

ния

 

между

 

проводами

 

в

 

проле

-

те

проверка

 

на

 

схлестывание

;

– 

расчет

 

габаритов

 

до

 

земли

определение

 

возможности

 

уста

-

новки

 

траверс

 

только

 

с

 

одной

 

стороны

 

пролета

;

– 

проверка

 

необходимости

 

ис

-

пользования

 

балластов

 

на

 

смежных

 

опорах

то

 

есть

 

выяв

-

ление

  «

подтягивания

» 

поддер

-

живающих

 

гирлянд

 

вверх

.

В

 

результате

 

расчетов

 

опреде

-

ляется

 

оптимальная

 

конструкция

 

изолирующих

 

траверс

.

Изолирующая

 

траверса

 

кон

-

структивно

 

состоит

 

из

:

– 

консольного

 

полимерного

 

изо

-

лятора

 

с

 

цельнолитой

 

крем

-

нийорганической

 

оболочкой

 

на

 

стеклопластиковом

 

стержне

;

– 

тяги

 

из

 

полимерного

 

изолятора

 

типа

 

ЛК

;

– 

узла

 

крепления

 

изоляторов

 

траверсы

 

к

 

стойке

 

опоры

.

Изоляторы

 

производства

 

ООО

 «

ИНСТА

» 

отличаются

:

– 

наиболее

 

высоким

 

уровнем

 

ис

-

пытательных

 

и

 

разрядных

 

на

-

пряжений

– 

заходом

 

цельнолитой

 

крем

-

нийорганической

 

оболочки

 

на

 

оконцеватели

что

 

обеспечи

-

вает

 100%-

ную

 

герметизацию

 

и

 

долговечность

 

изоляторов

;

– 

уникальной

 

технологией

 

изготов

-

ления

гарантирующей

 

отсутствие

 

скрытых

 

повреждений

 

стержня

 

по

-

сле

 

опрессования

 

оконцевателей

;

Рис

. 6. 

Восстановление

 

габарита

 

до

 

земли

 

или

 

до

 

пересекаемого

 

объек

-

та

 (

автодороги

)

Рис

. 7. 

Траверса

 

изолирующая

 

полимерная

 

фиксированная

 

на

 

напряжение

 

220 

кВ

 

ТФТ

 220-G60

Т

8R45C45-3

Ж

490

– 

наилучшей

 

антикоррозийной

 

защитой

 

оконцевателей

 

с

 

ис

-

пользованием

 

технологии

 

тер

-

модиффузионного

 

цинкования

.

В

 

комплект

 

траверсы

 

также

 

входит

 

узел

 

крепления

 

для

 

под

-

держивающего

 

зажима

ООО

  «

ИНСТА

» 

производит

 

фиксированные

 

и

 

поворотные

 

траверсы

Фиксированные

 

тра

-

версы

 

рассчитаны

 

на

 

горизон

-

тальную

 

нагрузку

 

от

 8 

кН

 

до

 

12,5 

кН

 

в

 

зависимости

 

от

 

модифи

-

кации

  (

рисунок

 7). 

У

 

поворотных

 

траверс

 

усилие

выдерживаемое

 

монтажным

 

стопором

составляет

 

кН

При

 

нагрузке

 

более

 3 

кН

 

тра

-

версы

 

поворачиваются

 

вдоль

 

ли

-

нии

и

 

растягивающая

 

допустимая

 

нагрузка

 

уже

 

будет

 

составлять

 

70 

кН

 (

рисунок

 8). 

Для

 

выполнения

 

регламент

-

ных

 

и

 

ремонтных

 

работ

 

в

 

процес

-

се

 

эксплуатации

 

на

 

изолирующих

 

траверсах

 

применяется

 

стандарт

-

ный

 

трап

 

лестничного

 

типа

кото

-

рый

 

устанавливается

 

на

 

провод

 

с

 

помощью

 

крюков

 

и

 

крепится

 

к

 

опоре

 

двумя

 

стропами

.

Для

 

выполнения

 

работ

свя

-

занных

 

с

 

опусканием

 

провода

 

на

 

землю

трап

 

оснащается

 

съемным

 

кронштейном

 

с

 

роликами

хомутом

 

и

 

талрепами

С

 

помощью

 

допол

-

нительного

 

оснащения

 

нагрузка

 

от

 

трапа

 

передается

 

с

 

провода

 

на

 

кон

-

соль

 

траверсы

 

и

 

позволяет

 

безопас

-

но

 

произвести

 

демонтаж

 

провода

.

Общий

 

вид

 

установленного

 

трапа

 

на

 

изолирующей

 

траверсе

 

приведен

 

на

 

рисунке

 9.


background image

67

ООО

 «

ИНСТА

»

618900, 

Пермский

 

край

г

Лысьва

ул

Каракулова

д

. 2

тел

. (34249) 6-47-48

[email protected]

www.zaoinsta.ru

Рис

. 8. 

Траверса

 

изолирующая

 

полимерная

 

консольная

 

с

 

тягой

 

поворотная

 

на

 

напряжение

 110 

кВ

 

ТКП

 110-G70

Т

3R70C45-

Ж

4

Технические

 

требования

предъ

-

являемые

 

к

 

полимерным

 

изолирую

-

щим

 

траверсам

определяются

 

дей

-

ствующим

 

СТО

 

ОАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

» 

56947007-29.120.90.033-2009 «

Тра

-

версы

 

изолирующие

 

полимерные

 

для

 

опор

 

ВЛ

 110–220 

кВ

Общие

 

технические

 

требования

прави

-

ла

 

приемки

 

и

 

методы

 

испытаний

». 

В

 

настоящее

 

время

 

специалисты

 

ПО

 «

ФОРЭНЕРГО

» 

в

 

составе

 

рабо

-

чей

 

группы

 

Ассоциации

  «

Электро

-

сетьизоляция

» 

принимают

 

участие

 

в

 

разработке

 

новых

 

нормативно

-

технических

 

документов

СТО

 

ПАО

  «

Россети

» «

Траверсы

 

изоли

-

рующие

 

полимерные

 

для

 

опор

 

ВЛ

 

6–220 

кВ

Общие

 

технические

 

ус

-

ловия

» 

и

 

ГОСТ

 

Р

 «

Траверсы

 

изоли

-

рующие

 

полимерные

 

на

 

напряже

-

ние

 6–220 

кВ

Общие

 

технические

 

условия

», 

в

 

которых

 

будет

 

учтен

 

опыт

 

разработки

 

и

 

эксплуатации

 

инновационных

 

изолирующих

 

кон

-

струкций

Изолирующие

 

траверсы

 

ООО

  «

ИНСТА

» 

успешно

 

прошли

 

необходимые

 

механические

 

и

 

элек

-

трические

 

испытания

 

в

 

аттесто

-

ванных

 

испытательных

 

центрах

 

ПО

  «

ФОРЭНЕРГО

». 

Изоляторы

входящие

 

в

 

состав

 

траверс

атте

-

стованы

 

в

 

ПАО

  «

Россети

», 

заявка

 

на

 

проведение

 

процедуры

 

аттеста

-

ции

 

траверс

 110–220 

кВ

 

будет

 

на

-

правлена

 

в

 

ближайшее

 

время

.

Изолирующие

 

траверсы

 

для

 

ВЛ

 110–220 

кВ

 

производства

 

ООО

  «

ИНСТА

» 

успешно

 

прошли

 

опытную

 

эксплуатацию

 

в

 

филиа

-

лах

 

ПАО

  «

Россети

»: «

Россети

 

Мо

-

сковский

 

регион

», «

Нижнов

 

энерго

», 

«

Ивэнерго

», «

Калугаэнерго

», «

Тул

-

энерго

», 

МЭС

 

Центра

По

 

результа

-

там

 

ОПЭ

 

отмечается

что

 

примене

-

ние

 

изолированных

 

траверс

 

опор

 

обеспечивает

 

возможность

 

устра

-

нения

 

негабаритных

 

расстояний

 

между

 

проводами

 

и

 

поверхностью

 

земли

  (

различными

 

объектами

за

 

счет

 

поднятия

 

точки

 

крепления

 

проводов

а

 

поворотные

 

траверсы

 

обеспечивают

 

устранение

 

обрыва

 

проводов

 

и

 

уменьшение

 

нагрузки

 

на

 

стойку

ПО

  «

ФОРЭНЕРГО

» 

будет

 

про

-

должать

 

работу

 

в

 

данном

 

направ

-

лении

 — 

в

 

стадии

 

разработки

 

на

-

ходятся

 

изолирующие

 

траверсы

 

на

 

напряжение

 330 

кВ

Совре

-

менные

 

технические

 

решения

 

в

 

этой

 

области

 

обеспечивают

 

на

-

дежную

 

и

 

эффективную

 

работу

 

ООО

 

ПО

 

«

ФОРЭНЕРГО

»

111398, 

г

Москва

ул

Лазо

д

. 9

тел

./

факс

 (495) 305-58-73

[email protected]

www.forenergo.ru

ВЛ

 

с

 

минимальными

 

затратами

а

 

небольшой

 

отечественный

 

опыт

 

эксплуатации

 

подтверждает

 

пер

-

спективность

 

применения

 

поли

-

мерных

 

изолирующих

 

траверс

 

для

 

создания

 

компактных

 

воздушных

 

линий

 

электропередачи

Это

 

все

-

ляет

 

надежду

что

 

скоро

 

в

 

России

 

появятся

 

компактные

 

ВЛ

 

высо

-

кой

 

надежности

 

и

 

безопасности

объединяющие

 

в

 

себе

 

все

 

самые

 

современные

 

достижения

 

отече

-

ственной

 

промышленности

 

в

 

обла

-

сти

 

линейного

 

строительства

Р

7

Рис

. 9. 

Общий

 

вид

 

трапа

: 1 — 

трап

, 2 — 

хомут

, 3 — 

съемный

 

кронштейн

4 — 

талрепы

, 5 — 

ролики

, 6 — 

тяговый

 

трос

, 7 — 

стяжной

 

ремень

8 — 

канатный

 

строп

7

8

1

4

3

6

5

2

 3 (84) 2024


Оригинал статьи: Полимерные изолирующие траверсы — перспективные решения для современных воздушных линий электропередачи 110–220 кВ

Читать онлайн

ООО «ИНСТА», входящее в ПО «ФОРЭНЕРГО», с 2005 года специализируется на разработке и производстве современных полимерных изоляторов третьего и четвертого поколений (повышенной надежности) и изолирующих конструкций для воздушных линий электропередачи и подстанций. Предприятием произведено и отгружено потребителям более 10 млн изоляторов на различные классы напряжения и механических нагрузок. Многие изделия были освоены в серийном производстве впервые в России. К ним относятся и полимерные изолирующие траверсы, создание которых руководители и технические специалисты ПО «ФОРЭНЕРГО» и ООО «ИНСТА» всегда считали перспективным инновационным направлением.

Сегодня применение на ВЛ изолирующих траверс предусмотрено действующей технической политикой ПАО «Россети», и предприятием серийно выпускаются различные изолирующие траверсы на классы напряжений 35–220 кВ для создания компактных воздушных линий, то есть линий, в которых провода фаз сближены до минимально допустимых расстояний с учетом технических ограничений (рисунки 1 и 2).

В каких случаях целесообразно строительство компактных линий? В первую очередь это актуально при прохождении трассы ВЛ по особо охраняемым природным территориям, в условиях городской застройки, по территории лесов первой группы, в зеленых зонах и т.д.

При реконструкции ВЛ с переводом на более высокий класс напряжения, используя полимерные изолирующие траверсы, становится возможным оставаться в прежних габаритах линии. Также возможно осуществить реконструкцию ВЛ с восстановлением габарита до земли или сооружений без замены опор при вытяжке проводов вследствие их длительной эксплуатации, а также из-за возможных ошибок при проектировании или строительстве. Следует отметить, что в классе напряжений 35–220 кВ строительство компактных линий дешевле, чем строительство ВЛ в традиционных габаритах. Особенно это проявляется при строительстве ВЛ на земле с высокой стоимостью и при необходимости вырубки просеки. Также конструкция компактных ВЛ позволяет повысить пропускную способность ВЛ. При уменьшении межфазного расстояния снижается индуктивное сопротивление фаз линии, увеличивается емкостная проводимость, то есть снижается волновое сопротивление, что приводит к увеличению натуральной мощности.

Особенности конструкции компактных воздушных линий:

  • изолирующие траверсы, которые позволяют сблизить фазы до минимально допустимых расстояний, исключающих необходимость учета возможных боковых отклонений, обусловленных воздействием ветра;
  • компактные стойки (стальные многогранные, железобетонные, композитные стойки, узкобазовые опоры из гнутого стального профиля) для уменьшения зоны отчуждения земли под опоры, а также стойки меньшей высоты за счет исключения необходимости учета строительной высоты изолирующих подвесок с применением традиционных гирлянд изоляторов;
  • применение межфазных изолирующих распорок для дополнительного безопасного сближения проводов ВЛ.

Эффективность применения изолирующих траверс определяется фиксированным положением проводов ВЛ относительно стойки опоры, ведь при установке металлических траверс и типовых подвесных гирлянд под воздействием ветра подвеска с проводом на опоре может отклоняться в сторону в среднем до 40 градусов, что не позволяет сблизить провода на опоре. При установке полимерных изолирующих траверс (рисунок 3) можно отметить следующие конструктивные преимущества и достигаемый эффект (таблица 1).

Специалистами ПО «ФОРЭНЕРГО» выполнено технико-экономическое обоснование применения полимерных изолирующих траверс — сравнение стоимости комплекта традиционных металлических траверс (металлическая траверса с установленными птицезащитными устройствами, изолирующими подвесками) и комплекта изолирующих полимерных траверс (траверса с поддерживающими зажимами):

  • комплект для опоры ПБ110–5 (три стандартные металлические траверсы, птицезащитные устройства и гирлянды подвесных изоляторов типа ПС (10 шт.) с поддерживающими зажимами из немагнитных материалов с защитными спиральными протекторами) ≈ 150 тыс. руб. с НДС;
  • комплект для опоры ПБИ110–5 (три изолирующих траверсы с поддерживающими зажимами из немагнитных материалов с защитными спиральными протекторами) ≈ 140 тыс. руб. с НДС.
Рис. 4. Увеличение высоты подвеса провода без увеличения высоты стойки (устранение негабарита)

При прохождении ВЛ в лесной зоне дополнительно учитывалась стоимость сплошной вырубки просеки в смежном пролете (по охранной зоне ВЛ), которая при установке изолирующих траверс уменьшается на 1,77 м (рисунок 5):

  • комплект для опоры ПБ110–5 и вырубка просеки в пролете 300 м ≈ 150+396=546 тыс. руб. с НДС;
  • комплект для опоры ПБИ110–5 и вырубка просеки в пролете 300 м ≈ 140+377=517 тыс. руб. с НДС.
Рис. 5. Уменьшение габаритов опоры

Например, при длине ВЛ 110 кВ в 100 км, проходящей в лесистой местности, применение полимерных изолирующих траверс дает прямую экономию около 10 млн руб.

Увы, сегодня в условиях отсутствия готовых типовых проектных решений для компактных ВЛ основной запрос от заказчиков по изолирующим траверсам — это восстановление габарита до земли или до пересекаемых объектов без замены существующих опор за счет исключения поддерживающих подвесок (рисунок 6). Такое решение оказывается в 2–3 раза дешевле замены опоры ВЛ.

Рис. 6. Восстановление габарита до земли или до пересекаемого объекта (автодороги)

По данным запросам специалисты ООО «ФОРЭНЕРГО-ИНЖИНИРИНГ» разрабатывают технические решения, в которых определяется расположение изолирующих траверс после проведения следующих расчетов:

  • проверка нормируемого угла защиты грозотроса;
  • расчет минимального расстояния между проводами в пролете, проверка на схлестывание;
  • расчет габаритов до земли, определение возможности установки траверс только с одной стороны пролета;
  • проверка необходимости использования балластов на смежных опорах, то есть выявление «подтягивания» поддерживающих гирлянд вверх.

В результате расчетов определяется оптимальная конструкция изолирующих траверс.

Изолирующая траверса конструктивно состоит из:

  • консольного полимерного изолятора с цельнолитой кремнийорганической оболочкой на стеклопластиковом стержне;
  • тяги из полимерного изолятора типа ЛК;
  • узла крепления изоляторов траверсы к стойке опоры.

Изоляторы производства ООО «ИНСТА» отличаются:

  • наиболее высоким уровнем испытательных и разрядных напряжений;
  • заходом цельнолитой кремнийорганической оболочки на оконцеватели, что обеспечивает 100%-ную герметизацию и долговечность изоляторов;
  • уникальной технологией изготовления, гарантирующей отсутствие скрытых повреждений стержня после опрессования оконцевателей;
  • наилучшей антикоррозийной защитой оконцевателей с использованием технологии термодиффузионного цинкования.

В комплект траверсы также входит узел крепления для поддерживающего зажима.

Рис. 7. Траверса изолирующая полимерная фиксированная на напряжение 220 кВ ТФТ 220–G60Т8R45C45–3Ж490

ООО «ИНСТА» производит фиксированные и поворотные траверсы. Фиксированные траверсы рассчитаны на горизонтальную нагрузку от 8 кН до 12,5 кН в зависимости от модификации (рисунок 7). У поворотных траверс усилие, выдерживаемое монтажным стопором, составляет 3 кН. При нагрузке более 3 кН траверсы поворачиваются вдоль линии, и растягивающая допустимая нагрузка уже будет составлять 70 кН (рисунок 8).

Рис. 8. Траверса изолирующая полимерная консольная с тягой поворотная на напряжение 110 кВ ТКП 110–G70Т3R70C45–Ж4

Для выполнения регламентных и ремонтных работ в процессе эксплуатации на изолирующих траверсах применяется стандартный трап лестничного типа, который устанавливается на провод с помощью крюков и крепится к опоре двумя стропами.

Для выполнения работ, связанных с опусканием провода на землю, трап оснащается съемным кронштейном с роликами, хомутом и талрепами. С помощью дополнительного оснащения нагрузка от трапа передается с провода на консоль траверсы и позволяет безопасно произвести демонтаж провода.

Общий вид установленного трапа на изолирующей траверсе приведен на рисунке 9.

Рис. 9. Общий вид трапа: 1 — трап, 2 — хомут, 3 — съемный кронштейн, 4 — талрепы, 5 — ролики, 6 — тяговый трос, 7 — стяжной ремень, 8 — канатный строп

Технические требования, предъявляемые к полимерным изолирующим траверсам, определяются действующим СТО ОАО «ФСК ЕЭС» 56947007–29.120.90.033–2009 «Траверсы изолирующие полимерные для опор ВЛ 110–220 кВ. Общие технические требования, правила приемки и методы испытаний». В настоящее время специалисты ПО «ФОРЭНЕРГО» в составе рабочей группы Ассоциации «Электросетьизоляция» принимают участие в разработке новых нормативнотехнических документов: СТО ПАО «Россети» «Траверсы изолирующие полимерные для опор ВЛ 6–220 кВ. Общие технические условия» и ГОСТ Р «Траверсы изолирующие полимерные на напряжение 6–220 кВ. Общие технические условия», в которых будет учтен опыт разработки и эксплуатации инновационных изолирующих конструкций. Изолирующие траверсы ООО «ИНСТА» успешно прошли необходимые механические и электрические испытания в аттестованных испытательных центрах ПО «ФОРЭНЕРГО». Изоляторы, входящие в состав траверс, аттестованы в ПАО «Россети», заявка на проведение процедуры аттестации траверс 110–220 кВ будет направлена в ближайшее время.

Изолирующие траверсы для ВЛ 110–220 кВ производства ООО «ИНСТА» успешно прошли опытную эксплуатацию в филиалах ПАО «Россети»: «Россети Московский регион», «Нижновэнерго», «Ивэнерго», «Калугаэнерго», «Тулэнерго», МЭС Центра. По результатам ОПЭ отмечается, что применение изолированных траверс опор обеспечивает возможность устранения негабаритных расстояний между проводами и поверхностью земли (различными объектами) за счет поднятия точки крепления проводов, а поворотные траверсы обеспечивают устранение обрыва проводов и уменьшение нагрузки на стойку. ПО «ФОРЭНЕРГО» будет продолжать работу в данном направлении — в стадии разработки находятся изолирующие траверсы на напряжение 330 кВ. Современные технические решения в этой области обеспечивают надежную и эффективную работу ВЛ с минимальными затратами, а небольшой отечественный опыт эксплуатации подтверждает перспективность применения полимерных изолирующих траверс для создания компактных воздушных линий электропередачи. Это вселяет надежду, что скоро в России появятся компактные ВЛ высокой надежности и безопасности, объединяющие в себе все самые современные достижения отечественной промышленности в области линейного строительства.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(84), май-июнь 2024

Анкерная телескопическая система для работ на разъединителе типа АТС‑Р: универсальное решение для безопасной работы на высоте

Воздушные линии Охрана труда / Производственный травматизм
ООО «Тульский электромеханический завод»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»