Подводная электропередача

Page 1
background image

Page 2
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 3, 2013, www.kabel-news.ru

38

Актуально

ÊÀÁÅËÜÍÛÅ ËÈÍÈÈ

Маршрут прокладки подводной кабельной линии (верхний рисунок) и продольный профиль трассы (нижний рисунок)

Э

лектроснабжение Балеарских островов в 
Средиземном море осуществляется от двух 
независимых энергосистем. Эти системы 
не были связаны c испанской материковой 

энергосистемой, которая присоединена к европей-
ской сети, управляемой системными оператора-
ми объединённой электроэнергетической системы 
[European Network of Transmission System Operators 
for Electricity (ENSTO-E) system].

Чтобы осуществить связь между Балеарскими 

островами и материковой частью Испании, компа-
ния REE, являющаяся испанским оператором пере-

Подводная электропередача

Первая в Испании кабельная линия постоянного тока высокого 

напряжения соединяет материковую часть с островом Мальорка

Хуан Прието Монтеррубио и Рамон Гранадино Гоенечиа,

 «Ред Электрика де Испания»  (Red Electrica de Espana — REE)

дающих систем* (Transmission system operator — 
TSO), заключила два главных контракта на сооруже-
ние «под ключ» — преобразовательных подстанций 
(с компанией «Сименс») и кабельной линии [с кон-
сорциумом, образованным компаниями «Нексанс» 
(Nexans) и «Присмиан» (Prysmian)]. Заключение этих 
контрактов дало старт проекту «Ромул» (Romulo 
project), цель которого состояла в сооружении под-
водной кабельной линии электропередачи посто-
янного тока высокого напряжения (ППТ ВН) между 
материковой частью Испании и островом Мальорка.

ПРОЕКТ «РОМУЛ»

Проект «Ромул» предусматривает прокладку 

подводной кабельной линии длиной 244 км между 
муниципией Сагунто в автономной области Ва-
ленсия на восточном побережье Пиренейского по-
луострова (подстанция «Морведре») и островом 

*  Аналог ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС 

России» (прим. ред.).


Page 3
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 3, 2013, www.kabel-news.ru

39

Актуально

ÊÀÁÅËÜÍÛÅ ËÈÍÈÈ

Судно-кабелеукладчик компании «Присмиан» во время 
погрузки кабеля на судно

Судно-кабелеукладчик «Скагеррак» компании «Нексанc» 
во время прокладки кабеля

Мальорка (подстанция «Санта-Понса») в муниципии 
Кальвиа.

Проект «Ромул» по своим характеристикам явля-

ется экстраординарным, потому что:
•   инвестиции, вложенные только в один этот про-

ект испанским TSO, являются самыми крупными;

•   подводная кабельная линия, проложенная по дну 

моря на максимальной глубине 1485 м, является 
второй в мире по глубине расположения кабелей;

•   это первая кабельная линия ППТ ВН в электро-

энергетической системе Испании. 
По своей схеме кабельная линия имеет два полю-

са и металлический возвратный провод. Её расчёт-
ная пропускная способность составляет 2200 МВт при 
номинальном напряжении ±250 кВ постоянного тока.

В первой половине 2011 г. были выполнены три 

этапа по прокладке кабельной линии, и она была 
введена в эксплуатацию в 2012 г.

Главной целью проекта являлось улучшение ка-

чества и надёжности электроснабжения за счёт при-
соединения Балеарских островов к Иберийскому 
рынку электроэнергии. Кроме того, предполагалось 
уменьшить общие расходы на выработку электро-
энергии в энергосистеме Испании. И наконец, эта 
связь позволила бы усилить существующие на этих 
островах энергосистемы, чтобы удовлетворить ра-
стущее потребление электроэнергии.

КАБЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Разработка кабельной системы включала проек-

тирование, изготовление, тестирование и прокладку 
следующих объектов:
•   два подводных кабеля постоянного тока (ПТ) на-

пряжением 250 кВ, длиной 237 км;

•   два наземных кабеля ПТ напряжением 250 кВ, 

длиной 7 км;

•   один подводный возвратный кабель среднего на-

пряжения длиной 237 км;

•   один наземный возвратный кабель среднего на-

пряжения длиной 7 км;

•   один волоконно-оптический подводный и назем-

ный кабель длиной 244 км.
Основная особенность всей кабельной системы 

заключается в том, что каждый из подводных ка-
белей был размещён на судне-кабелеукладчике и 
проложен по дну в виде одной строительной длины, 
что позволило избежать установки соединительных 
муфт.

В процессе подготовки проекта была проведена 

всесторонняя топографическая съёмка дна моря, 
чтобы выбрать наилучшую трассу для прокладки ка-
белей, соединяющих преобразовательную подстан-
цию на материковой части Испании с преобразова-
тельной подстанцией на Мальорке, а также, чтобы 
иметь точное представление о структуре грунта на 
морском дне, необходимое для разработки способов 
защиты кабелей.

Особенностью этого проекта является исполь-

зование двух типов кабелей ПТ с медными жилами 
сечением 750 мм

2

, имеющими бумажную изоляцию, 

пропитанную вязким составом. Кабели отличаются 
друг от друга технической реализацией брони. Для 
секций подводного кабеля, расположенных на ма-
лой и средней глубине (не более 200—220 м), ис-
пользуется однослойная броня из проволок прямоу-
гольного сечения. Для секции подводного кабеля, 
расположенной на больших глубинах (вплоть до мак-
симальной 1485 м), используется двухслойная броня 
из проволок прямоугольного сечения. Такой подход 
не требует установки переходных соединительных 
муфт между двумя секциями.

В качестве изоляции используются бумажные лен-

ты высокой плотности, которые обеспечивают высо-
кий уровень электрических характеристик кабеля. 
Этап обмотки жилы лентой выполняется в услови-
ях постоянного контроля температуры и влажности 


Page 4
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 3, 2013, www.kabel-news.ru

40

Основные характеристики компонентов подводного кабеля с двухслойной проволочной бронёй, 

использующегося для глубоководных секций электропередачи

1. Токопрово-
дящая жила 
(ТПЖ)

• Медная ТПЖ состоит из круглой центральной 
проволоки
и концентрических слоев главных трапецеидальных 
проволок 
• Диаметр ТПЖ — 31 мм

2. Экран по 
жиле

Ленты  из полупроводящей сажевой бумаги

3. Электри-
ческая изо-
ляция

Ленты кабельной бумаги сделаны на основе промытой 
водой древесной массы, пропитаны вязким составом: 
• номинальная толщина — 12 мм;
• диаметр по изоляции — 57 мм

4. Экран по 
изоляции

Ленты из сажевой и металлизированной бумаги

5. Свинцовая 
оболочка

Материал оболочки — экструдированный  свинцовый 
сплав: номинальная толщина — 3 мм

6. Внутренняя 
защита от 
коррозии

Шланг из экструдированного полиэтилена: 
номинальная толщина — 3 мм

7. Поперечное 
упрочнение

Два слоя из стальной оцинкованной ленты

8. Броня

Стальные проволоки прямоугольного сечения —
3 мм x 8 мм

9. Наружный 
защитный 
покров 

Полипропиленовые кручёные нити: толщина — 4 мм

Внешний диаметр кабеля — 94 мм

Вес в воздухе — 29,5 кг/м 

Вес в воде —  22,5 кг/м 

Актуально

ÊÀÁÅËÜÍÛÅ ËÈÍÈÈ

окружающей среды. Такая технология изготовления 
гарантирует наилучшие характеристики диэлектри-
ка, исключая возможность появления морщинистых 
участков во время следующих этапов изготовления, 
когда кабель повторно наматывается или разматы-
вается. Этапы высушивания и пропитки изоляции 
для каждого кабеля изготовляемой длины выполня-
ются во вращающемся сушильно-пропиточном кот-
ле. После высушивания кабель пропитывается дега-
зифизированным составом под давлением.

Бронирование кабеля обеспечивается двумя сло-

ями механически высокопрочной стальной оцинко-
ванной плоской проволоки. Эти два слоя наматыва-
ются в противоположных направлениях с тем, чтобы 
избежать закручивания, обусловленного высокими 
растягивающими усилиями. Компании «Присмиан» 

и «Нексанс» провели морские испытания секций 
кабеля, предназначенных для работы на больших и 
средних глубинах. При испытаниях использовались 
кабели, разработанные каждым из этих производи-
телей.

На изготовление подводных кабелей длиной 

240 км потребовалось почти два года. После завод-
ских испытаний каждый полюс подводной кабельной 
линии ПТ был погружён на судно-кабелеукладчик в 
виде одной строительной длины.

ЗАЩИТА КАБЕЛЯ

В Средиземном море тралы рыболовных судов и 

якоря морских судов являются главными угрозами 
повреждения подводных кабелей. Для надёжного 
электроснабжения острова Мальорка эта ППТ ВН 


Page 5
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 3, 2013, www.kabel-news.ru

41

Общий вид модуля, состоящего из светоуправляемых тиристоров

Актуально

ÊÀÁÅËÜÍÛÅ ËÈÍÈÈ

является очень важной, поэтому концы подводно-
го кабеля с каждой стороны были уложены в тран-
шеи от береговой линии до глубины 1000 м, чтобы 
уменьшить риск внешнего механического повреж-
дения.

В итоге пришлось обеспечить защиту каждого 

из трёх кабелей на протяжении 100 км, то есть об-
щая длина защищённых кабелей составила 300 км. 
Технологически защита кабеля на 90% осуществля-
лась струей воды под высоким давлением во время 
прокладки, что позволило покрыть кабель слоем 
песка высотой до 2 м. Оставшиеся 10% длины были 
защищены за счёт того, что они были уложены в 
траншеи.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОДСТАНЦИИ

Преобразовательные подстанции на материко-

вой части Испании и на Мальорке позволяют обе-
спечить четыре предусмотренных проектом режима 
работы ППТ ВН:
•   биполярный (двухполюсный) с использованием 

возвратного кабеля;

•   жёсткий биполярный (двухполюсный) — без ис-

пользования возвратного кабеля;

•   монополярный (однополюсный) с возвратом тока 

по «электродному» кабелю;

•   монополярный (однополярный) с возвратом тока 

по кабелю другого полюса.
Переход от одного режима работы ППТ к дру-

гому — от биполярного (двухполюсного) с исполь-
зованием и без использования металлического 
возвратного кабеля, а также к монополярному 
(однополюсному) с тем или другим металлическим 
возвратным кабелем — осуществляется средства-
ми автоматического управления.  В проекте ППТ 
предусмотрено специальное коммутационное обо-
рудование, которое даёт возможность перехода от 

одного режима к другому без какого-либо умень-
шения уровня передаваемой мощности и без пере-
рыва в работе передачи постоянного тока. 

Чтобы обеспечить наилучшее поддержание напря-

жения и потребности преобразователей в реактив-
ной мощности во всех режимах работы и по крайней 
мере при максимальном напряжении переменного 
тока, источники реактивной мощности используются 
как на преобразовательной подстанции в Морведре 
мощностью 200 Mвар, так и на преобразовательной 
подстанции в Санта-Понса на Мальорке мощностью 
164 Mвар. Эти цифры соответствуют номинальному 
напряжению на стороне переменного тока. При этом 
для выдачи реактивной мощности 200 Mвар на пре-
образовательной подстанции на материке в филь-
трах используются две батареи конденсаторов по 
100 Mвар (по одной батарее на каждый полюс). А для 
компенсации реактивной мощности 164 Mвар на пре-
образовательной подстанции на Мальорке использу-
ются четыре батареи фильтров по 41 Mвар (по две 
батареи на каждый полюс).

Работа преобразователей ППТ, естественно, со-

провождается наличием высших гармоник тока, ко-
торые, если не будут отфильтрованы, могут попасть 
в систему передачи и усилиться за счёт возникно-
вения резонансов. Чтобы ослабить воздействие 
гармоник, на материковой стороне системы пере-
дачи были использованы два пассивных фильтра 
переменного тока одинаковой конструкции, которые 
были настроены на 12-ю и 24-ю гармоники.

В системе передачи на Мальорке могут созда-

ваться условия для возникновения резонансов для 
гармоник низкого порядка. Для ослабления их влия-
ния потребовалась дополнительная настройка филь-
тров на третью гармонику. В итоге на подстанции 
«Санта-Понса» установлены четыре одинаковых 
пассивных фильтра переменного тока, имеющих 

тройную настройку. Такое схемное и 
конструктивное решение обеспечи-
вает выполнение требований к уров-
ню гармоник тока во всех режимах 
работы электропередачи, а также 
гибкость и взаимное резервирова-
ние фильтров. 

Преобразователи проекта «Ро-

мул» выполнены с использованием 
четырёхдюймовых (101,6 мм) свето-
управляемых тиристоров (фототири-
сторов). Тиристоры сгруппированы в 
три блока в двенадцатипульсной мо-
стовой схеме, причём каждый блок 
работает на одну фазу. Блок состоит 
из шести модулей, каждый модуль 
включает 24 уровня последователь-
но соединённых тиристоров, а также 
дополнительные компоненты.


Page 6
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 3, 2013, www.kabel-news.ru

42

Актуально

ÊÀÁÅËÜÍÛÅ ËÈÍÈÈ

При реализации проекта было принято решение 

использовать распределительное устройство с га-
зовой изоляцией на подстанции «Санта-Понса» на 
Мальорке и открытое распредустройство высокого 
напряжения на подстанции «Морведре» на матери-
ке. Выбранные конструкции распредустройств явля-
ются наиболее эффективными с точки зрения техни-
ческого обслуживания и малых габаритов.

ПРОБЛЕМЫ, 

ОГРАНИЧЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе проекта «Ромул» обозначились три основ-

ные группы проблем:
•   менеджмента проекта, такие, как два типа тесто-

вых программ, две серии морских испытаний, со-
гласование работы двух производителей кабелей, 
а также социальные и экологические аспекты;

•   трудности в проведении работ, таких, как три 

этапа прокладки подводного кабеля в открытом 
море на глубине почти 1500 м, длительные этапы 
работ по обеспечению защиты кабеля (300 км, 
погребение под слоем песка), земляные работы 
(в прибрежной полосе и при сооружении волноре-
зов) и работа кабелеукладчиков на пределе тех-
нических возможностей;

•   инженерные трудности, такие, как разработка 

собственно конструкции глубоководного кабе-
ля, техническое исполнение кабеля в виде одной 
строительной длины без промежуточных соеди-
нительных муфт, выбор трассы линии и обеспе-
чение защиты кабелей под слоем песка.
В течение всего проекта предпринимались раз-

личные меры, чтобы наилучшим образом решить 
экологические и социальные проблемы. Проект та-
кого рода является успешным только в том случае, 
если этим двум ключевым проблемам будет уделять-
ся внимание с самого начала подготовки проекта и 
до окончания работ по прокладке кабелей.

Что касается трассировки прокладки кабелей, 

особенно проходящих под землей и в прибрежной 
зоне, то крайне важно ещё на ранней стадии проек-
та обеспечить согласование предложенной трассы 
со всеми инвесторами и дать им надлежащее обо-
снование выбора такой трассы по сравнению с дру-
гими возможными вариантами.

Что касается преобразовательных подстанций, 

то самой главной позицией являлась внутренняя 
компоновка этих подстанций для размещения всего 
основного оборудования, за исключением трансфор-
маторов. Достоинство разработанной внутренней 
компоновки оборудования заключалось в том, что 
подстанции не выделялись на фоне окружающих про-
мышленных зданий, а также в снижении уровня шума, 
производимого оборудованием фильтров. Установка 
электрооборудования внутри здания подстанции обе-
спечила унификацию их общего внешнего вида.

Самые большие трудности по реализации про-

екта были на Мальорке из-за особых экологических 
и социальных условий. В Санта-Понса незамет-
ность здания подстанции возрастала за счёт выбо-
ра цветов окраски стен здания, соответствующих 
городским стандартам. По цвету здание подстан-
ции гармонирует с окружающим пейзажем. Проект 
ландшафтного дизайна был разработан так, чтобы 
ещё больше подчеркнуть незаметность здания под-
станции.

И наконец, что касается точки выхода подводного 

кабеля на поверхность в Мальорке, то было принято 
решение использовать для прокладки кабеля метод 
горизонтального направленного бурения. Это по-
зволило снизить вред от работ в прибрежной зоне и 
на берегу в Санта-Понса. Обе местности изучались 
очень тщательно с экологических и социальных по-
зиций.

Проект «Ромул» характеризуется новым уровнем 

надёжности электроснабжения и поддержания ча-
стоты в Балеарской энергосистеме, уменьшая пере-
рывы питания потребителей и обеспечивая высокую 
гибкость её работы.

Рамон Гранадино Гоенечиа

 ([email protected]

является обладателем степени бакалавра в области 
промышленной инженерии, полученной в 1990 г. в 
Политехническом университете Мадрида, Испания, 
и степени магистра в области электротехники и ком-
пьютерной инженерии Массачусетского университе-
та в Амхерсте, США, в 1993 г. С 1994 г. он работает 
в REE, руководя проектами по разработке испанских 
систем передачи электроэнергии напряжением 220 
и 400 кВ. В настоящее время он является директо-
ром REE в Балеарской энергосистеме и менедже-
ром проекта по прокладке подводной ППТ ВН между 
материковой Испанией и Мальоркой. Кроме того, 
Гранадино был менеджером проекта по прокладке 
подводного кабеля между Испанией и Марокко и 
по замене двухцепной воздушной линии электропе-
редачи 400 кВ длиной 13 км на кабельную в схеме 
электроснабжения мадридского аэропорта Барахас 
с использованием кабелей с изоляцией из сшитого 
полиэтилена.

Хуан Прието Монтеррубио 

([email protected]) по-

лучил степень бакалавра в области промышленной 
инженерии Университета ICAI в Мадриде, Испания. 
Вся его профессиональная карьера связана с REE. 
Здесь он начал работать в отделе по разработке 
линий электропередачи, затем стал менеджером 
проекта по главным подводным межсистемным свя-
зям и проектов линий электропередачи и подстан-
ций сверхвысокого напряжения. Он входит в состав 
нескольких международных технических рабочих 
групп и является секретарем Испанского националь-
ного комитета CIGRE.


Оригинал статьи: Подводная электропередача

Читать онлайн

Первая в Испании кабельная линия постоянного тока высокого напряжения соединяет материковую часть с островом Мальорка.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(78), май-июнь 2023

Ранговый анализ и ансамблевая модель машинного обучения для прогнозирования нагрузок в узлах центральной энергосистемы Монголии

Энергоснабжение / Энергоэффективность Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Мировой опыт
Русина А.Г. Осгонбаатар Т. Матренин П.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»