Плата за резерв мощности: законопроект должен справедливо распределить сетевые мощности, но ошибочно приравнивает генераторов к потребителям

Page 1
background image

Page 2
background image

78

Плата за резерв мощности: 

законопроект должен справедливо 
распределить сетевые мощности, но ошибочно 
приравнивает генераторов к потребителям

В

 

Правительстве

 

Российской

 

Федерации

 

проходит

 

очередной

 

этап

 

согласования

 

проект

 

постановления

устанавливающего

 

обязательство

 

потребителей

 

по

 

оплате

 

услуг

 

по

 

пере

-

даче

 

электрической

 

энергии

 

с

 

учетом

 

оплаты

 

резервируемой

 

максимальной

 

мощности

Работа

 

над

 

документом

 

длится

 

уже

 

без

 

малого

 

восемь

 

лет

но

 

в

 

его

 

новой

 

редакции

 

со

-

держатся

 

положения

с

 

которыми

 

не

 

согласны

 

генерирующие

 

компании

.

Абдушукуров

 

П

.

Ф

.,

заместитель генерального 

директора по операционной 

деятельности, главный инженер, 

вице-президент по тепловому 

бизнесу ПАО «Фортум»

Шумилов

 

А

.

С

.,

заместитель технического 

директора по электро тех ни чес ко-

му оборудованию ПАО «Фортум»

Р

езервируемая 

макси-

мальная  мощность  (да-

лее  —  резерв)  пред-

ставляет собой разность 

между максимальной мощностью 

энергопринимающих  устройств 

потребителя, заявленной им при 

технологическом  присоединении 

к  сети,  и  мощностью,  фактиче-

ски  потребленной  им  из  сети. 

Сейчас потребители оплачивают 

мощность исходя из своего фак-

тического  потребления.  В  свою 

очередь,  сетевые  организации 

должны поддерживать сети в го-

товности  к  передаче  всего  за-

явленного  потребителем  при 

технологическом  присоединении 

объема мощности независимо от 

того, потребляет он его фактиче-

ски или нет.  

По оценке Министерства энер-

гетики  РФ,  в  энергосистеме  не 

используется  до  65%  мощности 

сетей,  или  более  чем  100  ГВт. 

Эта  мощность  не  оплачивает-

ся  потребителями,  но  сетевые 

компании  несут  затраты  на  со-

держание  сетей,  которые  за-

кладываются  в  котловой  тариф, 

оплачиваемый всеми потребите-

лями  региона.  На  деле  это  при-

водит  к  перекрестному  субсиди-

рованию.  Более  того,  сетевые 

организации  не  могут  использо-

вать резервы мощности при тех-

нологическом присоединении но-

вых  потребителей,  что  приводит 

к бессмысленному дополнитель-

ному  усилению  сети  и,  соответ-

ственно,  росту  стоимости  таких 

присоединений.  Поэтому  повы-

шение ответственности потреби-

телей на этапе подачи заявок на 

технологическое  присоединение 

и введение платы за резерв дает 

сетевым компаниям инструменты 

стимулирования  потребителей 

к  перераспределению  или  отка-

зу от длительно неиспользуемых 

резервов,  что  поможет  более 

справедливо  перераспределить 

ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ


Page 3
background image

79

финансовую нагрузку и мощнос-

ти  между  потребителями  и  уве-

личить доступность новых присо-

единений.

Очевидным  решением  опи-

санной выше проблемы является 

внедрение для потребителей ме-

ханизма  расчета  за  фактически 

потребленную  электроэнергию 

и резервируемую для потребите-

ля мощность. Указанное создаст 

экономический  стимул  высво-

бождения  ненужных  резервов 

мощностей  потребителей,  а  так-

же сформирует адресный и спра-

ведливый  механизм  финансиро-

вания расходов на поддержание 

сетевыми  организациями  сете-

вой инфраструктуры для обеспе-

чения резерва мощности.

Проект постановления Прави-

тельства  РФ  «О  внесении  изме-

нений  в  некоторые  акты  Прави-

тельства Российской Федерации 

по вопросам определения обяза-

тельств потребителей по оплате 

услуг по передаче электрической 

энергии  с  учетом  оплаты  резер-

вируемой  максимальной  мощно-

сти и взаимодействия субъектов 

розничных рынков электрической 

энергии» должен был обеспечить 

внедрение  указанного  механиз-

ма  стимулирования.  Но,  к  сожа-

лению,  при  разработке  данного 

документа  были  допущены  сис-

темные ошибки, искажающие из-

начально правильную концепцию 

документа.

Так,  предлагается  внедрить 

оплату  «генераторами»  услуг  по 

передаче электроэнергии, что не 

имеет отношения к обозначенной 

выше  проблеме  и  противоречит 

базовой  конструкции  электро-

энергетики:  электрические  сети 

предназначены  для  передачи 

и распределения электроэнергии 

от  электростанции  к  потребите-

лю, в связи с чем оплата конечной 

стоимости  продукции  (с  учетом 

необходимости  ее  транспорти-

ровки)  должна  осуществляться 

потребителями. 

Электроэнер-

гия,  которая  необходима  объек-

там  генерации  на  собственные 

нужды,  покрывается  их  же  соб-

ственной  выработкой.  Режимы, 

в  которых  на  объекте  генерации 

потребление  на  собственные 

нужды  превышает  собственную 

генерацию,  являются  аварийны-

ми либо ремонтными и не могут 

служить основанием для выстра-

ивания на их основе регулирова-

ния в отношении производителей 

электрической энергии. 

Необоснованной 

выглядит 

и  оплата  производителями  элек-

троэнергии  резерва,  поскольку 

объект  генерации,  в  отличие  от 

потребителя,  по  определению  не 

может его иметь. Генератор — это 

источник  определенной  установ-

ленной  мощности,  а  не  потре-

битель,  для  электроснабжения 

которого  сеть  резервирует  свои 

ресурсы.  Более  того,  введение 

этой  нормы  приводит  к  тому,  что 

у  производителей  исчезнет  сти-

мул  к  повышению  энергоэффек-

тивности производства, поскольку 

плата  за  резерв  будет  увеличи-

ваться при снижении потребления 

на собственные нужды, что напря-

мую  противоречит  изначальной 

задачи и абсурдно. 

Ввод  в  действие  вышеобо-

значенных  принципов  станет  до-

полнительной 

необоснованной 

финансовой  нагрузкой  для  гене-

раторов  в  дополнение  к  суще-

ствующей проблеме поддержания 

за  свой  счет  работоспособности 

электрических  подстанций  вы-

сокого  напряжения,  являющихся 

фактически  элементами  электри-

ческой  сети.  А  это,  в  свою  оче-

редь,  является  односторонним 

изменением  «условий  игры»  для 

инвесторов, обеспечивших соору-

жение и ввод объектов генерации, 

что противоречит проводимой го-

сударством  политике  привлече-

ния  инвесторов  и  создания  для 

них  прозрачных  и  неизменных 

усло вий ведения бизнеса.

Экономическая 

благоразум-

ность  и  повышение  ответствен-

ности  всех  участников  рынка  на 

этапах  планирования  и  заполне-

ния  заявок  на  технологическое 

присоединение  —  важные  эле-

менты предложенного законопро-

екта,  который  должен  позволить 

оптимизировать  состав  электро-

сетевого  оборудования  и  распре-

делить  нагрузку  на  инфраструк-

туру.  Считаем  правильным  при 

решении  стоящих  перед  отрас-

лью задач использовать понятные 

и  прозрачные  принципы  и  не  до-

пускать их искажения, излишнего 

администрирования  и  тем  более 

одностороннего  ухудшения  усло-

вий для инвестиций в российскую 

энергетику.  

 5 (62) 2020


Читать онлайн

В Правительстве Российской Федерации проходит очередной этап согласования проект постановления, устанавливающего обязательство потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности. Работа над документом длится уже без малого восемь лет, но в его новой редакции содержатся положения, с которыми не согласны генерирующие компании.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(71), март-апрель 2022

О предельных значениях отклонения частоты напряжения генерирующих установок ТЭЦ и гистограммах ее распределения

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Тукшаитов Р.Х. Семенова О.Д. Иванова В.Р.
Спецвыпуск «Россети» № 1(24), март 2022

Эффективность различных мероприятий по повышению качества электрической энергии

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Тимур Данник, Виктория Дубровская (АО «Россети Тюмень» Сургутские электрические сети)
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(70), январь-февраль 2022

Обзор функциональности интеллектуальных приборов учета электроэнергии «МИРТЕК» с комбинированным GSM-модулем с поддержкой GPRS и NB-IoT

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
ГК «МИРТЕК»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»