78
Плата за резерв мощности:
законопроект должен справедливо
распределить сетевые мощности, но ошибочно
приравнивает генераторов к потребителям
В
Правительстве
Российской
Федерации
проходит
очередной
этап
согласования
проект
постановления
,
устанавливающего
обязательство
потребителей
по
оплате
услуг
по
пере
-
даче
электрической
энергии
с
учетом
оплаты
резервируемой
максимальной
мощности
.
Работа
над
документом
длится
уже
без
малого
восемь
лет
,
но
в
его
новой
редакции
со
-
держатся
положения
,
с
которыми
не
согласны
генерирующие
компании
.
Абдушукуров
П
.
Ф
.,
заместитель генерального
директора по операционной
деятельности, главный инженер,
вице-президент по тепловому
бизнесу ПАО «Фортум»
Шумилов
А
.
С
.,
заместитель технического
директора по электро тех ни чес ко-
му оборудованию ПАО «Фортум»
Р
езервируемая
макси-
мальная мощность (да-
лее — резерв) пред-
ставляет собой разность
между максимальной мощностью
энергопринимающих устройств
потребителя, заявленной им при
технологическом присоединении
к сети, и мощностью, фактиче-
ски потребленной им из сети.
Сейчас потребители оплачивают
мощность исходя из своего фак-
тического потребления. В свою
очередь, сетевые организации
должны поддерживать сети в го-
товности к передаче всего за-
явленного потребителем при
технологическом присоединении
объема мощности независимо от
того, потребляет он его фактиче-
ски или нет.
По оценке Министерства энер-
гетики РФ, в энергосистеме не
используется до 65% мощности
сетей, или более чем 100 ГВт.
Эта мощность не оплачивает-
ся потребителями, но сетевые
компании несут затраты на со-
держание сетей, которые за-
кладываются в котловой тариф,
оплачиваемый всеми потребите-
лями региона. На деле это при-
водит к перекрестному субсиди-
рованию. Более того, сетевые
организации не могут использо-
вать резервы мощности при тех-
нологическом присоединении но-
вых потребителей, что приводит
к бессмысленному дополнитель-
ному усилению сети и, соответ-
ственно, росту стоимости таких
присоединений. Поэтому повы-
шение ответственности потреби-
телей на этапе подачи заявок на
технологическое присоединение
и введение платы за резерв дает
сетевым компаниям инструменты
стимулирования потребителей
к перераспределению или отка-
зу от длительно неиспользуемых
резервов, что поможет более
справедливо перераспределить
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ
79
финансовую нагрузку и мощнос-
ти между потребителями и уве-
личить доступность новых присо-
единений.
Очевидным решением опи-
санной выше проблемы является
внедрение для потребителей ме-
ханизма расчета за фактически
потребленную электроэнергию
и резервируемую для потребите-
ля мощность. Указанное создаст
экономический стимул высво-
бождения ненужных резервов
мощностей потребителей, а так-
же сформирует адресный и спра-
ведливый механизм финансиро-
вания расходов на поддержание
сетевыми организациями сете-
вой инфраструктуры для обеспе-
чения резерва мощности.
Проект постановления Прави-
тельства РФ «О внесении изме-
нений в некоторые акты Прави-
тельства Российской Федерации
по вопросам определения обяза-
тельств потребителей по оплате
услуг по передаче электрической
энергии с учетом оплаты резер-
вируемой максимальной мощно-
сти и взаимодействия субъектов
розничных рынков электрической
энергии» должен был обеспечить
внедрение указанного механиз-
ма стимулирования. Но, к сожа-
лению, при разработке данного
документа были допущены сис-
темные ошибки, искажающие из-
начально правильную концепцию
документа.
Так, предлагается внедрить
оплату «генераторами» услуг по
передаче электроэнергии, что не
имеет отношения к обозначенной
выше проблеме и противоречит
базовой конструкции электро-
энергетики: электрические сети
предназначены для передачи
и распределения электроэнергии
от электростанции к потребите-
лю, в связи с чем оплата конечной
стоимости продукции (с учетом
необходимости ее транспорти-
ровки) должна осуществляться
потребителями.
Электроэнер-
гия, которая необходима объек-
там генерации на собственные
нужды, покрывается их же соб-
ственной выработкой. Режимы,
в которых на объекте генерации
потребление на собственные
нужды превышает собственную
генерацию, являются аварийны-
ми либо ремонтными и не могут
служить основанием для выстра-
ивания на их основе регулирова-
ния в отношении производителей
электрической энергии.
Необоснованной
выглядит
и оплата производителями элек-
троэнергии резерва, поскольку
объект генерации, в отличие от
потребителя, по определению не
может его иметь. Генератор — это
источник определенной установ-
ленной мощности, а не потре-
битель, для электроснабжения
которого сеть резервирует свои
ресурсы. Более того, введение
этой нормы приводит к тому, что
у производителей исчезнет сти-
мул к повышению энергоэффек-
тивности производства, поскольку
плата за резерв будет увеличи-
ваться при снижении потребления
на собственные нужды, что напря-
мую противоречит изначальной
задачи и абсурдно.
Ввод в действие вышеобо-
значенных принципов станет до-
полнительной
необоснованной
финансовой нагрузкой для гене-
раторов в дополнение к суще-
ствующей проблеме поддержания
за свой счет работоспособности
электрических подстанций вы-
сокого напряжения, являющихся
фактически элементами электри-
ческой сети. А это, в свою оче-
редь, является односторонним
изменением «условий игры» для
инвесторов, обеспечивших соору-
жение и ввод объектов генерации,
что противоречит проводимой го-
сударством политике привлече-
ния инвесторов и создания для
них прозрачных и неизменных
усло вий ведения бизнеса.
Экономическая
благоразум-
ность и повышение ответствен-
ности всех участников рынка на
этапах планирования и заполне-
ния заявок на технологическое
присоединение — важные эле-
менты предложенного законопро-
екта, который должен позволить
оптимизировать состав электро-
сетевого оборудования и распре-
делить нагрузку на инфраструк-
туру. Считаем правильным при
решении стоящих перед отрас-
лью задач использовать понятные
и прозрачные принципы и не до-
пускать их искажения, излишнего
администрирования и тем более
одностороннего ухудшения усло-
вий для инвестиций в российскую
энергетику.
№
5 (62) 2020
Оригинал статьи: Плата за резерв мощности: законопроект должен справедливо распределить сетевые мощности, но ошибочно приравнивает генераторов к потребителям
В Правительстве Российской Федерации проходит очередной этап согласования проект постановления, устанавливающего обязательство потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности. Работа над документом длится уже без малого восемь лет, но в его новой редакции содержатся положения, с которыми не согласны генерирующие компании.