41
Планирование
работ
по
техническому
обслуживанию
и
ремонту
электрических
сетей
с
использованием
АСУ
ТОиР
Михаил
СКУРАТОВ
,
начальник
отдела
развития
управления
произво
д
ственными
активами
Департамента
управления
произво
д
-
ственными
активами
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
П
редпосылкой
к
внедрению
системы
управления
производственными
активами
послужила
необ
-
ходимость
совершенствования
бизнес
-
процес
-
са
«
Эксплуатация
производственных
активов
»
в
части
решения
в
первую
очередь
следующих
основных
проблем
:
•
отсутствие
в
компании
вследствие
реформирования
отрасли
единого
источника
информации
о
количестве
,
номенклатуре
и
месте
установки
оборудования
;
•
отсутствие
оперативного
доступа
к
информации
ввиду
удаленного
расположения
филиалов
от
головной
ком
-
пании
,
а
также
хранения
информации
об
оборудовании
в
различных
источниках
:
в
собственных
локальных
системах
, MS Of
fi
ce,
на
бумажных
носителях
и
прочих
источниках
;
•
использование
различных
программных
продуктов
для
управления
ключевыми
бизнес
-
процессами
компании
:
управление
финансами
,
управленческий
и
финансо
-
вый
учет
,
управление
техническим
обслуживанием
и
ремонтом
,
планирование
и
бюджетирование
,
а
также
и
формирование
корпоративной
отчетности
;
•
отсутствие
взаимосвязи
между
разрозненными
локальными
системами
;
•
отсутствие
возможности
оперативного
получения
данных
о
состоянии
оборудования
и
выполненных
работах
;
•
отсутствие
инструментов
получения
достоверной
отчет
-
ности
,
предназначенной
для
руководителей
разных
уровней
управления
,
базирующейся
на
единых
аналити
-
ческих
признаках
(
единые
форматы
)
как
в
исполнитель
-
ном
аппарате
компании
,
так
и
в
филиалах
.
ПРОЦЕСС
ТЕХНИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
РАБОТ
ПО
ТОиР
И
РАСЧЕТ
СТОИМОСТИ
РАБОТ
ДО
УРОВНЯ
МВЗ
План
работ
по
техническому
обслуживанию
и
ремонту
яв
-
ляется
основным
документом
,
по
которому
организуется
ремонтная
деятельность
на
объектах
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
».
Составлению
плана
работ
по
ТОиР
в
АСУ
ТОиР
на
предстоящий
ремонтный
период
предшествует
общая
оценка
технического
состояния
оборудования
предпри
-
ятия
(
ПМЭС
).
По
результатам
оценки
технического
состояния
(
ТС
)
оборудования
составляется
ведомость
планируемых
работ
по
ТОиР
на
каждую
конкретную
единицу
оборудо
-
вания
.
Непосредственное
создание
заказов
на
выполнение
работ
по
ТОиР
(
далее
—
заказы
ТОРО
)
с
указанием
физи
-
ческих
объемов
и
их
расшифровкой
,
а
также
определение
фактических
объемов
работ
на
основании
составленной
ранее
ведомости
планируемых
работ
осуществляют
тех
-
нические
специалисты
(
начальник
подстанции
,
линейного
42
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(6),
сентябрь
2017
Решение
производственных
задач
участка
)
на
уровне
предприятия
в
мо
-
дуле
PM
системы
SAP ERP.
Все
потребности
и
объемы
предва
-
рительно
согласовываются
на
уровне
технических
служб
ПМЭС
в
соответ
-
ствии
с
действующим
в
компании
ре
-
гламентом
по
управлению
ремонтной
деятельности
.
Сами
заказы
ТОРО
на
выполнение
работ
в
АСУ
ТОиР
создаются
через
инструмент
планирования
,
который
по
-
зволяет
создавать
заказы
на
технический
объект
(
МВЗ
)
в
существующей
структуре
оборудования
(
рисунок
1).
Следующим
этапом
обработки
заказа
ТОРО
является
этап
ввода
специалистами
планово
-
экономической
служ
-
бы
в
модуле
СО
системы
SAP ERP
плановых
тарифных
ставок
и
надбавок
по
категориям
ремонтного
персонала
(
рисунки
2, 3, 4).
После
этого
происходит
расчет
плановой
стоимости
ра
-
бот
на
заказ
ТОРО
в
подсистеме
АСУ
ТОиР
—
СНБ
«
Смет
-
но
-
нормативная
база
» (
рисунок
5)
специалистами
службы
управления
активами
(
далее
—
специалисты
СУПА
).
К
плановому
заказу
ТОРО
создается
заказ
СНБ
—
за
-
каз
-
калькуляция
(
рисунок
6),
для
которого
:
–
выбираются
операции
для
работ
по
ТОиР
из
справоч
-
ника
ВЕПР
и
ВУЕР
;
–
выбираются
(
уточняются
)
машины
и
механизмы
(
из
основных
справочников
нормативов
—
ВЕПР
,
ВУЕР
,
Рис
. 1.
Создание
заказов
ТОРО
а
также
альтернативных
—
ГЭСН
, «
Базовые
цены
»
и
т
.
д
.);
–
выбираются
коэффициенты
для
производства
работ
(
условий
производства
работ
,
зимний
,
нормы
допуска
и
т
.
д
.);
–
заносятся
(
уточняются
)
расстояния
для
перебазиро
-
вания
персонала
,
машин
и
механизмов
;
–
уточняется
состав
бригады
;
–
заносятся
(
уточняются
)
категории
ФОТ
(
категории
персонала
);
–
автоматически
рассчитываются
надбавки
;
–
при
необходимости
формируются
командировки
(
рос
-
сийские
/
заграничные
/
при
вахтовом
методе
выполне
-
ния
работ
);
–
при
необходимости
вносятся
операции
со
стоимостью
услуг
подрядных
организаций
;
–
заносятся
материалы
(
основные
и
вспомогательные
)
и
рассчитывается
ГСМ
на
основании
справочников
нормативов
(
ВЕПР
и
ВУЕР
),
а
также
уточняются
на
Рис
. 2.
Ведение
плановых
тарифных
ставок
Рис
. 4.
Сохранение
значений
плановых
тарифных
ставок
Рис
. 5.
АСУ
ТОиР
—
Сметно
-
нормативная
база
Рис
. 3.
Ведение
плановых
надбавок
43
основании
ранее
подготовленной
ведомости
планиру
-
емых
работ
.
На
рабочем
месте
пользователя
в
«
ТОиР
—
СНБ
»
от
-
крывается
иерархия
нормативов
,
в
которой
специалист
выбирает
список
необходимых
работ
для
проведения
мероприятий
ТОиР
.
После
сохранения
работы
в
системе
происходит
автоматический
расчет
затрат
на
Заказе
СНБ
.
Все
созданные
активные
заказы
консолидируются
в
рабочую
версию
плана
,
которая
доступна
пользователю
в
любой
момент
и
с
любого
рабочего
места
,
где
установ
-
лен
SAP (
рисунок
7).
Также
пользователь
может
прове
-
рить
ход
исполнения
плана
с
детализацией
до
конкретно
-
го
присоединения
(
рисунок
8).
Данная
версия
экспортируется
из
ERP
в
BW,
сохра
-
няется
как
рабочая
версия
плана
и
проходит
процедуру
согласования
и
утверждения
посредством
подсистемы
АСУ
ТОиР
«
Автоматизированная
система
корректировки
,
консолидации
и
анализа
планов
ТОиР
».
Рис
. 6.
Заказ
-
калькуляция
СНБ
Рис
. 7.
Рабочая
версия
плана
из
меню
пользователя
АСУ
ТОиР
44
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(6),
сентябрь
2017
Решение
производственных
задач
Итоговая
версия
плана
работ
по
ТОиР
(
рисунок
9)
утверж
дается
заместителем
Председателя
Прав
-
ления
—
главным
инженером
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
».
Утвержденный
план
ТОиР
является
основным
докумен
-
том
,
по
которому
организуется
ре
-
монтная
деятельность
на
объектах
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
».
В
течение
года
по
факту
вы
-
полнения
работы
заказы
ТОРО
закрываются
в
соответствии
с
фак
-
тическим
актированием
,
после
чего
в
системе
АСУ
ТОиР
происходит
отражение
фактических
физических
объемов
и
соответствующих
затрат
на
ремонт
и
техническое
обслужи
-
вание
.
Для
закрытия
работ
(
заказов
ТОРО
в
АСУ
ТОиР
),
выполняемых
хозяйственным
способом
в
фили
-
алах
,
готовятся
следующие
доку
-
менты
:
–
технический
Акт
выполненных
работ
;
–
ведомость
фактического
учета
трудоемкости
работ
(
выгру
-
жается
из
АСУ
ТОиР
,
запол
-
няется
табельными
номерами
ремонтного
персонала
по
конкретному
заказу
ТОРО
на
основании
данных
КИСУ
«
Кадры
»);
–
акт
на
списание
материалов
,
который
создается
через
АСУ
финансовой
бухгалтерии
,
на
основании
которого
происходит
списание
со
склада
материалов
с
отнесе
-
нием
(
контировкой
)
на
заказ
ТОРО
;
–
авансовые
отчеты
с
фактическими
расходами
коман
-
дированного
производственного
персонала
для
выполнения
работ
по
ТОиР
.
Все
учетные
документы
,
на
основании
которых
фор
-
мируется
фактическая
стоимость
работ
в
АСУ
ТОиР
со
-
гласовываются
главным
инженером
ПМЭС
и
поступают
в
бухгалтерию
.
Для
закрытия
заказа
ТОРО
со
способом
исполнения
«
внешний
подряд
»
от
контрагента
в
адрес
ПМЭС
поступают
акты
выполненных
работ
по
форме
КС
-2,
КС
-3
и
счет
/
фактуры
,
на
основании
которых
форми
-
руется
фактическая
стоимость
работ
в
АСУ
ТОиР
.
Со
стороны
технических
специалистов
ПМЭС
в
заказ
вносятся
фактически
выполненные
объемы
работ
,
номер
и
дата
технического
акта
,
фактические
человеко
-
часы
.
Стоимость
материалов
и
ГСМ
формируется
по
средне
-
скользящей
стоимости
по
факту
списания
на
заказ
ТОРО
.
Затраты
на
командировочные
расходы
списываются
на
заказ
ТОРО
в
соответствии
с
авансовыми
отчетами
отде
-
Рис
. 8.
Пример
выгрузки
формата
плана
ТОиР
Рис
. 9.
Фрагмент
плана
ТОиР
лом
учета
и
отчетности
с
помощью
бухгалтерских
прово
-
док
в
соответствии
с
контировкой
на
заказ
ТОРО
.
В
СПТП
ПМЭС
фактические
данные
в
заказе
сверяют
-
ся
с
оригиналами
документов
и
заказ
переводится
в
со
-
ответствующий
пользовательский
статус
,
который
озна
-
чает
,
что
заказ
готов
к
подтверждению
запланированной
работы
.
Для
формирования
фактических
затрат
по
фонду
оплаты
труда
(
далее
—
ФОТ
)
ремонтного
персонала
в
АСУ
ТОиР
выполняется
подтверждение
фактических
трудозатрат
(
человеко
-
часов
),
в
результате
которого
ав
-
томатически
формируются
бухгалтерские
документы
.
За
-
казы
автоматически
переходят
в
статус
«
Подтвержден
»
и
технически
закрываются
.
До
подтверждения
заказа
ТОРО
по
факту
в
первые
числа
месяца
,
следующего
за
отчетным
,
из
HR-
АСУ
«
Зар
-
плата
и
кадры
»
выполняются
проводки
на
зарплатное
МВЗ
ремонтного
персонала
.
После
этого
на
техническом
(
зарплатном
)
МВЗ
каждого
ПМЭС
формируется
зарплат
-
ный
фонд
в
разрезе
видов
затрат
.
Во
время
подтверждения
заказов
по
факту
происходит
автоматическое
списание
сумм
по
ФОТ
на
соответствую
-
щие
виды
затрат
из
технического
(
зарплатного
)
МВЗ
.
Сум
-
мы
по
ФОТ
формируются
путем
перемножения
указанных
45
в
заказе
фактических
человеко
-
часов
по
каждой
категории
ремонтного
персонала
на
фактическую
тарифную
ставку
,
введенную
на
текущий
учетный
месяц
.
После
расчета
заказов
не
предполагается
изменение
их
суммы
фактических
затрат
в
текущем
отчетном
периоде
.
ВЫВОДЫ
По
результатам
реализации
проектов
по
развитию
си
-
стемы
управления
производственных
активов
оптимизи
-
рован
бизнес
-
процесс
«
Эксплуатация
производственных
активов
»
компании
:
–
обеспечен
единообразный
порядок
расчета
потребно
-
стей
в
трудовых
и
материально
-
технических
ресурсах
,
машинах
и
механизмах
для
проведения
работ
по
ТОиР
(
в
том
числе
пооперационно
),
выполняемых
хозяй
-
ственным
и
/
или
подрядным
способом
в
соответствии
с
действующими
в
отрасли
и
компании
НТД
;
–
обеспечена
полная
прозрачность
при
формировании
стоимости
работ
по
ТОиР
на
всех
уровнях
иерархии
(
от
предприятия
до
исполнительного
аппарата
ком
-
пании
);
–
обеспечена
обоснованность
стоимости
работ
по
ТОиР
;
–
обеспечен
единообразный
порядок
ведения
и
контро
-
ля
полноты
и
актуальности
нормативов
для
составле
-
ния
калькуляций
(
смет
)
за
счет
реализации
функции
хранения
и
ведения
НСИ
в
АСУ
ТОиР
;
–
исключен
риск
завышения
оценки
стоимости
работ
по
ТОиР
при
использовании
неактуальных
нормативов
при
расчете
бюджета
ТОиР
;
–
значительно
снижены
трудозатраты
на
формирование
калькуляций
по
работам
ТОиР
на
основе
нормативов
за
счет
автоматизации
расчетов
с
использованием
СНБ
,
интегрированной
в
систему
НСИ
КИСУ
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»;
–
существенно
повышена
производительность
пер
-
сонала
,
занятого
в
ТОиР
,
и
инженерно
-
технического
персонала
за
счет
обеспечения
прозрачности
исполь
-
зования
трудовых
ресурсов
ремонтного
персонала
как
в
располагаемых
трудозатратах
,
так
и
в
стоимостном
выражении
на
основе
калькуляций
(
смет
);
–
минимизированы
трудозатраты
пользователей
(
в
пре
-
делах
15–20%)
при
работе
в
АСУ
ТОиР
с
использова
-
нием
модуля
СНБ
при
планировании
и
исполнении
планов
ТОиР
на
последующие
периоды
;
–
повышена
ответственность
структурных
подразделе
-
ний
МЭС
,
ПМЭС
,
ИА
ФСК
;
–
обеспечено
соблюдение
сроков
исполнения
ОРД
Общества
;
–
снижен
объем
документооборота
по
процессам
согла
-
сования
планов
,
подготовки
и
согласования
отчетно
-
сти
о
выполнении
планов
ТОиР
;
–
повышен
уровень
контроля
за
обоснованностью
рас
-
ходования
средств
,
выделяемых
на
ТОиР
;
–
финансовые
и
технические
формы
филиалов
МЭС
,
ПМЭС
,
ИА
,
необходимые
для
согласования
и
кор
-
ректировки
бюджетов
,
формируются
в
автоматичес
-
ком
режиме
;
–
реализован
функционал
сквозного
акцепта
от
каж
-
дого
СП
,
участвующего
в
процедуре
планирования
по
функциональным
направлениям
от
ПМЭС
,
до
СП
ИА
ФСК
;
–
реализован
функционал
формирования
отчетных
мате
-
риалов
в
АСУ
ТОиР
в
автоматизированном
режиме
.
За
счет
автоматизации
бизнес
-
процесса
рассмо
-
трения
и
согласования
ответственными
исполнителя
-
ми
и
руководителями
профильных
СП
,
участвующих
в
процессе
рассмотрения
,
согласования
и
контроля
исполнения
плана
ТОиР
,
ежегодно
в
рамках
рассмотре
-
ния
годовых
планов
существует
возможность
выявлять
оборудование
как
необоснованно
включенное
в
План
.
Таким
образом
,
реализованные
инструменты
позволи
-
ли
компании
в
рамках
утвержденных
лимитов
на
ТОиР
перенаправлять
необоснованные
суммы
на
выполнение
дополнительных
объемов
работ
по
ТОиР
оборудова
-
ния
в
целях
обеспечения
высокого
уровня
надежности
и
поддержания
его
в
нормативном
состоянии
.
Достигнутые
цели
и
решенные
на
текущий
момент
в
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
задачи
подтверждают
эффектив
-
ность
внедрения
элементов
системы
управления
произ
-
водственными
активами
путем
автоматизации
бизнес
-
процесса
«
Эксплуатация
производственных
активов
»
с
использованием
единой
автоматизированной
инфор
-
мационной
системы
(
АСУ
ТОиР
),
разработанной
на
плат
-
форме
SAP ERP,
о
чем
свидетельствует
отсутствие
роста
аварийности
в
период
с
2007
по
2016
годы
и
достижение
ключевых
показателей
эффективности
высших
менедже
-
ров
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»,
в
том
числе
за
счет
:
–
достижения
показателей
требуемого
уровня
надежно
-
сти
оказываемых
услуг
в
соответствии
с
методически
-
ми
указаниями
по
расчету
уровня
надежности
и
каче
-
ства
поставляемых
товаров
и
оказываемых
услуг
для
организации
по
управлению
единой
национальной
(
общероссийской
)
электрической
сетью
и
территори
-
альными
сетевыми
организациями
,
утвержденными
Приказом
Минэнерго
России
от
14.10.2013
№
718 (
ред
.
от
27.10.2014);
–
исполнения
директив
Правительства
РФ
:
от
16.04.2015
№
2303-
П
13
по
снижению
операционных
расходов
(
затрат
)
не
менее
чем
на
2–3
процента
ежегодно
;
04.07.2016
№
4750
п
-
П
13
по
снижению
операционных
расходов
Общества
в
2016
году
на
10%;
–
реализации
Стратегии
развития
электросетевого
ком
-
плекса
РФ
,
утвержденной
распоряжением
Правитель
-
ства
Российской
Федерации
от
03.04.2013
№
511-
р
,
по
снижению
удельных
операционных
расходов
на
15%
к
уровню
2012
года
.
Оригинал статьи: Планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту электрических сетей с использованием АСУ ТОиР
Предпосылкой к внедрению системы управления производственными активами послужила необходимость совершенствования бизнес-процесса «Эксплуатация производственных активов».