118
СЕТИ РОССИИ
ПРЕЗЕНТ
АЦИЯ
П
ерерывы
в
электроснабжении
потреби
-
телей
при
аварийных
отключениях
могут
привести
к
ощутимым
технологическим
и
финансовым
потерям
,
поэтому
электросе
-
тевые
компании
с
особым
вниманием
относятся
к
выбору
систем
телемеханики
и
диспетчеризации
.
Проблема
влияния
наблюдаемости
и
управляемо
-
сти
распределительной
сети
мегаполиса
на
повы
-
шение
надежности
электроснабжения
уже
рассма
-
тривалась
на
конференции
«
Инновационные
про
-
екты
в
электросетевом
комплексе
» (1).
Сегодня
сети
110—750
кВ
полностью
оборудо
-
ваны
системами
телемеханики
,
в
распределитель
-
ных
же
сетях
6—20
кВ
ситуация
прямо
противопо
-
ложная
.
Так
,
в
одном
из
центральных
районов
рос
-
сийского
мегаполиса
из
150
РП
телемеханизиро
-
вано
около
50,
из
них
телемеханика
работает
лишь
в
15.
Это
наглядно
показывает
весь
масштаб
зада
-
чи
,
требующей
решения
в
ближайшие
годы
.
Для
отработки
системы
телемеханики
сетей
6—20
кВ
для
массового
применения
компания
ЗАО
«
Шнейдер
Электрик
»
совместно
с
ООО
«
ПиЭлСи
Тех
-
нолоджи
»
запустила
в
кабельных
сетях
ОАО
«
Лен
-
энерго
»
пилотную
зону
«
Интеллектуаль
-
ная
распределитель
-
ная
сеть
6
кВ
».
Для
нее
были
осмотрены
и
выбраны
три
под
-
станции
в
историче
-
ском
центре
горо
-
да
Санкт
-
Петербурга
,
включающие
:
•
РП
,
построенную
на
современных
модульных
ячейках
среднего
напряжения
SM6
с
воздуш
-
ной
изоляцией
и
выкатными
элегазовыми
ком
-
мутационными
аппаратами
,
удовлетворяющи
-
ми
всем
требованиям
безопасности
персонала
и
оборудования
,
и
оснащенные
микропроцес
-
сорными
блоками
релейной
защиты
SEPAM 20
и
SEPAM 40 (80);
•
типовую
БКТП
,
изготовленную
компанией
ЭЗО
-
ИС
и
предназначенную
для
работы
в
разных
климатических
условиях
,
которая
обладает
про
-
стой
конструкцией
,
относительно
небольшими
габаритами
,
высокой
прочностью
и
содержит
моноблоки
RM6,
которые
серийно
выпускают
-
ся
в
России
на
заводе
в
Ленинградской
области
и
включены
во
многие
типовые
проекты
,
в
том
числе
и
в
типовой
проект
по
телемеханике
ТП
;
•
ТП
на
ячейках
КСО
«
предыдущего
поколения
»,
находящихся
в
эксплуатации
более
40
лет
.
По
-
добное
оборудование
,
составляющее
значи
-
тельную
часть
установленного
парка
,
необходи
-
мо
включать
в
проекты
телемеханизации
рас
-
пределительных
сетей
и
рассматривать
как
эле
-
мент
Smart Grid.
Верхним
уровнем
пилотной
зоны
является
SCADA-
система
(EMCS),
которая
обеспечивает
опе
-
раторам
функции
централизованной
обработки
данных
энергосистемы
:
•
запись
состояний
оборудования
;
•
анализ
значений
параметров
энергосистем
;
•
управление
сетью
в
случае
аварийных
событий
;
•
управление
графиками
нагрузки
;
•
разгрузка
сети
;
•
удаленное
изменение
уставок
ре
-
лейной
защиты
и
т
.
д
.
Эти
функции
становятся
доступны
-
ми
через
интерфейс
человек
—
маши
-
на
,
с
разделенными
правами
доступа
.
EMCS
интегрируется
в
энергосистему
объекта
и
сосредотачивает
в
едином
диспетчерском
пункте
(
ДП
)
всю
сово
-
купность
информации
,
позволяющей
операторам
осуществлять
контроль
и
управление
оборудованием
энерге
-
тических
объектов
.
Система
EMCS
по
-
Пилотная зона
Системы обмена технологической информацией и телемеханики управля-
ют режимами работы энергосистем и обеспечивают их надежное функци-
онирование.
Дмитрий СКВОРЦОВ, руководитель отдела по работе с ключевыми
клиентами в области распределительных сетей и городского электроснабжения,
Алексей БАВЫКИН, ведущий специалист по системам телемеханики,
ЗАО «Шнейдер Электрик»
119
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
зволяет
интегрировать
любые
интел
-
лектуальные
электрические
аппара
-
ты
,
поддерживающие
открытые
про
-
токолы
,
такие
,
как
Modbus, Spa-bus,
Pro
fi
bus DP, Thales,
МЭК
61850,
МЭК
60870-5-101,
МЭК
60870-5-104,
что
обеспечивает
легкость
интеграции
с
любыми
существующими
системами
телемеханики
.
На
каждой
подстанции
в
ячей
-
ки
установлены
блоки
телемехани
-
ки
HVD3,
которые
являются
полно
-
функциональными
модулями
,
обе
-
спечивающими
все
функции
кон
-
троля
и
управления
в
ячейках
сред
-
него
напряжения
в
соответствии
с
ГОСТ
Р
МЭК
870-4-93.
Передача
ин
-
формации
и
связь
с
верхним
уров
-
нем
осуществляются
по
интерфейсу
RS-485
в
соответствии
с
МЭК
870-
5-101.
Применение
устройств
HVD3
позволило
повысить
функциональ
-
ность
системы
телемеханики
;
при
-
вести
ее
надежность
в
соответствие
с
ГОСТ
26.205-88.
Модули
HVD3
спе
-
циально
разработаны
для
установ
-
ки
в
электросооружениях
вне
шкафа
телемеханики
(
внутри
КРУ
),
для
чего
имеют
расширенный
климатический
диапазон
и
защиту
внешних
цепей
(
в
т
.
ч
.
интерфейса
)
от
электромаг
-
нитных
помех
в
соответствии
с
ГОСТ
51522-99
и
ГОСТ
Р
51317.6.5-2006.
Наличие
двух
независимых
интер
-
фейсов
RS-485
разрешает
осущест
-
влять
резервирование
шины
переда
-
чи
данных
.
Независимость
устройств
телемеханики
от
устройств
защит
по
-
зволяет
:
•
обеспечить
достоверную
сигна
-
лизацию
контроля
исправности
устройств
защит
;
•
обеспечить
сигнализацию
контро
-
ля
исправности
оперативных
це
-
пей
управления
;
•
корректно
решить
вопрос
,
свя
-
занный
с
обеспечением
функций
защиты
при
переводе
в
местный
режим
управления
;
•
обеспечить
разграничение
от
-
ветственности
между
службами
РЗиА
,
СДТУ
,
АСКУЭ
.
Обладая
расширенными
возмож
-
ностями
и
улучшенными
характери
-
стиками
,
блоки
HVD3
работают
в
со
-
ставе
ячеек
КРУ
классами
напря
-
жений
6, 10, 20
кВ
распределитель
-
ных
,
соединительных
и
трансформа
-
торных
подстанций
до
750
кВ
,
пане
-
лей
телемеханики
(
ТМ
)
подстанций
с
классами
напряжений
35—750
кВ
,
что
позволяет
унифицировать
реше
-
ния
для
широкого
спектра
электриче
-
ских
сетей
.
Осмотр
оборудования
на
подстан
-
циях
пилотной
зоны
определил
объ
-
ем
ТМ
,
который
необходимо
«
видеть
»
в
системе
EMCS.
Телесигнализация
(
ТС
):
•
положение
коммутационных
ап
-
паратов
;
•
наличие
напряжения
на
кабель
-
ных
линиях
(
КЛ
) 6
кВ
;
•
наличие
напряжения
в
цепях
опе
-
ративного
тока
;
•
наличие
напряжения
на
шинах
0,4
кВ
;
•
возможность
передачи
на
ДП
данных
о
параметрах
режима
и
осциллограмм
аварийных
собы
-
тий
с
терминалов
РЗ
SEPAM.
Телеизмерения
(
ТИ
):
•
напряжение
на
сборных
шинах
6
кВ
подстанции
;
•
ток
нагрузки
фаз
КЛ
;
•
значение
напряжения
на
шинах
0,4
кВ
.
Телеуправление
(
ТУ
):
•
по
требованию
,
с
соответствую
-
щим
уровнем
доступа
—
включе
-
ние
/
отключение
коммутацион
-
ных
аппаратов
.
Безопасность
:
•
положение
двери
подстанции
;
•
пожарная
сигнализация
;
•
сведения
о
температуре
с
датчи
-
ка
внутри
подстанции
.
Кроме
функций
телемеханики
,
блоки
HVD3
и
система
ТМ
в
целом
обеспечивают
учет
потребляемой
электроэнергии
и
измерение
пара
-
метров
ее
качества
для
нужд
техниче
-
120
СЕТИ РОССИИ
ского
учета
.
Как
показывает
практи
-
ка
,
коммерческий
учет
целесообраз
-
но
и
экономически
оправдано
орга
-
низовывать
на
границах
балансовой
принадлежности
,
т
.
е
.
на
ВРУ
0,4
кВ
у
абонента
или
на
НКУ
0,4
кВ
в
ТП
,
а
также
на
центрах
питания
на
сторо
-
не
6—10—20
кВ
.
Внутри
распредели
-
тельной
сети
для
сведения
балансов
,
определения
нагрузок
и
нужд
диспет
-
черского
управления
достаточно
тех
-
нического
учета
,
осуществляемого
с
точностью
не
ниже
0,5 s.
Такой
под
-
ход
позволяет
получать
данные
тех
-
нического
учета
непосредственно
от
устройств
ТМ
и
удешевляет
систему
в
целом
,
так
как
отсутствует
необходи
-
мость
установки
специализирован
-
ных
приборов
коммерческого
учета
,
требующих
выделения
каналов
свя
-
зи
,
пломбирования
и
т
.
п
.
По
причине
отсутствия
каких
-
либо
функционирующих
каналов
связи
между
подстанциями
и
невоз
-
можностью
организации
специали
-
зированных
каналов
была
примене
-
на
связь
на
основе
технологии
PLC
2-
го
поколения
,
которая
обеспечила
передачу
данных
по
кабельным
ли
-
ниям
даже
при
использовании
ста
-
рых
трехфазных
кабелей
с
перемен
-
ным
сечением
и
бумажно
-
масляной
изоляцией
,
а
также
9
соединитель
-
ных
муфт
на
линии
.
Скорость
,
до
-
стигнутая
по
таким
кабельным
лини
-
ям
,
составляет
до
40
Мбит
/
с
во
всех
направлениях
и
в
любой
из
подстан
-
ций
,
находящихся
в
радиусе
около
400
м
.
Автоматическое
резервиро
-
вание
основного
канала
связи
вы
-
полняет
GSM-
канал
.
Изучение
различных
типов
кана
-
лов
связи
для
передачи
данных
пока
-
зало
невозможность
построения
со
-
временной
системы
ТМ
с
использо
-
ванием
телефонной
линии
,
так
как
максимальная
скорость
56
кбит
/
с
не
позволяет
обеспечить
передачу
не
-
обходимого
объема
данных
,
соответ
-
ственно
она
была
исключена
от
ис
-
пользования
как
основного
,
так
и
ре
-
зервного
канала
для
пилотной
зоны
.
Применение
телефонной
линии
при
построении
современных
систем
диспетчеризации
возможно
только
с
применением
xDSL-
технологии
.
Запуск
пилотной
зоны
«
Интеллек
-
туальная
распределительная
сеть
6
кВ
»
состоялся
31
января
2011
г
.
Зона
была
представлена
в
полном
объеме
и
в
соответствии
с
постав
-
ленными
задачами
.
Результатом
яв
-
ляются
следующие
функции
:
•
получение
данных
о
состоянии
различных
элементов
оборудова
-
ния
(
выключателей
,
тележек
вы
-
ключателей
и
т
.
д
.);
•
визуализация
однолинейных
схем
электроснабжения
;
•
дистанционное
управление
обо
-
рудованием
;
•
выполнение
измерений
и
отобра
-
жение
результатов
;
•
предупредительная
и
аварийная
сигнализация
(
цветовое
и
звуко
-
вое
оповещение
),
вывод
на
пе
-
чать
списка
аварийных
событий
;
•
ведение
журнала
событий
(
печать
на
принтере
и
хранение
на
жест
-
ком
диске
);
•
формирование
базы
данных
и
ар
-
хива
;
•
настройка
прав
доступа
операто
-
ра
;
•
формирование
отчетов
и
т
.
д
.
Таким
образом
,
подтверждаются
цели
создания
пилотной
зоны
:
•
повышение
эффективности
функ
-
ционирования
и
управления
тех
-
нологического
комплекса
сетей
;
•
обеспечение
требуемых
каче
-
ственных
показателей
электро
-
энергии
и
уровня
обслуживания
;
•
снижение
ущерба
от
аварий
за
счет
сокращения
их
количества
и
уменьшения
времени
их
ликви
-
дации
;
•
создание
информационной
осно
-
вы
для
построения
автоматизиро
-
ванной
системы
управления
се
-
тью
.
Компанией
«
Шнейдер
Электрик
»
отработано
типовое
решение
для
массовой
телемеханизации
сетевых
объектов
городских
распределитель
-
ных
сетей
,
в
том
числе
с
различным
типом
оборудования
.
Построение
таких
систем
—
это
основной
путь
к
повышению
надеж
-
ности
и
бесперебойности
энерго
-
снабжения
потребителей
.
Что
озна
-
чает
,
согласно
статье
Я
.
Арцишев
-
ского
,
С
.
Вострокнутова
,
А
.
Земцо
-
ва
«
Обеспечение
надежности
и
ка
-
чества
электроснабжения
» (2),
соз
-
дание
системы
диспетчеризации
и
ТМ
позволит
уменьшить
показатели
SAIFI, SAIDI, CAIDI.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Сборник
докладов
конференции
«
Инновационные
проекты
в
элек
-
тросетевом
комплексе
».
Приложе
-
ние
к
журналу
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»,
№
2,
сентябрь
-
октябрь
, 2010.
Сквор
-
цов
Д
.
Интеллектуальные
техно
-
логии
компании
«
Шнейдер
Элек
-
трик
».
Опыт
внедрения
,
с
. 88—91.
2.
Журнал
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Пе
-
редача
и
распределение
»,
№
3,
ноябрь
-
декабрь
, 2010.
Арцишев
-
ский
Я
.,
Вострокнутов
С
.,
Земцов
А
.
Обеспечение
надежности
и
каче
-
ства
электроснабжения
,
с
. 14—18.
Понятия
«
Смарт
грид
», «
Интеллектуальная
сеть
»
широко
обсуждаются
в
среде
технических
специалистов
,
занятых
проблемами
энергетики
.
Идет
процесс
осознания
того
,
что
включает
это
понятие
.
Однако
совершенно
ясно
,
что
ин
-
теллектуальная
сеть
начинается
с
систем
измерения
,
сбо
-
ра
и
передачи
информации
.
Сегодняшнее
состояние
те
-
лемеханизации
распределительной
сети
среднего
напря
-
жения
характеризуется
очень
низким
техническим
уров
-
нем
—
явно
недостаточен
объем
снимаемой
телеинфор
-
мации
,
используются
устаревшие
протоколы
и
устройства
сбора
и
передачи
данных
,
низка
пропускная
способность
сети
связи
.
Поэтому
пилотный
проект
компании
«
Шнейдер
Электрик
»
следует
считать
важным
шагом
на
пути
созда
-
ния
интеллектуальной
распределительной
сети
.
Особо
хочется
отметить
подход
к
организации
передачи
данных
с
помощью
специализированной
PLC-
аппаратуры
связи
посредством
кабелей
среднего
напряжения
.
Также
вызывает
интерес
решение
по
интеграции
си
-
стемы
технического
учета
с
контроллерами
и
средства
-
ми
связи
на
базе
встроенных
в
SCADA-
системы
функций
учета
.
Перечисленные
подходы
являются
новыми
в
отечественной
практике
и
нуж
-
даются
в
обсуждении
в
среде
энергети
-
ков
,
но
заслуживают
внимания
,
так
как
дают
экономически
выгодный
вариант
решения
поставленной
задачи
.
М
.
Г
.
Линт
,
независимый
эксперт
,
к
.
т
.
н
.
МНЕНИЕ
Оригинал статьи: Пилотная зона
Системы обмена технологической информацией и телемеханики управляют режимами работы энергосистем и обеспечивают их надежное функционирование