54
учет электроэнергии
Перспективы развития систем
учета на оптовом и розничном
рынках электроэнергии
в России
Анфимов
С
.
С
.,
начальник
Управления
аудита
и
технологической
экспертизы
Ассоциации
«
НП
Совет
рынка
»
Березовский
В
.
С
.,
эксперт
Департамента
экспертизы
новых
технологий
Ассоциации
«
НП
Совет
рынка
»
Важность
вопросов
организации
и
развития
интеллектуальных
систем
учета
электроэнергии
и
мощности
обусловлена
выполнением
такими
системами
функций
коммерческого
учета
,
то
есть
формирования
данных
о
количестве
про
-
изведенной
и
потребленной
электрической
энергии
в
целях
достоверного
опре
-
деления
финансовых
обязательств
субъектов
электроэнергетических
рынков
.
Б
лагодаря
применению
современных
технологий
могут
быть
организован
-
ны
системы
коммерческого
учета
бо
-
лее
эффективные
,
чем
существую
-
щие
,
что
является
объективным
стимулом
их
развития
.
Также
широко
обсуждаются
иници
-
ативы
изменений
нормативных
правовых
ак
-
тов
(
НПА
),
направленные
на
стимулирование
и
формализацию
процессов
развития
систем
интеллектуального
учета
.
В
рамках
указанных
обсуждений
подни
-
маются
вопросы
о
необходимости
определе
-
ния
субъектов
энергетики
,
которые
выступят
в
качестве
собственников
таких
систем
,
при
-
оритетности
определения
прибора
в
качестве
расчетного
,
ответственности
за
внедрение
и
обслуживание
приборов
,
обеспечения
воз
-
можности
доступа
к
данным
,
сформирован
-
ным
интеллектуальными
системами
учета
,
от
-
ветственности
за
их
достоверность
и
др
.
В
результате
обсуждений
можно
выделить
несколько
принципиальных
вопросов
,
от
отве
-
тов
на
которые
зависит
достоверность
и
про
-
зрачность
определения
финансовых
обяза
-
тельств
субъектов
энергетических
рынков
,
а
значит
и
эффективность
функционирования
рынков
в
целом
.
1.
Выбор
места
установки
приборов
учета
Остается
открытой
дискуссия
по
определе
-
нию
отвечающих
потребностям
всех
смежных
субъектов
мест
установки
приборов
учета
.
Существующая
нормативно
-
правовая
база
определяет
место
установки
средств
изме
-
рений
(
СИ
)
на
границе
балансовой
принад
-
лежности
(
ГБП
),
а
в
случае
невозможности
установки
на
ГБП
—
в
месте
,
максимально
к
ней
приближенном
.
Однако
возможны
споры
между
смежными
субъектами
рынков
о
пре
-
доставлении
доступа
к
прибору
учета
,
так
как
ГБП
не
всегда
находится
в
месте
,
удобном
для
установки
СИ
,
а
иные
места
четко
не
фор
-
мализованы
.
Нормативно
вышеуказанная
проблема
мо
-
жет
решаться
введением
в
законодательство
требования
обеспечивать
смежным
субъек
-
там
рынка
доступ
к
приборам
учета
,
независи
-
мо
от
места
их
расположения
,
или
переход
на
расчеты
финансовых
обязательств
в
месте
,
согласованном
смежными
субъектами
,
неза
-
висимо
от
расположения
ГБП
.
С
точки
зрения
применения
новых
техноло
-
гий
,
перспективным
является
внедрение
опти
-
ческих
измерительных
трансформаторов
,
ко
-
торые
позволяют
не
только
повысить
точность
измерений
,
но
и
расширить
возможности
орга
-
низации
пунктов
учета
(
например
,
подвесные
трансформаторы
могут
размещаться
прямо
на
воздушных
линиях
электропередачи
).
2.
Ограничение
владения
приборами
учета
Также
обсуждаются
вопросы
владения
приборами
учета
:
кто
может
устанавливать
приборы
,
подключаемые
к
интеллектуальным
системам
;
как
они
будут
подключаться
к
раз
-
личным
системам
;
как
обеспечить
смежным
субъектам
возможности
контроля
состояния
приборов
и
доступа
к
данным
измерений
.
Ограничение
возможного
состава
субъектов
электроэнергетических
рынков
,
допущенных
55
к
владению
приборами
,
включаемые
в
интеллекту
-
альные
системы
,
потенциально
увеличивает
коли
-
чество
существующих
разногласий
и
усугубляет
их
.
Можно
провести
аналогию
с
мобильной
связью
,
где
процессы
определения
обязательств
и
расче
-
тов
между
абонентом
и
оператором
максимально
автоматизированы
—
абонент
сам
покупает
подхо
-
дящий
ему
и
соответствующий
требованиям
опера
-
тора
телефонный
аппарат
,
что
позволяет
легко
пе
-
реходить
от
оператора
к
оператору
и
обеспечивает
конкуренцию
на
рынке
.
Что
произойдет
в
ситуации
,
когда
в
интеллек
-
туальные
системы
будут
подключаться
приборы
,
устанавливаемые
только
рядом
субъектов
,
а
потре
-
битель
,
который
обслуживается
одной
сбытовой
ком
-
панией
и
пользуется
ее
интеллектуальной
системой
учета
и
приборами
,
решит
перейти
на
обслуживание
к
другой
?
Необходимо
ли
в
этом
случае
устанавли
-
вать
новые
приборы
учета
и
демонтировать
старые
?
Будут
ли
оплачивать
расходы
на
поддержание
такой
системы
оставшиеся
у
первой
сбытовой
компании
потребители
?
Нужно
ли
в
таком
случае
выделять
от
-
дельную
услугу
по
предоставлению
коммерческого
учета
?
Какое
влияние
на
конкуренцию
в
розничных
рынках
окажет
такое
решение
?
Рациональным
представляется
,
что
вопрос
вла
-
дения
приборами
учета
на
самом
деле
вторичен
и
не
должен
регулироваться
законодательством
,
а
к
интеллектуальным
системам
должны
подклю
-
чаться
все
приборы
учета
,
соответствующие
требо
-
ваниям
систем
.
Однако
предметом
регулирования
должны
стать
вопросы
обеспечения
доступа
к
дан
-
ным
,
получаемым
с
таких
приборов
.
3.
Обеспечение
доступа
к
данным
с
приборов
учета
,
включенных
в
интеллектуальные
системы
Одними
из
наиболее
проблемных
являются
во
-
просы
«
доверия
»
смежных
субъектов
к
данным
учета
,
то
есть
прозрачность
процессов
определе
-
ния
финансовых
обязательств
,
хранения
данных
,
возможности
вмешательства
в
настройки
приборов
и
архив
данных
учета
.
В
целях
предоставления
возможности
субъ
-
ектам
рынков
организовывать
интеллектуальные
системы
учета
с
применением
различных
техно
-
логий
и
архитектур
,
а
также
упрощения
процессов
интеграции
таких
систем
между
собой
необходимы
стандартизация
протоколов
доступа
к
первичной
информации
,
получаемой
с
прибора
,
и
обмена
дан
-
ными
между
системами
,
введение
ответственности
за
хранение
и
предоставление
данных
.
Также
возможно
применение
различных
разви
-
вающихся
IT-
технологий
,
которые
позволяют
ор
-
ганизовать
базы
данных
с
децентрализованным
хранением
и
возможностью
достижения
распреде
-
ленного
консенсуса
,
что
в
перспективе
позволяет
не
только
обеспечить
прозрачность
процессов
уче
-
та
,
но
и
упростить
требования
к
защите
приборов
учета
(
что
также
позволяет
значительно
снизить
их
стоимость
),
так
как
данные
учета
дублируются
на
всех
устройствах
,
включенных
в
систему
.
4.
Организация
интеллектуальных
систем
учета
регулируемыми
организациями
Если
в
число
субъектов
рынков
,
организующих
ин
-
теллектуальные
системы
учета
,
входят
регулируемые
организации
—
гарантирующие
поставщики
и
элек
-
тросетевые
компании
,
необходимо
рассмотреть
во
-
прос
о
компенсации
средств
,
затрачиваемых
на
вне
-
дрение
интеллектуальных
систем
.
Включение
расходов
на
организацию
коммерче
-
ского
учета
в
тариф
регулируемых
организаций
тре
-
бует
развития
регуляторной
базы
в
части
исчерпыва
-
ющего
определения
услуг
,
относящихся
к
организации
интеллектуального
учета
,
обоснования
затрат
на
его
организацию
в
целях
балансирования
интересов
всех
участников
рынков
.
Более
эффективным
вариантом
регулирования
представляется
:
внедрение
интеллектуальных
систем
учета
такими
организациями
за
счет
собственных
средств
с
возможным
сохранением
в
долгосрочном
периоде
регулирования
части
дополнительной
при
-
были
от
сокращения
коммерческих
потерь
и
повыше
-
ния
автоматизации
и
наблюдаемости
в
сетях
(
для
се
-
тевых
компаний
);
повышения
платежной
дисциплины
,
сокращение
кассовых
разрывов
,
повышения
технич
-
ности
прогнозирования
потребления
(
для
сбытовых
).
5.
Состав
измеряемых
параметров
Реализация
интеллектуальных
систем
подразуме
-
вает
возможность
учета
более
широкого
круга
пара
-
метров
,
чем
потребленная
и
выработанная
электро
-
энергия
(
мощность
),
а
именно
параметры
надежности
электроснабжения
и
качества
электрической
энергии
.
Необходимость
учета
указанных
параметров
обуслов
-
лена
их
существенным
влиянием
на
технологический
процесс
,
срок
службы
и
производительность
электро
-
приемников
и
потери
электроэнергии
у
потребителей
.
Существующие
и
перспективные
отраслевые
технические
стандарты
подробно
регламентируют
методы
проведения
измерений
и
маркирования
дан
-
ных
,
расчета
показателей
надежности
и
качества
,
их
нормативные
значения
.
Технические
стандарты
раз
-
рабатываются
с
учетом
уровней
помехоустойчиво
-
сти
электроприемников
и
технических
возможностей
компенсации
помех
в
системах
электроснабжения
,
также
в
соответствии
со
стандартами
разрабатывают
-
ся
электроустановки
и
средства
измерения
.
В
связи
с
чем
измерения
должны
быть
организованы
в
соот
-
ветствии
с
вышеуказанными
регламентами
.
Ответы
на
обозначенные
выше
вопросы
суще
-
ственно
влияют
на
модель
организации
коммерче
-
ского
учета
,
ее
эффективность
и
расходы
на
ее
ре
-
ализацию
.
В
связи
с
чем
необходимо
продолжение
дискуссии
по
данным
вопросам
экспертным
сообще
-
ством
.
Также
рациональным
представляется
пилотирова
-
ние
перспективных
,
в
том
числе
интеллектуальных
,
технологий
,
различных
вариантов
их
применения
,
возможности
предоставления
интеллектуальными
си
-
стемами
учета
дополнительных
сервисов
,
выявления
и
тиражирования
наиболее
эффективных
из
них
в
це
-
лях
повышения
эффективности
оптового
и
рознично
-
го
рынков
электрической
энергии
.
№
5 (50) 2018
Оригинал статьи: Перспективы развития систем учета на оптовом и розничном рынках электроэнергии в России
Важность вопросов организации и развития интеллектуальных систем учета электроэнергии и мощности обусловлена выполнением такими системами функций коммерческого учета, то есть формирования данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии в целях достоверного определения финансовых обязательств субъектов электроэнергетических рынков.