136
XX заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
ПАНКОВ А.Е.,
председатель Подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере
ТПП РФ, главный исполнительный директор ММС Рус
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА
ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА В РОССИИ
П
режде чем говорить о том, что пред-
ставляет собой рынок электромобилей
сегодня, стоит вернуться на три года
назад и вспомнить, с чего всё начиналось.
В этом вопросе Россия принципиально отлича-
ется от других стран, где государство изначаль-
но было заинтересовано в появлении новых
инструментов для решения задач в области
экологии и энергоэффективности. Так, напри-
мер, в Евросоюзе власти старались простиму-
лировать и производителей электромобилей,
и покупателей, и производителей зарядной
инфраструктуры. Это выражалось в том числе в
серьёзных монетарных льготах, которые в ряде
случаев снижали общую стоимость электромо-
биля для конечного пользователя на 20—30%,
что значительно повышало привлекательность
этого нового вида экологического транспорта в
глазах потребителей.
В России первые электромобили появились
при полном отсутствии каких бы то ни было пред-
посылок в виде должной законодательной базы
или государственной поддержки. И это вполне
объяснимо — россиян, как показывают соци-
ологические исследования, мало интересуют
вопросы экологии, а вопрос об исчерпаемости
запасов нефти воспринимается исключительно
как риторический. Даже профильные ведом-
ства изначально воспринимали электромобиль
исключительно как автоэкзотику, справедливо
полагая, что есть более важные для экологии
вещи — например, переход обычных автомоби-
лей на более качественное топливо:
евро-4 и евро-5.
За три года Россия совершила
колоссальный рывок — от появ-
ления первых электромобилей и
энтузиастов-энергетиков, взявших-
ся за установку первых зарядных
станций, до внедрения монетарных
мер поддержки электротранспорта.
Безусловно, знаковым событием
стал тот факт, что на саммите
G-20, который проходил в Санкт-
Петербурге в прошлом году, главы
государств-участников перемеща-
лись именно на электромобилях.
Это был своего рода сигнал, что
Россия сегодня настолько же
137
2–4 июня 2014 г., Нижний Новгород
«продвинута» в вопросах
экологии и энергоэффек-
тивности, как и другие
развитые страны.
На данный момент мы
видим, что тема электро-
транспорта перешла на
совершенно новый каче-
ственный уровень. Введе-
ние монетарных льгот —
обнуление ввозных тамо-
женных пошлин для элек-
тромобилей и бесплат-
ная парковка в центре
Москвы, — безусловно,
стимулируют спрос. Ведь
эти меры работают в
первую очередь на потре-
бителя. Так, обнуление таможенных пошлин
снизило стоимость электромобиля сразу на
20 процентов, а экономия на бесплатной
парковке в центре Москвы составляет порядка
150 тысяч рублей в год.
Сегодня вопросы развития этого рынка
комплексно обсуждаются на уровне законо-
дательных и исполнительных органов власти.
Федеральные министерства, исполняя поручение
заместителя председателя правительства РФ
Аркадия Дворковича, поддержали идею разра-
ботки программы действий и плана законода-
тельных мероприятий по развитию экологически
чистого транспорта в Российской Федерации.
Ближайшая задача — изменение нормативной
базы, которая пока не учитывает «электромо-
бильный» аспект в вопросах покупки и продажи
электроэнергии, использования электромоби-
лей в корпоративных парках, или, например,
существует норма, по которой нельзя заряжать
электромобиль на подземном паркинге. В норма-
тивных документах до сих пор действует старая
классификация транспорта, в том числе по виду
топлива — автомобили, работающие на бензине,
дизельном и газомоторным топливе, – тогда как
на самом деле сегодня намного больше видов
транспорта, например электромобили, различ-
ные виды гибридов.
В феврале 2014 года при Государственной
Думе был создан Экспертный совет, сопредсе-
дателем которого я являюсь. Основная задача
совета — сформировать необходимый правовой
базис для дальнейшего развития экологически
чистого транспорта. Также мы будем продолжать
диалог между производителями электромобилей
и зарядной инфраструктуры, чтобы избежать
проблем, с которыми столкнулась Европа. Там
после того как уже появилось множество электро-
мобилей и развилась зарядная инфраструктура,
вскрылась одна из принципиальных проблем —
несовместимость зарядных устройств.
Причины такой несовместимости — в отсут-
ствии консолидации крупнейших игроков на
первом этапе развития электротранспорта.
В Европе автопроизводители объединялись с
энергетиками в отдельные консорциумы и под
каждую модель электромобиля создавали своё
зарядное устройство. А когда сеть станций
стала развиваться, оказалось, что хотя заря-
док количественно немало, воспользоваться
ими может далеко не каждый электромобиль.
А проблемы могло бы и не быть, если бы изна-
чально был выстроен диалог между крупнейши-
ми игроками формирующейся отрасли и вырабо-
таны единые правила игры.
Уникальность сегодняшнего момента состоит в
том, что, хотя мы и начали развивать рынок элек-
тротранспорта значительно позже, чем другие
страны, сегодня уже вышли на решение тех же
самых задач, которые стоят и перед европейцами.
И если мы сумеем их решить в течение ближай-
ших двух лет, то можно смело говорить о форми-
ровании необходимого фундамента для дальней-
шего развития отрасли, о том, что рынок будет
развиваться системно и мы избежим многих
проблем наших европейских коллег.
Оригинал статьи: Перспективы развития рынка электротранспорта в России
В России первые электромобили появились при полном отсутствии каких бы то ни было предпосылок в виде должной законодательной базы или государственной поддержки. И это вполне объяснимо — россиян, как показывают социологические исследования, мало интересуют вопросы экологии, а вопрос об исчерпаемости запасов нефти воспринимается исключительно как риторический. Даже профильные ведомства изначально воспринимали электромобиль исключительно как автоэкзотику.