Перспективы развития рынка электротранспорта в России

Page 1
background image

Page 2
background image

136

XX заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

ПАНКОВ А.Е.,

 

председатель Подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере 

ТПП РФ, главный исполнительный директор ММС Рус

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА 
ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА В РОССИИ

П

режде чем говорить о том, что пред-
ставляет собой рынок электромобилей 
сегодня, стоит вернуться на три года 

назад и вспомнить, с чего всё начиналось. 
В этом вопросе Россия принципиально отлича-
ется от других стран, где государство изначаль-
но было заинтересовано в появлении новых 
инструментов для решения задач в области 
экологии и энергоэффективности. Так, напри-
мер, в Евросоюзе власти старались простиму-
лировать и производителей электромобилей, 
и покупателей, и производителей зарядной 
инфраструктуры. Это выражалось в том числе в 
серьёзных монетарных льготах, которые в ряде 
случаев снижали общую стоимость электромо-
биля для конечного пользователя на 20—30%, 

что значительно повышало привлекательность 
этого нового вида экологического транспорта в 
глазах потребителей.

В России первые электромобили появились 

при полном отсутствии каких бы то ни было пред-
посылок в виде должной законодательной базы 
или государственной поддержки. И это вполне 
объяснимо — россиян, как показывают соци-
ологические исследования, мало интересуют 
вопросы экологии, а вопрос об исчерпаемости 
запасов нефти воспринимается исключительно 
как риторический. Даже профильные ведом-
ства изначально воспринимали электромобиль 
исключительно как автоэкзотику, справедливо 
полагая, что есть более важные для экологии 
вещи — например, переход обычных автомоби-

лей на более качественное топливо: 
евро-4 и евро-5.

За три года Россия совершила 

колоссальный рывок — от появ-
ления первых электромобилей и 
энтузиастов-энергетиков, взявших-
ся за установку первых зарядных 
станций, до внедрения монетарных 
мер поддержки электротранспорта. 
Безусловно, знаковым событием 
стал тот факт, что на саммите 
G-20, который проходил в Санкт-
Петербурге в прошлом году, главы 
государств-участников перемеща-
лись именно на электромобилях. 
Это был своего рода сигнал, что 
Россия сегодня настолько же 


Page 3
background image

137

2–4 июня 2014 г., Нижний Новгород

«продвинута» в вопросах 
экологии и энергоэффек-
тивности, как и другие 
развитые страны.

На данный момент мы 

видим, что тема электро-
транспорта перешла на 
совершенно новый каче-
ственный уровень. Введе-
ние монетарных льгот — 
обнуление ввозных тамо-
женных пошлин для элек-
тромобилей и бесплат-
ная парковка в центре 
Москвы, — безусловно, 
стимулируют спрос. Ведь 
эти меры работают в 
первую очередь на потре-
бителя. Так, обнуление таможенных пошлин 
снизило стоимость электромобиля сразу на 
20 процентов, а экономия на бесплатной 
парковке в центре Москвы составляет порядка 
150 тысяч рублей в год.

Сегодня вопросы развития этого рынка 

комплексно обсуждаются на уровне законо-
дательных и исполнительных органов власти. 
Федеральные министерства, исполняя поручение 
заместителя председателя правительства РФ 
Аркадия Дворковича, поддержали идею разра-
ботки программы действий и плана законода-
тельных мероприятий по развитию экологически 
чистого транспорта в Российской Федерации.

Ближайшая задача — изменение нормативной 

базы, которая пока не учитывает «электромо-
бильный» аспект в вопросах покупки и продажи 
электроэнергии, использования электромоби-
лей в корпоративных парках, или, например, 
существует норма, по которой нельзя заряжать 
электромобиль на подземном паркинге. В норма-
тивных документах до сих пор действует старая 
классификация транспорта, в том числе по виду 
топлива — автомобили, работающие на бензине, 
дизельном и газомоторным топливе, – тогда как 
на самом деле сегодня намного больше видов 
транспорта, например электромобили, различ-
ные виды гибридов.

В феврале 2014 года при Государственной 

Думе был создан Экспертный совет, сопредсе-
дателем которого я являюсь. Основная задача 
совета — сформировать необходимый правовой 
базис для дальнейшего развития экологически 

чистого транспорта. Также мы будем продолжать 
диалог между производителями электромобилей 
и зарядной инфраструктуры, чтобы избежать 
проблем, с которыми столкнулась Европа. Там 
после того как уже появилось множество электро-
мобилей и развилась зарядная инфраструктура, 
вскрылась одна из принципиальных проблем — 
несовместимость зарядных устройств.

Причины такой несовместимости — в отсут-

ствии консолидации крупнейших игроков на 
первом этапе развития электротранспорта. 
В Европе автопроизводители объединялись с 
энергетиками в отдельные консорциумы и под 
каждую модель электромобиля создавали своё 
зарядное устройство. А когда сеть станций 
стала развиваться, оказалось, что хотя заря-
док количественно немало, воспользоваться 
ими может далеко не каждый электромобиль. 
А проблемы могло бы и не быть, если бы изна-
чально был выстроен диалог между крупнейши-
ми игроками формирующейся отрасли и вырабо-
таны единые правила игры.

Уникальность сегодняшнего момента состоит в 

том, что, хотя мы и начали развивать рынок элек-
тротранспорта значительно позже, чем другие 
страны, сегодня уже вышли на решение тех же 
самых задач, которые стоят и перед европейцами. 
И если мы сумеем их решить в течение ближай-
ших двух лет, то можно смело говорить о форми-
ровании необходимого фундамента для дальней-
шего развития отрасли, о том, что рынок будет 
развиваться системно и мы избежим многих 
проблем наших европейских коллег.


Читать онлайн

В России первые электромобили появились при полном отсутствии каких бы то ни было предпосылок в виде должной законодательной базы или государственной поддержки. И это вполне объяснимо — россиян, как показывают социологические исследования, мало интересуют вопросы экологии, а вопрос об исчерпаемости запасов нефти воспринимается исключительно как риторический. Даже профильные ведомства изначально воспринимали электромобиль исключительно как автоэкзотику.

Поделиться:

Спецвыпуск «Россети» № 1(24), март 2022

Принципы интеллектуального управления зарядными станциями для электромобилей

Электрозарядная инфраструктура / Электромобили
Дмитрий Гвоздев, Артем Королев, Владислав Болонов, Евгений Окнин (ПАО «Россети Московский регион»), Армен Сафарян (ПАО «Россети»), Роман Тимохин (АО «Энергоцентр»)
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(66), май-июнь 2021

Электромобили и перспективные системы хранения энергии в электрической сети

Электрозарядная инфраструктура / Электромобили
Лицензированный перевод статьи, опубликованной в журнале Global Energy Interconnection Information — официальном издании GEIDCO
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 5(62), сентябрь-октябрь 2020

«Россети»: создаем экосистему для транспорта будущего

Интервью Электрозарядная инфраструктура / Электромобили
Интервью с заместителем генерального директора по операционной деятельности компании «Россети» К.А. Михайликом
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»