94
охрана труда
Перспективы повышения
безопасности труда в условиях
реформирования трудового
законодательства в России
УДК 331.453:621.31
Кондратьева О.Е.,
д.т.н., доцент, заведую-
щая кафедрой ИЭиОТ
ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»
Локтионов О.А.,
к.т.н., ассистент кафедры
ИЭиОТ ФГБОУ ВО
«НИУ «МЭИ»
Баева П.Н.,
аспирант кафедры ИЭиОТ
ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»
Добродеев С.Н.,
магистр кафедры ИЭиОТ
ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»
Гитина М.А.,
магистр кафедры ИЭиОТ
ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»
Ключевые слова:
безопасность труда,
культура безопасности,
производственный
травматизм,
корпоративные
программы здоровья,
профессиональный риск
В статье рассмотрены основные изменения, внесенные в Трудовой кодекс
Российской Федерации в рамках реализации механизма «регуляторной гильо
-
тины». Проведен анализ проектов подзаконных нормативных актов, регламен
-
тирующих внедрение новых принципов государственной политики в области
охраны труда в части оценки профессиональных рисков и формирования сис-
темы управления охраной труда. Дана оценка перспектив повышения культуры
безопасности труда на энергетических предприятиях с учетом зарубежного
и российского опыта в области реализации корпоративных программ снижения
травматизма и укрепления здоровья работников.
П
рошедший 2021 год стал
периодом кардинального
реформирования законо-
дательства в сфере охра-
ны труда, проведенного в рамках
механизма «регуляторной гильо-
тины» [1]. Масштабный пересмотр
и отмена большинства норматив-
но-правовых актов направлены
прежде всего на создание новой,
четко структурированной и понят-
ной системы требований к хозяй-
ствующим субъектам и снижение
избыточной административной на-
грузки на бизнес.
Однако такой стремительный
переход к новой системе регули-
рования определил острую необ-
ходимость не просто разработки
широкого перечня новых норма-
тивно-правовых актов, но и обя-
зательного учета в них современ-
ных передовых практик в области
повышения безопасности труда
в Российской Федерации. Имен-
но опыт зарубежных и российских
компаний по сохранению жизни
и здоровья работников может
быть использован для обоснова-
ния тех изменений, которые сей-
час внедряются в нормативную
базу по охране труда.
В настоящее время приняты
изменения в Трудовой кодекс РФ,
которые вступают в силу с 1 марта
2022 года. В соответствии с новой
редакцией Трудового кодекса РФ
[2], ключевая роль при организа-
ции системы управления охраной
труда (СУОТ) отводится оценке
и управлению профессиональны-
ми рисками. Именно по результа-
там оценки профессиональных
рисков с 2022 года планируются
следующие процедуры СУОТ:
– проведение обучения работни-
ков по охране труда;
– организация и проведение
медицинских осмотров, осви-
детельствований и обследова-
ний работников;
– обеспечение работников сред-
ствами индивидуальной за-
щиты;
– разработка и утверждение пра-
вил и инструкций по охране
труда для работников.
В новой редакции впервые про-
писана обязанность работодателя
проводить оценку уровня проф-
рис ков перед вводом в эксплуата-
цию производственных объектов
и вновь организованных рабочих
мест, а также систематически вы-
являть опасности и осуществлять
регулярный анализ профессио-
нальных рисков в дальнейшем.
К достаточно значимым можно
отнести и такие изменения в Тру-
довом Кодексе РФ, как:
– определение принципов обес-
печения безопасности труда
95
(принцип предупреждения
и профилактики опасностей,
принцип минимизации повреж-
дения здоровья работников);
– запрет на работу в опасных
условиях до устранения опас-
ных факторов на рабочем
месте;
– введение обязанности работо-
дателя по учету микротравм,
о которых сообщили постра-
давшие работники;
– разрешение работодателю
проводить самообследова-
ние — самостоятельную оцен-
ку соблюдения требований
трудового законодательства;
– введение электронного доку-
ментооборота;
– предоставление работодателю
права на дистанционное ви део -
на блю дение за работником.
Указанные нововведения от-
ражают современный подход к со-
хранению жизни и здоровья ра-
ботников — определение перечня
необходимых мероприятий по
охране труда должно проходить
на основании опасностей, иденти-
фицированных на конкретном ра-
бочем месте с учетом как специ-
фики деятельности работника,
так и состояния условий труда
и индивидуальных особенностей
работника. И от того, насколько
формальной будет такая иденти-
фикация и достаточно ли высок
уровень экспертности тех, кто ее
проводит, во многом зависят ре-
зультаты и, соответственно, уро-
вень защищенности работника.
Таким образом, новая редак-
ция Трудового кодекса предо-
ставляет работодателю больший
диапазон принятия решений в об-
ласти безопасности труда, повы-
шая таким образом уровень его
ответственности за жизнь и здо-
ровье работников. Такой подход
соответствует мировому опыту, но
для российской практики является
достаточно новым. Именно поэто-
му в настоящее время от уровня
культуры безопасности предпри-
ятия во многом зависит уровень
травматизма и профессиональ-
ных заболеваний работников.
И если в предыдущие годы
мероприятия по повышению куль-
туры безопасности труда относи-
лись скорее к передовым практи-
кам, применяемым на отдельных
предприятиях, то в настоящее
время возрастает актуальность
такой работы и все чаще появля-
ются попытки включения в под-
законные акты данной тематики.
Например, в проекте Приказа
Минтруда РФ «Об утверждении
Примерного положения о систе-
ме управления охра ной труда» [3]
впервые появился новый раздел
«Формирование и развитие куль-
туры безопасного труда», в кото-
ром ключевым элементом СУОТ
названо продвижение культуры
безопасного труда.
Особая роль в продвижении
такой культуры отводится руковод-
ству работодателя, обеспечиваю-
щему лидерство и приверженность
охране труда и возлагающему на
себя ответственность за процессы
и мероприятия по охране труда со
своим непосредственным участи-
ем или в рамках своих функцио-
нальных обязанностей по обеспе-
чению охраны труда.
В современных реалиях высо-
кий уровень культуры безопасно-
сти не только положительно вли-
яет на имидж компании на рынке,
но и повышает ее привлекатель-
ность как для потенциальных, так
и для уже работающих сотруд-
ников. К основным механизмам
обес печения необходимого уров-
ня корпоративной культуры без-
опасного труда можно отнести:
– формирование системы управ-
ления охраной труда и опреде-
ление зон ответственности за
безопасное проведение работ
на всех уровнях управления;
– обеспечение здоровой психо-
логической атмосферы в кол-
лективе;
– создание корпоративной куль-
туры агитации здорового образа
жизни и повышения мотивации
работника к безопасному труду.
Рассмотрение каждого меха-
низма в отдельности нецелесо-
образно ввиду комплексности
факторов и наличия взаимосвя-
зей между ними. Так, улучшение
управленческой составляющей
ведет за собой соответствующее
улучшение психологического кли-
мата в коллективе, а при низкой
ответственности и вовлеченности
работников в сохранение соб-
ственного здоровья меры, реа-
лизуемые работодателем, будут
исполняться «для галочки», что
может привести к увеличению
уровня травматизма.
Безусловно, для эффективно-
сти внедрения мероприятий, на-
правленных на повышение уровня
культуры безопасности на пред-
приятии, необходима соответству-
ющая нормативная база. Однако,
несмотря на стратегические из-
менения в этой области, внесен-
ные в нормативно-правовые акты
на уровне федеральных законов,
подзаконные нормативно-право-
вые акты пока не отражают в пол-
ной мере новые подходы к обеспе-
чению безопасности труда.
Так, Приказ Минтруда РФ от
07.06.2021 г. «Об утверждении
Примерного перечня ежегодно
реализуемых работодателем ме-
роприятий по улучшению условий
и охраны труда и снижению уров-
ней профессиональных рисков»
[4] не содержит каких-либо зна-
чимых изменений по сравнению
с Типовым перечнем ежегодно
реализуемых работодателем ме-
роприятий по улучшению условий
и охраны труда и снижению уров-
ней профессиональных рисков,
утвержденным Приказом Мин-
здравсоцразвития от 01.03.2012 г.
№ 181н [5]. Упоминания о меро-
приятиях, направленных на фор-
мирование культуры безопас-
ности в организации, в проекте
нового нормативно-правового ак-
та, разрабатываемого в рамках
механизма регуляторной гильоти-
ны, вообще отсутствуют. А мотива-
ция работника к здоровому образу
жизни по-прежнему заключается
только в реализации мероприятий,
направленных на развитие физи-
ческой культуры и спорта.
Таким образом, в настоящее
время в России на уровне феде-
рального законодательства созда-
ны предпосылки для обеспечения
безопасности труда работников
путем повышения культуры без-
опасности на предприятиях. Од-
нако необходима дополнительная
методическая поддержка рабо-
тодателя для реализации новых
принципов государственной по-
литики в области охраны труда.
В качестве такого методического
инструмента может выступать
единый реестр корпоративных
программ снижения профессио-
№ 1 (70) 2022
96
нальных рисков и укрепления здо-
ровья работников.
В настоящее время в нашей
стране установилась практика
отдельного регулирования ри-
ска травмирования работника
и риска получения профессио-
нального заболевания. Такая
ситуация не соответствует ни
современным исследованиям,
направленным на сохранение
жизни и здоровья работников,
ни действующей нормативно-
правовой базе, в которой уста-
новлено, что профессиональный
риск — это вероятность причине-
ния вреда здоровью в результа-
те воздействия вредных и (или)
опасных производственных фак-
торов [2], то есть совокупность
риска травмирования и риска
возникновения профессиональ-
ных заболеваний. Сложившаяся
практика отдельного рассмотре-
ния этих двух составляющих про-
фессионального риска влечет за
собой избыточную нагрузку на
предприятия, дублирование и по-
вышение вероятности формаль-
ной реализации мероприятий,
направленных на сохранение
жизни и здоровья работников.
В исследовании [6] проведен
подробный анализ корпоратив-
ных программ по снижению ри-
сков травматизма персонала
энергетических компаний и смеж-
ных отраслей и показано, что наи-
более распространенной группой
мероприятий по снижению трав-
матизма в большинстве компа-
ний являются организационные
мероприятия, направленные на
повышение культуры безопасно-
сти и выстраивания конструктив-
ного диалога между работниками
и руководством компании. При-
чем наибольшее акцентирование
на мероприятиях по повышению
уровня культуры безопасности
и мотивации работника на без-
опасный труд характерно именно
для электроэнергетических ком-
паний, в то время как в других от-
раслях по-прежнему ключевыми
считаются технические меропри-
ятия по снижению травматизма.
Такая ситуация вызвана прежде
всего достаточно системной мно-
голетней работой по устранению
технических причин травматизма
в энергетической отрасли.
В таблице 1 представлен ана-
лиз мероприятий по стимулиро-
ванию здорового образа жизни
и соответствующему повыше-
нию уровня культуры безопасно-
сти в энергетических компаниях
и смежных отраслях, содержа-
ОХРАНА ТРУДА
Табл. 1. Методы и способы повышения безопасности труда в России
Направле
-
ние меро
-
приятия
Название метода
Механизм
воздействия
АО
«С
УЭК»
ПА
О
«Банк
Урал
сиб»
ГУП
«Мо
с
-
гор
транс»
ООО
«Г
азпро
м
добыча
Надым»
ОА
О
«Р
ЖД»
ПА
О
«Сев
ер
-
сталь»
ПА
О
«С
бербанк
Ро
ссии»
ООО
ПТЦ
«ЯС
А»
Борьба
с курением
демонстрация фильмов, веде-
ние образовательных программ проактивные
инструменты
+
+
–
–
–
–
–
–
проведение акций и конкурсов
+
+
–
–
–
–
–
–
выдача никотиновых пластырей
материаль-
ная поддерж-
ка ЗОЖ
+
–
–
–
–
–
–
–
медицинский контроль курения
в рамках конкурса
контроль
–
+
–
–
–
–
–
–
Борьба со
стрессом
двухчасовой дневной отдых
в комнате психоэмоциональной
разгрузки
проактивные
инструменты –
–
+
–
–
–
–
+
Физическая
активность
и ЗОЖ
проведение спортивных меро-
приятий
спорт
+
–
–
–
–
+
+
+
информационное обеспечение
и популяризация ЗОЖ
проактивные
инструменты
+
+
–
–
–
+
+
+
Здраво-
охранение
корпоративная система здраво-
охранения
материаль-
ная поддерж-
ка ЗОЖ
+
–
–
+
+
+
–
+
мониторинг и контроль состоя-
ния здоровья
контроль
–
+
+
+
+
+
+
–
профилактика и оздоровитель-
ные мероприятия
проактивные
инструменты
–
–
–
+
+
+
–
+
реабилитация и психологиче-
ское сопровождение
–
–
+
+
+
+
–
+
бесплатная выдача лекарств
материаль-
ная поддерж-
ка ЗОЖ
+
–
–
–
–
+
–
–
проведение медицинских школ
проактивные
инструменты
+
+
–
–
–
+
–
–
Питание
обеспечение здоровым и полно-
ценным питанием
материаль-
ная поддерж-
ка ЗОЖ
–
–
–
–
–
+
+
–
97
щихся в библиотеке корпоратив-
ных программ укрепления здоро-
вья Минздрава России [7, 8]. Все
мероприятия,
представленные
в таблице, были разделены, учи-
тывая механизм воздействия, на
четыре группы (рисунок 1):
– проактивные инструменты без-
опасности труда — предупре-
дительные мероприятия, обес-
печивающие
превентивное
информирование работников
о возможных рисках и соот-
ветствующее снижение числа
опасных ситуаций;
– материальная поддержка здо-
рового образа жизни — меро-
приятия, требующие прямых
затрат работодателя на укреп-
ление здоровья работника;
– контроль — мероприятия по
мониторингу и контролю состо-
яния здоровья работника;
– спорт — мероприятия, направ-
ленные на совершенствование
физической культуры.
Анализ диаграммы на рисун-
ке 1 показывает, что в качестве
основных механизмов воздей-
ствия в корпоративных програм-
мах укрепления здоровья энер-
гетические компании и компании
смежных отраслей используют
проактивные инструменты без-
опасности труда и материальное
стимулирование здорового об-
раза жизни работников. Следует
отметить, что одним из наименее
затратных и эффективных про-
активных инструментов является
создание информационной сре-
ды, обеспечивающей повышение
уровня культуры безопасности,
элементами которой являются
соответствующие фильмы, обра-
зовательные программы и другие
элементы популяризации здоро-
вого образа жизни. Для энергети-
ческих, металлургических и же-
лезнодорожных компаний также
характерно активное использо-
вание механизма материального
стимулирования здорового обра-
за жизни работников, включающе-
го в себя корпоративную систему
здравоохранения, организацию
мониторинга и контроля состоя-
ния здоровья работников и другие
мероприятия.
Результаты анализа корпо-
ративных программ укрепления
здоровья работников хорошо
коррелируют с представленны-
ми выше результатами анали-
за корпоративных программ по
снижению рисков травматизма.
В обоих случаях на первый план
выходят проактивные инструмен-
ты, направленные на снижение
риска возникновения опасной си-
туации и повышение мотивации
работника на безопасный труд
(и неотъемлемую часть этого по-
нятия — здоровый образ жизни),
а также мероприятия, направлен-
ные на повышения уровня куль-
туры безопасности труда, вклю-
чающие повышение роли лидера
(руководства) и организацию кон-
структивного диалога между ру-
ководством и работником, одним
из следствий которого является
решение о материальном сти-
мулировании здорового образа
жизни.
Рис. 1. Кластеризация мероприятий
корпоративных программ укрепле
-
ния здоровья
Проактивные инструменты
Материальная поддержка ЗОЖ
Контроль
Спорт
42%
33%
17%
8%
ВЫВОДЫ
Таким образом, в настоящее
время в России происходит ре-
формирование законодательства
в области обеспечения безопас-
ности труда. Основные принци-
пы государственной политики,
содержащиеся в новой редакции
Трудового кодекса РФ, соответ-
ствуют наилучшим зарубежным
и российским практикам сохране-
ния жизни и здоровья работников.
Однако для реализации данных
принципов в энергетических ком-
паниях необходимы разработка
и утверждение перечня подзакон-
ных нормативно-правовых актов,
учитывающих опыт российских
энергетических компаний и орга-
низаций смежных отраслей по реа-
лизации корпоративных программ
управления профессиональными
рисками, включающими как сни-
жение риска травматизма, так
и уменьшение профессиональных
заболеваний и стимулирование
здорового образа жизни работни-
ков.
Кроме того, для обеспечения
методической поддержки перехо-
да предприятий на новые прин-
ципы безопасности труда целе-
сообразна разработка Единого
реестра корпоративных программ
снижения профессиональных ри-
сков Минтруда.
Наиболее перспективными на-
правлениями повышения уровня
культуры безопасности на энерге-
тических предприятиях в настоя-
щее время являются:
– выстраивание конструктивного
диалога между работниками
и руководством компании
и введение механизмов мате-
риального
стимулирования
здорового образа жизни;
– разработка проактивных ин-
струментов безопасности тру-
да, включающих в том числе
и создание информационной
среды, направленной на повы-
шение мотивации работника
на безопасный труд.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «Об обязательных требованиях
в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 247-ФЗ.
URL: https://base.garant.ru/74449388/.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г.
№ 197-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/12125268/.
3. Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года
№ 776н «Об утверждении Примерного положения
о системе управления охраной труда». URL: https://
normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&document
Id=409457.
№ 1 (70) 2022
98
4. Приказ Минтруда РФ от 29 октября 2021 года № 771н
«Об утверждении Примерного перечня ежегодно реа-
лизуемых работодателем мероприятий по улучшению
условий и охраны труда и снижению уровней профес-
сиональных рисков либо недопущению повышения их
уровней». URL: https://normativ.kontur.ru/document?mod
uleId=1&documentId=408448.
5. Приказ Минздравсоцразвития от 01.03.2012 г. № 181н
«Об утверждении Типового перечня ежегодно реали-
зуемых работодателем мероприятий по улучшению
условий и охраны труда и снижению уровней про-
фессиональных рисков». URL: https://base.garant.ru/
70150478/.
6. Боровкова А.М., Кравченко М.В., Макулова Е.И., Павло-
ва А.А., Морозов Д.В. Мероприятия по снижению уров-
ня травматизма в электроэнергетических компаниях //
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. передача и распределение, 2021,
№ 5(68). С. 156–161.
7. Библиотека корпоративных программ укрепле-
ния здоровья. Минздрав России (2019). URL:
https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/
attaches/000/046/753/original/Библиотека_корпоратив-
ных_программ.pdf?1565693486.
8. Приложение к корпоративным модельным програм-
мам «Укрепление здоровья работающих» Мин здрав
России (2019). URL: https://static-0.minzdrav.gov.ru/
system/attachments/attaches/000/046/784/original/
Приложение_к_корпоративным_модельным_про-
граммам_Укрепление_общественного_здоровья.
pdf?1565881637.
REFERENCES
1. Federal Law "On mandatory requirements in the Russian
Federation" by 31.07.2020 No. 247-FZ. URL: https://base.
garant.ru/74449388/.
2. Labor Code of the Russian Federation No. 197-FZ by
30.12.2001. URL: https://base.garant.ru/12125268/.
3. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation
"On approval of the approximate regulations on the oc-
cupational safety management System". URL: https://
normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&document
Id=409457.
4. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation
"On approval of the approximate list of measures imple-
mented annually by the employer to improve working con-
ditions and occupational safety and reduce occupational
risks". URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId
=1&documentId=408448.
5. Order of the Ministry of Health and Social Development
by 01.03.2012 No. 181n "On approval of a Standard list
of measures implemented annually by the employer to
improve working conditions and occupational safety and
reduce occupational risk levels". URL: https://base.garant.
ru/70150478/.
6. Borovkova A.M., Kravchenko M.V., Makulova E.I., Pavlo -
va A.A., Morozov D.V. Measures to reduce the level of in-
juries in electric power companies. ELECTRIC POWER.
Transmission and distribution, 2021, no. 5(68), pp.156-161.
7. Library of corporate health promotion programs. Ministry
of Health of the Russian Federation (2019). URL: https://
static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attach-
es/000/046/753/original/Библиотека_корпоративных_
программ.pdf?1565693486.
8. Appendix to the corporate model programs "Strength-
ening the Health of workers" of the Ministry of Health of
the Russian Federation (2019). URL: https://static-0.min-
zdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/046/784/
original/Приложение_к_корпоративным_модельным_
программам_Укрепление_общественного_здоровья.
pdf?1565881637.
ОХРАНА ТРУДА
Хренников А.Ю., Любарский Ю.Я.
Использование элементов искусственного интеллекта:
компьютерная поддержка оперативных решений
в интеллектуальных электрических сетях
Книгу можно приобрести в интернет-магазине электронных книг «ЛитРес» в разделе «Электроэнергетика»
Учебно-методическое пособие. ЛИТРЕС, 2021. 140 стр., 30 ил.
Для умных электрических сетей рассмотрены интеллектуальные программные сред
-
ства, выполняющие новые функции и повышающие уровень компьютерной поддержки
диспетчерских решений. Одна из целей построения умных сетей — обеспечение восста
-
новления после аварий, основное внимание уделяется проблемам диагностики нештат
-
ных ситуаций, интеллектуальному мониторингу состояний электрических сетей, плани
-
рованию послеаварийного восстановления электроснабжения. Подробно рассмотрен
новый вид программного тренажера для диспетчеров электрических сетей — тренажер
анализа нештатных ситуаций. Изложение в книге сопровождается множеством примеров
в форме протоколов работы реальных интеллектуальных систем. Книга предназначе
-
на для руководителей и специалистов оперативных служб предприятий энергетических
систем, электрических и распределительных сетей и электрических станций, филиалов
ПАО «Россети», ПАО «ФСК ЕЭС», слушателей курсов повышения квалификации, а так
-
же для аспирантов, магистрантов и студентов электроэнергетических специальностей.
Оригинал статьи: Перспективы повышения безопасности труда в условиях реформирования трудового законодательства в России
В статье рассмотрены основные изменения, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». Проведен анализ проектов подзаконных нормативных актов, регламентирующих внедрение новых принципов государственной политики в области охраны труда в части оценки профессиональных рисков и формирования системы управления охраной труда. Дана оценка перспектив повышения культуры безопасности труда на энергетических предприятиях с учетом зарубежного и российского опыта в области реализации корпоративных программ снижения травматизма и укрепления здоровья работников.