9
В
статье
разбирается
определение
объекта
наблюдения
,
показателей
,
его
характеризующих
,
и
способов
получения
этих
показателей
применительно
к
инфраструктуре
элек
-
тросетевого
хозяйства
.
Автор
исследует
опыт
и
перспек
-
тивы
внедрения
Информационно
-
аналитической
системы
с
использованием
беспилотных
авиационных
систем
ком
-
панией
«
Россети
Тюмень
»
посредством
инновационной
технологии
,
призванной
повысить
эффективность
мони
-
торинга
линий
электропередачи
и
сократить
аварийность
и
сроки
восстановительного
ремонта
,
предлагается
беспи
-
лотная
аэрофотосъемка
и
последующее
создание
специ
-
альной
базы
данных
.
Перспективы
использования
беспилотных
и
роботизированных
систем
для
управления
надежностью
Сергей
СЕРЕБРЯКОВ
,
к
.
т
.
н
.,
руководитель
проекта
Проектного
офиса
АО
«
Россети
Тюмень
»
О
дним
из
главных
направлений
Стратегии
нацио
-
нальной
безопасности
России
на
долгосрочный
период
является
повышение
уровня
энерге
-
тической
безопасности
.
Это
отмечено
в
Указе
Президента
Российской
Федерации
от
31.12.2015
№
683
«
О
Стратегии
национальной
безопасности
Российской
Федерации
».
Повысить
надежность
и
бесперебойность
поставок
энергоресурсов
потребителям
можно
только
за
счет
внедрения
новых
технологий
и
стандартов
для
более
эффективного
управления
объектами
топливно
-
энергети
-
ческого
комплекса
.
Важным
шагом
к
реализации
Стратегии
стало
создание
Систем
удаленного
мониторинга
и
диагностики
энергети
-
ческого
оборудования
для
определения
и
прогнозирования
изменения
состояния
основного
технологического
обору
-
дования
.
Приказом
Минэнерго
России
от
06.11.2018
№
1015
утверждены
требования
к
базовым
функциям
работы
с
ин
-
формацией
:
–
определение
перечня
технологических
параметров
,
характеризующих
отклонение
показателей
функциони
-
рования
основного
технологического
оборудования
от
эталонных
моделей
;
–
сбор
,
передача
,
хранение
данных
о
состоянии
основ
-
ного
технологического
оборудования
и
формирование
статистики
на
основании
математических
моделей
с
целью
повышения
надежности
его
работы
,
выдачи
рекомендаций
по
техническому
обслуживанию
и
экс
-
плуатации
основного
технологического
оборудования
;
–
предоставление
прогностических
уведомлений
о
воз
-
можных
неисправностях
основного
технологического
оборудования
и
выдача
рекомендаций
по
их
устра
-
нению
;
–
выявление
на
ранних
стадиях
изменений
технического
состояния
основного
технологического
оборудования
;
–
оценка
остаточного
ресурса
элементов
основного
тех
-
нологического
оборудования
;
10
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3 (22),
сентябрь
2021
–
прогнозирование
вероятности
наступления
аварийных
событий
.
Организация
такой
работы
требует
цифровой
зрелости
от
команды
.
В
2020
году
«
Россети
Тюмень
»
одними
из
пер
-
вых
в
отрасли
приступили
к
реализации
профильной
Про
-
граммы
«
Цифровая
трансформация
АО
«
Россети
Тюмень
»
2020–2030
гг
.»,
определяющей
перспективные
планы
технологического
и
цифрового
развития
электросетевого
комплекса
Тюменской
области
,
Ханты
-
Мансийского
авто
-
номного
округа
–
Югры
и
Ямало
-
Ненецкого
автономного
округа
.
ОБЪЕКТ
НАБЛЮДЕНИЯ
И
ПОКАЗАТЕЛИ
От
чего
же
зависит
бесперебойная
работа
энергетическо
-
го
оборудования
,
что
будет
объектом
мониторинга
и
диа
-
гностики
,
на
какие
характеристики
мы
будем
опираться
?
Чтобы
определиться
с
понятиями
,
обратимся
к
ГОСТ
Р
58908.1-2020/
МЭК
81346-1:2009 «
Промышленные
систе
-
мы
,
установки
,
оборудование
и
промышленная
продукция
.
Принципы
структурирования
и
коды
.
Часть
1.
Основные
правила
» [1].
В
первую
очередь
нас
интересует
объект
.
Определение
термина
«
объект
»
носит
очень
общий
ха
-
рактер
и
охватывает
все
элементы
,
над
которыми
осущест
-
вляются
действия
на
протяжении
всего
жизненного
цикла
системы
.
Большинство
объектов
имеют
физическое
вопло
-
щение
,
поскольку
они
материальны
.
Однако
существуют
объекты
,
которые
не
имеют
физического
воплощения
,
но
существуют
для
определенных
целей
,
например
:
–
для
целей
структурирования
(
то
есть
системы
);
–
для
идентификации
совокупности
информации
.
В
нашем
случае
речь
будет
идти
о
воздушных
линиях
электропередачи
.
На
рисунке
1
показаны
основные
элементы
ЛЭП
.
Очевидно
,
что
перед
нами
«
техническая
система
—
группа
компонентов
,
работающих
совместно
для
достиже
-
ния
определенной
цели
.
Это
некоторая
инфраструктура
для
процесса
,
состоящего
из
ряда
действий
,
ориентиро
-
ванных
на
достижение
намеченного
результата
» (
в
нашем
случае
—
для
передачи
электроэнергии
от
производителя
к
потребителю
—
прим
.
автора
).
Далее
. «
Объект
обладает
связанной
с
ним
информаци
-
ей
.
Это
важное
утверждение
,
потому
что
весь
процесс
про
-
ектирования
и
разработки
,
вплоть
до
реализации
(
и
под
-
держания
в
работоспособном
состоянии
—
прим
.
автора
),
имеет
дело
только
с
информацией
.
Важно
понимать
,
что
этой
«
связанной
информацией
»
можно
манипулировать
совершенно
иначе
,
чем
реальным
объектом
,
представлен
-
ным
этой
информацией
».
Следующий
вопрос
—
из
чего
складывается
информа
-
ция
об
объекте
?
Для
каждого
объекта
управления
создает
-
ся
система
показателей
и
методика
получения
данных
для
расчета
значений
.
Затем
определяется
целевое
(
норматив
-
1 — провода
(для передачи
электроэнергии);
2 — изоляторы
(изолируют про-
вода от опоры),
линейная армату-
ра (для закрепле-
ния проводов на
изоляторах);
3 — грозоза-
щитные тросы,
а также зазем-
ления, разряд-
ники и другие
виброгасители
(в качестве до-
полнительного
элемента);
4 — тросостойка;
5 — траверсы
опоры;
6 — опоры
(поддерживают
провода на опре-
деленной высоте
над уровнем зем-
ли или воды);
7 — фундаменты
(для установки
опор)
1
2
4
3
2
5
2
6
7
7
Рис
. 1.
Основные
элементы
воздушной
ЛЭП
ное
)
состояние
(
как
должно
быть
, "to be")
в
виде
значения
целевого
показателя
(
показателей
).
И
наконец
,
в
ходе
на
-
блюдения
за
объектом
,
определяется
реальное
состояние
(
как
есть
, "as is")
и
прогноз
развития
состояния
при
наличии
или
отсутствии
действий
в
отношении
объекта
—
сценарии
проектов
(
задач
).
Набор
проектов
(
задач
)
по
всем
объектам
управления
анализируется
в
модели
приоритизации
проектов
с
учетом
сценарных
вариантов
,
и
по
итогам
выбора
оптимального
общего
сценария
создается
итоговый
проект
(
задача
),
ис
-
полнение
которого
контролируется
в
дальнейшем
.
Изобразим
все
это
в
виде
схемы
,
описывающей
связи
между
основными
составляющими
процесса
:
объектом
наблюдения
,
данными
,
показателями
и
субъектом
управ
-
ления
(
рисунок
2).
Очень
важно
обратить
внимание
на
тра
-
диционную
ошибку
,
которая
приводит
к
недопониманию
между
производителем
информационного
продукта
(
функ
-
циональный
элемент
«
наблюдатель
»)
и
субъектом
управ
-
ления
.
Информационный
продукт
в
виде
данных
дистанци
-
онного
зондирования
Земли
является
«
полуфабрикатом
»
для
создания
на
их
основе
«
показателей
»,
необходимых
субъекту
управления
для
принятия
оперативных
решений
.
Центральным
звеном
в
процессе
и
системе
отношений
по
объективным
причинам
выступает
«
оператор
».
Именно
«
оператор
»
оказывает
непосредственное
взаимодействие
Диагностика
и
мониторинг
11
с
«
объектом
»
управления
и
решает
поставленные
«
субъек
-
том
»
управления
«
задачи
»
по
достижению
заданных
«
пока
-
зателей
»,
которые
являются
результатом
достижения
«
це
-
лей
»
предприятия
.
На
рисунке
2
видно
,
как
все
процессы
замыкаются
на
«
оператора
».
Отсутствие
такого
звена
или
его
устранение
из
процесса
разрушает
всю
модель
органи
-
зации
деятельности
.
Важно
отметить
,
что
на
функциональном
звене
«
опе
-
ратор
»
сходятся
обычные
процессы
«
управления
объ
-
ектом
»
и
«
управления
данными
»,
которые
необходимо
преобразовывать
в
«
показатели
»
для
оценки
ситуации
и
принятия
управленческих
решений
.
Вопрос
закрепле
-
ния
задачи
«
управления
данными
»
за
оператором
основ
-
ного
производственного
процесса
или
создания
специа
-
лизированного
«
оператора
по
управлению
данными
»
остается
открытым
,
о
чем
мы
поговорим
в
конце
дан
-
ной
статьи
.
Теперь
перейдем
от
те
-
ории
к
практике
,
поскольку
целью
Проекта
является
разработка
системы
сбо
-
ра
,
обработки
,
анализа
от
-
клонений
от
нормативных
значений
показателей
со
-
стояния
объектов
электро
-
сетевого
комплекса
при
техническом
осмотре
элек
-
трооборудования
для
по
-
следующего
планирования
действий
при
плановых
и
аварийных
ремонтно
-
восстано
-
вительных
работах
на
конкретном
предприятии
.
Все
дефекты
и
повреждения
воздушных
линий
элек
-
тропередачи
(
ВЛ
)
можно
разделить
на
несколько
больших
групп
.
В
таблице
1
приведена
обобщенная
информация
о
повреждениях
,
подлежащих
контролю
при
обследовании
и
способах
получения
информации
.
Видно
,
что
основная
часть
работ
по
обследованию
ЛЭП
выполняется
дистанционно
.
Чтобы
минимизировать
затраты
на
этот
процесс
,
предлагается
оптимальная
тех
-
нология
—
использование
беспилотных
летательных
ап
-
паратов
с
разной
полезной
нагрузкой
в
зависимости
от
выполняемой
задачи
(
аэрофотокамера
,
лазерный
сканер
,
тепловизор
и
т
.
п
.).
Рис
. 2.
Семантическая
модель
(INTELTEQ
®
)
построения
системы
дистанционного
зондирования
Земли
для
целей
оперативного
управления
Табл
. 1.
Обобщенный
перечень
повреждений
,
подлежащих
контролю
при
обследовании
(
материалы
предоставлены
Службой
производственной
безопасности
и
производственного
контроля
АО
«
Россети
Тюмень
»)
Неисправность
Способы
получе
-
ния
информации
Периодичность
проверок
Неисправности
на
трассах
ВЛ
,
к
которым
относится
нарушение
неприкосновенности
охран
-
ной
зоны
:
проведение
каких
-
либо
несанкционированных
работ
,
загромождение
пространства
под
опорами
и
проводами
,
а
также
отсутствие
или
неисправное
состояние
защиты
оснований
опор
,
мостков
и
т
.
п
.
Аэросъемка
Не
реже
1
раза
в
год
Неисправности
металлических
опор
и
фундаментов
:
отсутствие
условных
обозначений
,
нумерации
опор
,
предупредительных
плакатов
,
наклон
опор
,
повреждения
фундаментов
или
процессы
в
грунте
вблизи
опор
,
нарушения
в
металлических
элементах
опор
Аэросъемка
,
визу
-
альное
обследова
-
ние
на
местности
Не
реже
1
раза
в
год
Неисправности
на
проводах
,
грозозащитных
тросах
:
наличие
оборванных
(
лопнувших
)
или
перегоревших
проволок
,
разрегулировка
проводов
,
изменение
стрел
провеса
и
расстояний
от
проводов
ВЛ
до
земли
или
пересекаемых
объектов
,
повреждения
и
коррозия
проводов
и
тросов
,
отсутствие
гасителей
вибрации
,
неисправности
в
креплениях
и
пр
.
Аэросъемка
плюс
визуальное
обследование
на
местности
Не
реже
1
раза
в
год
Неисправности
в
подвесках
и
арматуре
Аэросъемка
,
в
том
числе
ультрафио
-
летовая
и
инфра
-
красная
Не
реже
1
раза
в
год
,
отдельные
виды
проверки
не
нормируются
Неисправности
заземляющих
устройств
Визуальное
обследование
на
местности
Не
реже
1
раза
в
год
12
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3 (22),
сентябрь
2021
ПРЕДПОСЫЛКИ
ДЛЯ
ВНЕДРЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО
-
АНАЛИТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ
С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
БЕСПИЛОТНЫХ
АВИАЦИОННЫХ
СИСТЕМ
Существенная
часть
объектов
электросетевого
комплекса
«
Россети
Тюмень
»
находится
в
экстремальных
условиях
.
Продолжительная
зима
с
аномально
низкими
температура
-
ми
,
большие
ветровые
нагрузки
,
вечная
мерзлота
,
удален
-
ность
многих
объектов
от
населенных
пунктов
и
отсутствие
транспортной
инфраструктуры
создают
серьезные
трудно
-
сти
при
эксплуатации
и
развитии
объектов
электросетевого
комплекса
.
Для
решения
задач
повышения
эффективности
эксплуатации
электрических
сетей
компания
«
Россети
Тю
-
мень
»
выбрала
путь
привлечения
,
разработки
и
реализации
лучших
решений
рынка
цифровой
трансформации
:
приори
-
тетным
направлением
стало
внедрение
инновационных
тех
-
нологий
,
в
первую
очередь
,
информационных
,
способных
обеспечить
устойчивую
,
безопасную
и
надежную
энергети
-
ческую
инфраструктуру
,
а
также
обслуживающий
персонал
комфортными
рабочими
условиями
.
Во
всем
мире
растет
объем
использования
беспилот
-
ных
авиационных
систем
(
БАС
)
для
решения
самых
разно
-
образных
прикладных
задач
.
БАС
—
отличное
практическое
решение
для
инспекции
ЛЭП
и
подстанций
,
чтобы
снизить
затраты
на
техническое
обслуживание
,
осмотры
и
ремонт
,
минимизировать
время
простоя
,
сократить
человеко
-
часы
,
затраченные
на
проведение
работ
.
АО
«
Россети
Тюмень
»,
идя
в
ногу
со
временем
,
с
2020
года
внедряет
Информационно
-
аналитическую
систему
с
исполь
-
зованием
БАС
для
мониторинга
показателей
технического
состояния
электросетевого
хозяйства
.
Цель
проекта
—
раз
-
работать
систему
сбора
,
обработки
,
анализа
отклоне
-
ний
от
нормативных
значений
показателей
состояния
объектов
электросетевого
комплекса
при
техническом
осмотре
и
за
счет
этого
снизить
аварийность
ВЛ
и
по
-
высить
оперативность
реагирования
на
инциденты
.
Несмотря
на
то
,
что
«
Россети
Тюмень
»
имеют
одни
из
самых
высоких
показателей
надежности
электроснабжения
потребителей
,
полностью
избе
-
жать
нарушений
электроснабжения
на
сегодняшний
день
не
представляется
возможным
,
уже
сейчас
мы
можем
свести
к
минимуму
их
последствия
за
счет
быстрого
реагирования
.
После
внедрения
Инфор
-
мационно
-
аналитической
системы
с
использова
-
нием
БАС
произойдет
перевод
бизнес
-
процессов
эксплуатации
и
ремонта
на
информационное
обе
-
спечение
в
цифровом
виде
.
Благодаря
этому
пла
-
нирование
регулярных
работ
по
инспекции
и
мони
-
торингу
объектов
электросетевого
хозяйства
будет
происходить
более
четко
и
оперативно
.
Кроме
того
,
сократятся
транзакционные
издержки
внутри
биз
-
нес
-
процессов
,
обеспечивая
повышение
произво
-
дительности
труда
.
Получаемые
данные
будут
транслироваться
и
храниться
в
единой
базе
данных
,
основанной
на
технологиях
работы
с
«
большими
данными
»
и
применяться
в
дальнейшем
для
плана
ремонтов
и
мероприятий
по
повышению
операционной
рентабельности
и
эксплуатационной
надежности
инфраструк
-
туры
за
счет
выявления
и
предупреждения
факторов
,
влияю
-
щих
на
безаварийную
работу
электросетевого
комплекса
.
ОПЫТ
ОБНАРУЖЕНИЯ
ДЕФЕКТОВ
В
РЕЗУЛЬТАТЕ
ПРИМЕНЕНИЯ
БАС
В
ЭЛЕКТРОСЕТЕВОМ
КОМПЛЕКСЕ
«
РОССЕТИ
ТЮМЕНЬ
»
Использование
БАС
для
инспекции
и
мониторинга
объек
-
тов
электросетевого
хозяйства
замещает
традиционные
методы
работы
и
дает
новые
возможности
.
Без
БАС
ин
-
спекции
обычно
выполняются
вручную
с
использованием
автогидроподъемников
,
фотосъемки
с
большого
рассто
-
яния
или
с
помощью
вертолета
.
Очевидно
,
что
ручные
проверки
,
включающие
подъем
на
опоры
,
представляют
опасность
.
Данным
,
полученным
с
земли
,
не
хватает
де
-
тальности
и
точности
.
Вертолеты
могут
собирать
данные
быстро
и
на
больших
территориях
,
но
они
дорогие
,
не
мо
-
гут
работать
вблизи
жилых
районов
и
часто
пропускают
более
мелкие
дефекты
(
например
,
отсутствующие
болты
).
Одна
из
самых
ценных
вещей
,
которые
делает
беспилот
-
ник
, —
это
возможность
инспектировать
инфраструктуру
,
не
выключая
ее
.
Это
экономит
человеко
-
часы
,
сокращает
время
выполнения
работ
на
несколько
дней
и
избавляет
от
бумажной
работы
.
Далее
на
рисунках
3–5
отражен
опыт
обнаружения
дефек
-
тов
в
результате
применения
БАС
в
АО
«
Россети
Тюмень
».
Рис
. 3.
Недокрученные
гайки
на
болтах
траверсы
и
оттяжки
;
исполь
-
зование
болтов
большей
длины
;
коррозия
и
загрязнение
;
на
фарфо
-
ровом
изоляторе
«
В
» —
следы
перекрытия
;
на
юбке
стеклянного
штыревого
изолятора
—
следы
перекрытия
Диагностика
и
мониторинг
13
ПРЕИМУЩЕСТВА
ВНЕДРЕНИЯ
БАС
1.
Увеличение
достоверности
данных
.
Простые
в
исполь
-
зовании
мультикоптеры
могут
выполнять
детальные
проверки
распределительных
столбов
на
территории
в
10–15
км
в
день
с
получением
как
тепловизионных
,
так
и
RGB-
изображений
.
Эти
изображения
будут
иметь
более
высокий
уровень
детализации
,
позволяющий
уви
-
деть
отсутствующие
элементы
конструкций
,
ржавчину
,
поврежденные
изоляторы
.
Это
невозможно
при
обычном
наземном
или
воздушном
мониторинге
.
Более
подроб
-
ные
и
точные
данные
,
полученные
при
помощи
дронов
,
позволят
выявлять
больше
дефектов
.
Это
сократит
ко
-
личество
отключений
электроэнергии
и
снизит
затраты
на
ремонт
.
2.
Меньше
риска
для
людей
.
Безопасность
рабочих
—
одно
из
самых
очевидных
преимуществ
при
использовании
БАС
.
Теперь
потенциальную
неисправность
можно
увидеть
крупным
планом
,
не
взбираясь
на
опору
и
не
используя
автовышку
.
Применение
удаленного
монито
-
ринга
с
использованием
БАС
может
помочь
избежать
рисков
,
связанных
с
доступом
к
удаленным
,
плохо
об
-
служиваемым
или
опасным
участкам
ЛЭП
.
3.
Быстрое
реагирование
.
БАС
могут
предоставить
неоце
-
нимую
информацию
после
стихийного
бедствия
,
когда
условия
местности
могут
быть
неизвестны
,
а
быстрое
реагирование
имеет
решающее
значение
.
Использова
-
ние
беспилотников
позволяет
быстрее
получить
доступ
к
участкам
,
которые
могут
быть
заблокированы
водой
,
пожаром
или
упавшими
деревьями
.
Беспилотники
мо
-
гут
собирать
информацию
,
которая
поможет
отправить
оборудование
и
персонал
в
нужное
место
,
чтобы
восста
-
новить
электроснабжение
как
можно
более
эффективно
и
быстро
.
4.
Возврат
инвестиций
.
Многие
беспилотные
летатель
-
ные
аппараты
,
которые
обычно
используются
для
ли
-
нейных
инспекций
или
оценки
последствий
стихийных
бедствий
,
имеют
разумную
цену
.
Рабочий
процесс
тоже
относительно
несложен
,
что
упрощает
внедрение
и
обес
печивает
быструю
окупаемость
проекта
[2].
Согласно
экспертным
оценкам
,
стоимость
оборудова
-
ния
,
обучения
,
программного
обеспечения
и
поддержки
для
программы
внедрения
Информационно
-
аналитической
сис
-
темы
с
использованием
БАС
окупится
в
течение
3–4
лет
по
-
сле
ее
внедрения
.
ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ
С
БАС
Каким
же
образом
будет
строиться
работа
с
БАС
?
В
табли
-
це
2
приведены
описания
основных
рабочих
процессов
.
Очевидно
,
что
для
исполнения
всех
этих
рабочих
процес
-
сов
необходимо
создать
высокопрофессиональную
команду
,
имеющую
знания
и
опыт
работы
в
таких
разных
областях
,
как
беспилотная
аэрофотосъемка
,
обработка
данных
,
создание
Рис
. 4.
Стрелы
провеса
и
габариты
:
точность
позиционирования
провода
в
пространстве
достигает
10–15
см
Рис
. 5.
Погрешность
обследования
ВЛ
на
наличие
ДКР
с
помощью
БАС
составляет
1–2%,
что
позволяет
более
точно
составлять
техническое
задание
и
смету
на
вырубку
(
очистку
)
леса
и
,
как
следствие
,
снижать
среднюю
стоимость
расчистки
1
км
трассы
ВЛ
110
кВ
на
20–30%
14
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3 (22),
сентябрь
2021
корпоративных
информационных
систем
,
управление
трудовыми
ресурсами
,
получение
права
на
выполнение
полетов
и
т
.
д
.
Для
решения
этой
задачи
представ
-
ляется
целесообразным
сконцен
-
трироваться
на
создании
Центра
компетенций
в
области
оказания
услуг
с
использованием
БАС
на
базе
одного
из
дочерних
зависи
-
мых
обществ
(
ДЗО
)
ПАО
«
Россе
-
ти
»
или
за
счет
привлечения
сто
-
ронней
организации
—
оператора
Информационно
-
аналитической
системы
с
использованием
БАС
.
В
обязанности
этой
новой
про
-
изводственной
структуры
будут
входить
:
–
создание
центра
сбора
,
хра
-
нения
и
обработки
данных
;
–
создание
централизованного
сервиса
для
получения
раз
-
решений
(
допусков
)
на
поле
-
ты
БАС
;
–
разработка
отраслевого
про
-
граммного
обеспечения
,
поз
-
воляющего
автоматизировать
процесс
выявления
дефектов
и
нарушений
работы
элемен
-
тов
ВЛ
при
помощи
БАС
;
–
организация
использования
БАС
,
принадлежащих
ДЗО
ПАО
«
Россети
»,
для
осу
-
ществления
осмотров
ВЛ
;
–
контроль
исполнения
дого
-
воров
на
проведение
проект
но
-
изыскательских
работ
по
расширению
просек
ВЛ
с
использованием
БАС
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
И
ЭФФЕКТЫ
ОТ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПИЛОТНОГО
ПРОЕКТА
Приведем
цифры
,
демонстрирующие
положительный
миро
-
вой
опыт
по
внедрению
систем
управления
эффективностью
и
надежностью
:
–
повышение
механической
готовности
на
2–6%;
–
снижение
количества
внеплановых
ремонтов
до
40%;
–
снижение
количества
инцидентов
до
40%;
–
снижение
капитальных
затрат
до
25%.
АО
«
Россети
Тюмень
»
после
внедрения
Информацион
-
но
-
аналитической
системы
с
использованием
БАС
ожида
-
ет
снижение
операционных
расходов
на
7%.
Это
произой
-
дет
за
счет
:
–
повышения
качества
данных
(
устранения
дублей
,
актуализации
,
структурирования
,
обогащения
)
как
в
мастер
-
справочнике
,
так
и
в
справочниках
локальных
ИТ
-
систем
;
–
построения
единой
системы
кодировки
записей
спра
-
вочника
для
всех
ИТ
-
систем
,
возможности
интеграции
ИТ
-
систем
на
уровне
справочных
данных
;
–
сокращения
количества
ручных
операций
при
обработке
запросов
;
–
увеличения
производительности
и
качества
работы
;
–
снижения
риска
ввода
ошибочных
данных
за
счет
авто
-
матизации
проверок
качества
;
–
автоматизации
процессов
централизованного
распро
-
странения
справочников
;
–
снижения
издержек
и
трудозатрат
;
–
построения
сквозных
бизнес
-
процессов
и
повышения
их
эффективности
,
прозрачности
и
управляемости
на
раз
-
личных
стадиях
;
–
автоматического
формирования
достоверной
аналити
-
ческой
и
управленческой
отчетности
.
Табл
. 2.
Составные
части
бизнес
-
процесса
при
организации
работы
с
БАС
Рабочие
процессы
Описание
Заказ
работы
Размещение
запроса
на
работу
с
данными
БАС
Управление
парком
БАС
Планирование
загрузки
беспилотников
и
датчиков
для
каждого
задания
,
управление
логистикой
отгрузки
и
хранения
,
соблю
-
дение
графиков
технического
обслуживания
оборудования
,
выполнение
ремонта
или
модернизации
по
мере
необходимости
Управление
персоналом
Отслеживание
сертификатов
,
лицензий
,
обучения
и
квалифика
-
ции
каждого
пилота
;
назначение
пилотов
на
каждый
проект
;
кон
-
троль
расписания
поездок
;
обеспечение
соблюдения
требований
к
отдыху
;
отслеживание
производительности
на
рабочем
месте
Контроль
соответствия
Проверка
правил
и
положений
воздушного
пространства
,
по
-
летов
и
пилотов
для
каждого
проекта
;
обеспечение
наличия
всех
необходимых
разрешений
,
лицензий
,
обучения
Планирование
полета
Определение
графика
полета
,
схемы
,
высоты
и
характеристик
получаемого
изображения
,
а
также
любых
погодных
требований
(
например
,
ограничения
по
температуре
,
ветру
,
освещенности
)
для
достижения
целей
работы
с
данными
Сбор
информации
Полет
беспилотника
,
оснащенного
соответствующей
полезной
нагрузкой
согласно
плану
полета
и
процедурам
безопасности
для
сбора
данных
на
конкретном
объекте
Журнал
полетов
Сбор
всех
данных
о
полете
,
таких
как
траектория
полета
,
вы
-
сота
,
скорость
,
использование
батареи
и
снимки
экрана
для
эффективного
документирования
и
отслеживания
полета
Информационные
технологии
Автоматическая
и
/
или
ручная
обработка
и
анализ
необработан
-
ных
данных
с
БАС
для
создания
конечного
продукта
(
ортофото
-
плана
,
термограммы
и
т
.
п
.)
и
отчета
Управление
данными
Хранение
,
отслеживание
,
организация
и
доставка
огромных
объ
-
емов
данных
,
собранных
,
обработанных
и
проанализированных
с
помощью
БАС
Отслеживание
произво
-
дительности
и
усовер
-
шенствование
программы
Соблюдение
политики
компании
,
отслеживание
показателей
программы
и
оценка
преимуществ
программы
(
например
,
затрат
и
сэкономленных
человеко
-
часов
)
Диагностика
и
мониторинг
Хренников А.Ю.
Техническая
диагностика
и
аварийность
электрооборудования
Книгу
можно
приобрести
в
интернет
-
магазине
электронных
книг
«
ЛитРес
»
в
разделе
«
Техническая
литература
»
Учебно-методическое пособие. ЛИТРЕС, 2021. 230 стр., 154 ил.
Представлен
анализ
методов
диагностики
состояния
электрооборудования
для
выявления
дефектов
и
повреждений
в
процессе
эксплуатации
.
Эффективность
применения
методов
диагностики
сопро
-
вождается
примерами
обнаружения
дефектов
и
повреждений
конкретного
оборудования
:
силовых
трансформаторов
,
реакторов
,
трансформаторов
тока
и
напряжения
,
разъединителей
,
турбогенерато
-
ров
,
ОПН
и
т
.
д
.
Приведены
примеры
повреждений
и
расследования
технологических
нарушений
.
Рас
-
смотрены
вопросы
электродинамических
испытаний
силовых
трансформаторов
на
стойкость
к
токам
КЗ
,
которые
служат
инструментом
для
повышения
надежности
их
конструкции
.
Предназначено
для
руководителей
и
специалистов
технических
служб
предприятий
электрических
и
распределительных
сетей
,
станций
,
подразделений
технической
инспекции
(
ТИ
)
и
служб
охраны
труда
и
надежности
фили
-
алов
МЭС
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
и
ПАО
«
Россети
»,
слушателей
курсов
повышения
квалификации
,
а
также
для
аспирантов
,
магистрантов
и
студентов
электроэнергетических
специальностей
.
15
Кроме
того
,
применение
технологий
с
использованием
БАС
позволит
увеличить
размер
нетарифной
выручки
за
счет
предоставления
дополнительных
услуг
и
сервисов
сто
-
ронним
потребителям
,
снизить
затраты
на
проведение
про
-
ектно
-
изыскательских
работ
,
технического
обслуживания
,
а
также
повысить
производительность
труда
.
СТАТУС
ПРОЕКТА
НА
НАСТОЯЩИЙ
МОМЕНТ
В
рамках
внедрения
БАС
«
Россети
Тюмень
»
уже
завершили
часть
фундаментальных
этапов
,
в
частности
,
подготовлен
пас
-
порт
проекта
.
Экспертной
группой
разработаны
технические
требования
для
реализации
паспорта
проекта
и
его
состав
-
ляющих
.
Специалисты
компании
провели
анализ
технических
возможностей
участников
рынка
и
определили
технические
требования
к
выполняемым
работам
по
сбору
первичной
ин
-
формации
с
использованием
БАС
.
Также
сотрудниками
«
Рос
-
сети
Тюмень
»
определена
пилотная
зона
для
выполнения
работ
,
разработана
организационно
-
правовая
схема
реализа
-
ции
проекта
с
учетом
действующих
нормативно
-
технических
и
разрешительных
документов
,
организовано
взаимодействие
с
профессиональным
сообществом
,
доступ
к
современным
и
перспективным
разработкам
в
области
БАС
с
возможностью
отслеживать
развитие
нормативно
-
правового
регулирования
в
части
правил
применения
и
использования
БАС
.
В
настоящий
момент
энергокомпания
ведет
работы
по
сбору
и
организации
информации
в
геоинформационную
сис
тему
(
ГИС
АО
«
Россети
Тюмень
»)
для
обеспечения
управления
БАС
и
разрабатывает
организационно
-
техноло
-
гическую
схему
по
организации
комплекса
работ
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект
по
созданию
Информационно
-
аналитической
систе
-
мы
с
использованием
БАС
имеет
большие
перспективы
для
дальнейшего
развития
.
После
успешного
внедрения
в
зоне
ответственности
«
Россети
Тюмень
»
видится
целесообраз
-
ным
тиражирование
технологии
мониторинга
БАС
на
другие
ДЗО
ПАО
«
Россети
».
Развитие
информационных
технологий
и
БАС
будет
способствовать
построению
единого
геоинформационного
пространства
,
обеспечивая
качество
принимаемых
реше
-
ний
по
развитию
«
Россети
Тюмень
»
и
регионов
в
целом
за
счет
регулярной
актуализации
информации
для
успешного
пространственного
развития
через
развитие
нетарифных
информационных
сервисов
энергетических
компаний
в
ин
-
тересах
органов
государственной
власти
,
местного
само
-
управления
и
бизнеса
.
Цифровизация
электросетевого
хозяйства
не
только
обеспечит
необходимое
качество
услуг
для
потребителей
,
но
и
создаст
необходимые
инфраструктурные
условия
для
развития
экономики
регионов
,
реализации
приоритетных
государственных
проектов
,
а
также
создаст
необходимые
условия
для
обеспечения
энергетической
безопасности
страны
.
Автор
выражает
благодарность
В
.
А
.
Рубанову
,
научно
-
му
руководителю
ЦИИТ
«
Интелтек
»,
соучредителю
и
чле
-
ну
президиума
Совета
по
внешней
и
оборонной
политике
,
члену
экспертной
коллегии
Фонда
Сколково
,
за
материалы
,
предоставленные
во
время
работы
над
статьей
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
ГОСТ
Р
58908.1-2020/
МЭК
81346-1:2009.
Промышленные
системы
,
установки
,
оборудование
и
промышленная
продук
-
ция
.
Принципы
структурирования
и
коды
.
Часть
1.
Основные
правила
. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200174030.
2. Drones in T&D. Today's Bene
fi
ts, Use Cases, and Best Practices for Drones in the Electric Transmission & Distribution. URL:
https://www.measure.com/drones-in-transmission-distribution-utilities.
Оригинал статьи: Перспективы использования беспилотных и роботизированных систем для управления надежностью
В статье разбирается определение объекта наблюдения, показателей, его характеризующих, и способов получения этих показателей применительно к инфраструктуре электросетевого хозяйства. Автор исследует опыт и перспективы внедрения Информационно-аналитической системы с использованием беспилотных авиационных систем компанией «Россети Тюмень» посредством инновационной технологии, призванной повысить эффективность мониторинга линий электропередачи и сократить аварийность и сроки восстановительного ремонта, предлагается беспилотная аэрофотосъемка и последующее создание специальной базы данных.