Перспективные способы повышения эффективности использования спецтехники электросетевого комплекса с применением современных информационных технологий




Page 1


background image







Page 2


background image

10

у

п

р

а

в

л

е

н

и

е

 а

к

т

и

в

а

м

и

управление активами

Перспективные способы 
повышения эффективности 
использования спецтехники 
электросетевого комплекса 
с применением современных 
информационных 
технологий

ПРЕДПОСЫЛКИ

 

РЕАЛИЗАЦИИ

 

ПРОЕКТА

Компания  «Россети  Центр  и  При-

волжье»  осуществляет  свою  де-

ятельность  в  9  регионах  страны 

и  является  основным  поставщиком 

услуг  по  передаче  электроэнергии 

и технологическому присоединению 

к  электросетям  во  Владимирской, 

Ивановской,  Калужской,  Кировской, 

Нижегородской,  Рязанской,  Туль-

ской областях, а также в Республике 

Марий Эл и Удмуртской Республике 

(рисунок 1).

Одной  из  стратегических  задач 

развития  является  повышение  не-

тарифной  выручки,  доля  которой 

в  соответствии  с  планами  ПАО 

«Россети»  к  2024  году  должна  до-

стигнуть 30%.   Точкой роста может 

стать оказание коммерческих услуг 

с использованием собственного ав-

тотранспорта организации.

«Россети  Центр  и  Приволжье» 

обладает  мощным  парком  авто-

транспорта  и  специализированной 

техники  (рисунок  2),  среди  которой 

автокраны,  автогидроподъемники, 

бурильно-крановые  машины,  трак-

торная  техника  и  грузовой  транс-

порт.  Общий  парк  автотранспорта 

компании составляет более 6 тысяч 

единиц техники. 

В «Россети Центр и Приволжье» 

выпущены  приказы  об  установле-

нии целевого коэффициента загруз-

ки  транспорта  не  ниже  0,7.  Вместе 

с тем, ввиду специфичности плани-

рования  и  наличия  сезонности  ра-

бот  отмечается  неравномерность 

эксплуатации  специализированной 

техники  в  течение  года.  Предпро-

ектное обследование, в целом, вы-

явило  недозагрузку  собственного 

транспорта  компании  и,  забегая 

вперед, это было подтверждено ре-

зультатами выполнения работ пер-

вого этапа проекта.

Рис

. 1. 

Территория

 

деятельности

 «

Россети

 

Центр

 

и

 

Приволжье

»







Page 3


background image

11

С целью повышения эффективности использо-

вания парка автотранспорта, а также увеличения 

нетарифной выручки было принято решение о вы-

полнении  научно-исследовательских  и  опытно-

конструкторских  работ  на  тему  «Перспек тивные 

способы  повышения  эффективности  использо-

вания  спецтехники  электросетевого  комплекса 

с  применением  современных  информационных 

технологий».

Согласно утвержденному календарному плану 

первым этапом реализации проекта являлось вы-

полнение научно-исследовательских работ, целью 

которых  было  исследование  загрузки  автотран-

спорта  и  специализированной  техники  в  филиа-

лах компании, анализ емкости рынка услуг с при-

менением автотранспорта, изучение сложившихся 

на открытом рынке тарифов и ценовой политики. 

Исследование  рынка  показало  востребованность

услуг с применением специализированной техники, 

а  современные,  достаточно  высокие  требования 

к технологичности и безопасности оказания услуг, 

в том числе тренды, направленные на онлайн-вза-

имодействие с клиентами посредством мобильных 

приложений  и  интернет-сервисов,  подтвердили 

необходимость  создания  программной  платфор-

мы, автоматизирующей бизнес-процессы оказания

услуг от заведения заявки до оплаты выставлен-

ных счетов в режиме онлайн.

ПРОГРАММНАЯ

 

ПЛАТФОРМА

Программная платформа представляет собой на-

бор сервисов и прикладных программ и включает 

в себя:

 

– подсистему хранения данных;

 

– веб-сервисы,  обеспечивающие  API  программ-

ной платформы;

 

– веб-приложение с адаптивной версткой;

 

– мобильные 

приложения, 

опубликованные 

в магазинах Google Play и App Store.

В качестве системы управления базами данных 

был выбран Microsoft SQL-Server — мощная, гибкая 

и достаточно простая в администрировании СУБД 

мирового уровня, к тому же уже функционирующая 

в компании не первый год. Вместе с тем благодаря 

использованию технологий связывания реляцион-

ных структур и объектных моделей (ORM, Object-

Relational  Mapping  —    инструменты)  переход  на 

другие  типы  СУБД,  например,  PostgreSQL,  MySql 

или Oracle Database предполагается с минималь-

ными затратами.

API (Application Programming Interface) платфор-

мы реализовано в виде веб-сервисов, основанных 

на архитектуре REST с форматами данных JSON 

и  XML.  Данные  компоненты  также  обеспечивают 

возможность  интеграции  платформы  с  внешни-

ми  информационными  системами  клиентов  и  по-

ставщиков  услуг.  В  составе  платформы  уже  раз-

работаны интеграционные механизмы с ERP SAP 

и Wialon.

Корпоративная  инфор мационная  система 

управления ресурсами на базе SAP (КИСУР SAP) 

Рис

. 2. 

Структура

 

автопарка

 «

Россети

 

Центр

 

и

 

При

волжье

»

много  лет  функционирует  в  «Россети  Центр» 

и  «Россети  Центр  и  Приволжье»  и  является  ос-

новой  IT-ландшафта  предприятий.  Практически 

внедряемые информационные системы в той или 

иной  мере  интегрированы  с  КИСУР  SAP.  Разра-

батываемая  программная  платформа  автомати-

зации  процессов  оказания  услуг  с  применением 

автотранспорта  и  специализированной  техники 

также  не  стала  исключением.  На  базе  КИСУР 

SAP  внедрено  решение  по  управлению  авто-

транспортом  предприятия.  Благодаря  разрабо-

танным  бесшовным  интеграционным  механиз-

мам,  заявки,  поступающие  от  внешних  клиентов 

и  преобразуемые  в  заказы  на  услуги,  автомати-

чески  передаются  в  КИСУР  SAP,  а  результаты 

их  обработки  возвращаются  обратно.  Также  ре-

естр  автотранспорта,  расписание  его  использо-

вания,  информация  о  техническом  обслужива-

нии  и  ремонтах  автоматически  загружаются  из

КИСУР SAP.

В  качестве  системы  мониторинга  транспорта 

в  «Россети  Центр»  и  «Россети  Центр  и  Привол-

жье»  используется  продукт  Wialon.  Все  транс-

портные  средства  оборудованы  GPS/Глонасс 

приемниками  (трекерами).  Разрабатываемая 

программная  платформа  в  режиме  онлайн  за-

прашивает данные Wialon, получает данные гео-

позиции транспортных средств и отражает их на 

цифровой карте (рисунок 3). Внешние поставщи-

ки услуг, используя API программной платформы, 

также могут передавать данные глобального по-

зиционирования  своего  автотранспорта,  таким 

образом  повышая  свой  рейтинг  и  вероятность 

получения  заказа.  Клиенты  же  получают  удоб-

ную  и  полезную  функцию  мониторинга  транс-

портных средств, выделенных на исполнение их

заявок.

Единое  веб-приложение  обеспечивает  адми-

нистраторам  управление  всей  системой,  предо-

ставляет необходимые функции диспетчерам для 

обработки  заявок  на  услуги  и,  конечно,  являет-

 3 (66) 2021







Page 4


background image

12

ся  одним  из  пользовательских  приложений  для  клиентов 

и  поставщиков  услуг.  Гибкая  и  проработанная  архитектура 

программной  платформы  позволяет  пользователю  одно-

временно  являться  как  клиентом  (заказчиком  услуг),  так 

и  поставщиком  услуг  (исполнителем  договоров).  При  этом 

пользователю  предоставляется  возможность  регистрации 

более одной организации, если сторона отношений являет-

ся юридическим лицом, то есть фактически поддерживается 

работа холдинга.

Мобильные  приложения, с одной сторо ны, являются аль-

тернативным  по  отношению  к  веб-при ло же нию  доступом, 

а  с  другой  стороны,  наблюдая  стремительно  набирающего 

популярность  именно  мобильного  доступа,  могут  стань  ос-

новным способом работы. Благодаря унификации интерфей-

сов веб-доступа и мобильных приложений пользователю бу-

дет комфортно работать любым способом.

Разрабатываемое  программное  обеспечение  является 

кроссплатформенным, что позволяет ему функционировать 

на различных аппаратных платформах и операционных сис-

темах.

БИЗНЕС

МОДЕЛЬ

 

ОКАЗАНИЯ

 

УСЛУГ

Выбор бизнес-модели фактически был сделан на этапе фор-

мирования  самой  концепции  проекта,  и  выбор  очевиден  — 

это  электронная  коммерция  (E-Commerce).  Электронная 

коммерция  уже  не  первый  год  является  главным  мировым 

трендом в области бизнеса, а печальные события 2020 года 

(пандемия коронавирусной инфекции планетарного масшта-

ба)  только  подтвердили  перспективность  и  даже  необходи-

мость движения в этом направлении. Национальный проект 

«Цифровая экономика» на период с 2019 по 2024 год также 

отражает  стратегию  развития  экономики  страны  в  сторону 

именно цифровизации.

Электронная  коммерция  обладает  одним  неоспоримым 

преимуществом, которое как нельзя лучше подходит целям 

реализуемого проекта — безболезненное масштабирование 

Рис

. 3. 

Мониторинг

 

транспортных

 

средств

 

на

 

цифровой

 

карте

Рис

. 4. 

Веб

приложение

 

с

 

адаптивным

дизайном

УПРАВЛЕНИЕ

АКТИВАМИ







Page 5


background image

13

 

– платная периодическая подписка для поставщи-

ков и/или клиентов;

 

– платное размещение объявлений для клиентов 

площадки;

 

– платное продвижение услуг поставщиков;

 

– размещение рекламы;

 

– комиссионное  вознаграждение  оператора  пло-

щадки.

Первые  пять  вариантов  предполагают  функцио-

нирование  уже  известной  и  популярной  площадки 

с большим количеством посетителей и объемом сде-

лок или же уникальность и монопольное положение 

на рынке. Поэтому выбор был сделан в пользу по-

следнего варианта — получение комиссионного воз-

награждения с каждой завершенной сделки (выпол-

ненный  внешним  поставщиком  заказ).  Отсутствие 

платы за регистрацию и размещение объявлений яв-

ляется «дешевым входным билетом» для клиентов, 

а отсутствие любого рода авансовых платежей ми-

нимизирует  финансовые  риски  поставщиков  —  это 

способствует  привлечению  участников  к  развитию 

торговой  площадки,  что  особенно  необходимо  на 

первых этапах ее функционирования.

Помимо монетизации в проекте с привлечением 

третьих  лиц  (внешних  поставщиков  транспортных 

услуг)  всегда  остро  строит  вопрос  контроля  каче-

ства. Стоит отдельно подчеркнуть, что клиенты не 

просто арендуют автотранспорт, а получают услу-

ги «под ключ», оказываемые подготовленным эки-

пажем  специализированной  техники.  Оператором 

платформы  проводится  не  только  аккредитация 

поставщиков с проверкой стандартного пакета до-

кументов юридического лица или индивидуального 

предпринимателя, но и периодическая аттестация 

с контролем соответствующих допусков и соблюде-

ния правил по охране труда.

Тарифы на услуги управляются самим операто-

ром платформы, что устраняет возможный со сто-

роны внешних поставщиков демпинг, который зача-

стую так или иначе связан со снижением качества 

оказываемых услуг.

На  текущий  момент  программная  платформа 

успешно  прошла  предварительные  испытания 

и  опытную  эксплуатацию,  подготовлена  пользо-

вательская  и  эксплуатационная  документация. 

Информационная  система,  построенная  на  базе 

разработанной  программной  платформы,  гото-

вится к публикации в открытом доступе. Продол-

жаются  работы  по  разработке  мобильных  при-

ложений, выпуск которых запланирован на конец 

2021 года.  

Р

и  удобство  ведения  бизнеса  в  усло виях  геогра-

фической  распределенности  филиалов  «Россети 

Центр и Приволжье».

Онлайн-платформой  выбранной  бизнес-моде-

ли  является  вертикальный  маркетплейс  —  это 

торговая площадка с наличием множества постав-

щиков,  предлагающих  товары  или  услуги  одного 

типа.  В  нашем  случае  это  услуги  с  применением 

автотранспорта  и  специализированной  техники, 

оказываемые  как  организациям  (тип  взаимоотно-

шений  B2B),  так  и  частным  лицам  (тип  взаимоот-

ношений B2C).

В части реализации бизнес-модели был вариант 

пойти по пути, при котором клиенты и поставщики 

просто  публикуют  объявления  со  своими  потреб-

нос тями или услугами, самостоятельно откликают-

ся на них, получают и оплачивают. Таким образом, 

нам бы фактически пришлось конкурировать с ин-

тернет-сервисами «Авито». 

В данном проекте было принято решение создать 

бизнес-решение и предложить сервис полного цикла 

автоматизации процессов. Наши клиенты и привле-

каемые поставщики не заботятся о документооборо-

те, а выбор оптимального поставщика осуществля-

ется с участием диспетчеров. Диспетчер основывает 

свой выбор на рекомендациях платформы, учитывая, 

с  одной  стороны,  рейтинг  поставщиков,  а  с  другой 

стороны,  стимулирует  новых  поставщиков,  обеспе-

чивая им заказы. Таким образом создание здоровой 

конкуренции только улучшает и систематизирует ры-

нок данных услуг. 

Деятельность  дочерних  компаний  ПАО  «Рос-

сети»  связана  с  определенного  рода  форс-

мажорными обстоятельствами, изменяемыми кли-

матическими  условиями  и  авариями  на  линиях 

электропередачи.  Для  ликвидации  последствий 

аварий безусловно привлекается вся имеющаяся 

спецтехника,  и  это  наивысший  приоритет  в  дея-

тельности организации. В случае если ранее сво-

бодные  транспортные  средства  были  заброни-

рованы  для  оказания  услуг  сторонним  клиентам, 

именно  диспетчер  обеспечит  замену,  привлекая 

внешних поставщиков. Еще раз стоит подчеркнуть, 

что данный вопрос является ключевым, и в насто-

ящий  момент  продолжается  глубокая  проработка 

наилучших  вариантов  его  решения.  Рассматри-

ваются  различные  пути,  в  том  числе  варианты 

с резервом техники у сторонних поставщиков, при-

менение  пониженных  тарифов  с  правом  перено-

са  даты  оказания  услуг  в  случае  возникновения 

форс-мажорных обстоятельств и др.

Одним  из  важнейших  элементов  функциониро-

вания  торговой  площадки  является  способ  моне-

тизации, то есть стратегия получения дохода и из-

влечения  прибыли.  Помимо  получения  доходов 

от  оказания  услуг  с  использованием  собственных 

транспортных  средств  «Россети  Центр  и  Привол-

жье» рассматривались следующие возможные ва-

рианты получения дополнительных доходов:

 

– платная  разовая  регистрация  поставщиков

и/или клиентов;

Sed

COM

ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ

ООО «СЭДКОМ»

(499) 394-29-05

www.sedcom.ru

 3 (66) 2021



Оригинал статьи: Перспективные способы повышения эффективности использования спецтехники электросетевого комплекса с применением современных информационных технологий

Читать онлайн

Поделиться:

Спецвыпуск «Россети» № 2(29), июнь 2023

Элементы телеуправления во вторичных цепях устройств релейной защиты и электроавтоматики

Управление производственными активами / Техническое обслуживание и ремонты / Подготовка к ОЗП Релейная защита и автоматика
Архангельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»
Спецвыпуск «Россети» № 2(29), июнь 2023

Реализация дистанционного управления на примере подстанций 500 кВ «Емелино» и «Исеть» в Свердловской области

Управление производственными активами / Техническое обслуживание и ремонты / Подготовка к ОЗП
Филиал ПАО «Россети» — МЭС Урала
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»