10
у
п
р
а
в
л
е
н
и
е
а
к
т
и
в
а
м
и
управление активами
Перспективные способы
повышения эффективности
использования спецтехники
электросетевого комплекса
с применением современных
информационных
технологий
ПРЕДПОСЫЛКИ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА
Компания «Россети Центр и При-
волжье» осуществляет свою де-
ятельность в 9 регионах страны
и является основным поставщиком
услуг по передаче электроэнергии
и технологическому присоединению
к электросетям во Владимирской,
Ивановской, Калужской, Кировской,
Нижегородской, Рязанской, Туль-
ской областях, а также в Республике
Марий Эл и Удмуртской Республике
(рисунок 1).
Одной из стратегических задач
развития является повышение не-
тарифной выручки, доля которой
в соответствии с планами ПАО
«Россети» к 2024 году должна до-
стигнуть 30%. Точкой роста может
стать оказание коммерческих услуг
с использованием собственного ав-
тотранспорта организации.
«Россети Центр и Приволжье»
обладает мощным парком авто-
транспорта и специализированной
техники (рисунок 2), среди которой
автокраны, автогидроподъемники,
бурильно-крановые машины, трак-
торная техника и грузовой транс-
порт. Общий парк автотранспорта
компании составляет более 6 тысяч
единиц техники.
В «Россети Центр и Приволжье»
выпущены приказы об установле-
нии целевого коэффициента загруз-
ки транспорта не ниже 0,7. Вместе
с тем, ввиду специфичности плани-
рования и наличия сезонности ра-
бот отмечается неравномерность
эксплуатации специализированной
техники в течение года. Предпро-
ектное обследование, в целом, вы-
явило недозагрузку собственного
транспорта компании и, забегая
вперед, это было подтверждено ре-
зультатами выполнения работ пер-
вого этапа проекта.
Рис
. 1.
Территория
деятельности
«
Россети
Центр
и
Приволжье
»
11
С целью повышения эффективности использо-
вания парка автотранспорта, а также увеличения
нетарифной выручки было принято решение о вы-
полнении научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ на тему «Перспек тивные
способы повышения эффективности использо-
вания спецтехники электросетевого комплекса
с применением современных информационных
технологий».
Согласно утвержденному календарному плану
первым этапом реализации проекта являлось вы-
полнение научно-исследовательских работ, целью
которых было исследование загрузки автотран-
спорта и специализированной техники в филиа-
лах компании, анализ емкости рынка услуг с при-
менением автотранспорта, изучение сложившихся
на открытом рынке тарифов и ценовой политики.
Исследование рынка показало востребованность
услуг с применением специализированной техники,
а современные, достаточно высокие требования
к технологичности и безопасности оказания услуг,
в том числе тренды, направленные на онлайн-вза-
имодействие с клиентами посредством мобильных
приложений и интернет-сервисов, подтвердили
необходимость создания программной платфор-
мы, автоматизирующей бизнес-процессы оказания
услуг от заведения заявки до оплаты выставлен-
ных счетов в режиме онлайн.
ПРОГРАММНАЯ
ПЛАТФОРМА
Программная платформа представляет собой на-
бор сервисов и прикладных программ и включает
в себя:
– подсистему хранения данных;
– веб-сервисы, обеспечивающие API программ-
ной платформы;
– веб-приложение с адаптивной версткой;
– мобильные
приложения,
опубликованные
в магазинах Google Play и App Store.
В качестве системы управления базами данных
был выбран Microsoft SQL-Server — мощная, гибкая
и достаточно простая в администрировании СУБД
мирового уровня, к тому же уже функционирующая
в компании не первый год. Вместе с тем благодаря
использованию технологий связывания реляцион-
ных структур и объектных моделей (ORM, Object-
Relational Mapping — инструменты) переход на
другие типы СУБД, например, PostgreSQL, MySql
или Oracle Database предполагается с минималь-
ными затратами.
API (Application Programming Interface) платфор-
мы реализовано в виде веб-сервисов, основанных
на архитектуре REST с форматами данных JSON
и XML. Данные компоненты также обеспечивают
возможность интеграции платформы с внешни-
ми информационными системами клиентов и по-
ставщиков услуг. В составе платформы уже раз-
работаны интеграционные механизмы с ERP SAP
и Wialon.
Корпоративная инфор мационная система
управления ресурсами на базе SAP (КИСУР SAP)
Рис
. 2.
Структура
автопарка
«
Россети
Центр
и
При
–
волжье
»
много лет функционирует в «Россети Центр»
и «Россети Центр и Приволжье» и является ос-
новой IT-ландшафта предприятий. Практически
внедряемые информационные системы в той или
иной мере интегрированы с КИСУР SAP. Разра-
батываемая программная платформа автомати-
зации процессов оказания услуг с применением
автотранспорта и специализированной техники
также не стала исключением. На базе КИСУР
SAP внедрено решение по управлению авто-
транспортом предприятия. Благодаря разрабо-
танным бесшовным интеграционным механиз-
мам, заявки, поступающие от внешних клиентов
и преобразуемые в заказы на услуги, автомати-
чески передаются в КИСУР SAP, а результаты
их обработки возвращаются обратно. Также ре-
естр автотранспорта, расписание его использо-
вания, информация о техническом обслужива-
нии и ремонтах автоматически загружаются из
КИСУР SAP.
В качестве системы мониторинга транспорта
в «Россети Центр» и «Россети Центр и Привол-
жье» используется продукт Wialon. Все транс-
портные средства оборудованы GPS/Глонасс
приемниками (трекерами). Разрабатываемая
программная платформа в режиме онлайн за-
прашивает данные Wialon, получает данные гео-
позиции транспортных средств и отражает их на
цифровой карте (рисунок 3). Внешние поставщи-
ки услуг, используя API программной платформы,
также могут передавать данные глобального по-
зиционирования своего автотранспорта, таким
образом повышая свой рейтинг и вероятность
получения заказа. Клиенты же получают удоб-
ную и полезную функцию мониторинга транс-
портных средств, выделенных на исполнение их
заявок.
Единое веб-приложение обеспечивает адми-
нистраторам управление всей системой, предо-
ставляет необходимые функции диспетчерам для
обработки заявок на услуги и, конечно, являет-
№
3 (66) 2021
12
ся одним из пользовательских приложений для клиентов
и поставщиков услуг. Гибкая и проработанная архитектура
программной платформы позволяет пользователю одно-
временно являться как клиентом (заказчиком услуг), так
и поставщиком услуг (исполнителем договоров). При этом
пользователю предоставляется возможность регистрации
более одной организации, если сторона отношений являет-
ся юридическим лицом, то есть фактически поддерживается
работа холдинга.
Мобильные приложения, с одной сторо ны, являются аль-
тернативным по отношению к веб-при ло же нию доступом,
а с другой стороны, наблюдая стремительно набирающего
популярность именно мобильного доступа, могут стань ос-
новным способом работы. Благодаря унификации интерфей-
сов веб-доступа и мобильных приложений пользователю бу-
дет комфортно работать любым способом.
Разрабатываемое программное обеспечение является
кроссплатформенным, что позволяет ему функционировать
на различных аппаратных платформах и операционных сис-
темах.
БИЗНЕС
–
МОДЕЛЬ
ОКАЗАНИЯ
УСЛУГ
Выбор бизнес-модели фактически был сделан на этапе фор-
мирования самой концепции проекта, и выбор очевиден —
это электронная коммерция (E-Commerce). Электронная
коммерция уже не первый год является главным мировым
трендом в области бизнеса, а печальные события 2020 года
(пандемия коронавирусной инфекции планетарного масшта-
ба) только подтвердили перспективность и даже необходи-
мость движения в этом направлении. Национальный проект
«Цифровая экономика» на период с 2019 по 2024 год также
отражает стратегию развития экономики страны в сторону
именно цифровизации.
Электронная коммерция обладает одним неоспоримым
преимуществом, которое как нельзя лучше подходит целям
реализуемого проекта — безболезненное масштабирование
Рис
. 3.
Мониторинг
транспортных
средств
на
цифровой
карте
Рис
. 4.
Веб
–
приложение
с
адаптивным
дизайном
УПРАВЛЕНИЕ
АКТИВАМИ
13
– платная периодическая подписка для поставщи-
ков и/или клиентов;
– платное размещение объявлений для клиентов
площадки;
– платное продвижение услуг поставщиков;
– размещение рекламы;
– комиссионное вознаграждение оператора пло-
щадки.
Первые пять вариантов предполагают функцио-
нирование уже известной и популярной площадки
с большим количеством посетителей и объемом сде-
лок или же уникальность и монопольное положение
на рынке. Поэтому выбор был сделан в пользу по-
следнего варианта — получение комиссионного воз-
награждения с каждой завершенной сделки (выпол-
ненный внешним поставщиком заказ). Отсутствие
платы за регистрацию и размещение объявлений яв-
ляется «дешевым входным билетом» для клиентов,
а отсутствие любого рода авансовых платежей ми-
нимизирует финансовые риски поставщиков — это
способствует привлечению участников к развитию
торговой площадки, что особенно необходимо на
первых этапах ее функционирования.
Помимо монетизации в проекте с привлечением
третьих лиц (внешних поставщиков транспортных
услуг) всегда остро строит вопрос контроля каче-
ства. Стоит отдельно подчеркнуть, что клиенты не
просто арендуют автотранспорт, а получают услу-
ги «под ключ», оказываемые подготовленным эки-
пажем специализированной техники. Оператором
платформы проводится не только аккредитация
поставщиков с проверкой стандартного пакета до-
кументов юридического лица или индивидуального
предпринимателя, но и периодическая аттестация
с контролем соответствующих допусков и соблюде-
ния правил по охране труда.
Тарифы на услуги управляются самим операто-
ром платформы, что устраняет возможный со сто-
роны внешних поставщиков демпинг, который зача-
стую так или иначе связан со снижением качества
оказываемых услуг.
На текущий момент программная платформа
успешно прошла предварительные испытания
и опытную эксплуатацию, подготовлена пользо-
вательская и эксплуатационная документация.
Информационная система, построенная на базе
разработанной программной платформы, гото-
вится к публикации в открытом доступе. Продол-
жаются работы по разработке мобильных при-
ложений, выпуск которых запланирован на конец
2021 года.
Р
и удобство ведения бизнеса в усло виях геогра-
фической распределенности филиалов «Россети
Центр и Приволжье».
Онлайн-платформой выбранной бизнес-моде-
ли является вертикальный маркетплейс — это
торговая площадка с наличием множества постав-
щиков, предлагающих товары или услуги одного
типа. В нашем случае это услуги с применением
автотранспорта и специализированной техники,
оказываемые как организациям (тип взаимоотно-
шений B2B), так и частным лицам (тип взаимоот-
ношений B2C).
В части реализации бизнес-модели был вариант
пойти по пути, при котором клиенты и поставщики
просто публикуют объявления со своими потреб-
нос тями или услугами, самостоятельно откликают-
ся на них, получают и оплачивают. Таким образом,
нам бы фактически пришлось конкурировать с ин-
тернет-сервисами «Авито».
В данном проекте было принято решение создать
бизнес-решение и предложить сервис полного цикла
автоматизации процессов. Наши клиенты и привле-
каемые поставщики не заботятся о документооборо-
те, а выбор оптимального поставщика осуществля-
ется с участием диспетчеров. Диспетчер основывает
свой выбор на рекомендациях платформы, учитывая,
с одной стороны, рейтинг поставщиков, а с другой
стороны, стимулирует новых поставщиков, обеспе-
чивая им заказы. Таким образом создание здоровой
конкуренции только улучшает и систематизирует ры-
нок данных услуг.
Деятельность дочерних компаний ПАО «Рос-
сети» связана с определенного рода форс-
мажорными обстоятельствами, изменяемыми кли-
матическими условиями и авариями на линиях
электропередачи. Для ликвидации последствий
аварий безусловно привлекается вся имеющаяся
спецтехника, и это наивысший приоритет в дея-
тельности организации. В случае если ранее сво-
бодные транспортные средства были заброни-
рованы для оказания услуг сторонним клиентам,
именно диспетчер обеспечит замену, привлекая
внешних поставщиков. Еще раз стоит подчеркнуть,
что данный вопрос является ключевым, и в насто-
ящий момент продолжается глубокая проработка
наилучших вариантов его решения. Рассматри-
ваются различные пути, в том числе варианты
с резервом техники у сторонних поставщиков, при-
менение пониженных тарифов с правом перено-
са даты оказания услуг в случае возникновения
форс-мажорных обстоятельств и др.
Одним из важнейших элементов функциониро-
вания торговой площадки является способ моне-
тизации, то есть стратегия получения дохода и из-
влечения прибыли. Помимо получения доходов
от оказания услуг с использованием собственных
транспортных средств «Россети Центр и Привол-
жье» рассматривались следующие возможные ва-
рианты получения дополнительных доходов:
– платная разовая регистрация поставщиков
и/или клиентов;
Sed
COM
ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ
ООО «СЭДКОМ»
(499) 394-29-05
www.sedcom.ru
№
3 (66) 2021
Оригинал статьи: Перспективные способы повышения эффективности использования спецтехники электросетевого комплекса с применением современных информационных технологий