

10
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(30),
сентябрь
2023
Одной
из
стратегических
целей
цифровизации
российской
электроэнергетики
при
решении
задач
по
оперативно
-
тех
-
нологическому
и
оперативно
-
диспетчерскому
управлению
является
создание
информационной
модели
для
обмена
данными
в
рамках
единой
интегрированной
системы
и
от
-
дельного
субъекта
электроэнергетики
.
Ключевым
элемен
-
том
этого
процесса
в
перспективе
должна
стать
надежно
функционирующая
модель
отрасли
.
Многократный
ввод
одних
и
тех
же
данных
в
разные
системы
для
каждого
тех
-
нологического
процесса
,
неунифицированного
с
существу
-
ющими
, —
процесс
трудоемкий
,
дорогостоящий
и
нера
-
циональный
.
В
данной
статье
особое
внимание
уделено
вопросам
развития
унифицированной
информационной
модели
в
масштабах
субъектов
электроэнергетики
и
объ
-
единенной
модели
организации
диспетчерского
центра
.
Перспектива
обмена
данными
информационных
моделей
в
электроэнергетике
между
субъектами
электро
-
энергетики
в
АО
«
Россети
Тюмень
»
в
соответствии
со
стандартом
CIM
Татьяна
ВОЛКОВА
,
начальник
отдела
электрических
режимов
Центра
управления
сетями
АО
«
Россети
Тюмень
»
С
2023
года
на
основании
Федерального
закона
от
11.06.2022
№
174-
ФЗ
«
О
внесении
изменений
в
Федеральный
закон
«
Об
электроэнергетике
»
и
отдельные
законодательные
акты
Российской
Федерации
» [1]
и
ст
. 6.1
Федерального
закона
от
26.03.2003
№
35-
ФЗ
«
Об
электроэнергетике
» [2]
постановлением
Правительства
РФ
от
30.12.2022
№
2556
утверждены
Правила
разработки
и
утверждения
документов
перспек
-
тивного
развития
электроэнергетики
[3],
на
основании
ко
-
торых
разработка
документов
перспективного
развития
,
в
том
числе
Схемы
и
программы
развития
электроэнерге
-
тических
сис
тем
России
(
далее
—
СиПР
),
осуществляется
специализированной
организацией
технологической
ин
-
фраструктуры
электроэнергетики
—
АО
«
СО
ЕЭС
».
В
рам
-
ках
данных
изменений
для
организации
расчетов
СиПР
АО
«
СО
ЕЭС
»
сформирована
перспективная
информаци
-
онная
модель
до
2028
года
.
Теперь
информацию
в
фор
-
мате
CIM
о
вновь
вводимом
объекте
собственник
обязан
Развитие
автоматизированных
систем

11
предоставить
в
филиал
АО
«
СО
ЕЭС
»
за
6
месяцев
до
включения
объекта
в
работу
.
Следовательно
,
для
приве
-
дения
модели
к
унификации
АО
«
СО
ЕЭС
»
целесообразно
«
раздать
»
собственникам
сформированную
модель
для
внесения
дополнений
и
последующего
наполнения
дан
-
ными
.
При
введении
таких
унифицированных
моделей
будут
достигнуты
следующие
цели
:
–
снижение
затрат
на
содержание
других
программных
продуктов
;
–
снижение
нагрузки
на
персонал
при
работе
в
едином
ПТК
;
–
использование
актуальных
данных
об
оборудовании
и
схемах
в
едином
комплексе
в
режиме
реального
времени
;
–
соответствие
Концепции
однократного
ввода
данных
.
Второй
важный
вопрос
,
рассматриваемый
в
публика
-
ции
, —
обмен
данными
информационных
моделей
между
субъектами
,
диспетчерским
центром
и
АО
«
Россети
Тю
-
мень
».
В
настоящий
момент
в
соответствии
с
п
. 6
Правил
техни
-
ческой
эксплуатации
электрических
станций
и
сетей
Россий
-
ской
Федерации
,
утвержденных
приказом
Минэнерго
России
от
04.10.2022
№
1070 «
Об
утверждении
Правил
технической
эксплуатации
электрических
станций
и
сетей
Российской
Федерации
и
о
внесении
изменений
в
приказы
Минэнерго
России
от
13
сентября
2018
г
.
№
757,
от
12
июля
2018
г
.
№
548» [4],
в
АО
«
Россети
Тюмень
» (
далее
—
Общество
)
сформирована
и
поддерживается
в
актуальном
состоянии
информационная
модель
электросетевого
хозяйства
Обще
-
ства
в
соответствии
с
профилем
информационной
модели
,
определенным
в
соответствии
с
требованиями
националь
-
ного
стандарта
Российской
Федерации
ГОСТ
Р
58651.1-2019
«
Единая
энергетическая
система
и
изолированно
работаю
-
щие
энергосистемы
.
Информационная
модель
электроэнер
-
гетики
.
Основные
положения
» [5].
В
рамках
данной
модели
в
Обществе
обеспечено
предоставление
в
диспетчерский
центр
сведений
,
содер
-
жащихся
в
цифровой
информационной
модели
Общества
,
передача
данных
о
параметрах
и
характеристиках
ЛЭП
и
оборудования
,
данных
о
режимах
заземления
нейтралей
силовых
трансформаторов
в
формате
,
соответствующем
требованиям
национального
стандарта
информационного
обмена
,
с
владельцами
других
объектов
электроэнерге
-
тики
и
субъектом
оперативно
-
диспетчерского
управления
в
объеме
Правил
предоставления
информации
,
необхо
-
димой
для
осуществления
оперативно
-
диспетчерского
управления
в
электроэнергетике
,
утвержденных
приказом
Минэнерго
России
от
20.12.2022
№
1340 «
Об
утверждении
Правил
предоставления
информации
,
необходимой
для
осуществления
оперативно
-
диспетчерского
управления
в
электроэнергетике
» [6].
Функционирование
цифровой
информационной
модели
Общества
предполагает
проведение
работ
по
ее
первичному
внедрению
,
последующему
развитию
,
в
том
числе
в
процес
-
сах
взаимодействия
сторонних
субъектов
электроэнергетики
и
филиалов
диспетчерского
центра
.
Уход
от
предоставле
-
ния
данных
в
бумажном
формате
,
переход
в
цифровое
поле
обмена
позволит
унифицировать
процесс
обмена
данными
,
исключить
ошибки
,
связанные
с
переносом
данных
в
ручном
режиме
.
Технологические
процессы
,
предлагаемые
для
развития
взаимодействия
:
–
передача
данных
по
результатам
контрольных
и
внеоче
-
редных
замеров
;
–
передача
списков
работников
,
допущенных
к
производ
-
ству
переключений
и
ведению
оперативных
переговоров
;
–
передача
данных
автоматизированной
информацион
-
но
-
измерительной
системы
коммерческого
учета
элек
-
трической
энергии
,
а
также
данных
технического
учета
электрической
энергии
;
–
передача
показателей
фактического
баланса
электриче
-
ской
энергии
по
субъектам
электроэнергетики
;
–
ведение
графиков
ограничений
;
–
обмен
нормальными
схемами
районов
электросети
,
под
-
станций
;
–
доведение
диспетчерскими
центрами
АО
«
СО
ЕЭС
»
до
субъектов
электроэнергетики
утвержденных
графиков
напряжения
в
контрольных
пунктах
;
–
доведение
диспетчерскими
центрами
АО
«
СО
ЕЭС
»
до
субъектов
электроэнергетики
информации
о
составе
объектов
диспетчеризации
диспетчерских
центров
;
–
передача
данных
информационной
модели
измерений
для
обмена
оперативной
технологической
информацией
;
–
передача
данных
информационной
модели
для
обмена
неоперативной
технологической
информацией
;
–
обмен
данными
информационной
модели
проектируемо
-
го
объекта
электросетевого
хозяйства
между
дочерними
обществами
ПАО
«
Россети
»
и
АО
«
СО
ЕЭС
» (
СиПР
);
–
ведение
справочников
электротехнического
оборудова
-
ния
;
–
прием
заявок
на
отключение
оборудования
;
–
согласование
планов
технического
обслуживания
и
ре
-
монта
;
–
передача
данных
об
устройствах
РЗА
в
объеме
ГОСТ
Р
58651.
Залогом
успешного
функционирования
цифрового
об
-
мена
является
его
широкое
распространение
.
Активное
участие
сторон
,
оперирующих
данными
обмена
,
закономер
-
но
приведет
к
расширенному
списку
технологических
про
-
цессов
,
обмен
которыми
в
цифровом
поле
позволит
выйти
на
более
комфортный
уровень
восприятия
информации
.
Инициативы
субъектов
в
данном
вопросе
воспринимаются
всеми
участниками
с
большим
интересом
.
АО
«
Россети
Тю
-
мень
»
неоднократно
выходило
с
предложением
включить
в
работу
предлагаемые
к
реализации
технологические
про
-
цессы
,
что
приведет
к
повышению
эффективности
систем
-

12
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(30),
сентябрь
2023
ных
и
бизнес
-
процессов
в
результате
организации
инфор
-
мационного
обмена
между
существующими
и
внедряемыми
информационными
системами
и
,
как
следствие
,
повышению
качества
управленческих
решений
.
Рабочее
место
специалиста
ЛИТЕРАТУРА
1.
О
внесении
изменений
в
Федераль
-
ный
закон
«
Об
электроэнергетике
»
и
отдельные
законодательные
акты
Российской
Федерации
.
Федераль
-
ный
закон
от
11.06.2022
№
174-
ФЗ
.
URL: http://publication.pravo.gov.ru/
Document/View/0001202206110023.
2.
Об
электроэнергетике
.
Федераль
-
ный
закон
от
26.03.2003
№
35-
ФЗ
.
URL: https://docs.cntd.ru/document/
901856089.
3.
Об
утверждении
Правил
разра
-
ботки
и
утверждения
документов
перспективного
развития
электро
-
энергетики
,
изменении
и
признании
утратившими
силу
некоторых
актов
и
отдельных
положений
некоторых
актов
Правительства
Российской
Федерации
.
Постановление
Прави
-
тельства
РФ
от
30.12.2022
№
2556.
URL: http://publication.pravo.gov.ru/
Document/View/0001202301230025.
4.
Об
утверждении
Правил
техни
-
ческой
эксплуатации
электриче
-
ских
станций
и
сетей
Российской
Федерации
и
о
внесении
измене
-
ний
в
приказы
Минэнерго
России
от
13
сентября
2018
г
.
№
757,
от
12
июля
2018
г
.
№
548.
Приказ
Мин
-
энерго
России
от
04.10.2022
№
1070.
URL: http://publication.pravo.gov.ru/
Document/View/0001202212060056.
5.
ГОСТ
Р
58651.1-2019.
Единая
энер
-
гетическая
система
и
изолирован
-
но
работающие
энергосистемы
.
Информационная
модель
электро
-
энергетики
.
Основные
положения
.
URL: https://docs.cntd.ru/docu ment/
1200169329.
6.
Об
утверждении
Правил
предостав
-
ления
информации
,
необходимой
для
осуществления
оперативно
-
диспетчерского
управления
в
элек
-
троэнергетике
.
Приказ
Мин
энерго
России
от
20.12.2022
№
1340.
URL: http://publication.pravo.gov.ru/
Document/View/0001202303160004.
Развитие
автоматизированных
систем
Одной из стратегических целей цифровизации российской электроэнергетики при решении задач по оперативно-технологическому и оперативно-диспетчерскому управлению является создание информационной модели для обмена данными в рамках единой интегрированной системы и отдельного субъекта электроэнергетики. Ключевым элементом этого процесса в перспективе должна стать надежно функционирующая модель отрасли. Многократный ввод одних и тех же данных в разные системы для каждого технологического процесса, неунифицированного с существующими, — процесс трудоемкий, дорогостоящий и нерациональный. В данной статье особое внимание уделено вопросам развития унифицированной информационной модели в масштабах субъектов электроэнергетики и объединенной модели организации диспетчерского центра.