

МИРОВОЙ
ОПЫТ
136
о
б
з
о
р
обзор
Переход к новой
энергетической политике
*
В период с 9 по 13 октября 2016 года в Стамбуле (Турция) состоится очередной
23-й Всемирный Энергетический Конгресс, организованный Мировым Энерге-
тическим Советом (МИРЭС). Заглавная тема мероприятия, в котором примут
участие более 10 000 руководителей различных секторов энергетики по всему
миру, — «Охватывая новые горизонты». На протяжении четырех дней делега-
тами будут рассмотрены наиболее важные энергетические проблемы, стоящие
перед обществом. Обсуждение затронет широкий круг вопросов формирова-
ния инновационных бизнес-моделей, ориентированных на внедрение рево-
люционных идей в электроэнергетике. В преддверии этого важного в отрасли
события журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» публикует
обзор основных достижений различных стран мира в решении так называе-
мой энергетической трилеммы — целевой сбалансированной модели развития
энергетики, принятой МИРЭС.
Александр ПАВЛОВ, директор по стратегическим проектам
журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»
МИРЭС
И
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ
ТРИЛЕММА
Мировой
Энергетический
Совет
(
МИРЭС
)
уже
почти
целый
век
является
ведущим
участ
-
ником
работы
в
энергетической
отрасли
,
при
-
влекая
внимание
мировой
общественности
и
стимулируя
ее
на
активные
действия
,
на
-
правленные
на
устойчивое
и
сбалансиро
-
ванное
обеспечение
энергией
всего
чело
-
вечества
.
Это
аккредитованный
ООН
орган
,
занимающийся
проблемами
энергетики
,
а
так
-
же
крупнейшее
беспристрастное
сообщество
,
включающее
в
себя
более
3000
государствен
-
ных
и
частных
организаций
из
почти
100
стран
мира
.
МИРЭС
освещает
глобальные
,
государ
-
ственные
и
региональные
стратегии
путем
проведения
мероприятий
высокого
уровня
,
организации
достоверных
исследований
и
пу
-
бликации
их
результатов
.
МИРЭС
использует
свою
структуру
для
стимулирования
диалога
,
направленного
на
формирование
сбалансиро
-
ванной
политики
в
сфере
энергетики
.
Это
все
-
сторонняя
независимая
организация
,
работа
которой
охватывает
все
страны
,
использующие
все
виды
энергии
и
все
способы
ее
получения
.
В
мире
,
в
котором
многие
неправитель
-
ственные
организации
пользуются
лишь
узко
-
направленными
программами
,
Мировой
Энер
-
гетический
Совет
выступает
единой
группой
лидеров
,
нацеленных
на
стимулирование
ра
-
циональной
поставки
и
использования
энергии
во
благо
всего
человечества
.
МИРЭС
уверен
в
том
,
что
нет
бесполезных
ресурсов
или
«
неудачных
»
технологий
,
но
есть
недостаточный
или
непродуманный
выбор
и
не
-
умение
использовать
технологии
на
практике
.
Чтобы
помочь
разработчикам
стратегий
и
отраслевым
лидерам
сделать
оптимальный
выбор
,
МИРЭС
разработал
концепцию
энер
-
гетической
трилеммы
,
которая
стала
ответом
на
современную
тройную
энергетическую
за
-
дачу
,
заключающуюся
в
поддержке
безопас
-
ной
,
доступной
и
экологичной
энергии
.
Путем
поиска
оптимального
решения
энергетической
трилеммы
(
рисунок
1)
МИРЭС
помогает
от
-
ветственным
руководителям
нацеливаться
на
формирование
предсказуемой
и
стабильной
*
Статья
подготовлена
с
использованием
развернутого
доклада
"World Energy Trilemma 2016",
опубликованного
МИРЭС
в
сотрудничестве
с
OLIVER WYMAN,
а
также
отдельных
материалов
РНК
МИРЭС

137
1
Организация
экономического
сотрудничества
и
развития
(
сокр
.
ОЭСР
,
англ
. Organisation for Economic Cooperation and
Development, OECD) —
международная
экономическая
организация
развитых
стран
,
признающих
принципы
представи
-
тельной
демократии
и
свободной
рыночной
экономики
.
политики
.
В
свою
очередь
,
это
снижает
риски
и
по
-
могает
изыскивать
средства
,
необходимые
для
реа
-
лизации
проектов
устойчивой
энергетики
.
Все
нижеприведенные
данные
основаны
на
сов
-
местном
исследовании
реализации
энергетическими
компаниями
провозглашенной
политики
за
послед
-
ние
пять
лет
,
выполненном
МИРЭС
и
консалтинго
-
вой
фирмы
Oliver Wyman.
Исследование
показало
существенные
отличия
в
реализации
энергетической
политики
в
различных
странах
,
что
совершенно
естественно
и
обусловлено
индивидуальными
геополитическими
,
экономически
-
ми
и
национальными
особенностями
.
В
то
же
время
исследованное
многообразие
подходов
к
достиже
-
нию
поставленных
целей
,
опыт
применения
различ
-
ных
решений
дают
возможность
выбрать
наиболее
эффективные
методы
для
дальнейшей
работы
.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
Энергетический
сектор
находится
в
своей
пере
-
ломной
точке
и
сталкивается
с
рядом
растущих
про
-
блем
.
По
имеющимся
прогнозам
,
спрос
на
энергию
во
всем
мире
вырастет
на
треть
за
2015–2040.
Пре
-
жде
всего
,
такой
рост
прогнозируется
в
странах
,
не
входящих
в
ОЭСР
1
.
Основными
причинами
такого
спроса
являются
:
–
рост
численности
населения
с
существующих
7
миллиардов
до
9
миллиардов
к
2040
году
;
–
прогнозируемый
рост
мировой
экономики
в
тот
же
период
времени
на
уровне
150%;
–
тенденции
растущей
урбанизации
и
мобильности
(
прирост
числа
частных
автомобилей
на
1
млрд
в
развивающихся
странах
,
а
также
47
млн
новых
коммерческих
автомобилей
в
странах
ОЭСР
и
229
млн
в
развивающихся
странах
).
Кроме
этого
,
многими
странами
,
особенно
в
Аф
-
рике
к
югу
от
Сахары
,
запланировано
расширение
энергетической
инфраструктуры
для
дополнитель
-
Рис
.1.
Энергетическая
трилемма
Источник
: www.worldenergy.org
ного
обеспечения
современными
энергетическими
услугами
около
1,1
миллиарда
человек
.
В
то
же
время
энергетический
сектор
должен
адаптироваться
к
новым
рискам
.
Например
,
усиле
-
ние
погодных
и
кибер
-
рисков
,
формирование
новых
рыночных
структур
и
механизмов
для
интеграции
новых
технологий
в
условиях
растущей
волатиль
-
ности
цен
.
Эти
тенденции
,
в
сочетании
с
обязательствами
по
снижению
воздействия
на
окружающую
среду
энергетической
отрасли
,
которая
в
настоящее
время
формирует
35–40%
глобальных
выбросов
парнико
-
вых
газов
,
создает
колоссальную
дополнительную
нагрузку
на
энергетические
системы
.
Для
достижения
поставленных
целей
к
2020
году
и
последующие
периоды
правительства
должны
продолжать
планомерное
развитие
энергетической
политики
и
финансовых
решений
,
которые
способны
поддержать
развитие
энергетической
инфраструкту
-
ры
.
Здесь
МИРЭС
выделяет
пять
основных
направ
-
лений
:
1.
Преобразования
в
области
энергоснабжения
Законодательными
и
контролирующими
органа
-
ми
должны
быть
установлены
четкие
и
прямолиней
-
ные
цели
для
преобразований
в
области
производ
-
ства
и
потребления
энергии
.
Этот
процесс
должен
включать
новых
участников
энергетического
сектора
и
взаимодействие
со
смежными
субъектами
и
сооб
-
ществами
.
Применение
гибкого
подхода
путем
запу
-
ска
пилотных
проектов
и
регулярный
анализ
эффек
-
тивности
имеют
решающее
значение
для
успешной
реализации
политики
.
2.
Расширение
доступа
к
энергоресурсам
Многие
развивающиеся
страны
продолжают
рабо
-
ту
по
расширению
энергетической
инфраструктуры
,
повышению
энергетической
безопасности
,
надеж
-
ности
и
доступности
.
Для
увеличения
доли
частных
инвестиций
в
развитие
и
модернизацию
инфраструк
-
туры
требуется
реформирование
нормативной
базы
,
снижение
стоимости
ведения
бизнеса
и
повышения
конкурентоспособности
на
рынке
электроэнергии
.
В
дополнение
к
этому
,
следует
уделять
большее
вни
-
мание
вопросам
электроснабжения
отдаленных
тер
-
риторий
,
в
том
числе
и
с
использованием
объектов
малой
энергетики
.
Следует
понимать
,
что
исключительно
одним
раз
-
витием
инфраструктуры
недискриминационный
до
-
ступ
к
ней
не
обеспечивается
.
Страны
должны
обра
-
тить
внимание
на
ряд
инновационных
механизмов
,
которые
позволяют
в
доступной
для
людей
форме
использовать
преимущества
современной
энерге
-
тики
.
Среди
подобных
инновационных
механизмов
можно
выделить
бизнес
-
модели
повременной
опла
-
ты
за
электроэнергию
,
а
также
решения
мобильного
банкинга
для
поощрения
использования
ВИЭ
.
№
4 (37) 2016

МИРОВОЙ
ОПЫТ
138
3.
Индивидуальные
инвестиционные
решения
Многие
страны
с
более
низким
ВВП
и
низкими
рейтингами
в
энергетической
сфере
пытаются
обе
-
спечить
доступность
энергетической
инфраструк
-
туры
путем
дополнительного
финансирования
или
создания
инвестиционных
условий
.
В
краткосрочной
перспективе
субсидии
могут
быть
жизненно
важны
-
ми
для
потребителей
с
низкими
доходами
для
под
-
держки
социальных
и
экономических
программ
.
Од
-
нако
энергетические
субсидии
являются
достаточно
спорным
инструментом
и
в
силу
своей
высокой
сто
-
имости
приводят
к
снижению
общей
эффективности
энергетической
трилеммы
в
долгосрочной
перспек
-
тиве
.
4.
Повышение
энергетической
эффективности
и
управление
спросом
Энергоэффективность
и
управление
спросом
на
энергию
продолжают
восприниматься
в
мире
в
каче
-
стве
приоритетных
механизмов
с
огромным
потенци
-
алом
для
совершенствования
.
Как
подчеркивается
на
конкретных
примерах
,
одной
только
экономии
за
-
трат
зачастую
недостаточно
,
чтобы
стимулировать
внедрение
энергоэффективности
или
управлять
по
-
ведением
потребителя
.
Директивные
органы
должны
согласовывать
интересы
владельцев
энергетических
активов
,
потребителей
и
регуляторов
,
и
продолжать
гармонично
совершенствовать
такие
механизмы
,
как
стандарты
энергетической
эффективности
,
рейтинги
эффективности
,
оценка
эффективности
программ
и
проектов
.
Они
также
должны
повышать
осведом
-
ленность
о
преимуществах
системы
во
всех
отрас
-
лях
промышленности
,
и
мотивировать
потребителей
сосредотачиваться
на
вопросах
повышения
энерго
-
эффективности
.
5.
Декарбонизация
энергетического
сектора
Решение
Конференции
по
климату
в
Париже
(COP-21)
придало
импульс
переходу
к
низкоугле
-
родной
энергетике
.
Решения
COP-21
потребуют
переосмысления
цены
выбросов
углерода
и
по
-
требуют
качественных
технологических
изменений
во
всех
отраслях
экономики
.
Динамичная
и
гибкая
инвестиционная
политика
в
возобновляемые
источ
-
ники
энергии
позволяет
адекватно
реагировать
на
динамику
развития
рынка
и
технологических
нов
-
шеств
.
ПЯТЬ
ЛЕТ
РЕАЛИЗАЦИИ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
ТРИЛЕММЫ
Многие
страны
добились
значительного
прогрес
-
са
в
создании
надежной
,
доступной
и
экологически
устойчивой
энергетической
инфраструктуры
.
Ос
-
новные
общемировые
события
в
этом
направлении
отражены
на
временной
шкале
(
рисунок
2).
Тем
не
менее
,
достижение
существенных
показа
-
телей
в
изменении
баланса
между
направлениями
развития
энергетики
может
занять
достаточно
про
-
должительное
время
.
И
это
даже
несмотря
на
суще
-
ственный
прогресс
в
таких
областях
,
как
развитие
технологий
и
темпов
добычи
сланцевого
газа
.
Ис
-
следования
показывают
,
что
реализация
меропри
-
ятий
,
предназначенных
для
достижения
ощутимых
и
долговременных
изменений
в
области
производ
-
ства
и
потребления
энергии
и
выбросов
ПГ
,
может
занять
5–10
лет
.
Это
время
,
как
правило
,
необходи
-
мо
для
разработки
технических
решений
и
органи
-
Рис
. 2.
Ключевые
события
в
мировой
энергетике

139
зационных
мероприятий
,
проектиро
-
вание
,
строительство
и
внедрение
последних
.
Отсюда
основная
задача
для
стран
,
ориентированных
на
до
-
стижение
к
2020
году
показателей
COP-21, —
начинать
работу
уже
сейчас
.
Некоторые
страны
на
сегодняш
-
ний
день
полностью
сбалансиро
-
ваны
с
точки
зрения
реализации
энергетической
трилеммы
,
но
даль
-
нейший
прогресс
в
ее
реализации
неминуемо
приведет
к
формирова
-
нию
дисбаланса
в
одну
из
сторон
.
К
примеру
,
существенное
влияние
на
рейтинги
по
энергобезопасно
-
сти
и
экологичности
могут
оказать
такие
факторы
,
как
наличие
соб
-
ственных
ископаемых
энергоресур
-
сов
или
крупных
ГЭС
.
На
показате
-
ли
энергоэффективности
большое
влияние
оказывают
показатель
ва
-
лового
внутреннего
продукта
(
ВВП
)
или
богатые
ресурсы
ископаемого
топлива
.
Однако
достижение
сба
-
лансированного
профиля
трилеммы
невозможно
без
целенаправленной
энергетической
политики
и
несо
-
вершенной
нормативно
-
правовой
среды
.
Выбор
энергетической
поли
-
тики
и
способность
страны
разраба
-
тывать
и
внедрять
в
энергетическом
секторе
новые
регулирующие
акты
оказывают
наибольшее
влия
-
ние
на
общую
производительность
энергетической
трилеммы
.
В
таблице
1
приведены
лучшие
результаты
в
плане
общего
рейтинга
по
индексу
энергетиче
-
ской
трилеммы
на
протяжении
последних
пяти
лет
.
Важно
отметить
,
что
индекс
сравнительный
и
по
-
зволяет
сравнивать
показатели
различных
стран
по
отношению
друг
к
другу
.
В
целом
,
многие
стра
-
ны
за
рассматриваемый
период
улучшили
аспекты
энергетической
эффективности
,
и
приведенный
ин
-
декс
помогает
определить
дальнейшие
области
для
улучшения
.
Следует
отметить
,
что
из
130
стран
,
участвую
-
щих
в
рейтинге
,
за
5
лет
в
ТОП
-10
побывали
только
12
стран
. 10
из
них
расположены
в
Европе
.
Причинами
преобладающего
положения
евро
-
пейских
стран
в
верхних
строчках
рейтинга
явля
-
ется
продолжительная
планомерная
реализация
ими
энергетической
стратегии
в
рамках
целевых
показателей
20-20-20,
представленной
в
2008
году
.
Например
,
европейские
страны
представляют
19
из
21
страны
,
которые
при
экономическом
росте
(
ВВП
)
продемонстрировали
удельное
снижение
выбросов
СО
2
за
период
2000–2014
годов
.
Страны
Северной
Америки
во
главе
с
США
,
Канадой
и
Мексикой
в
общем
рейтинге
занима
-
ют
места
,
начиная
с
40.
При
этом
все
три
крупные
страны
Северной
Америки
расположены
в
нижних
показателях
индексов
экологической
устойчивости
Табл
. 1.
Первая
десятка
стран
-
лидеров
по
достижению
показателей
энергетической
трилеммы
в
2011–2015
годах
Рей
-
тинг
2011
2012
2013
2014
2015
1
Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария
2
Дания
Великобри
-
тания
Дания
Швеция
Швеция
3
Швеция
Швеция
Швеция
Норвегия
Норвегия
4
Великобри
-
тания
Австрия
Австрия
Великобри
-
тания
Великобри
-
тания
5
Австрия
Дания
Великобри
-
тания
Дания
Австрия
6
Норвегия
Норвегия
Канада
Канада
Дания
7
Франция
Новая
Зе
-
ландия
Норвегия
Австрия
Канада
8
Канада
Германия
Новая
Зе
-
ландия
Финляндия
Франция
9
Новая
Зе
-
ландия
Франция
Испания
Франция
Финляндия
10
Германия
Канада
Франция
Новая
Зе
-
ландия
Новая
Зе
-
ландия
Источник
: World Energy Council / Oliver Wyman, 2016
из
-
за
сравнительно
высоких
уровней
выбросов
на
душу
населения
.
Все
они
приняли
на
себя
обяза
-
тельства
COP-21,
которые
должны
способствовать
в
будущем
переходу
к
низкоуглеродной
энергетике
.
Кроме
того
,
перспективному
повышению
в
рейтинге
для
Мексики
могут
способствовать
широкие
струк
-
турные
реформы
,
запланированные
на
ближайшие
5–10
лет
.
Страны
Латинской
Америки
и
Карибского
бас
-
сейна
занимают
в
рейтинге
различные
места
.
Ре
-
гион
включает
в
себя
как
импортеров
и
экспортеров
чистой
энергии
,
так
и
представителей
организации
стран
-
экспортеров
нефти
(
ОПЕК
) —
Эквадор
и
Ве
-
несуэлу
.
В
целом
,
это
богатый
энергией
регион
,
в
ко
-
тором
имеются
большие
запасы
нефти
и
газа
,
а
так
-
же
большие
запасы
природных
источников
энергии
,
пригодных
для
использования
в
рамках
развития
ВИЭ
.
Ряд
стран
,
включая
Колумбию
,
Уругвай
,
Ко
-
ста
-
Рику
,
Эквадор
,
Бразилию
и
Перу
,
имеют
все
воз
-
можности
для
использования
сильного
гидроэнер
-
гетического
потенциала
для
попадания
в
первую
тройку
общего
рейтинга
.
Латиноамериканские
стра
-
ны
также
в
ближайшее
время
намерены
использо
-
вать
имеющийся
потенциал
ветровой
энергетики
,
увеличить
количество
и
пропускную
способность
региональных
взаимосвязей
и
главное
—
активно
работают
в
направлении
привлечения
инвестиций
.
Многие
страны
этого
региона
также
сосредоточе
-
ны
на
установлении
четкого
и
прозрачного
зако
-
нодательного
регулирования
для
энергетических
инвестиций
.
№
4 (37) 2016

МИРОВОЙ
ОПЫТ
140
Профиль
реализации
энергетической
трилеммы
для
стран
Азии
значительно
изменяется
из
-
за
сме
-
шения
показателей
менее
развитых
стран
(
Непал
и
Пакистан
),
быстро
развивающихся
экономик
(
Ки
-
тай
,
Индия
,
Индонезия
),
и
высокоразвитых
стран
(
Япония
,
Корея
,
Новая
Зеландия
).
Многие
страны
региона
находятся
в
нижней
части
рейтинга
,
при
этом
Малайзия
и
Япония
занимают
достаточно
вы
-
сокое
положение
.
Страны
региона
работают
,
чтобы
расширить
и
увеличить
доступ
к
энергии
,
увеличить
долю
использования
в
энергобалансе
каменного
угля
.
Тем
не
менее
,
в
регионе
наблюдается
одно
из
самых
значительных
изменений
в
энергетике
за
по
-
следние
несколько
лет
—
прогресс
в
расширении
доступа
к
энергии
и
энергетической
инфраструктуре
с
использованием
ВИЭ
.
Китай
и
Индия
уже
проде
-
монстрировали
сильнейшую
динамику
роста
в
части
использования
солнечной
энергии
(
Китай
— 19
ГВт
солнечных
батарей
в
2014
году
и
Индия
— 4
ГВт
)
и
энергии
ветра
(
Китай
— 92
ГВт
в
2014
году
и
в
Ин
-
дии
— 20
ГВт
).
В
2014
году
почти
половина
мировых
инвестиций
в
возобновляемые
источники
энергии
была
произведена
в
Азии
,
и
эта
тенденция
сохрани
-
лась
в
2015
году
(102,9
млрд
долларов
инвестиций
в
возобновляемые
источники
энергии
в
Китае
).
Страны
Ближнего
Востока
и
Северной
Афри
-
ки
также
представлены
в
рейтинге
на
различных
позициях
.
Страны
с
высокими
запасами
нефти
—
выше
,
а
страны
с
меньшими
запасами
(
Йемен
,
Ту
-
нис
) —
ниже
.
Все
страны
в
рейтинге
экологической
устойчивости
представлены
достаточно
слабо
(
рей
-
тинг
C
или
D).
В
большинстве
случаев
это
связа
-
но
с
высокой
интенсивностью
выбросов
и
высоким
спросом
на
энергоносители
по
сравнению
с
ростом
ВВП
.
Показатели
региона
также
ощутили
на
себе
влияние
политических
потрясений
и
конфликтов
,
которые
затронули
многие
страны
в
период
2010–
2015
годов
.
Интересно
отметить
,
что
ряд
стран
в
ре
-
гионе
,
как
ожидается
,
в
ближайшее
время
улучшит
свои
показатели
в
рейтинге
в
ответ
на
изменения
политики
после
длительного
периода
низких
цен
на
нефть
(
например
,
Саудовская
Аравия
).
На
протяжении
всего
периода
исследований
страны
к
югу
от
Сахары
и
Африки
оставались
в
ниж
-
ней
части
рейтинга
.
Только
Ангола
(
используя
запа
-
сы
ископаемого
топлива
)
и
Габон
достигали
топ
-60
рейтинга
.
В
области
есть
потенциал
для
достижения
высокой
энергетической
эффективности
на
осно
-
вании
имеющихся
ресурсов
(
ископаемое
топливо
,
гидроэлектростанции
и
возобновляемые
источники
энергии
).
Но
развитие
в
этой
области
по
-
прежнему
сталкивается
с
институциональными
и
инфраструк
-
турными
барьерами
.
Также
инвесторов
отпугивают
высокие
политические
риски
и
этические
недостат
-
ки
.
Существенный
прогресс
в
решении
энергетиче
-
ской
трилеммы
на
сегодня
поставлен
в
зависимость
от
вопросов
улучшения
политической
ситуации
в
странах
региона
,
повышения
качества
норматив
-
но
-
правовой
базы
,
борьбы
с
коррупцией
и
установ
-
ления
верховенства
закона
.
Ниже
представлен
опыт
отдельных
стран
,
сде
-
лавших
ставку
на
реализацию
одного
из
направле
-
ний
достижения
целей
энергетической
трилеммы
.
ИТАЛИЯ
Преобразования
в
области
энергоснабжения
Баланс
трилеммы
Политика
и
цели
Национальная
энергетическая
стратегия
Италии
,
принятая
в
2013
году
,
устанавливает
цели
на
пери
-
од
до
2020
года
.
Она
предусматривает
два
основных
направления
повышения
энергетической
безопасно
-
сти
:
снижение
зависимости
страны
от
иностранных
энергетических
источников
(
с
84%
до
67%
от
объема
спроса
)
и
увеличение
доли
ВИЭ
(19–20%
от
объема
энергопотребления
).
В
дополнение
к
увеличению
доли
ВИЭ
стратегия
предусматривает
удвоение
по
-
требления
углеводородов
,
повышение
энергетиче
-
ской
эффективности
,
диверсификацию
источников
и
путей
поставок
импортируемого
природного
газа
и
увеличение
объема
хранилищ
энергоресурсов
для
снижения
зависимости
от
импорта
.
Реализация
Поддержка
и
продвижение
постановлений
«Storage» 2010
года
и
«Sblocca Italia» 2014
года
по
-
зволили
в
значительной
мере
стимулировать
про
-
изводство
энергии
и
увеличить
инвестиции
в
ин
-
фраструктуру
за
счет
упрощения
процедур
ввода
в
эксплуатацию
трубопроводов
,
газораспредели
-
тельных
терминалов
,
хранилищ
природного
газа
,
увеличения
объемов
производства
. «Sblocca Italia»
позволил
форсировать
реализацию
проекта
Транс
-
адриатического
трубопровода
после
многих
лет
про
-
стоя
.
Для
увеличения
генерации
электроэнергии
с
использованием
ВИЭ
Италия
оперировала
широ
-
ким
спектром
методов
стимулирования
,
таких
как
«
зеленые
»
сертификаты
,
льготные
тарифы
,
рыноч
-
ные
привилегии
,
реверсивные
аукционы
и
др
.
Для
повышения
энергетической
эффективности
приме
-
нялись
такие
механизмы
,
как
«
белые
»
сертификаты
,
налоговые
вычеты
,
современные
средства
учета
.
Достижения
Италия
достигла
прогресса
в
области
диверсифи
-
кации
поставок
природного
газа
и
его
хранения
,
хотя
местное
производство
за
последние
пять
лет
снизи
-
лось
.
Доля
ВИЭ
в
2014
году
достигла
39%
от
обще
-
го
энергопотребления
.
Завершение
строительства
Трансадриатического
трубопровода
дало
стране
ше
-
стой
источник
импорта
газа
—
Азербайджан
.
Поста
-
новление
«Storage»
стало
основным
драйвером
для
ежегодного
увеличения
в
период
2011–2014
годов
объема
хранилищ
у
основного
оператора
Stogit.
Ита
-
лия
также
достигла
прогресса
в
области
повышения
энергоэффективности
.
В
период
2006–2013
годов
Место
в
рейтинге
2011
г
. –
33
2012
г
. –
27
2013
г
. –
28
2014
г
. –
29
2015
г
. –
31

141
было
выдано
около
23,5
млн
энергетических
серти
-
фикатов
,
что
позволило
достичь
экономии
17,6
млн
т
.
у
.
т
.
Через
эти
достижения
Италия
смогла
улучшить
свое
положение
в
общем
рейтинге
по
направлению
«
Энергобезопасность
»,
но
несмотря
на
впечатляю
-
щий
рост
доли
ВИЭ
,
общий
балл
в
этом
направлении
остался
достаточно
низким
из
-
за
отсутствия
местных
источников
ископаемого
топлива
.
Проблемы
Местная
общественная
оппозиция
и
бесконечный
согласовательный
процесс
в
инвестиционной
сфере
затруднили
реализацию
многих
инфраструктурных
проектов
.
Интересы
и
действия
региональных
вла
-
стей
не
были
синхронизированы
в
части
реализации
«Sblocca Italia»,
что
тормозило
выполнение
ряда
процедур
и
реакцию
на
руководящие
указания
из
центрального
аппарата
Правительства
.
В
дерегулирующем
законодательстве
должно
быть
четко
прописано
,
как
оно
(
законодательство
)
должно
применяться
властями
на
локальном
,
реги
-
ональном
и
национальном
уровнях
,
чтобы
избавить
инвесторов
и
регулирующие
органы
от
лишней
пута
-
ницы
.
Выводы
1.
Достижение
предварительных
договоренностей
со
всеми
участниками
проекта
и
согласующими
сто
-
ронами
существенно
снижает
вероятность