МИРОВОЙ
ОПЫТ
136
о
б
з
о
р
обзор
Переход к новой
энергетической политике
*
В период с 9 по 13 октября 2016 года в Стамбуле (Турция) состоится очередной
23-й Всемирный Энергетический Конгресс, организованный Мировым Энерге-
тическим Советом (МИРЭС). Заглавная тема мероприятия, в котором примут
участие более 10 000 руководителей различных секторов энергетики по всему
миру, — «Охватывая новые горизонты». На протяжении четырех дней делега-
тами будут рассмотрены наиболее важные энергетические проблемы, стоящие
перед обществом. Обсуждение затронет широкий круг вопросов формирова-
ния инновационных бизнес-моделей, ориентированных на внедрение рево-
люционных идей в электроэнергетике. В преддверии этого важного в отрасли
события журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» публикует
обзор основных достижений различных стран мира в решении так называе-
мой энергетической трилеммы — целевой сбалансированной модели развития
энергетики, принятой МИРЭС.
Александр ПАВЛОВ, директор по стратегическим проектам
журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»
МИРЭС
И
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ
ТРИЛЕММА
Мировой
Энергетический
Совет
(
МИРЭС
)
уже
почти
целый
век
является
ведущим
участ
-
ником
работы
в
энергетической
отрасли
,
при
-
влекая
внимание
мировой
общественности
и
стимулируя
ее
на
активные
действия
,
на
-
правленные
на
устойчивое
и
сбалансиро
-
ванное
обеспечение
энергией
всего
чело
-
вечества
.
Это
аккредитованный
ООН
орган
,
занимающийся
проблемами
энергетики
,
а
так
-
же
крупнейшее
беспристрастное
сообщество
,
включающее
в
себя
более
3000
государствен
-
ных
и
частных
организаций
из
почти
100
стран
мира
.
МИРЭС
освещает
глобальные
,
государ
-
ственные
и
региональные
стратегии
путем
проведения
мероприятий
высокого
уровня
,
организации
достоверных
исследований
и
пу
-
бликации
их
результатов
.
МИРЭС
использует
свою
структуру
для
стимулирования
диалога
,
направленного
на
формирование
сбалансиро
-
ванной
политики
в
сфере
энергетики
.
Это
все
-
сторонняя
независимая
организация
,
работа
которой
охватывает
все
страны
,
использующие
все
виды
энергии
и
все
способы
ее
получения
.
В
мире
,
в
котором
многие
неправитель
-
ственные
организации
пользуются
лишь
узко
-
направленными
программами
,
Мировой
Энер
-
гетический
Совет
выступает
единой
группой
лидеров
,
нацеленных
на
стимулирование
ра
-
циональной
поставки
и
использования
энергии
во
благо
всего
человечества
.
МИРЭС
уверен
в
том
,
что
нет
бесполезных
ресурсов
или
«
неудачных
»
технологий
,
но
есть
недостаточный
или
непродуманный
выбор
и
не
-
умение
использовать
технологии
на
практике
.
Чтобы
помочь
разработчикам
стратегий
и
отраслевым
лидерам
сделать
оптимальный
выбор
,
МИРЭС
разработал
концепцию
энер
-
гетической
трилеммы
,
которая
стала
ответом
на
современную
тройную
энергетическую
за
-
дачу
,
заключающуюся
в
поддержке
безопас
-
ной
,
доступной
и
экологичной
энергии
.
Путем
поиска
оптимального
решения
энергетической
трилеммы
(
рисунок
1)
МИРЭС
помогает
от
-
ветственным
руководителям
нацеливаться
на
формирование
предсказуемой
и
стабильной
*
Статья
подготовлена
с
использованием
развернутого
доклада
"World Energy Trilemma 2016",
опубликованного
МИРЭС
в
сотрудничестве
с
OLIVER WYMAN,
а
также
отдельных
материалов
РНК
МИРЭС
137
1
Организация
экономического
сотрудничества
и
развития
(
сокр
.
ОЭСР
,
англ
. Organisation for Economic Cooperation and
Development, OECD) —
международная
экономическая
организация
развитых
стран
,
признающих
принципы
представи
-
тельной
демократии
и
свободной
рыночной
экономики
.
политики
.
В
свою
очередь
,
это
снижает
риски
и
по
-
могает
изыскивать
средства
,
необходимые
для
реа
-
лизации
проектов
устойчивой
энергетики
.
Все
нижеприведенные
данные
основаны
на
сов
-
местном
исследовании
реализации
энергетическими
компаниями
провозглашенной
политики
за
послед
-
ние
пять
лет
,
выполненном
МИРЭС
и
консалтинго
-
вой
фирмы
Oliver Wyman.
Исследование
показало
существенные
отличия
в
реализации
энергетической
политики
в
различных
странах
,
что
совершенно
естественно
и
обусловлено
индивидуальными
геополитическими
,
экономически
-
ми
и
национальными
особенностями
.
В
то
же
время
исследованное
многообразие
подходов
к
достиже
-
нию
поставленных
целей
,
опыт
применения
различ
-
ных
решений
дают
возможность
выбрать
наиболее
эффективные
методы
для
дальнейшей
работы
.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
Энергетический
сектор
находится
в
своей
пере
-
ломной
точке
и
сталкивается
с
рядом
растущих
про
-
блем
.
По
имеющимся
прогнозам
,
спрос
на
энергию
во
всем
мире
вырастет
на
треть
за
2015–2040.
Пре
-
жде
всего
,
такой
рост
прогнозируется
в
странах
,
не
входящих
в
ОЭСР
1
.
Основными
причинами
такого
спроса
являются
:
–
рост
численности
населения
с
существующих
7
миллиардов
до
9
миллиардов
к
2040
году
;
–
прогнозируемый
рост
мировой
экономики
в
тот
же
период
времени
на
уровне
150%;
–
тенденции
растущей
урбанизации
и
мобильности
(
прирост
числа
частных
автомобилей
на
1
млрд
в
развивающихся
странах
,
а
также
47
млн
новых
коммерческих
автомобилей
в
странах
ОЭСР
и
229
млн
в
развивающихся
странах
).
Кроме
этого
,
многими
странами
,
особенно
в
Аф
-
рике
к
югу
от
Сахары
,
запланировано
расширение
энергетической
инфраструктуры
для
дополнитель
-
Рис
.1.
Энергетическая
трилемма
Источник
: www.worldenergy.org
ного
обеспечения
современными
энергетическими
услугами
около
1,1
миллиарда
человек
.
В
то
же
время
энергетический
сектор
должен
адаптироваться
к
новым
рискам
.
Например
,
усиле
-
ние
погодных
и
кибер
-
рисков
,
формирование
новых
рыночных
структур
и
механизмов
для
интеграции
новых
технологий
в
условиях
растущей
волатиль
-
ности
цен
.
Эти
тенденции
,
в
сочетании
с
обязательствами
по
снижению
воздействия
на
окружающую
среду
энергетической
отрасли
,
которая
в
настоящее
время
формирует
35–40%
глобальных
выбросов
парнико
-
вых
газов
,
создает
колоссальную
дополнительную
нагрузку
на
энергетические
системы
.
Для
достижения
поставленных
целей
к
2020
году
и
последующие
периоды
правительства
должны
продолжать
планомерное
развитие
энергетической
политики
и
финансовых
решений
,
которые
способны
поддержать
развитие
энергетической
инфраструкту
-
ры
.
Здесь
МИРЭС
выделяет
пять
основных
направ
-
лений
:
1.
Преобразования
в
области
энергоснабжения
Законодательными
и
контролирующими
органа
-
ми
должны
быть
установлены
четкие
и
прямолиней
-
ные
цели
для
преобразований
в
области
производ
-
ства
и
потребления
энергии
.
Этот
процесс
должен
включать
новых
участников
энергетического
сектора
и
взаимодействие
со
смежными
субъектами
и
сооб
-
ществами
.
Применение
гибкого
подхода
путем
запу
-
ска
пилотных
проектов
и
регулярный
анализ
эффек
-
тивности
имеют
решающее
значение
для
успешной
реализации
политики
.
2.
Расширение
доступа
к
энергоресурсам
Многие
развивающиеся
страны
продолжают
рабо
-
ту
по
расширению
энергетической
инфраструктуры
,
повышению
энергетической
безопасности
,
надеж
-
ности
и
доступности
.
Для
увеличения
доли
частных
инвестиций
в
развитие
и
модернизацию
инфраструк
-
туры
требуется
реформирование
нормативной
базы
,
снижение
стоимости
ведения
бизнеса
и
повышения
конкурентоспособности
на
рынке
электроэнергии
.
В
дополнение
к
этому
,
следует
уделять
большее
вни
-
мание
вопросам
электроснабжения
отдаленных
тер
-
риторий
,
в
том
числе
и
с
использованием
объектов
малой
энергетики
.
Следует
понимать
,
что
исключительно
одним
раз
-
витием
инфраструктуры
недискриминационный
до
-
ступ
к
ней
не
обеспечивается
.
Страны
должны
обра
-
тить
внимание
на
ряд
инновационных
механизмов
,
которые
позволяют
в
доступной
для
людей
форме
использовать
преимущества
современной
энерге
-
тики
.
Среди
подобных
инновационных
механизмов
можно
выделить
бизнес
-
модели
повременной
опла
-
ты
за
электроэнергию
,
а
также
решения
мобильного
банкинга
для
поощрения
использования
ВИЭ
.
№
4 (37) 2016
МИРОВОЙ
ОПЫТ
138
3.
Индивидуальные
инвестиционные
решения
Многие
страны
с
более
низким
ВВП
и
низкими
рейтингами
в
энергетической
сфере
пытаются
обе
-
спечить
доступность
энергетической
инфраструк
-
туры
путем
дополнительного
финансирования
или
создания
инвестиционных
условий
.
В
краткосрочной
перспективе
субсидии
могут
быть
жизненно
важны
-
ми
для
потребителей
с
низкими
доходами
для
под
-
держки
социальных
и
экономических
программ
.
Од
-
нако
энергетические
субсидии
являются
достаточно
спорным
инструментом
и
в
силу
своей
высокой
сто
-
имости
приводят
к
снижению
общей
эффективности
энергетической
трилеммы
в
долгосрочной
перспек
-
тиве
.
4.
Повышение
энергетической
эффективности
и
управление
спросом
Энергоэффективность
и
управление
спросом
на
энергию
продолжают
восприниматься
в
мире
в
каче
-
стве
приоритетных
механизмов
с
огромным
потенци
-
алом
для
совершенствования
.
Как
подчеркивается
на
конкретных
примерах
,
одной
только
экономии
за
-
трат
зачастую
недостаточно
,
чтобы
стимулировать
внедрение
энергоэффективности
или
управлять
по
-
ведением
потребителя
.
Директивные
органы
должны
согласовывать
интересы
владельцев
энергетических
активов
,
потребителей
и
регуляторов
,
и
продолжать
гармонично
совершенствовать
такие
механизмы
,
как
стандарты
энергетической
эффективности
,
рейтинги
эффективности
,
оценка
эффективности
программ
и
проектов
.
Они
также
должны
повышать
осведом
-
ленность
о
преимуществах
системы
во
всех
отрас
-
лях
промышленности
,
и
мотивировать
потребителей
сосредотачиваться
на
вопросах
повышения
энерго
-
эффективности
.
5.
Декарбонизация
энергетического
сектора
Решение
Конференции
по
климату
в
Париже
(COP-21)
придало
импульс
переходу
к
низкоугле
-
родной
энергетике
.
Решения
COP-21
потребуют
переосмысления
цены
выбросов
углерода
и
по
-
требуют
качественных
технологических
изменений
во
всех
отраслях
экономики
.
Динамичная
и
гибкая
инвестиционная
политика
в
возобновляемые
источ
-
ники
энергии
позволяет
адекватно
реагировать
на
динамику
развития
рынка
и
технологических
нов
-
шеств
.
ПЯТЬ
ЛЕТ
РЕАЛИЗАЦИИ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
ТРИЛЕММЫ
Многие
страны
добились
значительного
прогрес
-
са
в
создании
надежной
,
доступной
и
экологически
устойчивой
энергетической
инфраструктуры
.
Ос
-
новные
общемировые
события
в
этом
направлении
отражены
на
временной
шкале
(
рисунок
2).
Тем
не
менее
,
достижение
существенных
показа
-
телей
в
изменении
баланса
между
направлениями
развития
энергетики
может
занять
достаточно
про
-
должительное
время
.
И
это
даже
несмотря
на
суще
-
ственный
прогресс
в
таких
областях
,
как
развитие
технологий
и
темпов
добычи
сланцевого
газа
.
Ис
-
следования
показывают
,
что
реализация
меропри
-
ятий
,
предназначенных
для
достижения
ощутимых
и
долговременных
изменений
в
области
производ
-
ства
и
потребления
энергии
и
выбросов
ПГ
,
может
занять
5–10
лет
.
Это
время
,
как
правило
,
необходи
-
мо
для
разработки
технических
решений
и
органи
-
Рис
. 2.
Ключевые
события
в
мировой
энергетике
139
зационных
мероприятий
,
проектиро
-
вание
,
строительство
и
внедрение
последних
.
Отсюда
основная
задача
для
стран
,
ориентированных
на
до
-
стижение
к
2020
году
показателей
COP-21, —
начинать
работу
уже
сейчас
.
Некоторые
страны
на
сегодняш
-
ний
день
полностью
сбалансиро
-
ваны
с
точки
зрения
реализации
энергетической
трилеммы
,
но
даль
-
нейший
прогресс
в
ее
реализации
неминуемо
приведет
к
формирова
-
нию
дисбаланса
в
одну
из
сторон
.
К
примеру
,
существенное
влияние
на
рейтинги
по
энергобезопасно
-
сти
и
экологичности
могут
оказать
такие
факторы
,
как
наличие
соб
-
ственных
ископаемых
энергоресур
-
сов
или
крупных
ГЭС
.
На
показате
-
ли
энергоэффективности
большое
влияние
оказывают
показатель
ва
-
лового
внутреннего
продукта
(
ВВП
)
или
богатые
ресурсы
ископаемого
топлива
.
Однако
достижение
сба
-
лансированного
профиля
трилеммы
невозможно
без
целенаправленной
энергетической
политики
и
несо
-
вершенной
нормативно
-
правовой
среды
.
Выбор
энергетической
поли
-
тики
и
способность
страны
разраба
-
тывать
и
внедрять
в
энергетическом
секторе
новые
регулирующие
акты
оказывают
наибольшее
влия
-
ние
на
общую
производительность
энергетической
трилеммы
.
В
таблице
1
приведены
лучшие
результаты
в
плане
общего
рейтинга
по
индексу
энергетиче
-
ской
трилеммы
на
протяжении
последних
пяти
лет
.
Важно
отметить
,
что
индекс
сравнительный
и
по
-
зволяет
сравнивать
показатели
различных
стран
по
отношению
друг
к
другу
.
В
целом
,
многие
стра
-
ны
за
рассматриваемый
период
улучшили
аспекты
энергетической
эффективности
,
и
приведенный
ин
-
декс
помогает
определить
дальнейшие
области
для
улучшения
.
Следует
отметить
,
что
из
130
стран
,
участвую
-
щих
в
рейтинге
,
за
5
лет
в
ТОП
-10
побывали
только
12
стран
. 10
из
них
расположены
в
Европе
.
Причинами
преобладающего
положения
евро
-
пейских
стран
в
верхних
строчках
рейтинга
явля
-
ется
продолжительная
планомерная
реализация
ими
энергетической
стратегии
в
рамках
целевых
показателей
20-20-20,
представленной
в
2008
году
.
Например
,
европейские
страны
представляют
19
из
21
страны
,
которые
при
экономическом
росте
(
ВВП
)
продемонстрировали
удельное
снижение
выбросов
СО
2
за
период
2000–2014
годов
.
Страны
Северной
Америки
во
главе
с
США
,
Канадой
и
Мексикой
в
общем
рейтинге
занима
-
ют
места
,
начиная
с
40.
При
этом
все
три
крупные
страны
Северной
Америки
расположены
в
нижних
показателях
индексов
экологической
устойчивости
Табл
. 1.
Первая
десятка
стран
-
лидеров
по
достижению
показателей
энергетической
трилеммы
в
2011–2015
годах
Рей
-
тинг
2011
2012
2013
2014
2015
1
Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария
2
Дания
Великобри
-
тания
Дания
Швеция
Швеция
3
Швеция
Швеция
Швеция
Норвегия
Норвегия
4
Великобри
-
тания
Австрия
Австрия
Великобри
-
тания
Великобри
-
тания
5
Австрия
Дания
Великобри
-
тания
Дания
Австрия
6
Норвегия
Норвегия
Канада
Канада
Дания
7
Франция
Новая
Зе
-
ландия
Норвегия
Австрия
Канада
8
Канада
Германия
Новая
Зе
-
ландия
Финляндия
Франция
9
Новая
Зе
-
ландия
Франция
Испания
Франция
Финляндия
10
Германия
Канада
Франция
Новая
Зе
-
ландия
Новая
Зе
-
ландия
Источник
: World Energy Council / Oliver Wyman, 2016
из
-
за
сравнительно
высоких
уровней
выбросов
на
душу
населения
.
Все
они
приняли
на
себя
обяза
-
тельства
COP-21,
которые
должны
способствовать
в
будущем
переходу
к
низкоуглеродной
энергетике
.
Кроме
того
,
перспективному
повышению
в
рейтинге
для
Мексики
могут
способствовать
широкие
струк
-
турные
реформы
,
запланированные
на
ближайшие
5–10
лет
.
Страны
Латинской
Америки
и
Карибского
бас
-
сейна
занимают
в
рейтинге
различные
места
.
Ре
-
гион
включает
в
себя
как
импортеров
и
экспортеров
чистой
энергии
,
так
и
представителей
организации
стран
-
экспортеров
нефти
(
ОПЕК
) —
Эквадор
и
Ве
-
несуэлу
.
В
целом
,
это
богатый
энергией
регион
,
в
ко
-
тором
имеются
большие
запасы
нефти
и
газа
,
а
так
-
же
большие
запасы
природных
источников
энергии
,
пригодных
для
использования
в
рамках
развития
ВИЭ
.
Ряд
стран
,
включая
Колумбию
,
Уругвай
,
Ко
-
ста
-
Рику
,
Эквадор
,
Бразилию
и
Перу
,
имеют
все
воз
-
можности
для
использования
сильного
гидроэнер
-
гетического
потенциала
для
попадания
в
первую
тройку
общего
рейтинга
.
Латиноамериканские
стра
-
ны
также
в
ближайшее
время
намерены
использо
-
вать
имеющийся
потенциал
ветровой
энергетики
,
увеличить
количество
и
пропускную
способность
региональных
взаимосвязей
и
главное
—
активно
работают
в
направлении
привлечения
инвестиций
.
Многие
страны
этого
региона
также
сосредоточе
-
ны
на
установлении
четкого
и
прозрачного
зако
-
нодательного
регулирования
для
энергетических
инвестиций
.
№
4 (37) 2016
МИРОВОЙ
ОПЫТ
140
Профиль
реализации
энергетической
трилеммы
для
стран
Азии
значительно
изменяется
из
-
за
сме
-
шения
показателей
менее
развитых
стран
(
Непал
и
Пакистан
),
быстро
развивающихся
экономик
(
Ки
-
тай
,
Индия
,
Индонезия
),
и
высокоразвитых
стран
(
Япония
,
Корея
,
Новая
Зеландия
).
Многие
страны
региона
находятся
в
нижней
части
рейтинга
,
при
этом
Малайзия
и
Япония
занимают
достаточно
вы
-
сокое
положение
.
Страны
региона
работают
,
чтобы
расширить
и
увеличить
доступ
к
энергии
,
увеличить
долю
использования
в
энергобалансе
каменного
угля
.
Тем
не
менее
,
в
регионе
наблюдается
одно
из
самых
значительных
изменений
в
энергетике
за
по
-
следние
несколько
лет
—
прогресс
в
расширении
доступа
к
энергии
и
энергетической
инфраструктуре
с
использованием
ВИЭ
.
Китай
и
Индия
уже
проде
-
монстрировали
сильнейшую
динамику
роста
в
части
использования
солнечной
энергии
(
Китай
— 19
ГВт
солнечных
батарей
в
2014
году
и
Индия
— 4
ГВт
)
и
энергии
ветра
(
Китай
— 92
ГВт
в
2014
году
и
в
Ин
-
дии
— 20
ГВт
).
В
2014
году
почти
половина
мировых
инвестиций
в
возобновляемые
источники
энергии
была
произведена
в
Азии
,
и
эта
тенденция
сохрани
-
лась
в
2015
году
(102,9
млрд
долларов
инвестиций
в
возобновляемые
источники
энергии
в
Китае
).
Страны
Ближнего
Востока
и
Северной
Афри
-
ки
также
представлены
в
рейтинге
на
различных
позициях
.
Страны
с
высокими
запасами
нефти
—
выше
,
а
страны
с
меньшими
запасами
(
Йемен
,
Ту
-
нис
) —
ниже
.
Все
страны
в
рейтинге
экологической
устойчивости
представлены
достаточно
слабо
(
рей
-
тинг
C
или
D).
В
большинстве
случаев
это
связа
-
но
с
высокой
интенсивностью
выбросов
и
высоким
спросом
на
энергоносители
по
сравнению
с
ростом
ВВП
.
Показатели
региона
также
ощутили
на
себе
влияние
политических
потрясений
и
конфликтов
,
которые
затронули
многие
страны
в
период
2010–
2015
годов
.
Интересно
отметить
,
что
ряд
стран
в
ре
-
гионе
,
как
ожидается
,
в
ближайшее
время
улучшит
свои
показатели
в
рейтинге
в
ответ
на
изменения
политики
после
длительного
периода
низких
цен
на
нефть
(
например
,
Саудовская
Аравия
).
На
протяжении
всего
периода
исследований
страны
к
югу
от
Сахары
и
Африки
оставались
в
ниж
-
ней
части
рейтинга
.
Только
Ангола
(
используя
запа
-
сы
ископаемого
топлива
)
и
Габон
достигали
топ
-60
рейтинга
.
В
области
есть
потенциал
для
достижения
высокой
энергетической
эффективности
на
осно
-
вании
имеющихся
ресурсов
(
ископаемое
топливо
,
гидроэлектростанции
и
возобновляемые
источники
энергии
).
Но
развитие
в
этой
области
по
-
прежнему
сталкивается
с
институциональными
и
инфраструк
-
турными
барьерами
.
Также
инвесторов
отпугивают
высокие
политические
риски
и
этические
недостат
-
ки
.
Существенный
прогресс
в
решении
энергетиче
-
ской
трилеммы
на
сегодня
поставлен
в
зависимость
от
вопросов
улучшения
политической
ситуации
в
странах
региона
,
повышения
качества
норматив
-
но
-
правовой
базы
,
борьбы
с
коррупцией
и
установ
-
ления
верховенства
закона
.
Ниже
представлен
опыт
отдельных
стран
,
сде
-
лавших
ставку
на
реализацию
одного
из
направле
-
ний
достижения
целей
энергетической
трилеммы
.
ИТАЛИЯ
Преобразования
в
области
энергоснабжения
Баланс
трилеммы
Политика
и
цели
Национальная
энергетическая
стратегия
Италии
,
принятая
в
2013
году
,
устанавливает
цели
на
пери
-
од
до
2020
года
.
Она
предусматривает
два
основных
направления
повышения
энергетической
безопасно
-
сти
:
снижение
зависимости
страны
от
иностранных
энергетических
источников
(
с
84%
до
67%
от
объема
спроса
)
и
увеличение
доли
ВИЭ
(19–20%
от
объема
энергопотребления
).
В
дополнение
к
увеличению
доли
ВИЭ
стратегия
предусматривает
удвоение
по
-
требления
углеводородов
,
повышение
энергетиче
-
ской
эффективности
,
диверсификацию
источников
и
путей
поставок
импортируемого
природного
газа
и
увеличение
объема
хранилищ
энергоресурсов
для
снижения
зависимости
от
импорта
.
Реализация
Поддержка
и
продвижение
постановлений
«Storage» 2010
года
и
«Sblocca Italia» 2014
года
по
-
зволили
в
значительной
мере
стимулировать
про
-
изводство
энергии
и
увеличить
инвестиции
в
ин
-
фраструктуру
за
счет
упрощения
процедур
ввода
в
эксплуатацию
трубопроводов
,
газораспредели
-
тельных
терминалов
,
хранилищ
природного
газа
,
увеличения
объемов
производства
. «Sblocca Italia»
позволил
форсировать
реализацию
проекта
Транс
-
адриатического
трубопровода
после
многих
лет
про
-
стоя
.
Для
увеличения
генерации
электроэнергии
с
использованием
ВИЭ
Италия
оперировала
широ
-
ким
спектром
методов
стимулирования
,
таких
как
«
зеленые
»
сертификаты
,
льготные
тарифы
,
рыноч
-
ные
привилегии
,
реверсивные
аукционы
и
др
.
Для
повышения
энергетической
эффективности
приме
-
нялись
такие
механизмы
,
как
«
белые
»
сертификаты
,
налоговые
вычеты
,
современные
средства
учета
.
Достижения
Италия
достигла
прогресса
в
области
диверсифи
-
кации
поставок
природного
газа
и
его
хранения
,
хотя
местное
производство
за
последние
пять
лет
снизи
-
лось
.
Доля
ВИЭ
в
2014
году
достигла
39%
от
обще
-
го
энергопотребления
.
Завершение
строительства
Трансадриатического
трубопровода
дало
стране
ше
-
стой
источник
импорта
газа
—
Азербайджан
.
Поста
-
новление
«Storage»
стало
основным
драйвером
для
ежегодного
увеличения
в
период
2011–2014
годов
объема
хранилищ
у
основного
оператора
Stogit.
Ита
-
лия
также
достигла
прогресса
в
области
повышения
энергоэффективности
.
В
период
2006–2013
годов
Место
в
рейтинге
2011
г
. –
33
2012
г
. –
27
2013
г
. –
28
2014
г
. –
29
2015
г
. –
31
141
было
выдано
около
23,5
млн
энергетических
серти
-
фикатов
,
что
позволило
достичь
экономии
17,6
млн
т
.
у
.
т
.
Через
эти
достижения
Италия
смогла
улучшить
свое
положение
в
общем
рейтинге
по
направлению
«
Энергобезопасность
»,
но
несмотря
на
впечатляю
-
щий
рост
доли
ВИЭ
,
общий
балл
в
этом
направлении
остался
достаточно
низким
из
-
за
отсутствия
местных
источников
ископаемого
топлива
.
Проблемы
Местная
общественная
оппозиция
и
бесконечный
согласовательный
процесс
в
инвестиционной
сфере
затруднили
реализацию
многих
инфраструктурных
проектов
.
Интересы
и
действия
региональных
вла
-
стей
не
были
синхронизированы
в
части
реализации
«Sblocca Italia»,
что
тормозило
выполнение
ряда
процедур
и
реакцию
на
руководящие
указания
из
центрального
аппарата
Правительства
.
В
дерегулирующем
законодательстве
должно
быть
четко
прописано
,
как
оно
(
законодательство
)
должно
применяться
властями
на
локальном
,
реги
-
ональном
и
национальном
уровнях
,
чтобы
избавить
инвесторов
и
регулирующие
органы
от
лишней
пута
-
ницы
.
Выводы
1.
Достижение
предварительных
договоренностей
со
всеми
участниками
проекта
и
согласующими
сто
-
ронами
существенно
снижает
вероятность
задер
-
жек
в
реализации
проекта
на
различных
этапах
.
2.
В
дерегулирующем
законодательстве
должно
быть
четко
прописано
,
как
оно
(
законодательство
)
должно
применяться
властями
на
локальном
,
ре
-
гиональном
и
национальном
уровнях
,
чтобы
изба
-
вить
инвесторов
и
регулирующие
органы
от
лиш
-
ней
путаницы
.
3.
Страны
могут
значительно
повысить
эффектив
-
ность
существующей
инфраструктуры
при
нали
-
чии
утвержденных
на
законодательном
уровне
перспективных
планов
развития
.
4.
Дополнительные
гарантии
для
реализации
круп
-
ных
инфраструктурных
проектов
может
дать
син
-
хронизация
популистских
высказываний
и
дей
-
ствий
политических
лидеров
с
энергетической
политикой
ЕЭС
.
КАНАДА
Повышение
энергетической
эффективности
и
управление
спросом
Баланс
трилеммы
Политика
и
цели
В
2004
году
Министерство
энергетики
Онтарио
приняло
установку
интеллектуальных
приборов
учета
в
качестве
основного
механизма
регулирования
спро
-
са
.
В
сочетании
с
применением
расширенного
тариф
-
ного
меню
это
должно
было
стимулировать
внедре
-
ние
и
развитие
принципов
повышения
энергетической
эффективности
.
Для
достижения
поставленных
целей
потребовалась
установка
800 000
интеллектуальных
ПУ
в
жилых
домах
и
на
объектах
малого
бизнеса
до
конца
2007
года
и
для
оставшихся
категорий
потреби
-
телей
—
к
концу
2010
года
.
Введение
диверсифициро
-
ванных
тарифов
при
этом
было
в
2012
году
.
Реализация
Развертывание
проекта
было
поручено
местным
распределительным
электросетевым
компаниям
.
Работа
должна
была
проводиться
в
два
этапа
.
На
первом
—
бытовые
потребители
в
городских
распре
-
делительных
сетях
,
организации
малого
и
среднего
бизнеса
с
максимальной
мощностью
от
50
до
200
кВт
и
новые
присоединения
.
На
втором
этапе
–
оставшие
-
ся
потребители
,
подключенные
к
распределительным
электрическим
сетям
.
В
процессе
реализации
стои
-
мость
выполняемых
работ
и
мероприятий
програм
-
мы
в
два
раза
превысила
первоначальные
расчеты
и
заявленный
бюджет
.
В
конечном
итоге
подобные
непредвиденные
расходы
практически
свели
к
нулю
весь
ожидаемый
экономический
эффект
от
реализа
-
ции
программы
.
Достижения
Около
140 000
потребителей
шести
распредели
-
тельных
компаний
,
где
реализация
проекта
состоя
-
лась
в
полной
мере
,
получили
определенный
эффект
за
два
года
реализации
(2012–2014).
Для
бытовых
потребителей
внедрение
новой
системы
тарифного
регулирования
дало
небольшой
,
но
явный
эффект
сглаживания
пиковых
нагрузок
.
Однако
на
энерго
-
потреблении
крупных
промышленных
потребителей
и
предприятий
малого
и
среднего
бизнеса
внедрение
нового
тарифного
меню
практически
не
сказалось
.
Та
-
ким
образом
,
в
целом
реализация
программы
оказа
-
лась
бесполезной
для
всех
категорий
потребителей
.
Проблемы
По
причине
высокой
скорости
развития
техноло
-
гий
и
реализации
данного
конкретного
проекта
,
че
-
рез
определенное
время
стали
возникать
вопросы
аппаратной
и
программной
интеграции
устройств
различных
поколений
.
В
марте
2016
крупнейшие
распределительные
компании
сообщили
,
что
могут
опрашивать
только
36 000
счетчиков
из
-
за
местных
ограничений
по
передаче
данных
.
Пока
интеллек
-
туальные
счетчики
находились
в
работе
,
сформи
-
рованная
разница
в
тарифах
между
максимальным
и
минимальным
периодами
потребления
не
смогла
аккумулировать
достаточный
экономический
повод
для
стимулирования
потребителей
к
изменению
своего
режима
энергопотребления
.
В
2014
году
было
получено
крайне
негативное
аудиторское
за
-
ключение
о
программе
,
зафиксировавшее
необо
-
снованный
рост
стоимости
,
отсутствие
должного
уровня
управления
процессом
внедрения
и
крити
-
чески
малую
эффективность
как
для
потребителя
,
так
и
для
окружающей
среды
.
Место
в
рейтинге
2011
г
. –
8
2012
г
. –
10
2013
г
. –
6
2014
г
. –
6
2015
г
. –
7
№
4 (37) 2016
МИРОВОЙ
ОПЫТ
142
Выводы
1.
Ошибки
в
реализации
сделали
невозможным
про
-
ведение
коренных
изменений
в
энергосистеме
,
размыли
прогнозируемый
экономический
эффект
.
2.
Отработку
технологий
внедрения
интеллектуаль
-
ных
систем
учета
,
определение
пределов
экономи
-
ческой
эффективности
проектов
с
учетом
реальных
условий
первоначально
целесообразно
реализовы
-
вать
в
рамках
полностью
контролируемого
пилотно
-
го
проекта
на
ограниченной
территории
.
3.
Для
получения
максимального
экономического
эф
-
фекта
от
комплексного
внедрения
широкого
спек
-
тра
организационных
и
технических
мероприятий
обязательно
вовлечение
в
проект
местных
органов
власти
.
4.
До
перехода
проекта
в
стадию
реализации
требу
-
ется
проведение
тщательных
исследований
и
рас
-
четов
пределов
его
экономической
эффективности
и
критических
условий
,
необходимых
для
достиже
-
ния
запланированного
эффекта
.
5.
Еще
одним
критически
важным
условием
являет
-
ся
вовлечение
в
проект
потребителя
,
проведение
с
ним
разъяснительной
работы
о
преимуществах
,
получаемых
от
реализации
проекта
.
ИНДИЯ
Расширение
доступа
к
энергоресурсам
Баланс
трилеммы
Политика
и
цели
100%
электрификация
населенных
пунктов
в
сель
-
ской
местности
и
отдельных
домовладений
в
те
-
чение
пяти
лет
в
соответствии
с
программой
Rajiv
Gandhi Grameen Vidyutikaran Yojana (RGGVY).
Про
-
грамма
предусматривает
90%
государственных
ин
-
вестиций
и
10%
участия
компании
Rural Electri
fi
cation
Corporation (REC).
Реализация
После
утверждения
государственных
проектов
,
их
стоимость
разбивается
на
четыре
этапа
в
целях
обеспечения
полного
выполнения
.
Для
электри
-
фикации
сельских
районов
было
определено
два
основных
подхода
:
путем
расширения
централи
-
зованной
сети
электроснабжения
и
там
,
где
это
не
рентабельно
, —
с
применением
распределенной
ге
-
нерации
.
Проект
был
дополнен
задачами
электри
-
фикации
отдаленных
деревень
(
программа
RVE)
с
населением
менее
100
жителей
с
использованием
преимущественно
генерации
на
основе
ВИЭ
.
Проект
получил
дополнительное
расширение
в
2012
году
.
Место
в
рейтинге
2011
г
. –
115
2012
г
. –
117
2013
г
. –
115
2014
г
. –
122
2015
г
. –
107
Применение
сильной
политической
воли
с
целью
достижения
100%
реализации
позволило
преобра
-
зовать
проект
RGGVY
в
новую
программу
электро
-
снабжения
объектов
в
сельской
местности
,
полу
-
чившую
название
Deendayal Upadhyaya Gram Jyoti
Yojana (DDUGJY).
Реализация
данной
программы
началась
в
2015
году
.
Программа
предусматривает
разделение
фидеров
различного
назначения
:
для
сельскохозяйственного
производства
и
для
насе
-
ления
,
а
также
общее
усиление
электросетевой
ин
-
фраструктуры
.
Достижения
По
данным
выборочного
обследования
объектов
и
потребителей
,
попавших
под
RGGVY,
в
значитель
-
ной
мере
удалось
обеспечить
электроэнергией
села
и
деревни
в
сельской
местности
.
По
данным
исследо
-
вания
, 93,3%
семей
и
53%
деревень
были
электрифи
-
цированы
,
и
89%
льготников
регулярно
оплачивают
счета
за
электроэнергию
.
Проблемы
Реализация
проекта
продвигается
достаточно
медленно
из
-
за
низкой
плотности
размещения
объек
-
тов
электрификации
в
сельской
местности
и
высоких
уровней
потерь
,
что
увеличивает
стоимость
электри
-
ческой
энергии
.
Отмечаются
также
коррупционные
эпизоды
,
приводящие
к
дополнительному
удорожа
-
нию
и
задержкам
в
реализации
проекта
.
Выводы
1.
Комбинация
задач
по
расширению
электрической
сети
с
применением
объектов
распределенной
генерации
является
наилучшим
решением
для
электрификации
объектов
в
сельской
местности
,
характеризующихся
низкой
плотностью
размеще
-
ния
электрических
нагрузок
и
малым
энергопотре
-
блением
.
2.
Прогрессивная
схема
финансирования
проекта
позволяет
повысить
вероятность
успеха
и
снизить
коррупционные
риски
.
3.
Предпочтительным
является
партнерство
,
когда
общее
политическое
руководство
проектом
осу
-
ществляется
на
государственном
уровне
,
а
ответ
-
ственность
за
его
реализацию
и
адаптацию
к
мест
-
ным
условиям
–
на
уровне
региональных
властей
.
4.
Сильная
политическая
воля
крайне
необходима
для
успешного
внедрения
крупных
инфраструктур
-
ных
проектов
.
ТУРЦИЯ
Декарбонизация
энергетического
сектора
Баланс
трилеммы
Место
в
рейтинге
2011
г
. –
82
2012
г
. –
87
2013
г
. –
75
2014
г
. –
73
2015
г
. –
76
143
Политика
и
цели
Закон
об
использовании
возобновляемых
ис
-
точников
энергии
,
принятый
в
2005
году
,
призван
сформировать
нормативно
-
правовую
базу
для
рас
-
ширения
использования
ВИЭ
в
производстве
элек
-
троэнергии
с
целью
получения
30%
от
общей
уста
-
новленной
мощности
из
возобновляемых
источников
к
2023
году
.
Реализация
Основным
механизмом
стимулирования
явились
специально
выработанные
тарифные
решения
.
Со
-
гласно
принятому
законодательству
,
производители
электроэнергии
на
ВИЭ
имеют
возможность
прода
-
вать
электроэнергию
по
средней
оптовой
цене
,
опре
-
деленной
органом
регулирования
рынка
энергоноси
-
телей
.
Учитывая
неудовлетворительные
результаты
работы
по
этой
схеме
,
правительство
в
2010
году
внесло
поправки
в
закон
,
чтобы
скорректировать
цену
и
сроки
и
установить
дополнительные
префе
-
ренции
для
трейдеров
,
работающих
с
ВИЭ
по
диф
-
ференцированным
тарифным
ставкам
.
Введенная
поправка
также
установила
определенные
надбавки
к
тарифу
,
при
условии
использования
на
электро
-
станциях
отечественных
комплектующих
.
Достижения
Турция
вдвое
увеличила
установленную
мощ
-
ность
электростанций
на
ВИЭ
(
до
25
ГВт
в
период
с
2005
по
2010
годы
).
Однако
,
при
этом
количе
-
ство
выбросов
парниковых
газов
не
уменьшилось
.
С
2005
года
интенсивность
выбросов
парниковых
газов
в
Турции
колебалась
вокруг
одной
величины
,
что
в
первую
очередь
связано
с
возросшей
частотой
(
и
долей
)
использования
каменного
угля
и
других
ис
-
копаемых
энергоресурсов
.
Проблемы
В
целом
,
тарифы
,
разработанные
для
ВИЭ
,
были
ниже
,
чем
средние
тарифы
на
спотовом
рынке
.
Во
-
преки
ожиданиям
политиков
и
идеологов
проекта
,
это
не
позволило
привлечь
достаточную
величину
инвестиций
с
2005
года
.
По
сравнению
с
другими
странами
,
где
гарантированный
возврат
инвести
-
ций
через
тарифы
осуществляется
за
15–25
лет
,
ту
-
рецкие
10
лет
оказались
менее
привлекательными
.
Критики
говорили
,
что
страна
по
-
прежнему
ориенти
-
рована
на
применение
каменного
угля
и
других
ис
-
копаемых
видов
топлива
и
ограничивает
лицензии
для
солнечных
и
ветровых
проектов
.
По
их
мнению
,
руководство
страны
рассматривает
уголь
в
качестве
основного
драйвера
экономического
роста
и
плани
-
рует
удвоить
запасы
угля
с
2015
до
2019
года
.
Выводы
1.
Инвестиции
в
угольную
промышленность
должны
учитывать
социальные
и
экологические
экстерна
-
лии
и
учитывать
реальную
стоимость
в
отноше
-
нии
возобновляемых
источников
энергии
.
2.
Схемы
тарифного
стимулирования
должны
постоянно
оцениваться
в
отношении
других
стран
с
целью
поддержания
их
конкурентоспо
-
собности
.
3.
Отдавая
предпочтение
производимым
внутри
страны
компонентам
,
можно
стимулировать
разви
-
тие
местных
технологий
.
Однако
,
это
может
увели
-
чить
стоимость
и
период
возврата
инвестиций
.
БРАЗИЛИЯ
Индивидуальные
тарифные
и
инвестиционные
решения
Баланс
трилеммы
Политика
и
цели
Бразильское
правительство
прилагает
значитель
-
ные
усилия
для
снижения
тарифов
на
электроэнер
-
гию
в
соответствии
с
Постановлением
о
временных
мерах
№
579
от
11
сентября
2012
года
.
В
этом
до
-
кументе
установлено
снижение
тарифов
на
электро
-
энергию
и
расширение
льгот
для
производства
,
пере
-
дачи
и
распределения
электроэнергии
.
Цель
состояла
в
том
,
чтобы
повысить
конкурентоспособность
эконо
-
мики
,
доступность
электроснабжения
для
населения
и
добиться
общего
снижения
уровня
инфляции
.
Реализация
Политика
состоит
из
двух
основных
направлений
:
1.
Отказ
от
возврата
налоговых
резервов
,
топливно
-
го
налога
и
снижение
на
25%
налога
на
развитие
энергетики
.
Эти
налоги
были
ранее
приняты
к
суб
-
сидированию
инвестиций
в
сектор
электроэнер
-
гетики
и
для
пополнения
фонда
развития
развет
-
вленной
электрической
сети
Бразилии
.
2.
Расширение
концессионных
соглашений
в
сфере
производства
и
передачи
электрической
энергии
с
периодом
амортизации
активов
еще
на
30
лет
для
действующих
предприятий
при
общем
снижении
для
них
предельных
уровней
тарифов
.
Эта
мера
затронула
20%
установленных
генерирующих
мощностей
и
67%
от
общего
числа
линий
электро
-
передачи
страны
.
Достижения
Принятие
Постановления
о
временных
мерах
по
-
зволило
снизить
цены
на
электроэнергию
для
потре
-
бителей
,
добиться
повышения
доступности
энергии
.
Проблемы
Принятые
меры
привели
к
общему
снижению
та
-
рифов
для
объектов
генерации
и
электрических
се
-
тей
,
что
в
свою
очередь
привело
к
снижению
выручки
энергокомпаний
.
Ко
всему
прочему
,
существенные
из
-
менения
погодных
условий
(
сокращение
уровня
осад
-
ков
относительно
прогнозируемого
)
потребовали
при
-
нудительного
перераспределения
значительной
доли
выработки
электроэнергии
в
сторону
электростанций
,
работающих
на
твердом
топливе
.
Это
поставило
под
угрозу
выполнение
задачи
по
снижению
уровня
тари
-
фов
на
20%
и
в
результате
дореформенные
уровни
тарифов
были
достаточно
быстро
восстановлены
.
На
основе
полученного
опыта
была
выработана
система
тарифных
флагов
для
информирования
потребите
-
Место
в
рейтинге
2011
г
. –
43
2012
г
. –
44
2013
г
. –
34
2014
г
. –
30
2015
г
. –
37
№
4 (37) 2016
МИРОВОЙ
ОПЫТ
144
ля
о
необходимости
увеличить
расход
энергии
для
покрытия
расходов
на
ее
производство
.
Увеличение
конечного
тарифа
на
электроэнергию
было
весьма
незначительным
для
малоимущих
слоев
населения
.
Хотя
снижение
налогов
и
расширение
концесси
-
онных
соглашений
должны
были
осуществляться
на
долгосрочной
основе
,
разворота
тарифов
в
сторо
-
ну
снижения
практически
не
произошло
,
что
в
свою
очередь
подорвало
достижение
цели
по
обеспече
-
нию
экономической
доступности
энергии
.
В
течение
многих
лет
Бразилия
имеет
один
из
самых
высоких
уровней
затрат
в
мире
на
производство
и
передачу
электроэнергии
.
Основной
проблемой
страны
остает
-
ся
достижение
баланса
между
предоставлением
до
-
ступных
тарифов
для
всех
граждан
и
обеспечением
условий
для
устойчивого
и
безопасного
производства
энергии
при
минимальных
затратах
.
Выводы
1.
Структурные
изменения
,
направленные
на
сниже
-
ние
тарифов
для
потребителей
,
производят
значи
-
тельно
меньший
эффект
по
сравнению
с
резкими
изменениями
политического
курса
,
связанными
с
необходимостью
облегчить
положение
малоиму
-
щих
слоев
населения
.
2.
Наряду
с
решением
задач
по
снижению
тарифов
на
электроэнергию
необходимо
обеспечить
их
ста
-
бильность
и
,
по
возможности
,
предсказуемость
в
долгосрочной
перспективе
.
3.
При
разработке
энергетической
стратегии
необ
-
ходимо
принимать
во
внимание
риски
,
связанные
с
воздействием
/
изменением
погодных
факторов
.
ОБЩИЕ
ВЫВОДЫ
На
протяжении
всего
исследования
реализации
энергетической
трилеммы
было
выявлено
общее
для
всех
стран
правило
:
уровни
политических
и
регулятив
-
ных
рисков
для
инвесторов
в
энергетический
сектор
должны
быть
минимизированы
.
Ясность
в
энергети
-
ческой
политике
имеет
ключевое
значение
для
сниже
-
ния
стоимости
капитала
и
привлечения
инвестиций
.
Для
обновления
энергетической
политики
,
чтобы
привести
ее
в
соответствие
с
требованиями
COP-21,
директивные
органы
должны
предоставить
более
под
-
робные
сведения
об
инструментах
,
которые
они
будут
использовать
для
достижения
этих
целей
и
формиро
-
вания
механизмов
поддержки
промышленности
.
Ре
-
шающее
значение
для
создания
стабильной
деловой
среды
для
поддержки
инвестиций
в
энергетику
имеет
широкий
консенсус
в
отношении
подходов
,
которые
будут
использоваться
в
среднесрочной
и
долгосроч
-
ной
перспективе
.
Важны
также
механизмы
,
позволяющие
поддержи
-
вать
актуальность
энергетической
политики
.
В
период
продолжающейся
нестабильности
на
рынках
энер
-
гоносителей
и
технологических
разработок
политики
должны
найти
баланс
между
устойчивостью
,
прозрач
-
ностью
и
стабильностью
.
Эволюция
глобальной
энергетической
системы
,
включая
расширенный
доступ
к
ресурсам
,
создание
новой
нормативной
базы
,
появление
новых
техноло
-
гий
и
новых
игроков
в
энергетической
системе
,
набира
-
ет
обороты
.
Некоторые
краткосрочные
решения
будут
более
или
менее
успешными
,
но
для
снижения
сто
-
имости
капитала
,
обеспечения
доверия
инвесторов
ключевую
роль
будут
играть
долгосрочные
соглаше
-
ния
.
Политика
будет
оказывать
влияние
на
политику
.
Надежный
диалог
между
законодательными
ор
-
ганами
и
промышленностью
играет
ключевую
роль
в
обеспечении
развития
нормативно
-
правовой
базы
для
поддержки
развития
устойчивой
энергетической
системы
XXI
века
.
Энергетическая
система
претерпе
-
вает
огромные
изменения
и
требует
грамотной
разра
-
ботки
и
пилотного
тестирования
новых
регулирующих
рамок
для
поддержки
более
широкого
использова
-
ния
возобновляемых
источников
энергии
,
развития
«
умных
»
электросетей
и
расширения
использования
электромобилей
.
Диалог
о
наиболее
эффективных
решениях
,
необходимых
для
развития
этих
техноло
-
гий
,
позволит
обеспечить
актуальной
политики
.
Декарбонизация
экономики
в
соответствии
с
це
-
лями
,
принятыми
COP-21,
потребует
огромных
из
-
менений
в
энергетическом
секторе
,
но
генеральные
цели
не
будут
достигнуты
исключительно
за
счет
этих
изменений
.
Обезуглероживание
экономики
в
целом
необходимо
и
потребует
изменения
структуры
потре
-
бления
энергии
во
всех
секторах
экономики
—
транс
-
порте
,
промышленности
,
сельском
и
коммунальном
хозяйстве
.
Привлечение
финансового
сообщества
и
поддер
-
жание
высокого
уровня
инвестиций
в
энергетическом
секторе
имеет
решающее
значение
.
Как
было
отмече
-
но
в
более
ранних
исследованиях
,
финансовый
сек
-
тор
имеет
мнение
,
что
необходимый
уровень
капита
-
ла
для
удовлетворения
энергетических
потребностей
существует
,
но
сомневается
в
том
,
что
энергетический
сектор
сможет
привлечь
и
поглотить
капиталы
в
не
-
обходимых
масштабах
.
Для
уменьшения
рисков
инвесторов
необходимо
производить
тщательную
оценку
рисков
инвестици
-
онных
проектов
с
учетом
долгосрочных
тенденций
и
включая
оценку
рисков
,
вызванных
изменением
кли
-
мата
и
рисков
,
вызванных
обесцениванием
активов
.
В
наш
период
развития
социальных
медиа
,
все
больше
и
больше
слоев
населения
и
общин
выска
-
зывают
свои
взгляды
на
развитие
и
размещение
энергетической
инфраструктуры
и
направленности
энергетической
политики
.
Для
успешного
внедрения
крупных
инфраструктурных
проектов
и
обеспечения
поддержки
со
стороны
сообщества
рекомендуется
проведение
публичных
обсуждений
разрабатывае
-
мых
решений
с
использованием
медиаресурсов
.
Для
достижения
текущих
и
будущих
целей
в
обла
-
сти
электроэнергетики
одно
из
решающих
значений
имеет
развитие
НИОКР
.
Исследования
,
финансиру
-
емые
правительством
,
могут
помочь
ускорить
при
-
влечение
частных
инвестиций
в
ключевых
областях
и
остаются
важнейшей
составляющей
в
области
смяг
-
чения
последствий
выбросов
углерода
.
Частный
сектор
играет
ключевую
роль
в
снижении
затрат
на
исследования
развития
энергетических
тех
-
нологий
и
часто
в
вопросах
финансирования
их
даль
-
нейшего
внедрения
.
Наиболее
ярко
это
выражено
в
области
повышения
энергетической
эффективно
-
сти
.
Помимо
разработок
в
области
хранения
энергии
,
инновации
частного
сектора
также
будут
поддержи
-
вать
необходимое
сокращение
спроса
на
энергию
.
Оригинал статьи: Переход к новой энергетической политике
В период с 9 по 13 октября 2016 года в Стамбуле (Турция) состоится очередной 23-й Всемирный Энергетический Конгресс, организованный Мировым Энергетическим Советом (МИРЭС). Заглавная тема мероприятия, в котором примут участие более 10 000 руководителей различных секторов энергетики по всему миру, — «Охватывая новые горизонты». На протяжении четырех дней делегатами будут рассмотрены наиболее важные энергетические проблемы, стоящие перед обществом. Обсуждение затронет широкий круг вопросов формирования инновационных бизнес-моделей, ориентированных на внедрение революционных идей в электроэнергетике. В преддверии этого важного в отрасли события журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» публикует обзор основных достижений различных стран мира в решении так называемой энергетической трилеммы — целевой сбалансированной модели развития энергетики, принятой МИРЭС.