Переход к новой энергетической политике

Page 1
background image

Page 2
background image

МИРОВОЙ 

ОПЫТ

136

о

б

з

о

р

обзор

Переход к новой 

энергетической политике

*

В период с 9 по 13 октября 2016 года в Стамбуле (Турция) состоится очередной 
23-й Всемирный Энергетический Конгресс, организованный Мировым Энерге-
тическим Советом (МИРЭС). Заглавная тема мероприятия, в котором примут 
участие более 10 000 руководителей различных секторов энергетики по всему 
миру, — «Охватывая новые горизонты». На протяжении четырех дней делега-
тами будут рассмотрены наиболее важные энергетические проблемы, стоящие 
перед обществом. Обсуждение затронет широкий круг вопросов формирова-
ния инновационных бизнес-моделей, ориентированных на внедрение рево-
люционных идей в электроэнергетике. В преддверии этого важного в отрасли 
события журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» публикует 
обзор основных достижений различных стран мира в решении так называе-
мой энергетической трилеммы — целевой сбалансированной модели развития 
энергетики, принятой МИРЭС.

Александр ПАВЛОВ, директор по стратегическим проектам

журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

МИРЭС

И

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ

 

ТРИЛЕММА

Мировой

 

Энергетический

 

Совет

  (

МИРЭС

уже

 

почти

 

целый

 

век

 

является

 

ведущим

 

участ

-

ником

 

работы

 

в

 

энергетической

 

отрасли

при

-

влекая

 

внимание

 

мировой

 

общественности

 

и

 

стимулируя

 

ее

 

на

 

активные

 

действия

на

-

правленные

 

на

 

устойчивое

 

и

 

сбалансиро

-

ванное

 

обеспечение

 

энергией

 

всего

 

чело

-

вечества

Это

 

аккредитованный

 

ООН

 

орган

занимающийся

 

проблемами

 

энергетики

а

 

так

-

же

 

крупнейшее

 

беспристрастное

 

сообщество

включающее

 

в

 

себя

 

более

 3000 

государствен

-

ных

 

и

 

частных

 

организаций

 

из

 

почти

 100 

стран

 

мира

.

МИРЭС

 

освещает

 

глобальные

государ

-

ственные

 

и

 

региональные

 

стратегии

 

путем

 

проведения

 

мероприятий

 

высокого

 

уровня

организации

 

достоверных

 

исследований

 

и

 

пу

-

бликации

 

их

 

результатов

МИРЭС

 

использует

 

свою

 

структуру

 

для

 

стимулирования

 

диалога

направленного

 

на

 

формирование

 

сбалансиро

-

ванной

 

политики

 

в

 

сфере

 

энергетики

Это

 

все

-

сторонняя

 

независимая

 

организация

работа

 

которой

 

охватывает

 

все

 

страны

использующие

 

все

 

виды

 

энергии

 

и

 

все

 

способы

 

ее

 

получения

.

В

 

мире

в

 

котором

 

многие

 

неправитель

-

ственные

 

организации

 

пользуются

 

лишь

 

узко

-

направленными

 

программами

Мировой

 

Энер

-

гетический

 

Совет

 

выступает

 

единой

 

группой

 

лидеров

нацеленных

 

на

 

стимулирование

 

ра

-

циональной

 

поставки

 

и

 

использования

 

энергии

 

во

 

благо

 

всего

 

человечества

.

МИРЭС

 

уверен

 

в

 

том

что

 

нет

 

бесполезных

 

ресурсов

 

или

 «

неудачных

» 

технологий

но

 

есть

 

недостаточный

 

или

 

непродуманный

 

выбор

 

и

 

не

-

умение

 

использовать

 

технологии

 

на

 

практике

.

Чтобы

 

помочь

 

разработчикам

 

стратегий

 

и

 

отраслевым

 

лидерам

 

сделать

 

оптимальный

 

выбор

МИРЭС

 

разработал

 

концепцию

 

энер

-

гетической

 

трилеммы

которая

 

стала

 

ответом

 

на

 

современную

 

тройную

 

энергетическую

 

за

-

дачу

заключающуюся

 

в

 

поддержке

 

безопас

-

ной

доступной

 

и

 

экологичной

 

энергии

Путем

 

поиска

 

оптимального

 

решения

 

энергетической

 

трилеммы

  (

рисунок

 1) 

МИРЭС

 

помогает

 

от

-

ветственным

 

руководителям

 

нацеливаться

 

на

 

формирование

 

предсказуемой

 

и

 

стабильной

 

Статья

 

подготовлена

 

с

 

использованием

 

развернутого

 

доклада

 "World Energy Trilemma 2016", 

опубликованного

 

МИРЭС

 

в

 

сотрудничестве

 

с

 OLIVER WYMAN, 

а

 

также

 

отдельных

 

материалов

 

РНК

 

МИРЭС


Page 3
background image

137

1

 

Организация

 

экономического

 

сотрудничества

 

и

 

развития

 (

сокр

ОЭСР

англ

. Organisation for Economic Cooperation and 

Development, OECD) — 

международная

 

экономическая

 

организация

 

развитых

 

стран

признающих

 

принципы

 

представи

-

тельной

 

демократии

 

и

 

свободной

 

рыночной

 

экономики

.

политики

В

 

свою

 

очередь

это

 

снижает

 

риски

 

и

 

по

-

могает

 

изыскивать

 

средства

необходимые

 

для

 

реа

-

лизации

 

проектов

 

устойчивой

 

энергетики

.

Все

 

нижеприведенные

 

данные

 

основаны

 

на

 

сов

-

местном

 

исследовании

 

реализации

 

энергетическими

 

компаниями

 

провозглашенной

 

политики

 

за

 

послед

-

ние

 

пять

 

лет

выполненном

 

МИРЭС

 

и

 

консалтинго

-

вой

 

фирмы

 Oliver Wyman.

Исследование

 

показало

 

существенные

 

отличия

 

в

 

реализации

 

энергетической

 

политики

 

в

 

различных

 

странах

что

 

совершенно

 

естественно

 

и

 

обусловлено

 

индивидуальными

 

геополитическими

экономически

-

ми

 

и

 

национальными

 

особенностями

В

 

то

 

же

 

время

 

исследованное

 

многообразие

 

подходов

 

к

 

достиже

-

нию

 

поставленных

 

целей

опыт

 

применения

 

различ

-

ных

 

решений

 

дают

 

возможность

 

выбрать

 

наиболее

 

эффективные

 

методы

 

для

 

дальнейшей

 

работы

.

ОСНОВНЫЕ

 

НАПРАВЛЕНИЯ

Энергетический

 

сектор

 

находится

 

в

 

своей

 

пере

-

ломной

 

точке

 

и

 

сталкивается

 

с

 

рядом

 

растущих

 

про

-

блем

По

 

имеющимся

 

прогнозам

спрос

 

на

 

энергию

 

во

 

всем

 

мире

 

вырастет

 

на

 

треть

 

за

 2015–2040. 

Пре

-

жде

 

всего

такой

 

рост

 

прогнозируется

 

в

 

странах

не

 

входящих

 

в

 

ОЭСР

1

.

Основными

 

причинами

 

такого

 

спроса

 

являются

 

рост

 

численности

 

населения

 

с

 

существующих

 

миллиардов

 

до

 9 

миллиардов

 

к

 2040 

году

;

 

прогнозируемый

 

рост

 

мировой

 

экономики

 

в

 

тот

 

же

 

период

 

времени

 

на

 

уровне

 150%;

 

тенденции

 

растущей

 

урбанизации

 

и

 

мобильности

 

(

прирост

 

числа

 

частных

 

автомобилей

 

на

 1 

млрд

 

в

 

развивающихся

 

странах

а

 

также

 47 

млн

 

новых

 

коммерческих

 

автомобилей

 

в

 

странах

 

ОЭСР

 

и

 229 

млн

 

в

 

развивающихся

 

странах

).

Кроме

 

этого

многими

 

странами

особенно

 

в

 

Аф

-

рике

 

к

 

югу

 

от

 

Сахары

запланировано

 

расширение

 

энергетической

 

инфраструктуры

 

для

 

дополнитель

-

Рис

.1. 

Энергетическая

 

трилемма

Источник

: www.worldenergy.org

ного

 

обеспечения

 

современными

 

энергетическими

 

услугами

 

около

 1,1 

миллиарда

 

человек

.

В

 

то

 

же

 

время

 

энергетический

 

сектор

 

должен

 

адаптироваться

 

к

 

новым

 

рискам

Например

усиле

-

ние

 

погодных

 

и

 

кибер

-

рисков

формирование

 

новых

 

рыночных

 

структур

 

и

 

механизмов

 

для

 

интеграции

 

новых

 

технологий

 

в

 

условиях

 

растущей

 

волатиль

-

ности

 

цен

.

Эти

 

тенденции

в

 

сочетании

 

с

 

обязательствами

 

по

 

снижению

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

 

энергетической

 

отрасли

которая

 

в

 

настоящее

 

время

 

формирует

 35–40% 

глобальных

 

выбросов

 

парнико

-

вых

 

газов

создает

 

колоссальную

 

дополнительную

 

нагрузку

 

на

 

энергетические

 

системы

.

Для

 

достижения

 

поставленных

 

целей

 

к

 2020 

году

 

и

 

последующие

 

периоды

 

правительства

 

должны

 

продолжать

 

планомерное

 

развитие

 

энергетической

 

политики

 

и

 

финансовых

 

решений

которые

 

способны

 

поддержать

 

развитие

 

энергетической

 

инфраструкту

-

ры

Здесь

 

МИРЭС

 

выделяет

 

пять

 

основных

 

направ

-

лений

:

1. 

Преобразования

 

в

 

области

энергоснабжения

 

Законодательными

 

и

 

контролирующими

 

органа

-

ми

 

должны

 

быть

 

установлены

 

четкие

 

и

 

прямолиней

-

ные

 

цели

 

для

 

преобразований

 

в

 

области

 

производ

-

ства

 

и

 

потребления

 

энергии

Этот

 

процесс

 

должен

 

включать

 

новых

 

участников

 

энергетического

 

сектора

 

и

 

взаимодействие

 

со

 

смежными

 

субъектами

 

и

 

сооб

-

ществами

Применение

 

гибкого

 

подхода

 

путем

 

запу

-

ска

 

пилотных

 

проектов

 

и

 

регулярный

 

анализ

 

эффек

-

тивности

 

имеют

 

решающее

 

значение

 

для

 

успешной

 

реализации

 

политики

.

2. 

Расширение

 

доступа

 

к

 

энергоресурсам

Многие

 

развивающиеся

 

страны

 

продолжают

 

рабо

-

ту

 

по

 

расширению

 

энергетической

 

инфраструктуры

повышению

 

энергетической

 

безопасности

надеж

-

ности

 

и

 

доступности

Для

 

увеличения

 

доли

 

частных

 

инвестиций

 

в

 

развитие

 

и

 

модернизацию

 

инфраструк

-

туры

 

требуется

 

реформирование

 

нормативной

 

базы

снижение

 

стоимости

 

ведения

 

бизнеса

 

и

 

повышения

 

конкурентоспособности

 

на

 

рынке

 

электроэнергии

В

 

дополнение

 

к

 

этому

следует

 

уделять

 

большее

 

вни

-

мание

 

вопросам

 

электроснабжения

 

отдаленных

 

тер

-

риторий

в

 

том

 

числе

 

и

 

с

 

использованием

 

объектов

 

малой

 

энергетики

.

Следует

 

понимать

что

 

исключительно

 

одним

 

раз

-

витием

 

инфраструктуры

 

недискриминационный

 

до

-

ступ

 

к

 

ней

 

не

 

обеспечивается

Страны

 

должны

 

обра

-

тить

 

внимание

 

на

 

ряд

 

инновационных

 

механизмов

которые

 

позволяют

 

в

 

доступной

 

для

 

людей

 

форме

 

использовать

 

преимущества

 

современной

 

энерге

-

тики

Среди

 

подобных

 

инновационных

 

механизмов

 

можно

 

выделить

 

бизнес

-

модели

 

повременной

 

опла

-

ты

 

за

 

электроэнергию

а

 

также

 

решения

 

мобильного

 

банкинга

 

для

 

поощрения

 

использования

 

ВИЭ

.

 4 (37) 2016


Page 4
background image

МИРОВОЙ 
ОПЫТ

138

3. 

Индивидуальные

инвестиционные

 

решения

Многие

 

страны

 

с

 

более

 

низким

 

ВВП

 

и

 

низкими

 

рейтингами

 

в

 

энергетической

 

сфере

 

пытаются

 

обе

-

спечить

 

доступность

 

энергетической

 

инфраструк

-

туры

 

путем

 

дополнительного

 

финансирования

 

или

 

создания

 

инвестиционных

 

условий

В

 

краткосрочной

 

перспективе

 

субсидии

 

могут

 

быть

 

жизненно

 

важны

-

ми

 

для

 

потребителей

 

с

 

низкими

 

доходами

 

для

 

под

-

держки

 

социальных

 

и

 

экономических

 

программ

Од

-

нако

 

энергетические

 

субсидии

 

являются

 

достаточно

 

спорным

 

инструментом

 

и

 

в

 

силу

 

своей

 

высокой

 

сто

-

имости

 

приводят

 

к

 

снижению

 

общей

 

эффективности

 

энергетической

 

трилеммы

 

в

 

долгосрочной

 

перспек

-

тиве

.

4. 

Повышение

 

энергетической

 

эффективности

 

и

 

управление

 

спросом

Энергоэффективность

 

и

 

управление

 

спросом

 

на

 

энергию

 

продолжают

 

восприниматься

 

в

 

мире

 

в

 

каче

-

стве

 

приоритетных

 

механизмов

 

с

 

огромным

 

потенци

-

алом

 

для

 

совершенствования

Как

 

подчеркивается

 

на

 

конкретных

 

примерах

одной

 

только

 

экономии

 

за

-

трат

 

зачастую

 

недостаточно

чтобы

 

стимулировать

 

внедрение

 

энергоэффективности

 

или

 

управлять

 

по

-

ведением

 

потребителя

Директивные

 

органы

 

должны

 

согласовывать

 

интересы

 

владельцев

 

энергетических

 

активов

потребителей

 

и

 

регуляторов

и

 

продолжать

 

гармонично

 

совершенствовать

 

такие

 

механизмы

как

 

стандарты

 

энергетической

 

эффективности

рейтинги

 

эффективности

оценка

 

эффективности

 

программ

 

и

 

проектов

Они

 

также

 

должны

 

повышать

 

осведом

-

ленность

 

о

 

преимуществах

 

системы

 

во

 

всех

 

отрас

-

лях

 

промышленности

и

 

мотивировать

 

потребителей

 

сосредотачиваться

 

на

 

вопросах

 

повышения

 

энерго

-

эффективности

.

5. 

Декарбонизация

энергетического

 

сектора

 

Решение

 

Конференции

 

по

 

климату

 

в

 

Париже

 

(COP-21) 

придало

 

импульс

 

переходу

 

к

 

низкоугле

-

родной

 

энергетике

Решения

 COP-21 

потребуют

 

переосмысления

 

цены

 

выбросов

 

углерода

 

и

 

по

-

требуют

 

качественных

 

технологических

 

изменений

 

во

 

всех

 

отраслях

 

экономики

Динамичная

 

и

 

гибкая

 

инвестиционная

 

политика

 

в

 

возобновляемые

 

источ

-

ники

 

энергии

 

позволяет

 

адекватно

 

реагировать

 

на

 

динамику

 

развития

 

рынка

 

и

 

технологических

 

нов

-

шеств

.

ПЯТЬ

 

ЛЕТ

 

РЕАЛИЗАЦИИ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ

 

ТРИЛЕММЫ

Многие

 

страны

 

добились

 

значительного

 

прогрес

-

са

 

в

 

создании

 

надежной

доступной

 

и

 

экологически

 

устойчивой

 

энергетической

 

инфраструктуры

Ос

-

новные

 

общемировые

 

события

 

в

 

этом

 

направлении

 

отражены

 

на

 

временной

 

шкале

 (

рисунок

 2).

Тем

 

не

 

менее

достижение

 

существенных

 

показа

-

телей

 

в

 

изменении

 

баланса

 

между

 

направлениями

 

развития

 

энергетики

 

может

 

занять

 

достаточно

 

про

-

должительное

 

время

И

 

это

 

даже

 

несмотря

 

на

 

суще

-

ственный

 

прогресс

 

в

 

таких

 

областях

как

 

развитие

 

технологий

 

и

 

темпов

 

добычи

 

сланцевого

 

газа

Ис

-

следования

 

показывают

что

 

реализация

 

меропри

-

ятий

предназначенных

 

для

 

достижения

 

ощутимых

 

и

 

долговременных

 

изменений

 

в

 

области

 

производ

-

ства

 

и

 

потребления

 

энергии

 

и

 

выбросов

 

ПГ

может

 

занять

 5–10 

лет

Это

 

время

как

 

правило

необходи

-

мо

 

для

 

разработки

 

технических

 

решений

 

и

 

органи

-

Рис

. 2. 

Ключевые

 

события

 

в

 

мировой

 

энергетике


Page 5
background image

139

зационных

 

мероприятий

проектиро

-

вание

строительство

 

и

 

внедрение

 

последних

Отсюда

 

основная

 

задача

 

для

 

стран

ориентированных

 

на

 

до

-

стижение

 

к

 2020 

году

 

показателей

 

COP-21, — 

начинать

 

работу

 

уже

 

сейчас

.

Некоторые

 

страны

 

на

 

сегодняш

-

ний

 

день

 

полностью

 

сбалансиро

-

ваны

 

с

 

точки

 

зрения

 

реализации

 

энергетической

 

трилеммы

но

 

даль

-

нейший

 

прогресс

 

в

 

ее

 

реализации

 

неминуемо

 

приведет

 

к

 

формирова

-

нию

 

дисбаланса

 

в

 

одну

 

из

 

сторон

К

 

примеру

существенное

 

влияние

 

на

 

рейтинги

 

по

 

энергобезопасно

-

сти

 

и

 

экологичности

 

могут

 

оказать

 

такие

 

факторы

как

 

наличие

 

соб

-

ственных

 

ископаемых

 

энергоресур

-

сов

 

или

 

крупных

 

ГЭС

На

 

показате

-

ли

 

энергоэффективности

 

большое

 

влияние

 

оказывают

 

показатель

 

ва

-

лового

 

внутреннего

 

продукта

  (

ВВП

или

 

богатые

 

ресурсы

 

ископаемого

 

топлива

Однако

 

достижение

 

сба

-

лансированного

 

профиля

 

трилеммы

 

невозможно

 

без

 

целенаправленной

 

энергетической

 

политики

 

и

 

несо

-

вершенной

 

нормативно

-

правовой

 

среды

Выбор

 

энергетической

 

поли

-

тики

 

и

 

способность

 

страны

 

разраба

-

тывать

 

и

 

внедрять

 

в

 

энергетическом

 

секторе

 

новые

 

регулирующие

 

акты

 

оказывают

 

наибольшее

 

влия

-

ние

 

на

 

общую

 

производительность

 

энергетической

трилеммы

.

В

 

таблице

 1 

приведены

 

лучшие

 

результаты

 

в

 

плане

 

общего

 

рейтинга

 

по

 

индексу

 

энергетиче

-

ской

 

трилеммы

 

на

 

протяжении

 

последних

 

пяти

 

лет

Важно

 

отметить

что

 

индекс

 

сравнительный

 

и

 

по

-

зволяет

 

сравнивать

 

показатели

 

различных

 

стран

 

по

 

отношению

 

друг

 

к

 

другу

В

 

целом

многие

 

стра

-

ны

 

за

 

рассматриваемый

 

период

 

улучшили

 

аспекты

 

энергетической

 

эффективности

и

 

приведенный

 

ин

-

декс

 

помогает

 

определить

 

дальнейшие

 

области

 

для

 

улучшения

.

Следует

 

отметить

что

 

из

 130 

стран

участвую

-

щих

 

в

 

рейтинге

за

 5 

лет

 

в

 

ТОП

-10 

побывали

 

только

 

12 

стран

. 10 

из

 

них

 

расположены

 

в

 

Европе

.

Причинами

 

преобладающего

 

положения

 

евро

-

пейских

 

стран

 

в

 

верхних

 

строчках

 

рейтинга

 

явля

-

ется

 

продолжительная

 

планомерная

 

реализация

 

ими

 

энергетической

 

стратегии

 

в

 

рамках

 

целевых

 

показателей

 20-20-20, 

представленной

 

в

 2008 

году

Например

европейские

 

страны

 

представляют

 19 

из

 

21 

страны

которые

 

при

 

экономическом

 

росте

 (

ВВП

продемонстрировали

 

удельное

 

снижение

 

выбросов

 

СО

за

 

период

 2000–2014 

годов

.

Страны

 

Северной

 

Америки

 

во

 

главе

 

с

 

США

Канадой

 

и

 

Мексикой

 

в

 

общем

 

рейтинге

 

занима

-

ют

 

места

начиная

 

с

 40. 

При

 

этом

 

все

 

три

 

крупные

 

страны

 

Северной

 

Америки

 

расположены

 

в

 

нижних

 

показателях

 

индексов

 

экологической

 

устойчивости

 

Табл

. 1. 

Первая

 

десятка

 

стран

-

лидеров

 

по

 

достижению

показателей

 

энергетической

 

трилеммы

 

в

 2011–2015 

годах

Рей

-

тинг

2011

2012

2013

2014

2015

1

Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария

2

Дания

Великобри

-

тания

Дания

Швеция

Швеция

3

Швеция

Швеция

Швеция

Норвегия

Норвегия

4

Великобри

-

тания

Австрия

Австрия

Великобри

-

тания

Великобри

-

тания

5

Австрия

Дания

Великобри

-

тания

Дания

Австрия

6

Норвегия

Норвегия

Канада

Канада

Дания

7

Франция

Новая

 

Зе

-

ландия

Норвегия

Австрия

Канада

8

Канада

Германия

Новая

 

Зе

-

ландия

Финляндия

Франция

9

Новая

 

Зе

-

ландия

Франция

Испания

Франция

Финляндия

10

Германия

Канада

Франция

Новая

 

Зе

-

ландия

Новая

 

Зе

-

ландия

Источник

: World Energy Council / Oliver Wyman, 2016

из

-

за

 

сравнительно

 

высоких

 

уровней

 

выбросов

 

на

 

душу

 

населения

Все

 

они

 

приняли

 

на

 

себя

 

обяза

-

тельства

 COP-21, 

которые

 

должны

 

способствовать

 

в

 

будущем

 

переходу

 

к

 

низкоуглеродной

 

энергетике

Кроме

 

того

перспективному

 

повышению

 

в

 

рейтинге

 

для

 

Мексики

 

могут

 

способствовать

 

широкие

 

струк

-

турные

 

реформы

запланированные

 

на

 

ближайшие

 

5–10 

лет

.

Страны

 

Латинской

 

Америки

 

и

 

Карибского

 

бас

-

сейна

 

занимают

 

в

 

рейтинге

 

различные

 

места

Ре

-

гион

 

включает

 

в

 

себя

 

как

 

импортеров

 

и

 

экспортеров

 

чистой

 

энергии

так

 

и

 

представителей

 

организации

 

стран

-

экспортеров

 

нефти

 (

ОПЕК

) — 

Эквадор

 

и

 

Ве

-

несуэлу

В

 

целом

это

 

богатый

 

энергией

 

регион

в

 

ко

-

тором

 

имеются

 

большие

 

запасы

 

нефти

 

и

 

газа

а

 

так

-

же

 

большие

 

запасы

 

природных

 

источников

 

энергии

пригодных

 

для

 

использования

 

в

 

рамках

 

развития

 

ВИЭ

Ряд

 

стран

включая

 

Колумбию

Уругвай

Ко

-

ста

-

Рику

Эквадор

Бразилию

 

и

 

Перу

имеют

 

все

 

воз

-

можности

 

для

 

использования

 

сильного

 

гидроэнер

-

гетического

 

потенциала

 

для

 

попадания

 

в

 

первую

 

тройку

 

общего

 

рейтинга

Латиноамериканские

 

стра

-

ны

 

также

 

в

 

ближайшее

 

время

 

намерены

 

использо

-

вать

 

имеющийся

 

потенциал

 

ветровой

 

энергетики

увеличить

 

количество

 

и

 

пропускную

 

способность

 

региональных

 

взаимосвязей

 

и

 

главное

    — 

активно

 

работают

 

в

 

направлении

 

привлечения

 

инвестиций

Многие

 

страны

 

этого

 

региона

 

также

 

сосредоточе

-

ны

 

на

 

установлении

 

четкого

 

и

 

прозрачного

 

зако

-

нодательного

 

регулирования

 

для

 

энергетических

инвестиций

.

 4 (37) 2016


Page 6
background image

МИРОВОЙ 
ОПЫТ

140

Профиль

 

реализации

 

энергетической

 

трилеммы

 

для

 

стран

 

Азии

 

значительно

 

изменяется

 

из

-

за

 

сме

-

шения

 

показателей

 

менее

 

развитых

 

стран

  (

Непал

 

и

 

Пакистан

), 

быстро

 

развивающихся

 

экономик

  (

Ки

-

тай

Индия

Индонезия

), 

и

 

высокоразвитых

 

стран

 

(

Япония

Корея

Новая

 

Зеландия

). 

Многие

 

страны

 

региона

 

находятся

 

в

 

нижней

 

части

 

рейтинга

при

 

этом

 

Малайзия

 

и

 

Япония

 

занимают

 

достаточно

 

вы

-

сокое

 

положение

Страны

 

региона

 

работают

чтобы

 

расширить

 

и

 

увеличить

 

доступ

 

к

 

энергии

увеличить

 

долю

 

использования

 

в

 

энергобалансе

 

каменного

 

угля

Тем

 

не

 

менее

в

 

регионе

 

наблюдается

 

одно

 

из

 

самых

 

значительных

 

изменений

 

в

 

энергетике

 

за

 

по

-

следние

 

несколько

 

лет

 — 

прогресс

 

в

 

расширении

 

доступа

 

к

 

энергии

 

и

 

энергетической

 

инфраструктуре

 

с

 

использованием

 

ВИЭ

Китай

 

и

 

Индия

 

уже

 

проде

-

монстрировали

 

сильнейшую

 

динамику

 

роста

 

в

 

части

 

использования

 

солнечной

 

энергии

  (

Китай

 — 19 

ГВт

 

солнечных

 

батарей

 

в

 2014 

году

 

и

 

Индия

 — 4 

ГВт

и

 

энергии

 

ветра

 (

Китай

 — 92 

ГВт

 

в

 2014 

году

 

и

 

в

 

Ин

-

дии

 — 20 

ГВт

). 

В

 2014 

году

 

почти

 

половина

 

мировых

 

инвестиций

 

в

 

возобновляемые

 

источники

 

энергии

 

была

 

произведена

 

в

 

Азии

и

 

эта

 

тенденция

 

сохрани

-

лась

 

в

 2015 

году

 (102,9 

млрд

 

долларов

 

инвестиций

 

в

  

возобновляемые

 

источники

 

энергии

 

в

 

Китае

).

Страны

 

Ближнего

 

Востока

 

и

 

Северной

 

Афри

-

ки

 

также

 

представлены

 

в

 

рейтинге

 

на

 

различных

 

позициях

Страны

 

с

 

высокими

 

запасами

 

нефти

 — 

выше

а

 

страны

 

с

 

меньшими

 

запасами

 (

Йемен

Ту

-

нис

) — 

ниже

Все

 

страны

 

в

 

рейтинге

 

экологической

 

устойчивости

 

представлены

 

достаточно

 

слабо

 (

рей

-

тинг

 C 

или

 D). 

В

 

большинстве

 

случаев

 

это

 

связа

-

но

 

с

 

высокой

 

интенсивностью

 

выбросов

 

и

 

высоким

 

спросом

 

на

 

энергоносители

 

по

 

сравнению

 

с

 

ростом

 

ВВП

Показатели

 

региона

 

также

 

ощутили

 

на

 

себе

 

влияние

 

политических

 

потрясений

 

и

 

конфликтов

которые

 

затронули

 

многие

 

страны

 

в

 

период

 2010–

2015 

годов

Интересно

 

отметить

что

 

ряд

 

стран

 

в

 

ре

-

гионе

как

 

ожидается

в

 

ближайшее

 

время

 

улучшит

 

свои

 

показатели

 

в

 

рейтинге

 

в

 

ответ

 

на

 

изменения

 

политики

 

после

 

длительного

 

периода

 

низких

 

цен

 

на

 

нефть

 (

например

Саудовская

 

Аравия

).

На

 

протяжении

 

всего

 

периода

 

исследований

 

страны

 

к

 

югу

 

от

 

Сахары

 

и

 

Африки

 

оставались

 

в

 

ниж

-

ней

 

части

 

рейтинга

Только

 

Ангола

 (

используя

 

запа

-

сы

 

ископаемого

 

топлива

и

 

Габон

 

достигали

 

топ

-60 

рейтинга

В

 

области

 

есть

 

потенциал

 

для

 

достижения

 

высокой

 

энергетической

 

эффективности

 

на

 

осно

-

вании

 

имеющихся

 

ресурсов

  (

ископаемое

 

топливо

гидроэлектростанции

 

и

 

возобновляемые

 

источники

 

энергии

). 

Но

 

развитие

 

в

 

этой

 

области

 

по

-

прежнему

 

сталкивается

 

с

 

институциональными

 

и

 

инфраструк

-

турными

 

барьерами

Также

 

инвесторов

 

отпугивают

 

высокие

 

политические

 

риски

 

и

 

этические

 

недостат

-

ки

Существенный

 

прогресс

 

в

 

решении

 

энергетиче

-

ской

 

трилеммы

 

на

 

сегодня

 

поставлен

 

в

 

зависимость

 

от

 

вопросов

 

улучшения

 

политической

 

ситуации

 

в

  

странах

 

региона

повышения

 

качества

 

норматив

-

но

-

правовой

 

базы

борьбы

 

с

 

коррупцией

 

и

 

установ

-

ления

 

верховенства

 

закона

.

Ниже

 

представлен

 

опыт

 

отдельных

 

стран

сде

-

лавших

 

ставку

 

на

 

реализацию

 

одного

 

из

 

направле

-

ний

 

достижения

 

целей

 

энергетической

 

трилеммы

.

ИТАЛИЯ

Преобразования

в

 

области

энергоснабжения

Баланс

трилеммы

Политика

 

и

 

цели

Национальная

 

энергетическая

 

стратегия

 

Италии

принятая

 

в

 2013 

году

устанавливает

 

цели

 

на

 

пери

-

од

 

до

 2020 

года

Она

 

предусматривает

 

два

 

основных

 

направления

 

повышения

 

энергетической

 

безопасно

-

сти

снижение

 

зависимости

 

страны

 

от

 

иностранных

 

энергетических

 

источников

 (

с

 84% 

до

 67% 

от

 

объема

 

спроса

и

 

увеличение

 

доли

 

ВИЭ

 (19–20% 

от

 

объема

 

энергопотребления

). 

В

 

дополнение

 

к

 

увеличению

 

доли

 

ВИЭ

 

стратегия

 

предусматривает

 

удвоение

 

по

-

требления

 

углеводородов

повышение

 

энергетиче

-

ской

 

эффективности

диверсификацию

 

источников

 

и

 

путей

 

поставок

 

импортируемого

 

природного

 

газа

 

и

 

увеличение

 

объема

 

хранилищ

 

энергоресурсов

 

для

 

снижения

 

зависимости

 

от

 

импорта

.

Реализация

Поддержка

 

и

 

продвижение

 

постановлений

 

«Storage» 2010 

года

 

и

 «Sblocca Italia» 2014 

года

 

по

-

зволили

 

в

 

значительной

 

мере

 

стимулировать

 

про

-

изводство

 

энергии

 

и

 

увеличить

 

инвестиции

 

в

 

ин

-

фраструктуру

 

за

 

счет

 

упрощения

 

процедур

 

ввода

 

в

 

эксплуатацию

 

трубопроводов

газораспредели

-

тельных

 

терминалов

хранилищ

 

природного

 

газа

увеличения

 

объемов

 

производства

. «Sblocca Italia» 

позволил

 

форсировать

 

реализацию

 

проекта

 

Транс

-

адриатического

 

трубопровода

 

после

 

многих

 

лет

 

про

-

стоя

Для

 

увеличения

 

генерации

 

электроэнергии

 

с

 

использованием

 

ВИЭ

 

Италия

 

оперировала

 

широ

-

ким

 

спектром

 

методов

 

стимулирования

таких

 

как

 

«

зеленые

» 

сертификаты

льготные

 

тарифы

рыноч

-

ные

 

привилегии

реверсивные

 

аукционы

 

и

 

др

Для

 

повышения

 

энергетической

 

эффективности

 

приме

-

нялись

 

такие

 

механизмы

как

 «

белые

» 

сертификаты

налоговые

 

вычеты

современные

 

средства

 

учета

.

Достижения

Италия

 

достигла

 

прогресса

 

в

 

области

 

диверсифи

-

кации

 

поставок

 

природного

 

газа

 

и

 

его

 

хранения

хотя

 

местное

 

производство

 

за

 

последние

 

пять

 

лет

 

снизи

-

лось

Доля

 

ВИЭ

 

в

 2014 

году

 

достигла

 39% 

от

 

обще

-

го

 

энергопотребления

Завершение

 

строительства

 

Трансадриатического

 

трубопровода

 

дало

 

стране

 

ше

-

стой

 

источник

 

импорта

 

газа

 — 

Азербайджан

Поста

-

новление

 «Storage» 

стало

 

основным

 

драйвером

 

для

 

ежегодного

 

увеличения

 

в

 

период

 2011–2014 

годов

 

объема

 

хранилищ

 

у

 

основного

 

оператора

 Stogit. 

Ита

-

лия

 

также

 

достигла

 

прогресса

 

в

 

области

 

повышения

 

энергоэффективности

В

 

период

 2006–2013 

годов

 

Место

в

 

рейтинге

2011 

г

. – 

33

2012 

г

. – 

27

2013 

г

. – 

28

2014 

г

. – 

29

2015 

г

. – 

31


Page 7
background image

141

было

 

выдано

 

около

 23,5 

млн

 

энергетических

 

серти

-

фикатов

что

 

позволило

 

достичь

 

экономии

 17,6 

млн

 

т

.

у

.

т

Через

 

эти

 

достижения

 

Италия

 

смогла

 

улучшить

 

свое

 

положение

 

в

 

общем

 

рейтинге

 

по

 

направлению

 

«

Энергобезопасность

», 

но

 

несмотря

 

на

 

впечатляю

-

щий

 

рост

 

доли

 

ВИЭ

общий

 

балл

 

в

 

этом

 

направлении

 

остался

 

достаточно

 

низким

 

из

-

за

 

отсутствия

 

местных

 

источников

 

ископаемого

 

топлива

.

Проблемы

Местная

 

общественная

 

оппозиция

 

и

 

бесконечный

 

согласовательный

 

процесс

 

в

 

инвестиционной

 

сфере

 

затруднили

 

реализацию

 

многих

 

инфраструктурных

 

проектов

Интересы

 

и

 

действия

 

региональных

 

вла

-

стей

 

не

 

были

 

синхронизированы

 

в

 

части

 

реализации

 

«Sblocca Italia», 

что

 

тормозило

 

выполнение

 

ряда

 

процедур

 

и

 

реакцию

 

на

 

руководящие

 

указания

 

из

 

центрального

 

аппарата

 

Правительства

.

В

 

дерегулирующем

 

законодательстве

 

должно

 

быть

 

четко

 

прописано

как

 

оно

  (

законодательство

должно

 

применяться

 

властями

 

на

 

локальном

реги

-

ональном

 

и

 

национальном

 

уровнях

чтобы

 

избавить

 

инвесторов

 

и

 

регулирующие

 

органы

 

от

 

лишней

 

пута

-

ницы

.

Выводы

1. 

Достижение

 

предварительных

 

договоренностей

 

со

 

всеми

 

участниками

 

проекта

 

и

 

согласующими

 

сто

-

ронами

 

существенно

 

снижает

 

вероятность

 

задер

-

жек

 

в

 

реализации

 

проекта

 

на

 

различных

 

этапах

.

2. 

В

 

дерегулирующем

 

законодательстве

 

должно

 

быть

 

четко

 

прописано

как

 

оно

 (

законодательство

должно

 

применяться

 

властями

 

на

 

локальном

ре

-

гиональном

 

и

 

национальном

 

уровнях

чтобы

 

изба

-

вить

 

инвесторов

 

и

 

регулирующие

 

органы

 

от

 

лиш

-

ней

 

путаницы

.

3. 

Страны

 

могут

 

значительно

 

повысить

 

эффектив

-

ность

 

существующей

 

инфраструктуры

 

при

 

нали

-

чии

 

утвержденных

 

на

 

законодательном

 

уровне

 

перспективных

 

планов

 

развития

.

4. 

Дополнительные

 

гарантии

 

для

 

реализации

 

круп

-

ных

 

инфраструктурных

 

проектов

 

может

 

дать

 

син

-

хронизация

 

популистских

 

высказываний

 

и

 

дей

-

ствий

 

политических

 

лидеров

 

с

 

энергетической

 

политикой

 

ЕЭС

.

КАНАДА

Повышение

энергетической

эффективности

и

 

управление

 

спросом

Баланс

трилеммы

Политика

 

и

 

цели

В

 2004 

году

 

Министерство

 

энергетики

 

Онтарио

 

приняло

 

установку

 

интеллектуальных

 

приборов

 

учета

 

в

 

качестве

 

основного

 

механизма

 

регулирования

 

спро

-

са

В

 

сочетании

 

с

 

применением

 

расширенного

 

тариф

-

ного

 

меню

 

это

 

должно

 

было

 

стимулировать

 

внедре

-

ние

 

и

 

развитие

 

принципов

 

повышения

 

энергетической

 

эффективности

Для

 

достижения

 

поставленных

 

целей

 

потребовалась

 

установка

 800 000 

интеллектуальных

 

ПУ

 

в

 

жилых

 

домах

 

и

 

на

 

объектах

 

малого

 

бизнеса

 

до

 

конца

 2007 

года

 

и

 

для

 

оставшихся

 

категорий

 

потреби

-

телей

 — 

к

 

концу

 2010 

года

Введение

 

диверсифициро

-

ванных

 

тарифов

 

при

 

этом

 

было

 

в

 2012 

году

.

Реализация

Развертывание

 

проекта

 

было

 

поручено

 

местным

 

распределительным

 

электросетевым

 

компаниям

Работа

 

должна

 

была

 

проводиться

 

в

 

два

 

этапа

На

 

первом

 — 

бытовые

 

потребители

 

в

 

городских

 

распре

-

делительных

 

сетях

организации

 

малого

 

и

 

среднего

 

бизнеса

 

с

 

максимальной

 

мощностью

 

от

 50 

до

 200 

кВт

 

и

 

новые

 

присоединения

На

 

втором

 

этапе

 – 

оставшие

-

ся

 

потребители

подключенные

 

к

 

распределительным

 

электрическим

 

сетям

В

 

процессе

 

реализации

 

стои

-

мость

 

выполняемых

 

работ

 

и

 

мероприятий

 

програм

-

мы

 

в

 

два

 

раза

 

превысила

 

первоначальные

 

расчеты

 

и

 

заявленный

 

бюджет

В

 

конечном

 

итоге

 

подобные

 

непредвиденные

 

расходы

 

практически

 

свели

 

к

 

нулю

 

весь

 

ожидаемый

 

экономический

 

эффект

 

от

 

реализа

-

ции

 

программы

.

Достижения

Около

 140 000 

потребителей

 

шести

 

распредели

-

тельных

 

компаний

где

 

реализация

 

проекта

 

состоя

-

лась

 

в

 

полной

 

мере

получили

 

определенный

 

эффект

 

за

 

два

 

года

 

реализации

 (2012–2014). 

Для

 

бытовых

 

потребителей

 

внедрение

 

новой

 

системы

 

тарифного

 

регулирования

 

дало

 

небольшой

но

 

явный

 

эффект

 

сглаживания

 

пиковых

 

нагрузок

Однако

 

на

 

энерго

-

потреблении

 

крупных

 

промышленных

 

потребителей

 

и

 

предприятий

 

малого

 

и

 

среднего

 

бизнеса

 

внедрение

 

нового

 

тарифного

 

меню

 

практически

 

не

 

сказалось

Та

-

ким

 

образом

в

 

целом

 

реализация

 

программы

 

оказа

-

лась

 

бесполезной

 

для

 

всех

 

категорий

 

потребителей

.

Проблемы

По

 

причине

 

высокой

 

скорости

 

развития

 

техноло

-

гий

 

и

 

реализации

 

данного

 

конкретного

 

проекта

че

-

рез

 

определенное

 

время

 

стали

 

возникать

 

вопросы

 

аппаратной

 

и

 

программной

 

интеграции

 

устройств

 

различных

 

поколений

В

 

марте

 2016 

крупнейшие

 

распределительные

 

компании

 

сообщили

что

 

могут

 

опрашивать

 

только

 36 000 

счетчиков

 

из

-

за

 

местных

 

ограничений

 

по

 

передаче

 

данных

Пока

 

интеллек

-

туальные

 

счетчики

 

находились

 

в

 

работе

сформи

-

рованная

 

разница

 

в

 

тарифах

 

между

 

максимальным

 

и

 

минимальным

 

периодами

 

потребления

 

не

 

смогла

 

аккумулировать

 

достаточный

 

экономический

 

повод

 

для

 

стимулирования

 

потребителей

 

к

 

изменению

 

своего

 

режима

 

энергопотребления

В

 2014 

году

 

было

 

получено

 

крайне

 

негативное

 

аудиторское

 

за

-

ключение

 

о

 

программе

зафиксировавшее

 

необо

-

снованный

 

рост

 

стоимости

отсутствие

 

должного

 

уровня

 

управления

 

процессом

 

внедрения

 

и

 

крити

-

чески

 

малую

 

эффективность

 

как

 

для

 

потребителя

так

 

и

 

для

 

окружающей

 

среды

.

Место

в

 

рейтинге

2011 

г

. – 

8

2012 

г

. – 

10

2013 

г

. – 

6

2014 

г

. – 

6

2015 

г

. – 

7

 4 (37) 2016


Page 8
background image

МИРОВОЙ 
ОПЫТ

142

Выводы

1. 

Ошибки

 

в

 

реализации

 

сделали

 

невозможным

 

про

-

ведение

 

коренных

 

изменений

 

в

 

энергосистеме

размыли

 

прогнозируемый

 

экономический

 

эффект

.

2. 

Отработку

 

технологий

 

внедрения

 

интеллектуаль

-

ных

 

систем

 

учета

определение

 

пределов

 

экономи

-

ческой

 

эффективности

 

проектов

 

с

 

учетом

 

реальных

 

условий

 

первоначально

 

целесообразно

 

реализовы

-

вать

 

в

 

рамках

 

полностью

 

контролируемого

 

пилотно

-

го

 

проекта

 

на

 

ограниченной

 

территории

.

3. 

Для

 

получения

 

максимального

 

экономического

 

эф

-

фекта

 

от

 

комплексного

 

внедрения

 

широкого

 

спек

-

тра

 

организационных

 

и

 

технических

 

мероприятий

 

обязательно

 

вовлечение

 

в

 

проект

 

местных

 

органов

 

власти

.

4. 

До

 

перехода

 

проекта

 

в

 

стадию

 

реализации

 

требу

-

ется

 

проведение

 

тщательных

 

исследований

 

и

 

рас

-

четов

 

пределов

 

его

 

экономической

 

эффективности

 

и

 

критических

 

условий

необходимых

 

для

 

достиже

-

ния

 

запланированного

 

эффекта

.

5. 

Еще

 

одним

 

критически

 

важным

 

условием

 

являет

-

ся

 

вовлечение

 

в

 

проект

 

потребителя

проведение

 

с

 

ним

 

разъяснительной

 

работы

 

о

 

преимуществах

получаемых

 

от

 

реализации

 

проекта

.

ИНДИЯ

Расширение

доступа

к

 

энергоресурсам

Баланс

трилеммы

Политика

 

и

 

цели

100% 

электрификация

 

населенных

 

пунктов

 

в

 

сель

-

ской

 

местности

 

и

 

отдельных

 

домовладений

 

в

 

те

-

чение

 

пяти

 

лет

 

в

 

соответствии

 

с

 

программой

 Rajiv 

Gandhi Grameen Vidyutikaran Yojana (RGGVY). 

Про

-

грамма

 

предусматривает

 90% 

государственных

 

ин

-

вестиций

 

и

 10% 

участия

 

компании

 Rural Electri

 cation 

Corporation (REC).

Реализация

После

 

утверждения

 

государственных

 

проектов

их

 

стоимость

 

разбивается

 

на

 

четыре

 

этапа

 

в

 

целях

 

обеспечения

 

полного

 

выполнения

Для

 

электри

-

фикации

 

сельских

 

районов

 

было

 

определено

 

два

 

основных

 

подхода

путем

 

расширения

 

централи

-

зованной

 

сети

 

электроснабжения

 

и

 

там

где

 

это

 

не

 

рентабельно

, — 

с

 

применением

 

распределенной

 

ге

-

нерации

Проект

 

был

 

дополнен

 

задачами

 

электри

-

фикации

 

отдаленных

 

деревень

  (

программа

 RVE) 

с

 

населением

 

менее

 100 

жителей

 

с

 

использованием

 

преимущественно

 

генерации

 

на

 

основе

 

ВИЭ

Проект

 

получил

 

дополнительное

 

расширение

 

в

 2012 

году

Место

в

 

рейтинге

2011 

г

. – 

115

2012 

г

. – 

117

2013 

г

. – 

115

2014 

г

. – 

122

2015 

г

. – 

107

Применение

 

сильной

 

политической

 

воли

 

с

 

целью

 

достижения

 100% 

реализации

 

позволило

 

преобра

-

зовать

 

проект

 RGGVY 

в

 

новую

 

программу

 

электро

-

снабжения

 

объектов

 

в

 

сельской

 

местности

полу

-

чившую

 

название

 Deendayal Upadhyaya Gram Jyoti 

Yojana (DDUGJY). 

Реализация

 

данной

 

программы

 

началась

 

в

 2015 

году

Программа

 

предусматривает

 

разделение

 

фидеров

 

различного

 

назначения

для

 

сельскохозяйственного

 

производства

 

и

 

для

 

насе

-

ления

а

 

также

 

общее

 

усиление

 

электросетевой

 

ин

-

фраструктуры

.

Достижения

По

 

данным

 

выборочного

 

обследования

 

объектов

 

и

 

потребителей

попавших

 

под

 RGGVY, 

в

 

значитель

-

ной

 

мере

 

удалось

 

обеспечить

 

электроэнергией

 

села

 

и

 

деревни

 

в

 

сельской

 

местности

По

 

данным

 

исследо

-

вания

, 93,3% 

семей

 

и

 53% 

деревень

 

были

 

электрифи

-

цированы

и

 89% 

льготников

 

регулярно

 

оплачивают

 

счета

 

за

 

электроэнергию

.

Проблемы

Реализация

 

проекта

 

продвигается

 

достаточно

 

медленно

 

из

-

за

 

низкой

 

плотности

 

размещения

 

объек

-

тов

 

электрификации

 

в

 

сельской

 

местности

 

и

 

высоких

 

уровней

 

потерь

что

 

увеличивает

 

стоимость

 

электри

-

ческой

 

энергии

Отмечаются

 

также

 

коррупционные

 

эпизоды

приводящие

 

к

 

дополнительному

 

удорожа

-

нию

 

и

 

задержкам

 

в

 

реализации

 

проекта

.

Выводы

1. 

Комбинация

 

задач

 

по

 

расширению

 

электрической

 

сети

 

с

 

применением

 

объектов

 

распределенной

 

генерации

 

является

 

наилучшим

 

решением

 

для

 

электрификации

 

объектов

 

в

 

сельской

 

местности

характеризующихся

 

низкой

 

плотностью

 

размеще

-

ния

 

электрических

 

нагрузок

 

и

 

малым

 

энергопотре

-

блением

.

2. 

Прогрессивная

 

схема

 

финансирования

 

проекта

 

позволяет

 

повысить

 

вероятность

 

успеха

 

и

 

снизить

 

коррупционные

 

риски

.

3. 

Предпочтительным

 

является

 

партнерство

когда

 

общее

 

политическое

 

руководство

 

проектом

 

осу

-

ществляется

 

на

 

государственном

 

уровне

а

 

ответ

-

ственность

 

за

 

его

 

реализацию

 

и

 

адаптацию

 

к

 

мест

-

ным

 

условиям

 – 

на

 

уровне

 

региональных

 

властей

.

4. 

Сильная

 

политическая

 

воля

 

крайне

 

необходима

 

для

 

успешного

 

внедрения

 

крупных

 

инфраструктур

-

ных

 

проектов

.

ТУРЦИЯ

Декарбонизация

энергетического

сектора

Баланс

трилеммы

Место

в

 

рейтинге

2011 

г

. – 

82

2012 

г

. – 

87

2013 

г

. – 

75

2014 

г

. – 

73

2015 

г

. – 

76


Page 9
background image

143

Политика

 

и

 

цели

Закон

 

об

 

использовании

 

возобновляемых

 

ис

-

точников

 

энергии

принятый

 

в

 2005 

году

призван

 

сформировать

 

нормативно

-

правовую

 

базу

 

для

 

рас

-

ширения

 

использования

 

ВИЭ

 

в

 

производстве

 

элек

-

троэнергии

 

с

 

целью

 

получения

 30% 

от

 

общей

 

уста

-

новленной

 

мощности

 

из

 

возобновляемых

 

источников

 

к

 2023 

году

.

Реализация

Основным

 

механизмом

 

стимулирования

 

явились

 

специально

 

выработанные

 

тарифные

 

решения

Со

-

гласно

 

принятому

 

законодательству

производители

 

электроэнергии

 

на

 

ВИЭ

 

имеют

 

возможность

 

прода

-

вать

 

электроэнергию

 

по

 

средней

 

оптовой

 

цене

опре

-

деленной

 

органом

 

регулирования

 

рынка

 

энергоноси

-

телей

Учитывая

 

неудовлетворительные

 

результаты

 

работы

 

по

 

этой

 

схеме

правительство

 

в

 2010 

году

 

внесло

 

поправки

 

в

 

закон

чтобы

 

скорректировать

 

цену

 

и

 

сроки

 

и

 

установить

 

дополнительные

 

префе

-

ренции

 

для

 

трейдеров

работающих

 

с

 

ВИЭ

 

по

 

диф

-

ференцированным

 

тарифным

 

ставкам

Введенная

 

поправка

 

также

 

установила

 

определенные

 

надбавки

 

к

 

тарифу

при

 

условии

 

использования

 

на

 

электро

-

станциях

 

отечественных

 

комплектующих

.

Достижения

Турция

 

вдвое

 

увеличила

 

установленную

 

мощ

-

ность

 

электростанций

 

на

 

ВИЭ

  (

до

 25 

ГВт

 

в

 

период

 

с

 2005 

по

 2010 

годы

). 

Однако

при

 

этом

 

количе

-

ство

 

выбросов

 

парниковых

 

газов

 

не

 

уменьшилось

С

 2005 

года

 

интенсивность

 

выбросов

 

парниковых

 

газов

 

в

 

Турции

 

колебалась

 

вокруг

 

одной

 

величины

что

 

в

 

первую

 

очередь

 

связано

 

с

 

возросшей

 

частотой

 

(

и

 

долей

использования

 

каменного

 

угля

 

и

 

других

 

ис

-

копаемых

 

энергоресурсов

.

Проблемы

В

 

целом

тарифы

разработанные

 

для

 

ВИЭ

были

 

ниже

чем

 

средние

 

тарифы

 

на

 

спотовом

 

рынке

Во

-

преки

 

ожиданиям

 

политиков

 

и

 

идеологов

 

проекта

это

 

не

 

позволило

 

привлечь

 

достаточную

 

величину

 

инвестиций

 

с

 2005 

года

По

 

сравнению

 

с

 

другими

 

странами

где

 

гарантированный

 

возврат

 

инвести

-

ций

 

через

 

тарифы

 

осуществляется

 

за

 15–25 

лет

ту

-

рецкие

 10 

лет

 

оказались

 

менее

 

привлекательными

Критики

 

говорили

что

 

страна

 

по

-

прежнему

 

ориенти

-

рована

 

на

 

применение

 

каменного

 

угля

 

и

 

других

 

ис

-

копаемых

 

видов

 

топлива

 

и

 

ограничивает

 

лицензии

 

для

 

солнечных

 

и

 

ветровых

 

проектов

По

 

их

 

мнению

руководство

 

страны

 

рассматривает

 

уголь

 

в

 

качестве

 

основного

 

драйвера

 

экономического

 

роста

 

и

 

плани

-

рует

 

удвоить

 

запасы

 

угля

 

с

 2015 

до

 2019 

года

.

Выводы

1. 

Инвестиции

 

в

 

угольную

 

промышленность

 

должны

 

учитывать

 

социальные

 

и

 

экологические

 

экстерна

-

лии

 

и

 

учитывать

 

реальную

 

стоимость

 

в

 

отноше

-

нии

 

возобновляемых

 

источников

 

энергии

.

2. 

Схемы

 

тарифного

 

стимулирования

 

должны

 

постоянно

 

оцениваться

 

в

 

отношении

 

других

 

стран

 

с

 

целью

 

поддержания

 

их

 

конкурентоспо

-

собности

.

3. 

Отдавая

 

предпочтение

 

производимым

 

внутри

 

страны

 

компонентам

можно

 

стимулировать

 

разви

-

тие

 

местных

 

технологий

Однако

это

 

может

 

увели

-

чить

 

стоимость

 

и

 

период

 

возврата

 

инвестиций

.

БРАЗИЛИЯ

Индивидуальные

тарифные

и

 

инвестиционные

решения

Баланс

трилеммы

Политика

 

и

 

цели

Бразильское

 

правительство

 

прилагает

 

значитель

-

ные

 

усилия

 

для

 

снижения

 

тарифов

 

на

 

электроэнер

-

гию

 

в

 

соответствии

 

с

 

Постановлением

 

о

 

временных

 

мерах

 

 579 

от

 11 

сентября

 2012 

года

В

 

этом

 

до

-

кументе

 

установлено

 

снижение

 

тарифов

 

на

 

электро

-

энергию

 

и

 

расширение

 

льгот

 

для

 

производства

пере

-

дачи

 

и

 

распределения

 

электроэнергии

Цель

 

состояла

 

в

 

том

чтобы

 

повысить

 

конкурентоспособность

 

эконо

-

мики

доступность

 

электроснабжения

 

для

 

населения

 

и

 

добиться

 

общего

 

снижения

 

уровня

 

инфляции

.

Реализация

Политика

 

состоит

 

из

 

двух

 

основных

 

направлений

:

1. 

Отказ

 

от

 

возврата

 

налоговых

 

резервов

топливно

-

го

 

налога

 

и

 

снижение

 

на

 25% 

налога

 

на

 

развитие

 

энергетики

Эти

 

налоги

 

были

 

ранее

 

приняты

 

к

 

суб

-

сидированию

 

инвестиций

 

в

 

сектор

 

электроэнер

-

гетики

 

и

 

для

 

пополнения

 

фонда

 

развития

 

развет

-

вленной

 

электрической

 

сети

 

Бразилии

.

2. 

Расширение

 

концессионных

 

соглашений

 

в

 

сфере

 

производства

 

и

 

передачи

 

электрической

 

энергии

 

с

 

периодом

 

амортизации

 

активов

 

еще

 

на

 30 

лет

 

для

 

действующих

 

предприятий

 

при

 

общем

 

снижении

 

для

 

них

 

предельных

 

уровней

 

тарифов

Эта

 

мера

 

затронула

 20% 

установленных

 

генерирующих

 

мощностей

 

и

 67% 

от

 

общего

 

числа

 

линий

 

электро

-

передачи

 

страны

.

Достижения

Принятие

 

Постановления

 

о

 

временных

 

мерах

 

по

-

зволило

 

снизить

 

цены

 

на

 

электроэнергию

 

для

 

потре

-

бителей

добиться

 

повышения

 

доступности

 

энергии

.

Проблемы

Принятые

 

меры

 

привели

 

к

 

общему

 

снижению

 

та

-

рифов

 

для

 

объектов

 

генерации

 

и

 

электрических

 

се

-

тей

что

 

в

 

свою

 

очередь

 

привело

 

к

 

снижению

 

выручки

 

энергокомпаний

Ко

 

всему

 

прочему

существенные

 

из

-

менения

 

погодных

 

условий

 (

сокращение

 

уровня

 

осад

-

ков

 

относительно

 

прогнозируемого

потребовали

 

при

-

нудительного

 

перераспределения

 

значительной

 

доли

 

выработки

 

электроэнергии

 

в

 

сторону

 

электростанций

работающих

 

на

 

твердом

 

топливе

Это

 

поставило

 

под

 

угрозу

 

выполнение

 

задачи

 

по

 

снижению

 

уровня

 

тари

-

фов

 

на

 20% 

и

 

в

 

результате

 

дореформенные

 

уровни

 

тарифов

 

были

 

достаточно

 

быстро

 

восстановлены

На

 

основе

 

полученного

 

опыта

 

была

 

выработана

 

система

 

тарифных

 

флагов

 

для

 

информирования

 

потребите

-

Место

в

 

рейтинге

2011 

г

. – 

43

2012 

г

. – 

44

2013 

г

. – 

34

2014 

г

. – 

30

2015 

г

. – 

37

 4 (37) 2016


Page 10
background image

МИРОВОЙ 
ОПЫТ

144

ля

 

о

 

необходимости

 

увеличить

 

расход

 

энергии

 

для

 

покрытия

 

расходов

 

на

 

ее

 

производство

Увеличение

 

конечного

 

тарифа

 

на

 

электроэнергию

 

было

 

весьма

 

незначительным

 

для

 

малоимущих

 

слоев

 

населения

.

Хотя

 

снижение

 

налогов

 

и

 

расширение

 

концесси

-

онных

 

соглашений

 

должны

 

были

 

осуществляться

 

на

 

долгосрочной

 

основе

разворота

 

тарифов

 

в

 

сторо

-

ну

 

снижения

 

практически

 

не

 

произошло

что

 

в

 

свою

 

очередь

 

подорвало

 

достижение

 

цели

 

по

 

обеспече

-

нию

 

экономической

 

доступности

 

энергии

В

 

течение

 

многих

 

лет

 

Бразилия

 

имеет

 

один

 

из

 

самых

 

высоких

 

уровней

 

затрат

 

в

 

мире

 

на

 

производство

 

и

 

передачу

 

электроэнергии

Основной

 

проблемой

 

страны

 

остает

-

ся

 

достижение

 

баланса

 

между

 

предоставлением

 

до

-

ступных

 

тарифов

 

для

 

всех

 

граждан

 

и

 

обеспечением

 

условий

 

для

 

устойчивого

 

и

 

безопасного

 

производства

 

энергии

 

при

 

минимальных

 

затратах

.

Выводы

1. 

Структурные

 

изменения

направленные

 

на

 

сниже

-

ние

 

тарифов

 

для

 

потребителей

производят

 

значи

-

тельно

 

меньший

 

эффект

 

по

 

сравнению

 

с

 

резкими

 

изменениями

 

политического

 

курса

связанными

 

с

 

необходимостью

 

облегчить

 

положение

 

малоиму

-

щих

 

слоев

 

населения

.

2. 

Наряду

 

с

 

решением

 

задач

 

по

 

снижению

 

тарифов

 

на

 

электроэнергию

 

необходимо

 

обеспечить

 

их

 

ста

-

бильность

 

и

по

 

возможности

предсказуемость

 

в

 

долгосрочной

 

перспективе

.

3. 

При

 

разработке

 

энергетической

 

стратегии

 

необ

-

ходимо

 

принимать

 

во

 

внимание

 

риски

связанные

 

с

 

воздействием

/

изменением

 

погодных

 

факторов

.

ОБЩИЕ

 

ВЫВОДЫ

На

 

протяжении

 

всего

 

исследования

 

реализации

 

энергетической

 

трилеммы

 

было

 

выявлено

 

общее

 

для

 

всех

 

стран

 

правило

уровни

 

политических

 

и

 

регулятив

-

ных

 

рисков

 

для

 

инвесторов

 

в

 

энергетический

 

сектор

 

должны

 

быть

 

минимизированы

Ясность

 

в

 

энергети

-

ческой

 

политике

 

имеет

 

ключевое

 

значение

 

для

 

сниже

-

ния

 

стоимости

 

капитала

 

и

 

привлечения

 

инвестиций

Для

 

обновления

 

энергетической

 

политики

чтобы

 

привести

 

ее

 

в

 

соответствие

 

с

 

требованиями

 COP-21, 

директивные

 

органы

 

должны

 

предоставить

 

более

 

под

-

робные

 

сведения

 

об

 

инструментах

которые

 

они

 

будут

 

использовать

 

для

 

достижения

 

этих

 

целей

 

и

 

формиро

-

вания

 

механизмов

 

поддержки

 

промышленности

Ре

-

шающее

 

значение

 

для

 

создания

 

стабильной

 

деловой

 

среды

 

для

 

поддержки

 

инвестиций

 

в

 

энергетику

 

имеет

 

широкий

 

консенсус

 

в

 

отношении

 

подходов

которые

 

будут

 

использоваться

 

в

 

среднесрочной

 

и

 

долгосроч

-

ной

 

перспективе

.

Важны

 

также

 

механизмы

позволяющие

 

поддержи

-

вать

 

актуальность

 

энергетической

 

политики

В

 

период

 

продолжающейся

 

нестабильности

 

на

 

рынках

 

энер

-

гоносителей

 

и

 

технологических

 

разработок

 

политики

 

должны

 

найти

 

баланс

 

между

 

устойчивостью

прозрач

-

ностью

 

и

 

стабильностью

.

Эволюция

 

глобальной

 

энергетической

 

системы

включая

 

расширенный

 

доступ

 

к

 

ресурсам

создание

 

новой

 

нормативной

 

базы

появление

 

новых

 

техноло

-

гий

 

и

 

новых

 

игроков

 

в

 

энергетической

 

системе

набира

-

ет

 

обороты

Некоторые

 

краткосрочные

 

решения

 

будут

 

более

 

или

 

менее

 

успешными

но

 

для

 

снижения

 

сто

-

имости

 

капитала

обеспечения

 

доверия

 

инвесторов

ключевую

 

роль

 

будут

 

играть

 

долгосрочные

 

соглаше

-

ния

Политика

 

будет

 

оказывать

 

влияние

 

на

 

политику

.

Надежный

 

диалог

 

между

 

законодательными

 

ор

-

ганами

 

и

 

промышленностью

 

играет

 

ключевую

 

роль

 

в

 

обеспечении

 

развития

 

нормативно

-

правовой

 

базы

 

для

 

поддержки

 

развития

 

устойчивой

 

энергетической

 

системы

 XXI 

века

Энергетическая

 

система

 

претерпе

-

вает

 

огромные

 

изменения

 

и

 

требует

 

грамотной

 

разра

-

ботки

 

и

 

пилотного

 

тестирования

 

новых

 

регулирующих

 

рамок

 

для

 

поддержки

 

более

 

широкого

 

использова

-

ния

 

возобновляемых

 

источников

 

энергии

развития

 

«

умных

» 

электросетей

 

и

 

расширения

 

использования

 

электромобилей

Диалог

 

о

 

наиболее

 

эффективных

 

решениях

необходимых

 

для

 

развития

 

этих

 

техноло

-

гий

позволит

 

обеспечить

 

актуальной

 

политики

.

Декарбонизация

 

экономики

   

в

 

соответствии

 

с

 

це

-

лями

принятыми

 COP-21, 

потребует

 

огромных

 

из

-

менений

 

в

 

энергетическом

 

секторе

но

 

генеральные

 

цели

 

не

 

будут

 

достигнуты

 

исключительно

 

за

 

счет

 

этих

 

изменений

Обезуглероживание

 

экономики

 

в

 

целом

 

необходимо

 

и

 

потребует

 

изменения

 

структуры

 

потре

-

бления

 

энергии

 

во

 

всех

 

секторах

 

экономики

 — 

транс

-

порте

промышленности

сельском

 

и

 

коммунальном

 

хозяйстве

Привлечение

 

финансового

 

сообщества

 

и

 

поддер

-

жание

 

высокого

 

уровня

 

инвестиций

 

в

 

энергетическом

 

секторе

 

имеет

 

решающее

 

значение

Как

 

было

 

отмече

-

но

 

в

 

более

 

ранних

 

исследованиях

финансовый

 

сек

-

тор

 

имеет

 

мнение

что

 

необходимый

 

уровень

 

капита

-

ла

 

для

 

удовлетворения

 

энергетических

 

потребностей

 

существует

но

 

сомневается

 

в

 

том

что

 

энергетический

 

сектор

 

сможет

 

привлечь

 

и

 

поглотить

 

капиталы

 

в

 

не

-

обходимых

 

масштабах

.

Для

 

уменьшения

 

рисков

 

инвесторов

 

необходимо

 

производить

 

тщательную

 

оценку

 

рисков

 

инвестици

-

онных

 

проектов

 

с

 

учетом

 

долгосрочных

 

тенденций

 

и

 

включая

 

оценку

 

рисков

вызванных

 

изменением

 

кли

-

мата

 

и

 

рисков

вызванных

 

обесцениванием

 

активов

.

В

 

наш

 

период

 

развития

 

социальных

 

медиа

все

 

больше

 

и

 

больше

 

слоев

 

населения

 

и

 

общин

 

выска

-

зывают

 

свои

 

взгляды

 

на

 

развитие

 

и

 

размещение

 

энергетической

 

инфраструктуры

 

и

 

направленности

 

энергетической

 

политики

Для

 

успешного

 

внедрения

 

крупных

 

инфраструктурных

 

проектов

 

и

 

обеспечения

 

поддержки

 

со

 

стороны

 

сообщества

 

рекомендуется

 

проведение

 

публичных

 

обсуждений

 

разрабатывае

-

мых

 

решений

 

с

 

использованием

 

медиаресурсов

.

Для

 

достижения

 

текущих

 

и

 

будущих

 

целей

 

в

 

обла

-

сти

 

электроэнергетики

 

одно

 

из

 

решающих

 

значений

 

имеет

 

развитие

 

НИОКР

Исследования

финансиру

-

емые

 

правительством

могут

 

помочь

 

ускорить

 

при

-

влечение

 

частных

 

инвестиций

 

в

 

ключевых

 

областях

 

и

 

остаются

 

важнейшей

 

составляющей

 

в

 

области

 

смяг

-

чения

 

последствий

 

выбросов

 

углерода

.

Частный

 

сектор

 

играет

 

ключевую

 

роль

 

в

 

снижении

 

затрат

 

на

 

исследования

 

развития

 

энергетических

 

тех

-

нологий

 

и

 

часто

 

в

 

вопросах

 

финансирования

 

их

 

даль

-

нейшего

 

внедрения

Наиболее

 

ярко

 

это

 

выражено

 

в

 

области

 

повышения

 

энергетической

 

эффективно

-

сти

Помимо

 

разработок

 

в

 

области

 

хранения

 

энергии

инновации

 

частного

 

сектора

 

также

 

будут

 

поддержи

-

вать

 

необходимое

 

сокращение

 

спроса

 

на

 

энергию

.  


Оригинал статьи: Переход к новой энергетической политике

Читать онлайн

В период с 9 по 13 октября 2016 года в Стамбуле (Турция) состоится очередной 23-й Всемирный Энергетический Конгресс, организованный Мировым Энергетическим Советом (МИРЭС). Заглавная тема мероприятия, в котором примут участие более 10 000 руководителей различных секторов энергетики по всему миру, — «Охватывая новые горизонты». На протяжении четырех дней делегатами будут рассмотрены наиболее важные энергетические проблемы, стоящие перед обществом. Обсуждение затронет широкий круг вопросов формирования инновационных бизнес-моделей, ориентированных на внедрение революционных идей в электроэнергетике. В преддверии этого важного в отрасли события журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» публикует обзор основных достижений различных стран мира в решении так называемой энергетической трилеммы — целевой сбалансированной модели развития энергетики, принятой МИРЭС.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Система диагностики АКБ «Репей»

Энергоснабжение / Энергоэффективность Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Возобновляемая энергетика / Накопители Диагностика и мониторинг
ООО НПП «Микропроцессорные технологии»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Исследование влияния объектов микрогенерации на уровень напряжения в электрических сетях низкого напряжения

Возобновляемая энергетика / Накопители Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Харитонов М.С. Кугучева Д.К.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»