18
ц
и
ф
р
о
в
ы
е
с
е
т
и
цифровые сети
Острые углы
цифровизации
По
материалам
IV
Всероссийской
конференции
«
РАЗВИТИЕ
И
ПОВЫШЕНИЕ
НАДЕЖНОСТИ
ЭКСПЛУАТА
-
ЦИИ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
СЕТЕЙ
»
Ф
ормально
вопрос
по
-
строения
цифровой
экономики
в
России
был
поднят
на
самый
высокий
уровень
в
послании
Президента
РФ
к
Федеральному
собранию
в
декабре
2016
года
.
Уже
летом
следующего
года
ука
-
зом
Правительства
Российской
Федерации
от
28
июля
2017
г
.
№
1632
была
утверждена
про
-
грамма
«
Цифровая
экономика
Российской
Федерации
»,
посвя
-
щенная
преимущественно
базо
-
вым
направлениям
предстоящих
преобразований
.
В
майском
Ука
-
зе
(
№
204
от
7
мая
2018
г
.)
Пре
-
зидент
Российской
Федерации
ставит
более
прикладные
зада
-
чи
:
преобразование
и
повышение
эффективности
функционирова
-
ния
приоритетных
отраслей
эко
-
номики
,
включая
энергетическую
инфраструктуру
,
посредством
внедрения
цифровых
технологий
и
платформенных
решений
.
Все
это
время
на
разных
площадках
ведутся
дискуссии
по
различным
аспектам
цифровизации
электро
-
энергетики
,
обсуждается
виде
-
ние
целевого
состояния
отрасли
и
способы
его
достижения
,
пред
-
лагаются
различные
концепции
и
дорожные
карты
их
реализации
,
а
также
роли
и
задачи
участников
цифровой
трансформации
.
Необходимость
расширения
сферы
и
объемов
использования
цифровых
технологий
в
деятель
-
ности
энергокомпаний
уже
давно
никем
не
оспаривается
.
Автома
-
тизация
технологических
и
управ
-
ленческих
процессов
,
повышение
наблюдаемости
энергетических
объектов
,
увеличение
количества
датчиков
и
устройств
учета
,
вне
-
дрение
автоматизированных
си
-
стем
управления
и
цифровых
ме
-
тодов
снятия
информации
ведется
в
отрасли
уже
давно
.
Успешный
опыт
изучается
и
распространяет
-
ся
.
Однако
все
это
инструменты
,
которые
предоставляют
новые
возможности
,
но
не
обеспечива
-
ют
сами
по
себе
качественных
изменений
.
Задача
цифрового
преобразования
отрасли
требует
изменения
не
только
технологий
,
но
и
бизнес
-
процессов
,
моделей
управления
,
внутриотраслевых
и
межотраслевых
взаимодействий
.
Огромной
ошибкой
будет
свести
цифровизацию
к
автоматизации
.
Цифровизация
,
которая
начинает
-
ся
не
с
переосмысления
способов
достижения
стратегических
целей
,
трансформации
бизнес
-
моделей
,
нахождения
и
устранения
точек
неэффективности
,
заканчивается
масштабными
инвестициями
,
сде
-
ланными
в
огромное
количество
«
цифровых
игрушек
»,
не
прино
-
сящих
сколько
-
нибудь
значимого
технико
-
экономического
эффекта
.
При
обсуждении
темы
циф
-
ровизации
зачастую
продвигает
-
ся
позиция
,
что
основной
целью
цифровой
трансформации
явля
-
ется
предоставление
новых
воз
-
можностей
и
сервисов
конечно
-
му
потребителю
.
Это
безусловно
один
из
важнейших
результа
-
тов
цифровой
экономики
.
Но
за
витриной
клиентского
сервиса
стоит
необходимость
масштаб
-
ной
перестройки
организацион
-
но
-
технического
и
технологиче
-
ского
каркаса
отрасли
,
прежде
всего
«
большой
энергетики
».
Легче
всего
цифровизируются
Медведева
Е
.
А
.,
заместитель
директора
Департамента
оперативного
контроля
и
управления
в
электроэнергетике
Министерства
энергетики
РФ
19
учетно
-
финансовые
взаимодей
-
ствия
с
потребителем
.
Но
если
говорить
,
например
,
о
гибкости
в
выборе
комплексного
тарифа
с
определенным
уровнем
надеж
-
ности
,
то
развитие
клиентских
сервисов
для
потребителей
ста
-
нет
логическим
завершением
из
-
менений
,
касающихся
всей
энер
-
гетической
инфраструк
туры
.
Другой
,
довольно
распростра
-
ненной
ошибкой
стало
отождест
-
вление
понятий
«
инновационная
деятельность
»
и
«
цифровизация
».
Инновационная
деятельность
нацелена
преимущественно
на
замену
существующих
технологи
-
ческих
и
производственных
про
-
цессов
на
более
современные
,
прогрессивные
,
экономически
эф
-
фективные
и
быстродействующие
.
В
основе
инновационной
деятель
-
ности
лежит
задача
отбора
техно
-
логий
с
учетом
уровня
их
зрелости
и
перспективности
,
их
апробиро
-
вание
и
принятие
решения
о
целе
-
сообразности
массового
внедре
-
ния
.
Цифровизация
базируется
на
возможности
анализа
большого
объема
достоверных
данных
,
со
-
ставления
прогнозов
и
сценариев
возможных
изменений
с
помощью
новейших
цифровых
технологий
,
в
том
числе
и
технологий
искус
-
ственного
интеллекта
.
За
счет
этого
принимаются
более
каче
-
ственные
,
объективные
и
опера
-
тивные
решения
,
находятся
точки
неэффективности
,
оптимально
используются
ограниченные
ре
-
сурсы
.
Целью
преобразований
на
основе
цифровых
технологий
яв
-
ляется
получение
положительных
экономических
эффектов
за
счет
оптимизации
и
трансформации
производственных
цепочек
и
про
-
цессов
,
моделей
управления
,
про
-
цедур
планирования
и
логистики
.
Инновационные
технологические
решения
и
продукты
вписывают
-
ся
в
общий
отраслевой
цифровой
ландшафт
как
наиболее
подготов
-
ленные
к
преобразованиям
,
не
ло
-
мая
,
а
дополняя
его
.
Можно
выделить
несколько
основополагающих
принципов
,
которые
помогут
избежать
острых
углов
цифровизации
и
позволят
максимально
использовать
име
-
ющиеся
возможности
для
получе
-
ния
положительных
эффектов
.
Во
-
первых
,
цифровизация
ра
-
ди
цифровизации
всегда
обре
-
чена
на
экономическое
фиаско
.
Цифровая
трансформация
долж
-
на
быть
нацелена
на
достижение
стратегических
целей
:
повышение
эффективности
производствен
-
ной
деятельности
,
обеспечение
поддержания
технического
состо
-
яния
производственных
фондов
на
требуемом
уровне
,
а
также
их
своевременного
обновления
,
оп
-
тимизация
логистики
и
т
.
д
.
Деком
-
позировав
стратегические
задачи
до
уровня
конкретных
бизнес
-
про
-
цессов
и
взаимоотношений
,
мож
-
но
не
только
определить
необхо
-
димый
уровень
цифровизации
,
но
и
идентифицировать
способы
возврата
инвестиций
,
просчитать
технико
-
экономический
выигрыш
от
предполагаемых
изменений
,
рассчитать
требуемый
темп
пре
-
образований
.
Это
также
даст
воз
-
можность
найти
и
заинтересовать
потенциальных
инвесторов
.
Мас
-
штабное
внедрение
цифровых
решений
необходимо
предварять
их
апробированием
на
пилотных
проектах
и
последующей
оценкой
их
эффективности
и
результатив
-
ности
.
Во
-
вторых
,
необходимо
«
циф
-
ровизировать
»
мышление
.
Но
-
вые
взаимоотношения
и
бизнес
-
процессы
можно
выстраивать
,
абстрагируясь
от
традиционных
подходов
.
Необходимо
отказы
-
ваться
от
привычки
мыслить
категориями
«
аппаратно
-
про
-
граммных
комплексов
»
и
пира
-
мидального
управления
.
Новые
модели
управления
подразуме
-
вают
сетецентрические
структу
-
ры
и
модели
принятия
решений
,
риск
-
ориентированные
подходы
,
широкое
использование
облачных
технологий
.
Третье
,
программа
«
Цифровая
экономика
Российской
Федера
-
ции
»
задает
в
качестве
основных
принципов
открытый
обмен
циф
-
ровыми
данными
(
в
соответствии
с
политиками
обращения
различ
-
ных
категорий
данных
),
использо
-
вание
платформенных
решений
.
Для
этого
необходимо
создание
единой
цифровой
среды
.
На
уров
-
не
отрасли
данная
среда
опреде
-
ляет
для
участников
единые
пра
-
вила
и
технологии
сбора
данных
,
единые
протоколы
и
интерфейсы
,
общие
требования
к
средствам
хранения
данных
и
обеспечения
информационной
безопасности
.
Цифровая
среда
выступает
как
единое
информационное
про
-
странство
и
общий
язык
общения
для
развития
технологий
и
плат
-
форм
,
которые
в
свою
очередь
предоставляют
для
субъектов
электроэнергетики
модель
взаи
-
модействия
бизнес
-
функций
,
эта
-
лонные
описания
бизнес
процес
-
сов
,
единую
метамодель
данных
,
а
также
задает
политику
сбора
и
оборота
данных
.
Формирование
единой
отрас
-
левой
информационной
среды
и
цифровой
платформы
является
отдельной
,
многоаспектной
зада
-
чей
.
Ее
необходимо
гармонично
вписать
в
единую
национальную
информационную
экосистему
,
пу
-
тем
увязывания
с
другими
направ
-
лениями
программы
,
такими
как
:
• «
Нормативное
регулирова
-
ние
»,
• «
Кадры
и
образование
»,
• «
Формирование
исследова
-
тельских
компетенций
и
техно
-
логических
заделов
»,
• «
Информационная
инфра
-
структура
»,
• «
Информационная
безопас
-
ность
».
В
то
же
время
требуется
про
-
работка
на
отраслевом
уровне
таких
общих
для
всех
участников
отраслевой
экосистемы
вопросов
,
как
отраслевая
модель
данных
,
описание
базовых
бизнес
-
процес
-
сов
и
т
.
д
.
В
-
четвертых
,
в
такой
важной
для
обеспечения
национальной
безопасности
отрасли
,
как
элек
-
троэнергетика
,
принципиальным
является
момент
использования
российских
продуктов
и
разрабо
-
ток
вместо
готовых
иностранных
решений
.
В
этом
вопросе
важно
сохранять
архитектурную
откры
-
тость
и
доступность
платформен
-
ных
решений
,
не
допускать
доми
-
нирования
отдельных
компаний
и
продуктов
,
создавать
условия
для
появления
национального
рынка
решений
для
цифровой
электроэнергетики
.
Это
достига
-
ется
,
в
том
числе
,
посредством
создания
и
утверждения
отрасле
-
вых
требований
и
системы
стан
-
дартов
.
Компании
отрасли
в
той
или
иной
мере
уже
проводят
меро
-
приятия
и
проекты
,
отвечающие
задаче
преобразования
отрасли
на
основе
цифровых
технологий
.
№
4 (49) 2018
20
Свою
задачу
Минэнерго
России
как
орган
государственной
власти
видит
в
создании
условий
раз
-
вития
отрасли
на
основе
передо
-
вых
технологий
при
сохранении
необходимого
уровня
националь
-
ной
энергобезопасности
,
а
также
в
обеспечении
гармоничной
ин
-
теграции
отраслевой
информа
-
ционной
среды
в
экосистему
на
-
циональной
цифровой
экономики
.
Для
этого
в
рамках
проектной
деятельности
Минэнерго
России
принята
к
реализации
ведом
-
ственная
программа
«
Цифровая
трансформация
электроэнерге
-
тики
России
»,
основная
цель
ко
-
торой
—
повышение
надежности
и
эффективности
функциони
-
рования
Единой
энергосистемы
России
путем
внедрения
риск
-
ориентированного
управления
на
базе
цифровых
технологий
.
Программа
охватывает
основные
аспекты
цифровизации
электро
-
энергетики
,
начиная
с
внедрения
единых
стандартов
получения
данных
в
цифровой
форме
и
по
-
строения
на
их
базе
цифровых
моделей
и
платформ
,
заканчи
-
вая
корректировкой
норматив
-
но
-
правовой
базы
.
Руководство
осуществляет
директор
Депар
-
тамента
оперативного
контроля
и
управления
в
электроэнергетике
Минэнерго
России
Е
.
П
.
Грабчак
.
В
соответствии
со
сводным
планом
ведомственной
про
-
граммы
Минэнерго
России
рас
-
сматривает
конкретные
проек
-
ты
,
направленные
на
создание
инфраструктурной
и
информа
-
ционной
сред
взаимодействия
,
развитых
платформ
,
технологий
обработки
данных
,
обеспечению
информационной
безопасности
и
внедрению
новых
моделей
вза
-
имодействия
.
Одним
из
таких
проектов
яв
-
ляется
реализуемая
на
базе
САЦ
Минэнерго
России
система
рас
-
чета
и
мониторинга
показателей
надежности
оказываемых
услуг
ТСО
.
Ключевые
особенности
дан
-
ной
системы
—
организация
пря
-
мого
сбора
исходных
данных
со
средств
телеизмерений
с
исполь
-
зованием
цифровой
модели
сети
и
технологий
больших
данных
на
основе
отраслевой
онтологиче
-
ской
модели
.
В
части
развития
риск
-
ори
ен
-
ти
рованного
подхода
к
управле
-
нию
производственными
актива
-
ми
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
совместно
с
АО
«
РТСофт
»
и
АО
«
СО
ЕЭС
»
ведет
работы
по
внедрению
авто
-
матизированной
системы
монито
-
ринга
и
анализа
функционирова
-
ния
устройств
РЗА
.
Организация
прямого
информационного
обме
-
на
между
субъектами
позволит
предупредить
аварии
,
связанные
с
неправильной
работой
РЗА
,
а
также
снизить
время
на
ликви
-
дацию
таких
аварий
.
Реализуется
пилотный
проект
по
созданию
системы
удаленного
мониторинга
,
оценки
и
прогнози
-
рования
изменения
технического
состояния
оборудования
электро
-
сетевого
комплекса
Группы
ком
-
паний
«
Россети
»
и
мобильных
электростанций
АО
«
Мобильные
ГТЭС
».
В
проекте
задействованы
специалисты
ПАО
«
Ростелеком
»
и
ГК
«
Цифра
».
По
результатам
пилотных
про
-
ектов
будут
выработаны
подходы
и
рекомендации
по
масштабиро
-
ванию
опробованных
решений
.
Это
обеспечит
постепенный
пере
-
ход
от
системы
управления
про
-
изводственными
активами
только
по
планово
-
предупредительно
-
му
виду
организации
ремонта
к
ремонту
по
фактическому
тех
-
ническому
состоянию
с
учетом
последствий
отказа
основного
технологического
оборудования
(
рисков
).
В
заключение
необходимо
отметить
,
что
разнообразие
об
-
ластей
и
вопросов
,
требующих
проработки
в
рамках
проведения
цифрового
преобразования
от
-
расли
,
предполагают
масштаб
-
ный
вклад
всех
участников
от
-
раслевой
экосистемы
,
включая
регуляторов
,
субъектов
отрас
-
ли
,
технологические
компании
,
производителей
оборудования
.
Необходимо
избегать
необосно
-
ванного
масштабного
инвестиро
-
вания
в
решения
,
не
доказавшие
своей
эффективности
,
макси
-
мально
использовать
практику
пилотных
проектов
.
Цифровая
трансформация
должна
осу
-
ществляться
эволюционно
и
пла
-
номерно
,
поэтому
ведомствен
-
ная
программа
нацелена
,
прежде
всего
,
не
на
быстрый
результат
,
а
на
сбалансированный
подход
к
проводимым
в
отрасли
измене
-
ниям
.
ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
МИНЭНЕРГО, ФГБУ «САЦ МИНЭНЕРГО
РОССИИ»
Расчет и мониторинг показателей
надежности оказываемых услуг ТСО
Все ТСО (более 1600 шт.)
•внедрение экспертной аналитики
с использованием технологий больших
данных на основе отраслевой онтологи-
ческой модели;
•организация прямого сбора исходных
данных со средств телеизмерений
с использованием цифровой
модели сети.
ПАО «РОССЕТИ»,
АО
«МОБИЛЬНЫЕ
ГТЭС»
Система удаленного мониторинга, оценки
и прогнозирования изменения
технического состояния
электроэнергетических объектов
генерирующее оборудование (МГТЭС)
и пилотная подстанция
•повышение надежности энергоснабжения и
эффективности операционной деятельности;
•предупреждение и прогнозирование аварий
на энергетическом оборудовании;
•отработка решений по ограничению
передачи технологических данных за
пределы Российской Федерации.
АО
«СО ЕЭС», ПАО «ФСК ЕЭС»,
АО «РТСофт»
Система мониторинга и анализа
функционирования устройств РЗА
3 пилотные подстанции
•переход на обслуживание устройств РЗА по
их фактическому состоянию;
•снижение числа аварий и времени на их
ликвидацию;
•организация информационного обмена
между субъектами для предупреждения
аварий, связанных с работой РЗА;
•максимальная автоматизация трудоемких
функций персонала, занимающегося
эксплуатацией систем РЗА.
за
Единая платформа
ЦИФРОВЫЕ СЕТИ
Оригинал статьи: Острые углы цифровизации
По материалам IV Всероссийской конференции «РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ»