Особенности привлечения инвестиций в электроэнергетику

Page 1
background image

Page 2
background image

48

АНАЛИТИКА

СЕТИ  РОССИИ

48

и

н

в

е

с

т

и

ц

и

и

инвестиции

Ф

ормирование

согла

-

сование

 

и

 

поиск

 

ин

-

весторов

 

является

 

тру

-

дозатратной

 

задачей

И

к

 

сожалению

, «

административ

-

ные

 

барьеры

» 

для

 

многих

 

стано

-

вятся

 

непреодолимой

 

преградой

При

 

этом

 

вдохновляющих

 

приме

-

ров

 

также

 

достаточно

 

много

.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ

 

БАРЬЕРЫ

Первое

что

 

необходимо

 

отме

-

тить

административные

 

барьеры

 

не

 

должны

 

ассоциироваться

 

с

 

чем

-

то

 

негативным

Администра

-

тивные

 

регламенты

 

и

 

структуры

 

позволяют

 

максимально

 

подго

-

товить

 

инвестиционный

 

проект

 

к

 

реализации

 

и

 

минимизировать

 

возможные

 

риски

 

при

 

условии

 

чёткого

 

следования

 

всем

 

нормам

 

законодательства

правилам

 

и

 

методикам

Любое

 

мероприятие

 

требует

 

от

 

всех

 

участников

 

чётко

-

го

 

понимания

 

требований

 

к

 

его

 

проведению

тем

 

более

 

если

 

оно

 

связано

 

с

 

финансовыми

 

влива

-

ниями

 

и

 

рисками

Поэтому

 

умень

-

шение

 

числа

 

административных

 

барьеров

 

должно

 

быть

 

связано

 

с

 

их

 

качественным

 

усилением

То

 

есть

 

на

 

смену

 

трём

 

инстанциям

рассматривающим

 

инвестицион

-

ный

 

проект

приходит

 

одна

но

 

с

 

расширенными

 

полномочиями

 

и

 

компетенциями

повышенной

 

квалификацией

 

сотрудников

 

и

 

зачастую

 

увеличенной

 

численно

-

стью

 

штата

В

 

этом

 

случае

 

сроки

 

анализа

 

документов

подавае

-

мых

 

на

 

рассмотрение

и

 

число

 

итераций

 

становятся

 

меньше

и

как

 

следствие

они

 

становятся

 

бо

-

лее

 

прогнозируемыми

Основным

 

помощником

 

в

 

ча

-

сти

 

согласования

 

и

 

контроля

 

вы

-

полнения

 

инвестиционных

 

про

-

грамм

 

в

 

случаях

когда

 

напрямую

 

затрагиваются

 

финансы

 

и

 

планы

 

развития

 

государства

 

или

 

кон

-

кретного

 

субъекта

 

РФ

становится

 

Министерство

 

энергетики

 

РФ

 

или

 

органы

 

исполнительной

 

власти

 

субъектов

 

РФ

на

 

территории

 

ко

-

торых

 

расположены

 

такие

 

объ

-

екты

Критерии

 

отбора

 

субъектов

 

электроэнергетики

которые

 

могут

 

и

 

должны

 

опираться

 

на

 

опыт

 

и

 

по

-

мощь

 

госструктур

определены

 

в

 

Постановлении

 

Правительства

 

РФ

 

от

 01.12.2009 

 977 «

Об

 

ин

-

вестиционных

 

программах

 

субъ

-

ектов

 

электроэнергетики

». 

Под

 

попечение

 

региональных

 

госу

-

дарственных

 

структур

 

попадают

 

организации

не

 

менее

 

половины

 

уставного

 

капитала

 

которых

 

при

-

надлежит

 

региону

Содействие

 

со

 

стороны

 

федерального

 

мини

-

стерства

 

гарантированно

 

полу

-

чают

 

организации

у

 

которых

 

не

 

менее

 

половины

 

в

 

уставном

 

ка

-

питале

 

принадлежит

 

РФ

плани

-

руется

 

строительство

 

генерирую

-

щего

 

объекта

 

мощностью

 

свыше

 

50 

МВт

 

или

 

объектов

относя

-

щихся

 

к

 

единой

 

национальной

 

Особенности 

привлечения инвестиций 

в электроэнергетику 

Инвестиционная привлекательность региона — одна из первоочередных задач, 
ставящаяся перед руководителями всех уровней как государственных ведомств, 
так и коммерческих структур. Вливание финансовых ресурсов в развитие эконо-
мики наиболее заметно, когда инвестиции остаются в долгосрочной перспекти-
ве. Примером эффективных вложений могут служить создание и модернизация 
электропередающих и распределительных систем. 

Сергей НИЧИПОРЮК, руководитель проектов внедрения региональной

 платформы ЕИАС ФСТ России, Институт системного мониторинга


Page 3
background image

49

 3 (24), 

май

июнь

, 2014

49

(

общероссийской

электрической

 

сети

Кроме

 

того

понимание

 

плани

-

руемых

 

и

 

фактических

 

расходов

 

до

-

стигается

 

путём

 

согласования

 

и

 

кон

-

троля

 

инвестиций

 

со

 

стороны

 

тех

 

же

 

государственных

 

ведомств

 

в

 

случа

-

ях

когда

 

субъект

 

электроэнергетики

 

предусматривает

 

в

 

инвестиционной

 

программе

 

мероприятия

затраги

-

вающие

 

объекты

 

электросетевого

 

хозяйства

работающие

 

с

 

напряже

-

нием

 

менее

 220 

кВ

или

 

привлекает

 

финансирование

 

из

 

регионального

 

или

 

федерального

 

бюджетов

.

Говоря

 

о

 

госструктурах

 

как

 

об

 

основных

 

помощниках

 

инвестора

не

 

приходиться

 

лукавить

так

 

как

 

ос

-

новная

 

работа

 

по

 

взаимодействию

 

со

 

смежными

 

ведомствами

 

пере

-

ходит

 

к

 

ним

В

 

случае

 

правильно

 

подготовленной

 

и

 

вовремя

 

пред

-

ставленной

 

программы

 

инвестиций

 

дальнейшее

 

согласование

 

с

 

Ми

-

нистерством

 

экономического

 

раз

-

вития

Министерством

 

финансов

Министерством

 

промышленности

 

и

 

торговли

Федеральной

 

антимо

-

нопольной

 

службой

Федеральной

 

службой

 

по

 

тарифам

а

 

в

 

некоторых

 

случаях

 

и

 

с

 

Росатомом

 

происходит

 

по

 

запросу

 

и

 

инициативе

 

Министер

-

ства

 

энергетики

 

РФ

.

Сроки

 

анализа

 

согласования

 

программ

 

не

 

могут

 

превышать

 

45 

календарных

 

дней

  (

для

 

регио

-

нов

 — 50) 

и

 

чётко

 

регламентирова

-

ны

 

по

 

датам

В

 

случае

 

если

 

по

 

ис

-

течении

 45 

календарных

 

дней

 

со

 

дня

 

поступления

 

инвестиционной

 

программы

 

в

 

федеральные

 

органы

 

исполнительной

 

власти

 

и

 

органы

 

исполнительной

 

власти

 

субъектов

 

РФ

 

позиция

 

указанных

 

органов

 

по

 

инвестиционной

 

программе

 

не

 

представлена

она

 

считается

 

согла

-

сованной

.

Несмотря

 

на

 

пристальный

 

и

 

раз

-

носторонний

 

анализ

 

со

 

стороны

 

го

-

сударственных

 

структур

основные

 

риски

 

и

 

ответственность

 

на

 

себя

 

принимает

 

непосредственный

 

ини

-

циатор

  (

обычно

 

он

 

же

 — 

реализа

-

тор

инвестиционной

 

программы

А

 

понимание

 

и

 

прогнозирование

 

ситуации

 

часто

 

являются

 

основопо

-

лагающими

 

при

 

определении

 

сро

-

ков

 

проведения

 

инвестиционных

 

мероприятий

 

и

 

возврата

 

вложений

.

Какие

 

основные

 

риски

связан

-

ные

 

с

 

административными

 

барье

-

рами

 

и

 

государственным

 

регулиро

-

ванием

можно

 

выделить

?

ОСНОВНЫЕ

 

РИСКИ

В

 

связи

 

с

 

достаточно

 

сложной

 

си

-

туацией

 

в

 

экономике

 

переходного

 

периода

 

следует

 

помнить

 

о

 

полити

-

ке

 

сдерживания

 

роста

 

тарифов

 

на

 

энергоресурсы

в

 

первую

 

очередь

 

обращая

 

внимание

 

именно

 

на

 

со

-

циальные

 

факторы

Инвестицион

-

ный

 

климат

 

в

 

регулируемых

 

сферах

 

становится

 

более

 

благоприятным

 

в

 

условиях

 

долгосрочного

 

прогнози

-

рования

 

выручки

 

и

 

прибыльности

 

от

 

производства

и

 

поставки

 

энергоре

-

сурсов

 

и

 

электроэнергии

 

в

 

частно

-

сти

Не

 

секрет

что

 

именно

 

затраты

 

на

 

топливо

 

и

 

электроэнергию

 

игра

-

ют

 

ключевую

 

роль

 

в

 

формировании

 

стоимости

 

единицы

 

ресурса

 

в

 

тепло

-

снабжении

 

и

 

водоснабжении

 

и

как

 

следствие

способны

 

значительно

 

изменять

 

долю

 

затрат

 

любого

 

потре

-

бителя

 

на

  «

блага

 

цивилизованного

 

общества

». 

В

 

связи

 

с

 

чем

 

государ

-

ственным

 

структурам

 

необходимо

 

очень

 

тонко

 

соблюдать

 

баланс

 

ин

-

тересов

 

энергопоставляющих

 

ком

-

паний

 

и

 

потребителей

что

 

влечёт

 

за

 

собой

 

решения

 

о

  «

заморозке

 

тари

-

фов

», 

формировании

  «

перекрёстно

-

го

 

субсидирования

» 

и

  «

социальных

 

норм

», 

при

 

которых

 

происходит

 

пере

-

распределение

 

платёжной

 

нагрузки

 

и

возможно

снижение

 

инвестици

-

онной

 

привлекательности

 

производ

-

ственного

 

и

 

инфраструктурного

 

сек

-

торов

 

потребителей

В

 

долгосрочной

 

перспективе

 

благоразумным

 

видит

-

ся

 

переход

 

к

 

единым

 

экономически

 

обоснованным

 

тарифам

 

для

 

населе

-

ния

 

и

 

остальных

 

групп

 

потребителей

Такой

 

шаг

 

может

 

стать

 

значимым

 

со

-

бытием

 

и

 

повысить

 

заинтересован

-

ность

 

инвесторов

.

Известны

 

случаи

когда

 

именно

 

тарифная

 

политика

 

субъектов

 

РФ

 

становилась

 

определяющей

 

при

 

выборе

 

территориального

 

распо

-

ложения

 

объекта

 

инвестиций

При

 

этом

 

предполагаемый

 

рынок

 

сбыта

 

относился

 

к

 

одному

 

региону

а

 

про

-

изводственные

 

мощности

 

располо

-

жились

 

в

 

другом

.

Ещё

 

одним

 

фактором

влияю

-

щим

 

на

 

выбор

 

инвестора

стано

-

вится

 

осознание

 

итоговых

 

затрат

связанных

 

с

 

включением

 

объектов

 

в

 

существующую

 

инфраструкту

-

ру

В

 

контексте

 

электроэнергетики

 

принято

 

говорить

 

о

 

стоимости

 

тех

-

нологического

 

присоединения

 

к

 

электрическим

 

сетям

В

 

ряде

 

реги

-

онов

 

столкнулись

 

с

 

ситуацией

когда

 

крупные

 

инвесторы

не

 

желая

 

под

-

ключаться

 

к

 

сетям

 

из

-

за

 

дороговиз

-

ны

 

строительства

 

и

 

реконструкции

 

существующих

 

мощностей

пере

-

ходили

 

на

 

автономные

 

режимы

 

ре

-

сурсогенерации

 

и

 

полное

 

самообе

-

спечение

Находя

 

при

 

этом

 

очень

 

интересные

 

энергоэффективные

 

решения

иногда

 

за

 

счёт

 

новых

 

или

 

возобновляемых

 

источников

 

энер

-

гии

Несколько

 

известных

 

случаев

 

по

 

созданию

 

таких

  «

оазисов

», 

ши

-

роко

 

обсуждаемых

 

в

 

СМИ

могут

 

Фото

 

Андрей

 

Карпачевский


Page 4
background image

50

СЕТИ РОССИИ

перенаправлять

 

потоки

 

инвестиций

 

в

 

сторону

 

создания

 

собственных

 

не

-

зависимых

 

инфраструктур

а

 

не

 

на

 

модернизацию

 

существующих

 

объ

-

ектов

Вопрос

 

технологического

 

при

-

соединения

 

очень

 

часто

 

звучит

 

на

 

совещаниях

 

самого

 

различного

 

уровня

и

 

есть

 

определённые

 

пред

-

посылки

 

к

 

скорому

 

появлению

 

про

-

зрачных

 

и

 

понятных

 

регламентов

 

по

 

механизму

 

расчёта

 

стандартизиро

-

ванных

 

и

 

индивидуальных

 

ставок

 

на

 

присоединение

 

к

 

существующим

 

сетям

.

Отличным

 

мотивом

 

для

 

при

-

влечения

 

инвестиционных

 

активов

 

может

 

служить

 

осознание

 

ситуации

 

энергетической

 

компании

 

в

 

работе

 

над

 

минимизацией

 

потерь

Необо

-

снованный

 

расход

 

электроэнергии

связанный

 

с

 

износом

 

электрообо

-

рудования

 

и

 

несовершенством

 

тех

-

нологических

 

решений

с

 

одной

 

стороны

демонстрирует

 

потенци

-

ал

 

к

 

получению

 

прибыли

 

в

 

случае

 

уменьшения

 

потерь

а

 

с

 

другой

 — 

по

-

зволяет

 

понять

 

заинтересованность

 

самой

 

организации

 

в

 

данных

 

меро

-

приятиях

Если

 

в

 

ближайшей

 

ретро

-

спективе

 

попыток

 

снизить

 

потери

 

не

 

предпринималось

то

возможно

одновременно

 

с

 

вливанием

 

инве

-

стиций

 

следует

 

проводить

 

реструкту

-

ризацию

 

или

 

кадровые

 

изменения

 

в

 

управлении

 

компанией

Наиболее

 

яркие

 

примеры

 

последних

 

лет

 

пока

-

зывают

что

 

комплексные

 

решения

 

проблемы

 

потерь

 

связаны

 

именно

 

с

 

изменениями

 

в

 

управлении

 

органи

-

зацией

 

в

 

целом

.

Кроме

 

потерь

 

технологического

 

свойства

 

организациям

подлежа

-

щим

 

государственному

 

регулиро

-

ванию

при

 

формировании

 

имиджа

 

инвестиционно

-

привлекательного

 

предприятия

 

следует

 

обращать

 

вни

-

мание

 

на

 

платёжеспособность

 

целе

-

вых

 

потребителей

 

ресурсов

 

и

 

услуг

К

 

сожалению

многие

 

регионы

 

РФ

 

не

 

располагают

 

эффективно

 

зара

-

батывающей

 

экономикой

а

 

следо

-

вательно

и

 

возможностью

 

потре

-

бителей

 

своевременно

 

и

 

в

 

полном

 

объёме

 

погашать

 

счета

 

за

 

энерго

-

ресурсы

Почти

 

во

 

всех

 

регионах

 

существуют

 

механизмы

 

поддержки

 

таких

 

потребителей

но

как

 

прави

-

ло

в

 

этом

 

случае

 

необходимо

 

закла

-

дывать

 

дополнительное

 

время

 

на

 

ожидание

которое

 

может

 

длиться

 

более

 

года

.

Развитие

 

инфраструктуры

 

в

 

до

-

тационных

 

регионах

как

 

правило

происходит

 

с

 

большим

 

вливанием

 

государственных

 

финансовых

 

ре

-

сурсов

 

или

 

благодаря

 

вербальным

 

интервенциям

 

устоявшихся

 

элит

в

 

определённом

 

смысле

 

значитель

-

но

 

уменьшая

 

затраты

 

на

  «

админи

-

стративные

 

препятствия

», 

а

 

также

 

повышая

 

активность

 

потенциаль

-

ных

 

инвесторов

Примеры

 

резких

 

всплесков

 

инвестиционной

 

привле

-

кательности

 

некоторых

 

регионов

 

чётко

 

ассоциируются

 

с

 

крупными

 

международными

 

мероприятиями

которые

 

проводились

 

или

 

планиру

-

ются

 

на

 

территории

 

нашей

 

страны

.

Оценить

 

инвестиционный

 

эф

-

фект

 

позволяет

 

предварительная

 

оценка

 

резервов

 

мощности

 

ресур

-

соснабжающих

 

организаций

Оче

-

видно

что

 

деньги

 

быстрее

 

находят

-

ся

 

там

где

 

их

 

требуется

 

меньше

В

 

случае

 

с

 

регулируемой

 

инфра

-

структурой

 

быстрее

 

обнаруживают

-

ся

 

привлекательные

 

финансовые

 

активы

 

там

где

 

изначально

 

виден

 

потенциал

 

роста

 

из

-

за

 

недозагружен

-

ности

 

или

 

простоя

 

существующих

 

мощностей

В

 

этих

 

условиях

 

выгода

 

от

 

прихода

 

инвестора

 

получается

 

выше

чем

 

просто

 

от

 

сложения

 

ак

-

тивов

 

инвестора

 

и

 

предприятия

В

 

ситуации

 

с

 

известным

 

потенциа

-

лом

 

мощности

 

затраты

 

на

 

включение

 

их

 

в

 

процесс

 

принесения

 

выручки

 

аналогичен

 

уже

 

существующим

 

про

-

цессам

 

и

 

не

 

требует

 

приобретения

 

новых

 

компетенций

 

для

 

персонала

 

и

 

дополнительных

 

организационных

 

структур

 

в

 

самом

 

предприятии

.

Одним

 

из

 

самых

 

важных

 

по

 

зна

-

чимости

 

факторов

 

понимания

 

при

-

быльности

 

инвестиций

 

является

 

обычная

 

статистика

а

 

конкретнее

 — 

точное

 

измерение

сколько

чего

когда

 

и

 

кому

Наличию

 

приборов

 

учёта

 

всегда

 

уделяется

 

особое

 

вни

-

мание

так

 

как

 

самые

 

эффективные

 

прогнозы

 

строятся

 

именно

 

на

 

факти

-

чески

 

сложившихся

 

данных

Любое

 

ведомство

 

охотнее

 

согласовывает

 

инвестиционные

 

программы

 

пред

-

приятиям

если

 

понимает

что

 

всё

 

произведённое

 

и

 

отпущенное

 

потре

-

бителям

 

точно

 

учитывается

а

 

в

 

са

-

мых

 

положительных

 

примерах

 

ещё

 

и

 

автоматически

 

анализируется

.

Благодаря

 

законодательству

 

РФ

связанному

 

со

 

стандартами

 

раскры

-

тия

 

информации

значительно

 

облег

-

чается

 

анализ

 

и

 

выявление

 

наиболее

 

перспективных

 

и

 

инвестиционно

 

привлекательных

 

направлений

 

и

 

ор

-

ганизаций

Постановление

 

Прави

-

тельства

 

РФ

 

от

 21.01.2004 

 24 «

Об

 

утверждении

 

стандартов

 

раскрытия

 

информации

 

субъектами

 

оптового

 

и

 

розничных

 

рынков

 

электрической

 

энергии

» 

не

 

только

 

обязывает

 

орга

-

низации

 

становиться

 

более

 «

прозрач

-

ными

», 

но

 

и

 

позволяет

 

потенциаль

-

ным

 

инвесторам

 

проводить

 

анализ

 

по

 

всем

 

основным

 

показателям

 

дея

-

тельности

 

компании

включая

• 

финансовую

 

отчётность

• 

аудиторские

 

заключения

• 

показатели

 

эффективности

 

ис

-

пользования

 

инвестированного

 

капитала

 (

с

 

указанием

 

использу

-

емой

 

методики

 

расчёта

); 

• 

фактический

 

уровень

 

доходно

-

сти

 

инвестиций

• 

балансовую

 

стоимость

 

и

 

сведе

-

ния

 

о

 

вводе

 

активов

• 

условия

 

договоров

 

об

 

оказании

 

услуг

 

по

 

передаче

 

электрической

 

энергии

 

и

 

об

 

осуществлении

 

тех

-

нологического

 

присоединения

• 

сведения

 

о

 

тарифах

• 

информацию

 

о

 

потерях

 

и

 

меро

-

приятиях

 

по

 

снижению

 

потерь

 

в

 

сетях

• 

информацию

 

о

 

техническом

 

со

-

стоянии

 

сетей

  (

количестве

 

ава

-

рий

их

 

причин

 

и

 

мероприятий

 

по

 

устранению

); 

• 

информацию

 

об

 

общей

 

пропуск

-

ной

 

способности

 

узлов

 

электри

-

ческой

 

сети

резервах

 

их

 

мощ

-

ности

• 

отчёты

 

о

 

выполнении

 

планов

 

капитальных

 

вложений

 

и

 

ремон

-

тов

• 

прогноз

 

совокупного

 

потребле

-

ния

 

и

 

производства

 

электри

-

ческой

 

энергии

 

по

 

субъектам

 

Российской

 

Федерации

 

на

 

пред

-

стоящие

 1 

год

 

и

 5 

лет

• 

планы

 

по

 

выводу

 

объектов

 

элек

-

троэнергетики

 

в

 

ремонт

 

и

 

из

 

экс

-

плуатации

 

и

 

вводу

 

их

 

в

 

эксплуа

-

тацию

 

после

 

ремонта

а

 

также

 

по

 

вводу

 

в

 

эксплуатацию

 

создавае

-

мых

 

объектов

 

электроэнергети

-

ки

 

на

 

предстоящие

 1 

год

 

и

 5 

лет

.

Таким

 

образом

точное

 

соблюде

-

ние

 

норм

 

и

 

правил

которые

 

созда

-

ны

 

с

 

помощью

  «

административных

 

барьеров

», 

открывает

 

организациям

 

широкие

 

возможности

 

для

 

привлече

-

ния

 

инвестиций

 

и

 

развития

 

как

 

соб

-

ственной

 

инфраструктуры

так

 

и

 

всей

 

энергосистемы

 

государства

 


Оригинал статьи: Особенности привлечения инвестиций в электроэнергетику

Читать онлайн

Инвестиционная привлекательность региона — одна из первоочередных задач, ставящаяся перед руководителями всех уровней как государственных ведомств, так и коммерческих структур. Вливание финансовых ресурсов в развитие экономики наиболее заметно, когда инвестиции остаются в долгосрочной перспективе. Примером эффективных вложений могут служить создание и модернизация электропередающих и распределительных систем.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

Разработка и внедрение программно-аппаратного комплекса по прогнозированию часов пиковых нагрузок и управлению графиками нагрузки объектов производственно-хозяйственных нужд

Управление сетями / Развитие сетей Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция
ПАО «Россети Центр», филиал ПАО «Россети Центр и Приволжье» — «Нижновэнерго», ООО «РЭНЕРА», АО «Атомэнергопромсбыт»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 5(80), сентябрь-октябрь 2023

Разработка алгоритма и модели оптимизации числа и мест установки активно-адаптивных элементов секционирования с оценкой эффективности мероприятий в распредсети

Управление сетями / Развитие сетей
Галиев И.Ф. Яхин Ш.Р. Пигалин А.А. Гарифуллин М.Ш.
Спецвыпуск «Россети» № 3(30), сентябрь 2023

Практические вопросы использования информационных моделей электрических сетей в деловых процессах электросетевой компании

Управление сетями / Развитие сетей Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция
ПАО «Россети Урал»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»