48
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
48
и
н
в
е
с
т
и
ц
и
и
инвестиции
Ф
ормирование
,
согла
-
сование
и
поиск
ин
-
весторов
является
тру
-
дозатратной
задачей
.
И
,
к
сожалению
, «
административ
-
ные
барьеры
»
для
многих
стано
-
вятся
непреодолимой
преградой
.
При
этом
вдохновляющих
приме
-
ров
также
достаточно
много
.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
БАРЬЕРЫ
Первое
,
что
необходимо
отме
-
тить
:
административные
барьеры
не
должны
ассоциироваться
с
чем
-
то
негативным
.
Администра
-
тивные
регламенты
и
структуры
позволяют
максимально
подго
-
товить
инвестиционный
проект
к
реализации
и
минимизировать
возможные
риски
при
условии
чёткого
следования
всем
нормам
законодательства
,
правилам
и
методикам
.
Любое
мероприятие
требует
от
всех
участников
чётко
-
го
понимания
требований
к
его
проведению
,
тем
более
если
оно
связано
с
финансовыми
влива
-
ниями
и
рисками
.
Поэтому
умень
-
шение
числа
административных
барьеров
должно
быть
связано
с
их
качественным
усилением
.
То
есть
на
смену
трём
инстанциям
,
рассматривающим
инвестицион
-
ный
проект
,
приходит
одна
,
но
с
расширенными
полномочиями
и
компетенциями
,
повышенной
квалификацией
сотрудников
и
зачастую
увеличенной
численно
-
стью
штата
.
В
этом
случае
сроки
анализа
документов
,
подавае
-
мых
на
рассмотрение
,
и
число
итераций
становятся
меньше
,
и
,
как
следствие
,
они
становятся
бо
-
лее
прогнозируемыми
.
Основным
помощником
в
ча
-
сти
согласования
и
контроля
вы
-
полнения
инвестиционных
про
-
грамм
в
случаях
,
когда
напрямую
затрагиваются
финансы
и
планы
развития
государства
или
кон
-
кретного
субъекта
РФ
,
становится
Министерство
энергетики
РФ
или
органы
исполнительной
власти
субъектов
РФ
,
на
территории
ко
-
торых
расположены
такие
объ
-
екты
.
Критерии
отбора
субъектов
электроэнергетики
,
которые
могут
и
должны
опираться
на
опыт
и
по
-
мощь
госструктур
,
определены
в
Постановлении
Правительства
РФ
от
01.12.2009
№
977 «
Об
ин
-
вестиционных
программах
субъ
-
ектов
электроэнергетики
».
Под
попечение
региональных
госу
-
дарственных
структур
попадают
организации
,
не
менее
половины
уставного
капитала
которых
при
-
надлежит
региону
.
Содействие
со
стороны
федерального
мини
-
стерства
гарантированно
полу
-
чают
организации
,
у
которых
не
менее
половины
в
уставном
ка
-
питале
принадлежит
РФ
,
плани
-
руется
строительство
генерирую
-
щего
объекта
мощностью
свыше
50
МВт
или
объектов
,
относя
-
щихся
к
единой
национальной
Особенности
привлечения инвестиций
в электроэнергетику
Инвестиционная привлекательность региона — одна из первоочередных задач,
ставящаяся перед руководителями всех уровней как государственных ведомств,
так и коммерческих структур. Вливание финансовых ресурсов в развитие эконо-
мики наиболее заметно, когда инвестиции остаются в долгосрочной перспекти-
ве. Примером эффективных вложений могут служить создание и модернизация
электропередающих и распределительных систем.
Сергей НИЧИПОРЮК, руководитель проектов внедрения региональной
платформы ЕИАС ФСТ России, Институт системного мониторинга
49
№
3 (24),
май
–
июнь
, 2014
49
(
общероссийской
)
электрической
сети
.
Кроме
того
,
понимание
плани
-
руемых
и
фактических
расходов
до
-
стигается
путём
согласования
и
кон
-
троля
инвестиций
со
стороны
тех
же
государственных
ведомств
в
случа
-
ях
,
когда
субъект
электроэнергетики
предусматривает
в
инвестиционной
программе
мероприятия
,
затраги
-
вающие
объекты
электросетевого
хозяйства
,
работающие
с
напряже
-
нием
менее
220
кВ
,
или
привлекает
финансирование
из
регионального
или
федерального
бюджетов
.
Говоря
о
госструктурах
как
об
основных
помощниках
инвестора
,
не
приходиться
лукавить
,
так
как
ос
-
новная
работа
по
взаимодействию
со
смежными
ведомствами
пере
-
ходит
к
ним
.
В
случае
правильно
подготовленной
и
вовремя
пред
-
ставленной
программы
инвестиций
дальнейшее
согласование
с
Ми
-
нистерством
экономического
раз
-
вития
,
Министерством
финансов
,
Министерством
промышленности
и
торговли
,
Федеральной
антимо
-
нопольной
службой
,
Федеральной
службой
по
тарифам
,
а
в
некоторых
случаях
и
с
Росатомом
происходит
по
запросу
и
инициативе
Министер
-
ства
энергетики
РФ
.
Сроки
анализа
согласования
программ
не
могут
превышать
45
календарных
дней
(
для
регио
-
нов
— 50)
и
чётко
регламентирова
-
ны
по
датам
.
В
случае
если
по
ис
-
течении
45
календарных
дней
со
дня
поступления
инвестиционной
программы
в
федеральные
органы
исполнительной
власти
и
органы
исполнительной
власти
субъектов
РФ
позиция
указанных
органов
по
инвестиционной
программе
не
представлена
,
она
считается
согла
-
сованной
.
Несмотря
на
пристальный
и
раз
-
носторонний
анализ
со
стороны
го
-
сударственных
структур
,
основные
риски
и
ответственность
на
себя
принимает
непосредственный
ини
-
циатор
(
обычно
он
же
—
реализа
-
тор
)
инвестиционной
программы
.
А
понимание
и
прогнозирование
ситуации
часто
являются
основопо
-
лагающими
при
определении
сро
-
ков
проведения
инвестиционных
мероприятий
и
возврата
вложений
.
Какие
основные
риски
,
связан
-
ные
с
административными
барье
-
рами
и
государственным
регулиро
-
ванием
,
можно
выделить
?
ОСНОВНЫЕ
РИСКИ
В
связи
с
достаточно
сложной
си
-
туацией
в
экономике
переходного
периода
следует
помнить
о
полити
-
ке
сдерживания
роста
тарифов
на
энергоресурсы
,
в
первую
очередь
обращая
внимание
именно
на
со
-
циальные
факторы
.
Инвестицион
-
ный
климат
в
регулируемых
сферах
становится
более
благоприятным
в
условиях
долгосрочного
прогнози
-
рования
выручки
и
прибыльности
от
производства
,
и
поставки
энергоре
-
сурсов
и
электроэнергии
в
частно
-
сти
.
Не
секрет
,
что
именно
затраты
на
топливо
и
электроэнергию
игра
-
ют
ключевую
роль
в
формировании
стоимости
единицы
ресурса
в
тепло
-
снабжении
и
водоснабжении
и
,
как
следствие
,
способны
значительно
изменять
долю
затрат
любого
потре
-
бителя
на
«
блага
цивилизованного
общества
».
В
связи
с
чем
государ
-
ственным
структурам
необходимо
очень
тонко
соблюдать
баланс
ин
-
тересов
энергопоставляющих
ком
-
паний
и
потребителей
,
что
влечёт
за
собой
решения
о
«
заморозке
тари
-
фов
»,
формировании
«
перекрёстно
-
го
субсидирования
»
и
«
социальных
норм
»,
при
которых
происходит
пере
-
распределение
платёжной
нагрузки
и
,
возможно
,
снижение
инвестици
-
онной
привлекательности
производ
-
ственного
и
инфраструктурного
сек
-
торов
потребителей
.
В
долгосрочной
перспективе
благоразумным
видит
-
ся
переход
к
единым
экономически
обоснованным
тарифам
для
населе
-
ния
и
остальных
групп
потребителей
.
Такой
шаг
может
стать
значимым
со
-
бытием
и
повысить
заинтересован
-
ность
инвесторов
.
Известны
случаи
,
когда
именно
тарифная
политика
субъектов
РФ
становилась
определяющей
при
выборе
территориального
распо
-
ложения
объекта
инвестиций
.
При
этом
предполагаемый
рынок
сбыта
относился
к
одному
региону
,
а
про
-
изводственные
мощности
располо
-
жились
в
другом
.
Ещё
одним
фактором
,
влияю
-
щим
на
выбор
инвестора
,
стано
-
вится
осознание
итоговых
затрат
,
связанных
с
включением
объектов
в
существующую
инфраструкту
-
ру
.
В
контексте
электроэнергетики
принято
говорить
о
стоимости
тех
-
нологического
присоединения
к
электрическим
сетям
.
В
ряде
реги
-
онов
столкнулись
с
ситуацией
,
когда
крупные
инвесторы
,
не
желая
под
-
ключаться
к
сетям
из
-
за
дороговиз
-
ны
строительства
и
реконструкции
существующих
мощностей
,
пере
-
ходили
на
автономные
режимы
ре
-
сурсогенерации
и
полное
самообе
-
спечение
.
Находя
при
этом
очень
интересные
энергоэффективные
решения
,
иногда
за
счёт
новых
или
возобновляемых
источников
энер
-
гии
.
Несколько
известных
случаев
по
созданию
таких
«
оазисов
»,
ши
-
роко
обсуждаемых
в
СМИ
,
могут
Фото
Андрей
Карпачевский
50
СЕТИ РОССИИ
перенаправлять
потоки
инвестиций
в
сторону
создания
собственных
не
-
зависимых
инфраструктур
,
а
не
на
модернизацию
существующих
объ
-
ектов
.
Вопрос
технологического
при
-
соединения
очень
часто
звучит
на
совещаниях
самого
различного
уровня
,
и
есть
определённые
пред
-
посылки
к
скорому
появлению
про
-
зрачных
и
понятных
регламентов
по
механизму
расчёта
стандартизиро
-
ванных
и
индивидуальных
ставок
на
присоединение
к
существующим
сетям
.
Отличным
мотивом
для
при
-
влечения
инвестиционных
активов
может
служить
осознание
ситуации
энергетической
компании
в
работе
над
минимизацией
потерь
.
Необо
-
снованный
расход
электроэнергии
,
связанный
с
износом
электрообо
-
рудования
и
несовершенством
тех
-
нологических
решений
,
с
одной
стороны
,
демонстрирует
потенци
-
ал
к
получению
прибыли
в
случае
уменьшения
потерь
,
а
с
другой
—
по
-
зволяет
понять
заинтересованность
самой
организации
в
данных
меро
-
приятиях
.
Если
в
ближайшей
ретро
-
спективе
попыток
снизить
потери
не
предпринималось
,
то
,
возможно
,
одновременно
с
вливанием
инве
-
стиций
следует
проводить
реструкту
-
ризацию
или
кадровые
изменения
в
управлении
компанией
.
Наиболее
яркие
примеры
последних
лет
пока
-
зывают
,
что
комплексные
решения
проблемы
потерь
связаны
именно
с
изменениями
в
управлении
органи
-
зацией
в
целом
.
Кроме
потерь
технологического
свойства
организациям
,
подлежа
-
щим
государственному
регулиро
-
ванию
,
при
формировании
имиджа
инвестиционно
-
привлекательного
предприятия
следует
обращать
вни
-
мание
на
платёжеспособность
целе
-
вых
потребителей
ресурсов
и
услуг
.
К
сожалению
,
многие
регионы
РФ
не
располагают
эффективно
зара
-
батывающей
экономикой
,
а
следо
-
вательно
,
и
возможностью
потре
-
бителей
своевременно
и
в
полном
объёме
погашать
счета
за
энерго
-
ресурсы
.
Почти
во
всех
регионах
существуют
механизмы
поддержки
таких
потребителей
,
но
,
как
прави
-
ло
,
в
этом
случае
необходимо
закла
-
дывать
дополнительное
время
на
ожидание
,
которое
может
длиться
более
года
.
Развитие
инфраструктуры
в
до
-
тационных
регионах
,
как
правило
,
происходит
с
большим
вливанием
государственных
финансовых
ре
-
сурсов
или
благодаря
вербальным
интервенциям
устоявшихся
элит
,
в
определённом
смысле
значитель
-
но
уменьшая
затраты
на
«
админи
-
стративные
препятствия
»,
а
также
повышая
активность
потенциаль
-
ных
инвесторов
.
Примеры
резких
всплесков
инвестиционной
привле
-
кательности
некоторых
регионов
чётко
ассоциируются
с
крупными
международными
мероприятиями
,
которые
проводились
или
планиру
-
ются
на
территории
нашей
страны
.
Оценить
инвестиционный
эф
-
фект
позволяет
предварительная
оценка
резервов
мощности
ресур
-
соснабжающих
организаций
.
Оче
-
видно
,
что
деньги
быстрее
находят
-
ся
там
,
где
их
требуется
меньше
.
В
случае
с
регулируемой
инфра
-
структурой
быстрее
обнаруживают
-
ся
привлекательные
финансовые
активы
там
,
где
изначально
виден
потенциал
роста
из
-
за
недозагружен
-
ности
или
простоя
существующих
мощностей
.
В
этих
условиях
выгода
от
прихода
инвестора
получается
выше
,
чем
просто
от
сложения
ак
-
тивов
инвестора
и
предприятия
.
В
ситуации
с
известным
потенциа
-
лом
мощности
затраты
на
включение
их
в
процесс
принесения
выручки
аналогичен
уже
существующим
про
-
цессам
и
не
требует
приобретения
новых
компетенций
для
персонала
и
дополнительных
организационных
структур
в
самом
предприятии
.
Одним
из
самых
важных
по
зна
-
чимости
факторов
понимания
при
-
быльности
инвестиций
является
обычная
статистика
,
а
конкретнее
—
точное
измерение
,
сколько
,
чего
,
когда
и
кому
?
Наличию
приборов
учёта
всегда
уделяется
особое
вни
-
мание
,
так
как
самые
эффективные
прогнозы
строятся
именно
на
факти
-
чески
сложившихся
данных
.
Любое
ведомство
охотнее
согласовывает
инвестиционные
программы
пред
-
приятиям
,
если
понимает
,
что
всё
произведённое
и
отпущенное
потре
-
бителям
точно
учитывается
,
а
в
са
-
мых
положительных
примерах
ещё
и
автоматически
анализируется
.
Благодаря
законодательству
РФ
,
связанному
со
стандартами
раскры
-
тия
информации
,
значительно
облег
-
чается
анализ
и
выявление
наиболее
перспективных
и
инвестиционно
привлекательных
направлений
и
ор
-
ганизаций
.
Постановление
Прави
-
тельства
РФ
от
21.01.2004
№
24 «
Об
утверждении
стандартов
раскрытия
информации
субъектами
оптового
и
розничных
рынков
электрической
энергии
»
не
только
обязывает
орга
-
низации
становиться
более
«
прозрач
-
ными
»,
но
и
позволяет
потенциаль
-
ным
инвесторам
проводить
анализ
по
всем
основным
показателям
дея
-
тельности
компании
,
включая
:
•
финансовую
отчётность
;
•
аудиторские
заключения
;
•
показатели
эффективности
ис
-
пользования
инвестированного
капитала
(
с
указанием
использу
-
емой
методики
расчёта
);
•
фактический
уровень
доходно
-
сти
инвестиций
;
•
балансовую
стоимость
и
сведе
-
ния
о
вводе
активов
;
•
условия
договоров
об
оказании
услуг
по
передаче
электрической
энергии
и
об
осуществлении
тех
-
нологического
присоединения
;
•
сведения
о
тарифах
;
•
информацию
о
потерях
и
меро
-
приятиях
по
снижению
потерь
в
сетях
;
•
информацию
о
техническом
со
-
стоянии
сетей
(
количестве
ава
-
рий
,
их
причин
и
мероприятий
по
устранению
);
•
информацию
об
общей
пропуск
-
ной
способности
узлов
электри
-
ческой
сети
,
резервах
их
мощ
-
ности
;
•
отчёты
о
выполнении
планов
капитальных
вложений
и
ремон
-
тов
;
•
прогноз
совокупного
потребле
-
ния
и
производства
электри
-
ческой
энергии
по
субъектам
Российской
Федерации
на
пред
-
стоящие
1
год
и
5
лет
;
•
планы
по
выводу
объектов
элек
-
троэнергетики
в
ремонт
и
из
экс
-
плуатации
и
вводу
их
в
эксплуа
-
тацию
после
ремонта
,
а
также
по
вводу
в
эксплуатацию
создавае
-
мых
объектов
электроэнергети
-
ки
на
предстоящие
1
год
и
5
лет
.
Таким
образом
,
точное
соблюде
-
ние
норм
и
правил
,
которые
созда
-
ны
с
помощью
«
административных
барьеров
»,
открывает
организациям
широкие
возможности
для
привлече
-
ния
инвестиций
и
развития
как
соб
-
ственной
инфраструктуры
,
так
и
всей
энергосистемы
государства
.
Оригинал статьи: Особенности привлечения инвестиций в электроэнергетику
Инвестиционная привлекательность региона — одна из первоочередных задач, ставящаяся перед руководителями всех уровней как государственных ведомств, так и коммерческих структур. Вливание финансовых ресурсов в развитие экономики наиболее заметно, когда инвестиции остаются в долгосрочной перспективе. Примером эффективных вложений могут служить создание и модернизация электропередающих и распределительных систем.