Особенности обучения по охране труда работников энергетической отрасли

Читать онлайн

Рассматриваются особенности обучения работников требованиям охраны труда в организациях энергетической отрасли. Целью исследования является систематизация нормативных требований и практических подходов к организации подготовки персонала с учетом отраслевой специфики. В работе установлено разграничение между общими и специальными требованиями к обучению, выделены условия, при которых допускается отказ от повторного обучения. Обоснована необходимость разработки локальных нормативных актов с учетом положений отраслевых правил. Полученные результаты могут быть применены работодателями и ответственными за организацию обучения работников электроэнергетической отрасли, специалистами по охране труда, а также в ходе разработки обучающих программ и правового сопровождения подготовки персонала.

Ульрих Д.О., начальник Управления нормативно-правового регулирования и экспертной деятельности Ассоциация «Национальная ассоциация охраны труда»
Кузнецова Е.А., к.с.н., доцент кафедры ИЭиОТ ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»
Кобозева К.А., специалист по охране труда Ассоциация «Национальная ассоциация охраны труда»

В условиях постоянного технологического развития, внедрения цифровых решений и ужесточения нормативных требований возрастает значимость качественной подготовки работников электроэнергетической отрасли в области охраны труда. Особенности правового регулирования в энергетике обусловлены необходимостью гармонизации общих положений трудового законодательства с требованиями отраслевых нормативных актов, включая правила технической эксплуатации и документы, устанавливающие порядок работы с персоналом.

На практике это приводит к возникновению вопросов по возможности совмещения программ обучения работников и целесообразности обучения силами самой организации. Внедрение электронного реестра обученных лиц и усиление контроля со стороны надзорных органов определило необходимость корректного выделения категорий работников с учетом применимых к ним норм.

Целью настоящей статьи является систематизация правовых требований и практических подходов к обучению работников охране труда в электроэнергетической отрасли, а также выработка рекомендаций по применению соответствующих нормативных положений в организационной практике.

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации требования к необходимости организации и проведению обучения работников по охране труда устанавливаются рядом нормативных правовых актов (НПА). К числу основных документов относятся:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (статьи 214, 215, 219);
  • Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» (разделы I, VI, VIII–X) (далее — Порядок № 2464);
  • специальные правила и нормы, включающие отраслевые и ведомственные нормативные правовые акты.

При этом для отдельных сфер деятельности, в частности электроэнергетики, теплоснабжения, промышленной и гидротехнической безопасности, законодательство предусматривает особый порядок регулирования. Эти особенности закреплены в статье 351.6 Трудового кодекса РФ и пунктах 5 и 6 Порядка, утвержденного постановлением № 2464.

Так, пункт 5 Порядка устанавливает, что его положения не распространяются на обучение, предусмотренное специальными требованиями других НПА, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а также актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов надзора.

Пункт 6 конкретизирует, что при обучении работников, занятых в сфере электроэнергетики или теплоснабжения, в рамках подготовки к аттестации по вопросам безопасности или подтверждения их готовности к работе, дополнительное обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда в рамках общего порядка не требуются.

Соответственно, положения Порядка № 2464 не применяются в отношении нормативных актов, содержащих специальные требования. В качестве примера таких актов можно привести:

  • приказ МЧС России от 26.10.2017 № 472, устанавливающий порядок подготовки личного состава пожарной охраны;
  • приказ МЧС России от 05.09.2021 № 596, утвердивший типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности;
  • приказ Минэнерго России от 22.09.2020 № 796, определяющий правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации.

Таким образом, при организации обучения работников необходимо учитывать, что существуют как общие правила, установленные Порядком № 2464, так и специальные требования, закрепленные в отраслевых и ведомственных нормативных актах.

Положения пунктов 5 и 6 Порядка следует рассматривать в совокупности с положениями статьи 351.6 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей особенности регулирования труда работников, занятых в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, промышленной и гидротехнической безопасности.

Так, абзац шестой указанной статьи предусматривает возможность проведения обучения работников

охране труда в рамках подготовки к аттестации по вопросам безопасности или подтверждения готовности к выполнению трудовых функций. При этом проверка знаний требований охраны труда осуществляется в рамках этих процедур — без необходимости прохождения дополнительного обучения по Порядку № 2464.

Рассмотрим подробнее термины, используемые в статье 351.6. Так, выражение «аттестация по вопросам безопасности в соответствующей сфере» отсылает к Постановлению Правительства РФ от 13.01.2023 № 13, устанавливающему правила аттестации в области промышленной безопасности, гидротехнической безопасности и безопасности в сфере электроэнергетики. А выражение «подготовка и подтверждение готовности к работе» напрямую связано с положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796, регулирующим работу с персоналом в организациях электроэнергетики.

В частности, статья 28.1 закона № 35-ФЗ устанавливает, что аттестация руководителей организаций по вопросам безопасности включает проверку знаний требований охраны труда, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. Также в составе государственного регулирования указывается разработка нормативных актов, устанавливающих требования к подготовке и проверке готовности работников, включая охрану труда.

Аналогично, пункт 7 приказа Минэнерго № 796 обязывает каждую организацию разрабатывать собственный порядок работы с персоналом, который должен учитывать как положения Правил, так и иные нормативные требования, включая Порядок № 2464. Таким образом, обучение по охране труда становится частью комплексной подготовки и может быть интегрировано в процедуры аттестации и внутренней подготовки без необходимости дублирования.

То есть если работник проходит подготовку к аттестации или подтверждает готовность к работе в соответствии с требованиями отраслевого законодательства, проведение дополнительного обучения по охране труда по Порядку № 2464 не требуется. Однако такие процедуры должны быть надлежащим образом документированы и включены в локальные нормативные акты организации.

В случае если деятельность организации регулируется специальными правилами (например, приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796), обучение работников может проводиться в рамках подготовки к аттестации или подтверждению готовности к работе. Если же такие нормы отсутствуют либо на конкретные категории работников не распространяются, обучение осуществляется в соответствии с Порядком № 2464.

В соответствии с пунктом 7 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики каждая

организация обязана утвердить Порядок проведения работы с персоналом, который подробно описывает:

  • какие формы обучения применяются;
  • на кого они распространяются;
  • каким образом в них интегрированы вопросы охраны труда.

В соответствии с пунктом 53 Порядка № 2464 выделяются программы А и Б. Программа А — для руководящего состава и специалистов, ответственных за охрану труда, в перечень которых входит:

  • руководитель организации;
  • заместители руководителя, на которых возложены обязанности по охране труда;
  • руководители филиалов и их заместители;
  • руководители структурных подразделений и их заместители;
  • специалисты по охране труда;
  • члены комитетов (комиссий) по охране труда;
  • уполномоченные лица по охране труда от профсоюзов и иных представительных органов.

Программа Б — для специалистов и рабочих, среди которых могут быть:

  • руководители подразделений и специалисты по охране труда;
  • работники, отнесенные к категории «специалисты»;
  • работники рабочих профессий;
  • члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
  • лица, проводящие инструктажи и обучение по охране труда.

В дополнение к программам А и Б Порядок № 2464 предусматривает также обучение по программе В — программе безопасных методов и приемов выполнения работ, отнесенных к работам повышенной опасности.

Такое обучение требуется в случаях, когда работник:

  • непосредственно выполняет работы повышенной опасности;
  • организует, контролирует или руководит выполнением таких работ.

Важно отметить, что программа В может быть обязательной для работников любых категорий вне зависимости от их статуса или уровня управления. В том числе дополнительно к обучению по программам А или Б (пункты 55 и 56 Порядка № 2464).

Специфика работ в энергетике и смежных сферах (теплоснабжение, промышленная и гидротехническая безопасность) предполагает высокие риски и наличие множества процессов, попадающих под классификацию «повышенной опасности».

Обучение по программе В применяется не по должности, а по функциональной роли в процессе выполнения работ повышенной опасности. Это может касаться как линейного работника, так и руководителя структурного подразделения организации. Категории работников, а также соответствующие им программы обучения с учетом специфики отрасли представлены в таблице 1.

Перечень работников, направляемых на обучение по охране труда, и содержание программ обучения работодатель определяет в соответствии с рассмотренными выше нормативными правовыми актами. Однако практика применения данных НПА показывает, что организация обучения некоторых категорий работников вызывает наибольшее количество вопросов. Рассмотрим эти категории подробнее.

1. Специалисты, работающие в офисе. Если работник относится к категории «специалист», источники опасности на его рабочем месте ограничиваются использованием ПЭВМ и офисной техники, и при этом по результатам специальной оценки условий труда установлен допустимый или оптимальный класс условий труда — работодатель может принять решение о том, что обучение по программе Б не требуется, и зафиксировать его в локальном нормативном акте (например, в Порядке работы с персоналом).

2. Члены комиссий по проверке знания, лица, проводящие инструктажи и обучение. Сотрудники, проводящие инструктажи и/или участвующие в комиссиях по проверке знания требований охраны труда, обязаны пройти обучение по тем же программам, по которым обучаются работники, которых они инструктируют, обучают или проверяют знания (п. 53е).

3. Члены комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченные по охране труда. Если такой работник уже прошел обучение в рамках своих должностных обязанностей, повторное обучение не требуется. Однако, если ранее обучение не проводилось, он обязан пройти его по соответствующей программе.

4. Перевод в другую организацию. При переходе из одной организации в другую, даже если срок предыдущей проверки знаний не истек, работник обязан пройти обучение заново. Это связано с тем, что обучение и проверка знаний являются обязанностью конкретного работодателя, а не универсальным допуском.

5. Перевод внутри организации. Если работник переводится из одного структурного подразделения в другое и ранее был освобожден от обучения по охране труда, новое обучение может не потребоваться, если условия труда и характер выполняемых работ остались прежними. Однако при переводе в подразделение с иными условиями труда, где требуются дополнительные меры безопасности (в том числе обучение по программе В), соответствующее обучение должно быть проведено.

6. Производственная практика. Согласно трудовому законодательству, в период прохождения производственной практики на основании договора обучающиеся приравниваются к работникам организации. Это означает, что к ним применимы все нормы охраны труда. Если практика проходит в подразделениях, где основной персонал освобожден от обучения, оно не требуется и практикантам. Но если работа связана с рисками и требует подготовки по охране труда, обучение для практиканта обязательно.

7. Временно замещающие и совместители. Лица, исполняющие обязанности временно отсутствующего работника или работающие по совместительству, подлежат обучению по охране труда в полном объеме в соответствии с функционалом по совмещаемой должности. Даже если по основному месту работы они освобождены от обучения, новая роль может требовать иных знаний и навыков и, соответственно, новую подготовку.

8. Сезонные работники и повторно принятые. Если с работником заключен срочный трудовой договор (например, на летний сезон), он считается новым работником и должен пройти обучение заново. Если же перерыв был техническим (например, отпуск без содержания, временное прекращение работы), и работник возвращается на то же рабочее место с теми же условиями — обучение не требуется. Тот же принцип применяется и в отношении сотрудников, которые увольняются, а затем вновь принимаются на прежнее место работы через непродолжительное время.

9. Дистанционные работники. Для дистанционных работников обучение по охране труда не является обязательным, за исключением случаев, когда это предусмотрено трудовым договором или локальными нормативными актами организации. При этом работодатель обязан обеспечить информирование дистанционного работника об условиях и охране труда, наличии профессиональных рисков, мерах по их снижению, гарантиях, компенсациях и порядке обеспечения средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями статьи 312.7 Трудового кодекса Российской Федерации.

10. Работники по гражданско-правовым договорам (ГПХ). На лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, требования трудового законодательства, включая обучение по охране труда, не распространяются. Такие лица не подлежат включению в программы обучения по охране труда и не учитываются в реестре обученных лиц. Однако при наличии фактических трудовых отношений могут возникнуть риски переквалификации договора и последующей административной ответственности.

11. Командированные работники. Организация, принимающая командированных работников, не обязана проводить их обучение по охране труда. Ответственность за обучение несет организация-работодатель, направившая этих работников. Это правило прямо установлено пунктом 1 Порядка № 2464.

Все указанные особенности должны быть отражены в Порядке работы с персоналом или другом локальном нормативном акте организации.

Обучение работников требованиям охраны труда может проводиться как непосредственно работодателем, так и с привлечением сторонних организаций или индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание соответствующих услуг. Выбор формы обучения является компетенцией работодателя и фиксируется в локальных нормативных актах. Это положение отражено в пунктах 43 и 85 Порядка № 2464.

В то же время часть 8 статьи 351.6 Трудового кодекса предусматривает возможность проведения обучения по охране труда в организациях электроэнергетики и теплоснабжения в рамках подготовки к аттестации или подтверждения готовности к работе. В таких случаях, при наличии соответствующих специальных нормативных актов, обучение может быть проведено внутри организации и не требует привлечения внешних учебных центров.

Иными словами, несмотря на положения пункта 44 Порядка, которые устанавливают необходимость прохождения обучения у аккредитованных сторонних организаций для следующих категорий работников:

  • руководитель организации;
  • руководители филиалов;
  • председатели и члены комиссий по проверке знаний;
  • лица, проводящие инструктажи и обучение;
  • специалисты по охране труда;
  • члены комитетов по охране труда;
  • уполномоченные представители работников по охране труда.

В случаях, когда организация действует в соответствии с отраслевыми или ведомственными нормативными актами, допускается проведение обучения указанным категориям непосредственно внутри организации. Но при этом необходимо обучить в специализированной организации минимальное количество работников, установленное пунктом 85 Порядка № 2464.

Это особенно актуально для организаций электроэнергетического комплекса, на которые распространяется действие приказа Минэнерго России № 796 и других специальных актов.

Таким образом, выбор модели обучения (внутри организации или с привлечением внешних исполнителей) должен основываться на анализе применимых нормативных требований, а также отражаться в локальных регламентах работы с персоналом.

При этом важно учитывать порядок документирования результатов обучения, включая обязательную регистрацию в федеральном реестре.

С 1 марта 2023 года введена обязательная процедура регистрации сведений о прохождении обучения в государственном реестре обученных по охране труда лиц. Ведение реестра осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с пунктом 104 Порядка № 2464.

Для подачи сведений работодатель должен авторизоваться в Личном кабинете по охране труда (ЛКОТ) через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Передача данных осуществляется после завершения обучения и проверки знаний требований охраны труда.

В реестр вносятся следующие сведения (пункты 99, 105, 117 Порядка):

  • фамилия, имя, отчество работника (при наличии);
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • профессия или должность работника;
  • наименование программы обучения по охране труда;
  • дата проведения проверки знаний требований охраны труда;
  • результат проверки знаний (удовлетворительно или неудовлетворительно);
  • номер протокола проверки знаний.

Процедура внесения информации в реестр состоит из нескольких этапов:

1. Оформление протокола проверки знаний требований охраны труда с присвоением ему номера. Для этого используется форма протокола из приложения № 2 или общего протокола из приложения № 3 к Правилам работы с персоналом. Структура протокола должна соответствовать требованиям пункта 92 Порядка № 2464.

2. Передача сведений в реестр обученных лиц, включая данные, предусмотренные подпунктом «б» пункта 118 Порядка № 2464.

3. Получение регистрационного номера записи в реестре и внесение его в оформленный протокол проверки знаний.

Порядок № 2464, устанавливает обязательную периодичность проведения обучения работников по охране труда. Эта периодичность зависит от категории программы обучения и может уточняться дополнительными нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.

Основные сроки планового обучения по типам программ следующие:

Обучение по программе, предусмотренной пунктом 46а, — не реже одного раза в три года (пункт 53 Порядка № 2464).

Обучение по программе, предусмотренной пунктом 46б, — не реже одного раза в три года (пункт 53 Порядка № 2464).

Обучение по программе, предусмотренной пунктом 46в, — не реже одного раза в год, если иное не установлено нормативными правовыми актами (пункт 60 Порядка № 2464).

Таким образом, в случае обучения по программе 46в необходимо учитывать требования конкретных правил по охране труда. В их числе могут быть правила, регламентирующие работы на высоте, в ограниченных и замкнутых пространствах, при эксплуатации тепловых энергоустановок и других потенциально опасных видов деятельности.

Периодичность обучения по программе 46в, установленная в отдельных нормативных правовых актах, приведена в таблице 2.

Следует отметить, что периодичность обучения по программе 46в, может отличаться от периодичности проверки знания безопасных методов и приемов выполнения работ. Например, в соответствии с пунктом 23 указанных в таблице 2 Правил, периодическое обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте проводится со следующей периодичностью:

  • для работников 1 и 2 групп по безопасности — не реже одного раза в три года;
  • для работников 3 группы — не реже одного раза в пять лет.

Кроме того, пункты 32 и 33 данных Правил предусматривают периодическую проверку знаний без обязательного обучения. В этом случае установлен следующий порядок:

  • для работников, выполняющих работы на высоте с использованием средств подмащивания, — не реже одного раза в год;
  • для работников, выполняющих работы на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, — не реже одного раза в год;
  • для работников 1 и 2 групп — не реже одного раза в год;
  • для работников 3 группы — периодичность устанавливается работодателем с учетом процедур, предусмотренных системой управления охраной труда.

Соответственно, например, сведения о результатах проведенного не реже одного раза в три года обучения для работников 1 и 2 групп по безопасности должны быть переданы в реестр обученных лиц. Передавать сведения в реестр по результатам периодической проверки знания, проводимой не реже одного раза в год, не требуется.

Включение сведений о прохождении обучения в реестр является неотъемлемым элементом завершения образовательной процедуры и обязательным условием соблюдения норм трудового законода тельства.

Отсрочка или нарушение порядка регистрации данных может рассматриваться как нарушение требований охраны труда.

ВЫВОДЫ

Организация обучения по охране труда в энергетической отрасли требует учета не только общих требований трудового законодательства, но и положений отраслевых нормативных актов. Особый порядок, установленный для работников электроэнергетики, теплоснабжения, а также в сферах промышленной и гидротехнической безопасности, позволяет интегрировать обучение в систему аттестации и подготовки персонала, исключая дублирование процедур.

Для практического применения предлагается использовать следующий перечень контрольных вопросов при организации обучения:

  • регулируется ли деятельность организации специальными (отраслевыми или ведомственными) нормативными актами;
  • утвержден ли в организации Порядок работы с персоналом и включает ли он обязательные формы обучения;
  • определены ли категории работников и соответствующие им программы обучения (А, Б, В);
  • предусмотрен ли порядок обучения в особых случаях (перевод, практика, совместительство и др.);
  • реализована ли процедура регистрации сведений в реестре обученных лиц.

Применение такой схемы позволяет обеспечить полноту и соответствие обучения требованиям действующего законодательства, снизить уровень профессиональных рисков и повысить эффективность процессов охраны труда.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(88), январь-февраль 2025

Решение проблемы ошибочных действий в процессе оперативного обслуживания электроустановок

Охрана труда / Производственный травматизм
ООО «Энергоконтроль» ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(87), ноябрь-декабрь 2024

Основные подходы к формированию локальных нормативных актов по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты

Охрана труда / Производственный травматизм
ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ», Ассоциация «НАОТ»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»