ЭЛЕКТРО-
ЭНЕРГИЯ
26
т
е
х
с
о
в
е
т
техсовет
РЕНОВАЦИЯ
ОСНОВНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ФОНДОВ
,
ОПТИМИЗАЦИЯ
СЕТИ
Если
сегодня
оглянуться
назад
,
то
можно
вспомнить
,
что
в
дорефор
-
менный
период
энергетики
большая
часть
амортизационных
отчислений
тратилась
на
генерацию
,
а
после
ре
-
формирования
деньги
в
основном
вкладывались
в
подстанционное
оборудование
.
Сети
же
занимали
в
программе
распределения
денег
,
к
сожалению
,
не
первое
,
не
второе
и
даже
не
пятое
место
.
Например
,
на
Основные
направления
технической
политики
Холдинга МРСК
22 апреля в Москве про-
шло заседание Научно-
технического совета
Единой энергетической
системы. Главной те-
мой заседания стало об-
суждение «Положения о
технической политике»
ОАО «Холдинг МРСК».
В обсуждении приняли
участие представители
ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО
«СО ЕЭС», МЭИ. Доку-
мент уже прошёл два этапа согласования на заседаниях
Научно-технического совета холдинга. После того как
в нём будут учтены все замечания и предложения, «По-
ложение о технической политике» будет представлено
на утверждение Совета директоров Холдинга МРСК.
Борис МЕХАНОШИН,
заместитель генерального директора —
технический директор ОАО «Холдинг МРСК»
27
№ 3 (6), май-июнь, 2011
высоковольтные
сети
тратилось
при
-
мерно
10%
от
общего
объёма
инве
-
стиций
.
И
что
в
итоге
?
Сегодня
мы
имеем
65%
аварийности
по
воздуш
-
ным
линиям
при
тех
же
10%
вложе
-
ний
.
Эту
тенденцию
необходимо
ме
-
нять
.
И
это
,
на
мой
взгляд
,
является
очень
важной
частью
технической
политики
.
Сегодня
уровень
износа
обору
-
дования
составляет
70%,
и
для
того
,
чтобы
снизить
этот
показатель
хотя
бы
до
50%,
потребуется
свыше
двух
триллионов
рублей
и
10
лет
работы
.
Это
чрезвычайно
сложная
задача
,
потому
что
таких
денег
нет
ни
в
бюд
-
жете
,
ни
в
заимствованиях
,
ни
в
та
-
рифе
.
Единственный
способ
—
попы
-
таться
изменить
ситуацию
,
действо
-
вать
через
энергоёмкие
продукты
,
инжиниринг
,
эффективные
решения
.
Есть
ещё
один
важный
вопрос
—
поэтапный
перевод
сетей
0,4
кВ
на
10—20
кВ
и
разработка
программы
,
позволяющей
сократить
вдвое
протя
-
жённость
сетей
,
которая
сегодня
со
-
ставляет
свыше
600
тыс
.
км
.
В
элек
-
тросетях
0,4
кВ
холдинг
ежегодно
расходует
на
оплату
потерь
электро
-
энергии
десятки
миллиардов
рублей
,
поэтому
,
как
только
они
будут
пере
-
ведены
на
напряжение
10 (20)
кВ
,
можно
будет
говорить
о
полномас
-
штабном
внедрении
технологий
Smart Grid.
ПОВЫШЕНИЕ
НАДЁЖНОСТИ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО
СЕТЕВОГО
КОМПЛЕКСА
Не
менее
важный
аспект
,
требу
-
ющий
фундаментального
анализа
—
классификация
аварийности
.
Что
чаще
всего
становится
причиной
технологических
нарушений
?
Несо
-
блюдение
сроков
и
объёмов
ремон
-
тов
и
технического
обслуживания
.
Такое
положение
привело
к
тому
,
что
из
70%
оборудования
,
выработав
-
шего
свой
нормативный
срок
служ
-
бы
, 10%
выработало
его
дважды
,
и
это
не
лучшим
образом
сказывается
на
ситуации
с
аварийностью
.
Серьёзной
проблемой
,
которая
практически
всегда
сопровождает
аварийные
события
,
является
недо
-
отпуск
электроэнергии
.
В
качестве
примера
можно
привести
МРСК
Центра
,
где
уже
много
лет
занимают
-
ся
разработкой
систем
SAP.
Именно
там
впервые
в
холдинге
в
качестве
приоритета
была
названа
достовер
-
ность
учёта
технологических
нару
-
шений
.
В
результате
получилось
,
что
в
МРСК
Центра
уровень
аварийно
-
сти
значительно
выше
,
чем
в
дру
-
гих
дочерних
компаниях
холдинга
.
Но
если
посмотреть
на
недоотпуск
электро
-
энергии
,
то
картина
совер
-
шенно
другая
.
Это
означает
,
что
уро
-
вень
аварийности
в
МРСК
Холдин
-
ге
такой
же
,
как
в
МРСК
Центра
,
и
это
особенно
важно
.
Потому
что
,
если
нет
достоверной
информации
о
причинах
технологических
нару
-
шений
,
нельзя
решить
этой
пробле
-
мы
.
И
только
оценка
статистики
по
-
зволит
понять
,
что
именно
инженер
-
ный
анализ
на
базе
точных
знаний
технического
состояния
оборудова
-
ния
поможет
существенно
изменить
ситуацию
.
Значительную
поддержку
при
аварийно
-
восстановительных
рабо
-
тах
может
оказать
геоинформаци
-
онная
система
.
Нужно
точно
знать
,
где
географически
находятся
все
ЛЭП
Холдинга
МРСК
,
где
расположе
-
ны
аварийные
бригады
,
аварийные
склады
,
их
объёмы
,
где
находятся
со
-
циально
значимые
объекты
.
Холдинг
проводит
эту
работу
в
чётком
вза
-
имодействии
с
Федеральной
сете
-
вой
компанией
,
синхронизируя
свои
проекты
.
В
проведении
мониторин
-
га
ЛЭП
у
Холдинга
МРСК
накоплено
большое
количество
инструменталь
-
28
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
ной
базы
,
знаний
,
что
позволяет
ка
-
чественно
проводить
диагностику
и
паспортизацию
и
высоковольтной
,
и
распределительной
сети
индустри
-
альными
способами
.
Произошедшие
в
2010—2011
гг
.
погодные
катаклизмы
показали
,
что
сегодня
надо
активно
занимать
-
ся
созданием
системы
управления
аварийно
-
восстановительными
ра
-
ботами
при
чрезвычайных
обстоя
-
тельствах
(
АВР
ЧС
),
которая
позво
-
лит
проводить
работы
быстро
и
эф
-
фективно
.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМ
ДИАГНОСТИКИ
ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ
ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ
ОБЪЕКТОВ
Статистика
показывает
,
что
в
Рос
-
сии
значительное
количество
линий
электропередачи
выработало
свой
проектный
ресурс
.
В
этой
ситуации
серьёзной
проблемой
является
от
-
сутствие
нормативной
базы
по
пере
-
смотру
и
обновлению
таблиц
макси
-
мальных
токов
.
Исторически
так
сло
-
жилось
,
и
не
только
у
нас
в
России
,
но
и
во
Франции
,
США
и
многих
других
развитых
странах
.
Считали
,
что
если
линия
электропередачи
уже
постро
-
ена
,
её
пропускная
способность
ме
-
няться
не
будет
.
Время
показало
,
что
это
не
так
.
За
многие
десятилетия
под
воздействием
самых
различных
фак
-
торов
(
сверхнормативные
нагрузки
,
гололёды
,
ветры
,
короткие
замыка
-
ния
)
происходит
пластическая
дефор
-
мация
проводов
линий
электропере
-
дачи
,
постепенно
стрела
провеса
уве
-
личивается
и
провода
теряют
те
свой
-
ства
,
на
которые
была
рассчитана
ли
-
ния
.
С
появлением
в
1995
году
тех
-
нологии
лазерного
сканирования
ли
-
ний
электропередачи
эта
проблема
стала
видна
более
отчетливо
.
Многие
компании
в
мире
занимаются
мони
-
торингом
состояния
ЛЭП
с
помощью
этой
технологии
,
и
миллионы
обсле
-
дованных
километров
дали
богатую
почву
для
анализа
,
который
показал
,
что
существует
огромная
разница
между
проектным
состоянием
линии
и
фактическим
.
Проблема
заключа
-
ется
в
том
,
что
при
анализе
аварий
-
ности
часто
путают
причину
и
след
-
ствие
.
Когда
происходит
обрыв
про
-
водов
,
перекрытие
или
еще
что
-
то
,
это
уже
не
причина
,
а
следствие
.
Если
провод
,
который
должен
находиться
на
предельной
высоте
8
м
от
земли
,
находится
на
высоте
4
м
,
ясно
,
что
вероятность
аварийных
событий
бу
-
дет
значительно
выше
.
Поэтому
Холдинг
МРСК
выстраи
-
вает
логическую
цепочку
управления
таким
образом
,
чтобы
прежде
всего
сформировать
приоритеты
по
ремон
-
там
и
восстановительным
работам
и
применять
систему
температурно
-
го
мониторинга
провода
как
допол
-
нительный
сигнал
противоаварийной
автоматики
на
подстанционном
уров
-
не
.
Это
позволит
СО
и
его
подразделе
-
ниям
использовать
температуру
про
-
вода
в
системе
SCADA
для
сравнения
фактических
и
нормативных
габари
-
тов
.
Похожая
ситуация
сегодня
с
си
-
стемой
температурного
мониторинга
кабельных
линий
—
она
уже
широко
применяется
,
и
многие
высо
-
ковольтные
кабельные
линии
оснащаются
системой
рас
-
пределённого
контроля
тем
-
пературы
,
которая
позволяет
определять
состояние
кабеля
как
с
точки
зрения
диагности
-
ки
,
так
и
пропускной
способ
-
ности
.
Хочется
чуть
более
под
-
робно
затронуть
тему
повы
-
шения
пропускной
способ
-
ности
сети
.
Проведённый
ин
-
струментальный
анализ
по
-
казал
,
что
есть
реальные
признаки
снижения
пропуск
-
ной
способности
,
эти
показа
-
тели
существенно
отличают
-
ся
от
тех
самых
таблиц
мак
-
симальных
токов
.
Определе
-
ние
реального
техническо
-
го
состояния
сетей
—
это
за
-
дача
технической
политики
холдинга
.
Следующий
этап
—
разработка
адресных
меро
-
приятий
,
большинство
из
которых
ин
-
женерные
,
а
меньшая
часть
—
меро
-
приятия
,
требующие
больших
капи
-
тальных
затрат
.
Сегодня
общество
повернулось
лицом
к
технике
,
ин
-
жинирингу
,
начинает
интересовать
-
ся
,
что
же
у
нас
происходит
.
Не
сколь
-
ко
денег
или
физобъёмов
мы
освои
-
ли
,
а
что
происходит
и
как
с
этим
бо
-
роться
?
Ситуация
уникальная
—
на
-
учная
инженерная
мысль
стала
вос
-
требована
потому
,
что
демонстриру
-
ет
большую
эффективность
.
Научные
и
инженерные
мероприятия
эффек
-
тивны
и
при
этом
легко
реализуются
.
ПОВЫШЕНИЕ
КАЧЕСТВА
ИНЖЕНЕРНОЙ
ПРОРАБОТКИ
ОБЪЕКТОВ
Для
того
чтобы
повысить
каче
-
ство
инжиниринга
,
нужно
вводить
стандарты
проектной
организации
,
ориентированной
на
систему
авто
-
матизированного
проектирования
(
САПР
).
Холдингом
МРСК
уже
разра
-
ботаны
технические
требования
на
САПР
,
и
в
ближайшее
время
они
ста
-
нут
доступны
для
всей
инженерной
общественности
.
Таким
образом
,
когда
через
два
года
мы
станем
при
-
нимать
проектную
документацию
,
например
,
по
высоковольтным
лини
-
ям
,
только
в
определённых
САПРов
-
ских
форматах
,
то
тем
самым
будем
ориентировать
рынок
на
внедрение
САПР
и
,
следовательно
,
на
повыше
-
ние
качества
работы
.
Автоматизированное
проектиро
-
вание
сразу
решит
множество
про
-
блем
.
Не
секрет
,
что
недостаток
ква
-
29
№ 3 (6), май-июнь, 2011
лифицированных
кадров
в
проект
-
ных
организациях
сегодня
велик
.
И
это
отражается
на
сроках
и
качестве
проектирования
,
качестве
построен
-
ных
объектов
.
За
годы
реформ
ко
-
личество
студентов
на
инженерных
специальностях
существенно
снизи
-
лось
,
сократился
преподавательский
состав
.
Вводить
молодежь
в
проект
-
ный
бизнес
классическим
способом
сегодня
нет
времени
,
это
растягива
-
ется
на
десятилетия
,
потому
что
по
традиционным
схемам
проектиро
-
вания
человек
становится
более
или
менее
толковым
проектировщиком
только
через
10
лет
.
Решением
этой
проблемы
должен
стать
САПР
.
Он
по
-
зволит
довольно
быстро
обеспечить
отрасль
молодыми
проектировщика
-
ми
,
поскольку
все
внутренние
кри
-
терии
,
вся
методология
проектиро
-
вания
«
зашита
»
в
САПР
,
вероятность
ошибки
здесь
практически
исключе
-
на
.
И
тогда
мы
получим
совершенно
другие
цифры
и
по
эффективности
,
и
по
стоимости
,
и
по
качеству
.
Приве
-
ду
пример
—
строительство
заходов
на
одной
подстанции
в
Сочи
.
Клас
-
сическая
методология
проектиро
-
вания
привела
к
тому
,
что
под
снос
надо
было
отправить
около
75
до
-
мов
!
Представляете
,
какие
это
день
-
ги
?
После
трёхмерного
проектирова
-
ния
в
САПР
с
расчётом
полей
,
сужен
-
ными
охранными
зонами
за
счёт
применения
защищённых
прово
-
дов
оказалось
,
что
можно
обойтись
сносом
только
одного
дома
!
Эффект
налицо
,
и
в
эксплуатации
,
и
в
строи
-
тельстве
,
и
в
стоимостных
показате
-
лях
.
Поэтому
очень
хочется
,
чтобы
в
системе
холдинга
была
единая
мето
-
дология
проектной
документации
.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ
РАЗВИТИЕМ
Первое
,
что
надо
сделать
—
опре
-
делить
критерии
для
разработки
тех
-
нической
политики
холдинга
.
Сегод
-
ня
в
сетевом
комплексе
существу
-
ет
только
два
критерия
—
планиро
-
вание
и
отчётность
.
Но
что
это
даёт
с
точки
зрения
управления
риска
-
ми
и
надёжностью
,
во
многих
случа
-
ях
остаётся
за
кадром
.
Поэтому
воз
-
никает
резонный
вопрос
: «
По
како
-
му
принципу
мы
расставляем
прио
-
ритеты
при
разработке
инвестицион
-
ных
программ
?
Куда
мы
направля
-
ем
деньги
?
Как
это
повлияет
на
на
-
дёжность
сети
,
и
как
это
потом
про
-
верить
и
посчитать
?».
Одной
из
пер
-
воочередных
задач
для
холдинга
се
-
годня
является
создание
системы
управления
рисками
.
Создав
такую
систему
,
можно
будет
сверять
рабо
-
ты
по
управлению
техническим
со
-
стоянием
,
ремонтам
,
технологиче
-
скому
перевооружению
,
а
также
ин
-
вестиционным
процессам
с
уров
-
нем
риска
и
видеть
,
что
происходит
фактически
.
И
лишь
затем
продавать
уровень
риска
регулятору
.
Безусловно
,
для
этого
нужно
су
-
щественно
повысить
качество
и
объ
-
ём
инструментального
контроля
и
диагностики
,
чтобы
заработала
си
-
стема
управления
техническим
со
-
стоянием
активов
.
Тогда
появится
чёткая
обратная
связь
.
На
сегодняш
-
ний
день
наиболее
развита
такая
си
-
стема
в
МРСК
Центра
,
там
уже
рабо
-
тают
с
индексами
состояния
.
Одна
-
ко
система
нуждается
в
серьёзной
подпитке
со
стороны
инструменталь
-
ных
и
количественных
методов
диа
-
гностики
,
потому
что
она
опирается
в
основном
на
рейтинговую
оценку
.
Программа
управления
риска
-
ми
имеет
в
холдинге
большое
значе
-
ние
.
Было
выявлено
огромное
коли
-
чество
параллельных
рисков
,
кото
-
рые
так
или
иначе
могут
влиять
на
техническую
политику
.
Что
это
за
ри
-
ски
?
Это
незарегистрированность
наших
охранных
зон
,
отсутствие
по
-
становки
на
кадастровый
учёт
,
не
-
знание
того
,
где
наши
объекты
на
-
ходятся
.
Такого
рода
риски
влияют
также
на
эксплуатацию
и
техниче
-
скую
политику
.
Например
,
если
мы
не
можем
расширять
просеки
в
на
-
циональном
парке
,
то
нужно
думать
о
высоких
опорах
,
других
проводах
и
т
.
д
.
И
эти
решения
надо
принимать
осознанно
.
Ведь
у
нас
сегодня
нет
единой
головной
организации
,
ко
-
торая
определяет
техническую
поли
-
тику
развития
электросетевого
ком
-
плекса
страны
,
как
это
раньше
де
-
лал
институт
«
Энергосетьпроект
»,
и
нет
генерального
конструктора
,
ко
-
торый
бы
,
как
Сергей
Павлович
Ко
-
ролев
в
ракетостроении
,
занимался
этим
в
сетевом
комплексе
.
Поэтому
все
наши
предприятия
,
и
те
,
которые
не
входят
в
холдинг
,
находят
-
ся
под
жёстким
давлением
поставщиков
.
Принимаются
технические
решения
,
и
не
факт
,
что
все
они
оптималь
-
ные
.
Поэтому
,
чтобы
уйти
от
такого
рода
деятельности
,
холдинг
и
создаёт
свою
тех
-
ническую
политику
Кроме
того
,
в
холдин
-
ге
разработано
положение
и
введена
новая
структура
,
что
-
то
вроде
экспертного
со
-
вета
,
который
даёт
заключе
-
ния
по
серьёзным
пробле
-
мам
отрасли
.
В
неё
входят
ключевые
эксперты
не
толь
-
ко
из
России
,
но
и
из
-
за
ру
-
бежа
.
Также
создан
научно
-
исследовательский
инжини
-
ринговый
центр
,
задача
ко
-
торого
—
восстановление
научного
и
инженерного
по
-
тенциала
.
Оригинал статьи: Основные направления технической политики Холдинга МРСК
22 апреля в Москве прошло заседание Научно-технического совета Единой энергетической системы. Главной темой заседания стало обсуждение «Положения о технической политике» ОАО «Холдинг МРСК». В обсуждении приняли участие представители ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС», МЭИ. Документ уже прошёл два этапа согласования на заседаниях Научно-технического совета холдинга. После того как в нём будут учтены все замечания и предложения, «Положение о технической политике» будет представлено на утверждение Совета директоров Холдинга МРСК.