Опытные образцы мобильных средств борьбы с гололедными отложениями на ВЛ и оборудовании подстанций ЕНЭС

Page 1
background image

Page 2
background image

78

Îáîðóäîâàíèå è òåõíîëîãèè

П

роблема

 

предотвращения

 

гололёдных

 

аварий

 

в

 

электрических

 

сетях

 

энергосистем

 

актуальна

 

для

 

большинства

 

регионов

 

России

Нарушения

 

в

 

работе

 

воздушных

 

линий

вызванные

 

интенсивны

-

ми

 

гололёдными

 

и

 

гололёдно

-

ветровыми

 

нагрузками

являются

 

наиболее

 

тяжёлыми

 

по

 

своим

 

последстви

-

ям

При

 

этом

 

происходит

 

разрушение

 

опор

проводов

тросов

гирлянд

 

изоляторов

арматуры

В

 

тяжёлых

 

случаях

 

повреждаются

 

многие

 

линии

 

на

 

большой

 

тер

-

ритории

Для

 

восстановления

 

требуются

 

капитальные

 

вложения

значительное

 

время

материальные

 

ресурсы

 

и

 

трудозатраты

Зачастую

 

велик

 

ущерб

 

от

 

аварийного

 

недоотпуска

 

электроэнергии

 

в

 

отраслях

 

народного

 

хо

-

зяйства

 

и

 

коммунально

-

бытовой

 

сфере

.

По

 

данным

 

филиала

 

ОАО

  «

Инженерный

 

центр

 

ЕЭС

» — 

ОАО

  «

Фирма

 

ОРГРЭС

», 

за

 

период

 

с

 1999 

по

 2008 

год

 

крупные

 

аварии

 

на

 

воздушных

 

линиях

 

электропередачи

 

при

 

воздействии

 

интенсивных

 

голо

-

лёдно

-

ветровых

 

нагрузок

 

многократно

 

происходили

 

в

 

44 

энергосистемах

Только

 

одна

 

авария

 

в

 

Сочинских

 

электрических

 

сетях

 

ОАО

 «

Кубаньэнерго

» 

в

 

период

 

с

 

18 

по

 22 

декабря

 2001 

года

 

привела

 

к

 

повреждению

 2,5 

тыс

км

 

воздушных

 

линий

 

напряжением

 0,4—220 

кВ

прекращению

 

подачи

 

электроэнергии

 

в

 

коммунально

-

бытовой

 

сектор

 

с

 

населением

 320 

тыс

человек

дли

-

тельному

 

ограничению

 

электроснабжения

 

потребите

-

лей

 

края

.

Основным

 

мероприятием

 

для

 

предотвращения

 

го

-

лолёдных

 

аварий

 

является

 

плавка

 

гололёда

 

на

 

прово

-

дах

 

и

 

грозозащитных

 

тросах

 

воздушных

 

линий

 

элек

-

тропередачи

Источники

 

питания

 

схем

 

плавки

 

гололё

-

да

 

устанавливаются

 

на

 

крупных

 

узловых

 

подстанциях

 

энергосистем

 

из

 

числа

 

расположенных

 

в

 

гололёдных

 

районах

.

В

 

настоящее

 

время

 

не

 

на

 

всех

 

участках

 

энергоси

-

стем

где

 

наблюдаются

 

отложения

 

гололёда

 

на

 

прово

-

дах

 

и

 

грозозащитных

 

тросах

 

ВЛ

установлены

 

систе

-

мы

 

плавки

 

гололёда

а

 

в

 

большинстве

 

случаев

где

 

они

 

установлены

требуется

 

полная

 

замена

 

оборудования

 

из

-

за

 

износа

Также

 

в

 

последнее

 

время

 

наблюдается

 

изменение

 

климата

и

 

от

 

гололёдных

 

аварий

 

страдают

 

районы

где

 

этого

 

раньше

 

не

 

наблюдалось

.

Часто

 

для

 

обеспечения

 

оперативных

 

действий

 

пер

-

сонала

 

по

 

обеспечению

  (

восстановлению

надёжной

 

работы

 

ВЛ

 

при

 

локальных

 

экстремальных

 

природно

-

климатических

 

воздействиях

 

необходимо

 

иметь

 

в

 

рас

-

поряжении

 

мобильные

 

средства

 

для

 

очистки

 

проводов

 

и

 

грозозащитных

 

тросов

 

от

 

гололёдных

 

отложений

В

 

частности

таким

 

средством

 

является

 

мобильная

 

установка

 

для

 

плавки

 

гололёда

 (

УПГМ

), 

которая

 

была

 

разработана

 

в

 

ОИВТ

 

РАН

 

по

 

заказу

 

ОАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

» 

в

 

рамках

 

НИОКР

.

Выбор

 

конструкции

 

и

 

проектирование

 

УПГМ

 

про

-

ведены

 

с

 

учётом

 

ограничений

 

по

 

весу

 

и

 

габаритам

 

существующих

 

дизельных

 

электростанций

  (

ДГУ

и

 

сложных

 

условий

 

эксплуатации

связанных

 

с

 

затруд

-

нённым

 

доступом

 

к

 

ВЛ

пониженной

 

температурой

 

и

 

повышенной

 

влажностью

 

воздуха

а

 

также

 

широким

 

диапазоном

 

электрических

 

параметров

 

ВЛ

на

 

кото

-

рых

 

следует

 

проводить

 

работы

Труднопроходимые

 

трассы

 

ВЛ

 

предопределяют

 

исполнение

 

УПГМ

 

на

 

автомобильном

 

шасси

 

с

 

внедорожным

 

потенциалом

Электрооборудование

 

размещено

 

в

 

контейнере

т

.

к

работоспособность

 

системы

 

управления

 

ДГУ

 

и

 

пре

-

образователя

 

обеспечивается

 

при

 

температуре

 

не

 

ниже

 

1—2°C. 

Из

-

за

 

отсутствия

 

в

 

номенклатуре

 

подходящей

 

модели

 

автомобильного

 

шасси

автоподъёмник

 

и

 

кон

-

тейнер

 

с

 

энергетическим

 

оборудованием

 

УПГМ

 

раз

-

мещаются

 

на

 

двух

 

отдельных

 

автомобилях

Такое

 

ис

-

полнение

 

оптимизирует

 

процесс

 

в

 

целом

т

.

к

за

 

время

 

плавки

 

автоподъёмник

 

имеет

 

возможность

 

вернуться

 

к

 

месту

 

установки

 

закоротки

 

для

 

её

 

снятия

  (

рис

. 1). 

Кроме

 

того

автоподъёмник

 

или

 

ДГУ

 

по

 

отдельности

 

можно

 

использовать

 

по

 

другому

 

назначению

.

ÎÏÛÒÍÛÅ ÎÁÐÀÇÖÛ ÌÎÁÈËÜÍÛÕ 

ÑÐÅÄÑÒ ÁÎÐÜÁÛ Ñ ÃÎËÎ˨ÄÍÛÌÈ 

ÎÒËÎÆÅÍÈßÌÈ ÍÀ ÂË È 

ÎÁÎÐÓÄÎÂÀÍÈÈ ÏÎÄÑÒÀÍÖÈÉ ÅÍÝÑ

Ïåðèîä ðåàëèçàöèè: 2010—2012 

ãã

.


Page 3
background image

СПЕЦВЫПУСК

декабрь

, 2014, www.EEPiR.ru

79

Электрическая

 

блок

-

схема

 

УПГМ

 

и

 

схема

 

под

-

ключения

 

её

 

к

 

проводам

 

и

 

тросу

 

ВЛ

 

приведены

 

на

 

рис

. 2.

Электрические

 

параметры

 

УПГМ

 

определяют

-

ся

 

как

 

режимами

 

плавки

 

гололёда

 

и

 

сопротивления

-

ми

 

проводов

 

ВЛ

 

разных

 

типов

так

 

и

 

возможностями

 

транспортировки

 

УПГМ

В

 

стандартном

 20-

футовом

 

контейнере

расположенном

 

на

 

автоконтейнеровозе

 

КамАЗ

-43118 (

рис

. 3), 

с

 

учётом

 

размещения

 

преобра

-

зователя

можно

 

установить

 

ДГУ

 

мощностью

 

не

 

более

 

300 

кВт

что

 

предопределило

 

основные

 

электрические

 

параметры

 

УПГМ

.

Рис

. 1. 

Схема

 

применения

 

УПГМ

 

при

 

плавке

 

гололёда

Рис

. 2. 

Электрическая

 

блок

-

схема

 

и

 

схема

 

подключения

 

УПГМ

 

к

 

ВЛ

1, 2 — 

зажимы

 

для

 

подключения

 

токоподводящих

 

кабелей

 

и

 

закоротки

; 3 — 

ДГУ

; 4 — 

автоматический

 

выклю

-

чатель

; 5 — 

преобразователь

; 6 — 

переключатель

 

выбора

 

элементов

 

ВЛ

 

для

 

плавления

 

гололёда

.

////////////////////////////////////////

Закоротка

Грозотрос

Провода

 

ВЛ

УПГМ

км

Автоподъёмник

Трос

1

3

5

4

6

2


Page 4
background image

80

Îáîðóäîâàíèå è òåõíîëîãèè

При

 

плавке

 

гололёда

 

на

 

проводах

 

выпрямленным

 

током

 

используются

как

 

правило

две

 

схемы

 

под

-

ключения

 

проводов

 

к

 

выпрямителю

: «

фаза

-

фаза

» 

и

 

«

фаза

две

 

фазы

». 

В

 

первом

 

варианте

 

меньше

 

общее

 

время

 

плавки

во

 

втором

 — 

требуемая

 

мощность

Применительно

 

к

 

УПГМ

 

вторая

 

схема

 

предпочти

-

тельнее

Рис

. 3. 

Стандартный

 20-

футовый

 

контейнер

расположенный

 

на

 

автоконтейнеровозе

 

КамАЗ

-43118

В

 

качестве

 

источника

 

питания

 

выбрана

 

дизельная

 

электростанция

 Gesan DPA 400E 

мощностью

 288 

кВт

 

(360 

кВА

с

 

выходным

 

линейным

 

напряжением

 400 

В

Максимальный

 

ток

 

для

 

плавки

 

гололёда

 

на

 

грозотросе

 

составляет

 200 

А

на

 

фазных

 

проводах

 — 1300 

А

.

При

 

плавке

 

гололёда

 

на

 

ВЛ

 

энергетический

 

модуль

 

УПГМ

 

эксплуатируется

 

вместе

 

с

 

автоподъёмником

 

АГП

-30-5 

при

 

следующих

 

условиях

:

• 

температура

 

окружающего

 

воздуха

 — 

до

 -40°

С

• 

скорость

 

ветра

 

на

 

высоте

 

до

 10 

м

 — 

не

 

более

 10 

м

/

с

• 

скорость

 

транспортировки

 

к

 

месту

 

плавки

 

по

 

шоссе

 

— 

не

 

более

 60 

км

/

ч

;

• 

скорость

 

транспортировки

 

к

 

месту

 

плавки

 

по

 

грун

-

ту

 — 

не

 

более

 15 

км

/

ч

;

• 

температура

 

воздуха

 

внутри

 

транспортного

 

контей

-

нера

 — 

от

 +1 

до

 +50º

С

;

• 

верхний

 

предел

 

относительной

 

влажности

 

воздуха

 

внутри

 

транспортного

 

контейнера

 — 

не

 

более

 80% 

при

 +35º

С

 

и

 

более

 

низких

 

температурах

 

без

 

конден

-

сации

 

влаги

;

• 

атмосферное

 

давление

 — 86—106 

кПа

Ó×ÀÑÒÍÈÊÈ ÏÐÎÅÊÒÀ

●▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬●

ОАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

», 

Объединённый

 

институт

 

высо

-

ких

 

температур

 (

ОИВТ

 

РАН

).

Дизель

-

генераторная

 

установка

    

 

 

 

Выпрямитель

Общий

 

вид

 

автоконтейнеровоза

 

КамАЗ

-43118


Читать онлайн

Проблема предотвращения гололедных аварий в электрических сетях энергосистем актуальна для большинства регионов России. Нарушения в работе воздушных линий, вызванные интенсивными гололёдными и гололедно-ветровыми нагрузками, являются наиболее тяжёлыми по своим последствиям. При этом происходит разрушение опор, проводов, тросов, гирлянд изоляторов, арматуры. В тяжелых случаях повреждаются многие линии на большой территории. Для восстановления требуются капитальные вложения, значительное время, материальные ресурсы и трудозатраты. Зачастую велик ущерб от аварийного недоотпуска электроэнергии в отраслях народного хозяйства и коммунально-бытовой сфере.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»