Опыт применения указателей поврежденного участка на ВЛ 6–10 кВ в ПАО «МОЭСК»

Page 1
background image

Page 2
background image

48

Опыт применения 
указателей 
поврежденного 
участка на ВЛ 6-10 кВ 
в ПАО «МОЭСК»

О

дной

 

из

 

важнейших

 

за

-

дач

 

при

 

эксплуатации

 

воздушных

 

линий

  (

ВЛ

и

 

кабельно

-

воздушных

 

линий

  (

КВЛ

электропередачи

 

яв

-

ляется

 

быстрое

 

определение

 

ме

-

ста

 

повреждения

 

и

 

проведение

 

ремонтно

-

восстановительных

 

ра

-

бот

Существенной

 

особенностью

 

структуры

 

распределительных

 

сетей

 6–10 

кВ

 

является

 

их

 

про

-

тяженность

 

и

 

разветвленность

Своевременное

 

проведение

 

пери

-

одических

 

осмотров

технического

 

обслуживания

профилактиче

-

ских

 

измерений

 

и

 

испытаний

 

зна

-

чительно

 

снижают

 

вероятность

 

отказа

Однако

 

в

 

практической

 

эксплуатации

 

имеют

 

место

 

по

-

вреждения

 

ВЛ

  (

КВЛ

вследствие

 

воздействий

 

сторонних

 

лиц

 

и

 

ор

-

ганизаций

из

-

за

 

повреждений

 

на

 

абонентских

 

электроустановках

 

(

не

 

принадлежащих

 

электросете

-

вой

 

организации

но

 

подключен

-

ных

 

к

 

ВЛ

и

 

других

 

непредвиден

-

ных

 

обстоятельств

.

Определение

 

места

 

повреж

-

дения

 

на

 

ВЛ

 6–20 

кВ

 

в

 

сельских

 

сетях

 

порой

 

занимает

 

много

 

вре

-

мени

Продолжительность

 

поиска

 

места

 

повреждения

 

напрямую

 

за

-

висит

 

от

 

следующих

 

факторов

:

 

протяженности

 

фидера

;

 

сложности

 

прохождения

 

трас

-

сы

 

ВЛ

 (

КВЛ

);

 

наличия

 

кабельных

 

вставок

подключенных

 

к

 

ВЛ

 

без

 

комму

-

тационных

 

аппаратов

;

 

количества

 

отпаек

 

на

 

фидере

;

 

количества

 

абонентских

 

элек

-

троустановок

.

Особенно

 

много

 

времени

 

ухо

-

дит

 

на

 

выделение

 

и

 

отсоединение

 

поврежденного

 

кабеля

подклю

-

ченного

 

к

 

ВЛ

 

без

 

коммутационно

-

го

 

аппарата

В

 

этом

 

случае

как

 

правило

сначала

 

производится

 

осмотр

 

воздушного

 

участка

 

ли

-

нии

 

и

 

всех

 

трансформаторных

 

подстанций

Если

 

повреждение

 

не

 

найдено

поочередно

 

отсоеди

-

няются

 

от

 

ВЛ

 

кабельные

 

линии

 

с

 

последующей

 

их

 

проверкой

 

на

 

целостность

 

изоляции

что

 

зна

-

чительно

 

затягивает

 

производ

-

ство

 

аварийно

-

восстановитель

-

ных

 

работ

Если

 

таких

 

кабелей

 

в

 

составе

 

КВЛ

 

несколько

поиск

 

и

 

отсоединение

 

поврежденного

 

участка

 

сети

 

может

 

затянуться

 

до

 

18–24 

часов

что

 

при

 

современ

-

ных

 

требованиях

 

к

 

надежности

 

электроснабжения

 

потребителей

 

недопустимо

.

С

 

целью

 

сокращения

 

времени

 

на

 

поиск

 

мест

 

повреждения

 

в

 

рас

-

пределительных

 

сетях

 

напряжени

-

ем

 6–10 

кВ

 

в

 

ПАО

 «

МОЭСК

» 

было

 

принято

 

решение

 

о

 

разработке

 

карт

 

оперативного

 

реагирования

 

для

 

каждой

 

ВЛ

 

и

 

КВЛ

Карта

 

опе

-

ративного

 

реагирования

  (

далее

 

КОР

на

 

ВЛ

  (

КВЛ

) 6–20 

кВ

 

пред

-

ставляет

 

собой

 

план

 

поэтапных

 

действий

 

по

 

определению

 

места

 

повреждения

 

с

 

разбивкой

 

време

-

ни

 

на

 

каждый

 

этап

 (

рисунок

 1).

Степанов

 

А

.C., 

заместитель

 

директора

 

Департамента

 — 

начальник

 

управления

 

распределительных

 

сетей

 

ПАО

 «

МОЭСК

»

в

о

з

д

у

ш

н

ы

е

 л

и

н

и

и

воздушные линии


Page 3
background image

49

Составной

 

частью

 

КОР

 

явля

-

ется

 

графическая

 

схема

 

опреде

-

ления

 

места

 

повреждения

  (

рису

-

нок

 2), 

в

 

которой

 

отражены

:

 

маршруты

 

движения

 

техники

 

и

 

персонала

оптимальные

 

пути

подъездов

 

и

 

подходов

 

к

 

РП

ТП

 

и

 

участкам

 

ВЛ

 (

КВЛ

в

 

процес

-

се

 

переключений

 

и

 

осмотра

 

участки

 

ВЛ

  (

КВЛ

), 

на

 

которых

 

возможен

 

осмотр

 

с

 

применени

-

ем

 

автотранспорта

 

или

 

только

 

пеший

 

осмотр

,

 

опоры

 

ВЛ

на

 

которых

 

имеется

 

дополнительный

 

заземляю

-

щий

 

контур

  (

для

 

сокращения

 

времени

 

подготовки

 

рабочего

 

места

и

 

другая

 

информация

.

При

 

разработке

 

карт

 

пред

-

у

 

сматривался

 

наихудший

 

сце

-

нарий

 

развития

 

событий

исхо

-

дя

 

из

 

того

что

 

вышло

 

из

 

строя

 

оборудование

повреждение

 

на

 

котором

 

будет

 

найдено

 

в

 

самую

 

последнюю

 

очередь

 

при

 

усло

-

вии

 

применения

 

оптимальных

 

маршрутов

 

движения

 

персонала

 

и

 

техники

 

в

 

процессе

 

переключе

-

ний

 

и

 

осмотров

Как

 

правило

это

 

кабельная

 

линия

 

в

 

составе

 

КВЛ

подсоединенная

 

к

 

ВЛ

 

без

 

комму

-

тационного

 

аппарата

.

В

 

итоге

 

получился

 

своего

 

рода

 

стресс

-

тест

 

для

 

каждой

 

ВЛ

 

и

 

КВЛ

 6–10 

кВ

 

в

 

случае

 

самого

 

неблагоприятного

 

сценария

 

раз

-

вития

 

ситуации

Всего

 

было

 

раз

-

работано

 4500 

карт

 

оператив

-

ного

 

реагирования

Необходимо

 

отметить

что

 

в

 

сельских

 

сетях

 

МОЭСК

 

время

затраченное

 

на

 

Рис

. 1. 

Фрагмент

 

плана

 

поэтапных

 

действий

 

по

 

определению

 

места

 

по

-

вреждения

 

с

 

разбивкой

 

времени

 

по

 

этапам

Рис

. 2. 

Фрагмент

 

схемы

 

определе

-

ния

 

места

 

повреждения

 

на

 

ВЛ

 (

КВЛ

)

ных

 

технических

 

решений

 

для

 

со

-

кращения

 

времени

 

локализации

 

повреждений

 

на

 

всех

 

ВЛ

 

и

 

КВЛ

 

до

 

двух

 

часов

При

 

этом

 

наиболь

-

ший

 

эффект

 

дает

 

комплекс

 

ме

-

роприятий

 

по

 

секционированию

 

протяженных

 

фидеров

 

и

 

уста

-

новке

 

указателей

 

поврежденного

 

участка

.

В

 

МОЭСК

 

ежегодно

 

с

 

целью

 

секционирования

 

протяженных

 

фидеров

 6–10 

кВ

 

устанавли

-

вается

 

около

 180 

реклоузеров

 

и

 250 

секционных

 

разъедините

-

лей

Несмотря

 

на

 

то

что

 

объем

 

работ

 

значительный

этого

 

недо

-

статочно

 

для

 

того

чтобы

 

быстро

 

переломить

 

ситуацию

 

с

 

длитель

-

ной

 

локализацией

 

поврежденно

-

локализацию

 

поврежденного

 

участка

 

и

 

переключение

 

потре

-

бителей

 

с

 

резерва

не

 

должно

 

превышать

 

двух

 

часов

Анализ

 

результатов

 

работы

 

по

 

созда

-

нию

 

КОР

 

показал

что

 

только

 

на

 

43% 

ВЛ

 

и

 

КВЛ

 6–20 

кВ

 

время

 

об

-

наружения

 

места

 

повреждения

 

при

 

наихудшем

 

сценарии

 

разви

-

тия

 

событий

 

составляет

 

менее

 

двух

 

часов

На

 

остальных

 57% 

ВЛ

 

и

 

КВЛ

 

время

 

поиска

 

места

 

повреждения

 

составляло

 

от

 2 

до

 

24 

часов

что

 

не

 

соответствует

 

вышеуказанным

 

требованиям

Учитывая

 

масштаб

 

проблемы

необходимо

 

было

 

в

 

сравнитель

-

но

 

короткий

 

срок

 

осуществить

 

ряд

 

незатратных

но

 

эффектив

-

 1 (40) 2017


Page 4
background image

50

ВОЗДУШНЫЕ

ЛИНИИ

го

 

участка

 

на

 

тех

 2800 

ВЛ

 

и

 

КВЛ

где

 

в

 

соответствии

 

с

 

КОР

 

вре

-

мя

 

локализации

 

поврежденного

 

участка

 

при

 

наихудшем

 

развитии

 

событий

 

более

 

двух

 

часов

Для

 

решения

 

этой

 

проблемы

 

с

 2015 

года

 

реализуется

 

програм

-

ма

 

по

 

установке

 

указателей

 

по

-

врежденного

 

участка

 (

УПУ

на

 

ВЛ

 

и

 

КВЛ

 (

рисунок

 3).

При

 

разработке

 

этой

 

програм

-

мы

 

было

 

определено

что

 

для

 

скорейшего

 

достижения

 

цели

 

не

-

обходимо

 

массовое

 

применение

 

УПУ

В

 

связи

 

с

 

этим

 

при

 

разработ

-

ке

 

технических

 

требований

 

было

 

принято

 

два

 

принципиально

 

важ

-

ных

 

решения

:

1. 

УПУ

 

должен

 

быть

 

недорогим

 

и

 

надежным

 

в

 

работе

.

2. 

Монтаж

 

УПУ

 

на

 

провода

 

ВЛ

 

не

-

обходимо

 

производить

 

силами

 

персонала

 

районов

 

электри

-

ческих

 

сетей

 

без

 

подъема

 

на

 

опору

 

с

 

применением

 

специ

-

альной

 

изолирующей

 

штан

 

ги

.

Выполнение

 

программы

 

по

 

установке

 

УПУ

 

разделено

 

на

 

этапа

.

Цель

 

реализации

 

первого

 

этапа

 — 

сокращение

 

локализа

-

ции

 

поврежденного

 

участка

 

ВЛ

 

при

 

наихудшем

 

развитии

 

со

-

бытий

 

до

 

двух

 

часов

Период

 

реализации

 

первого

 

этапа

 – 

2015–2016 

годы

Как

 

известно

установка

 

хотя

 

бы

 

одного

 

УПУ

 

на

 

линии

 

в

 

оптимальном

 

с

 

точки

 

зрения

 

проведения

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

месте

 

может

 

сократить

 

время

 

на

 

лока

-

лизацию

 

поврежденного

 

участ

-

ка

 

в

 

два

 

и

 

более

 

раза

К

 

началу

 

ОЗП

 2015/2016 

было

 

установле

-

но

 1684 

комплекта

 

указателей

 

на

 

воздушных

 

линиях

 

с

 

наиболь

-

шим

 

временем

 

локализации

 

по

-

врежденного

 

участка

 

согласно

 

картам

 

оперативного

 

реагиро

-

вания

В

 

среднем

 

получилось

 

по

 

40–50 

УПУ

 

на

 

РЭС

Эффект

 

от

 

использования

 

указателей

 — 

уменьшение

 

среднего

 

времени

 

восстановления

 

на

 

ВЛ

 

и

 

КВЛ

 

6–10 

кВ

оснащенных

 

УПУ

 

в

 

пе

-

риод

 

ОЗП

 2015/2016 

на

 50–70%. 

В

 2016 

году

 

на

 

ВЛ

 6–10 

кВ

 

было

 

установлено

 

еще

 830 

УПУ

.

Цель

 

реализации

 

второго

 

эта

-

па

 — 

выполнение

 

разработанных

 

нами

 

критериев

 

по

 

установке

 

ука

-

Рис

. 3. 

Указатель

поврежденного

 

участка

ПЦ

Труднодоступный участок

КЛ

Пункт 1

критериев

Пункт 2

критериев

Отпайка более 150 м

КЛ

Пункт 1
критериев

Пункт 5

критериев

Пункт 3

критериев

КЛ

Рис

. 4. 

Схема

 

вариантов

 

установки

 

УПУ

 

на

 

ВЛ

 (

КВЛ

)

зателей

 

поврежденного

 

участка

В

 

соответствии

 

с

 

этими

 

критери

-

ями

 

указатели

 

необходимо

 

уста

-

навливать

 (

рисунок

 4):

1) 

на

 

магистрали

 

кабельно

-

воз

-

душной

 

линии

  (

КВЛ

за

 

пер

-

вой

 

опорой

 

после

 

выхода

 

КЛ

 

6–20 

кВ

 

с

 

питающего

 

центра

 

(

ЦП

), 

распределительного

 

пункта

  (

РП

), 

закрытой

 

транс

-

форматорной

 

подстанции

;

2) 

на

 

магистрали

 

ВЛ

 

(

КВЛ

6–20 

кВ

 

после

 

отпайки

  (

как

 

абонентской

так

 

и

 

находящей

-

ся

 

на

 

балансе

 

ПАО

 «

МОЭСК

»)

протяженностью

 

более

 150 

м

;

3) 

после

 

кабельной

 

вставки

 

в

 

со

-

ставе

 

КВЛ

 6–20 

кВ

;

4) 

перед

 

кабельным

 

вводом

 

в

 

ТП

;

5) 

перед

 

труднодоступными

 

для

 

проведения

 

осмотра

 

участка

-

ми

  (

овраг

река

огороженная

 

зона

 

застройки

 

и

 

т

.

д

.).

Срок

 

реализации

 

второго

 

эта

-

па

 — 

до

 

конца

 2022 

года

.

Повторюсь

что

 

на

 

первом

 

эта

-

пе

 

реализации

 

программы

 

был

 

сделан

 

акцент

 

на

 

массовость

 

применения

 

указателей

при

 

этом

 

результат

 

даже

 

превзошел

 

ожи

-

дания

.

На

 

втором

 

этапе

наряду

 

с

 

уже

 

применяемыми

 

указате

-

лями

планируется

 

устанавли

-

вать

 

УПУ

которые

 

позволяют

 

фиксировать

 

не

 

только

 

между

-

фазные

 

короткие

 

замыкания

но

 

и

 

однофазные

 

замыкания

 

на

 

землю

с

 

передачей

 

инфор

-

мации

 

о

 

произошедших

 

неис

-

правностях

 

диспетчеру

 

РЭС

Указатели

 

с

 

перечисленными

 

вы

-

ше

 

возможностями

 

значительно

 

дороже

 

тех

что

 

применяются

 

сейчас

поэтому

 

они

 

будут

 

уста

-

навливаться

 

только

 

в

 

тех

 

местах

которые

 

наиболее

 

оптимальны

 

с

 

точки

 

зрения

 

проведения

 

ава

-

рийно

-

восстановительных

 

ра

-

бот

Кроме

 

того

эффективность

 

применения

 

УПУ

 

возрастает

если

 

в

 

месте

 

его

 

установки

 

пред

-

усмотреть

 

секционирование

 

фи

-

дера

 

с

 

помощью

 

разъедините

-

ля

 

либо

 

выключателя

 

нагрузки

В

 

этом

 

случае

 

оперативный

 

пер

-

сонал

 

не

 

только

 

получает

 

инфор

-

мацию

 

о

 

поврежденном

 

участке

 

сети

но

 

и

 

может

 

его

 

отключить

что

 

существенно

 

влияет

 

на

 

сни

-

жение

 

времени

 

восстановления

 

электроснабжения

 

потребите

-

лей

Конечно

коммутационные

 

аппараты

 

на

 

ВЛ

 

и

 

КВЛ

 

не

 

долж

-

ны

 

ставиться

 

в

 

таком

 

массовом

 

порядке

как

 

УПУ

Место

 

уста

-

новки

 

разъединителей

 

должно

 

выбираться

опять

 

же

исходя

 

из

 

анализа

 

плана

 

отыскания

 

места

 

повреждения

 

карты

 

оператив

-

ного

 

реагирования

 

для

 

каждой

ВЛ


Оригинал статьи: Опыт применения указателей поврежденного участка на ВЛ 6–10 кВ в ПАО «МОЭСК»

Читать онлайн

Одной из важнейших задач при эксплуатации воздушных линий (ВЛ) и кабельно-воздушных линий (КВЛ) электропередачи является быстрое определение места повреждения и проведение ремонтно-восстановительных работ. Существенной особенностью структуры распределительных сетей 6–10 кВ является их протяженность и разветвленность. Своевременное проведение периодических осмотров, технического обслуживания, профилактических измерений и испытаний значительно снижают вероятность отказа.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 5(86), сентябрь-октябрь 2024

Многопереходные солнечные модули для питания автономных систем мониторинга и диагностики электросетей

Диагностика и мониторинг
Сколковский институт науки и технологии, ПАО «Россети Волга», ООО «Сансенс», ООО «Волга»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»