48
Опыт применения
указателей
поврежденного
участка на ВЛ 6-10 кВ
в ПАО «МОЭСК»
О
дной
из
важнейших
за
-
дач
при
эксплуатации
воздушных
линий
(
ВЛ
)
и
кабельно
-
воздушных
линий
(
КВЛ
)
электропередачи
яв
-
ляется
быстрое
определение
ме
-
ста
повреждения
и
проведение
ремонтно
-
восстановительных
ра
-
бот
.
Существенной
особенностью
структуры
распределительных
сетей
6–10
кВ
является
их
про
-
тяженность
и
разветвленность
.
Своевременное
проведение
пери
-
одических
осмотров
,
технического
обслуживания
,
профилактиче
-
ских
измерений
и
испытаний
зна
-
чительно
снижают
вероятность
отказа
.
Однако
в
практической
эксплуатации
имеют
место
по
-
вреждения
ВЛ
(
КВЛ
)
вследствие
воздействий
сторонних
лиц
и
ор
-
ганизаций
,
из
-
за
повреждений
на
абонентских
электроустановках
(
не
принадлежащих
электросете
-
вой
организации
,
но
подключен
-
ных
к
ВЛ
)
и
других
непредвиден
-
ных
обстоятельств
.
Определение
места
повреж
-
дения
на
ВЛ
6–20
кВ
в
сельских
сетях
порой
занимает
много
вре
-
мени
.
Продолжительность
поиска
места
повреждения
напрямую
за
-
висит
от
следующих
факторов
:
–
протяженности
фидера
;
–
сложности
прохождения
трас
-
сы
ВЛ
(
КВЛ
);
–
наличия
кабельных
вставок
,
подключенных
к
ВЛ
без
комму
-
тационных
аппаратов
;
–
количества
отпаек
на
фидере
;
–
количества
абонентских
элек
-
троустановок
.
Особенно
много
времени
ухо
-
дит
на
выделение
и
отсоединение
поврежденного
кабеля
,
подклю
-
ченного
к
ВЛ
без
коммутационно
-
го
аппарата
.
В
этом
случае
,
как
правило
,
сначала
производится
осмотр
воздушного
участка
ли
-
нии
и
всех
трансформаторных
подстанций
.
Если
повреждение
не
найдено
,
поочередно
отсоеди
-
няются
от
ВЛ
кабельные
линии
с
последующей
их
проверкой
на
целостность
изоляции
,
что
зна
-
чительно
затягивает
производ
-
ство
аварийно
-
восстановитель
-
ных
работ
.
Если
таких
кабелей
в
составе
КВЛ
несколько
,
поиск
и
отсоединение
поврежденного
участка
сети
может
затянуться
до
18–24
часов
,
что
при
современ
-
ных
требованиях
к
надежности
электроснабжения
потребителей
недопустимо
.
С
целью
сокращения
времени
на
поиск
мест
повреждения
в
рас
-
пределительных
сетях
напряжени
-
ем
6–10
кВ
в
ПАО
«
МОЭСК
»
было
принято
решение
о
разработке
карт
оперативного
реагирования
для
каждой
ВЛ
и
КВЛ
.
Карта
опе
-
ративного
реагирования
(
далее
КОР
)
на
ВЛ
(
КВЛ
) 6–20
кВ
пред
-
ставляет
собой
план
поэтапных
действий
по
определению
места
повреждения
с
разбивкой
време
-
ни
на
каждый
этап
(
рисунок
1).
Степанов
А
.C.,
заместитель
директора
Департамента
—
начальник
управления
распределительных
сетей
ПАО
«
МОЭСК
»
в
о
з
д
у
ш
н
ы
е
л
и
н
и
и
воздушные линии
49
Составной
частью
КОР
явля
-
ется
графическая
схема
опреде
-
ления
места
повреждения
(
рису
-
нок
2),
в
которой
отражены
:
–
маршруты
движения
техники
и
персонала
,
оптимальные
пути
подъездов
и
подходов
к
РП
,
ТП
и
участкам
ВЛ
(
КВЛ
)
в
процес
-
се
переключений
и
осмотра
,
–
участки
ВЛ
(
КВЛ
),
на
которых
возможен
осмотр
с
применени
-
ем
автотранспорта
или
только
пеший
осмотр
,
–
опоры
ВЛ
,
на
которых
имеется
дополнительный
заземляю
-
щий
контур
(
для
сокращения
времени
подготовки
рабочего
места
)
и
другая
информация
.
При
разработке
карт
пред
-
у
сматривался
наихудший
сце
-
нарий
развития
событий
,
исхо
-
дя
из
того
,
что
вышло
из
строя
оборудование
,
повреждение
на
котором
будет
найдено
в
самую
последнюю
очередь
при
усло
-
вии
применения
оптимальных
маршрутов
движения
персонала
и
техники
в
процессе
переключе
-
ний
и
осмотров
.
Как
правило
,
это
кабельная
линия
в
составе
КВЛ
,
подсоединенная
к
ВЛ
без
комму
-
тационного
аппарата
.
В
итоге
получился
своего
рода
стресс
-
тест
для
каждой
ВЛ
и
КВЛ
6–10
кВ
в
случае
самого
неблагоприятного
сценария
раз
-
вития
ситуации
.
Всего
было
раз
-
работано
4500
карт
оператив
-
ного
реагирования
.
Необходимо
отметить
,
что
в
сельских
сетях
МОЭСК
время
,
затраченное
на
Рис
. 1.
Фрагмент
плана
поэтапных
действий
по
определению
места
по
-
вреждения
с
разбивкой
времени
по
этапам
Рис
. 2.
Фрагмент
схемы
определе
-
ния
места
повреждения
на
ВЛ
(
КВЛ
)
ных
технических
решений
для
со
-
кращения
времени
локализации
повреждений
на
всех
ВЛ
и
КВЛ
до
двух
часов
.
При
этом
наиболь
-
ший
эффект
дает
комплекс
ме
-
роприятий
по
секционированию
протяженных
фидеров
и
уста
-
новке
указателей
поврежденного
участка
.
В
МОЭСК
ежегодно
с
целью
секционирования
протяженных
фидеров
6–10
кВ
устанавли
-
вается
около
180
реклоузеров
и
250
секционных
разъедините
-
лей
.
Несмотря
на
то
,
что
объем
работ
значительный
,
этого
недо
-
статочно
для
того
,
чтобы
быстро
переломить
ситуацию
с
длитель
-
ной
локализацией
поврежденно
-
локализацию
поврежденного
участка
и
переключение
потре
-
бителей
с
резерва
,
не
должно
превышать
двух
часов
.
Анализ
результатов
работы
по
созда
-
нию
КОР
показал
,
что
только
на
43%
ВЛ
и
КВЛ
6–20
кВ
время
об
-
наружения
места
повреждения
при
наихудшем
сценарии
разви
-
тия
событий
составляет
менее
двух
часов
.
На
остальных
57%
ВЛ
и
КВЛ
время
поиска
места
повреждения
составляло
от
2
до
24
часов
,
что
не
соответствует
вышеуказанным
требованиям
.
Учитывая
масштаб
проблемы
,
необходимо
было
в
сравнитель
-
но
короткий
срок
осуществить
ряд
незатратных
,
но
эффектив
-
№
1 (40) 2017
50
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
го
участка
на
тех
2800
ВЛ
и
КВЛ
,
где
в
соответствии
с
КОР
вре
-
мя
локализации
поврежденного
участка
при
наихудшем
развитии
событий
более
двух
часов
.
Для
решения
этой
проблемы
с
2015
года
реализуется
програм
-
ма
по
установке
указателей
по
-
врежденного
участка
(
УПУ
)
на
ВЛ
и
КВЛ
(
рисунок
3).
При
разработке
этой
програм
-
мы
было
определено
,
что
для
скорейшего
достижения
цели
не
-
обходимо
массовое
применение
УПУ
.
В
связи
с
этим
при
разработ
-
ке
технических
требований
было
принято
два
принципиально
важ
-
ных
решения
:
1.
УПУ
должен
быть
недорогим
и
надежным
в
работе
.
2.
Монтаж
УПУ
на
провода
ВЛ
не
-
обходимо
производить
силами
персонала
районов
электри
-
ческих
сетей
без
подъема
на
опору
с
применением
специ
-
альной
изолирующей
штан
ги
.
Выполнение
программы
по
установке
УПУ
разделено
на
2
этапа
.
Цель
реализации
первого
этапа
—
сокращение
локализа
-
ции
поврежденного
участка
ВЛ
при
наихудшем
развитии
со
-
бытий
до
двух
часов
.
Период
реализации
первого
этапа
–
2015–2016
годы
.
Как
известно
,
установка
хотя
бы
одного
УПУ
на
линии
в
оптимальном
с
точки
зрения
проведения
аварийно
-
восстановительных
работ
месте
может
сократить
время
на
лока
-
лизацию
поврежденного
участ
-
ка
в
два
и
более
раза
.
К
началу
ОЗП
2015/2016
было
установле
-
но
1684
комплекта
указателей
на
воздушных
линиях
с
наиболь
-
шим
временем
локализации
по
-
врежденного
участка
согласно
картам
оперативного
реагиро
-
вания
.
В
среднем
получилось
по
40–50
УПУ
на
РЭС
.
Эффект
от
использования
указателей
—
уменьшение
среднего
времени
восстановления
на
ВЛ
и
КВЛ
6–10
кВ
,
оснащенных
УПУ
в
пе
-
риод
ОЗП
2015/2016
на
50–70%.
В
2016
году
на
ВЛ
6–10
кВ
было
установлено
еще
830
УПУ
.
Цель
реализации
второго
эта
-
па
—
выполнение
разработанных
нами
критериев
по
установке
ука
-
Рис
. 3.
Указатель
поврежденного
участка
ПЦ
Труднодоступный участок
КЛ
Пункт 1
критериев
Пункт 2
критериев
Отпайка более 150 м
КЛ
Пункт 1
критериев
Пункт 5
критериев
Пункт 3
критериев
КЛ
Рис
. 4.
Схема
вариантов
установки
УПУ
на
ВЛ
(
КВЛ
)
зателей
поврежденного
участка
.
В
соответствии
с
этими
критери
-
ями
указатели
необходимо
уста
-
навливать
(
рисунок
4):
1)
на
магистрали
кабельно
-
воз
-
душной
линии
(
КВЛ
)
за
пер
-
вой
опорой
после
выхода
КЛ
6–20
кВ
с
питающего
центра
(
ЦП
),
распределительного
пункта
(
РП
),
закрытой
транс
-
форматорной
подстанции
;
2)
на
магистрали
ВЛ
(
КВЛ
)
6–20
кВ
после
отпайки
(
как
абонентской
,
так
и
находящей
-
ся
на
балансе
ПАО
«
МОЭСК
»)
протяженностью
более
150
м
;
3)
после
кабельной
вставки
в
со
-
ставе
КВЛ
6–20
кВ
;
4)
перед
кабельным
вводом
в
ТП
;
5)
перед
труднодоступными
для
проведения
осмотра
участка
-
ми
(
овраг
,
река
,
огороженная
зона
застройки
и
т
.
д
.).
Срок
реализации
второго
эта
-
па
—
до
конца
2022
года
.
Повторюсь
,
что
на
первом
эта
-
пе
реализации
программы
был
сделан
акцент
на
массовость
применения
указателей
,
при
этом
результат
даже
превзошел
ожи
-
дания
.
На
втором
этапе
,
наряду
с
уже
применяемыми
указате
-
лями
,
планируется
устанавли
-
вать
УПУ
,
которые
позволяют
фиксировать
не
только
между
-
фазные
короткие
замыкания
,
но
и
однофазные
замыкания
на
землю
,
с
передачей
инфор
-
мации
о
произошедших
неис
-
правностях
диспетчеру
РЭС
.
Указатели
с
перечисленными
вы
-
ше
возможностями
значительно
дороже
тех
,
что
применяются
сейчас
,
поэтому
они
будут
уста
-
навливаться
только
в
тех
местах
,
которые
наиболее
оптимальны
с
точки
зрения
проведения
ава
-
рийно
-
восстановительных
ра
-
бот
.
Кроме
того
,
эффективность
применения
УПУ
возрастает
,
если
в
месте
его
установки
пред
-
усмотреть
секционирование
фи
-
дера
с
помощью
разъедините
-
ля
либо
выключателя
нагрузки
.
В
этом
случае
оперативный
пер
-
сонал
не
только
получает
инфор
-
мацию
о
поврежденном
участке
сети
,
но
и
может
его
отключить
,
что
существенно
влияет
на
сни
-
жение
времени
восстановления
электроснабжения
потребите
-
лей
.
Конечно
,
коммутационные
аппараты
на
ВЛ
и
КВЛ
не
долж
-
ны
ставиться
в
таком
массовом
порядке
,
как
УПУ
.
Место
уста
-
новки
разъединителей
должно
выбираться
,
опять
же
,
исходя
из
анализа
плана
отыскания
места
повреждения
карты
оператив
-
ного
реагирования
для
каждой
ВЛ
.
Оригинал статьи: Опыт применения указателей поврежденного участка на ВЛ 6–10 кВ в ПАО «МОЭСК»
Одной из важнейших задач при эксплуатации воздушных линий (ВЛ) и кабельно-воздушных линий (КВЛ) электропередачи является быстрое определение места повреждения и проведение ремонтно-восстановительных работ. Существенной особенностью структуры распределительных сетей 6–10 кВ является их протяженность и разветвленность. Своевременное проведение периодических осмотров, технического обслуживания, профилактических измерений и испытаний значительно снижают вероятность отказа.