343
НОРМАТИВЫ
Опыт
применения
стандарта
организации
по
расчету
допустимых
токовых
нагрузок
воздушных
линий
Шамонов
Р
.
Г
.,
Лянзберг
А
.
В
.,
Матвеев
В
.
С
.,
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
Аннотация
Для
повышения
пропускной
способности
воздушных
линий
электропередачи
в
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
разработан
стандарт
организации
№
56947007-29.240.55.143-2013 «
Методика
расчета
предельных
токовых
нагрузок
по
условиям
сохранения
механической
прочно
-
сти
проводов
и
допустимых
габаритов
воздушных
линий
».
В
статье
описаны
теорети
-
ческие
и
практические
аспекты
его
использования
.
Ключевые
слова
:
воздушные
линии
,
допустимые
токовые
нагрузки
Введение
Преобразование
пассивных
электрических
сетей
в
«
интеллектуализированные
»
продолжает
оставаться
одним
из
основных
векторов
развития
единой
национальной
(
общероссийской
)
электрической
сети
(
ЕНЭС
),
позволяя
повышать
эффективность
ее
использования
.
С
одной
стороны
,
это
достигается
путем
применения
новых
технологий
и
принципов
управления
пе
-
ретоками
мощности
по
линиям
электропередачи
и
напряжением
в
узлах
нагрузки
электриче
-
ской
сети
(
устройства
FACTS
и
др
.),
применения
новых
средств
измерения
параметров
режима
(PMU
и
др
.),
а
с
другой
стороны
, —
применением
новых
научно
обоснованных
подходов
при
эксплуатации
существующих
элементов
электрической
сети
как
в
нормальных
,
так
и
в
аварий
-
ных
режимах
.
Разработка
последних
позволяет
,
в
том
числе
,
повысить
пропускную
способность
электри
-
ческой
сети
при
минимуме
дополнительных
капитальных
и
эксплуатационных
затрат
.
В
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
исследования
в
области
пропускной
способности
воздушных
линий
электропередачи
(
ВЛ
)
легли
в
основу
стандарта
организации
№
56947007-29.240.55.143-2013
«
Методика
расчета
предельных
токовых
нагрузок
по
условиям
сохранения
механической
проч
-
ности
проводов
и
допустимых
габаритов
воздушных
линий
» [1],
о
теоретических
и
практиче
-
ских
аспектах
использования
которого
и
пойдет
речь
в
настоящей
статье
.
344
СБОРНИК
НАУЧНО
-
ТЕХНИЧЕСКИХ
СТАТЕЙ
Предпосылки
внедрения
стандарта
организации
Современное
развитие
программных
комплексов
позволяет
оценить
изменение
допустимых
токовых
нагрузок
воздушных
линий
(
ВЛ
)
не
только
в
зависимости
от
температуры
окружающей
среды
,
но
и
с
учетом
солнечной
радиации
,
гололеда
,
направления
и
силы
ветра
.
Приводимые
в
ПУЭ
-7 [2]
допустимые
токовые
нагрузки
определены
,
исходя
из
недопусти
-
мости
длительного
нагрева
проводов
воздушных
линий
до
температур
свыше
70°
С
,
и
зави
-
сят
только
от
типа
провода
и
температуры
воздуха
по
трассе
ВЛ
.
В
то
же
время
фактическая
допустимая
токовая
нагрузка
,
приводящая
к
нагреву
проводов
до
70°
С
,
будет
различной
для
каждой
географической
зоны
,
отличаясь
от
данных
,
приведенных
в
[2].
Скорректированную
допустимую
токовую
нагрузку
ВЛ
,
нагревающую
провод
при
заданных
климатических
условиях
до
длительно
допустимой
температуры
по
условиям
механической
прочности
провода
соглас
-
но
[2],
обозначим
длительно
допустимой
токовой
нагрузкой
(
ДДТН
).
В
то
же
время
,
в
ГОСТ
839-80 [3]
указано
,
что
длительно
-
допустимая
температура
на
-
грева
алюминиевых
проводов
в
процессе
эксплуатации
не
должна
превышать
90°
С
.
На
ос
-
новании
чего
был
сделан
вывод
о
возможности
дополнительного
увеличения
температуры
нагрева
провода
,
по
сравнению
со
значениями
,
указанными
в
[2].
Принято
,
что
работа
ВЛ
при
этом
должна
быть
ограничена
по
времени
(
распространяться
на
послеаварийные
режимы
работы
энергосистемы
),
а
также
проверена
на
соответствие
требованию
по
обеспечению
допустимых
габаритных
расстояний
.
Допустимую
токовую
нагрузку
ВЛ
,
нагревающую
провод
при
заданных
климатических
условиях
до
90°
С
,
обозначим
аварийно
допустимой
токовой
нагрузкой
(
АДТН
).
Возможность
повышения
нагрузки
ВЛ
сверх
ДДТН
до
значения
АДТН
обусловлена
вре
-
менной
задержкой
на
нагрев
провода
,
что
позволяет
предпринять
необходимые
действия
по
управлению
режимом
работы
энергосистемы
,
исключающие
избыточные
ограничения
потре
-
бителей
и
генерации
,
связанные
с
отключением
перегружаемой
ВЛ
.
Эффект
от
применения
стандарта
Рассчитанные
в
соответствии
с
[1]
ДДТН
,
как
правило
,
выше
значений
указанных
в
[2].
Разница
между
значениями
увеличивается
при
снижении
температуры
окружающей
среды
.
В
редких
случаях
ДДТН
может
быть
ниже
значений
,
указанных
в
[2] (
при
температурах
35°
С
и
более
).
Однако
такая
корректировка
имеет
положительный
эффект
для
самого
провода
—
он
не
перегревается
до
недопустимых
значений
.
Ведь
,
как
известно
,
основная
масса
аварий
,
связанных
с
нарушением
габаритных
расстояний
ВЛ
,
происходит
в
период
повышенных
тем
-
ператур
окружающей
среды
.
Пример
сравнения
значений
ДДТН
и
АДТН
,
рассчитанных
в
соответствии
с
[1],
и
значений
из
[2]
для
провода
АС
300/48
на
ВЛ
220
кВ
Тюмень
—
Тавда
приведен
в
таблице
1.
Табл
. 1.
ДДТН
/
АДТН
провода
АС
300/48
на
ВЛ
220
кВ
Тюмень
—
Тавда
при
различной
температуре
окружающей
среды
t, °
С
–20
–15
–10
–5
0
5
10
15
20
25
30
35
40
ДДТН
по
[1],
А
1224 1184 1142 1100 1056 1012 965
917
866
813
757
697
632
АДТН
по
[1],
А
1345 1309 1272 1235 1197 1158 1119 1078 1036 993
949
902
853
Ток
по
ПУЭ
-7,
А
890
890
890
890
856
828
794
766
725
690
649
607
559
345
НОРМАТИВЫ
Как
видно
из
таблицы
,
учет
климатических
и
географических
данных
позволяется
повы
-
сить
ДДТН
провода
на
величину
от
73
А
(
при
температуре
воздуха
40°
С
)
до
334
А
(
при
темпе
-
ратуре
воздуха
–20°
С
)
или
на
13%÷37%
соответственно
.
Такое
увеличение
пропускной
способности
дает
возможность
подключить
новых
потре
-
бителей
,
повысить
максимально
-
допустимые
перетоки
(
МДП
)
мощности
по
контролируемым
сечениям
,
а
иногда
и
избежать
дополнительного
электросетевого
строительства
.
Стоимость
увеличения
пропускной
способности
ВЛ
при
этом
ограничивается
затратами
на
измерение
габаритных
расстояний
пролетов
ВЛ
,
на
проведение
тепловизионного
контроля
контактных
соединений
и
на
расчет
с
оценкой
климатических
и
географических
условий
распо
-
ложения
линии
.
Кроме
этого
,
в
ряде
случаев
увеличение
ДДТН
и
АДТН
может
быть
достигнуто
за
счет
дополнительных
малозатратных
работ
по
увеличению
габаритных
расстояний
в
от
-
дельных
пролетах
,
являющихся
«
узкими
местами
»,
ограничивающими
нагрузку
ВЛ
.
Несмотря
на
то
,
что
АДТН
проводов
ВЛ
допустима
,
в
соответствии
с
[1],
только
на
ограни
-
ченный
период
времени
после
аварии
,
ее
наличие
также
позволяет
повысить
МДП
в
сечениях
в
нормальных
схемах
.
В
соответствии
с
Методическими
указаниями
по
устойчивости
энергосистем
[4]
длитель
-
ность
послеаварийного
режима
определяется
временем
,
необходимым
диспетчеру
для
вос
-
становления
условий
нормального
режима
,
не
больше
20
минут
,
а
одним
из
критериев
опре
-
деления
МДП
является
отсутствие
токовых
перегрузок
элементов
,
превышающих
допустимые
значения
в
послеаварийных
режимах
.
Иными
словами
,
при
аварийном
отключении
одного
из
элементов
энергосистемы
(
как
в
ремонтных
,
так
и
нормальных
схемах
)
токовая
нагрузка
электросетевых
элементов
должна
быть
допустима
в
течение
20
минут
.
Для
таких
случаев
и
используется
АДТН
,
позволяя
увеличить
переток
в
исходном
нормальном
режиме
.
В
свою
очередь
,
в
[2]
нет
указаний
о
возможности
дополнительной
загрузки
ВЛ
на
такой
период
времени
,
потому
допустимый
послеаварийный
ток
всегда
приравнивался
к
длительно
допустимому
.
Для
наглядности
эффекта
от
учета
наличия
АДТН
рассмотрим
в
качестве
примера
упро
-
щенную
схему
сети
220
кВ
,
приведенную
на
рисунке
1,
со
следующими
начальными
условиями
:
двухцепная
ВЛ
с
проводами
АС
300/48,
питающая
энергосистему
с
нагрузкой
300+j150
МВА
,
температура
наружного
воздуха
+20°
С
.
Согласно
[2]
допустимый
ток
по
каждой
цепи
— 725
А
,
согласно
[1]
ДДТН
— 866
А
.
В
нор
-
мальной
схеме
при
любом
из
вариантов
обеспечивается
возможность
передачи
требуемой
мощности
,
ведь
фактический
ток
по
режиму
составляет
455
А
по
каждой
из
цепей
.
При
управлении
режимом
необходимо
обеспечить
отсутствие
недопустимых
в
течение
20
минут
токовых
перегрузок
элементов
сети
в
послеаварийных
схемах
.
Для
проверки
рассмо
-
трим
схему
с
аварийным
отключением
одной
из
цепей
линии
(
рисунок
2).
В
послеаварийной
схеме
ток
по
оставшейся
в
работе
цепи
составляет
1017
А
,
что
больше
длительно
допустимого
значения
как
по
[1],
так
и
по
[2].
На
этапе
проектирования
это
озна
-
Рис
. 1.
Нагрузки
ВЛ
при
нормальной
схеме
сети
Рис
. 2.
Нагрузки
ВЛ
в
послеаварийной
схеме
сети
346
СБОРНИК
НАУЧНО
-
ТЕХНИЧЕСКИХ
СТАТЕЙ
чает
,
что
необходимо
увеличить
сечение
проводов
или
установить
автоматику
ограничения
перегрузки
оборудования
(
АОПО
),
которая
будет
отключать
часть
нагрузки
при
аварийном
от
-
ключении
одной
из
цепей
ВЛ
.
При
эксплуатации
объекта
необходимо
снизить
передаваемую
мощность
в
нормальной
схеме
,
ограничив
нагрузку
в
приемной
энергосистеме
на
такую
ве
-
личину
,
чтобы
при
отключении
одной
из
цепей
ВЛ
не
происходила
недопустимая
перегрузка
оставшейся
в
работе
.
Однако
от
всего
этого
можно
отказаться
,
если
учесть
возможность
аварийной
перегрузки
линии
согласно
[1].
АДТН
будет
равняться
1036
А
,
а
значит
даже
в
послеаварийной
схеме
воз
-
можно
обеспечить
питание
полного
объема
нагрузки
дефицитной
энергосистемы
в
течение
требуемых
20
минут
,
в
течение
которых
диспетчер
может
предпринять
действия
по
изменению
перетоков
по
сети
без
необходимости
ограничений
потребителей
.
Таким
образом
,
использование
при
проектировании
и
эксплуатации
электрических
сетей
ДДТН
и
АДТН
,
рассчитанных
в
соответствии
с
[1],
позволяет
сократить
затраты
на
строительст
-
во
и
увеличить
МДП
в
контролируемых
сечениях
в
существующей
сети
.
Подобный
подход
уже
дал
ощутимый
результат
в
ряде
межсистемных
сечений
ЕНЭС
.
Учет
требований
ПУЭ
по
габаритным
расстояниям
Одной
из
основных
сложностей
при
реализации
алгоритма
программного
комплекса
по
расче
-
ту
ДДТН
и
АДТН
стало
обеспечение
требований
[2]
по
условиям
габаритных
расстояний
как
до
уровня
земли
,
так
и
до
пересечений
ВЛ
между
собой
и
с
другими
препятствиями
.
Расчетные
условия
для
указанных
требований
значительно
разнятся
как
для
линий
разного
класса
напря
-
жения
,
так
и
для
различных
типов
пересечений
.
Например
,
габарит
до
земли
для
линий
напряжением
500
кВ
и
ниже
регламентируется
при
отсутствии
токовой
нагрузки
по
проводу
и
максимальной
температуре
наружного
воздуха
,
а
для
линий
750
кВ
—
при
протекании
максимального
рабочего
тока
и
при
температуре
воз
-
духа
теплого
периода
с
обеспеченностью
0,99.
Расстояния
при
пересечении
ВЛ
между
собой
регламентируются
при
температуре
воздуха
+15°
С
,
кроме
пересечения
ВЛ
750
кВ
с
опорами
других
ВЛ
,
где
температура
окружающего
воздуха
должна
быть
принята
согласно
максималь
-
ной
температуре
наружного
воздуха
региона
прохождения
ВЛ
и
т
.
д
.
Кроме
того
,
все
нормируе
-
мые
габаритные
расстояния
должны
быть
проверены
для
случаев
максимальной
гололедной
нагрузки
при
отсутствии
тока
и
температуре
наружного
воздуха
в
зависимости
от
высоты
про
-
хождения
трассы
ВЛ
над
уровнем
моря
.
Всего
было
выявлено
73
различных
требования
по
габаритным
расстояниям
для
раз
-
ных
типов
пересечений
для
каждого
класса
напряжения
ВЛ
110–750
кВ
.
В
этой
связи
обес
-
печить
корректный
учет
выполнения
требований
габаритных
расстояний
без
специально
-
го
программного
комплекса
является
крайне
затруднительной
задачей
.
Для
автоматизации
расчетов
допустимых
токовых
нагрузок
ВЛ
в
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
применя
-
ется
специализированное
программное
обеспечение
ПК
«
Мониторинг
ВЛ
».
В
алгоритмы
дан
-
ного
комплекса
в
виде
исходных
данных
внесены
требования
[1]
и
[2],
что
сокращает
трудоза
-
траты
пользователя
на
проведение
расчетов
.
Программа
сама
проверяет
соответствие
всем
требованиям
по
каждому
из
пролетов
и
указывает
тип
несоответствия
при
необходимости
.
И
если
для
случаев
нормирования
габаритных
расстояний
с
токовой
нагрузкой
все
кажется
явным
,
то
есть
протекающий
ток
,
помимо
воздействия
на
механическую
прочность
провода
,
не
должен
приводить
к
его
недопустимому
растяжению
,
то
для
определения
ДДТН
и
АДТН
без
учета
токовых
нагрузок
используется
иной
алгоритм
.
347
НОРМАТИВЫ
Оценка
соответствия
габаритных
расстояний
нормативным
требованиям
до
поверхности
земли
для
ВЛ
500
кВ
и
ниже
в
ненаселенной
,
труднодоступной
местности
и
недоступных
скло
-
нах
,
а
также
для
ВЛ
220
кВ
и
ниже
в
населенной
местности
(
регламентируется
без
учета
токо
-
вой
нагрузки
)
производится
в
следующей
последовательности
:
1.
На
основе
полного
состава
измеренных
исходных
данных
определяются
механические
ха
-
рактеристики
провода
в
каждом
из
пролетов
ВЛ
(
составляется
модель
пролетов
).
2.
Для
полученной
модели
пролетов
ВЛ
рассчитываются
габаритные
расстояния
при
от
-
сутствии
токовой
нагрузки
в
линии
,
солнечной
радиации
при
чистом
воздухе
(
ясно
),
ми
-
нимальной
скорости
ветра
,
равной
0,6
м
/
с
(
направление
—
перпендикулярно
проводу
),
и
температуре
воздуха
,
равной
абсолютной
максимальной
температуре
воздуха
региона
прохождения
ВЛ
.
3.
В
случае
,
если
хотя
бы
на
одном
из
пролетов
ВЛ
рассчитанное
по
п
. 2
габаритное
рас
-
стояние
меньше
нормативных
требований
[2],
считается
,
что
вся
ВЛ
имеет
недопустимые
габаритные
расстояния
.
4.
В
случае
,
если
на
всех
пролетах
ВЛ
рассчитанное
по
п
. 2
габаритное
расстояние
не
ме
-
нее
нормативных
требований
[2],
считается
,
что
вся
ВЛ
имеет
допустимые
габаритные
расстояния
,
а
токовая
нагрузка
провода
ВЛ
должна
быть
ограничена
только
по
условию
сохранения
его
механической
прочности
(
определяется
согласно
[3]).
Аналогичным
алгоритмом
определения
соответствия
габаритных
расстояний
норматив
-
ным
требованиям
следует
руководствоваться
и
при
прочих
,
указанных
в
п
. 2.5 [2],
условиях
(
пересечение
ВЛ
с
автомобильными
дорогами
,
дамбами
,
трубопроводами
,
водными
простран
-
ствами
и
пр
.).
По
результатам
расчетов
не
только
определяются
значения
ДДТН
и
АДТН
и
формирует
-
ся
заключение
о
соответствии
нормативным
габаритным
расстояниям
,
но
и
определяются
конкретные
значения
негабаритных
расстояний
для
дальнейшего
формирования
программы
устранения
негабаритов
на
ВЛ
.
Стоит
особо
отметить
,
что
при
нормировании
допустимых
габаритных
расстояний
без
учета
токовой
нагрузки
использование
ДДТН
и
АДТН
согласно
[1]
приводит
к
тому
,
что
фактический
габарит
при
эксплуатации
ВЛ
будет
ниже
,
чем
при
использовании
допусти
-
мой
токовой
нагрузки
согласно
[2].
При
этом
никакие
нормативные
требования
нарушены
не
будут
.
Поясняющий
пример
приведен
на
рисунке
3.
Как
видно
из
рисун
-
ка
,
габарит
без
учета
то
-
ковой
нагрузки
может
со
-
блюдаться
(
выполнено
нормативное
требова
-
ние
),
однако
увеличение
токовой
нагрузки
вплоть
до
пределов
по
механи
-
ческой
прочности
тока
обязательно
приведет
к
дополнительному
на
-
греву
провода
и
увели
-
чению
стрелы
провеса
.
Рис
. 3.
Изменение
габарита
до
земли
при
различной
токовой
нагрузке
Без
токовой
нагрузки
С
максимальной
токовой
нагрузкой
по
ПУЭ
С
максимальной
токовой
нагрузкой
по
СТО
(
по
механической
прочности
провода
)
Допустимый
габарит
по
ПУЭ
348
СБОРНИК
НАУЧНО
-
ТЕХНИЧЕСКИХ
СТАТЕЙ
Исходя
из
этого
видится
целесообразным
пересмотреть
требования
по
габаритным
расстояниям
,
нормировав
их
при
аварийно
допустимой
токовой
нагрузке
.
Такой
подход
приведет
к
единообразию
требований
,
а
допустимый
габарит
между
проводом
и
землей
или
препятствием
не
будет
зависеть
от
значения
тока
в
линии
или
расстояния
между
опо
-
рами
в
пролете
.
Также
следует
отметить
,
что
нередко
допустимая
токовая
нагрузка
ВЛ
ограничивается
кон
-
цевым
оборудованием
(
трансформаторы
тока
,
высокочастотные
заградители
).
Необходима
стандартизация
допустимых
кратковременных
перегрузок
данных
видов
оборудования
в
зави
-
симости
от
температуры
окружающей
среды
.
Унификация
сбора
исходной
информации
Расчет
ДДТН
и
АДТН
подразумевает
сбор
большого
объема
информации
о
параметрах
ВЛ
:
марки
проводов
,
габаритные
размеры
пролетов
и
расстояний
до
земли
,
погодные
условия
и
ток
во
время
измерений
,
типы
местности
и
пересечений
и
пр
.
В
целях
снижения
трудозатрат
персонала
линейных
служб
на
подготовку
исходных
данных
перед
проведением
расчетов
,
а
также
исключения
грубых
ошибок
в
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
исполь
-
зуется
специальная
форма
для
заполнения
и
проверки
исходных
данных
в
формате
Excel .
В
данной
форме
вносимые
параметры
ограничены
различными
факторами
,
например
,
для
типа
местности
—
это
выбор
из
выпадающего
списка
одного
из
значений
согласно
[2]:
населенная
,
ненаселенная
,
труднодоступная
,
недоступные
склоны
.
Ограничена
возмож
-
ность
указания
внесения
направления
угла
направление
ветра
(0–90°),
определены
пре
-
делы
по
широте
и
температурам
и
пр
. (
рисунок
4).
Все
это
позволяет
загружать
исходные
данные
непосредственно
в
ПК
«
Мониторинг
ВЛ
»
в
формате
Excel
без
их
дополнительной
обработки
.
Кроме
того
,
унификация
информации
о
типах
других
объектов
,
пересекаемых
ВЛ
(
реали
-
зовано
выпадающими
списками
),
позволяет
реализовать
внутри
программы
сопоставление
измеренных
габаритных
расстояний
со
всеми
требованиями
,
описанными
в
[2].
Рис
. 4.
Пример
организации
формы
с
выпадающими
списками
349
НОРМАТИВЫ
Для
первичной
оценки
корректности
вносимых
габаритных
параметров
в
форме
предус
-
мотрено
построение
упрощенной
визуализированной
модели
пролета
(
рисунок
5),
по
которой
персонал
линейных
служб
может
самостоятельно
произвести
визуальный
анализ
замеров
.
Это
позволяет
максимально
сократить
число
опечаток
при
вводе
информации
.
В
перспективе
сбор
такой
информации
должен
быть
упрощен
за
счет
применения
средств
аэросканирования
или
лазерного
сканирования
,
позволяющих
определить
габаритные
рассто
-
яния
от
проводов
ВЛ
до
реального
рельефа
местности
или
других
объектов
,
повысив
при
этом
точность
полученных
данных
.
Использование
ДДТН
и
АДТН
на
этапе
проектирования
С
утверждением
в
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
стандарта
[1]
перед
специалистами
проектных
компаний
встал
вопрос
о
корректном
учете
допустимых
токовых
нагрузок
не
только
существующих
ВЛ
(
их
предоставляет
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
в
рамках
передачи
исходной
информации
для
проектиро
-
вания
),
но
и
вновь
вводимых
ВЛ
.
Согласно
[1]
при
проектировании
необходимо
провести
серию
расчетов
,
направленных
на
определение
ДДТН
и
АДТН
вновь
вводимой
ВЛ
с
учетом
климатических
и
географических
условий
ее
прохождения
.
Такой
подход
приводил
к
существенному
увеличению
стоимости
и
сроков
проектирования
:
каждому
подрядчику
необходимо
закупить
соответствующее
про
-
граммное
обеспечение
или
разработать
собственную
программу
,
собрать
данные
о
регионе
прохождения
ВЛ
и
т
.
д
.
Для
упрощения
проектирования
ВЛ
для
всех
проводов
,
указанных
в
[2],
в
стандарт
[1]
вне
-
сены
уже
рассчитанные
значения
ДДТН
и
АДТН
,
которые
должны
использоваться
проекти
-
ровщиками
на
стадии
разработки
основных
технических
решений
,
технико
-
экономическом
обосновании
строительства
объектов
и
пр
.
Значения
токов
разнятся
для
разных
широт
.
Таким
образом
,
в
качестве
исходных
данных
достаточно
определить
лишь
географические
параме
-
тры
расположения
проектируемой
ВЛ
.
При
расчетах
подразумевается
,
что
вновь
сооружаемая
ВЛ
не
будет
иметь
нарушений
га
-
баритных
расстояний
,
а
также
локальных
перегревов
.
При
этом
приведенные
в
стандарте
[1]
допустимые
токовые
нагрузки
проводов
приведены
для
наихудших
климатических
условий
Рис
. 5.
Пример
упрощенной
визуализации
исходной
информации
0
Оп
. 1
Оп
. 2
Провод
Земля
Пересечение
Расстояние
между
опорами
20
15
10
5
0
50
100
150
200
250
300
350
СБОРНИК
НАУЧНО
-
ТЕХНИЧЕСКИХ
СТАТЕЙ
с
точки
зрения
пропускной
способности
:
солнце
,
отсутствие
ветра
и
осадков
,
ясный
день
,
для
того
,
чтобы
оставить
запас
,
целесообразный
при
проектировании
.
Выводы
Практическое
применение
[1]
позволяет
сделать
следующие
выводы
:
1.
Регламентированный
подход
к
регулярному
расчету
допустимых
токовых
нагрузок
ВЛ
на
основе
стандарта
организации
способствует
значительному
повышению
качества
и
эф
-
фективности
эксплуатации
ВЛ
электросетевой
компании
.
2.
Использование
при
эксплуатации
АДТН
ВЛ
в
ряде
случаев
позволяет
отказаться
от
приме
-
нения
устройств
АОПО
.
3.
Целесообразно
пересмотреть
требования
по
габаритным
расстояниям
ВЛ
,
нормировав
их
при
аварийно
допустимой
токовой
нагрузке
.
4.
Разработка
и
внедрение
унифицированной
формы
сбора
исходных
данных
позволяет
суще
-
ственно
повысить
качество
сбора
информации
и
ускорить
производительность
расчетов
.
5.
Приведение
в
стандарте
ДДТН
и
АДТН
для
основных
типов
проводов
позволяет
сократить
время
выполнения
проектирования
.
6.
Для
повышения
пропускной
способностей
электрических
сетей
необходима
стандартизация
допустимых
кратковременных
перегрузок
концевого
оборудования
ВЛ
(
трансформаторы
тока
,
высокочастотные
заградители
)
в
зависимости
от
температуры
окружающей
среды
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
СТО
56947007-29.240.55.143-2013 «
Методи
-
ка
расчета
предельных
токовых
нагрузок
по
условиям
сохранения
механической
прочности
проводов
и
допустимых
габаритов
».
Стандарт
организации
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
».
М
., 2013.
2.
Правила
устройства
электроустановок
.
Из
-
дание
седьмое
.
Утв
.
Приказом
Минэнерго
от
20
мая
2003
г
.
№
187.
3.
ГОСТ
839-80 «
Провода
неизолированные
для
воздушных
линий
электропередачи
».
Мини
-
стерство
электротехнической
промышленности
СССР
, 1981.
4.
Методические
указания
по
устойчивости
энер
-
госистем
.
Утв
.
Приказом
№
277
Минэнерго
РФ
.
М
., 2003.
Оригинал статьи: Опыт применения стандарта организации по расчету допустимых токовых нагрузок воздушных линий
Для повышения пропускной способности воздушных линий электропередачи в ПАО «ФСК ЕЭС» разработан стандарт организации № 56947007-29.240.55.143-2013 «Методика расчета предельных токовых нагрузок по условиям сохранения механической прочности проводов и допустимых габаритов воздушных линий». В статье описаны теоретические и практические аспекты его использования.