64
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
Опыт применения комплектных
переходных пунктов при
переустройстве ВЛ 110 кВ
в населенной местности
АО
«
НПО
«
Стример
»
предлагает
на
российском
рынке
комплектные
переходные
пункты
на
многогранных
опорах
ПКПО
-
КВ
уже
более
трех
лет
.
За
это
время
накоплен
значитель
-
ный
опыт
решения
задач
в
части
разработки
технических
решений
и
поставки
оборудова
-
ния
для
переходных
пунктов
на
многогранных
опорах
классов
напряжения
35
и
110
кВ
.
Ермошина
М
.
С
.,
к.ф.-м.н., руководитель
направления альтер-
нативного проектирования
АО «НПО «Стример»
Глинский
С
.
А
.,
главный инженер
направления альтер-
нативного проектирования
АО «НПО «Стример»
Александрова
М
.
В
.,
ведущий специалист
направления альтер-
нативного проектирования
АО «НПО «Стример»
Н
а первый взгляд, все пере-
ходные пункты для соеди-
нения воздушных и кабель-
ных частей ЛЭП должны
иметь общую конструкцию в схожих
обстоятельствах. Эти обстоятельства
определяются назначением самих
переходных пунктов и предпосылками
к организации перехода из ВЛ в КЛ:
– ограниченное пространство для
размещения;
– расположение в зонах интенсивной
жизнедеятельности человека;
– необходимость организации стро-
ительства и эксплуатации согласо-
ванно с другими технологическими,
инфраструктурными и граждански-
ми объектами;
– жесткие требования к безопасности
людей и окружающей среды;
– высокая эксплуатационная надеж-
ность переходных пунктов как
элементов электросетевого хозяй-
ства.
На практике для каждого отдельно-
го случая требуется индивидуальное
техническое решение. Индивидуаль-
ность определяется не только различи-
ями в базовых параметрах ЛЭП, таких
как класс напряжения и количество це-
пей, но и множеством сопутствующих
нюансов:
– задачи, решаемые за счет организа-
ции кабельной линии;
– электрические режимы ЛЭП;
– накопленный опыт и сложившиеся
традиции эксплуатации в электро-
сетевой организации;
– климатические и геологические осо-
бенности местности;
– наличие в составе ЛЭП дополни-
тельного оборудования, например,
систем связи или мониторинга, ком-
мутационного оборудования [1];
– близость к другим технологическим
и инфраструктурным сооружениям
и характеристики этих сооружений;
– близость к жилым и общественным
зданиям;
– отводимые на строительство сроки,
допустимая
продолжительность
отключения ЛЭП.
В зависимости от сочетания этих
и других факторов конструкции пере-
ходных пунктов могут варьироваться
от самых простых решений — откры-
тых, расположенных на земле, до вы-
сокотехнологичных, предполагающих
защищенное размещение большого
количества первичного и вторичного
оборудования на опоре ВЛ.
Весной 2020 года перед АО «НПО
«Стример» была поставлена задача
в кратчайшие сроки разработать и из-
готовить два переходных пункта для
переустраиваемой КВЛ 110 кВ Уча —
Долгопрудная / Уча — Жостово в го-
родском округе Мытищи Московской
области. В двухцепной ВЛ 110 кВ нужно
было организовать кабельную вставку
длиной 450 м, по концам которой пред-
лагалось установить отрытые переход-
ные пункты на опорах.
Специфика расположения пере-
устраиваемого участка ВЛ заключа-
лась в его нахождении в населенной
местности и одновременно в зоне по-
летов малой авиации. При этом один
из переходных пунктов предполага-
лось установить в непосредственной
близости от многоквартирных жилых
домов. Исходя из этих обстоятельств
требовалось предложить конструкцию
переходного пункта, которая, с одной
стороны, была бы максимально ком-
пактной и требовала бы минималь-
ных отклонений от существующей
охранной зоны сохраняемой части
65
Рис
. 1.
Переходной
пункт
ПКПО
-
КВ
-110.1-2.1
расположен
в
непо
-
средственной
близости
от
жилой
застройки
Рис
. 2.
Сухая
муфта
,
заход
силового
кабеля
с
кабельной
лестницы
на
траверсу
,
площадка
для
обслужива
-
ния
ВЛ, а с другой стороны, была бы
максимально безопасна для жи-
телей микрорайона. Кроме того,
переустраиваемая часть ВЛ была
оборудована ВОЛС, выполненной
на основе ОКГТ, смонтированного
на штатных тросостойках опор,
что требовало предусмотреть на
переходных пунктах комплекс ре-
шений для перевода воздушной
ВОЛС в подземное исполнение.
Другим фактором, накладыва-
ющим определенные требования
к конструкции, стали сжатые сроки,
отводимые на поставку и монтаж
переходных пунктов, обусловлен-
ные продолжительностью согласо-
ванного окна отключения ВЛ.
За основу была взята конструк-
ция унифицированного комплект-
ного переходного пункта на сталь-
ной многогранной опоре ПКПО-КВ
класса напряжения 110 кВ в двух-
цепном
исполнении
высотой
30 м — ПКПО-КВ-110.1-2.1 (ри-
сунок 1). Высота и размах тра-
верс были приняты по аналогии
со схемой основной анкерной
опоры переустраиваемой ВЛ —
У110-2+5. Это позволило одновре-
менно сохранить существующие
габариты от проводов ВЛ до земли
и пересекаемых объектов, не ме-
няя принципиально конструкцию
ВЛ, и предложить компактное ре-
шение, требующее существенно
меньшего землеотвода в срав-
нении с традиционными типами
переходных пунктов портального
или наземного исполнения и пере-
ходными пунктами на решетчатых
опорах. В качестве фундаментов
были применены многогранные
сваи-оболочки, изготавливаемые
по той же технологии, что и тело
опоры. Опоры были поставлены
на стройплощадку в виде раз-
дельных секций, готовых траверс
и комплекта крепежа. Благодаря
телескопическому
соединению
секций опор и применению метода
вибропогружения для установки
фундаментов установка конструк-
ций обоих переходных пунктов
была выполнена за 3 дня.
Поскольку АО «НПО «Стри-
мер» осуществляет разработку
и поставку комплектных переход-
ных пунктов, необходимо было
уделить внимание не только кон-
структивным особенностям, но
и вопросам безопасности, особен-
но при выборе оборудования.
Ключевым элементом пер-
вичного оборудования кабельно-
воздушного переходного пункта,
обеспечивающим его основной
функционал, являются концевые
кабельные муфты, предназна-
ченные для соединения фазного
провода ВЛ и подземного кабеля
КЛ. Традиционно для переходных
пунктов 110 кВ применялись мас-
лонаполненные муфты. Несмотря
на простоту и широкое распро-
странение за годы эксплуатации
масляных муфт был накоплен
негативный опыт (такие муфты
требовательны в обслуживании,
сложны в установке и монтаже,
возможны утечки изолирующе-
го масла, зафиксированы слу-
чаи взрывов маслонаполненных
муфт, сопровождавшихся разле-
том относительно крупных фраг-
ментов корпусов, в результате
которых наносились повреждения
другому оборудованию переход-
ных пунктов и причинялся ущерб
здоровью и имуществу третьих
лиц, находившихся за пределами
объектов электросетевого хозяй-
ства). Поскольку переходные пун-
кты предполагалось установить
в непосредственной близости от
жилых домов, по требованию экс-
плуатирующей организации были
применены концевые кабельные
муфты 110 кВ сухого исполнения,
поставляемые компанией Тайко
Электроникс (рисунок 2). Такая
муфта обладает теми же массога-
баритными и эксплуатационными
характеристиками, что и масло-
наполненная, но при этом не со-
держит жидкого изолирующего
наполнителя и полностью взры-
вобезопасна. Все изоляционные
свойства полностью обеспечива-
ются за счет композитного корпу-
са. Это решение, с одной стороны,
повышает надежность переходно-
го пункта ПКПО-КВ, а с другой, га-
рантирует сохранность здоровья
и имущества жителей района.
Безопасность и удобство пер-
сонала, обслуживающего пере-
ходной пункт, также ценны, как
и безопасность жителей. По-
этому для облегчения доступа
к электрооборудованию и вы-
полнения регламентных работ по
обслуживанию муфт в конструк-
ции переходных пунктов были
предусмотрены и реализованы
специальные площадки возле
оснований траверс и в непосред-
ственной близости от концевых
муфт, на которых сотрудник экс-
плуатирующей организации мо-
жет находиться во время подъема
на опору и работы с муфтами (ри-
сунок 2). Также для обеспечения
безопасности персонала каждый
ПКПО-КВ оборудован страховоч-
ным профилем и анкерной систе-
мой безопасности.
№
6 (63) 2020
66
Еще одним обязательным эле-
ментом оборудования переход-
ных пунктов являются ограничи-
тели перенапряжения [2]. Выбор
характеристик ОПН для переход-
ного пункта должен был быть под-
твержден расчетом. Требования,
предъявляемые к выбору ОПН,
были соблюдены, а сами ОПН
удалось разместить на опоре,
жестко закрепив с нижней сторо-
ны траверс.
Не менее важной задачей, чем
выбор и размещение оборудо-
вания, поставляемого в составе
ПКПО, является обеспечение раз-
мещения оборудования, относя-
щегося к устройству ВЛ, КЛ, и их
системам.
В первую очередь должно быть
обеспечено корректное размеще-
ние силового кабеля на опоре пе-
реходного пункта. Силовой кабель
должен быть надежно закреплен
на протяжении всей трассы про-
кладки по конструкциям переход-
ного пункта, выход кабеля из-под
земли на опору должен быть обе-
спечен под прямым углом, а на за-
ходе в концевые муфты наличие
угла, наоборот, не допускается.
При этом серьезным препятстви-
ем, ограничивающим действия
инженеров и строителей, являет-
ся требование, устанавливаемое
производителем силового кабеля
в части соблюдения минималь-
ного радиуса изгиба кабеля. Для
одиночного силового кабеля в изо-
ляции из сшитого полиэтилена ра-
диус изгиба должен быть не менее
15 внешних диаметров самого ка-
беля. Таким образом минималь-
ный радиус изгиба для кабеля
диаметром 9 см составляет 1,35 м,
а эта величина сопоставима с рас-
стояниями от вертикальной оси
опоры до монтажных площадок
муфт. При этом сам кабель обла-
дает высокими жесткостью и со-
противлением изгибу. Поскольку
переходной пункт представляет из
себя объемную конструкцию, про-
кладка шести силовых кабелей от
уровня земли до ввода в концевую
муфту превращается в сложную
пространственную задачу. Вер-
тикальная прокладка кабелей от
уровня земли до уровня траверс
осуществляется вдоль тела опо-
ры по кабельной лестнице, входя-
щей в состав переходного пункта
ПКПО-КВ, посредством размеща-
емых на ней специализированных
кабельных креплений. Соосность
кабелей и кабельных муфт в ме-
стах соединения обеспечивается
специальными рамами, жестко
установленными на траверсах под
монтажными площадками муфт
(рисунок 3).
В таких условиях корректный
изгиб кабеля сразу в нескольких
плоскостях и его закрепление при
переходе с кабельной лестницы
на траверсу становятся отдель-
ной задачей повышенной слож-
ности. Чтобы ситуация в процессе
монтажа не стала неразрешимой,
специальное 3D-крепление было
разработано и реализовано в со-
ставе ПКПО-КВ. Последнее перед
заходом на раму кабельной муфты
крепление каждого кабеля выпол-
нено не жестко закрепленным на
кабельной лестнице или специ-
альном кронштейне, как это дела-
ется обычно, а на регулируемой
в трех плоскостях шарнирной кон-
соли (рисунок 2). Таким образом,
больше не требуется подгонять
кабель к существующей жесткой
конструкции переходного пункта,
рискуя нарушить требования к ра-
диусу изгиба, а можно поступить
наоборот — придать кабелю на
переходе с кабельной лестницы на
траверсу любую форму, обеспечи-
вающую соблюдение допустимых
изгибов и требуемых углов захо-
да, а кабельное крепление опоры
зафиксировать болтами по месту
фактического положения кабеля.
То есть не кабель следует за опо-
рой, а опора за кабелем, что дела-
ет процесс монтажа более гибким,
быстрым и безопасным для сило-
вого кабеля.
В связи с тем, что обе опоры пе-
реходных пунктов ПКПО-КВ уста-
навливались в зоне полетов малой
авиации, в соответствии с требо-
ваниями действующей норматив-
ной документации в части обе-
спечения безопасности полетов
на опоры была нанесена дневная
маркировка в виде чередующихся
горизонтальных полос красного
и белого цветов, а в верхней части
опор были размещены системы ог-
ней светоограждения с питанием
от солнечных батарей.
Возможность быстрой и гибкой
адаптации базовой конструкции
ПКПО-КВ к специфическим тре-
бованиям заказчика и условиям
строительства позволила создать
и применить индивидуальное ком-
плексное техническое решение,
соответствующее действующим
нормативам и обеспечивающее
не только надежность и безопас-
ность в процессе эксплуатации,
но и сочетание удобства с высо-
кой скоростью выполнения строи-
тельно-монтажных работ.
Р
Рис
. 3.
Переход
силового
кабеля
с
кабельной
лестницы
на
траверсы
и
ввод
в
муфты
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермошина М.С., Александрова М.В.,
Глинский С.А. Кабельно-воздушные ли-
нии 35–110 кВ. Обеспечение коммутаций
на переходных пунктах // Новости Элек-
тротехники, 2019, № 2(116). С. 54–56.
2. Ермошина М.С., Александрова М.В. За-
щита от перенапряжений и заземление
переходных пунктов для соединения
высоковольтных воздушных и кабель-
ных ЛЭП // ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Пере-
дача и распределение, 2019, № 2(53).
С. 64–66.
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
Оригинал статьи: Опыт применения комплектных переходных пунктов при переустройстве ВЛ 110 кВ в населенной местности
АО «НПО «Стример» предлагает на российском рынке комплектные переходные пункты на многогранных опорах ПКПО-КВ уже более трех лет. За это время накоплен значительный опыт решения задач в части разработки технических решений и поставки оборудования для переходных пунктов на многогранных опорах классов напряжения 35 и 110 кВ.