8
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(28),
март
2023
В
начале
августа
2020
года
в
филиале
ПАО
«
Россети
» —
Ямало
-
Ненецкое
ПМЭС
была
применена
практика
исполь
-
зования
быстровозводимых
опор
для
сокращения
сро
-
ков
реконструкции
участка
линии
электропередачи
(
ЛЭП
)
и
восстановления
электроснабжения
потребителей
.
Метод
позволил
уменьшить
требуемое
количество
спецтехники
и
персонала
.
Специалисты
предприятия
рассказали
о
пре
-
имуществах
быстровозводимых
опор
,
а
также
об
особенно
-
стях
их
возведения
в
условиях
Крайнего
Севера
.
Опыт
применения
быстровозводимых
опор
на
воздушных
линиях
220
кВ
при
аварийно
-
восстановительных
работах
в
условиях
Крайнего
Севера
Г
лавная
цель
энергетиков
—
обеспечение
надежно
-
го
электроснабжения
потребителей
,
недопущение
(
или
снижение
количества
и
уменьшение
продолжи
-
тельности
)
технологических
нарушений
.
Зачастую
на
возникновение
внештатных
ситуаций
влияют
погодные
усло
вия
:
шквалистый
ветер
,
грозы
,
гололедно
-
изморо
-
зевые
отложения
,
аномальные
изменения
температуры
воздуха
и
т
.
д
.
Поэтому
,
в
первую
очередь
,
специалисты
стараются
предупредить
подобные
ситуации
и
подгото
-
вить
энергообъекты
к
любым
погодным
условиям
.
Однако
если
аварийная
ситуация
все
-
таки
произошла
,
энергетики
применяют
оперативные
методы
по
ее
ликвидации
.
Так
,
например
,
в
случае
с
падением
опор
на
ЛЭП
существует
практика
использования
быстровозводимых
опор
,
благо
-
даря
которой
удается
восстановить
электроснабжение
в
максимально
короткие
сроки
.
Быстровозводимая
опора
—
это
опора
,
как
правило
,
многоразового
использования
,
время
возведения
которой
значительно
меньше
,
чем
при
установке
стационарной
опоры
.
Такие
опоры
призваны
обеспечивать
надежную
экс
-
плуатацию
участка
воздушной
линии
электропередачи
на
весь
период
проведения
работ
по
ликвидации
аварии
,
со
-
храняя
при
этом
свои
эксплуатационные
качества
на
про
-
тяжении
всего
срока
службы
.
Материал
изготовления
быстровозводимых
опор
разнит
-
ся
,
но
при
его
выборе
необходимо
учитывать
ряд
факторов
:
прочность
,
модуль
упругости
,
удельный
вес
,
износостой
-
кость
,
стойкость
к
механическим
повреждениям
,
индустри
-
альность
(
распространенность
производства
материала
и
конструкций
из
него
),
технологичность
,
коррозионная
стой
-
кость
,
подверженность
хрупкому
разрушению
,
стоимость
.
Сейчас
для
опор
используют
сталь
,
алюминиевые
спла
-
вы
или
композитные
материалы
,
такие
как
стеклопластик
,
углепластик
,
базальтопластик
и
т
.
п
.
Металл
должен
иметь
техническое
свидетельство
о
пригодности
продукции
для
применения
в
строительстве
.
Правильно
выбранный
мате
-
риал
конструкции
опоры
обеспечивает
защиту
от
коррозии
и
общий
срок
службы
опоры
не
менее
50
лет
.
Николай
ГРИЦЕНКО
,
главный
специалист
Службы
эксплуатации
линий
электро
-
передачи
филиала
ПАО
«
Россети
» —
Ямало
-
Ненецкого
предприятия
МЭС
Урала
Технические
решения
для
АВР
9
Конструкция
быстровозводимой
опоры
очень
техно
-
логична
,
благодаря
чему
количество
манипуляций
с
ней
сведено
к
минимуму
,
весь
монтаж
можно
провести
вручную
и
средствами
малой
механизации
без
применения
специ
-
альной
техники
.
Также
она
позволяет
:
–
компактно
перевозить
опору
на
место
монтажа
;
–
устанавливать
и
закреплять
опору
без
сооружения
фун
-
дамента
;
–
уменьшить
габариты
комплекта
опоры
для
хранения
на
складе
и
перевозки
за
счет
возможности
разбора
секций
на
составные
части
;
–
выполнить
условие
одновременного
предварительного
натяжения
в
гибких
связях
;
–
использовать
всего
две
гибкие
связи
;
–
гораздо
быстрее
произвести
ремонтно
-
восстановитель
-
ные
работы
на
воздушных
линиях
электропередачи
,
доставляя
на
место
монтажа
практически
полностью
собранную
опору
.
Временные
опоры
могут
быть
свободностоящими
или
на
оттяжках
.
Специалисты
филиала
ПАО
«
Россети
» —
МЭС
Урала
используют
свободностоящие
опоры
.
На
от
-
тяжках
происходит
дополнительное
закрепление
опоры
,
существуют
одноярусные
и
многоярусные
виды
быстро
-
возводимых
опор
.
Таким
образом
,
значительно
снижается
стоимость
опо
-
ры
,
сокращается
трудоемкость
возведения
линий
электро
-
передачи
на
труднодоступных
трассах
с
тяжелыми
грунто
-
выми
условиями
,
в
частности
на
болотах
.
Все
эти
факторы
,
а
главное
простота
и
скорость
приме
-
нения
данного
метода
,
привели
к
тому
,
что
быстровозводи
-
мые
опоры
стали
незаменимыми
помощниками
энергетиков
.
В
процессе
их
монтажа
не
требуется
специальная
техника
с
большой
грузоподъемностью
,
достаточно
манипулятора
,
а
также
есть
возможность
установки
при
помощи
вертолета
.
Специалисты
МЭС
Урала
такие
опоры
используют
с
2015
года
.
Например
,
этот
метод
применяли
в
августе
2020
года
специалисты
Ямало
-
Ненецкого
предприятия
МЭС
Урала
,
когда
произошло
аварийное
отключение
воз
-
душной
линии
электропередачи
110
кВ
в
габаритах
220
кВ
Оленья
—
Ямбург
-2
цепь
с
неуспешным
повторным
вклю
-
чением
.
Климатические
условия
были
следующие
:
темпе
-
ратура
воздуха
— +20°
С
,
порывистый
ветер
—
до
20
м
/
с
и
гроза
.
Энергообъект
находится
в
районе
многолетней
мерзлоты
,
где
грунт
имеет
особые
свойства
пучения
,
а
по
-
тому
при
строительстве
фундаментов
опор
применяются
стальные
винтовые
сваи
.
Энергетики
оперативно
выполнили
осмотр
ЛЭП
,
в
ходе
которого
было
выявлено
падение
опоры
.
Причи
-
ной
падения
стал
выход
из
грунта
свай
фундамента
от
-
тяжек
опоры
под
воздействием
сил
морозного
пучения
.
Последствий
для
потребителей
(
отключения
электро
-
энергии
)
не
было
.
На
первом
этапе
работ
по
устранению
аварии
было
выявлено
место
падения
опоры
.
Этот
процесс
происходит
Линия
электропередачи
110
кВ
в
габаритах
220
кВ
Оле
-
нья
—
Ямбург
состоит
из
двух
цепей
:
Оленья
—
Ям
-
бург
-1
цепь
и
Оленья
—
Ямбург
-2
цепь
общей
протя
-
женностью
214,4
км
,
которые
введены
в
эксплуатацию
в
1985
году
.
От
их
стабильной
работы
зависит
надеж
-
ность
электроснабжения
таких
крупных
потребителей
региона
,
как
газодобывающие
предприятия
«
Газпром
».
Аварийно
-
восстановительные
работы
на
ВЛ
110
кВ
в
габаритах
220
кВ
Оленья
—
Ямбург
-2
цепь
10
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(28),
март
2023
при
помощи
выездных
бригад
.
Обычно
занимает
с
учетом
местных
условий
до
24
часов
.
В
августе
2020
года
энер
-
гетики
выявили
,
что
произошло
падение
опоры
№
179
в
200
км
от
города
Новый
Уренгой
на
линии
110
кВ
в
га
-
баритах
220
кВ
Оленья
—
Ямбург
-2
цепь
.
Данная
опора
находится
в
труднодоступной
заболоченной
местности
,
с
многочисленными
озерами
,
ручьями
и
речками
,
имею
-
щими
крутые
берега
.
Выполнение
аварийно
-
восстанови
-
тельных
работ
(
АВР
)
осложнялось
отсутствием
дорожной
инфраструктуры
—
заезд
на
ЛЭП
находился
в
25
км
от
места
проведения
работ
.
На
втором
этапе
была
определена
сложность
ликви
-
дации
аварии
и
принято
решение
о
способе
устранения
последствий
.
Обычно
работы
по
модернизации
ЛЭП
на
сильно
заболоченной
местности
проводятся
в
зимний
пе
-
риод
после
полного
промерзания
грунта
,
но
перед
специ
-
алистами
стоял
фактор
срочности
.
Из
-
за
отсутствия
воз
-
можности
использовать
специальную
технику
(
автокран
)
было
принято
решение
использовать
быстровозводимые
опоры
для
скорейшего
восстановления
надежной
схемы
электроснабжения
потребителей
с
последующей
уста
-
новкой
постоянной
опоры
в
зимний
период
времени
.
Третий
этап
—
доставка
специальной
техники
,
матери
-
алов
,
такелажа
и
инструментов
.
Для
ликвидации
аварии
на
место
был
отправлен
бригадный
автомобиль
,
двухзвен
-
ный
вездеход
на
гусеничном
ходу
ДТ
-30
с
манипулятором
и
вездеход
ТМ
-130.
В
работах
было
задействовано
5
специ
-
алистов
линейного
участка
и
3
водителя
.
Вся
техника
была
доставлена
на
место
проведения
работ
в
течение
36
часов
после
поступления
информации
об
аварии
.
После
доставки
необходимой
техники
начался
четвер
-
тый
этап
—
выполнение
организационных
и
технических
мероприятий
,
обеспечивающих
безопасное
выполнение
работ
на
линии
электропередачи
и
демонтаж
упавшей
опо
-
ры
.
Вышедшие
из
строя
элементы
опоры
были
перевезены
на
базу
линейного
участка
для
последующей
утилизации
.
Также
были
проведены
работы
по
устранению
поврежде
-
ний
провода
и
подготовка
к
установке
быстровозводимой
опоры
.
Установка
быстровозводимой
опоры
при
выполнении
АВР
на
линии
электропередачи
,
в
свою
очередь
,
осущест
-
влялась
в
шесть
этапов
.
На
первом
этапе
с
помощью
фланцевого
соединения
был
собран
подкос
и
три
секции
основания
.
На
втором
этапе
три
секции
основания
были
соеди
-
нены
в
треугольник
при
помощи
шарниров
,
нижние
концы
стоек
установили
на
специальные
деревянные
подкладки
,
исключающие
притопление
опоры
на
болоте
.
На
третьем
этапе
были
смонтированы
X-
образные
сое
-
диненные
стойки
(
крепятся
к
двум
углам
треугольного
трех
-
секционного
основания
при
помощи
кронштейна
-
шарнира
),
затем
к
стойкам
прикрепили
оставшиеся
части
,
скрестили
стойки
и
собирали
их
между
собой
.
На
четвертом
этапе
к
X-
образным
стойкам
присоеди
-
нили
горизонтальные
балки
(
их
может
быть
одна
или
две
).
К
нижней
был
установлен
подкос
для
повышения
устойчи
-
вости
опоры
.
На
пятом
этапе
монтировалась
гибкая
траверса
(
ее
устанавливают
между
верхними
концами
X-
образных
стоек
и
треугольным
основанием
).
Гибкие
связи
добавили
в
кон
-
струкцию
между
верхушками
X-
образных
стоек
с
предвари
-
тельным
натяжением
.
Технические
решения
для
АВР
X-
образная
стойка
для
проведения
АВР
11
Шестой
этап
включал
в
себя
окончательную
сборку
,
в
про
-
цессе
которой
с
помощью
лебедки
или
спецтехники
был
осу
-
ществлен
подъем
X-
образных
стоек
до
упора
подкоса
в
по
-
верхность
земли
для
образования
прочной
конструкции
.
Основные
габаритные
размеры
опоры
по
вертикали
определяются
требованиями
высоты
подвески
токове
-
дущих
элементов
,
а
в
верхней
части
опоры
по
горизон
-
тали
—
условиями
защиты
от
перенапряжения
.
Размеры
по
горизонтали
в
нижней
части
определяются
условиями
прочности
грунта
и
общей
устойчивости
опоры
.
Обычно
установка
стационарной
опоры
занимает
око
-
ло
10
дней
,
причем
большая
часть
времени
уходит
на
пе
-
ревозку
необходимой
техники
и
устройство
свайного
фун
-
дамента
.
В
условиях
болотистой
местности
необходимо
дожидаться
промерзания
грунта
.
При
помощи
быстровоз
-
водимых
опор
авария
была
устранена
за
3
дня
и
6
часов
.
Процесс
непосредственного
монтажа
быстровозводимой
опоры
занял
4–6
часов
,
остальное
время
ушло
на
под
-
готовительные
мероприятия
,
доставку
техники
и
деталей
.
Также
плюсом
было
отсутствие
необходимости
в
устрой
-
стве
свайного
фундамента
,
так
как
такая
опора
ставится
на
любую
более
-
менее
ровную
поверхность
за
счет
пло
-
щади
опоры
на
грунт
и
распределения
центра
тяжести
.
После
монтажа
за
быстровозводимой
опорой
осу
-
ществляется
контроль
для
своевременного
выявления
и
устранения
дефектов
.
В
случае
описанной
аварии
бы
-
стровозводимая
опора
заменяла
основную
на
протяжении
пяти
месяцев
,
проблем
за
этот
период
времени
не
выяв
-
лено
.
После
возведения
стационарной
опоры
временная
была
демонтирована
и
перевезена
на
место
хранения
.
Разработка
установленной
опоры
выполнена
по
ав
-
торскому
свидетельству
СССР
1988
года
№
1416647,
на
-
ЭКСПЕРТНОЕ
МНЕНИЕ
В
августе
2020
года
произошло
аварийное
отключение
линии
электропередачи
110
кВ
в
габаритах
220
кВ
Оле
-
нья
—
Ямбург
-2
цепь
по
причине
падения
опоры
№
179,
проходящей
по
заболоченной
и
труднодоступной
местно
-
сти
.
Для
оперативного
восстановления
работоспособности
ЛЭП
и
увеличения
надежности
электроснабжения
объектов
ООО
«
Газпром
добыча
Ямбург
»
было
принято
решение
использовать
быстровозводимые
опоры
типа
РХМ
,
на
-
ходящиеся
в
аварийном
резерве
Заполярного
линейного
участка
Ямало
-
Ненецкого
предприятия
магистральных
электрических
сетей
.
В
условиях
заболоченной
,
труднодо
-
ступной
местности
монтаж
быстровозводимых
опор
в
срав
-
нении
с
установкой
постоянной
опоры
—
менее
затратный
как
в
плане
людских
ресурсов
,
так
и
в
плане
доставки
необ
-
ходимых
материалов
и
техники
на
место
проведения
работ
.
Установка
быстровозводимых
опор
—
способ
,
кото
-
рый
позволяет
с
относительно
небольшими
затратами
и
с
высокой
оперативностью
доставить
необходимые
технику
и
материалы
практически
в
любую
точку
,
где
про
-
ходят
наши
линии
электропередачи
,
осуществить
сборку
опор
,
монтаж
провода
и
восстановить
электроснабжение
потребителя
.
Сделать
это
можно
в
любое
время
года
и
практически
на
любой
местности
,
кроме
больших
вод
-
ных
преград
.
Ограничение
вызвано
установленными
пределами
длин
пролетов
между
опорами
,
так
как
бы
-
стровозводимая
опора
имеет
относительно
небольшие
габариты
(
ее
высота
составляет
15,4
м
,
а
вес
— 2195
кг
),
что
позволяет
доставить
ее
на
место
проведения
восста
-
новительных
работ
почти
любой
техникой
,
в
том
числе
вертолетом
МИ
-8.
Сергей
КАНДИАНО
,
заместитель
главного
инженера
филиала
ПАО
«
Россети
» —
Ямало
-
Ненецкого
предприятия
МЭС
Урала
писанному
Николаем
Александровичем
Сенькиным
и
Ми
-
хаилом
Даниловичем
Косолаповым
.
Она
включает
в
себя
также
гирлянды
изоляторов
,
а
некоторые
элементы
(
стой
-
ки
,
балка
и
подкос
),
согласно
авторскому
свидетельству
,
могут
быть
выполнены
из
дерева
,
имеющего
многогран
-
ное
полое
сечение
,
или
металлов
,
изготовленных
из
лег
-
ких
сплавов
.
Разработанные
опоры
нашли
широкое
применение
в
электросетевом
комплексе
и
стали
прототипом
для
целой
линейки
опор
,
в
том
числе
изготовленных
из
композитных
материалов
.
Авария
2020
года
—
не
первый
случай
,
когда
энергети
-
ки
Ямало
-
Ненецкого
предприятия
МЭС
Урала
обратились
к
быстровозводимым
опорам
.
В
2018
году
такая
опора
ис
-
пользовалась
при
ликвидации
нарушения
в
Алтайском
крае
.
При
подъеме
уровня
воды
в
реке
Ануй
оказалась
под
-
топлена
часть
ЛЭП
110
кВ
(
вода
вымыла
грунт
у
основания
опоры
,
с
последующим
ее
падением
).
Без
электроэнергии
остались
шесть
сел
Усть
-
Калманского
района
.
Спецтехни
-
ка
к
месту
падения
опоры
по
размытым
дорогам
подъехать
не
могла
.
Благодаря
компактности
быстровозводимой
опо
-
ры
в
транспортном
состоянии
бригада
в
кратчайшие
сроки
доставила
ее
к
месту
монтажа
и
без
всякой
техники
уста
-
новила
на
заболоченном
участке
.
Электроснабжение
было
восстановлено
.
После
окончания
паводка
и
восстановле
-
ния
подъездных
путей
быстровозводимую
опору
демонти
-
ровали
и
возвратили
на
склад
,
а
на
ее
месте
установили
стационарную
железобетонную
опору
.
Успешное
применение
быстровозводимых
опор
на
Ал
-
тае
и
Ямале
—
подтверждение
заявленных
характеристик
и
преимуществ
опор
данного
типа
в
условиях
реальной
чрезвычайной
ситуации
.
Оригинал статьи: Опыт применения быстровозводимых опор на воздушных линиях 220 кВ при аварийно-восстановительных работах в условиях Крайнего Севера
В начале августа 2020 года в филиале ПАО «Россети» — Ямало-Ненецкое ПМЭС была применена практика использования быстровозводимых опор для сокращения сроков реконструкции участка линии электропередачи (ЛЭП) и восстановления электроснабжения потребителей. Метод позволил уменьшить требуемое количество спецтехники и персонала. Специалисты предприятия рассказали о преимуществах быстровозводимых опор, а также об особенностях их возведения в условиях Крайнего Севера.