Опыт применения беспилотных летательных аппаратов для эксплуатации электрических сетей

background image

background image

46

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (23), 

декабрь

 2021

В

 

данной

 

статье

 

рассказывается

 

об

 

опыте

 

применения

 

ра

-

ботниками

 

службы

 

высоковольтных

 

линий

 

Приволжского

 

ПО

 

филиала

 

ПАО

 «

Россети

 

Волга

» — «

Саратовские

 

РС

» 

бес

-

пилотного

 

летательного

 

аппарата

 

в

 

целях

 

повышения

 

эф

-

фективности

 

эксплуатационной

 

деятельности

.

Опыт

 

применения

 

беспилотных

 

летательных

 

аппаратов

 

при

 

эксплуатации

 

электрических

 

сетей

О

дним

 

из

 

приоритетных

 

направлений

 

в

 

деятель

-

ности

 

электросетевых

 

компаний

 

является

 

реали

-

зация

 

мероприятий

направленных

 

на

 

повышение

 

эффективности

 

за

 

счет

 

внедрения

 

лучших

 

зару

-

бежных

 

и

 

российских

 

управленческих

 

практик

В

 

настоящее

 

время

 

в

 

российских

 

и

 

зарубежных

 

компаниях

 

широко

 

внед

-

ряются

 

технологии

 

обследования

 

воздушных

 

линий

 

элек

-

тропередачи

 

с

 

использованием

 

беспилотных

 

летательных

 

аппаратов

 (

БПЛА

). 

С

 

целью

 

сбора

 

и

 

обработки

 

информации

 

о

 

состоянии

 

электрических

 

сетей

 

используют

 

квадрокоптеры

управляемые

 

мобильными

 

планшетными

 

компьютерами

.

В

 

филиале

 

ПАО

 «

Россети

 

Волга

» — «

Саратовские

 

РС

» 

реализован

 

проект

 

по

 

использованию

 

летательного

 

аппара

-

та

 

при

 

обследовании

 

электрооборудования

Для

 

выполнения

 

проекта

 

в

 

распоряжение

 

энергетиков

 

поступил

 

квадрокоптер

 

Matrice-210 RTK, 

предназначенный

 

для

 

аэросъемки

 

и

 

тепло

-

визионного

 

обследования

 

промышленных

 

объектов

 

с

 

при

-

менением

 

высокоточной

 

системы

 

навигации

Корпус

 

лета

-

тельного

 

аппарата

 

имеет

 

защиту

 IP43, 

что

 

позволяет

 

ему

 

осуществлять

 

полеты

 

в

 

сложных

 

погодных

 

условиях

 (

дождь

снег

в

 

диапазоне

 

рабочих

 

температур

 

от

 –20°

С

 

до

 +45°

С

Мощные

 

двигатели

 

с

 17-

дюймовыми

 

винтами

 

позволяют

 

обеспечить

 

устойчивое

 

положение

 

полета

 

даже

 

в

 

сильный

 

ветер

 

до

 12 

м

/

с

Максимальная

 

дальность

 

полета

  (

в

 

стан

-

дартной

 

комплектации

составляет

 7 

км

а

 

максимальная

 

грузоподъемность

 — 2 

кг

Беспилотный

 

летательный

 

аппа

-

рат

 Matrice-210 RTK — 

один

 

из

 

самых

 

безопасных

Он

 

имеет

 

встроенный

 ADS-B 

приемник

который

 

сообщает

 

пилоту

 

ин

-

формацию

 

в

 

реальном

 

времени

 

о

 

находящихся

 

поблизости

 

воздушных

 

судах

Функция

 

предотвращения

 

столкновений

 

FlightAutonomy 

позволяет

 

за

 

счет

 

фронтальных

нижних

 

и

 

верхних

 

датчиков

 

видеть

 

объекты

 

на

 

расстоянии

 

до

 30 

м

 

и

 

огибать

 

их

Квадрокоптер

 

имеет

 

высокоточную

 

систему

 

на

-

вигации

 

и

 

позиционирования

Данная

 

система

 

обеспечивает

 

получение

 

плановых

 

и

 

высотных

 

координат

 

сантиметровой

 

точности

 

и

 

намного

 

точнее

 

обычных

 

устройств

используе

-

мых

 

для

 

навигации

таких

 

как

 

барометры

компасы

 

и

 

при

-

боры

 

на

 

базе

 GPS. 

Две

 

антенны

 

гарантируют

 

получение

 

более

 

точной

 

информации

 

о

 

курсе

позволяя

 

летательному

 

аппарату

 

нормально

 

функционировать

 

в

 

условиях

 

электро

-

магнитных

 

помех

 

вблизи

 

ЛЭП

 

и

 

металлических

 

конструкций

.

Более

 

трех

 

лет

 

специалисты

 

службы

 

высоковольтных

 

ли

-

ний

 

Приволжского

 

ПО

 

филиала

 

ПАО

 «

Россети

 

Волга

» — «

Са

-

ратовские

 

РС

» 

активно

 

используют

 

беспилотный

 

летатель

-

ный

 

аппарат

 

с

 

оборудованием

подвес

 

с

 

камерой

 Zenmuse Z30 

и

 

подвес

 

с

 

камерой

 Zenmuse XT 

с

 

функциями

 

длинноволновой

 

тепловизионной

 

инфракрасной

 

камеры

 FLIR (

рисунок

 1).

За

 

это

 

время

 

было

 

выполнено

 

более

 40 

вылетов

Прово

-

дились

 

верховые

 

осмотры

 

линий

 

электропередачи

 

на

 

участ

-

ках

где

 

есть

 

наибольшая

 

вероятность

 

наличия

 

повреждения

 

Валерий

 

БИРЧЕНКО

начальник

 

службы

 

высоковольтных

 

линий

 

Приволжского

 

ПО

 

филиала

 

ПАО

 «

Россети

 

Волга

» — 

«

Саратовские

 

РС

»

Техсовет


background image

47

линии

а

 

также

 

осмотры

 

ВЛ

 

по

 

оценке

 

качества

 

выполнения

 

работ

 

подрядными

 

организациями

Своевременно

 

были

 

вы

-

явлены

 

и

 

устранены

 

дефекты

 

поддерживающих

 

и

 

натяжных

 

гирлянд

 

изоляторов

дефекты

 

сцепной

 

и

 

поддерживающей

 

арматуры

отсутствие

 

шплинтов

 

и

 

гаек

.

БПЛА

 

в

 

настоящее

 

время

 

успешно

 

выполняет

 

верховые

 

осмотры

 

воздушных

 

линий

 

в

 

труднодоступных

 

местах

во

 

время

 

паводкового

 

периода

 

и

 

в

 

аварийных

 

ситуациях

  (

ри

-

сунок

 2). 

Применение

 

беспилотного

 

летательного

 

аппарата

 

позволяет

 

с

 

высокой

 

эффективностью

 

решать

 

такие

 

важные

 

для

 

энергетиков

 

задачи

как

 

сокращение

 

времени

 

на

 

по

-

иск

 

и

 

устранение

 

повреждений

 

на

 

линиях

 

электропередачи

 

и

конечно

 

же

экономия

 

средств

.

Классические

 

методы

 

осмотров

 

ВЛ

такие

 

как

 

пеший

 

осмотр

 

или

 

верховой

 

осмотр

 

с

 

применением

 

техники

ста

-

новятся

 

менее

 

эффективными

 

и

 

трудоемкими

 

по

 

сравнению

 

с

 

осмотрами

выполняемыми

 

с

 

применением

 

БПЛА

Слож

-

ность

 

эксплуатации

 

воздушных

 

линий

 

для

 

электросетевого

 

комплекса

 

заключается

 

в

 

том

что

 

часть

 

ВЛ

 

проходит

 

по

 

сельскохозяйственным

 

угодьям

заболоченным

 

местностям

горным

 

и

 

лесным

 

массивам

 

без

 

возможности

 

подъезда

 

тех

-

ники

Квадрокоптер

 

решает

 

эти

 

задачи

 

и

 

помогает

 

выявить

 

дефекты

 

на

 

ранних

 

этапах

Эффективность

 

осмотров

 

связана

 

с

 

тем

что

 

при

 

проведе

-

нии

 

осмотров

 

с

 

БПЛА

 

трудозатраты

 

сокращаются

 

в

 

несколько

 

раз

что

 

видно

 

при

 

сравнении

 

результатов

 

пешего

 

и

 

верхового

 

осмотров

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Красный

 

Яр

 — 

Саратовка

на

 

совместном

 

подвесе

 

с

 

ВЛ

 220 

кВ

 

Красный

 

Яр

 — 

Пушкино

 (

таблица

 1).

Рис

. 1. 

Квадрокоптер

 DJI Matrice 210 RTK 

с

 

оборудованием

Рис

. 2. 

Верховой

 

осмотр

 

ВЛ

 110 

кВ

 

на

 

повышенных

 

опорах

 

совместно

 

с

 

ВЛ

 220 

кВ


background image

48

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (23), 

декабрь

 2021

Для

 

сбора

 

информации

 

с

 

применением

 

БПЛА

 

использу

-

ется

 

аэрофотосъемка

 

в

 

видимом

 

и

 

ИК

-

диапазоне

с

 

высо

-

ким

 

разрешением

Возможности

 

беспилотника

 

позволяют

 

проводить

 

плановую

 

диагностику

 

с

 

видео

и

 

фотофиксаци

-

ей

 

видимых

 

дефектов

с

 

использованием

 

тепловизионно

-

го

 

оборудования

 

для

 

измерения

 

температуры

 

контактных

 

соединений

 (

рисунок

 3), 

осуществлять

 

контроль

 

состояния

 

охран

 

ных

 

зон

 

ВЛ

выявлять

 

нарушения

Использование

 

БПЛА

 

значительно

 

сократило

 

количество

 

операций

вы

-

полняемых

 

при

 

верховом

 

осмотре

 

ВЛ

связанных

 

с

 

риском

 

подъема

 

на

 

опору

 

электромонтеров

.

К

 

управлению

 

квадрокоптером

 

допускается

 

персонал

прошедший

 

обучение

 

по

 

программе

  «

Оператор

 

беспилот

-

ных

 

летательных

 

аппаратов

» 

и

 

получивший

 

свидетельство

 

о

 

сдаче

 

экзаменов

.

Порядок

 

регистрации

 

и

 

использования

 

квадрокоптеров

 

(

БЛА

дронов

в

 

России

 

регламентирован

 

Воздушным

 

кодек

-

сом

 

РФ

а

 

также

 

Федеральными

 

правилами

 

использования

 

воздушного

 

пространства

 

Российской

 

Федерации

  (

утверж

-

дены

 

постановлением

 

Правительства

 

РФ

).

В

 

комплекте

 

с

 

БПЛА

 

поставляется

 

две

 

аккумуляторных

 

батареи

При

 

полной

 

нагрузке

 

с

 

камерой

 

и

 

тепловизором

 

время

 

полета

 

составляет

 20 

минут

За

 

это

 

время

 

осматри

-

вается

 4–5 

опор

 

в

 

зависимости

 

от

 

конструктивных

 

элемен

-

тов

После

 

чего

 

на

 

полную

 

зарядку

 

аккумуляторных

 

батарей

 

уходит

 

не

 

менее

 2 

часов

что

 

снижает

 

эффективность

 

про

-

ведения

 

осмотров

Для

 

эффективного

 

проведения

 

осмотров

 

с

 

применением

 

БПЛА

 

необходимо

 

планировать

 

закупку

 

до

-

полнительных

 

комплектов

 

аккумуляторных

 

батарей

 (

не

 

ме

-

нее

 4 

комплектов

и

 

зарядной

 

станции

 

к

 

ним

.

Для

 

развития

 

нормативной

 

базы

 

по

 

применению

 

БПЛА

 

необходимо

 

создание

 

отдельной

 

службы

 

по

 

мониторингу

 

ВЛ

 

для

 

обработки

 

данных

закупка

 

более

 

современных

 

квад

-

рокоптеров

 

с

 

оборудованием

приобретение

 

программного

 

обеспечения

 

и

 

оборудования

 

для

 

оцифровки

 

ЛЭП

 (

ортофо

-

Табл

. 1. 

Результаты

 

пешего

 

и

 

верхового

 

осмотров

ВЛ

 110 

кВ

 

Красный

 

Яр

 — 

Саратовка

 

на

 

совместном

 

подвесе

с

 

ВЛ

 220 

кВ

 

Красный

 

Яр

 — 

Пушкино

«

Классический

» 

метод

Применение

 

БПЛА

Состав

бригады

чел

.

чел

.

Время

выполне

-

ния

 

работ

дней

день

Обору

-

дование

Привязи

 

страховочные

 

про

-

фессиональные

необходимое

 

снаряжение

 

для

 

подъема

 

на

 

металлическую

 

опору

БПЛА

:

Matrice 210 RTK

Полезная

 

нагрузка

Zenmuse Z30

Условия

выполне

-

ния

 

работ

 

вывод

 

ВЛ

 

в

 

ремонт

 

уменьшение

 

надежности

 

энергоузла

 

риск

 

потери

 

потребителей

 

наличие

 

слепых

 

зон

 

износ

 

металлоконструкций

 

болтовых

 

или

 

сварных

 

соединений

 

опасные

 

факторы

 (

риск

 

падения

 

с

 

высоты

)

 

вывод

 

ВЛ

 

в

 

ремонт

 

не

 

требуется

 

обследование

 

мест

недоступ

-

ных

 

при

 

класси

-

ческом

 

методе

,

 

отсутствует

 

риск

 

падения

 

с

 

высоты

Выводы

Менее

 

эффективен

часть

 

оборудования

 

линий

 

остается

 

необследованной

Быстрота

безопас

-

ность

качество

 

вы

-

полненных

 

работ

топлан

), 

цифровой

 

модели

 

местности

 (

определение

 

высоты

 

растительности

 

и

 

характера

 

рельефа

), 

построение

 

профиля

 

ДКР

Также

 

необходимым

 

станет

 

обучение

 

и

 

повышение

 

квалификации

 

персонала

Но

в

 

конечном

 

итоге

все

 

это

 

су

-

щественно

 

снизит

 

затраты

 

по

 

проведению

 

осмотров

форми

-

рованию

 

дефектных

 

ведомостей

 

комплексных

 

капитальных

 

ремонтов

 

и

 

многолетних

 

графиков

 

по

 

вырубке

 

древесно

-

кустарниковой

 

растительности

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение

 

БПЛА

 

на

 

предприятиях

 

электроэнергетическо

-

го

 

комплекса

 

позволит

 

снизить

 

себестоимость

 

проведения

 

ежегодных

 

периодических

 

осмотров

 

состояния

 

трасс

 

ВЛ

 

и

 

сократить

 

время

затраченное

 

на

 

сбор

 

предварительной

 

информации

 

для

 

составления

 

методики

 

подготовки

 

плано

-

во

-

предупредительных

 

ремонтов

Помимо

 

ежегодных

 

осмотров

использование

 

БПЛА

 

может

 

обеспечить

 

дополнительный

 

мониторинг

 

в

 

пожароопасный

 

период

грозовой

 

период

 

и

 

в

 

период

 

гололедообразования

.

При

 

этом

 

для

 

регулярного

 

использования

 

БПЛА

 

потре

-

буется

 

оснащение

 

эксплуатирующего

 

подразделения

 

не

-

обходимым

 

оборудованием

обучение

 

специалистов

 

более

 

широкого

 

профиля

организация

 

производственных

 

процес

-

сов

 

обработки

 

и

 

анализа

 

пространственных

 

данных

 

аэро

-

фотосъемки

применение

 

управленческих

 

технологий

 

для

 

решения

 

задач

 

предприятия

 

и

 

как

 

следствие

 

корректировка

 

НТД

 

по

 

эксплуатации

 

ВЛ

.    

Рис

. 3. 

Тепловизионный

 

контроль

 

плашечных

 

зажимов

Техсовет


Оригинал статьи: Опыт применения беспилотных летательных аппаратов для эксплуатации электрических сетей

Читать онлайн

Начальник службы высоковольтных линий Приволжского ПО филиала ПАО «Россети Волга» — «Саратовские РС» Валерий Бирченко рассказывает об опыте применения работниками службы высоковольтных линий Приволжского ПО беспилотного летательного аппарата в целях повышения эффективности эксплуатационной деятельности. Сравнивает этот метод с классическими методами осмотров ВЛ, такими как пеший осмотр или верховой осмотр с применением техники.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(84), май-июнь 2024

Определение места повреждения высоковольтных воздушных линий электропередачи при повреждениях в измерительных цепях напряжения

Диагностика и мониторинг
Куликов А.Л. Колобанов П.А. Лоскутов А.А. Подшивалин А.Н.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»