КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь 2009
20
Панорама
С 29 сентября по 1 октября 2009 года проходили
совместные учения ОАО «МРСК Северо-Запада» по
организации взаимодействия и устранения сложных
технологических нарушений в электрических сетях в
условиях низких температур. В рамках учений компа-
нии АФМ-Серверс была предоставлена возможность
продемонстрировать работу беспилотных летатель-
ных аппаратов Птеро версии Е2V4F (БЛА «Птеро»).
Специалистам компании предлагалось рассмотреть
варианты применения БЛА как в целях оперативного
поиска мест аварии, так и в целях предупредитель-
ной диагностики состояния воздушных линий, а так-
же экономическое преимущество работы с БЛА.
Характеристики БЛА «Птеро» указанной версии
(Е2V4F) позволяют проводить полеты по заданным
маршрутам на высотах от 100 до 2000 метров и про-
водить непрерывную ортофотосъемку с перекры-
тием кадров при помощи фотокамеры Canon 5D
(4368х2988) или Canon 5D Mark II (5616х3744). Осо-
бенностью этой версии БЛА (литера F на конце) явля-
ется наличие фотовспышки, позволяющей проводить
фотосъемку в темное время суток на высотах до 120
метров от земной поверхности.
Программное обеспечение, входящее в комплект
БЛА, позволяет проводить планирование марш-
рутов полета; просматривать результаты съемки с
привязкой к географическим координатам; прово-
дить склейку кадров в растровую карту, по которой
можно проводить геометрические измерения го-
ризонтальных параметров воздушной линии. Также
возможно измерение вертикальных параметров ВЛ,
но эта возможность в настоящее время находится на
стадии отработки и выполнима только силами раз-
работчика. Достаточно сказать, что для таких изме-
рений требуется построение пространственной 3D
модели ВЛ.
Применение БЛА для эксплуатации ВЛ диктуется
его возможностями:
1) визуальная диагностика неисправностей при
плановом или аварийном применении в дневное и
ночное время;
2) оперативная картография ВЛ для использования
с ГИС-приложениями;
Необходимо отметить, что визуальная диагностика
проводится со сверхмалых высот — от 80 метров.
При этом размер одного пиксела на поверхности зем-
ли составляет около 1 см, а при высоте точки подвеса
провода 30 метров размер одного пиксела составит
около 7 мм. Такое разрешение позволяет определять
дефекты размером 5—7 см.
Для демонстрации работы БЛА нам было предло-
жено два участка воздушных линий, соединяющих
между собой несколько подстанций вблизи Новгоро-
да. Протяженность первого участка составляла 39,4
км, второго — 28,96 км. Облет выполнялся с высоты
100 м. По разработанной нами методике плановых
осмотров съемка линии должна вестись при полете в
обоих направлениях с небольшим сдвигом в разные
стороны от оси ВЛ для возможности измерения верти-
кальных параметров линии на основе стереоэффек-
та. Для аварийных осмотров может быть достаточным
пролет по ВЛ в одну сторону с возвращением к точке
старта по прямой. Для корректной съемки участков с
поворотными опорами БЛА выполняет специальный
маневр для выхода на прямой участок линии. В ито-
ге расчетная длина траектории облета для первого
участка составила 39,58+35,61+32,89=108,08 км, вто-
рого 42,01+14,63+18,44=75,08 км. Длина полета БЛА
«Птеро» составляет порядка 100 км без вспышки и
около 85 км со вспышкой.
В итоге в целях безопасности первых полетов в
незнакомой местности было принято решение об-
лететь ВЛ не полностью, а частично. Облет первой
линии был проведен в светлое время суток, длина
траектории полета составила 52 км 440 м. Результаты
облета были продемонстрированы в этот же день на
оперативном совещании в 18.00, после чего выехали
ко второму участку, облет которого был выполнен с
Опыт применения БЛА «Птеро-Е»
для поиска мест аварии на ЛЭП
Запуск беспилотного летательного
аппарата Птеро
КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь 2009
21
Панорама
наступлением темноты. Длина траектории составила
45 км 880 м. Необходимо отметить, что ночная съем-
ка ведется без перекрытия, но так, чтобы на каждом
пролете было сделано не менее 3 кадров, позволяю-
щих определить обрыв проводов на каждом из про-
летов.
Время на облеты с момента выезда на место до
момента возвращения в обоих случаях составило по-
рядка 3 часов. Анализировать полученные данные
можно сразу после приземления БЛА.
На второй день учений в 9.00 на оперативном сове-
щании были предоставлены результаты обоих обле-
тов с комментариями специалистов по эксплуатации,
присутствующих при полетах. После чего участники
совещания выехали на демонстрационный полет, ко-
торый состоялся в 11.00.
На демонстрационном полете из-за незначитель-
ного отказа при первом старте самолет упал сразу
после взлета с катапульты. Это падение продемон-
стрировало высокую прочность БЛА «Птеро», потому
что после осмотра аппарата и ликвидации причины
отказа был произведен успешный взлет спустя 20 ми-
нут после неудачного старта.
Стоимость комплекса предоставленной версии со-
ставляет 3 270 000 рублей. В комплекс входит БЛА
«Птеро» версии Е2V4F (электрический, вторая версия,
четвертая модификация, со вспышкой), оснащенный
аккумуляторами с энергией 592 Вт.ч. и технической
дальностью 100 км (в настоящее время доступна вер-
сия с энергией 947.2 Вт.ч. и технической дальностью
155 км), катапульта с баллоном высокого давления,
наземная станция для контроля и управления БЛА,
кофры, ЗИП, программное обеспечение для планиро-
вания маршрута полета, анализа результатов съемки
и формирования растровой карты.
Стоимость обучения экипажа из штурмана-
оператора и техника составляет 148 и 96 тысяч ру-
блей, длительность обучения 2 недели на нашей
территории или на территории Заказчика, включая
расходы на командировочные, проезд и проживание
преподавателя.
Амортизация БЛА «Птеро» рассчитана на 3 года. В
настоящее время при 3 полетах в день 4 раза в неде-
лю с учетом амортизации комплекса, зарплаты двух
членов экипажа, плановой ресурсной замены узлов
и агрегатов, технического обслуживания и расходов
на легковой автотранспорт составляет 340 рублей за
один километр полета. По мере совершенствования
комплекса стоимость одного километра полета при
таком режиме эксплуатации может быть доведена до
180-200 рублей за километр полета.
Сейчас для БЛА эпоха чем-то напоминает начало
века для автомобилестроения. Надежность комплек-
са в целом очень сильно сказывается на стоимости
эксплуатации. Во-первых, любой, даже незначитель-
ный отказ — это затраты на простой дорогостоя-
щей техники и последствия его неиспользования в
критической ситуации, для которых он собственно
и приобретается. Во-вторых, отказ с приземлением
в малодоступной территории может потребовать
Съемка днем
КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь 2009
22
Панорама
немалых затрат на организацию поисковых работ
для БЛА. В третьих, полная потеря аппарата кроме
бесполезных затрат на поиск приводит к необходи-
мости приобретения нового носителя (несмотря на
большую скидку на приобретение носителя взамен
утерянного). По сравнению с этими затратами стои-
мость ремонта или обслуживания комплекса с нашей
точки зрения не столь велики.
Что касается безопасности эксплуатации комплек-
са, то в настоящее время вопросы взаимодействия с
диспетчерскими службами управления воздушным
движением для комплекса «Птеро-Е» решены прак-
тически полностью, и идет работа со страховыми
компаниями по определению стоимости страхова-
ния ущерба третьим лицам. После решения этого во-
проса препятствием для эксплуатации беспилотной
техники этого класса кроме консерватизма эксплуа-
тирующих организаций, с нашей точки зрения, не
остается.
Анализ результатов облетов линий специалистами
показал, что получаемые данные полностью подхо-
дят для визуального осмотра состояния ВЛ как при
плановом так и при аварийном применении. Не-
маловажным является возможность применения
комплекса в ночное время, что дает существенное
ускорение поиска мест аварии.
Конечно, остаются вопросы, связанные с опреде-
лением количества комплексов в расчете на протя-
женность ВЛ, с подготовкой экипажей, с разработкой
методик применения. Но самым главным вопросом
с нашей точки зрения является принятие решения
о реальной эксплуатации беспилотной техники для
нужд электросетевых компаний.
Эффективность применения беспилотной авиации
даже с текущим уровнем надежности достаточно
высока. Но добиться ее повышения можно только
совместными усилиями как разработчиков, так и экс-
плуатантов.
Коллектив компании АФМ-Серверс выражает благо-
дарность руководителю Дирекции по предотвраще-
нию чрезвычайных ситуаций Холдинга МРСК Бочарову
Андрею Владимировичу, а также сотрудникам филиа-
ла ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» на-
чальнику департамента информационных технологий
Галкину Геннадию Владимировичу и начальнику спе-
циальной дирекции Сурнову Юрию Николаевичу за
предложение и возможность в рамках учений орга-
низовать презентационные полеты и общение со спе-
циалистами ОАО «МРСК Северо-Запада».
А.В. Алиев, генеральный директор ООО «АФМ-Серверс»
ООО «АФМ-СЕРВЕРС»
Россия, 125315, Москва,
Ленинградский проспект, 72, стр. 4
Тел./факс: +7 (499) 195-01-01
Тел. моб.: +7 (916) 632-00-57
E-mail: [email protected] http: // www.ptero.ru
Съемка ночью
Оригинал статьи: Опыт применения БЛА «Птеро-Е» для поиска мест аварии на ЛЭП
С 29 сентября по 1 октября 2009 года проходили совместные учения ОАО «МРСК Северо-Запада» по организации взаимодействия и устранения сложных технологических нарушений в электрических сетях в условиях низких температур. В рамках учений компании АФМ-Серверс была предоставлена возможность продемонстрировать работу беспилотных летательных аппаратов Птеро версии Е2V4F (БЛА «Птеро»). Специалистам компании предлагалось рассмотреть варианты применения БЛА как в целях оперативного поиска мест аварии, так и в целях предупредительной диагностики состояния воздушных линий, а также экономическое преимущество работы с БЛА.