Опыт применения БЛА «Птеро-Е» для поиска мест аварии на ЛЭП

Page 1
background image

Page 2
background image

КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь  2009

20

Панорама

С  29  сентября  по  1  октября  2009  года  проходили 

совместные  учения  ОАО  «МРСК  Северо-Запада»  по 
организации взаимодействия и устранения сложных 
технологических нарушений в электрических сетях в 
условиях низких температур. В рамках учений компа-
нии АФМ-Серверс была предоставлена возможность 
продемонстрировать  работу  беспилотных  летатель-
ных  аппаратов  Птеро  версии  Е2V4F  (БЛА  «Птеро»). 
Специалистам  компании  предлагалось  рассмотреть 
варианты применения БЛА как в целях оперативного 
поиска  мест  аварии,  так  и  в  целях  предупредитель-
ной диагностики состояния воздушных линий, а так-
же экономическое преимущество работы с БЛА.

Характеристики  БЛА  «Птеро»  указанной  версии 

(Е2V4F)  позволяют  проводить  полеты  по  заданным 
маршрутам на высотах от 100 до 2000 метров и про-
водить  непрерывную  ортофотосъемку  с  перекры-
тием  кадров  при  помощи  фотокамеры  Canon  5D 
(4368х2988)  или  Canon  5D  Mark  II  (5616х3744).  Осо-
бенностью этой версии БЛА (литера F на конце) явля-
ется наличие фотовспышки, позволяющей проводить 
фотосъемку в темное время суток на высотах до 120 
метров от земной поверхности. 

Программное  обеспечение,  входящее  в  комплект 

БЛА,  позволяет  проводить  планирование  марш-
рутов  полета;  просматривать  результаты  съемки  с 
привязкой  к  географическим  координатам;  прово-
дить склейку кадров в растровую карту, по которой 
можно  проводить  геометрические  измерения  го-
ризонтальных  параметров  воздушной  линии.  Также 
возможно измерение вертикальных параметров ВЛ, 

но эта возможность в настоящее время находится на 
стадии  отработки  и  выполнима  только  силами  раз-
работчика.  Достаточно  сказать,  что  для  таких  изме-
рений  требуется  построение  пространственной  3D  
модели ВЛ.

Применение  БЛА  для  эксплуатации  ВЛ  диктуется 

его возможностями:

1) визуальная  диагностика  неисправностей  при 

плановом  или  аварийном  применении  в  дневное  и 
ночное время;

2) оперативная картография ВЛ для использования 

с ГИС-приложениями;

Необходимо отметить, что визуальная диагностика 

проводится  со  сверхмалых  высот    —  от  80  метров. 
При этом размер одного пиксела на поверхности зем-
ли составляет около 1 см, а при высоте точки подвеса 
провода 30 метров размер одного пиксела составит 
около 7 мм. Такое разрешение позволяет определять 
дефекты размером 5—7 см.

Для  демонстрации  работы  БЛА  нам  было  предло-

жено  два  участка  воздушных  линий,  соединяющих 
между собой несколько подстанций вблизи Новгоро-
да.  Протяженность  первого  участка  составляла  39,4 
км, второго — 28,96 км. Облет выполнялся с высоты 
100  м.  По  разработанной  нами  методике  плановых 
осмотров съемка линии должна вестись при полете в 
обоих направлениях с небольшим сдвигом в разные 
стороны от оси ВЛ для возможности измерения верти-
кальных параметров линии на основе стереоэффек-
та. Для аварийных осмотров может быть достаточным 
пролет по ВЛ в одну сторону с возвращением к точке 
старта по прямой. Для корректной съемки участков с 
поворотными опорами БЛА выполняет специальный 
маневр для выхода на прямой участок линии.  В ито-
ге  расчетная  длина  траектории  облета  для  первого 
участка составила 39,58+35,61+32,89=108,08 км, вто-
рого 42,01+14,63+18,44=75,08 км. Длина полета БЛА  
«Птеро»  составляет  порядка  100  км  без  вспышки  и 
около 85 км со вспышкой. 

В  итоге  в  целях  безопасности  первых  полетов  в 

незнакомой  местности  было  принято  решение  об-
лететь  ВЛ  не  полностью,  а  частично.  Облет  первой 
линии  был  проведен  в  светлое  время  суток,  длина 
траектории полета составила 52 км 440 м. Результаты 
облета были продемонстрированы в этот же день на 
оперативном совещании в 18.00, после чего выехали 
ко второму участку, облет которого был выполнен с 

Опыт применения БЛА «Птеро-Е»  
для поиска мест аварии на ЛЭП

Запуск беспилотного летательного 

аппарата Птеро


Page 3
background image

КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь  2009

21

Панорама

наступлением темноты. Длина траектории составила 
45 км 880 м. Необходимо отметить, что ночная съем-
ка ведется без перекрытия, но так, чтобы на каждом 
пролете было сделано не менее 3 кадров, позволяю-
щих определить обрыв проводов на каждом из про-
летов.

Время  на  облеты  с  момента  выезда  на  место  до 

момента возвращения в обоих случаях составило по-
рядка  3  часов.  Анализировать  полученные  данные 
можно сразу после приземления БЛА.

На второй день учений в 9.00 на оперативном сове-

щании были предоставлены результаты обоих обле-
тов с комментариями специалистов по эксплуатации, 
присутствующих при полетах. После чего участники 
совещания выехали на демонстрационный полет, ко-
торый состоялся в 11.00.

На  демонстрационном  полете  из-за  незначитель-

ного  отказа  при  первом  старте  самолет  упал  сразу 
после  взлета  с  катапульты.  Это  падение  продемон-
стрировало высокую прочность БЛА «Птеро», потому 
что после осмотра аппарата и ликвидации причины 
отказа был произведен успешный взлет спустя 20 ми-
нут после неудачного старта.

Стоимость комплекса предоставленной версии со-

ставляет  3  270  000  рублей.  В  комплекс  входит  БЛА 
«Птеро» версии Е2V4F (электрический, вторая версия, 
четвертая модификация, со вспышкой), оснащенный 
аккумуляторами  с  энергией  592  Вт.ч.  и  технической 
дальностью 100 км (в настоящее время доступна вер-
сия с энергией 947.2 Вт.ч. и технической дальностью 

155  км),  катапульта  с  баллоном  высокого  давления, 
наземная  станция  для  контроля  и  управления  БЛА, 
кофры, ЗИП, программное обеспечение для планиро-
вания маршрута полета, анализа результатов съемки 
и формирования растровой карты.

Стоимость  обучения  экипажа  из  штурмана-

оператора  и  техника  составляет  148  и  96  тысяч  ру-
блей,  длительность  обучения  2  недели  на  нашей 
территории  или  на  территории  Заказчика,  включая 
расходы на командировочные, проезд и проживание 
преподавателя.

Амортизация БЛА «Птеро» рассчитана на 3 года. В 

настоящее время при 3 полетах в день 4 раза в неде-
лю с учетом амортизации комплекса, зарплаты двух 
членов экипажа, плановой ресурсной замены узлов 
и агрегатов, технического обслуживания и расходов 
на легковой автотранспорт составляет 340 рублей за 
один километр полета. По мере совершенствования 
комплекса  стоимость  одного  километра  полета  при 
таком режиме эксплуатации может быть доведена до 
180-200 рублей за километр полета.

Сейчас  для  БЛА  эпоха  чем-то  напоминает  начало 

века для автомобилестроения. Надежность комплек-
са  в  целом  очень  сильно  сказывается  на  стоимости 
эксплуатации. Во-первых, любой, даже незначитель-
ный  отказ  —  это  затраты  на  простой  дорогостоя-
щей  техники  и  последствия  его  неиспользования  в 
критической  ситуации,  для  которых  он  собственно 
и  приобретается.  Во-вторых,  отказ  с  приземлением 
в  малодоступной  территории  может  потребовать 

Съемка  днем


Page 4
background image

КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь  2009

22

Панорама

немалых  затрат  на  организацию  поисковых  работ 
для  БЛА.  В  третьих,  полная  потеря  аппарата  кроме 
бесполезных  затрат  на  поиск  приводит  к  необходи-
мости  приобретения  нового  носителя  (несмотря  на 
большую  скидку  на  приобретение  носителя  взамен 
утерянного).  По  сравнению  с  этими  затратами  стои-
мость ремонта или обслуживания комплекса с нашей 
точки зрения не столь велики.

Что касается безопасности эксплуатации комплек-

са, то в настоящее время вопросы взаимодействия с 
диспетчерскими  службами  управления  воздушным 
движением  для  комплекса  «Птеро-Е»  решены  прак-
тически  полностью,  и  идет  работа  со  страховыми 
компаниями  по  определению  стоимости  страхова-
ния ущерба третьим лицам. После решения этого во-
проса  препятствием  для  эксплуатации  беспилотной 
техники этого класса кроме консерватизма эксплуа-
тирующих  организаций,  с  нашей  точки  зрения,  не 
остается.

Анализ результатов облетов линий специалистами 

показал,  что  получаемые  данные  полностью  подхо-
дят  для  визуального  осмотра  состояния  ВЛ  как  при 
плановом  так  и  при  аварийном  применении.  Не-
маловажным  является  возможность  применения 
комплекса  в  ночное  время,  что  дает  существенное 
ускорение поиска мест аварии. 

Конечно,  остаются  вопросы,  связанные  с  опреде-

лением  количества  комплексов  в  расчете  на  протя-
женность ВЛ, с подготовкой экипажей, с разработкой 
методик  применения.  Но  самым  главным  вопросом 
с  нашей  точки  зрения  является  принятие  решения 

о  реальной  эксплуатации  беспилотной  техники  для 
нужд электросетевых компаний. 

Эффективность применения беспилотной авиации 

даже  с  текущим  уровнем  надежности  достаточно 
высока.  Но  добиться  ее  повышения  можно  только 
совместными усилиями как разработчиков, так и экс-
плуатантов.

Коллектив компании АФМ-Серверс выражает благо-

дарность  руководителю  Дирекции  по  предотвраще-
нию чрезвычайных ситуаций Холдинга МРСК Бочарову 
Андрею Владимировичу, а также сотрудникам филиа-
ла ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» на-
чальнику департамента информационных технологий 
Галкину  Геннадию  Владимировичу  и  начальнику  спе-
циальной  дирекции  Сурнову  Юрию  Николаевичу  за 
предложение  и  возможность  в  рамках  учений  орга-
низовать презентационные полеты и общение со спе-
циалистами ОАО «МРСК Северо-Запада».

А.В. Алиев, генеральный директор ООО «АФМ-Серверс»

     ООО «АФМ-СЕРВЕРС»

Россия, 125315, Москва, 

Ленинградский проспект, 72, стр. 4

Тел./факс: +7 (499) 195-01-01

Тел. моб.: +7 (916) 632-00-57

E-mail: avaliev@ptero.ru    http: // www.ptero.ru

Съемка ночью


Читать онлайн

С 29 сентября по 1 октября 2009 года проходили совместные учения ОАО «МРСК Северо-Запада» по организации взаимодействия и устранения сложных технологических нарушений в электрических сетях в условиях низких температур. В рамках учений компании АФМ-Серверс была предоставлена возможность продемонстрировать работу беспилотных летательных аппаратов Птеро версии Е2V4F (БЛА «Птеро»). Специалистам компании предлагалось рассмотреть варианты применения БЛА как в целях оперативного поиска мест аварии, так и в целях предупредительной диагностики состояния воздушных линий, а также экономическое преимущество работы с БЛА.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»