32
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
4(27),
декабрь
2022
Статья
посвящена
применению
новейших
технологий
вос
-
становления
изоляционных
характеристик
маслонаполнен
-
ных
силовых
трансформаторов
(
автотрансформаторов
)
под
нагрузкой
.
В
работе
изложены
основные
требования
к
конструкции
автоматизированных
систем
восстановле
-
ния
изоляции
на
работающем
оборудовании
.
Представле
-
ны
результаты
успешной
апробации
автоматизированных
модульных
систем
на
1
Т
ПС
110/35/6
кВ
«
Омичка
» (
ТДТН
-
16000/110)
филиала
АО
«
Россе
ти
Тюмень
»
Когалымские
электрические
сети
.
Опыт
применения
автоматизированной
системы
восстановления
изоляции
маслонаполненного
трансформаторного
оборудования
на
объекте
АО
«
Россети
Тюмень
»
Денис
НЕСТЕРЕНКО
,
начальник
Службы
изоляции
и
защиты
от
перенапряжений
филиала
АО
«
Россети
Тюмень
»
Когалымские
электрические
сети
Виталий
ЛОПАТИН
,
главный
специалист
группы
диагностики
Департамента
эксплуатации
АО
«
Россети
Тюмень
»
Светлана
ВЫСОГОРЕЦ
,
д
.
т
.
н
.,
доцент
кафедры
ДЭО
ФГАОУ
ДПО
«
ПЭИПК
»,
член
-
коррес
-
пондент
АЭН
РФ
В
процессе
эксплуатации
под
воздействием
температуры
,
электромагнитных
полей
,
кислорода
,
влаги
и
образующихся
продуктов
окисления
в
изоляции
маслонаполненных
силовых
трансформаторов
протекают
деградационные
процессы
,
приводящие
к
изменению
физико
-
химических
свойств
изоляции
,
прежде
всего
диэлектрических
характеристик
,
определяющих
ее
эксплуатационную
пригодность
.
С
точки
зрения
эксплуатационной
надежности
и
обес
печения
долго
-
вечности
целлюлозной
изоляции
наиболее
вредоносной
является
влага
.
Благодаря
двум
источникам
влаги
:
атмосферной
и
влаги
,
образующейся
как
продукт
старения
,
в
процессе
работы
силового
трансформатора
,
независимо
от
способа
защиты
мас
-
ла
,
происходит
ее
постепенное
накапливание
в
изоляции
,
которое
впоследствии
может
привести
к
отказу
.
Существует
ряд
широко
известных
способов
сушки
твердой
изоляции
,
реализуе
-
мых
на
обесточенном
оборудовании
в
период
капитальных
ремонтов
.
Данные
мето
-
ды
являются
трудоемкими
процедурами
,
требующими
участия
квалифицированного
персонала
и
специальной
оснастки
,
что
сказывается
на
их
значительной
стоимости
.
Высокие
температуры
и
вакуум
при
обработке
изоляции
могут
вызывать
коробле
-
Надежность
электроснабжения
33
ние
,
тепловое
старение
,
термическую
деструкцию
,
ло
-
кальные
перегревы
и
микроповреждения
,
в
особенности
ослабленной
изоляции
.
Необходимость
формирования
ремонтного
режима
ослабляет
схему
электроснабжения
потребителя
.
Зачастую
,
в
силу
режимных
ограничений
,
не
всегда
достаточно
времени
для
проведения
каче
-
ственной
сушки
изоляции
в
период
капитального
ремон
-
та
,
что
сказывается
на
качестве
работ
,
а
,
следовательно
,
на
уменьшении
межремонтного
периода
.
Поэтому
поиск
и
внедрение
технологий
,
позволяющих
проводить
вос
-
становление
изоляции
силовых
трансформаторов
под
нагрузкой
в
автоматическом
режиме
,
является
важной
отраслевой
задачей
.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ
СИСТЕМЫ
ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ИЗОЛЯЦИИ
НА
ОБОРУДОВАНИИ
ПОД
НАГРУЗКОЙ
Наиболее
предпочтительными
являются
щадящие
ме
-
тоды
сушки
твердой
изоляции
,
не
оказывающие
нега
-
тивного
влияния
на
целлюлозную
изоляцию
,
а
также
предиктивную
диагностику
.
Таким
способом
автомати
-
ческого
восстановления
твердой
изоляции
может
вы
-
ступать
циркуляция
в
основном
баке
трансформатора
глубоко
осушенного
изоляционного
масла
.
Так
,
хорошо
высушенное
трансформаторное
масло
способно
погло
-
щать
воду
из
более
влажной
бумажной
изоляции
[1].
На
этом
принципе
основан
метод
сушки
трансформаторов
способом
«
последовательной
обработки
масла
»,
со
-
гласно
которому
при
заполнении
трансформатора
сухим
маслом
с
высоким
значением
электрической
прочности
и
низкой
влажности
по
истечении
некоторого
времени
вследствие
перераспределения
влаги
между
бума
-
гой
и
маслом
происходит
рост
влажности
последнего
.
Масло
в
трансформаторе
вновь
подвергается
сушке
до
получения
прежних
показателей
качества
.
Такие
циклы
повторяются
до
приведения
изоляции
к
установленной
норме
.
Этот
способ
позволяет
обрабатывать
изоляцию
без
травмирующего
воздействия
высоких
температур
и
макромеханического
воздействия
вакуума
,
процесс
будет
протекать
медленно
,
но
глубоко
осушая
как
твер
-
дую
,
так
и
жидкую
изоляцию
в
широком
температурном
диапазоне
.
При
этом
для
работы
в
автоматическом
режиме
на
трансформаторе
под
нагрузкой
технология
должна
быть
оснащена
системой
мониторинга
,
что
поз
-
волит
обеспечить
контроль
основных
параметров
про
-
цесса
,
а
также
глубину
осушения
твердой
изоляции
и
масла
.
Для
целей
сушки
изоляции
трансформаторов
под
нагрузкой
применяются
автоматизированные
системы
восстановления
изоляции
(
АСВИ
),
которые
наполня
-
ют
синтетическими
цеолитами
.
АСВИ
проводят
сушку
твердой
и
жидкой
изоляции
в
автоматическом
режиме
,
благодаря
наличию
системы
сервисных
датчиков
:
тем
-
пературы
и
влагосодержания
масла
,
уровня
и
скорости
потока
масла
.
В
период
работы
модульной
АСВИ
проводят
монито
-
ринг
следующих
параметров
:
–
температуры
масла
(°
С
);
–
относительного
влагонасыщения
(%);
–
абсолютного
влагосодержания
масла
(
г
/
т
);
–
влажности
твердой
изоляции
(%);
–
суммарного
объема
перекачанного
масла
(
л
);
–
скорости
потока
масла
(
л
/
ч
);
–
веса
извлеченной
воды
(
кг
);
–
остаточного
ресурса
цеолита
(%);
–
ориентировочной
даты
исчерпания
ресурса
цилин
-
дров
с
цеолитом
;
–
уровня
масла
;
–
температуры
внутри
шкафа
электроники
(°
С
).
Для
обеспечения
самодиагностики
модулей
АСВИ
от
-
слеживается
ряд
событий
,
на
основе
которых
срабатыва
-
ют
управляющие
уставки
:
–
ошибки
сервисных
датчиков
;
–
перегрев
шкафа
с
электроникой
;
–
низкий
поток
масла
;
–
протечки
масла
;
–
превышение
допустимой
верхней
температуры
масла
;
–
снижение
предельной
нижней
температуры
масла
;
–
пересушка
изоляции
;
–
превышение
допустимого
уровня
относительного
влагонасыщения
;
–
превышение
допустимого
уровня
влажности
твердой
изоляции
;
–
низкий
остаточный
ресурс
цеолита
.
Важным
является
удаленный
доступ
к
потоку
циф
-
ровых
данных
,
на
основе
которых
происходит
контроль
и
управление
АСВИ
[2].
Следует
отметить
,
что
для
АСВИ
важным
являет
-
ся
вопрос
удаленного
контроля
исчерпания
ресурса
синтетических
цеолитов
.
Так
,
для
исключения
опасных
процессов
десорбции
при
насыщении
цеолитов
влагой
,
современные
автоматизированные
системы
восстанов
-
ления
изоляции
оснащаются
аналитическим
аппаратом
,
определяющим
остаточный
ресурс
цеолита
,
а
также
ко
-
личество
извлеченной
воды
[2].
Наличие
возможности
контролировать
количество
(
по
массе
)
извлеченной
из
изоляции
воды
позволяет
оценивать
эффективность
процесса
сушки
и
,
что
не
менее
важно
,
косвенно
оцени
-
вать
изменение
процента
влажности
бумаги
трансфор
-
матора
.
ВАЖНЫЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
УЗЛЫ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
СИСТЕМ
ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ИЗОЛЯЦИИ
Одним
из
важных
функциональных
узлов
АСВИ
являют
-
ся
резервуары
адсорбции
установленной
конструкции
,
34
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
4(27),
декабрь
2022
в
которые
засыпаются
молекулярные
сита
—
синте
-
тические
цеолиты
с
размером
пор
3–4 Å.
Для
засып
-
ки
используются
следующие
марки
цеолитов
: NaA
(
ТУ
24.13.52–020-72651045-2019), SYLOBEAD
®
MS 562
С
(
№
CAS 1327-36-2,
№
EINECS 215-475-1)
или
эквивален
-
ты
.
Использование
данных
адсорбентов
исключает
не
-
гативное
влияние
обработки
масла
на
предиктивную
диагностику
и
качество
диэлектрика
.
Так
,
указанные
молекулярные
сита
позволяют
избирательно
извлекать
только
молекулы
воды
,
не
влияя
при
этом
на
содержа
-
ние
антиокислительных
присадок
,
важных
для
обеспе
-
чения
противоокислительной
стабильности
жидкого
диэлектрика
,
и
содержание
фурановых
производных
,
важных
для
диагностирования
деструкции
целлюлоз
-
ной
изоляции
.
Размер
молекул
воды
близок
к
размеру
пор
цеолита
NaA,
что
обеспечивает
ее
глубокое
избирательное
уда
-
ление
из
трансформаторного
масла
даже
при
низком
со
-
держании
,
а
полярность
цеолитов
обеспечивает
высокую
скорость
процесса
[3].
Следующим
,
не
менее
важным
узлом
модуля
явля
-
ется
фильтр
тонкой
фильтрации
.
Задача
тонкой
филь
-
трации
сводится
к
улавливанию
мелких
пылевидных
гигроскопичных
частиц
цеолита
,
исключая
их
попада
-
ние
в
основной
бак
трансформатора
.
Появление
зна
-
чительного
количества
гигроскопичных
механических
примесей
в
трансформаторном
масле
даже
с
незначи
-
тельным
содержанием
влаги
приводит
к
ухудшению
его
электроизоляционных
характеристик
.
При
этом
опас
-
ность
мелких
загрязнений
размером
5
мкм
заключает
-
ся
еще
и
в
их
высокой
способности
проникать
внутрь
твердой
изоляции
,
меняя
ее
электрофизические
свой
-
ства
[4].
Это
одна
из
причин
,
не
допускающая
засыпку
цеолита
в
штатные
термосифонные
/
адсорбционные
узлы
трансформатора
.
Важным
в
эксплуатации
АСВИ
является
создание
насосами
принудительного
потока
масла
с
установлен
-
ной
скоростью
не
более
450
л
/
ч
(0,0068
м
/
с
).
Это
важно
для
недопущения
ухудшения
охлаждающих
свойств
масла
[2].
При
этом
указанная
скорость
потока
масла
является
достаточной
для
эффективной
сушки
жидкого
диэлектрика
синтетическими
цеолитами
в
динамиче
-
ских
условиях
[5].
Присоединение
модулей
АСВИ
к
маслосистеме
трансформаторов
проводится
к
штатным
точкам
:
слив
-
ному
вентилю
(
забор
масла
)
и
вентилю
для
заливки
и
фильтрации
масла
(
возврат
масла
),
что
исключает
необходимость
специального
согласования
точек
под
-
ключения
АСВИ
с
заводами
-
изготовителями
трансфор
-
маторов
.
Наличие
в
конструкции
АСВИ
деаэраторов
позволяет
обеспечить
подключение
АСВИ
к
трансфор
-
матору
под
нагрузкой
без
риска
попадания
пузыря
воз
-
духа
в
основной
бак
.
РЕЗУЛЬТАТЫ
АПРОБАЦИИ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
СИСТЕМЫ
ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ИЗОЛЯЦИИ
В
ДЕЙСТВУЮЩЕЙ
ЭЛЕКТРОУСТАНОВКЕ
В
2022
году
в
течение
шести
месяцев
(
с
февраля
по
август
)
на
1
Т
ПС
110/35/6
кВ
«
Омичка
» (
ТДТН
-16000/110)
филиала
АО
«
Россети
Тюмень
»
Когалымские
электрические
сети
была
проведена
опытно
-
промышленная
эксплуатация
(
ОПЭ
)
модуля
автоматизированной
системы
восстановления
изо
-
ляции
(
тип
TR.CL.3-WS-A-5-I-6.1-
УХЛ
1,
Россия
,
НПО
«
Стри
-
мер
»).
Целью
апробации
технологии
являлось
приобретение
опыта
эксплуатации
и
оценка
ее
эффективности
.
ОПЭ
проводилась
на
силовом
трансформаторе
типа
ТДТН
-16000/110, 1980
года
выпуска
,
залитом
смесью
ма
-
сел
массой
14,26
тонн
,
имеющим
массу
твердой
изоляции
в
пределах
1355
кг
.
Исходное
состояние
изоляционной
системы
трансформа
-
тора
по
результатам
плановой
диагностики
было
следующим
:
–
влажность
твердой
изоляции
,
измеренная
методом
ди
-
электрической
спектроскопии
,
составляла
3,1%,
что
не
превышало
установленной
нормы
,
согласно
требовани
-
ям
[6].
При
этом
расчетное
значение
влажности
твердой
изоляции
по
равновесным
кривым
Ооммена
составило
2,95%,
что
не
противоречит
указанному
измеренному
значению
;
–
сопротивление
и
тангенс
угла
диэлектрических
потерь
изоляции
обмоток
находились
в
пределах
установлен
-
ной
[6]
нормы
(
таблица
1);
–
влагосодержание
эксплуатационного
масла
было
неудовлетворительным
—
превышало
значение
,
огра
-
ничивающее
область
нормального
состояния
[6],
на
45%
и
составляло
36
г
/
т
;
–
пробивное
напряжение
эксплуатационного
масла
было
неудовлетворительным
—
ниже
значения
,
ограничи
-
вающего
область
нормального
состояния
[6],
на
3,5%
и
составляло
28,6
кВ
.
Дополнительно
в
августе
2021
года
(
до
начала
ОПЭ
)
проводился
прогрев
указанного
трансформатора
в
течение
трех
дней
с
последующим
измерением
параметров
эксплуа
-
тационного
масла
:
влагосодержания
и
пробивного
напряже
-
ния
.
Из
результатов
,
представленных
в
таблице
2,
следует
,
что
с
ростом
температуры
верхних
слоев
масла
наблюдался
некоторый
рост
влагосодержания
.
При
этом
пробивное
на
-
пряжение
изменялось
незначительно
,
так
как
установленное
Табл
. 1.
Исходные
диэлектрические
характеристики
изоляции
(
измерения
августа
2021
года
,
температура
обмоток
— +41°
С
)
Схема
измерения
R
60
/
R
60
баз
, %
tg
/
tg
баз
, % (
прирост
)
ВН
-
СН
,
НН
,
бак
512
+35
СН
-
ВН
,
НН
,
бак
106
+59
НН
-
ВН
,
СН
,
бак
164
+26
Надежность
электроснабжения
35
количество
воды
в
данном
масле
не
превышало
пределов
насыщения
для
установленной
температуры
,
соответствен
-
но
,
находилось
в
растворенном
состоянии
и
не
оказывало
существенного
влияния
на
напряжение
пробоя
.
По
результатам
проведенных
измерений
и
расчетов
было
установлено
:
–
общий
вес
воды
в
трансформаторе
(
бумага
+
масло
)
составил
40,8
литров
;
–
общий
вес
воды
в
твердой
изоляции
(
бумаге
)
трансфор
-
матора
составил
40,2
литра
;
–
общий
вес
воды
в
эксплуатационном
трансформаторном
масле
составил
0,6
литров
.
Таким
образом
полученное
общее
распределение
воды
в
разных
компонентах
изоляции
не
противоречит
исследо
-
ваниям
ряда
авторов
[7, 8].
Эксплуатационной
особенностью
трансформатора
,
преду
смотренного
для
обработки
АСВИ
,
являлось
наличие
малого
межремонтного
периода
.
Так
,
при
проведении
сред
-
них
ремонтов
по
восстановлению
характеристик
жидкого
ди
-
электрика
классическими
методами
(
с
применением
вакуум
-
ных
маслоочистительных
систем
)
достигаемый
результат
на
данном
трансформаторе
был
краткосрочным
,
что
обуслов
-
лено
избыточным
увлажнением
твердой
изоляции
,
согласно
требованиям
[9],
и
эффектам
перетока
влаги
в
среде
«
масло
-
целлюлоза
»
при
нарушении
равновесного
состояния
[7, 8].
С
целью
осушки
изоляции
1
Т
ПС
110/35/6
кВ
«
Омичка
»
АСВИ
была
установлена
в
маслочаше
в
виде
отдельно
сто
-
ящего
элемента
в
шкафу
наружной
установки
(
рисунок
1).
После
6
месяцев
работы
АСВИ
на
объекте
отмечены
улучшения
параметров
изоляции
трансформатора
.
Показа
-
тели
качества
эксплуатационного
масла
приведены
в
нор
-
му
—
улучшены
на
61%
по
влагосодержанию
и
на
70%
по
пробивному
напряжению
(
рисунок
2).
Табл
. 2.
Результаты
контрольных
измерений
параметров
масла
в
период
прогрева
трансформатора
Дата
прогрева
трансформатора
под
нагрузкой
Влаго
-
содержание
масла
,
г
/
т
Пробивное
напряжение
,
кВ
Температура
верхних
сло
-
ев
масла
, °
С
5
августа
2021
года
39
30
58
6
августа
2021
года
42
30
65
7
августа
2021
года
39
36
60
Рис
. 1.
Модуль
TRANSEC,
смонтированный
на
1
Т
ПС
110/35/6
кВ
«
Омичка
» (
ТДТН
-16000/110)
филиала
АО
«
Россети
Тюмень
»
Когалымские
электрические
сети
36
67
70
65
61
38,6
14,2
16,7
19,2
15
2,9
2,5
3
2,5
58
45
17
52
46
0
10
20
30
40
50
60
70
80
07.08.2021
03.05.2022
25.05.2022
09.08.2022
10.08.2022
U
пр
W
м
W
б(расч)
W
б(изм)
t
Рис
. 2.
Изменение
пробивного
напряжения
масла
,
влажности
твердой
и
жидкой
изоляции
с
учетом
влияния
температуры
верхних
слоев
масла
в
период
апробации
TRANSEC
на
1
Т
ПС
110/35/6
кВ
«
Омичка
»
36
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
4(27),
декабрь
2022
Влагосодержание
твердой
изоляции
улучшено
на
17%
(
рисунок
2),
что
подтверждено
инструментальными
измере
-
ниями
методом
диэлектрической
спектроскопии
.
При
этом
установлено
,
что
удалено
7,2
кг
воды
,
которое
сопоставимо
с
процентами
снижения
влажности
изоляции
(
на
0,5%).
Сопротивление
и
тангенс
угла
диэлектрических
потерь
изоляции
обмоток
улучшены
в
среднем
на
79% (
рисунок
3)
и
30% (
рисунок
4)
соответственно
.
В
ходе
ОПЭ
проводился
мониторинг
ряда
параметров
,
измеряемых
сервисными
датчиками
АСВИ
.
По
результатам
мониторинга
на
фоне
колебаний
температуры
масла
зафик
-
сирован
некоторый
тренд
снижения
относительного
влаго
-
насыщения
масла
на
входе
в
модуль
(
RS
вход
) —
с
23,4%
до
15,9%,
что
указывает
на
общее
снижение
влажности
изоля
-
ции
(
рисунок
5).
При
этом
наблюдается
постепенное
уменьшение
раз
-
ницы
значений
относительного
влагонасыщения
масла
на
входе
(
RS
вход
)
и
выходе
(
RS
выход
)
из
резервуаров
адсорбции
АСВИ
,
что
указывает
на
исчерпание
ресурса
цеолита
.
Измеренные
сервисными
датчиками
АСВИ
температуры
масла
на
входе
(
t
вход
, °
С
)
и
на
выходе
(
t
выход
, °
С
)
из
резерву
-
аров
адсорбции
сопоставимы
и
изменяются
в
ходе
ОПЭ
в
широких
пределах
—
от
минус
5,9°
С
до
плюс
34,1°
С
.
Это
указывает
на
влияние
климатической
температуры
на
охлаж
-
дение
масла
в
маслопроводах
АСВИ
.
Учитывая
зависимость
растворимости
воды
в
трансформаторном
масле
от
его
тем
-
6574
3885
3590
3336
6861
3510
2088
2133
1906
3791
87%
86%
68%
75%
81%
0
1000
2000
3000
4000
5000
6000
7000
8000
(ВН + СН + НН) – Б
(ВН + СН) – НН, Б
НН – СН, ВН, Б
СН – ВН, НН, Б
ВН – НН, СН, Б
МОм
R
60
от 07.08.21
R
60
от 10.08.22
0,64
0,69
0,67
0,68
0,53
0,78
0,9
0,87
0,94
0,69
22%
30%
30%
38%
30%
0
0,2
0,4
0,6
0,8
1
%
tg
G
от 07.08.21
tg
G
от 10.08.22
(ВН + СН + НН) – Б
(ВН + СН) – НН, Б
НН – СН, ВН, Б
СН – ВН, НН, Б
ВН – НН, СН, Б
Рис
. 3.
Изменение
сопротивления
изоляции
обмоток
в
период
апробации
TRANSEC
на
1
Т
ПС
110/35/6
кВ
«
Омичка
»
Рис
. 4.
Изменение
тангенса
угла
диэлектрических
потерь
изоляции
обмоток
в
период
апробации
TRANSEC
на
1
Т
ПС
110/35/6
кВ
«
Омичка
»
Надежность
электроснабжения
37
пературы
[7, 8],
указанные
колебания
температур
влияют
на
эффективность
сушки
твердой
изоляции
модулем
.
Так
,
принимая
во
внимание
способность
цеолита
извлекать
воду
в
достаточно
широких
температурных
пределах
,
АСВИ
функционально
[2]:
–
при
низких
температурах
(
зимний
период
)
удаляет
избыточную
влагу
только
из
жидкой
изоляции
,
так
как
при
низких
температурах
рас
-
творимость
воды
в
масле
незна
-
чительная
,
что
не
обеспечивает
ее
диффузию
из
бумаги
в
жидкий
диэлектрик
;
–
при
высоких
температурах
активно
удаляет
избыточную
влагу
как
из
твердой
,
так
и
из
жидкой
изоляции
,
так
как
существенно
растет
раство
-
римость
воды
в
масле
,
влияющая
на
ее
диффузию
из
бумаги
в
осушен
-
ный
жидкий
диэлектрик
,
с
последую
-
щим
извлечением
цео
литом
.
Таким
образом
за
6
месяцев
ОПЭ
модульная
система
АСВИ
позволила
на
работающем
трансформаторе
1
Т
ПС
110/35/6
кВ
«
Омичка
»
в
автомати
-
ческом
режиме
без
привлечения
допол
-
нительного
персонала
провести
восста
-
новление
изоляционных
характеристик
до
установленных
[6]
норм
.
Лепестковая
диаграмма
(
рисунок
6)
демонстрирует
за
-
висимость
влагосодержания
масла
от
температуры
верх
-
них
слоев
масла
бака
трансформатора
,
что
также
обуслов
-
23,4
22,4
17,4
16,5
15,7
16,1
15,9
1,1
3,4
6,1
8,9
10,2
12,5
12,8
–10
–5
0
5
10
15
20
25
30
35
40
0
5
10
15
20
25
30
мар.22
апр.22
май.22
июн.22
июл.22
авг.22
t
, °С
RS
, %
фев.22
RS
вход
RS
выход
t
вход
t
выход
Полиномиальная (
RS
вход
)
Рис
. 5.
Изменение
относительного
влагонасыщения
масла
на
входе
и
выходе
из
резервуаров
адсорбции
TRANSEC
с
учетом
влияния
температуры
масла
трансформатора
в
период
апробации
на
1
Т
ПС
110/35/6
кВ
«
Омичка
»
Рис
. 6.
Зависимость
влагосодержания
масла
от
температуры
верхних
слоев
масла
бака
трансформатора
0
10
20
30
40
50
60
70
80
июл.15
авг.15авг.15
авг.15
авг.15
авг.15
сен.15
сен.15
июн.16
июн.17
авг.17
авг.17
авг.17
сен.17
июн.18
июл.18
июл.18
авг.18
авг.18
авг.18
авг.18
авг.18
авг.18
авг.18
авг.18
июн.19
июл.19
июл.20
сен.20
авг.21
авг.21
авг.21
авг.21
май.22
июл.22
авг.22
авг.22
W
м
, г/т
T
м
, °С
38
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
4(27),
декабрь
2022
лено
влиянием
температуры
на
растворимость
воды
в
нем
.
Указанное
влияние
и
нестабильность
температуры
среды
в
ходе
работы
технологии
усложняет
оценку
изменения
влагосодержания
масла
.
Однако
исходные
и
конечные
кон
-
трольные
пробы
были
отобраны
в
условиях
относительно
близких
температур
верхних
слоев
масла
,
что
позволяет
их
сравнивать
и
констатировать
общее
улучшение
состояния
изоляции
по
итогам
работы
АСВИ
.
Указанные
выше
наблюдения
отражают
принципиаль
-
ное
значение
температуры
масла
при
отборе
пробы
на
корректную
оценку
полученного
значения
влажности
жид
-
кого
диэлектрика
как
фактора
,
косвенно
характеризующего
увлажнение
целлюлозной
изоляции
трансформатора
.
ВЫВОДЫ
Влага
—
злейший
враг
изоляции
,
влияющий
на
эксплуата
-
ционную
надежность
силовых
трансформаторов
(
автотранс
-
форматоров
).
Существующие
традиционные
способы
ее
сушки
технико
-
экономически
не
эффективны
.
Наиболее
пред
-
почтительными
технологиями
восстановления
изоляции
яв
-
ляются
автоматизированные
системы
—
АСВИ
,
работающие
на
оборудовании
под
нагрузкой
с
использованием
щадящих
методов
,
не
влияющих
на
предиктивную
диагностику
.
Проведенная
опытно
-
промышленная
эксплуатация
АСВИ
установленного
типа
в
филиале
АО
«
Россети
Тю
-
мень
»
Когалымские
электрические
сети
на
1
Т
ПС
110/35/6
кВ
«
Омичка
» (
ТДТН
-16000/110)
показала
успешное
восстанов
-
ление
изоляционных
характеристик
без
формирования
ре
-
монтного
режима
электроустановки
.
Дополнительно
в
ходе
опытно
-
промышленной
эксплу
-
атации
было
подтверждено
влияние
температуры
верхних
слоев
масла
бака
трансформатора
при
отборе
пробы
на
корректную
оценку
полученного
значения
влагосодержа
-
ния
жидкого
диэлектрика
как
фактора
,
косвенно
характе
-
ризующего
увлажнение
целлюлозной
изоляции
трансфор
-
матора
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Рыбаков
Л
.
М
.,
Иванова
З
.
Г
.,
Мака
-
рова
Н
.
Л
.
Обслуживание
элементов
и
оборудования
электроустановок
по
результатам
диагностирования
состояния
.
Йошкар
-
Ола
:
Мар
.
гос
.
ун
-
т
, 2015. 318
с
.
2.
Высогорец
С
.
П
.,
Редькин
С
.
М
.,
Житенев
М
.
В
.
Поиск
современных
инженерных
решений
автомати
-
ческого
управления
техническим
состоянием
изоляции
трансформа
-
торов
//
Материаловедение
.
Энер
-
гетика
, 2021,
т
. 27,
№
3.
С
. 50–62.
3.
Тутубалина
В
.
П
.,
Гайнуллина
Л
.
Р
.
Осушка
трансформаторного
масла
адсорбентами
на
электрических
станциях
.
Казань
:
Казан
.
гос
.
энерг
.
ун
-
т
, 2017. 114
с
.
4.
Юсупов
Д
.
Т
.,
Юсупов
Ш
.
Б
.,
Мар
-
каев
Н
.
М
.
Влияние
механических
примесей
на
эксплуатационные
характеристики
трансформаторно
-
го
масла
//
Молодой
ученый
, 2019,
№
22(260).
С
. 144–146.
5.
Кельцев
Н
.
В
.
Основы
адсорбцион
-
ной
техники
.
М
.:
Химия
, 1984. 591
с
.
6.
СТО
34.01-23.1-001-2017.
Объем
и
нормы
испытаний
электрообору
-
дования
.
Утвержден
распоряжени
-
ем
ПАО
«
Россети
»
от
29.05.2017
№
280
р
«
Об
утверждении
стандар
-
та
организации
». 262
с
.
7.
Аракелян
В
.
Г
.
Диагностика
состоя
-
ния
изоляции
маслонаполненного
электрооборудования
по
влагосо
-
держанию
масла
//
Электротехни
-
ка
, 2004,
№
3.
С
. 2–13.
8.
Лизунов
С
.
Д
.
Сушка
и
дегазация
изоляции
трансформаторов
вы
-
сокого
напряжения
.
М
.:
Энергия
,
1971. 128
с
.
9.
СО
34.45-51.300-97,
РД
34.45-51.
300-97.
Объем
и
нормы
испытаний
электрооборудования
. URL: https://
docs.cntd.ru/document/1200005329.
Хренников А.Ю.
Техническая
диагностика
и
аварийность
электрооборудования
Книгу
можно
приобрести
в
интернет
-
магазине
электронных
книг
«
ЛитРес
»
в
разделе
«
Техническая
литература
»
Учебно-методическое пособие. ЛИТРЕС, 2021. 230 стр., 154 ил.
Представлен
анализ
методов
диагностики
состояния
электрооборудования
для
выявления
дефектов
и
повреждений
в
процессе
эксплуатации
.
Эффективность
применения
методов
диагностики
сопровождается
примерами
обнаруже
-
ния
дефектов
и
повреждений
конкретного
оборудования
:
силовых
трансформаторов
,
реакторов
,
трансформаторов
тока
и
напряжения
,
разъединителей
,
турбогенераторов
,
ОПН
и
т
.
д
.
Приведены
примеры
повреждений
и
расследова
-
ния
технологических
нарушений
.
Рассмотрены
вопросы
электродинамических
испытаний
силовых
трансформаторов
на
стойкость
к
токам
КЗ
,
которые
служат
инструментом
для
повышения
надежности
их
конструкции
.
Предназначено
для
руководителей
и
специалистов
технических
служб
предприятий
электрических
и
распределительных
сетей
,
стан
-
ций
,
подразделений
технической
инспекции
(
ТИ
)
и
служб
охраны
труда
и
надежности
филиалов
МЭС
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
и
ПАО
«
Россети
»,
слушателей
курсов
повышения
квалификации
,
а
также
для
аспирантов
,
магистрантов
и
сту
-
дентов
электроэнергетических
специальностей
.
Надежность
электроснабжения
Оригинал статьи: Опыт применения автоматизированной системы восстановления изоляции маслонаполненного трансформаторного оборудования на объекте АО «Россети Тюмень»
Статья посвящена применению новейших технологий восстановления изоляционных характеристик маслонаполненных силовых трансформаторов (автотрансформаторов) под нагрузкой. В работе изложены основные требования к конструкции автоматизированных систем восстановления изоляции на работающем оборудовании. Представлены результаты успешной апробации автоматизированных модульных систем на 1Т ПС 110/35/6 кВ «Омичка» (ТДТН 16000/110) филиала АО «Россети Тюмень» Когалымские электрические сети.