18
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
2(33),
июнь
2024
Л
итий
-
ионные
аккумуляторные
батареи
(
ЛИАБ
)
уже
известны
в
мире
,
а
технический
уровень
развития
производственных
технологий
делает
возможным
их
широкомасштабное
внедрение
.
Данный
класс
аккумуляторов
уже
используется
в
систе
-
мах
накопления
электрической
энергии
,
и
его
распростра
-
нение
на
системы
оперативного
постоянного
тока
было
вопросом
времени
.
При
этом
необходимо
отметить
,
что
система
оперативного
постоянного
тока
(
СОПТ
) —
самый
ответственный
элемент
электрической
подстанции
,
от
надежного
функционирования
которого
зависит
работа
всего
энергообъекта
как
в
нормальных
,
так
и
в
аварийных
режимах
,
что
служит
причиной
предъявления
высочай
-
ших
требований
к
данному
оборудованию
.
На
подстанциях
(
ПС
)
электросетевого
комплекса
акку
-
муляторные
батареи
(
АБ
)
используются
для
обеспечения
высокой
надежности
работы
устройств
релейной
защиты
,
телемеханики
,
предупредительной
сигнализации
даже
в
случае
технологических
нарушений
,
связанных
с
отсут
-
ствием
питания
собственных
нужд
.
Запасенная
электри
-
ческая
энергия
в
АБ
используется
посредством
системы
оперативного
постоянного
тока
для
обеспечения
работы
электромагнитных
приводов
высоковольтных
выклю
-
чателей
(
на
ПС
,
где
коммутационные
аппараты
с
таким
приводом
установлены
)
для
отключения
поврежденного
участка
линии
электропередачи
(
ЛЭП
)
с
целью
предот
-
вращения
выхода
из
строя
основного
подстанционного
оборудования
.
Николай
КОТОМЦЕВ
,
заместитель
начальника
службы
эксплуатации
и
диагностики
ПС
филиала
ПАО
«
Россети
» —
МЭС
Урала
Опыт
использования
литий
-
ионной
аккумуляторной
батареи
на
энергообъектах
филиала
ПАО
«
Россети
» —
МЭС
Урала
В
2020–2021
годах
были
проведены
научно
-
исследователь
-
ские
и
опытно
-
конструкторские
работы
(
НИОКР
) «
Разработ
-
ка
и
апробация
инновационных
технологий
по
снижению
расхода
на
собственные
нужды
подстанций
в
рамках
реа
-
лизации
мероприятий
дорожной
карты
национального
про
-
екта
«
Энергоэффективная
подстанция
».
В
части
инноваци
-
онных
элементов
системы
резервного
питания
на
первом
этапе
НИОКР
было
проведено
информационно
-
теоретиче
-
ское
исследование
,
в
рамках
которого
были
рассмотрены
системы
резервного
питания
с
аккумуляторными
батарея
-
ми
,
супер
конденсаторами
,
дизель
-
генераторами
и
механи
-
ческими
накопителями
энергии
.
По
итогам
сравнения
ука
-
занных
систем
оптимальным
решением
для
апробации
стала
литий
-
ионная
аккумуляторная
батарея
(
ЛИАБ
).
Оборудование
подстанций
19
ПРЕИМУЩЕСТВА
ЛИТИЙ
-
ИОННОЙ
АККУМУЛЯТОРНОЙ
БАТАРЕИ
Классические
свинцово
-
кислотные
батареи
(
СКАБ
)
при
-
меняются
в
системах
оперативного
постоянного
тока
в
настоящее
время
.
К
достоинствам
данного
типа
батарей
относятся
надежность
и
длительный
срок
службы
при
со
-
блюдении
условий
эксплуатации
(20
и
более
лет
),
а
также
разработанная
обширная
нормативная
база
.
Однако
ба
-
тареи
данного
типа
обладают
рядом
существенных
недо
-
статков
,
таких
как
:
–
выделение
водорода
в
процессе
заряда
,
который
в
сме
-
си
с
воздухом
становится
взрывоопасным
,
что
,
как
след
-
ствие
,
приводит
к
необходимости
размещения
батарей
в
специальном
аккумуляторном
помещении
с
обустрой
-
ством
соответствующей
инженерной
инфраструктуры
(
отдельной
системы
принудительной
приточно
-
вытяж
-
ной
вентиляции
,
взрывобезопасных
светильников
,
обо
-
гревателей
,
огнестойких
дверей
,
сооружением
тамбура
и
помещения
кислотной
);
–
использование
в
качестве
электролита
раствора
кисло
-
ты
,
что
влечет
за
собой
необходимость
укладки
в
акку
-
муляторном
помещении
пола
из
кислотостойкой
плитки
и
окраски
поверхностей
кислотостойкой
краской
;
–
необходимость
частого
обслуживания
и
контроля
состо
-
яния
батареи
;
–
заряд
батареи
после
аварийного
режима
занимает
не
менее
8
часов
;
–
увеличение
площади
размещения
АБ
в
связи
с
тем
,
что
для
обслуживания
элементы
АБ
размещаются
в
1
ярус
(
крайне
редко
с
учетом
стесненных
условий
—
в
2
яруса
).
По
сравнению
с
классическими
свинцово
-
кислотными
батареями
среди
достоинств
литий
-
ионных
аккумулято
-
ров
можно
отметить
:
–
отсутствие
выделения
в
процессе
эксплуатации
вредных
веществ
и
возможность
размещения
аккумуляторной
батареи
в
различных
помещениях
без
повышения
их
категории
по
взрыво
-
и
пожаробезопасности
,
что
позво
-
ляет
сократить
затраты
на
обустройство
инженерной
инфраструктуры
;
–
существенно
меньшие
,
чем
у
свинцово
-
кислотных
акку
-
муляторов
,
массогабаритные
параметры
за
счет
более
высокой
удельной
энергоемкости
,
что
позволяет
снизить
затраты
на
капитальное
строительство
и
ремонт
поме
-
щений
(
вместо
отдельных
помещений
аккумуляторной
и
кислотной
существует
возможность
размещения
шка
-
фа
с
ЛИАБ
в
релейном
зале
);
–
меньшее
,
чем
у
свинцово
-
кислотных
аккумуляторов
,
внутреннее
сопротивление
,
что
обеспечивает
лучшую
способность
отдавать
толчковые
токи
;
–
существенно
меньшее
время
заряда
,
что
уменьшает
время
восстановления
системы
оперативного
постоян
-
ного
тока
;
–
малообслуживаемость
и
возможность
дистанционного
контроля
параметров
элементов
батареи
,
что
позволяет
снизить
эксплуатационные
затраты
и
реализовать
мало
-
людные
технологии
эксплуатации
объектов
.
На
следующем
этапе
НИОКР
были
определены
требо
-
вания
к
инновационным
элементам
системы
резервного
питания
.
Для
апробации
принятых
решений
и
внедрения
опытного
образца
,
разработанного
АО
«
НТЦ
ФСК
ЕЭС
»,
была
выбрана
электрическая
подстанция
220
кВ
«
Сва
-
рочная
» (
рисунок
1)
Свердловского
предприятия
Ма
-
гистральных
электрических
сетей
Урала
(
МЭС
Урала
),
расположенная
в
городе
Верхняя
Пышма
Свердловской
области
.
К
преимуществам
выбранного
варианта
следует
отнести
:
–
наличие
в
эксплуатации
на
ПС
220
кВ
«
Сварочная
»
масляных
баковых
выключателей
с
электромагнит
-
ными
приводами
(
включение
данных
выключателей
позволит
оценить
устойчивость
ЛИАБ
к
толчковым
токам
);
–
размеры
подстанции
(
является
достаточно
крупной
,
количество
присоединений
по
стороне
220
кВ
составля
-
ет
2
шт
.,
по
стороне
110
кВ
— 7
шт
.,
по
стороне
10
кВ
—
22
шт
.,
среди
значимых
потребителей
—
производ
-
ственная
площадка
комбината
«
Электромедь
»
и
завод
«
Уральские
локомотивы
»);
Рис
. 1.
ПС
220
кВ
«
Сварочная
»
20
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
2(33),
июнь
2024
Рис
. 2.
Внешний
вид
СОРП
:
а
)
внешний
вид
;
б
)
технический
чертеж
(1, 4 —
зарядно
-
выпря
-
мительное
устройство
, 2 —
шкаф
коммутации
,
3 —
литий
-
ионная
аккумуляторная
батарея
)
б
)
а
)
Б
А
600
610
1
2
3
4
625
1010
1010
3240
2184
2107
100
Оборудование
подстанций
21
–
наличие
возможности
установки
опытного
образца
инновационных
элементов
системы
резервного
питания
без
демонтажа
существующих
классических
свинцо
-
во
-
кислотных
аккумуляторных
батарей
,
что
позволит
выполнить
сравнение
экономической
эффективности
предлагаемого
и
существующего
оборудования
;
–
близкое
расположение
подстанции
к
городу
Екатеринбург
.
В
соответствии
с
утвержденными
требованиями
был
из
-
готовлен
опытный
образец
инновационного
элемента
систе
-
мы
резервного
питания
(
СОРП
)
со
сроком
службы
не
менее
20
лет
,
который
состоит
из
4
элементов
(
рисунок
2):
–
литий
-
ионная
аккумуляторная
батарея
LT-LFP 170,
уста
-
новленная
в
шкаф
батарейный
,
в
комплекте
с
системой
контроля
и
управления
,
комплектом
болтов
,
межэлемен
-
тых
и
межрядных
перемычек
;
–
зарядно
-
выпрямительные
устройства
(
ЗВУ
)
НРТМ
60.220+40.48 — 2
шкафа
;
–
шкаф
коммутации
,
обеспечивающий
подключение
инно
ва
-
ционного
элемента
системы
резервного
питания
в
суще
-
ствующую
систему
оперативного
постоянного
тока
и
вклю
-
чающий
в
себя
защитно
-
коммутационные
аппараты
,
предназначенные
для
работы
в
сети
220
кВ
постоянного
тока
,
блок
заряда
,
систему
контроля
и
управления
ЛИАБ
,
систему
мониторинга
.
До
монтажа
на
ПС
220
кВ
«
Сварочная
»
дополнительно
к
стандартным
испытаниям
в
целях
определения
стойко
-
сти
инновационной
системы
резервного
питания
к
тяжелым
усло
виям
работы
были
проведены
испытания
по
симуля
-
ции
режима
автосборки
шин
220
кВ
после
двухчасового
разряда
номинальным
током
нагрузки
значением
12
А
при
отключении
зарядного
устройства
,
предусматривающие
по
-
очередное
испытание
толчковыми
токами
720
А
(
суммарное
значение
токов
электромагнитных
приводов
типа
ШПЭ
-44
при
включении
трех
фаз
масляного
бакового
выключателя
)
в
соответствии
с
таблицей
1 (
алгоритм
был
взят
с
ПС
220
кВ
«
Первоуральская
»
как
более
«
тяжелой
»).
Условием
успеш
-
ного
испытания
было
определено
отсутствие
падения
на
-
пряжения
на
аккумуляторной
батарее
ниже
заданного
зна
-
чения
219
В
(
складывается
как
минимальное
допустимое
напряжение
на
приводе
высоковольтного
выключателя
187
В
с
учетом
просадки
напряжения
32
В
на
кабеле
при
толчковом
токе
720
А
).
ИТОГИ
ИСПЫТАНИЙ
Опытный
образец
успешно
прошел
испытания
на
заводе
-
изготовителе
с
участием
представителя
МЭС
Урала
в
сен
-
тябре
2020
года
.
Для
обеспечения
интеграции
инновационного
элемен
-
та
системы
резервного
питания
была
разработана
техни
-
ческая
документация
на
внедрение
опытного
образца
инновационного
элемента
системы
резервного
питания
.
Были
разработаны
разделы
документации
с
конструктив
-
ными
решениями
,
электротехническими
решениями
,
ре
-
шениями
по
пожарной
безопасности
,
метрологическому
обеспечению
.
Первоначально
была
предложена
схема
подключения
шкафа
коммутации
инновационного
элемента
системы
ре
-
зервного
питания
напрямую
к
щиту
постоянного
тока
(
схема
представлена
на
рисунке
3).
Однако
,
проанализировав
вы
-
сокий
риск
потери
СОПТ
в
результате
повреждения
кабеля
между
вновь
монтируемым
шкафом
коммутации
и
щитом
постоянного
тока
,
специалистами
МЭС
Урала
было
пред
-
ложено
повысить
надежность
схемы
за
счет
подключения
новых
зарядных
устройств
к
щиту
постоянного
тока
,
где
ЗВУ
#
нов
. —
вновь
устанавливаемые
зарядно
-
выпрямитель
-
ные
устройства
,
входящие
в
состав
СОРП
;
ЗВУ
#
сущ
. —
су
-
ществующие
зарядно
-
выпрямительные
устройства
,
установ
-
ленные
на
объекте
;
ЛИАБ
—
литий
-
ионная
аккумуляторная
батарея
;
СКАБ
сущ
. —
существующая
свинцово
-
кислотная
аккумуляторная
батарея
,
установленная
на
объекте
;
Шкаф
коммутации
нов
. —
вновь
устанавливаемый
шкаф
коммута
-
ции
,
входящий
в
состав
СОРП
;
Щит
постоянного
тока
сущ
. —
существующий
щит
постоянного
тока
(
ЩПТ
),
установлен
-
ный
на
объекте
; FU —
предохранительный
выключатель
нагрузки
,
КМ
11 —
контактор
аварийного
отключения
ЛИАБ
(
аварийный
контактор
);
БЗ
—
блок
заряда
,
рассчитанный
на
ЛИАБ
не
менее
170
А
·
ч
; QS31 —
реверсивный
рубильник
;
QS01-QS07 —
установленные
в
ЩПТ
предохранительные
выключатели
нагрузки
(
рисунок
4).
После
согласования
технических
решений
в
июне
2021
го
-
да
на
ПС
220
кВ
«
Сварочная
»
было
реализовано
опыт
-
но
-
промышленное
внедрение
инновационного
элемента
системы
резервного
питания
:
выполнены
монтаж
шкафов
,
подключение
к
существующей
системе
оперативного
посто
-
янного
тока
и
проведены
комплексные
испытания
.
Следует
Табл
. 1.
Последовательность
включения
приводов
выключателей
Имитация
режима
включения
Тип
привода
Ток
длитель
-
ностью
1
с
,
А
Выдержка
времени
от
старта
экс
-
перимента
,
с
АПВ
ВМ
-220
кВ
ШСВМ
-220 1
РВ
1
ШПЭ
-44
720
2
ВМ
АТ
-2 1
РВ
2
ШПЭ
-44
720
4
ВМ
Емелино
2 2
РВ
1
ШПЭ
-42
720
6
ВМ
Южная
-2 2
РВ
2
ШПЭ
-44
720
8
ВМ
СУГРЭС
-1 5
РВ
1
ППрК
-1800
С
5
10
ШСВМ
220 3
РВ
1
ШПЭ
-44
720
12
ВМ
АТГ
-1 3
РВ
2
ШПЭ
-44
720
14
ВМ
Емелино
1 4
РВ
1
ШПЭ
-42
720
16
ВМ
Южная
-1 4
РВ
-2
ШПЭ
-46
440
18
ВМ
СУГРЭС
-2 5
РВ
1
ППрК
-1800
С
5
10
22
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
2(33),
июнь
2024
отметить
,
что
это
был
первый
объект
электросетевого
ком
-
плекса
в
магистральных
электрических
сетях
,
на
котором
была
внедрена
данная
система
.
По
итогам
6
месяцев
опытно
-
промышленной
эксплу
-
атации
системы
оперативного
резервного
питания
нара
-
ботка
составила
4378
часов
,
суммарное
потребление
от
сети
7066,77
кВт
·
ч
,
суммарное
потребление
нагрузкой
6875,21
кВт
·
ч
,
отказов
оборудования
не
было
выявлено
,
напряжение
аккумуляторной
батареи
было
стабильно
и
со
-
ставляло
279
В
,
в
связи
с
чем
ЛИАБ
была
введена
в
про
-
мышленную
эксплуатацию
.
Из
-
за
некорректной
информа
-
ции
с
внутреннего
счетчика
ампер
-
часов
системы
контроля
и
управления
(
СКУ
)
литий
-
ионной
аккумуляторной
батареи
переходила
в
режим
подзаряда
,
что
было
выявлено
опера
-
тивным
персоналом
.
Устранение
неисправности
было
про
-
изведено
путем
обновления
программного
обеспечения
СКУ
командированным
сотрудником
завода
-
изготовителя
.
В
ходе
оценки
энергоэффективности
разработанного
решения
было
установлено
,
что
литий
-
ионная
аккумуля
-
торная
батарея
обладает
более
низкими
прямыми
поте
-
рями
при
цикле
заряд
-
разряд
по
сравнению
со
свинцо
-
во
-
кислотной
аккумуляторной
батареей
— 1,9
А
·
ч
против
5,81
А
·
ч
соответственно
.
Это
связано
с
более
высокой
эф
-
фективностью
и
плотностью
энергии
ЛИАБ
по
сравнению
со
СКАБ
.
Кроме
того
,
ЛИАБ
не
требует
поддержания
специфиче
-
ских
условий
эксплуатации
,
таких
как
температура
,
влаж
-
ность
и
освещение
,
что
упрощает
процесс
ее
обслужи
-
вания
и
снижает
затраты
.
В
случае
размещения
ЛИАБ
на
территории
релейного
зала
ОПУ
ПС
220
кВ
«
Сварочная
»
затраты
на
поддержание
требуемых
условий
эксплуата
-
ции
не
учитываются
,
что
также
является
преимуществом
данного
решения
.
Расход
электроэнергии
на
поддержание
условий
в
помещении
аккумуляторной
ПС
220
кВ
«
Свароч
-
ная
»,
где
расположена
существующая
свинцово
-
кислотная
батарея
,
составляют
более
35 000
кВт
·
ч
в
год
,
что
является
потенциалом
энергосбережения
при
реализации
решений
СОПТ
с
использованием
ЛИАБ
.
Рис
. 3.
Проектная
c
хема
подключения
инновационного
элемента
системы
резервного
питания
Щит
постоянного
тока
сущ
.
Блок
заряда
A
A
A
A
QS07
FH000
50 A
QS
0
5
FH000
50 A
QS06
FH1
250 A
QS04
FH1
250 A
QS31
OT250 E03C
250 A
FU12
FH000
63 A
FU11
FH2
400 A
FU13
FH000
63 A
FU14
FH000
160 A
FU24
FH000
160 A
FU22
FH000
160 A
FU21
FH2
400 A
FU23
FH000
100 A
KM11
БЗ
ЗВУ
2
сущ
.
ЗВУ
2
нов
.
ЗВУ
1
нов
.
ЗВУ
1
сущ
.
СКАБ
сущ
.
ЛИАБ
V
V
Щит
коммутации
нов
.
Система
монито
-
ринга
СКУ
к
разрядным
сопротивлениям
Оборудование
подстанций
23
После
ОПЭ
завершающим
этапом
НИОКР
разработа
-
ны
проекты
изменений
в
НТД
,
предусматривающие
до
-
бавление
технических
требований
к
ЛИАБ
и
построению
систем
оперативного
постоянного
тока
с
учетом
внедре
-
ния
данной
технологии
:
–
СТО
56947007-29.120.40.216-2016 «
Методические
ука
-
зания
по
выбору
оборудования
СОПТ
»;
–
СТО
56947007-29.120.40.262-2018 «
Руководство
по
про
-
ектированию
систем
оперативного
постоянного
тока
(
СОПТ
)
ПС
ЕНЭС
.
Типовые
проектные
решения
»;
–
СТО
56947007-29.240.90.183-2014 «
Аккумуляторы
и
акку
-
муляторные
установки
большой
мощности
.
Типовые
технические
требования
»;
–
СТО
34.01-3.2-015-2020 «
Аккумуляторные
батареи
.
Типо
-
вые
технические
требования
»;
–
СТО
56947007-29.120.40.041-2010 «
Системы
оператив
-
ного
постоянного
тока
подстанций
.
Технические
требо
-
вания
»;
–
СТО
56947007-29.120.40.312-2021 «
Корпоративные
шка
-
фы
систем
оперативного
постоянного
тока
(
СОПТ
)».
По
итогам
трехлетнего
эксплуатационного
периода
на
подстанции
220
кВ
«
Сварочная
»
было
отмечено
отсут
-
ствие
серьезных
сбоев
в
работе
системы
оперативного
постоянного
тока
.
В
целом
система
работает
стабильно
и
надежно
,
обеспечивая
оперативное
управление
и
кон
-
троль
оборудования
подстанции
.
Неоднократные
комму
-
Рис
. 4.
Реализованная
c
хема
подключения
инновационного
элемента
системы
резервного
питания
Щит
постоянного
тока
сущ
.
Блок
заряда
A
A
A
A
QS07
FH000
50 A
QS03
FH000
100 A
QS
0
5
FH000
50 A
QS01
FH000
100 A
QS06
FH1
250 A
QS02
FH2
400 A
QS04
FH1
250 A
QS31
OT250 E03C
250 A
FU12
FH000
63 A
FU11
FH2
400 A
FU13
FH000
63 A
FU14
FH000
160 A
FU24
FH000
160 A
FU22
FH000
160 A
FU21
FH2
400 A
FU23
FH000
100 A
KM11
БЗ
ЗВУ
2
сущ
.
ЗВУ
4
нов
.
ЗВУ
3
нов
.
ЗВУ
1
сущ
.
СКАБ
сущ
.
ЛИАБ
V
V
Щит
коммутации
нов
.
Система
монито
-
ринга
Резерв
Резерв
СКУ
к
разрядным
сопротивлениям
24
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
2(33),
июнь
2024
тации
масляных
баковых
выключателей
подтверждают
работоспособность
внедренной
системы
резервного
пи
-
тания
на
подстанциях
энергосетевого
комплекса
.
За
прошедший
период
обслуживание
оборудования
производилось
согласно
регламенту
только
в
объеме
ви
-
зуального
осмотра
.
Руководством
по
эксплуатации
пред
-
усмотрено
1
раз
в
4
года
выполнять
работы
по
обеспыли
-
ванию
,
контролировать
протяжки
контактных
соединений
,
проверять
сопротивление
изоляции
мегаомметром
,
про
-
водить
испытания
повышенным
напряжением
изоляции
до
2000
В
,
измерения
сопротивления
заземления
.
Установленная
и
находящаяся
в
работе
ЛИАБ
имеет
емкость
170
А
·
ч
,
номинальная
емкость
существующей
отключенной
СКАБ
составляет
600
А
·
ч
.
Для
ЛИАБ
при
меньшей
емкости
разрядная
характеристика
(
снижение
напряжения
при
снижении
емкости
)
имеет
меньшее
зна
-
чение
,
то
есть
емкость
батареи
ЛИАБ
будет
ниже
требуе
-
мой
емкости
СКАБ
.
ЛИАБ
в
отличие
от
СКАБ
не
находится
в
режиме
по
-
стоянного
подзаряда
,
ее
заряд
происходит
по
заданному
графику
или
при
достижении
остаточной
емкости
опреде
-
ленного
(
заданного
)
значения
.
Согласно
текущим
значе
-
ниям
,
отображаемым
на
контроллере
системы
резервного
питания
(
рисунок
5),
остаточная
емкость
ЛИАБ
составляет
170
А
·
ч
(100%
от
номинальной
),
балансировка
элементов
не
производилась
,
заряд
-
разряд
основной
части
ЛИАБ
со
-
ставил
4262,72
А
·
ч
,
хвостовой
части
— 630,31
А
·
ч
.
Из
положительного
можно
отметить
,
что
система
мо
-
ниторинга
позволяет
в
режиме
реального
времени
осу
-
ществлять
поэлементный
контроль
напряжения
,
темпе
-
ратуры
,
зарядного
тока
,
уровня
разряда
,
балансировку
элементов
ЛИАБ
.
Однако
,
принимая
во
внимание
,
что
СКУ
и
система
мониторинга
являются
программно
-
аппаратными
ком
-
плексами
,
выявлена
необходимость
периодического
об
-
новления
программного
обеспечения
для
расширения
возможностей
контроля
состояния
ЛИАБ
и
его
стабиль
-
ной
работы
.
Также
следует
отметить
,
что
в
связи
с
отсутствием
внесенных
изменений
в
действующие
НТД
применение
ли
-
тий
-
ионных
батарей
на
других
энергообъектах
МЭС
Урала
в
рамках
инвестиционных
проектов
по
реконструкции
или
техническому
перевооружению
затруднено
,
несмотря
на
имеющийся
потенциал
самой
технологии
,
а
также
имею
-
щиеся
планы
по
замене
исчерпавших
ресурс
свинцово
-
кислотных
аккумуляторных
батарей
.
Рис
. 5.
Контроллер
системы
резервного
питания
Оборудование
подстанций
Оригинал статьи: Опыт использования литий-ионной аккумуляторной батареи на энергообъектах филиала ПАО «Россети» — МЭС Урала
В 2020–2021 годах были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) «Разработка и апробация инновационных технологий по снижению расхода на собственные нужды подстанций в рамках реализации мероприятий дорожной карты национального проекта «Энергоэффективная подстанция». В части инновационных элементов системы резервного питания на первом этапе НИОКР было проведено информационно-теоретическое исследование, в рамках которого были рассмотрены системы резервного питания с аккумуляторными батареями, суперконденсаторами, дизель-генераторами и механическими накопителями энергии. По итогам сравнения указанных систем оптимальным решением для апробации стала литий-ионная аккумуляторная батарея (ЛИАБ).