60
Опыт эксплуатации
стальных многогранных опор
в распределительных сетях
ПАО «МРСК Центра»
В
мире
многогранные
опоры
в
сетях
всех
напряжений
применяются
уже
более
50
лет
.
В
последние
10
лет
этот
тип
опор
стал
активно
приме
-
няться
и
в
России
.
На
сегодняшний
день
построено
более
4000
км
ли
-
ний
с
применением
стальных
мно
-
гогранных
опор
(
СМО
).
Факторами
,
обусловившими
быстрое
внедре
-
ние
новых
опор
,
являются
:
–
снижение
стоимости
строитель
-
ства
и
эксплуатации
линий
на
СМО
;
–
высокая
надежность
ВЛ
на
СМО
;
–
сокращение
сроков
строитель
-
ства
;
–
увеличение
сроков
службы
.
На
сегодняшний
день
накоплен
богатый
опыт
конструирования
опор
.
Разработан
ряд
рекоменда
-
ций
по
адаптации
технических
ре
-
шений
по
опорам
и
фундаментам
к
условиям
строительства
с
це
-
лью
минимизации
затрат
заказ
-
чика
.
Проведены
сравнительные
расчеты
по
выявлению
наиболее
эффективных
областей
примене
-
ния
СМО
.
В
целом
ситуация
по
примене
-
нию
СМО
выглядит
успешной
.
Од
-
нако
при
рассмотрении
проблемы
в
разрезе
различных
классов
на
-
пряжений
картина
резко
меняется
.
В
среднем
,
в
общих
объемах
производства
заводов
СМО
на
опоры
для
ВЛ
0,4–20
кВ
приходит
-
ся
около
1%.
Причина
в
том
,
что
применение
СМО
в
сетях
напряже
-
нием
ниже
35
кВ
изначально
было
принято
считать
неэффективным
на
основании
примитивного
срав
-
нения
стоимости
одной
железо
-
бетонной
и
одной
многогранной
стойки
опоры
.
Также
нужно
учиты
-
вать
,
что
,
ввиду
огромных
объемов
строительства
распределительных
сетей
0,4–10
кВ
по
сравнению
с
ВЛ
35–110
кВ
,
на
первый
план
вы
-
ходил
вопрос
экономии
.
Однако
,
при
анализе
технологических
на
-
рушений
становится
понятно
,
что
именно
сети
0,4–10
кВ
являются
основным
источником
аварийных
отключений
.
Понимая
этот
факт
,
компания
ПАО
«
МРСК
Центра
»
об
-
ратила
внимание
на
СМО
как
воз
-
можность
повысить
надежность
работы
ВЛ
0,4–10
кВ
и
,
соответ
-
ственно
,
надежность
электроснаб
-
жения
потребителей
.
Первым
шагом
для
отработ
-
ки
технологии
строительства
ВЛ
с
применением
в
распределитель
-
ных
сетях
СМО
явился
опытный
участок
ВЛ
–10
кВ
протяженностью
2,2
км
в
Тверской
области
.
Типо
-
вым
проектом
предусматривалось
использование
железобетонных
стоек
СВ
110-5.
Проект
по
результа
-
там
торгово
-
закупочных
процедур
был
скорректирован
,
опоры
были
заменены
на
многогранные
.
Пере
-
проектирование
,
производство
опор
,
их
транспортировка
и
строи
-
тельство
линии
заняло
в
комплек
-
се
около
месяца
.
Какие
же
выгоды
получило
ПАО
«
МРСК
Центра
»
как
заказчик
,
приняв
решение
о
пере
-
ходе
на
многогранные
опоры
?
Основной
эффект
состоит
в
резком
,
почти
в
2,5
раза
,
со
-
кращении
общего
количества
опор
— 46
опор
в
варианте
с
же
-
лезобетонными
опорами
и
19
опор
в
варианте
с
многогранными
.
При
-
чина
одна
—
более
высокая
не
-
сущая
способность
многогранной
опоры
.
Это
позволяет
,
во
-
первых
,
увеличивать
пролетные
расстоя
-
ния
между
опорами
(
средний
про
-
лет
по
линии
вырос
с
50
метров
до
120
метров
),
а
во
-
вторых
,
на
ма
-
лых
углах
поворота
использовать
промежуточные
опоры
вместо
ан
-
Бредихин
А
.
С
.,
главный
специалист
отдела
технологического
развития
и
инноваций
Департамента
перспективного
,
технологического
развития
и
инноваций
ПАО
«
МРСК
Центра
»
Анкерная
стальная
многогранная
опора
ВЛ
-10
кВ
в
Тверьэнерго
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
61
керных
.
Пропорционально
сокра
-
щению
количества
опор
сокраща
-
ется
и
потребность
в
изоляторах
,
арматуре
,
оборудовании
.
Посколь
-
ку
резко
сократилось
количество
опор
,
сократились
и
объемы
работ
по
их
установке
и
подвеске
про
-
вода
.
Трудоемкость
по
многогран
-
ному
варианту
почти
в
два
раза
ниже
чем
по
исходному
вариан
-
ту
— 62
чел
·
час
против
114.
Почти
в
3
раза
сократилась
потребность
в
машинах
и
механизмах
.
Все
эти
изменения
в
натуральных
показа
-
телях
в
конечном
счете
находят
отражение
в
агрегированных
стои
-
мостных
показателях
—
капиталь
-
ные
затраты
на
строительство
ВЛ
с
СМО
снизились
на
15%.
Кроме
того
,
применение
СМО
приносит
и
другие
положительные
моменты
.
Как
уже
отмечалось
,
трудоемкость
снижается
вдвое
,
потребность
в
машинах
—
втрое
.
Это
означает
,
что
можно
увеличить
скорость
строительства
ВЛ
или
его
объемы
.
Многогранная
опора
выполнена
одностоечной
,
то
есть
количество
стоек
для
железобетонной
и
СМО
опоры
отличается
в
три
раза
,
опо
-
ра
целиком
в
три
раза
легче
желе
-
зобетонной
.
Это
определило
ради
-
кальное
снижение
веса
завозимых
на
строительство
грузов
с
78
тонн
до
18
тонн
.
Соответственно
сни
-
жаются
транспортная
и
погрузоч
-
но
-
разгрузочная
работы
и
их
сто
-
имость
.
Снижение
общего
количества
опор
и
упрощение
конструкций
ан
-
керных
опор
(
переход
на
односто
-
ечные
)
позволило
в
3
раза
умень
-
шить
землеотвод
под
опоры
.
Еще
одним
важным
преимуще
-
ством
СМО
является
тот
факт
,
что
многогранные
опоры
не
подверже
-
ны
конструктивным
изменениям
при
прохождении
тока
замыканий
на
землю
через
тело
опоры
и
,
со
-
ответственно
,
не
требуют
замены
или
внесения
в
список
опор
,
на
которые
запрещен
подъем
.
Необ
-
ходимость
контроля
технического
состояния
отсутствует
,
и
линия
мо
-
жет
быть
переведена
в
категорию
необслуживаемых
.
Все
это
означа
-
ет
существенное
снижение
эксплу
-
атационных
затрат
.
Несмотря
на
превосходство
расчетных
характеристик
,
реаль
-
ным
доказательством
более
вы
-
соких
механических
характеристик
многогранных
опор
и
надежности
ВЛ
в
целом
с
применением
СМО
явился
период
ледяных
дождей
осенне
-
зимнего
периода
2010/2011
годов
,
когда
количество
отключе
-
ний
в
зоне
прохождения
построен
-
ной
ВЛ
превысило
средний
много
-
летний
уровень
в
несколько
раз
.
Опытная
ВЛ
10
кВ
,
выполненная
на
СМО
,
отработала
указанный
сложный
период
без
повреждений
.
Кроме
того
,
за
почти
шестилетний
период
эксплуатации
не
было
вы
-
явлено
каких
-
либо
повреждений
элементов
конструкции
,
а
также
антикорозийного
покрытия
.
Учитывая
положительный
опыт
эксплуатации
ВЛ
10
кВ
с
исполь
-
зованием
СМО
,
было
решено
рассмотреть
вариант
применения
СМО
в
электрических
сетях
0,4
кВ
.
Как
оказалось
,
условия
исполь
-
зования
многогранных
опор
для
ВЛ
0,4
и
10
кВ
существенно
раз
-
личаются
.
К
примеру
,
ввиду
осо
-
бенностей
прохождения
ВЛ
0,4
кВ
в
большинстве
случаев
отсут
-
ствуют
протяженные
участки
,
на
которых
с
помощью
СМО
можно
увеличить
межпролетные
расстоя
-
ния
.
Таким
образом
,
основное
пре
-
имущество
СМО
в
части
снижения
капитальных
затрат
для
ВЛ
0,4
кВ
отсутствует
.
При
этом
существует
и
положительная
предпосылка
ис
-
пользования
СМО
:
в
сетях
0,4
кВ
увеличивается
количество
анкер
-
ных
опор
по
причине
большего
числа
углов
поворота
и
меньшего
анкерного
пролета
,
соответствен
-
но
,
эффект
от
применения
одно
-
стоечных
СМО
возрастает
ввиду
их
одностоечной
конструкции
.
Учитывая
стремление
ПАО
«
МРСК
Центра
»
повысить
надеж
-
ность
воздушных
линий
0,4
кВ
,
являющихся
важнейшим
элемен
-
том
на
пути
электроэнергии
к
по
-
требителю
,
а
также
отсутствие
на
тот
момент
СМО
0,4
кВ
,
способных
конкурировать
с
железобетонны
-
ми
опорами
при
экономическом
сравнении
,
было
решено
выпол
-
нить
научно
-
исследовательскую
и
опытно
-
конструкторскую
работу
(
НИОКР
)
по
созданию
качественно
нового
образца
многогранных
опор
для
применения
при
строитель
-
стве
ВЛ
0,4
кВ
.
В
составе
техниче
-
ского
задания
были
только
анкер
-
ные
СМО
,
так
как
предварительно
технико
-
экономическое
обоснова
-
ние
показало
,
что
с
экономической
точки
зрения
выгодно
применять
в
качестве
промежуточных
опор
одностоечные
железобетонные
и
деревянные
опоры
,
при
этом
с
технической
стороны
наличие
СМО
в
качестве
только
анкерных
опор
существенно
повышает
на
-
дежность
ВЛ
.
Результатом
НИОКР
стали
кон
-
струкции
анкерно
-
угловых
одно
-
секционных
СМО
высотой
7
м
и
10
м
(
без
учета
высоты
фунда
-
мента
)
одно
-
и
двухцепного
испол
-
нения
,
рассчитанные
на
угол
30°,
60°, 90°,
и
фундаменты
для
них
.
Опора
со
стойкой
высотой
10
м
планировалась
для
применения
при
пересечениях
авто
-
и
желез
-
ными
дорогами
,
другими
ВЛ
.
Про
-
веденные
натурные
испытания
доказали
высокие
расчетные
ме
-
ханические
характеристики
опор
,
предельные
нагрузки
не
привели
к
потере
устойчивости
элементов
.
В
рамках
проекта
была
произ
-
ведена
опытная
партия
опор
в
ко
-
личестве
38
штук
,
которые
были
установлены
при
реконструкции
распределительной
сети
0,4
кВ
в
филиале
ПАО
«
МРСК
Цен
-
тра
» — «
Липецкэнерго
».
Опытная
эксплуатация
,
как
и
ожидалось
,
прошла
без
замечаний
.
Анкерные
стальные
многогранные
опоры
ВЛ
-0,4
кВ
,
установленные
в
рамках
пилотного
внедрения
ре
-
зультатов
НИОКР
в
Липецкэнерго
№
1 (40) 2017
62
Подводя
итог
выполненному
проекту
,
можно
перечислить
сле
-
дующие
основные
результаты
и
особенности
новой
опоры
:
–
разработана
технически
и
эко
-
номически
обоснованная
аль
-
тернатива
угловым
трехстоеч
-
ным
анкерным
ж
/
б
и
деревян
-
ным
опорам
0,4
кВ
.
Оказалось
,
что
даже
на
этапе
сравнения
стоимости
материалов
одно
-
стоечная
СМО
дешевле
трех
-
стоечной
ж
/
б
опоры
ввиду
отсутствия
необходимости
в
некоторых
элементах
арма
-
туры
(
анкерные
кронштейны
,
анкерные
плиты
,
бандажные
ленты
,
стяжки
и
др
.);
–
срок
службы
— 50
лет
.
К
приме
-
ру
,
для
ж
/
б
опор
данный
пока
-
затель
составляет
25–30
лет
;
–
устойчивость
к
гололедно
-
ветровым
нагрузкам
.
СМО
-0,4
не
подвержены
излому
,
поэто
-
му
отсутствует
вероятность
нарушений
электроснабжения
потребителей
от
«
эффекта
домино
»
во
время
стихийных
бедствий
;
–
меньший
вес
,
за
счет
чего
умень
-
шаются
транспортные
и
по
-
грузочно
-
разгрузочные
работы
и
их
стоимость
.
К
примеру
,
наи
-
более
востребованная
СМО
высотой
7
м
на
угол
90°
весит
348
кг
с
фундаментом
, 3
стойки
СВ
-95-3
весят
около
2400
кг
.
Разница
почти
в
7
раз
;
–
унифицированная
конструк
-
ция
,
позволяющая
при
необ
-
ходимости
закрепить
фонари
уличного
освещения
,
шкаф
выносного
учета
,
кабельные
муфты
;
–
минимальный
землеотвод
за
счет
одностоечной
конструкции
;
–
эстетичность
,
пожаробезопас
-
ность
,
вандалоустойчивость
.
Вслед
за
липецким
филиалом
компании
опоры
теперь
опробует
филиал
«
Орелэнерго
».
Первые
130
опор
были
установлены
в
ходе
реконструкции
линии
электропе
-
редачи
0,4
кВ
в
поселке
Хардико
-
во
Орловского
района
.
В
общей
сложности
было
реконструирова
-
но
4,33
км
линий
.
Первый
опыт
ис
-
пользования
новых
опор
в
филиа
-
ле
признают
эффективным
.
После
получения
положитель
-
ного
опыта
эксплуатации
пилотных
проектов
ПАО
«
МРСК
Центра
»
при
-
ступило
ко
второму
этапу
реализа
-
ции
Программы
инновационного
развития
Общества
—
внедрению
результатов
,
выполненных
на
пер
-
вом
этапе
НИОКР
.
МРСК
Центра
планирует
закупать
СМО
для
их
массового
применения
в
зоне
сво
-
ей
ответственности
,
а
также
выво
-
дить
на
рынок
для
продажи
в
до
-
черние
общества
ПАО
«
Россети
»
(
уже
есть
интерес
и
запросы
ин
-
формации
от
некоторых
дочерних
обществ
ПАО
«
Россети
»)
и
прочим
заинтересованным
потребителям
,
формируя
таким
образом
новые
нетарифные
источники
финанси
-
рования
своей
деятельности
с
це
-
лью
компенсации
средств
,
затра
-
ченных
на
реализацию
проектов
в
инновационной
сфере
.
Для
реализации
представлен
-
ного
плана
ПАО
«
МРСК
Центра
»
выбрало
схему
заключения
лицен
-
зионных
соглашений
с
произво
-
дителями
профильной
продукции
.
Такой
вариант
эффективен
с
мар
-
кетинговой
точки
зрения
,
посколь
-
ку
позволяет
расширить
список
покупателей
за
счет
потребителей
,
с
которыми
у
производителей
уже
налажены
связи
.
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
Оригинал статьи: Опыт эксплуатации стальных многогранных опор в распределительных сетях ПАО «МРСК Центра»
В мире многогранные опоры в сетях всех напряжений применяются уже более 50 лет. В последние 10 лет этот тип опор стал активно применяться и в России.