Опыт эксплуатации и перспективы использования железобетонных опор на ВЛ 35–500 кВ Новгородского предприятия МЭС Северо-Запада

background image

background image

40

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (23), 

декабрь

 2021

Статья

 

о

 

применении

 

железобетонных

 

опор

 

ВЛ

изготов

-

ленных

 

из

 

центрифугированных

 

стоек

написана

 

группой

 

авторов

среди

 

которых

 

разработчики

 

опор

 

и

 

специали

-

сты

 

по

 

их

 

обслуживанию

Такое

 

сотрудничество

 

позволи

-

ло

 

дать

 

объективную

 

оценку

 

конструктивных

 

и

 

техноло

-

гических

 

решений

 

опор

 

на

 

основе

 

многолетнего

 

опыта

 

их

 

эксплуатации

 

и

 

наметить

 

перспективы

 

использования

 

же

-

лезобетонных

 

центрифугированных

 

конструкций

 

в

 

совре

-

менных

 

условиях

.

Опыт

 

эксплуатации

 

и

 

перспективы

 

использования

 

железобетонных

 

опор

на

 

ВЛ

 35–500 

кВ

 

Новгородского

 

предприятия

 

МЭС

 

Северо

-

Запада

Техсовет

Алексей

 

НАЙДРОВ

заместитель

 

главного

 

инженера

 

филиала

 

«

Россети

 

ФСК

 

ЕЭС

» — 

Новгородское

 

ПМЭС

Владимир

 

НИКОЛАЕВ

,

ведущий

 

инженер

 

СЭ

 

ЛЭП

 

филиала

 

«

Россети

 

ФСК

 

ЕЭС

» — 

Новгородское

 

ПМЭС

Петр

 

РОМАНОВ

,

к

.

т

.

н

., 

заместитель

 

заведующей

 

НИЛКЭС

 

ООО

 «

ПО

 «

Энерго

-

железо

 

бетон

 

инвест

»

А

ктивное

 

строительство

 

ВЛ

 

с

 

применением

 

железобетонных

 

опор

 

началось

 

еще

 

в

 

середине

 60-

х

 

годов

 

прошлого

 

века

когда

 

промышленность

 

страны

 

освоила

 

производство

 

центрифугированных

 

предварительно

 

напряженных

 

стоек

 

и

 

была

 

разработана

 

типовая

 

серия

 

унифицированных

 

опор

а

 

также

 

необходимая

 

нормативная

 

документация

Широкое

 

внедрение

 

железобетонных

 

опор

 

обосновывалось

 

необходимостью

 

экономии

 

металла

 

и

 

требованиями

 

сокращения

 

за

-

трат

 

на

 

строительство

 

новых

 

воздушных

 

линий

.

К

 

настоящему

 

времени

 

у

 

Новгородского

 

предприятия

 

МЭС

 

Северо

-

Запада

 

на

 

ли

-

ниях

 

электропередачи

 

напряжением

 35–500 

кВ

 

находится

 

в

 

эксплуатации

 8389 

же

-

лезобетонных

 

опор

что

 

составляет

 

более

 63% 

от

 

общего

 

объема

 

конструкций

 

на

 

ВЛ

Опыт

 

использования

 

большого

 

количества

 

железобетонных

 

опор

на

 

отдельных

 

линиях

 

превышающий

 50 

лет

позволяет

 

объективно

 

оценить

 

все

 

плюсы

 

и

 

минусы

 

конструкций

которые

 

испытали

 

на

 

себе

 

практически

 

все

 

возможные

 

климатиче

-

ские

 

воздействия

находясь

 

в

 

различных

 

грунтовых

 

условиях

Так

 

как

 

в

 

процессе

 

строительства

 

ВЛ

 

на

 

трассу

 

поступали

 

опоры

изготовленные

 

на

 

разных

 

заводах

и

 

транспортная

 

схема

 

доставки

 

стоек

 

варьировалась

 

в

 

широких

 

пределах

то

 

ана

-

лизу

 

поддается

 

также

 

влияние

 

технологических

 

особенностей

 

изготовления

 

стоек

 

и

 

условий

 

их

 

доставки

 

на

 

долговечность

 

эксплуатируемых

 

конструкций

 

ВЛ

Раз

-

нообразие

 

типов

 

опор

 

позволяет

 

оценить

 

и

 

особенности

 

работы

 

многих

 

конструк

-

тивных

 

схем


background image

41

Любовь

 

КАЧАНОВСКАЯ

,

к

.

т

.

н

., 

заведующая

  

НИЛКЭС

 

ООО

 

«

ПО

 «

Энерго

 

железо

-

бетон

 

инвест

»

Все

 

типы

 

железобетонных

 

опор

 

ВЛ

 

напряжением

 

свыше

 35 

кВ

 

изготавливаются

 

из

 

центрифугированных

 

стоек

 

длиной

 22,6 

и

 26 

м

 

с

 

предварительно

 

напряженной

 

армату

-

рой

Предварительное

 (

до

 

бетонирования

напряжение

 

стержней

 

каркаса

которое

 

в

 

даль

-

нейшем

 

передается

 

на

 

застывший

 

бетон

позволяет

 

придать

 

длинномерной

 

конструкции

 

дополнительные

 

возможности

 

к

 

восприятию

 

изгибающих

 

нагрузок

а

 

центрифугирование

 

бетонной

 

смеси

при

 

котором

 

избыточная

 

вода

 

отжимается

 

из

 

тела

 

стойки

ведет

 

к

 

значи

-

тельному

 

увеличению

 

плотности

а

 

значит

 

и

 

прочности

 

готовой

 

конструкции

За

 

счет

 

это

-

го

 

существенно

 

увеличивается

 

долговечность

 

центрифугированных

 

стоек

 

по

 

сравнению

 

с

 

конструкциями

изготовленными

 

при

 

помощи

 

вибрирования

 

бетонной

 

смеси

ОСНОВНЫЕ

 

ТИПЫ

 

ОПОР

 

НА

 

ВЛ

Схемы

 

железобетонных

 

опор

 

могут

 

быть

 

разнообразными

Обычно

 

это

 

одностоечные

 

или

 

двухстоечные

 

конструкции

свободностоящие

 

или

 

на

 

оттяжках

.

Таблица

 1 

демонстрирует

 

распределение

 

количества

 

железобетонных

 

опор

 

различ

-

ных

 

конструкций

 

на

 

линиях

 

электропередачи

 

напряжением

 35–500 

кВ

.

На

 

ВЛ

 35 

кВ

, 110 

кВ

 

и

 220 

кВ

 

в

 

качестве

 

промежуточных

 

свободностоящих

 

одноцепных

 

и

 

двухцепных

 

опор

 

в

 

основном

 

используются

 

одностоечные

 

конструкции

изготовленные

 

из

 

центрифугированных

 

конических

 

стоек

 

длиной

 22,6 

м

 

или

 26 

м

нижняя

 

часть

 

которых

 

устанавливается

 

в

 

грунт

 

и

при

 

необходимости

дополнительно

 

закрепляется

 

при

 

помощи

 

ригелей

 (

рисунок

 1).

Реже

 

встречаются

 

промежуточные

 

опоры

 

на

 

оттяжках

особенностью

 

которых

 

являет

-

ся

 

шарнирное

 

опирание

 

стойки

 

опоры

 

на

 

отдельный

 

фундамент

Отсутствие

 

изгибающего

 

момента

 

в

 

основании

 

стойки

 

позволяет

 

облегчить

 

конструкцию

 

и

 

увеличить

 

высоту

 

под

-

вески

 

проводов

 (

сократить

 

количество

 

опор

 

на

 

каждый

 

километр

 

трассы

 

ВЛ

).

На

 

ВЛ

 330 

кВ

 

и

 500 

кВ

 

в

 

качестве

 

промежуточных

 

конструкций

 

используются

 

двух

-

стоечные

 

портальные

 

опоры

которые

 

могут

 

быть

 

свободностоящими

 

или

 

использовать

 

оттяжки

Существует

 

два

 

основных

 

типа

 

свободностоящих

 

портальных

 

опор

опоры

 

охва

-

тывающего

 

типа

 (

так

 

называемые

 

компактные

 

опоры

), 

когда

 

все

 

три

 

фазы

 

располагаются

 

между

 

стойками

 

опор

 (

рисунок

 2), 

и

 

опоры

 

типа

 

ПВС

 (

рисунок

 3), 

когда

 

только

 

один

 

провод

 

находится

 

посередине

 

стоек

а

 

крайние

 

фазы

 

располагаются

 

с

 

их

 

внешней

 

стороны

Вну

-

тренние

 

связи

 

в

 

обоих

 

типах

 

опор

 

перераспределяют

 

нагрузку

 

между

 

стойками

позволяя

 

сократить

 

усилия

 

в

 

каждой

 

из

 

них

При

 

отсутствии

 

внутренних

 

связей

 

несущая

 

способность

 

опоры

 

сокращается

 

практически

 

вдвое

Связи

 

в

 

процессе

 

эксплуатации

 

не

 

должны

 

про

-

висать

но

 

усилия

 

в

 

них

 

не

 

должны

 

превышать

 1–2 

тонн

При

 

наклоне

 

опоры

 

поперек

 

оси

 

ВЛ

 

одна

 

из

 

свя

-

зей

 

включается

 

в

 

работу

.

Табл

. 1. 

Количество

 

эксплуатируемых

 

опор

 

ВЛ

 

в

 

Новгородском

 

ПМЭС

в

 

зависимости

 

от

 

напряжения

 

линии

 

и

 

конструктивной

 

схемы

 

опоры

Железобетонные

 

опоры

 

ВЛ

шт

.

Всего

Напряжение

 

ВЛ

35 

кВ

110 

кВ

220 

кВ

330 

кВ

500 

кВ

Промежуточные

 

свободностоящие

204

840

3022

3211

190

7467

Промежуточные

 

на

 

оттяжках

10

4

3

752

769

Анкерно

-

угловые

 

свободностоящие

7

32

35

7

81

Анкерно

-

угловые

 

на

 

оттяжках

12

24

24

5

7

72

Рис

. 1. 

Одностоечная

 

свободностоящая

 

опора


background image

42

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (23), 

декабрь

 2021

Рис

. 2. 

Портальная

 

опора

 

охватывающего

 

типа

 

с

 

внутренними

 

связями

Рис

. 3. 

Портальная

 

опора

 

типа

 

ПВС

330-1 

с

 

внутренними

 

связями

 

Рис

. 4. 

Анкерная

 

опора

 

на

 

оттяжках

Рис

. 5. 

Разрушение

 

верхней

 

части

 

стойки

 

опоры

 (

фото

 

сделано

 

после

 

разборки

 

разрушенного

 

бетона

)

В

 

качестве

 

анкерных

 

опор

 

ВЛ

 35–500 

кВ

 

могут

 

при

-

меняться

 

как

 

свободностоящие

так

 

и

 

опоры

 

на

 

оттяжках

Стойки

 

таких

 

конструкций

 

имеют

 

коническую

 

или

 

цилиндри

-

ческую

 

форму

Количество

 

и

 

тип

 

стоек

 

в

 

опоре

 

зависят

 

от

 

уровня

 

воспринимаемых

 

нагрузок

На

 

рисунке

 4 

приведена

 

анкерная

 

опора

 

на

 

оттяжках

нижняя

 

часть

 

стойки

 

которой

 

закреплена

 

в

 

грунте

.

ОСОБЕННОСТИ

 

ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ

 

ОПОР

Анализ

 

причин

 

отключения

 

линий

 

электропередачи

 

за

 

по

-

следние

 5 

лет

 

показал

что

 

ни

 

одна

 

из

 

более

 

чем

 8 

тысяч

 

железобетонных

 

опор

 

в

 

Новгородском

 

ПМЭС

 

не

 

стала

 

причиной

 

аварии

Этот

 

факт

 

говорит

 

как

 

о

 

долговечности

 

железобетонных

 

опор

так

 

и

 

о

 

качестве

 

обслуживания

 

кон

-

струкций

Отдельные

 

проблемы

выявленные

 

в

 

процессе

 

осмотров

 

ВЛ

устраняются

 

в

 

процессе

 

плановых

 

ремонтов

Подъем

 

на

 

опору

 

осуществляется

 

при

 

помощи

 

сборных

 

приставных

 

лестниц

имеющих

 

жесткую

 

анкерную

 

линию

 

для

 

обеспече

-

ния

 

безопасности

 

работников

Наблюдаемые

 

на

 

отдельных

 

стойках

 

продольные

 

тре

-

щины

 

оцениваются

 

на

 

предмет

 

их

 

опасности

 

для

 

снижения

 

несущей

 

способности

 

стоек

При

 

необходимости

 

стойки

 

за

-

меняются

 

на

 

новые

Единичный

 

случай

 

дефекта

 

железобетонных

 

стоек

с

 

ко

-

торым

 

столкнулись

 

в

 

Новгородском

 

ПМЭС

, — 

разрушение

 

бетона

 

в

 

районе

 

крепления

 

тросостойки

 

после

 

длительной

 

эксплуатации

 

опоры

 (

рисунок

 5).

Техсовет


background image

43

Причина

 

этого

скорее

 

всего

в

 

первоначальном

 

полу

-

чении

 

повреждений

 

в

 

верхней

 

части

 

стойки

 

при

 

ее

 

транс

-

портировке

 

волоком

 

по

 

трассе

возможен

 

и

 

вариант

 

па

-

дения

 

стойки

 

при

 

разгрузке

Микротрещины

не

 

заметные

 

при

 

строительстве

со

 

временем

 

привели

 

к

 

полному

 

раз

-

рушению

 

бетона

 

в

 

зоне

подверженной

 

воздействию

 

пере

-

менных

 

нагрузок

Оперативно

 

было

 

принято

 

временное

 

решение

 

по

 

усилению

 

верхней

 

части

 

опоры

 

при

 

помощи

 

металлических

 

элементов

В

 

дальнейшем

 

стойки

 

с

 

таки

-

ми

 

дефектами

 

требуют

 

замены

В

 

настоящее

 

время

 

появилась

 

возможность

 

упроще

-

ния

 

доставки

 

длинномерных

 

стоек

 

за

 

счет

 

применения

 

секционированных

 

железобетонных

 

опор

 

нового

 

поко

-

ления

Любая

 

стойка

 

может

 

быть

 

выполнена

 

в

 

секцио

-

нированном

 

варианте

Короткие

 

секции

первоначально

 

изготовленные

 

в

 

одной

 

опалубке

перевозятся

 

обычным

 

транспортом

 

и

 

собираются

 

на

 

трассе

 

при

 

помощи

 

болтов

Такие

 

стойки

 

обладают

 

повышенной

 

долговечностью

 

за

 

счет

 

использования

 

современной

 

арматуры

 

и

 

бетона

 

по

-

вышенной

 

прочности

Гарантированный

 

срок

 

их

 

службы

 

превышает

 60 

лет

Наиболее

 

уязвимыми

 

с

 

точки

 

зрения

 

долговечной

 

экс

-

плуатации

 

являются

 

узлы

 

соединения

 

стоек

 

опор

 

на

 

от

-

тяжках

 

с

 

фундаментами

Обычно

 

верхнюю

 

часть

 

стойки

 

фундамента

 

ремонтируют

 

путем

 

увеличения

 

площади

 

его

 

поперечного

 

сечения

 

с

 

использованием

 

дополнительного

 

армирования

 

добавляемого

 

бетонного

 

слоя

 (

рисунок

 6).

Однако

 

на

 

опоре

 

 89 

ВЛ

 330 

кВ

 

Чудово

 — 

Окуловка

когда

 

находящийся

 

в

 

болотистой

 

зоне

 

шарнирный

 

узел

 

соединения

 

нижней

 

части

 

опоры

 

с

 

фундаментом

 

полно

-

стью

 

разрушился

 

за

 

счет

 

осыпания

 

бетона

 

стойки

 

грибо

-

видного

 

подножника

было

 

принято

 

решение

 

заменить

 

его

 

на

 

две

 

винтовые

 

сваи

объединенные

 

между

 

собой

 

метал

-

лической

 

балкой

на

 

которой

 

был

 

закреплен

 

новый

 

штырь

 

для

 

соединения

 

фундамента

 

с

 

опорой

Все

 

работы

 

по

 

за

-

винчиванию

 

свай

закреплению

 

балки

 

ростверка

 

и

 

пере

-

становке

 

опоры

 

на

 

новое

 

основание

 

были

 

выполнены

 

без

 

отключения

 

ВЛ

Обновленная

 

конструкция

 

эксплуатирует

-

ся

 

до

 

настоящего

 

времени

 

без

 

проблем

 (

рисунок

 7).

От

 

качества

 

бетона

 

фундамента

особенно

 

в

 

ме

-

сте

 

опирания

 

на

 

него

 

стойки

 

опоры

во

 

многом

 

зависит

 

долговечность

 

всей

 

конструкции

Увеличение

 

плотности

 

и

 

прочности

 

бетона

 

грибовидных

 

фундаментов

 

и

 

свай

 

может

 

кардинально

 

решить

 

проблему

 

увеличения

 

срока

 

их

 

службы

 

и

 

полностью

 

исключить

 

необходимость

 

про

-

ведения

 

ремонтных

 

работ

 

в

 

процессе

 

эксплуатации

На

 

сегодняшний

 

день

 

имеется

 

возможность

 

заказа

 

на

 

заво

-

дах

 

сборных

 

типовых

 

конструкций

 

по

 

обычным

 

для

 

них

 

Техническим

 

условиям

но

 

изготовленных

 

из

 

бетона

 

по

-

вышенной

 

прочности

  (

соответственно

с

 

увеличением

 

относительно

 

обычных

 

значений

 

водонепроницаемости

 

и

 

морозостойкости

). 

Такое

 

решение

 

обеспечит

 

их

 

беспро

-

блемную

 

длительную

 

эксплуатацию

.

Вопросы

 

закрепления

 

железобетонных

 

стоек

 

в

 

грунте

 

и

 

возможные

 

отклонения

 

опоры

 

от

 

вертикали

 

появляются

 

Рис

. 6. 

Ремонт

 

стойки

 

фундамента

Рис

. 7. 

Ремонт

 

опоры

 

 89 

ВЛ

 330 

кВ

 «

Чудово

-

Окуловка

»: 

а

про

-

ект

 

замены

 

грибовидного

 

фундамента

 

под

 

стойку

 

опоры

 

на

 

от

-

тяжках

б

готовая

 

конструкция

 

фундамента

 

из

 

винтовых

 

свай

 

а

)

б

)


background image

44

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 4 (23), 

декабрь

 2021

в

 

случае

если

 

в

 

проектах

 

ВЛ

 

не

-

достаточно

 

учтены

 

геологические

 

условия

 

в

 

месте

 

закрепления

 

опор

Так

 

в

 

процессе

 

эксплуатации

 

ВЛ

 330 

кВ

 

Выру

 — 

Кингисеппская

 

на

 

обводненном

 

участке

 

было

 

произведено

 

усиление

 

закрепле

-

ний

 

одностоечных

 

опор

 

при

 

помо

-

щи

 

двух

 

вертикальных

 

винтовых

 

свай

объединенных

 

между

 

собой

 

и

 

опорой

 

при

 

помощи

 

металличе

-

ских

 

элементов

  (

рисунок

 8). 

От

-

тяжки

 

опоры

 

были

 

закреплены

 

при

 

помощи

 

одиночных

 

винтовых

 

свай

расположенных

 

вдоль

 

их

 

оси

 

(

рисунок

 9). 

На

 

рисунке

 10 

можно

 

увидеть

 

узел

 

соединения

 

оттяжки

 

с

 

винтовой

 

сваей

.

Мобильная

 

технология

 

погру

-

жения

 

свай

 

позволила

 

провести

 

все

 

ремонтные

 

работы

 

без

 

отклю

-

чения

 

линии

.

СОВРЕМЕННЫЕ

 

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ

 

ОПОРЫ

 

И

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

 

ИХ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

С

 2014 

года

 

в

 

ПАО

 «

Россети

 

ФСК

 

ЕЭС

» 

накоплен

 

богатый

 

опыт

 

замены

 

вышедших

 

из

 

строя

 

железобетонных

 

опор

 

на

 

их

 

современные

 

секционированные

 

аналоги

На

 

рисун

-

ке

 11 — 

общий

 

вид

 

портальной

 

опоры

 

 39 

типа

 

ПБ

330-

7

н

 (

с

), 

стойки

 

которой

 

состоят

 

из

 

двух

 

секций

Новая

 

опо

-

ра

 

была

 

доставлена

 

на

 

ВЛ

 330 

кВ

 

Великорецкая

 — 

Псков

 

обычным

 

транспортом

  (

без

 

проблем

возникающих

 

при

 

перевозке

 

длинномерных

 

изделий

), 

собрана

 

и

 

смонти

-

рована

 

по

 

известной

 

технологии

Особенностью

 

новых

 

секционированных

 

конструкций

 

является

 

их

 

повышенная

 

долговечность

достигаемая

 

за

 

счет

 

увеличения

 

проч

-

ности

 

бетона

 

с

 

марки

 

В

40 

до

 

марки

 

В

60. 

Показатели

 

во

-

донепроницаемости

 

и

 

морозостойкости

 

новых

 

конструк

-

ций

 

существенно

 

возрастают

 

по

 

сравнению

 

с

 

обычными

«

ГОСТовскими

» 

стойками

обеспечивая

 

отсутствие

 

затрат

 

на

 

их

 

ремонт

 

в

 

процессе

 

эксплуатации

.

Важной

 

в

 

современных

 

условиях

 

особенностью

 

желе

-

зобетонных

 

опор

 

является

 

их

 

вандалоустойчивость

Этот

 

факт

 

и

 

возможность

 

установки

 

на

 

трассах

 

современных

 

долговечных

 

опор

 

позволяет

 

задуматься

 

также

 

о

 

целесо

-

образности

 

замены

 

и

 

выходящих

 

из

 

строя

 

металлических

 

опор

 

на

 

конструкции

 

из

 

секционированных

 

железобетон

-

Рис

. 9. 

Закрепление

 

стойки

 

опоры

 

 151 

на

 

ВЛ

 220 

кВ

 

Выру

 — 

Кингисеппская

 

при

 

помощи

 

винтовых

 

свай

Рис

. 8. 

Трасса

 

ВЛ

 220 

кВ

 

Выру

 — 

Кингисеппская

Рис

. 10. 

Узел

 

соединения

 

оттяжки

 

опоры

 

 151 

на

 

ВЛ

 220 

кВ

 

Выру

 — 

Кингисеппская

 

с

 

винтовой

 

сваей

Техсовет


background image

     Хренников А.Ю.

Техническая

 

диагностика

 

и

 

аварийность

 

электрооборудования

Книгу

 

можно

 

приобрести

 

в

 

интернет

-

магазине

 

электронных

 

книг

  «

ЛитРес

» 

в

 

разделе

  «

Техническая

 

литература

»

Учебно-методическое пособие. ЛИТРЕС, 2021. 230 стр., 154 ил.

Представлен

 

анализ

 

методов

 

диагностики

 

состояния

 

электрооборудования

 

для

 

выявления

 

дефектов

 

и

 

повреждений

 

в

 

процессе

 

эксплуатации

Эффективность

 

применения

 

методов

 

диагностики

 

сопровождается

 

примерами

 

обнаруже

-

ния

 

дефектов

 

и

 

повреждений

 

конкретного

 

оборудования

силовых

 

трансформаторов

реакторов

трансформаторов

 

тока

 

и

 

напряжения

разъединителей

турбогенераторов

ОПН

 

и

 

т

.

д

Приведены

 

примеры

 

повреждений

 

и

 

расследова

-

ния

 

технологических

 

нарушений

Рассмотрены

 

вопросы

 

электродинамических

 

испытаний

 

силовых

 

трансформаторов

 

на

 

стойкость

 

к

 

токам

 

КЗ

которые

 

служат

 

инструментом

 

для

 

повышения

 

надежности

 

их

 

конструкции

Предназначено

 

для

 

руководителей

 

и

 

специалистов

 

технических

 

служб

 

предприятий

 

электрических

 

и

 

распределительных

 

сетей

стан

-

ций

подразделений

 

технической

 

инспекции

  (

ТИ

и

 

служб

 

охраны

 

труда

 

и

 

надежности

 

филиалов

 

МЭС

 

ПАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

» 

и

 

ПАО

 «

Россети

», 

слушателей

 

курсов

 

повышения

 

квалификации

а

 

также

 

для

 

аспирантов

магистрантов

 

и

 

сту

-

дентов

 

электроэнергетических

 

специальностей

.

45

Рис

. 11. 

Промежуточная

 

опора

 

ПБ

330-7

н

(

с

на

 

ВЛ

 330 

кВ

 

Велико

-

рецкая

 — 

Псков

выполненная

 

из

 

секционированных

 

стоек

ных

 

стоек

Особенно

 

актуальным

 

это

 

стало

 

после

 

разра

-

ботки

 

новых

 

секционированных

 

опор

устанавливаемых

 

на

 

фундамент

Высота

 

подвески

 

проводов

 

на

 

них

 

стала

 

сопоставимой

 

с

 

отметками

 

крепления

 

гирлянд

 

изолято

-

ров

 

на

 

многих

 

металлических

 

конструкциях

Кроме

 

того

обычный

 

для

 

повышенных

 

опор

 

фундамент

 

из

 

центрифу

-

гированной

 

секции

 

диаметром

 800 

мм

 

в

 

слабых

 

грунтах

 

может

 

быть

 

заменен

 

на

 

свайную

 

конструкцию

 

с

 

роствер

-

ком

имеющим

 

специальную

 

закладную

 

деталь

 

для

 

кре

-

пления

 

стойки

Это

 

позволяет

 

закрепить

 

опоры

 

в

 

любых

 

грунтовых

 

условиях

ВЫВОДЫ

1. 

Считаем

 

целесообразным

 

при

 

формировании

 

и

 

ро

-

тации

 

аварийного

 

резерва

 

опор

 

использовать

 

совре

-

менные

 

железобетонные

 

секционированные

 

стойки

изготавливаемые

 

на

 

заводах

 

ООО

 «

ПО

 «

Энергожеле

-

зобетонинвест

». 

Кроме

 

того

применение

 

специально

 

разработанных

 

универсальных

 

конструкций

которые

 

смогут

 

заменить

 

целую

 

серию

 

опор

находящихся

 

в

 

эксплуатации

позволит

 

значительно

 

сократить

 

но

-

менклатуру

 

резервных

 

опор

Опыт

 

разработки

 

универ

-

сальных

 

конструкций

предназначенных

 

для

 

замены

 

как

 

железобетонных

так

 

и

 

металлических

 

опор

уже

 

имеется

 

в

 

ФСК

 

ЕЭС

.

2. 

Регулярные

 

обследования

 

опор

 

и

 

сбор

 

информации

 

об

 

их

 

состоянии

 

в

 

базу

 

данных

 

позволяют

 

отследить

 

появляющиеся

 

дефекты

 

и

 

вовремя

 

принять

 

меры

 

для

 

поддержания

 

работоспособности

 

конструкций

 

опор

 

и

 

ВЛ

 

в

 

целом

.

В

 

современных

 

условиях

 

особенно

 

важным

 

становится

 

обладание

 

полным

 

набором

 

информации

 

о

 

конструкциях

их

 

трехмерными

 

чертежами

данными

 

об

 

области

 

их

 

приме

-

нения

принятыми

 

при

 

проектировании

марками

 

стоек

Все

 

эти

 

данные

включая

 

информацию

 

о

 

характеристиках

 

грунта

 

в

 

районе

 

опор

позволят

 

оперативно

 

и

 

грамотно

 

принять

 

ре

-

шение

 

о

 

проведении

 

ремонтных

 

работ

 

или

 

замене

 

конструк

-

ций

 

на

 

их

 

секционированные

 

аналоги

Современная

 

база

 

данных

 

по

 

эксплуатации

 

должна

 

позволять

 

хранение

 

и

 

использование

 

указанных

 

матери

-

алов

Добавление

 

в

 

эту

 

систему

 

информации

первона

-

чально

 

разработанной

 

при

 

проектировании

 

линии

несо

-

мненно

 

упростит

 

процесс

 

принятия

 

решений

 

и

 

поднимет

 

уровень

 

эксплуатации

добавив

 

ему

 

оперативности

 

и

 

про

-

фессионализма

.  


Оригинал статьи: Опыт эксплуатации и перспективы использования железобетонных опор на ВЛ 35–500 кВ Новгородского предприятия МЭС Северо-Запада

Читать онлайн

Статья о применении железобетонных опор ВЛ, изготовленных из центрифугированных стоек, написана группой авторов, среди которых разработчики опор и специалисты по их обслуживанию. Такое сотрудничество позволяет дать объективную оценку конструктивных и технологических решений опор на основе многолетнего опыта их эксплуатации и наметить перспективы использования железобетонных центрифугированных конструкций в современных условиях.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Молниезащита оборудования ПС 110–220 кВ с помощью ОПН от набегающих волн перенапряжений с линий электропередачи при демонтаже грозозащитного троса на подходе к подстанциям

Воздушные линии
АО «Полимер-Аппарат»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»