Оптимизация поиска мест повреждения воздушных линий электропередачи 220 кВ, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) с применением волновых ОМП

background image

background image

44

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 1(28), 

март

 2023

Процесс

 

эксплуатации

 

линий

 

электропередачи

 

связан

 

с

 

раз

-

личного

 

рода

 

природными

 

воздействиями

негативно

 

влия

-

ющими

 

на

 

надежность

 

элементов

 

и

 

узлов

 

электросетевых

 

объектов

Большинство

 

коротких

 

замыканий

 

на

 

ВЛ

 

носят

 

неустойчивый

 

характер

при

 

котором

 

благодаря

 

успешно

-

му

 

АПВ

 

воздушная

 

линия

 

остается

 

в

 

работе

Это

 

усложняет

 

процесс

 

поиска

 

повреждения

 

при

 

послеаварийном

 

обходе

увеличивает

 

затраты

 

на

 

его

 

проведение

В

 

связи

 

с

 

этим

 

зна

-

чимость

 

точных

 

и

 

надежных

 

приборов

 

определения

 

места

 

повреждения

 

возрастает

В

 

статье

 

рассмотрены

 

актуаль

-

ные

 

вопросы

 

оптимизации

 

проведения

 

послеаварийных

 

обходов

 

ЛЭП

 

МЭС

 

Востока

расположенных

 

на

 

территории

 

Республики

 

Саха

 (

Якутия

с

 

применением

 

волновых

 

прибо

-

ров

 

определения

 

места

 

повреждения

Оптимизация

 

поиска

 

мест

 

повреждения

 

воздушных

 

линий

 

электропередачи

 

220 

кВ

расположенных

 

на

 

территории

 

Республики

 

Саха

 (

Якутия

с

 

применением

 

волновых

 

ОМП

Павел

 

ПИНЧУКОВ

к

.

т

.

н

., 

доцент

 

кафедры

«

Системы

 

электро

-

снабжения

» 

Дальне

-

восточного

 

государ

-

ственного

 

университета

 

путей

 

сообщения

 

В

оздушные

 

линии

 

электропередачи

 

в

 

зоне

 

эксплуа

-

тационной

 

ответственности

 

филиала

 

ПАО

 «

Россе

-

ти

» — 

Магистральные

 

электрические

 

сети

 

Востока

 

(

МЭС

 

Востока

эксплуатируются

 

в

 

сложных

 

услови

-

ях

большинство

 

воздушных

 

линий

 

проходит

 

по

 

залесенной

 

или

 

болотистой

 

местности

и

 

в

 

случае

 

их

 

повреждения

 

поиск

 

места

 

его

 

возникновения

 

может

 

быть

 

достаточно

 

продолжи

-

тельным

Более

 80% 

коротких

 

замыканий

 (

КЗ

на

 

ВЛ

 

носят

 

неустойчивый

 

характер

при

 

котором

 

благодаря

 

успешному

 

автоматическому

 

повторному

 

включению

 (

АПВ

ВЛ

 

остается

 

в

 

работе

Это

 

усложняет

 

процесс

 

поиска

 

повреждения

 

при

 

послеаварийном

 

обходе

 

и

 

увеличивает

 

значимость

 

точных

 

и

 

надежных

 

приборов

 

определения

 

места

 

повреждения

 

(

ОМП

). 

При

 

оценке

 

надежности

 

электроснабжения

 

потре

-

бителей

 

нормативно

-

правовые

 

акты

 [1] 

регламентируют

 

единый

 

подход

который

 

определяется

 

количеством

 

отклю

-

чений

 

потребителей

  (

П

sai

fi

 ), 

средней

 

продолжительностью

 

таких

 

отключений

  (

П

saidi) 

и

 

недоотпуском

 

электроэнергии

 

(

П

ens). 

В

 

связи

 

с

 

этим

 

задача

 

быстрого

 

определения

 

места

 

повреждения

 

при

 

повреждении

 

на

 

ВЛ

 

особенно

 

актуальна

.

Александр

 

ЛЬВОВ

заместитель

 

главного

инженера

 

по

 

эксплуата

-

ции

 

основного

 

обору

-

дования

 

филиала

ПАО

 «

Россети

» —

МЭС

 

Востока

Диагностика

 

и

 

мониторинг


background image

45

К

 

зоне

 

ответственности

 

МЭС

 

Востока

 

относятся

 

энер

-

гообъекты

 

сети

 

ЕНЭС

 

Республики

 

Саха

 (

Якутия

). 

Большая

 

часть

 

территории

 

республики

 

находится

 

в

 

зоне

 

вечной

 

мерз

-

лоты

Характерной

 

особенностью

 

является

 

низкий

 

уровень

 

транспортной

 

инфраструктуры

высокая

 

зависимость

 

от

 

сезонных

 (

зимних

автодорог

 

и

 

водного

 

транспорта

что

 

за

-

трудняет

 

проведение

 

послеаварийных

 

обходов

При

 

этом

 

особенностью

 

энергопотребления

 

Якутии

 

является

 

высокая

 

доля

 

промышленного

 

производства

 

и

 

низкий

 

уровень

 

резер

-

вирования

 

питания

 

населенных

 

пунктов

что

 

при

 

поврежде

-

ниях

 

ВЛ

особенно

 

с

 

неуспешным

 

АПВ

приводит

 

к

 

ограниче

-

ниям

 

потребителей

.

Энергосистема

 

Якутии

 

состоит

 

из

 

трех

 

энергорайонов

Южный

Западный

 

и

 

Центральный

Южный

 

энергорайон

 

обеспечивает

 

электроэнергией

 

Южно

-

Якутский

 

террито

-

риально

-

промышленный

 

комплекс

Нерюнгринский

 

и

 

Ал

-

данский

 

промышленные

 

и

 

сельскохозяйственные

 

узлы

с

 1980 

года

 — 

в

 

составе

 

ОЭС

 

Востока

.

С

 1 

января

 2019 

года

 

Западный

 

и

 

Центральный

 

энерго

-

районы

 

Республики

 

работают

 

в

 

составе

 

ОЭС

 

Востока

 

и

 

экс

-

плуатируются

 

МЭС

 

Востока

в

 

том

 

числе

 

по

 

факту

 

передачи

 

в

 

собственность

 

ПАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

» 

объектов

 

ЕНЭС

 220 

кВ

ранее

 

находившихся

 

в

 

собственности

 

ОАО

 «

ДВЭУК

».

В

 

диаграммах

 

рисунков

 1 

и

 2 

и

 

таблице

 1 

приведена

 

ста

-

тистика

 

по

 

количеству

 

и

 

причинам

 

аварийных

 

отключений

 

(

без

 

учета

 

объединения

 

аварийных

 

отключений

 

по

 

устойчи

-

вости

 

повреждения

ВЛ

 220 

кВ

расположенных

 

на

 

террито

-

рии

 

Республики

 

Саха

 (

Якутия

за

 

период

 2019–2022 

годы

На

 

рисунке

 3 

показан

 

пример

 

следов

 

КЗ

 (15.07.22 

в

 16:46 

отключение

 

ВЛ

 220 

кВ

 

НПС

-12-

КС

-1) 

в

 

случае

 

неустойчивого

 

повреждения

которые

 

практически

 

невозможно

 

обнаружить

 

при

 

низовом

 

послеаварийном

 

обходе

 

без

 

проведения

 

верхо

-

Рис

. 1. 

Количество

 

аварийных

 

отключений

 

на

 

ВЛ

 220 

кВ

,

расположенных

 

на

 

территории

 

Республики

 

Саха

 (

Якутия

за

 2019–2022 

годы

25

20

15

10

5

0

2019 

год

 2020 

год

 2021 

год

 2022 

год

 

Рис

. 2. 

Распределение

 

аварийных

 

отключений

 

на

 

ВЛ

 220 

кВ

расположенных

 

на

 

территории

 

Республики

 

Саха

 (

Якутия

за

 2019–2022 

годы

Грозовые

 

явления

78%

Налипание

 

снега

 

и

 

льда

2%

Природно

-

климатические

воздействия

 (

ветровые

 

нагрузки

)

4%

Воздействие

 

посторон

-

них

 

лиц

 (

техники

)

6%

Дефекты

изготовления

и

 

монтажа

9%

Возгорание

 

на

 

трассе

 

ВЛ

1%

Табл

. 1. 

Распределение

 

аварийных

 

отключений

 

на

 

ВЛ

,

расположенных

 

на

 

территории

 

Республики

 

Саха

 (

Якутия

по

 

причинам

 

(2019–2022 

годы

)

Причина

 

отключения

 

ВЛ

2019 

г

. 2020 

г

. 2021 

г

. 2022 

г

.

Итого

откл

.

%

Грозовые

 

явления

10

21

16

22

69

78,41

Возгорание

 

на

 

трассе

 

ВЛ

1

0

0

0

1

1,14

Дефекты

 

изготовления

 

и

 

монтажа

3

2

1

2

8

9,09

Воздействие

 

посторон

-

них

 

лиц

 (

техники

)

2

1

1

1

5

5,68

Природно

-

климатические

 

воздействия

 (

ветровые

 

нагрузки

)

2

1

0

0

3

3,41

Налипание

 

снега

 

и

 

льда

1

1

0

0

2

2,27

Всего

19

26

18

25

88

100,00

Рис

. 3. 

Следы

 

КЗ

 

на

 

проводе

 

ВЛ

 220 

кВ

 

Новокиевка

 — 

Февральская


background image

46

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 1(28), 

март

 2023

вого

 

осмотра

 

и

 

анализа

 

фотоматериалов

Поиск

 

места

 

по

-

вреждения

 

длился

 6 

дней

.

В

 

результате

 

обхода

начатого

 15.07.22, 

бригада

 (4 

чело

-

века

 

на

 

вахтовом

 

автомобиле

проводила

 

послеаварийный

 

осмотр

 

в

 

пролетах

 

опор

 85–47. 

После

 

того

 

как

 

зона

 

обхода

 

была

 

пройдена

 

и

 

повреждение

 

не

 

было

 

обнаружено

был

 

организован

 

верховой

 

осмотр

 

со

 

всех

 

опор

 

зоны

 

обхода

Ме

-

сто

 

КЗ

 (

следы

 

грозового

 

перекрытия

 

на

 

проводе

 

ф

А

было

 

обнаружено

 

на

 

опоре

 49 (16,8 

км

 

от

 

ПС

 220 

кВ

 

НПС

-12) 

в

 

ре

-

зультате

 

анализа

 

фотоматериалов

полученных

 

во

 

время

 

верхового

 

осмотра

 

только

 22.07.2022 

г

.

В

 

таблице

 2 

приведены

 

фактические

 

затраты

 

на

 

про

-

ведение

 

послеаварийных

 

осмотров

 

ВЛ

 

МЭС

 

Востока

рас

-

положенных

 

на

 

территории

 

Республики

 

Саха

  (

Якутия

за

 

2019–2022 

годы

Так

 

как

 

данные

 

работы

 

не

 

могут

 

быть

 

пред

-

усмотрены

 

планом

 

технического

 

обслуживания

 

и

 

ремонта

их

 

выполнение

 

отвлекает

 

персонал

 

от

 

проведения

 

плановых

 

работ

 

и

как

 

следствие

вынуждает

 

корректировать

 

план

Увеличение

 

средних

 

затрат

 

в

 2022 

году

 

связано

 

с

 

фак

-

том

 

неустойчивых

 

повреждений

 

на

 

ряде

 

отдаленных

 

участ

-

ков

 

ВЛ

  (

в

 

результате

 

атмосферных

 

перенапряжений

), 

где

 

поиск

 

мест

 

КЗ

 

занял

 

много

 

времени

Из

 

данных

 

таблицы

 2 

видно

что

 

целесообразно

 

ве

-

сти

 

работу

 

по

 

снижению

 

не

 

только

 

аварийности

 

на

 

ВЛ

но

 

и

 

средних

 

затрат

 

на

 

проведение

 

послеаварийных

 

обходов

Для

 

этого

 

необходимо

 

применение

 

точных

 

приборов

 

для

 

ОМП

ОМП

 

ВЛ

 

напряжением

 110 

кВ

 

и

 

выше

 

с

 

помощью

 

фиксирующих

 

приборов

 (

индикаторов

является

 

неотъем

-

лемой

 

частью

 

технического

 

обслуживания

 

электрических

 

сетей

 [1]. 

Организация

 

поиска

 

места

 

повреждения

 

зависит

 

от

 

ин

-

формации

которой

 

обладает

 

руководство

 

предприятия

 

Ма

-

гистральных

 

электрических

 

сетей

 (

ПМЭС

). 

При

 

определении

 

места

 

повреждения

 

с

 

помощью

 

приборов

 

ОМП

 

у

 

организа

-

торов

 

поиска

 

возникает

 

вопрос

 

доверия

 

к

 

указанному

 

месту

 

повреждения

Если

 

доверие

 

высокое

то

 

достаточно

 

с

 

ближайшей

 

точки

 

заезда

 

направить

 

бригаду

 

по

 

ре

-

монту

 

и

 

обслуживанию

 

ВЛ

 

в

 

расчетное

 

место

которая

 

именно

 

там

 

находит

 

точку

 

КЗ

Однако

 

если

 

в

 

расчетном

 

месте

 

не

 

найдено

 

место

 

повреждения

возникает

 

во

-

прос

 

о

 

дальнейших

 

действиях

Для

 

нахождения

 

места

 

повреждения

как

 

правило

требуется

 

привлечение

 

к

 

осмот

 

ру

 

еще

 

одной

  (

а

 

иногда

 

и

 

большего

 

количе

-

ства

бригады

в

 

том

 

числе

 

для

 

верхового

 

осмотра

Применение

 

вертолета

 

не

 

решает

 

всех

 

задач

так

 

как

 

при

 

неустойчивых

 

КЗ

 

характер

 

повреждения

 

таков

что

 

повреждение

 

неразличимо

 

на

 

расстоянии

определяе

-

мом

 

высотой

 

движения

 

вертолета

В

 

связи

 

с

 

этим

 

при

 

повреждении

 

на

 

ответственных

 

ВЛ

 

на

 

обход

 

выходят

 

несколько

 

бригад

направляемых

как

 

правило

в

 

проти

-

воположные

 

стороны

 

от

 

места

 

заезда

Это

 

влечет

 

за

 

собой

 

увеличение

 

затрат

 

на

 

проведение

 

обхода

 

и

 

по

-

терю

 

времени

.

Расчетная

 

зона

 

обхода

 

должна

 

быть

 

настолько

 

широкой

чтобы

 

практически

 

все

 

фактические

 

места

 

повреждения

 

ле

-

жали

 

внутри

 

этой

 

зоны

и

 

в

 

то

 

же

 

время

 

настолько

 

неболь

-

шой

чтобы

 

поиск

 

места

 

повреждения

 

привел

 

к

 

результатам

Эти

 

два

 

требования

 

определяют

 

суть

 

зоны

 

обхода

Другими

 

словами

можно

 

определить

 

это

 

понятие

 

как

 

такую

 

часть

 

ВЛ

 

по

 

обе

 

стороны

 

от

 

расчетного

 

места

 

повреждения

чтобы

 

с

 

высокой

 

степенью

 

вероятности

 

фактическое

 

повреждение

 

лежало

 

в

 

ее

 

пределах

Зона

 

обхода

 

является

 

фундамен

-

тальным

 

понятием

 

ОМП

.

В

 

МЭС

 

Востока

 

все

 

ВЛ

 

протяженностью

 

более

 20 

км

 

осна

 

щены

 

приборами

 

ОМП

В

 

таблице

 3 

приведено

 

распре

-

деление

 

устройств

 

ОМП

 

на

 

ВЛ

расположенных

 

на

 

террито

-

рии

 

Республики

 

Саха

 (

Якутия

), 

при

 

этом

 

количество

 

установ

-

ленных

 

волновых

 

приборов

 

ОМП

 (

ВОМП

на

 

данный

 

момент

 

невелико

.

При

 

повреждении

 

на

 

ВЛ

оснащенных

 

устройствами

 

ВОМП

продолжительность

 

проведения

 

послеаварийных

 

обходов

 

и

 

затраты

 

на

 

их

 

проведение

 

существенно

 

сни

-

жаются

Причиной

 

является

 

более

 

точное

 

определение

 

Табл

. 2. 

Средние

 

затраты

 

на

 

проведение

послеаварийных

 

осмотров

 

ВЛ

 

МЭС

 

Востока

расположенных

на

 

территории

 

Республики

 

Саха

 (

Якутия

за

 2019–2022 

годы

Показатель

2019 

г

. 2020 

г

. 2021 

г

. 2022 

г

.

Итого

 

за

 

года

Число

 

аварийных

 

отключений

 

на

 

ВЛ

19

26

18

25

88

Фактические

 

затра

-

ты

 

на

 

проведение

 

осмотров

тыс

руб

.

1344

1231

845

2592

6012

Средние

 

затраты

на

 

проведение

 

осмотра

тыс

руб

.

71

47

47

104

68

Табл

. 3. 

Установленные

 

на

 

объектах

расположенных

на

 

территории

 

Республики

 

Саха

 (

Якутия

), 

устройства

регистрации

 

аварийных

 

событий

 (

РАС

), 

ОМП

 

и

 

ВОМП

Устройство

Производитель

Наименование

Количество

абс

. %

ОМП

 

по

параметрам

 

аварийного

 

режима

АО

 «

Радиус

Автоматика

»,

«

НПП

 

Бреслер

»,

ООО

 

НПП

 «

ЭКРА

»

ИМФ

-3

Р

,

Сириус

-2,

Бреслер

-0107.

ОМП

БЭ

2704

65

61,3

РАС

«

НПП

 

Бреслер

», 

Prosoft, 

НПФ

 

«

ЭНЕРГОСОЮЗ

», 

ООО

 

НПП

 «

ЭКРА

»

Черный

 

ящик

,

Бреслер

-0107.910, 

РЭС

-3, 

НЕВА

БЭ

2704

33

31,1

ВОМП

ООО

 «

Релематика

»,

«

НПП

 

Бреслер

» 

ТОР

 300,

Бреслер

-0107.

ВОМП

8

7,6

Диагностика

 

и

 

мониторинг


background image

47

зоны

 

обхода

 

со

 

стороны

 

ВОМП

что

 

позволяет

 

оптимизи

-

ровать

 

затраты

 

на

 

проведение

 

послеаварийных

 

обходов

Это

 

иллюстрируют

 

натурные

 

испытания

проведенные

 

в

 2021 

году

 

на

 

КВЛ

 220 

кВ

 

Томмот

 — 

Майя

-1 

с

 

применени

-

ем

 

ВОМП

 [2]. 

Данная

 

линия

 

была

 

выбрана

 

для

 

проведения

 

опыта

 

в

 

том

 

числе

 

из

-

за

 

того

что

 

продолжительность

 

по

-

иска

 

мест

 

повреждения

 

на

 

ней

 

в

 

период

 2019–2020 

годов

 

достигала

 10 

суток

.

и

 7 

сентября

 2021 

года

 

на

 

КВЛ

 220 

кВ

 

Томмот

 — 

Майя

-1 

цепь

 

МЭС

 

Востока

 

с

 

применением

 

опыта

 

КЗ

 

про

-

ведены

 

натурные

 

испытания

 

терминалов

 

ТОР

 300 

ВОМП

 

системы

 

ВОМП

 

для

 

проверки

 

их

 

точности

 

функциониро

-

вания

Терминалы

 

устройств

 

определяли

 

место

 

повреж

-

дения

 

на

 

КВЛ

 220 

кВ

 

Томмот

 – 

Майя

-1 

цепь

 

волновым

 

ме

-

тодом

 

на

 

основе

 

двухсторонних

 

измерений

 

напряжения

 

на

 

шинах

 

ПС

к

 

которым

 

подключена

 

данная

 

КВЛ

Терми

-

налы

 

были

 

расположены

 

на

 

релейных

 

щитах

 

ПС

 220 

кВ

 

«

Томмот

» 

и

 

ПС

 220 

кВ

 «

Майя

» 

и

 

подключались

 

по

 

цепям

 

измерения

 

к

 

вторичным

 

обмоткам

 

электромагнитных

 

трансформаторов

 

напряжения

первичные

 

обмотки

 

ко

-

торых

 

подключены

 

к

 

сборным

 

шинам

 220 

кВ

 

этих

 

ПС

по

 

цепям

 

синхронизации

 

измерений

 

к

 

антеннам

 

спутниковой

 

навигационной

 

системы

 GPS/

ГЛОНАСС

по

 

цепям

 

пере

-

дачи

 

меток

 

двухсторонних

 

измерений

 

к

 

системе

 

передачи

 

информации

 

по

 

ЛЭП

  (

ВОЛС

и

 

по

 

цепям

 

пуска

 

от

 

защит

 

(

РЗА

к

 

исполнительным

 

органам

 («

сухим

» 

контактам

 

и

 

ка

-

налу

 

передачи

 GOOSE-

сообщений

дифференциальной

 

защиты

 

ЛЭП

Полученные

 

результаты

 

ОМП

 

терминалов

 

ТОР

 300 

ВОМП

 

устройств

 

системы

 

ВОМП

 

сравнивались

 

с

 

показаниями

 

устройств

 

ИМФ

-3 

Р

находящихся

 

в

 

про

-

мышленной

 

эксплуатации

 

на

 

этой

 

КВЛ

 

и

 

осуществляющих

 

ОМП

 

методом

 

односторонних

 

измерений

 

по

 

параметрам

 

аварийного

 

режима

.

Выполнено

 

два

 

опыта

 

однофазных

 

КЗ

 

на

 

землю

 — 

через

 

металлическую

 

опору

 

 375 

и

 

в

 

середине

 

пролета

 

между

 

опорой

 

 374 

и

 

 375 

КВЛ

 220 

кВ

 

Томмот

 — 

Майя

-1 

через

 

установленную

 

под

 

первой

 

цепью

 

КВЛ

 

специально

 

срублен

-

ную

 

сосну

 

при

 

сохранении

 

транзита

 

по

 

КВЛ

 220 

кВ

 

Томмот

 — 

Майя

-2 (

рисунки

 4 

и

 5).

Полученные

 

результаты

 

ОМП

 

приведены

 

в

 

табли

-

цах

 4 

и

 5.

Табл

. 4. 

Результаты

 

ОМП

 

при

 

КЗ

 

на

 

опоре

Устройство

 

ОМП

Показания

 

устройств

 

ОМП

 

от

 

ПС

 220 

кВ

 

«

Майя

», 

км

Фактическое

 

рас

-

стояние

 

до

 

места

 

повреждения

 

от

ПС

 220 

кВ

 «

Майя

», 

км

Относи

-

тельная

 

погреш

-

ность

, %

ТОР

-300 

ВОМП

308,2

307,6

0,13

ИМФ

-3

Р

327

4,50

ДЗЛ

 (7SD522)

332

5,54

Рис

. 4. 

Схема

 

проведения

 

опыта

 

КЗ

 

на

 

опоре

ПС

 220 

кВ

«

Томмот

»

ПС

 220 

кВ

«

Томмот

»

Оп

 375

Оп

.

 375

Оп

.

 374

Цепь

 

 1

Цепь

 

 1

Цепь

 

 2

Цепь

 

 2

КЗ

 

ф

. B

КЗ

 

ф

. B

L

 = 307,6 

км

 

L

 = 307,73 

км

 

ПС

 220 

кВ

«

Майя

»

ПС

 220 

кВ

«

Майя

»

Рис

. 5. 

Схема

 

и

 

фотография

 

проведения

 

опыта

 

КЗ

 

на

 

дерево


background image

48

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 1(28), 

март

 2023

Следует

 

отметить

что

 

погрешность

 

системы

 

ВОМП

 

практически

 

находилась

 

в

 

пределах

 

длины

 

одного

 

пролета

 

(0,3 

км

КВЛ

 220 

кВ

 

при

 

опыте

 

КЗ

 

в

 

середине

 

пролета

 

КВЛ

 

220 

кВ

 

Томмот

 — 

Майя

-1. 

Результаты

 

натурных

 

испытаний

 

с

 

использованием

 

опытов

 

КЗ

 

на

 

линии

 220 

кВ

 

Томмот

 — 

Майя

 

подтвердили

 

высокую

 

точность

 

разработанных

 

устройств

 

ВОМП

реаги

-

рующих

 

на

 

параметры

 

фронта

 

волны

распространяющей

-

ся

 

по

 

линии

 

от

 

места

 

КЗ

напряжение

 

которой

 

измеряется

 

с

 

помощью

 

ТН

установленных

 

на

 

шинах

 

ПС

к

 

которым

 

подключены

 

данные

 

линии

.

Относительная

 

погрешность

 

волновых

 

приборов

 

ОМП

 

значительно

 

меньше

 

погрешности

 

традиционных

 

прибо

-

ров

 

ОМП

что

 

особенно

 

важно

 

при

 

поиске

 

повреждений

 

на

 

труднодоступных

 

ВЛ

расположенных

 

на

 

территории

 

Республики

 

Саха

  (

Якутия

). 

В

 

связи

 

с

 

этим

 

планируется

 

установка

 

ВОМП

 

на

 

строящихся

 

объектах

 — 

ПП

 220 

кВ

 

«

Нюя

» 

и

 

ПС

 220 

кВ

 «

Чаянда

», 

а

 

также

 

на

 

существующих

 

подстанциях

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высоковольтные

 

линии

 

электропередачи

 

могут

 

отключать

-

ся

 

вследствие

 

различных

 

причин

При

 

этом

 

около

 80% 

по

-

вреждений

 

носит

 

неустойчивый

 

характер

что

 

усложняет

 

процесс

 

поиска

 

места

 

повреждения

Большую

 

роль

 

в

 

ло

-

кализации

 

зоны

 

послеаварийного

 

обхода

 

играет

 

точность

 

приборов

 

ОМП

Относительная

 

погрешность

 

устройств

 

ВОМП

 

значительно

 

меньше

 

погрешности

 

традиционных

 

приборов

 

ОМП

что

 

приводит

 

к

 

снижению

 

затрат

 

на

 

прове

-

дение

 

послеаварийных

 

обходов

.  

Табл

. 5. 

Результаты

 

ОМП

 

при

 

КЗ

 

на

 

дерево

Устройство

 

ОМП

Показания

 

устройств

 

ОМП

 

от

 

ПС

 220 

кВ

 

«

Майя

», 

км

Фактическое

 

рас

-

стояние

 

до

 

места

 

повреждения

 

от

ПС

 220 

кВ

 «

Майя

», 

км

Относи

-

тельная

 

погреш

-

ность

, %

ТОР

-300 

ВОМП

308,04

307,73

0,07

ИМФ

-3

Р

328,20

4,71

ДЗЛ

 (7SD522)

329,40

4,98

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Приказ

 

Минэнерго

 

России

 

от

 29.11.2016 

 1256 «

Об

 

утверждении

 

методических

 

указаний

 

по

 

расчету

 

уров

-

ня

 

надежности

 

и

 

качества

 

поставляемых

 

товаров

 

и

 

оказываемых

 

услуг

 

для

 

организации

 

по

 

управлению

 

единой

 

национальной

  (

общероссийской

электриче

-

ской

 

сетью

 

и

 

территориальных

 

сетевых

 

организаций

». 

URL: https://base.garant.ru/71578114/.

2. 

Лачугин

 

В

.

Ф

., 

Панфилов

 

Д

.

И

., 

Попов

 

С

.

Г

., 

Платонов

 

П

.

С

., 

Алексеев

 

В

.

Г

., 

Клюшкин

 

Н

.

Г

., 

Подшивалин

 

А

.

Н

Разра

-

ботка

 

и

 

применение

 

устройств

 

определения

 

места

 

по

-

вреждения

 

на

 

линиях

 

электропередачи

 

с

 

использова

-

нием

 

волновых

 

методов

 // 

Энергия

 

единой

 

сети

, 2021, 

 5–6(60–61). 

С

. 50–67.

Диагностика

 

и

 

мониторинг


Оригинал статьи: Оптимизация поиска мест повреждения воздушных линий электропередачи 220 кВ, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) с применением волновых ОМП

Читать онлайн

Процесс эксплуатации линий электропередачи связан с различного рода природными воздействиями, негативно влияющими на надежность элементов и узлов электросетевых объектов. Большинство коротких замыканий на ВЛ носят неустойчивый характер, при котором благодаря успешному АПВ воздушная линия остается в работе. Это усложняет процесс поиска повреждения при послеаварийном обходе, увеличивает затраты на его проведение. В связи с этим значимость точных и надежных приборов определения места повреждения возрастает. В статье рассмотрены актуальные вопросы оптимизации проведения послеаварийных обходов ЛЭП МЭС Востока, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) с применением волновых приборов определения места повреждения.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Система диагностики АКБ «Репей»

Энергоснабжение / Энергоэффективность Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Возобновляемая энергетика / Накопители Диагностика и мониторинг
ООО НПП «Микропроцессорные технологии»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»